Оплата труда преподавателей из числа гражданского персонала
Содержание:
- Заработные платы по регионам
- Дополнительные составляющие заработной платы
- Дополнительные выплаты
- Составляющие оплаты труда преподавательского состава учреждения
- Этапы введения новых систем оплаты труда
- Как рассчитать тарификацию на год преподавателям спо в 2018 году
- Рекомендации по разработке примерных положений об оплате труда
- Два метода
- Что показал мониторинг зарплат в сфере образования в 2020 году
Заработные платы по регионам
Как известно, размер зарплаты в России напрямую зависит от региона, где осуществляется трудовая деятельность. Самые высокие заработные платы получают учителя, работающие в Магаданской области, Ненецком и Ханты–Мансийском округе.
Согласно данным за 2019 год, средняя зарплата учителя превышает среднюю зарплату по региону, в котором работает педагог. Но это касается не всех областей. В Курске учитель зарабатывает меньше средней зарплаты по субъекту федерации.
Так как статистические данные относительно зарплат учителей в России в 2020 году еще не публиковались, в таблице указаны оклады педагогов за 2019 год.
Таблица: уровень средней заработной платы учителя в 2019 году
Название субъекта РФ | Средняя заработная плата по региону |
Белгородская область | 29 306 |
Брянская область | 25 332 |
Владимирская область | 30 319 |
Воронежская область | 28 643 |
Ивановская область | 23 090 |
Калужская область | 33 028 |
Костромская область | 24 631 |
Курская область | 27 426 |
Липецкая область | 28 718 |
Московская область | 54 958 |
Орловская область | 24 567 |
Рязанская область | 28 542 |
Смоленская область | 26 395 |
Тамбовская область | 25 022 |
Тверская область | 26 360 |
Тульская область | 31 418 |
Ярославская область | 29 845 |
г.Москва | 95 035 |
Республика Карелия | 36 578 |
Республика Коми | 45 630 |
Ненецкий авт. округ | 76 150 |
Архангельская область без авт. округа | 39 924 |
Вологодская область | 33 282 |
Калининградская область | 31 816 |
Ленинградская область | 44 475 |
Мурманская область | 50 995 |
Новгородская область | 28 681 |
Псковская область | 25 489 |
г.Санкт-Петербург | 54 841 |
Республика Адыгея | 24 967 |
Республика Калмыкия | 24 678 |
Республика Крым | 28 502 |
Краснодарский край | 31 209 |
Астраханская область | 28 562 |
Волгоградская область | 27 755 |
Ростовская область | 27 681 |
г. Севастополь | 30 904 |
Республика Дагестан | 22 410 |
Республика Ингушетия | 21 653 |
Кабардино-Балкарская Республика | 22 023 |
Карачаево-Черкесская Республика | 21 836 |
Республика Северная Осетия — Алания | 21 720 |
Чеченская Республика | 23 922 |
Ставропольский край | 25 272 |
Республика Башкортостан | 30 973 |
Республика Марий Эл | 24 832 |
Республика Мордовия | 23 554 |
Республика Татарстан (Татарстан) | 32 203 |
Удмуртская Республика | 30 805 |
Чувашская Республика — Чувашия | 25 710 |
Пермский край | 30 530 |
Кировская область | 25 456 |
Нижегородская область | 30 855 |
Оренбургская область | 29 118 |
Пензенская область | 26 709 |
Самарская область | 30 821 |
Саратовская область | 25 186 |
Ульяновская область | 26 426 |
Курганская область | 26 066 |
Свердловская область | 35 081 |
Ханты-Мансийский авт. округ-Югра | 63 817 |
Ямало-Ненецкий авт. округ | 91 305 |
Тюменская область без авт. округов | 45 463 |
Челябинская область | 31 967 |
Республика Алтай | 27 040 |
Республика Тыва | 31 850 |
Республика Хакасия | 32 521 |
Алтайский край | 23 812 |
Красноярский край | 39 342 |
Иркутская область | 37 482 |
Кемеровская область | 34 071 |
Новосибирская область | 33 282 |
Омская область | 29 515 |
Томская область | 36 253 |
Республика Бурятия | 34 088 |
Республика Саха (Якутия) | 58 261 |
Забайкальский край | 33 763 |
Камчатский край | 68 697 |
Приморский край | 44 129 |
Хабаровский край | 43 342 |
Амурская область | 39 629 |
Магаданская область | 77 229 |
Сахалинская область | 86 299 |
Еврейская автономная область | 36 606 |
Чукотский автономный округ | 96 598 |
Зарплата учителей в некоторых регионах РФ
Средняя зарплата педагога в 2019 году в Москве составляет около 90 тыс. рублей. Школьный учитель, работающий в Санкт–Петербурге, в нынешнем году получает не менее 54 тыс. рублей. В городах административного назначения в 2019 году средней заработной платой является сумма в 44 тыс. рублей.
