Кардиналистская теория полезности

Зачем нужна теория предельной полезности

Теория предельной полезности возникла в XIX веке как альтернатива трудовой теории стоимости. Трудовая теория объясняет ценность товара вложенным в его создание трудом

Теория предельной полезности предлагает иной взгляд: покупателю не важно, сколько сил в него вложено. Покупателю важно, какую пользу получит от товара он сам

Это субъективная оценка, но именно на ее основе принимается решение о покупке.

Теория предельной полезности пытается дать совет, как наилучшим образом распределить средства для удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов. Это и есть главный вопрос экономики как науки.

Современные экономисты используют теорию предельной полезности, акцентируя внимание на изучении закономерностей потребительского спроса на уровне микроэкономики

Кривая «доход-потребление» и кривая «цена-потребление»

Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной линии вправо вверх. Аналогичный результат может быть достигнут при снижении цен обоих продуктов, что также означает увеличение реального дохода. При уменьшении денежного дохода или росте цен бюджетная линия смещается влево вниз.

С ростом реального дохода бюджетное ограничение сдвигается последовательно в положение В1, В2, В3, …, Вn.  Точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями показывают последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода (рис.4.3).

Эта кривая, названная Дж. Хиксом «доход-потребление», в американской литературе получила название кривой уровня жизни. Если кривая «доход-потребление» — луч, выходящий из начала координат под углом 45° , это значит, что с ростом дохода потребитель в одинаковой пропорции увеличивает потребление и блага Х, и блага У. Если же покупки увеличиваются непропорционально, то изменяется угол наклона кривой.

Предположим в качестве постоянной величины доход потребителя, а в качестве переменной возьмем цену блага Х. Допустим, что цена блага Х снижается, т.е. Р1х > Р2х > Р3х > Р4х и т.д.

Например, 1 единица блага Х стоила 100 $, а теперь стоит 50 $. Это значит, что за 100$ покупатель может купить 2 единицы блага Х. Графически это выглядит как сдвиг бюджетного ограничения из положения NX1 в положение NX2 (рис.4.4). Дальнейшее снижение цены соответственно отражают прямые NX3, NX5 и т.д. Соединив точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями, мы получим кривую «цена-потребление».

Применение на практике

Предположим, покупатель делает выбор между кофе и чаем. Как будет работать правило максимизации общей полезности? Для этого нам нужно знать, как он оценивает удовлетворение от покупки первого и второго напитка. Предположим, он оценивает полезность кофе в 100 баллов, а чая – в 80. При этом цена первого напитка составляет 200 рублей, второго – 100. Очевидно, что при таком раскладе покупатель выберет чай на основании взвешенной полезности. Для кофе она равна 0,5 балла, для чая – 0,8.Но предположим, что этот же покупатель решил растратить все свои наличные на покупку этих двух напитков? Неужели он будет покупать только чай? Это нам позволяет понять правило максимизации полезности. На самом деле каждая следующая чашка любого из двух напитков приносит меньше удовольствия, чем предыдущая.

История

Теория предельной полезности возникла как альтернатива трудовой теории стоимости. Основные положения теории предельной полезности были сформулированы Германом Генрихом Госсеном в надолго всеми забытой работе 1854 года. Массированное проникновение маржиналистских идей в экономическую литературу, получившее название «маржиналистская революция», началось в середине 1880-х годов. Принцип предельной полезности был изложен почти одновременно тремя учёными-экономистами Стенли Джевонсом, Карлом Менгером и Леоном Вальрасом. Хотя Джевонс изложил свои идеи в лекции, опубликованной в 1866, Менгер в «Основаниях политической экономии» в 1871, а Леон Вальрас в 1874, все трое писали независимо друг от друга. Термин «предельная полезность» (нем. Grenznutzen) был введён в экономическую науку Фридрихом фон Визером.

Согласно теории предельной полезности, ценность товаров определяется их предельной полезностью на базе субъективных оценок человеческих потребностей. Предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которую приносит последняя единица этого блага, причём последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. При этом редкость товара объявляется фактором ценности. Субъективная ценность — это личная оценка товара потребителем и продавцом; объективная же ценность — это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке. По мере постепенного насыщения потребностей субъекта полезность вещи падает. Теория предельной полезности пытается дать совет, как наилучшим образом распределить средства для удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов.

Даже в отношении одной и той же потребности благо может иметь различную предельную полезность (напр. хлеб — для сытого и для голодного). Предельная полезность повышается при недостатке блага и понижается при его избытке.

В 1890 году английский экономист Альфред Маршалл опубликовал монографию «Принципы экономической науки», ставшую основным учебником по микроэкономике. Он предложил компромиссный вариант определения рыночной стоимости предельной полезностью, определяющей спрос на товар, и затратами производства, сформулировал закон спроса и предложения.

Современные экономисты используют теорию предельной полезности, акцентируя внимание на изучении закономерностей потребительского спроса, анализе предложения, исследовании рынков и ценообразования на микроэкономическом уровне.

Закон убывающей предельной полезности

График показывает предельную полезность (измеряется в единицах полезности) алмазов и воды как функцию объёма потребления

Закон убывающей предельной полезности заключается в том, что с ростом потребления блага (при неизменном объёме потребления всех остальных благ) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но скорость роста замедляется.

Математически это означает, что первая производная функции общей полезности в зависимости от потребления данного блага положительна, но уменьшается, а вторая — отрицательна. Иначе говоря, закон убывающей предельной полезности гласит, что функция общей полезности возрастает и выпукла вверх.

Предельная полезность (производная) убывает с ростом потребления, обращается в ноль при максимальной общей полезности и затем становится отрицательной, а общая полезность, достигнув максимального значения, начинает уменьшаться.

Например, для голодного человека предельная полезность первой тарелки супа выше, чем второй, второй — выше, чем третьей. Так и с другим благом.

Из этого закона следует необходимость понижения цены для того, чтобы побудить потребителя к увеличению покупок конкретного продукта.

Однако, закон убывающей предельной полезности не всегда действует при малых количествах товара. Например, если человек принимает одну таблетку — он излечивается не полностью. Если две — то он излечивается полностью, и предельная полезность возрастает по сравнению с одной таблеткой. Однако дальнейшее потребление таблеток может только вредить организму, и предельная полезность станет отрицательной.

Ограниченность применимости закона

  • Однородные единицы. Сравнивать можно товар с однородными единицами и потребляемые одним потребителем. Например, нельзя рассматривать яблоки и бананы. Точно так же нельзя рассматривать зелёные и красные яблоки вместе. Все единицы товара должны быть одного веса и качества. Например, если первое яблоко кислое, а второе — сладкое, то второе яблоко даст больше удовлетворения потребителю, чем первое.
  • Рассматривается потребитель с неизменными вкусами. Не должно быть никаких изменений во вкусах, привычках, обычаях, предпочтениях и доходах потребителя. Изменение в одном из перечисленных факторов изменит полезность продукта и закон становится неприменимым.
  • Непрерывность потребления. Формулировка закона исходит из того, что процесс потребления какого-либо продукта потребителем непрерывен. В противном случае его предельная полезность не обязательно пойдёт на спад. Если после потребления одной единицы продукта есть пауза, то вполне возможно, что потребность в нём возобновится и потребление последующей единицы продукта даст такое же удовлетворение, как от предыдущей .
  • Постоянные цены. Цены на продукт или на его заместители предполагаются неизменными. Потребитель может отказаться от покупки товара или увеличить покупки лишь в силу изменения цены, а не потому, что произошло изменение оценки полезности товара.

На практике одновременное выполнение всех этих условий встречается крайне редко.
Ограниченность законов предельной полезности обсуждалась многократно , однако показать их в микроэкономической модели пока удается только в виртуализированной экономике[источник не указан 239 дней].

Предельная полезность и спрос

Теория субъективной полезности выводит закон убывания объёма спроса с ростом цены из аксиомы снижения предельной полезности.

Полезность блага

Полезность
блага – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько
человеческих потребностей.

В результате исследований в XIX в.
была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо
блага обладают убывающей полезностью для потребителя. Это означает, что любому
бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует прирост общей
полезности (TU). Хотя общая полезность с увеличением количества
благ постепенно возрастает, предельная полезность (MU) каждой дополнительной
единицы блага неуклонно уменьшается. 
Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке, когда MU
становится = 0. Это и означает, что благо полностью удовлетворяет потребность.

Если дальнейшее потребление
блага приносит вред (MU
отрицательна), то общая полезность снижается. Чем  большим количеством блага мы обладаем, тем
меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага.

Представители
австрийской школы К. Менгер, О. Бем-Баверк, 
Ф. Визер одними из первых попытались установить связь между спросом и
ценой, запасом и количеством. Они обосновали положение о том, что количество
является одним из важнейших факторов, влияющих на цену в условиях
ограниченности ресурсов.

