Вузы, в которых умеют учить: что нужно знать о мониторинге эффективности

Мониторинг эффективности школы

«Мониторинг эффективности школы» – это аналитический обзор, который позволяет отслеживать текущие тенденции в системе российского образования, в том числе на основе данных социологического исследования.

В подготовке мониторинга принимают участие сотрудники Центра экономики непрерывного образования (ЦЭНО) Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Межрегиональный мониторинг эффективности школы проводится ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС ежегодно. Работа основана на социологическом исследовании Центра, данных Росстата, Минобрнауки России, информационно-аналитических материалах органов управления в сфере образования. В рамках мониторинга проводится социологический опрос родителей учащихся, учителей и директоров школ разных типов поселений в субъектах Российской Федерации, дифференцированных по критериям социально-экономического развития.

Выпуски:

  • Мониторинг эффективности школы «Участие родителей школьников в образовательном процессе» №1 (10) 2020 г.
  • Мониторинг эффективности школы «Интересно ли детям учиться в школе?» №4 (9) 2019 г.
  • Мониторинг эффективности школы «Учителя российских школ: проблемы и перспективы» №3 (8) 2019 г.
  • Мониторинг эффективности школы «Выбор семьями образовательных траекторий для детей», 2019 г. № 2 (7)
  • Мониторинг эффективности школы «Дошкольное образование: доступность и качество», 2019 г. № 1 (6) 
  • Мониторинг эффективности школы «Успешность и неуспешность российских школьников (2018 г.)» – Октябрь 2018 г.
  • Мониторинг эффективности школы «Дополнительное образование школьников (2013–2017 гг.)» – Август 2018 г.
  • Мониторинг эффективности школы «Формирование образовательных стратегий учащихся: планы семей и роль школы (2014–2017 гг.)» – Июнь 2018 г.
  • Мониторинг эффективности школы. Что изменилось в работе учителя за последние годы (2014–2017 гг.) – Апрель 2018 г.
  • Мониторинг эффективности школы. Чем привлекательна работа в школе – взгляд учителей (2014–2017 гг.) – Февраль 2018 г.

Авторский коллектив:

Главный редактор – Клячко Татьяна Львовна, директор ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС
Ответственный редактор – Полушкина Елена Анатольевна, зам. директора ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС

Авторы:

Авраамова Елена Михайловна, зав.лаб. ИНСАПКлячко Татьяна Львовна, директор ЦЭНО ИПЭИЛогинов Дмитрий Михайлович, с.н.с. ИНСАППолушкина Елена Анатольевна, зам. директора ЦЭНО ИПЭИСемионова Елена Александровна, с.н.с. ЦЭНО ИПЭИТокарева Галина Световна, н.с. ЦЭНО ИПЭИ

Каковы результаты мониторинга 2016 года?

Среди госвузов неэффективными было признано 11 организаций (в прошлом году их было 25):

  1. Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии — МВА имени К. И. Скрябина,
  2. Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II,
  3. Московская государственная академия водного транспорта,
  4. Институт права и экономики (Липецк),
  5. Самарская академия государственного и муниципального управления,
  6. Воронежский государственный институт физической культуры,
  7. Воронежский государственный институт физической культуры,
  8. Дагестанский государственный педагогический университет,
  9. Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт,
  10. Сахалинский государственный университет,
  11. Якутская государственная сельскохозяйственная академия.

Также неэффективными признаны 199 филиалов государственных вузов, 81 частный вуз и 156 филиалов негосударственных вузов.

В 2015 году неэффективными было признано около 300 вузов и филиалов.

Избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности

Объявления о проведении конкурсов и выборов

Поздравляем коллектив Владимирского филиала РАНХиГС с успешными итогами мониторинга эффективности деятельности вузов!

Министерство науки и высшего образования РФ обнародовало результаты мониторинга эффективности деятельности российских вузов, проведенного в 2018 году.

Показатели филиала превышают пороговые значения по всем оцениваемым направлениям: образовательная, научно-исследовательская, международная, финансово-экономическая деятельность, заработная плата преподавателей, трудоустройство и дополнительный показатель (остепенённость преподавательского состава).

Позиции филиала по основным показателям в сравнении с пороговыми значениями:

Наименование показателя Значение показателя Пороговое значение
E.1 Образовательная деятельность 63,55 60
E.2 Научно-исследовательская деятельность 59,21 51,28
E.4 Финансово-экономическая деятельность 1541,67 1327,57
E.5 Заработная плата ППС 208,47 показатель не оценивается
E.6 Трудоустройство 85 70
E.7 Приведенный контингент 1090,9 220
E.8 Дополнительный показатель 3,18 2,78

Так держать!

Подробнее о мониторинге можно узнать здесь

Архив объявлений о проведении конкурсов и выборов

Архив объявлений о проведении конкурсов и выборов

Поздравляем коллектив Владимирского филиала РАНХиГС с успешными итогами мониторинга эффективности деятельности вузов!

Министерство науки и высшего образования РФ обнародовало результаты мониторинга эффективности деятельности российских вузов, проведенного в 2018 году.

Показатели филиала превышают пороговые значения по всем оцениваемым направлениям: образовательная, научно-исследовательская, международная, финансово-экономическая деятельность, заработная плата преподавателей, трудоустройство и дополнительный показатель (остепенённость преподавательского состава).

Позиции филиала по основным показателям в сравнении с пороговыми значениями:

Наименование показателя Значение показателя Пороговое значение
E.1 Образовательная деятельность 63,55 60
E.2 Научно-исследовательская деятельность 59,21 51,28
E.4 Финансово-экономическая деятельность 1541,67 1327,57
E.5 Заработная плата ППС 208,47 показатель не оценивается
E.6 Трудоустройство 85 70
E.7 Приведенный контингент 1090,9 220
E.8 Дополнительный показатель 3,18 2,78

Так держать!

Подробнее о мониторинге можно узнать здесь

Критерии оценки?

В число анализируемых критериев входят:

  • средний балл ЕГЭ у поступивших на бюджет абитуриентов,
  • объем научных исследований и доходы от научной деятельности,
  • доходы вуза из всех источников в целом,
  • количество иностранных студентов,
  • уровень зарплаты преподавателей,
  • число студентов, трудоустроившихся в первый год после получения диплома,
  • дополнительный показатель. Вузы разделены шесть групп: военные и силовые, медицинские, сельскохозяйственные, творческие, спортивные и транспортные. Для каждой группы разработаны собственный дополнительный показатель (доля работников, имеющих госнаграды, воинские звания и пр.).

По каждому критерию установлен норматив. Вуз признают неэффективным, если выполнены менее четырех показателей из семи.

Филиалы и негосударственные вузы – количество резко сократилось, качество оставшихся практически не отличается от головных вузов соответствующих регионов

В последние шесть лет Минобрнауки России и Рособрнадзор проводили активную работу по «расчистке» рынка высшего образования от программ низкого качества. Повышались требования к государственной аккредитации образовательных программ, закрывались слабые филиалы (как правило, не имевшие собственных педагогических кадров, не говоря уже о научно-лабораторной базе). Шел процесс выхода с рынка негосударственных вузов с аналогичными характеристиками. В результате с 2011 по 2017 год сеть филиалов государственных вузов сократилась на 54,1% (а с 2005 – на 73,7%); сеть государственных вузов – на 21,1%. Число негосударственных вузов сократилось на 40,4%, а их филиалов – на 71,2%.

В результате мы получили то, что можно смело назвать новой реальностью российского высшего образования. Его среднее качество заметно выросло, «красный хвост» вузов и программ, ориентировавшийся на школьных троечников и на облегченное прохождение университетского курса, сократился в несколько раз. С другой стороны, сохранившиеся негосударственные вузы и филиалы в 2018 г. практически ничем не отличаются по качеству от головных вузов соответствующих регионов. На платных местах в головных вузах, филиалах и частных вузах качество приема почти идентично – 62,4, и 61,6, 61,4 балла соответственно.

Сегодня и филиалы, и негосударственные вузы достаточно равномерно представлены во всех группах по качеству, как и головные вузы. Два «чемпиона» – Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ и казанский негосударственный вуз Иннополис – входят в группу вузов, где средний балл бюджетных (в Иннополисе квазибюджетных) студентов превышает 90 баллов при приеме больше 100 человек. Таких вузов в России всего восемь.

В группу очень высокого качества приема (больше 80 баллов из 100) входят 26 филиалов и негосударственный Санкт-Петербургский Гуманитарный ун-т профсоюзов. При этом этот последний и пять филиалов НИУ ВШЭ, РАНХиГС и Университета им. Кутафина зачислили 100 и больше бюджетных студентов.

В группу высокого качества приема (больше 70 баллов, то есть среди зачисленных больше половины отличников) вошло 82 филиала и 5 негосударственных вузов.

Если посмотреть на «группу риска», где больше половины зачисленных – школьные троечники (меньше 56 баллов из 100) – там 51 филиал, два негосударственных вуза и 57 головных вузов.

В группу высокого качества платного приема (больше 70 баллов, то есть среди зачисленных больше половины отличников) вошло 9 филиалов и 8 негосударственных вузов.

В «группу риска», где на платные места зачислено больше половины «троечников», вошел 91 филиал и 35 негосударственных вузов. 127 головных вузов так же зачислили на платные места в основном «троечников».

На бюджетные места в головные вузы, имеющие филиальную сеть, поступают несколько более подготовленные студенты, чем в их филиалы, но разница невелика (в головных вузах средний балл – 69, в филиалах – 65,2).

Важно отметить, что Минобрнауки России обеспечило с 2012 года равное участие негосударственных вузов в конкурсе на государственное задание. В 2018 году негосударственные вузы проводили конкурсы на около 1094 бюджетных места

Средний балл зачисленных на бюджетные места негосударственных вузов – 71,6. Этот показатель даже выше, чем в среднем у головных вузов, что объясняется небольшим количеством бюджетных мест на соответствующих программах и высоким спросом на соответствующие направления (экономика, право, менеджмент, международные отношения и пр.) у абитуриентов.

Бюллетень «Индекс рискоустойчивости в июне 2020 года»

Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ рассчитал Индекс рискоустойчивости в июне 2020 года. Данный показатель в реальном масштабе времени отражает совокупные предпринимательские оценки факторов, лимитирующих производственную деятельность и обусловленных наиболее значимыми социоэкономическими эффектами текущих рисков и вызовов, а также реакции на влияние возникающих шоков. Индекс рассчитывается на основе результатов проводимых Росстатом обследований деловой активности 4 тыс. крупных и средних российских промышленных предприятий практически во всех субъектах РФ в ежемесячном режиме. Значение Индекса показывает уровень рискоустойчивости укрупненных отраслей и подотраслей промышленности в текущем месяце по сравнению с предшествующим, выступая значимым предиктором в диагностике динамики экономической активности и «природы» стрессовых колебаний.

Наукамониторинги

Стоимость обучения: тренд на повышение

С 2012 по 2015 год стоимость платного обучения росла пропорционально среднемесячной зарплате. В 2016 году прироста практически не было. В 2017 году, после этой стабильной ситуации, наметился тренд на повышение относительной стоимости платного приема: прирост стоимости платного обучения в 3 раза превысил прирост среднемесячной зарплаты. Это соответствовало росту бюджетного финансирования российских вузов в этот период. Руководители вузов стремились обеспечить соответствие цены платного обучения нормативно-подушевому финансированию студентов-бюджетников.

В 2018 г. в среднем по России стоимость обучения в вузе составляет 139 тыс. рублей в год. Это примерно соответствует среднему бюджетному финансированию вузов в расчете на студента (с учетом «сдвига» платного приема на относительно менее капиталоемкие направления). Таким образом, последовательная политика Минобнауки России, направленная на выравнивание цены платного и бюджетного студента для вузов, привела к желаемому результату.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector