Виды нарушений пожарной безопасности и ответственность
Содержание:
- Обзор документа
- Какие системы надежнее?
- Доработанный текст проекта Приказа МЧС России «Об утверждении Положения о системе оперативного информирования населения» (подготовлен МЧС России 15.01.2018)
- Для тех, кто дома
- Как действовать во время наводнения
- Историческая сводка
- Оповещение — это…
- Технические моменты
- Кто обязан?
- Урок 18Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях
- Урок 16Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
- Организация оповещения населения
Обзор документа
Доработан проект положения о системе оперативного информирования населения. В нем будут определены назначение и задачи, а также порядок задействования системы, полномочия органов власти всех уровней и организаций в области оперативного информирования населения о ЧС.
Система представляет собой организационно-техническое объединение сил и средств для доведения до населения через СМИ и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших ЧС, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, о правах граждан в области защиты населения и территорий от ЧС и соцзащиты пострадавших.
Приводятся способы оперативного информирования населения. Среди них — доведение информации с использованием Комплексной системы экстренного оповещения населения; публикация информации в СМИ; размещение сообщений на интернет-ресурсах; предоставление гражданам информации по запросу.
Приводятся перечни мероприятий, организуемых госорганами всех уровней, а также организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Какие системы надежнее?
Учитывая распределение оповещателей по большой территории, одной из основных задач при построении системы оповещения является организация канала связи. От линий связи требуется максимальная надежность. Классическим способом организации связи между отдельными оповещателями является провод. В данном случае в зоне оповещения, которая может достигать внушительных размеров, исчисляемых в километрах, требуется развернуть проводную сеть. Нужно также обеспечить надежное крепление самих проводов, то есть опорную сеть. Но где гарантия, что в случае чрезвычайной ситуации (наводнения, оползня, землетрясения) не произойдет обрыва проводов?
Использование каналов GSM-операторов также не является оправданным по тем же причинам, что и проводных линий, — в случае ЧС (например, террористического акта) открытые каналы связи не работают из-за «перегруза» или отключения GSM-связи спецслужбами В условиях ЧС трансляция сигналов оповещения на объекты наиболее надежно может осуществляться только по специализированным радиоканалам, которые не разрушаются и не зависят от работы аппаратуры связи общего пользования.
Что такое «специализированный радиоканал»? Это двухсторонняя радиоканальная связь между устройствами системы оповещения населения о ЧС на специально выделенных для МЧС частотах. Это максимально надежная, неразрушаемая и не подверженная перегрузкам линия связи
Надежность радиоканальных систем оповещения обусловлена также наличием в таких системах возможности изменять маршрут доставки сообщений при выходе промежуточных узлов из строя, то есть динамической маршрутизации, что также является незаменимым качеством в условиях ЧС (пример радиоканальной системы оповещения представлен на рис. 1).
Доработанный текст проекта Приказа МЧС России «Об утверждении Положения о системе оперативного информирования населения» (подготовлен МЧС России 15.01.2018)
1 марта 2018
Досье на проект
УТВЕРЖДЕНОприказом МЧС Россииот __________ N____
I. Общие положения
1. Настоящее Положение об оперативном информировании населения о чрезвычайных ситуациях, пожарах и иных бедствиях (далее — Положение) разработано в соответствии с Федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. N 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций» постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
2. Положение определяет цели, задачи и порядок организации оперативного информирования населения о чрезвычайных ситуациях, пожарах и иных бедствиях.
3. Оперативное информирование населения о чрезвычайных ситуациях, пожарах и иных бедствиях (далее — оперативное информирование населения) — это целенаправленное и своевременное доведение до населения через системы оповещения и информирования населения, создаваемых в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, пожарах и иных бедствиях, мерах по обеспечению безопасности населения, мерах по оказанию всесторонней помощи пострадавшему населению, предусмотренную законодательством Российской Федерации, приемах и способах защиты населения, порядке действий населения в зоне чрезвычайной ситуации, отселении из пострадавших населенных пунктов, правах граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальной защиты пострадавших, порядке восстановления утраченных в результате чрезвычайной ситуации, пожара или иного бедствия документов.
4. Оперативное информирование населения проводиться в целях решения следующих задач:
своевременное доведение достоверной и согласованной оперативной информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, пожарах и иных бедствиях, и мерах по обеспечению безопасности населения;
предоставление информации о мероприятиях по оказанию всесторонней помощи пострадавшему населению, предусмотренную законодательством Российской Федерации;
доведение приемов и способов защиты населения, порядке их действий в зоне чрезвычайной ситуации, отселении из пострадавших населенных пунктов;
разъяснение прав граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальной защиты пострадавших, порядка восстановления утраченных в результате чрезвычайной ситуации, пожара или иного бедствия документов.
5. Требования к оперативному информированию населения:
доведение до населения информации с использованием систем оповещения и информирования населения, создаваемых в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, и современных средств информирования, обеспечивающих максимальный охват населения в минимальные сроки;
обеспечение возможности оперативного доступа к техническим средствам информирования населения с целью оперативного доведения до населения информации о чрезвычайных ситуациях, пожарах и иных бедствиях;
обеспечение полноты, достоверности, актуальности, целостности и оперативности доведения до населения информации о чрезвычайных ситуациях, пожарах и иных бедствиях.
Для тех, кто дома
Информирование аудитории, находящейся в стенах дома, реализуется через информационные блоки по телевидению, радио и другим каналам передачи звука
Если в населенном пункте прозвучал привлекающий внимание описанный выше сигнал сирен, следует сразу включить телевизор или радио, иной ретранслятор, чтобы прослушать звуковое оповещение. Это даст доступ к официальной информации о ЧС и общее представление о мерах, посредством которых можно себя обезопасить
Длительность речевого информационного блока – не более пяти минут. Для передачи этих сведений прерывают стандартные программы вещания с определенной периодичностью.
Как действовать во время наводнения
Если в средствах массовой информации прошло сообщение об угрозе наводнения, то действовать необходимо следующим образом:
- Включить радио или телевизор, чтобы быть в курсе последних событий и не пропустить инструкции спецслужб.
- Согласно установленным правилам надо покидать жилые помещения и отправляться в безопасные места.
- Оповестить близких и родных о надвигающейся опасности.
- Перед выходом из дома обязательно собрать документы, необходимые вещи, лекарства, запас еды и воды на несколько дней.
- Если есть такая возможность, то ценные вещи перенести в безопасное место, например на чердак.
- Перед тем как покинуть свое жилье, надо отключить все приборы от электросети, выключить свет.
- Закрыть двери и окна и эвакуироваться в безопасное место.
Случается, что чрезвычайная ситуация развивается стремительно, и за считаные часы люди оказываются в зоне наводнения. В этом случае их действия таковы:
Не предпринимать необдуманных действий без получения важных инструкций от спасательных служб. Если возможно, то надо забраться на чердак, крышу, другие возвышенности, чтобы не достала вода. Если вы проживаете в таких районах, где есть опасность наводнения, то для таких случаев необходимо иметь средства эвакуации, например надувную лодку, матрас
Чтобы привлечь внимание спасателей, подавайте сигналы: голосом, световые знаки, особенно ночью, размахивайте белым полотенцем. Постарайтесь оказывать помощь пострадавшим
Если вдруг вы оказались в воде, то необходимо снять с себя тяжелые вещи, сумки, обувь. Для оказания помощи тонущему человеку действия должны быть следующими:
- Бросить тонущему любой плавающий предмет.
- Зовите спасателей на помощь.
- Если человек в воде теряет сознание, то нужно подплыть к нему сзади, обхватить и постараться вытащить на возвышение.
- После прибытия спасателей необходимо строго выполнять все их рекомендации.
- Не создавайте паники и лишней суеты.
После нормализации обстановки можно возвращаться в свои жилища, но действия должны быть осторожными и с соблюдением следующих правил:
Перед тем как зайти в дом, необходимо проверить надежность строения
Осторожно с обвисшими или оборванными проводами. Для устранения аварии надо вызвать электриков
При осмотре помещения лучше не использовать огонь в качестве источника света на случай утечки газа. Для этих целей надо иметь фонарик. Проверить перед пользованием исправность водопровода, канализации и трубопровода. Все продукты питания, которые попали в воду, необходимо выбросить.
После ликвидации наводнения необходимо очистить колодцы от воды и грязи.
Историческая сводка
Столь массовым оповещение населения в пределах нашей державы стало в период Великой Отечественной войны, когда актуальные сведения о возможности воздушного нападения стали залогом успешного выживания мирного населения. В тот период наибольшую ответственность за своевременную подачу информации несли сирены, радиотрансляционная сетка вещания. Подобный слаженный механизм соответствовал духу времени, техническим возможностям того периода.
Как можно узнать из исторических сводок, оповещение населения в период Второй мировой обычно позволяло своевременно сообщить о тревожной обстановке и дать отбой, а аудитория без проблем слышала звуки и правильно их идентифицировала. Если раздавался сигнал воздушной тревоги, необходимо было срочно покинуть место пребывания и направиться в ближайшее укрытие. Такой звук информировал, что нападение с воздуха возможно в ближайшие же минуты.
Оповещение — это…
Оповещение населения — это своевременное предупреждение населения о надвигающейся опасности, а также информирование о порядке поведения в создавшихся условиях. Именно своевременное оповещение и информирование об истинном характере угрозы позволяют сократить возможные потери, препятствуют возникновению панических слухов, которые сами по себе в состоянии принести больше негативных последствий, чем чрезвычайная ситуация любого характера.
В положении о системах оповещения населения (введено приказом МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России от 25 июля 2006 г. № 422/90/376) дано следующее определение системы оповещения:
Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС) и населения
Системы оповещения создаются:
- на федеральном уровне — федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации);
- на межрегиональном уровне — межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа);
- на региональном уровне — региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации);
- на муниципальном уровне — местная система оповещения (на территории муниципального образования);
- на объектовом уровне — локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта).
Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться
В соответствии с положениями ст. 7, 8 и 9 Федерального закона от 1 2 февраля 1998 г № 28-ФЗ «О гражданской обороне» создание и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых:
- федеральными органами исполнительной власти;
- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- органами местного самоуправления;
- организациями в пределах своих полномочий на соответствующих территориях (объектах).
Технические моменты
Современная система оповещения населения – это такой метод передачи информации о происходящем или возможном событии, основная задача которого – привлечь внимание даже самых рассеянных слушателей. Для этого начало информационного блока передается на завышенной громкости
Это обусловлено техническими особенностями: сиренный электрический двигатель девять секунд пребывает под напряжением, что становится причиной формирования широкодиапазонной мощной звуковой волны. Следующие шесть секунд напряжение блокируется, за счет чего звучание становится слабее. Одиннадцатикратное повторение цикла – достаточный период, чтобы привлечь внимание широкой аудитории; после этого сирена отключается. «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» представляет собой сообщение длительностью ровно 165 секунд.
В норме сирены ставятся в населенных пунктах, численность обитателей которых – от полутысячи и более. Чтобы звуковое покрытие было максимальным, установки монтируют на крышах высоких зданий. Один прибор стандартного типа С-40 позволяет покрыть звуком 300-700 м2 в условиях городской зашумленности и высокоэтажных строений. Для усиления эффективности звуковые сигналы могут дополняться прерывистыми промышленными, транспортными гудками.
Кто обязан?
Правовыми нормативными актами ответственность за обеспечение связи и запуск оповестительных систем возложена на руководящий состав органов, созданных для защиты жителей страны. Непосредственные операции по исполнению – сфера ведения начальников служб регионального, районного уровня, отдельного объекта. Такие лица должны своевременно проверять и поддерживать аппаратуру в рабочем состоянии, контролировать качество кабелей, воздушных линий передачи данных. Если нужны восстановительные, аварийные мероприятия, начальствующий состав должен организовать их в кратчайшие сроки. Для этого должностной инструкцией и служебным положением даны различные средства и инструменты, включая человеческие силы – формирования профессионалов, способных исполнить конкретное сформулированное задание.
Чтобы в момент происшествия быстро реализовать оптимальную последовательность мероприятий по оповещению населения и направлению действий широкой аудитории, следует иметь заранее разработанный план действий. Его составление – сфера ответственности организаций, занимающихся ГО, ЧС. При информировании именно такой план становится главным документом. В нем фиксируется, какие методики использовать, чтобы эффективно распространить поступившую из центральных источников информацию. Население, в свою очередь, должно принять соответствующие меры, чтобы обезопасить себя лично, следует поступившим через передатчики инструкциям.
Урок 18Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях
Важнейшим условием своевременного принятия мер по защите населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени является его оповещение. С этой целью в стране созданы системы оповещения, прежде всего система централизованного оповещения, включающая в себя федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый уровни. Благодаря этой системе можно в кратчайшие сроки оповестить об опасности значительную часть населения страны в целом или отдельных ее территорий. Своевременное оповещение позволяет принять меры по защите населения и тем самым снизить потери. К этому же направлению следует отнести создание на потенциально опасных объектах локальных систем оповещения, управляемых дежурным персоналом объекта или персоналом централизованной системы оповещения города. Задача локальной системы оповещения — своевременно оповестить об опасности людей, проживающих вблизи потенциально опасного объекта. На случай если дежурный персонал не сможет своевременно задействовать систему оповещения, создаются локальные или объединенные автоматизированные системы обнаружения опасных природных и техногенных факторов и оповещения о них. Так, на некоторых отечественных АЭС созданы автоматизированные системы контроля радиационной обстановки.
Система оповещения населения в чрезвычайных ситуациях входит в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статистика
В Российской Федерации действуют 1 федеральная, 6 региональных и 88 территориальных систем централизованного оповещения.
Системы связи и оповещения обеспечивают доведение сигналов и информации до федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также охватывают около 90% населения страны.
По данным МЧС России
В настоящее время ведутся работы по реконструкции систем оповещения и по модернизации федеральной и региональных систем. В 2004 г. завершена работа по созданию единых диспетчерских служб на базе телефона 01 (единый телефон пожарных и спасателей МЧС России). С созданием единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДЦС) количество поступивших на телефон 01 сообщений в 2004 г. по сравнению с 2003 г. возросло почти в три раза. При этом только половина из них — сообщения о пожарах. Анализ конкретных ситуаций показал, что эффективность реагирования на обращения граждан в территориях, где функционирует единая дежурно-диспетчерская служба, увеличилась на 40%.
В 2005—2009 гг. МЧС России совместно с рядом субъектов РФ провело определенную работу по совершенствованию использования современных технических средств и способов подготовки и информирования населения по вопросам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах, в местах массового пребывания людей (в метро, на вокзалах, в крупных магазинах, на стадионах и т. п.). Реализация этого направления позволит решить проблему своевременного и качественного доведения до людей в этих местах необходимой информации о правилах безопасного поведения, особенно при пожарах, чрезвычайных ситуациях и террористических актах.
Вопросы
1. С какой целью создаются системы оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций?
2. Как организована централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях?
3. Для каких целей создана единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01?
4. На каких объектах создаются локальные и автоматизированные системы оповещения?
5. 5. Какие меры принимаются МЧС России по использованию современных технических средств для своевременной информации населения?
Задание
Узнайте и запишите в дневнике безопасности о существующем порядке оповещения о ЧС в районе вашего проживания в следующих ситуациях:1) если вы находитесь в школе;
2) на улице;
3) в общественном месте;
4) дома.
Урок 16Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
Важным условием своевременного принятия необходимых мер по защите населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время является оповещение.
Под оповещением понимают доведение до органов управления, сил и средств РСЧС, а также населения сигналов оповещения и информации о чрезвычайной ситуации и порядке действий в создавшихся условиях.
Передача сигналов и информации осуществляется с помощью специальных систем оповещения, которые создаются на всех уровнях управления РСЧС: федеральном, межрегиональном, территориальном, муниципальном и объектовом. Эти системы оповещения являются автоматизированными и обеспечивают передачу по сетям связи команд управления. По этим командам включаются средства оповещения — электрические сирены, громкоговорители, радиовещательные и телевизионные станции. Система оповещения населения на территории субъекта Российской Федерации приведена на схеме 20.
Электрические сирены (рис
29), размещенные на территориях городов и населенных пунктов, при включении обеспечивают передачу своим звуком предупреждающего сигнала «Внимание всем!». Услышав данный сигнал, люди должны включить телевизоры, радиоприемники, радиоточки и прослушать речевое сообщение о случившемся и порядке действий в создавшейся ситуации
Передача речевого сообщения осуществляется сразу же после сигнала «Внимание всем!».
На ограниченных территориях могут быть использованы вспомогательные средства оповещения: сирены ручного привода, электромегафоны, подвижные звукоусилительные станции. Их применение позволяет проводить оповещение в ночное время, когда основные средства — квартирные громкоговорители, радиоприемники и телевизоры — выключены. На шумных производствах и в лечебных учреждениях могут быть установлены световые табло (транспаранты) с текстами поступивших сигналов и команд. В качестве вспомогательных средств возможно использование гудков производственных предприятий и звуковых сигналов транспортных средств (рис. 30).
Типовые тексты информации для населения в чрезвычайных ситуациях заранее разработаны органами управления ГОЧС и записаны на магнитные носители на русском и национальных языках.
Для защиты населения, проживающего в районах потенциально опасных объектов, на этих объектах создают локальные системы оповещения. Такие системы есть на ядерно и радиационно опасных объектах, химически опасных объектах, на гидротехнических сооружениях, при авариях, на которых может образоваться зона катастрофического затопления.
Зоны действия локальных систем оповещения установлены:• в районах размещения ядерно и радиационно опасных объектов — в радиусе 5 км вокруг объекта (включая поселок объекта);
• в районах размещения химически опасных объектов — в радиусе 2,5 км вокруг объекта;
• в районах размещения гидротехнических объектов — на расстоянии до 6 км от объектов.
Для своевременного оповещения и оперативного информирования о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций предусмотрено размещение современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей. Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей — это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных
сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения при этом.
Вопросы и задания
1. Дайте определение понятия «оповещение».
2. Какими способами осуществляют оповещение?
3. Что относится к вспомогательным средствам оповещения? Приведите примеры.
4. В каком порядке проводят оповещение граждан?
Задание 31
Совместно с преподавателем подготовьте текст речевой информации (оповещения) для учащихся вашей школы в случае возникновения пожара. Используйте для этой цели план эвакуации из школы при пожаре.
Организация оповещения населения
Одним из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности.
Оповестить население означает: своевременно предупредить его о надвигающейся опасности, создавшейся обстановке, а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях.
Процесс оповещения населения обязательно сопровождается организацией оповещения органов управления и ответственных должностных лиц, принимающих решения на проведение конкретных мероприятий по защите населения и аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах чрезвычайных ситуаций.
Процесс оповещения включает доведение в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации, а также населения на соответствующей территории (субъект Российской Федерации, город, населенный пункт, район) заранее установленных сигналов, распоряжений и информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления относительно возникающих угроз и порядка поведения в создавшихся условиях.
Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.
В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает сначала, при любом характере опасности, включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности «Внимание всем!». Услышав этот звук (сигнал), люди должны немедленно включить имеющиеся у них средства приема речевой информации — радиоточки, радиоприемники и телевизоры, чтобы прослушать информационные сообщения о характере и масштабах угрозы, а также рекомендации наиболее рационального способа своего поведения в создавшихся условиях
Речевая информация должна быть краткой, понятной и достаточно содержательной, позволяющей понять, что случилось и что следует делать.
Сигналы оповещения и информация, доводимые до органов управления, должностных лиц и сил РСЧС, носят характер и содержание, соответствующие решаемым задачам.
Это особая информационная ветвь в общей системе оповещения.
Для решения задач оповещения на всех уровнях РСЧС создаются специальные системы централизованного оповещения (СЦО). В РСЧС различают несколько уровней, на которых должны создаваться системы оповещения — федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Основными уровнями, связанными непосредственно с оповещением населения, являются территориальный, местный и объектовый.
Система оповещения любого уровня РСЧС представляет собой организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб органов управления ГОЧС данного уровня, специальной аппаратуры управления и средств оповещения, а также каналов (линий) связи, обеспечивающих передачу команд управления и речевой информации в чрезвычайных ситуациях.
Управление системой оповещения каждого уровня организуется непосредственно соответствующими органами повседневного управления РСЧС данного уровня. Решение на задействование системы оповещения любого уровня принимает соответствующий глава администрации (начальник гражданской обороны).
Следует подчеркнуть, что промедление с задействованием системы оповещения в значительной мере снижает эффективность защитных мероприятий и может привести к неоправданным жертвам и потерям среди населения. Это подтверждается трагическими событиями в первые сутки при аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.
Для сбора данных о наличии и движении товаров используют терминал сбора данных Casio. Компания Casio в этой сфере является одним из лидеров. Полученные данные выгружаются в компьютер с помощью различных интерфейсов передачи данных для последующего анализа.