Во многих городах и областях в 2019 году средняя заработная плата педагога не изменилась. В маленьких городах учителя получают примерно по 25 тыс. – 30 тыс. рублей. В областных центрах оклад учителя равен 20 тыс. рублей. А педагог, работающий в сельской местности, может рассчитывать на зарплату от 8 тыс. до 10 тыс. рублей.
На территории Крыма в 2020 году учитель зарабатывает не более 22 тыс. рублей.
Но стоит помнить, что величина оклада школьного учителя также напрямую зависит от таких факторов, как:
- Выслуга лет.
- Количество отработанных часов.
- Уровень квалификации.
- Наличие особых заслуг.
- Наличие дополнительных нагрузок (классное руководительство, дополнительная работа с детьми из малообеспеченных семей).
Согласно новой реформе, молодые специалисты будут получать одинаковую заработную плату с учителями, которые проработали в школе более 10-15 лет.
Завучи в школах Москвы зарабатывают от 50 тыс. рублей в месяц. А ежемесячный оклад директора школы просто поражает – 200 тыс. рублей. В прошлом году заработная плата руководителей школы согласно указу была поднята в 1,5 раза.
Дополнительные составляющие заработной платы
Условия и размеры доплат за работу в ночное время, во вредных условиях, за работу, не входящую в должностные обязанности, в том числе связанную с образовательным процессом (классное руководство, проверка письменных работ, заведование кабинетами и др.), надбавки за высокое качество, напряженность и интенсивность труда (если они установлены работнику), премии и другие выплаты стимулирующего и компенсационного характера, выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (районный коэффициент), устанавливаются локальными актами образовательного учреждения в соответствии с законами и иными законодательными актами, изданными на соответствующем уровне.
Дополнительные выплаты
Локальными актами образовательного учреждения в соответствии с законами и иными законодательными актами, изданными на соответствующем уровне, могут быть определены условия и установлены размеры доплат за работу в ночное время, во вредных условиях, за работу, не входящую в должностные обязанности, в том числе связанную с образовательным процессом (классное руководство, проверка письменных работ, заведование кабинетами и др.), надбавки за высокое качество, напряженность и интенсивность труда (если они установлены работнику), премии и другие выплаты стимулирующего и компенсационного характера, выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (районный коэффициент).
Составляющие оплаты труда преподавательского состава учреждения
Согласно ст. 20 Закона N 125-ФЗ <4> к профессорско-преподавательскому составу относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента. В соответствии с п. 5 Приказа N 880 профессорско-преподавательский состав вуза из числа гражданского персонала согласно нормативным правовым актам можно подразделить:
- на штатный состав, для которого военно-учебное заведение является основным местом работы при выполнении полной учебной нагрузки;
- на выполняющих обязанности в порядке внутреннего совместительства, замещающих должности руководящего, профессорско-преподавательского состава (профессорско-преподавательский состав кафедры в случае выполнения указанных видов работ на других кафедрах вуза) и научных работников, предусмотренных штатом вуза и при этом выполняющих учебную, методическую и научную работу на кафедрах вуза на определенную долю ставки;
- на выполняющих обязанности на условиях внешнего совместительства, для которых основным местом работы являются другие учреждения и (или) заведения и с которыми заключен трудовой договор (контракт) на замещение должности профессорско-преподавательского состава, предусмотренной штатом вуза, на определенную долю ставки;
- на лиц, которым производится почасовая оплата педагогической работы, для которых основным местом работы являются другие учреждения и (или) организации и которые выполняют педагогическую работу в вузе на условиях почасовой оплаты.
<4> Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Оплата труда перечисленных работников, состоит из оклада, надбавок, доплат, выплат стимулирующего и компенсационного характера, которые предусмотрены внутренними локальными актами учреждений.
Кроме того, для лиц гражданского персонала, занимающих штатные должности в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, ученые степени по которым предусмотрены тарифно-квалификационными требованиями, устанавливаются доплаты за ученую степень. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 807 <5> производится доплата за ученую степень:
- доктора наук — в размере 7000 руб.;
- кандидата наук — в размере 3000 руб.
<5> Постановление Правительства РФ от 06.07.1994 N 807 «Об установлении окладов за звания действительных членов и членов-корреспондентов Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии художеств и Российской академии архитектуры и строительных наук и доплат за ученые степени доктора наук и кандидата наук».
Виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера учреждения, находящиеся на бюджетном финансировании, в пределах выделенных бюджетных ассигнований определяют самостоятельно.
При переходе на новые системы оплаты Приказами Минздравсоцразвития России N N 818 <6>, 822 <7> установлены Перечни видов выплат стимулирующего и компенсационного характера для федеральных бюджетных учреждений. Например, Приказом N 818 предусмотрены виды выплат стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, за стаж непрерывной работы, выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы.
<6> Приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и Разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях».<7> Приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и Разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях».
Приказом N 822 перечислены виды выплат компенсационного характера работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в местностях с особыми климатическими условиями, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
Этапы введения новых систем оплаты труда
К основным этапам введения новых систем оплаты труда можно отнести: уведомление работников об изменении определенных сторонами условий трудового договора, внесение изменений в коллективный договор, принятие локальных нормативных актов, устанавливающих систему оплаты труда, заключение дополнительных соглашений к трудовым договорам.
Уведомление работников об изменении определенных сторонами условий трудового договора. Согласно ст. 74 ТК РФ, если определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены по причинам, связанным с изменениями организационных или технологических условий труда, допускается их изменение по инициативе работодателя. Об этом он должен уведомить работника в письменной форме не менее чем за два месяца до введения изменений.
Примечание. В таком порядке можно изменить только условия оплаты труда. Изменять трудовую функцию работника и срок его трудового договора нельзя (ст. 74 ТК РФ).
Внесение изменений в коллективный договор. В соответствии с п. 1 Постановления N 583 системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Примечание. Изменение и дополнение коллективного договора производится в порядке, установленном ТК РФ для его заключения, либо в порядке, предусмотренном коллективным договором (ст. 44 ТК РФ). В том случае, если порядок внесения изменений в коллективный договор не изменен коллективным договором по сравнению с установленной ТК РФ процедурой, для начала процесса коллективных переговоров по внесению изменений и дополнений в коллективный договор руководителю образовательного учреждения нужно направить письменное уведомление об этом в представительный орган работников (ст. 36 ТК РФ).
Принятие локальных нормативных актов, устанавливающих систему оплаты труда. Образовательное учреждение может принять один локальный нормативный акт, устанавливающий систему оплаты труда (например, положение об оплате труда), либо несколько (например, положение об установлении условий оплаты труда, о компенсационных и стимулирующих выплатах, об оказании материальной помощи и другие). Любой из этих актов принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Заключение трудовых договоров или дополнительных соглашений к трудовым договорам работников. Подготовка и заключение трудовых договоров или дополнительных соглашений к ним является завершающим этапом.
Приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 N 424н «Об утверждении Рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме» утверждены примерные формы трудового договора и дополнительного соглашения. Согласно данному Приказу трудовые договоры или дополнительные соглашения рекомендуется оформить не позднее 1 декабря 2008 г.
Приведем пример включения в трудовой договор условий об оплате труда.
Пример. Представим выдержку из заключенного 28 ноября 2008 г. Трудового договора N 45 педагога учреждения среднего профессионального образования Проклова И.Н. Так как положением об оплате труда учреждения предусмотрены различные виды выплат и доплат, то информацию о них удобно представить в виде приложения к трудовому договору:
Как рассчитать тарификацию на год преподавателям спо в 2018 году
Несложно представить, как рассчитывается и из чего состоит заработная плата учителя английского языка. При условии, что по объективным причинам у руководства школы нет возможности дать дополнительную нагрузку учителю, ему гарантирована заработная плата на том же уровне, как если бы он возложил на себя дополнительные обязанности.
В данном случае есть хорошая возможность помочь школьнику усвоить материал на заграничном языке и подготовить его к участию в олимпиадах по английскому. Как рассчитывается зарплата учителей английского языка? Так же, как и другим преподавателям.
Преимущество преподавания английского языка еще и в том, что учитель всегда может подзаработать репетиторством.
4. порядок исчисления заработной платы (тарификация)
Доплаты за проверку письменных работ по русскому языку и литературе установлены в размере 15%, а по истории — 10% от минимального оклада по ПКГ с учетом педнагрузки и составят:- за русский язык и литературу — 771,65 руб. (6092 руб. x 15% / 72 ч x (178 ч + 430 ч) / 10 мес.);- за историю — 221,68 руб. (6092 руб. x 10% / 72 ч x (262 ч / 10 мес.)).
Доплата за классное руководство преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования установлена в размере 20% от минимального оклада по ПКГ и равна 1218,4 руб. (6092 руб. x 20%).Доплата за заведование кабинетами и учебно-производственными мастерскими установлена в размере 10% от минимального оклада по ПКГ и составит 609,2 руб.
(6092 руб.
Как сделать тарификацию педагогических работников?
Постановлением Правительства РФ от 14.10.1992 N 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки».
Оплата труда педагогических работников состоит из должностных окладов, ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, которые устанавливаются коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом учреждения исходя из трудового законодательства, нормативных актов Правительства РФ и субъектов РФ.При заключении коллективных договоров в организациях и трудовых договоров с работниками образовательных учреждений необходимо руководствоваться Отраслевым соглашением по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки РФ, на 2012 — 2014 годы, утвержденным Профсоюзом работников народного образования и науки РФ, Минобрнауки России 22.02.2012 N СОГ-3/12 (далее — Отраслевое соглашение).
Готовимся к тарификации (марова о.)
Продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю устанавливается старшим воспитателям (за исключением старших воспитателей, указанных в пункте 2.1 настоящего Приложения). 2.3. Норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:учителям-дефектологам;учителям-логопедам. 2.4.
Норма часов педагогической работы 24 часа в неделю за ставку заработной платы устанавливается:музыкальным руководителям;концертмейстерам. 2.5. Норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья.
2.6.
Как рассчитывается зарплата учителя? бухгалтерия
Локальные нормативные акты организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам определения учебной нагрузки педагогических работников, осуществляющих учебную (преподавательскую) работу, а также ее изменения принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа). II. Определение учебной нагрузки учителей и преподавателей, для которых норма часов преподавательской работы составляет 18 часов в неделю за ставку заработной платы, основания ее изменения 2.1. Учебная нагрузка учителей и преподавателей определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам, кадрового обеспечения организации, осуществляющей образовательную деятельность. 2.2.
тарификация педагогов спо
Внимание ВУЗа, иной бюджетной организации
- После внедрения новых рекомендаций в образовательном учреждении доход педагога должен быть не меньшим, чем был до этого. Данная норма применяется ко всем без исключения сотрудникам, чья норма трудовой деятельности осталась на прежнем уровне или повысилась.
- Норма оплаты труда должна определяться исходя из выполнения работником собственных профессиональных обязанностей на протяжении определенного промежутка времени (недели, месяца, года).
Рекомендации по разработке примерных положений об оплате труда
Во исполнение Постановления N 583 изданы Рекомендации по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 N 425н.
Цель данных Рекомендаций — оказание практической помощи при разработке примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений. В Рекомендациях приведены структура и содержание положения. Например, в положениях должны присутствовать следующие главы: общие положения, порядок и условия оплаты труда, условия оплаты труда руководителя, его заместителей, главного бухгалтера, другие вопросы оплаты труда или заключительные положения.
В главе, посвященной основным условиям оплаты труда, следует предусмотреть порядок применения и размеры минимальных окладов (ставок) работников, повышающих коэффициентов к окладу по занимаемым должностям. Минимальные размеры окладов (ставок) работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам рекомендовано устанавливать с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления деятельности, и не ниже действующих на период введения новых систем оплаты труда тарифных ставок (окладов), установленных на основе ЕТС. После чего на основании расчетов по объемам имеющегося бюджетного финансирования может быть произведена их корректировка в сторону повышения.
Размеры повышающих коэффициентов к минимальным окладам по соответствующим профессиональным квалификационным группам рекомендовано рассчитывать на основе дифференциации типовых должностей, включаемых в штатное расписание, соответствующих уставным целям учреждений и содержащихся в определенных разделах Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих
Повышающий коэффициент к минимальному окладу (ставке) по соответствующим профессиональным квалификационным группам может быть установлен работнику с учетом уровня его профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, стажа работы в учреждении и других факторов
В отношении компенсационных выплат указано, что конкретные размеры коэффициентов, процентных надбавок и условия их применения определяются в соответствии с законодательством РФ. Данные выплаты, установленные в процентном выражении, применяются к минимальному окладу (ставке) по соответствующим профессиональным квалификационным группам (без учета повышающих коэффициентов).
В подраздел «Стимулирующие выплаты» следует включать перечень, то есть конкретные наименования стимулирующих выплат и размеры, которые рекомендовано устанавливать в процентном отношении к минимальным окладам (ставкам) по соответствующим профессиональным квалификационным группам.
Два метода
Оплата труда работников образовательных учреждений высшего профессионального образования регулируется двумя методами: государственно-правовым и договорным.
Согласно Федеральному закону от 22.08.1996 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» высшее учебное заведение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда, размер доплат и надбавок, премий и других мер материального стимулирования, а также размеры должностных окладов (ставок) всех категорий работников без установления предельных размеров должностных окладов (ставок).
Должностной оклад (ставка) выплачивается работнику высшего учебного заведения за выполнение функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором.
Государственное высшее учебное заведение самостоятельно формирует фонд оплаты труда работников за счет средств бюджета, направляемых на содержание высшего учебного заведения, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 333 ТК РФ продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) устанавливается Правительством РФ. В Постановлении Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 (в ред. от 01.02.2005) продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников образовательных учреждений включает в себя преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.
Ставки заработной платы педагогических работников устанавливаются исходя из их рабочего времени в астрономических часах. Перемены (перерывы), предусмотренные между занятиями, являются рабочим временем педагогического работника.
Учебная нагрузка на учебный год для преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования не должна превышать 1440 часов. Учебная нагрузка для педагогических работников образовательных учреждений высшего профессионального образования устанавливается вузом самостоятельно в зависимости от квалификации и профиля кафедры в размере до 900 часов в учебном году (п. 54 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) и п. 88 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации).
Учебная нагрузка, объем которой меньше или больше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с письменного согласия работника.
Что показал мониторинг зарплат в сфере образования в 2020 году
В России существует практика, когда специальные комиссии, работающие в социально-трудовом направлении, направляют в разные регионы рекомендации, как правильно формировать зарплату учителей. Согласно последним рекомендациям, фиксированная ставка должна составлять 70%, остальные проценты могут быть надбавками.
Согласно последнему проведенному мониторингу оплаты труда преподавателей в 2020 г., данные оказались неутешительными. В большей части субъектов федерации фиксированная ставка оплаты труда не достигает 30%, хотя по рекомендации специалистов должна быть на уровне 70%. Об этом сообщили в Общероссийском профсоюзе образования.
Удалось также выяснить, что в 80% регионов РФ оклад учителей за установленную норму трудовой нагрузки не достигает одного МРОТ. По этой причине необходимо как можно скорее внести на законодательном уровне четкие указания по формированию оплаты труда.