Ими была выявлена
закономерность, что последовательно потребляемые количества какого-либо блага
обладают убывающей полезностью для потребителя. Например, потребитель,
страдающий жаждой, с удовольствием выпьет 1-й стакан воды. Второй стакан
принесет ему меньшее удовлетворение, чем 1-й, третий – меньшее, чем 2-й, и т.д.
И так будет происходить до тех пор, пока MU очередного стакана не будет равна 0. Хотя общая полезность
возрастает, MU при этом
падает, что приводит к замедлению роста общей полезности.

Согласно данной теории, цена блага для потребителя определяется
предельной полезностью.

Функция полезности – функция, показывающая убывание предельной
полезности  блага (
MU) с ростом его количества (Q):

 

В современной теории потребительского выбора
предполагается, что:

1)      денежный доход потребителя
ограничен;

2)      цены не зависят от
количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами;

3)      все покупатели прекрасно
представляют MU всех продуктов;

4)      потребители стремятся
максимизировать совокупную полезность.

Теория потребительского  выбора основывается на следующих постулатах:

1.      Множественность видов потребления.

2.      Ненасыщеность. MU всех экономических благ всегда положительна.

3.      Транзитивность. Теория исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов
потребителя. Логически это можно выразить так: если А, В и С являются комбинациями
каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между
В и С, то он также безразличен в выборе между А и С.

4.      Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если
ему предложат взамен большее количество блага-субститута.

5.     
Убывающая предельная
полезность.

2. Потребительский выбор

Потребительский выбор – это
выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях
ограниченности ресурсов (дохода).

Функция полезности
максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется
таким образом, что каждый последний рубль, затраченный на приобретение любого
блага, приносит одинаковую предельную полезность.

Равновесие потребителя – это состояние, при котором он покупает товары
по данным ценам в таких объемах, что расходует весь свой доход и максимизирует
полезность.

Условие равновесия
потребителя:

где MUi – предельная полезность i-того
блага;

Pi — цена i-того блага.

Соотношение между предельными
полезностями любых благ равно соотношению их цен:

MU1 : MU2  : … : MUn = P1 : P2 : …
: Pn  .

Обозначим взвешенную
предельную полезность через λ (MUi /Pi ),
это будет предельная полезность денег. Таким образом, в равновесии предельные
полезности денежных единиц при разных вариантах использования равны. В общем
виде можно записать так:

MUi =Pi λ.

Это означает, что MU блага
равняется предельным затратам потребителя.

Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)

Похожие материалы:Полевой (путевой) рабочий изыскательской русловой партииПоказатели, характеризующие финансовое состояние предприятия — Юркова Т.И. и др., 2006Показатели, характеризующие трудовой потенциалПолет воздушного судна над населенными пунктамиПолет воздушного судна со сверхзвуковой
скоростью — Воздушный кодексПоливщик в химико-фотографическом производстве

Полезность как объект изучения

Данный термин впервые был введен английским философом Бентамом. Он понимал под полезностью принцип, который помогает человеку определить, принесет ли следующее действие счастье. Бентам считал, что в своем выборе человек руководствуется своими вкусами и предпочтениями. Сегодня полезность блага определяют через его способность удовлетворять потребности определенного субъекта. Существует две основных теории изучения этого понятия: кардиналистская (количественная) и ординалистская (порядковая). Первая зародилась во второй половине 19 века. Ее апологетами являлись такие известные ученые, как Джевонс, Менгер и Вальрас. Они считали, что полезность можно измерить. Ординалисты, напротив, не видят возможности количественной оценки этого понятия. Представителями этого направления являются такие ученые, как Эджуорт, Парето и Фишер. Они считали, что достаточно качественной оценки полезности. Дальнейшее развитие их теория получила в работах Хикса и Аллена в 30-е годы прошлого века.

Различают два вида полезности. Субъективная (кардиналистская, количественная) представляет собой показатель, который можно измерить. Например, человек захотел съесть яблоко. Первый фрукт будет обладать для него наибольшей полезностью. А вот четвертое яблоко может вообще не приносить ему никакого удовлетворения. Такое сравнение характерно для количественной теории. Объективная полезность – это показатель, который нельзя измерить. Его исследованием занимается качественная (ординалистская) теория. В пример часто приводится полезность воды в море или песка в пустыне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector