150 сайтов и приложений для подготовки к егэ. спасут на экзаменах
Содержание:
История
ЕГЭ по истории для поступления в вузы требуется реже, чем обществознание. История — в большей степени теоретическая научная дисциплина, в отличие от обществознания, которое теснее связано с конкретными сферами и профессиями.
Ольга Вадимовна Малова: «Часто спрашивают, зачем вообще учить историю в школе в таком объёме или зачем вообще её изучать, если многие исторические события можно трактовать по-разному и трактовки со временем изменяются. Но знание истории необходимо любому школьнику, особенно тому, кто собирается поступать на какое-либо гуманитарное направление. Без знания истории невозможно понять взаимосвязи событий: история объясняет, как то, что было когда-то, связано с тем, что произошло потом. Она даёт обширное количество фактов и знаний, почву для рассуждений, исследований и выводов».
Направления, где нужна история
Это направление может быть связано с научной деятельностью, преподаванием, археологией, архивным делом.
Раздел 1. Человек и общество
Ключевые слова: человек, индивид, личность, индивидуальность, психика, антропогенез, задатки, способности, талант, гениальность.
Ключевые слова: мировоззрение, виды и формы мировоззрения, обыденное мировоззрение, мифологическое мировоззрение, религиозное мировоззрение, научное мировоззрение, менталитет.
Ключевые слова: познание, агностицизм, скептицизм, гностицизм, эмпиризм, рационализм, эмпирический и теоретический уровни познания, формы познания, чувственное и рациональное познание, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, интуиция, знание.
Ключевые слова: истина, относительная и абсолютная истина, объективная и субъективная истина, критерии истины, практика, заблуждение, ложь.
Ключевые слова: мышление, деятельность, структура деятельности, виды деятельности, творческая деятельность.
Ключевые слова: потребности, виды потребностей, табу, сублимация, интересы.
Ключевые слова: свобода, необходимость, ответственность, фатализм, волюнтаризм.
Ключевые слова: общество, социум, признаки общества, сферы жизни общества.
Ключевые слова: социальный институт, функции социальных институтов.
Ключевые слова: культура, функции культуры, формы культуры, субкультура, контркультура, традиции и новаторство.
Ключевые слова: наука, функции науки, парадигма, гипотеза, закономерность, научный закон, теория, уровни познания, методы познания.
Ключевые слова: образование, функции образования, структура образования в России, тенденции развития образования.
Ключевые слова: религия, функции религии, анимизм, фетишизм, тотемизм, магия, политеизм, монотеизм, церковь.
Ключевые слова: искусство, функции искусства.
Ключевые слова: мораль, табу, обычай, традиция, принципы морали, право, функции морали, нравственность, «золотое правило нравственности», гуманизм.
Ключевые слова: прогресс, регресс, экстенсивное и интенсивное развитие, революция, эволюция, противоречивость прогресса.
Ключевые слова: реформа, революция, типология обществ, традиционное, аграрное, индустриальное, постиндустриальное (информационное) общества, модернизация.
Как готовиться
Учебники. Для подготовки к экзамену советую выбрать учебник Л. Н. Боголюбова и интерактивный учебник «Фоксфорда» — в них собрана основная теория, которой достаточно для сдачи экзамена.
Широкий кругозор полезен, но штудировать энциклопедии перед ЕГЭ необязательно: нет смысла распыляться на разные источники, лучше тренироваться писать эссе и планы.
Кодификаторы и демоверсии. Имеет смысл писать планы по темам из кодификатора на сайте ФИПИ. Они не на 100% совпадают с заданиями ЕГЭ, но зачастую очень схожи или представляют собой часть темы из задания.
Выполнять задания из демовариантов нужно непременно, а ещё стоит расширять словарный запас. Выпускникам будет полезно смотреть новости политики и экономики. При этом все незнакомые термины нужно записывать и находить их значение.
Лайфхаки. Трудными темами для школьников из года в год остаются «органы государственной власти», «издержки производства», «юридическая ответственность»
Чтобы получить преимущество на ЕГЭ, нужно уделить внимание этим разделам, проработать их разными способами: составить таблицы, нарисовать картинки, схемы, придумать ассоциации для лучшего запоминания
Воспользуйтесь хитростью, чтобы запомнить полномочия палат Федерального Собрания. Выучите назубок всё, что касается, например, только Госдумы. Если в задании будет что-то похожее на функции Госдумы, а вы это не заучили, значит, оно относится к Совету Федерации. С полномочиями других органов власти, например, судом, вы Совет Федерации точно не перепутаете.
Вопросы. Тем, кто занимается с преподавателем, рекомендую не просто слушать лекции, а перед каждой встречей читать материал самостоятельно с карандашом и блокнотом в руке. Самое эффективное — задавать собственные вопросы, а не пытаться запоминать готовые ответы.
Бывает, школьник читает параграф и думает: «В общих чертах, вроде бы, всё понятно». На экзамене же в вопросе по этой теме выясняется, что не всё было ясно, и вылезают ошибки.
Вопросов в процессе чтения должно возникать много, и их обязательно нужно задавать учителю.
Преподаватели. Можно готовиться к экзамену самостоятельно, а можно заниматься с преподавателем. Репетитор или учитель на курсах расскажет, как применять знания из разных областей обществознания в жизни. Экзамены закончатся, а впереди школьника ждёт жизнь в экономических реалиях, в политической и правовой системах. Знания из курса обществознания пригодятся и в транспорте, и в магазине, и в конфликтных житейских ситуациях.
Опытный преподаватель научит, как легче запомнить сложные понятия и схемы к экзамену. Например, часто ученики путают формы познания: ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение и умозаключение. В помощь школьникам я предлагаю акрофоническую фразу: «Очень вредный преподаватель, поэтому стараюсь учить». По первым буквам этого выражения нетрудно восстановить все шесть форм познания: о — ощущение, в — восприятие, п — представление и так далее.
Раздел 2. Экономика
Ключевые слова: экономика как наука и как хозяйство, экономические блага, производство, распределение, обмен, бартер, потребление, экономическая культура.
Ключевые слова: право собственности, виды собственности, право владения, право пользования, право распоряжения, национализация, приватизация.
Ключевые слова: факторы (ресурсы) производства, земля, труд, капитал, предпринимательская способность, факторные доходы.
Ключевые слова: экономические ресурсы, натуральное и товарное хозяйство, главный вопрос экономики, традиционная, командная (плановая), рыночная, смешанная экономика.
Ключевые слова: издержки, внутренние и внешние издержки, постоянные и переменные затраты.
Ключевые слова: рынок, покупатель, продавец, виды рынков, рынок совершенной конкуренции, рынок монополистической конкуренции, рынок олигополистический, рынок монопольный, рынок монопсонистический, олигополия, монополия, монопсония, биржа.
Ключевые слова: конкуренция, демпинг, спрос, предложение, закон спроса и предложения, равновесная цена, кризис перепроизводства, дефицит товара, «невидимая рука рынка», эластичность спроса и предложения, закон убывающей предельной полезности.
Ключевые слова: финансовый институт, банк, Центральный банк РФ, вклады, депозиты, кредиты, норма обязательных резервов, учётная ставка (ставка рефинансирования).
Ключевые слова: деньги, квазиденьги, функции денег, ликвидность, денежная масса, скорость обращения денег, денежно-кредитная политика, деноминация.
Ключевые слова: внутренние и внешние источники финансирования бизнеса, бухгалтерская и чистая прибыль, доходы.
Ключевые слова: ценная бумага, акция, облигация, вексель, сберегательный сертификат, чек, эмиссия ценных бумаг, дивиденды, купонный доход.
Ключевые слова: рабочая сила, труд, рынок труда, производительность труда, зарплата, безработица, виды безработицы, формы безработицы, вакансия, занятость.
Ключевые слова: инфляция, дефляция, девальвация, ревальвация, виды и формы инфляции, стагфляция.
Ключевые слова: экономический рост, система национальных счетов, валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, чистый национальный продукт, чистый валовой продукт, национальный доход.
Ключевые слова: смешанная экономика, денежно-кредитная политика, бюджетно-налоговая политика, правовое регулирование рынка, методы вмешательства государства в экономику.
Ключевые слова: налоги, функции налогов, налогооблагаемая база, прямые и косвенные налоги, ставка налога, шкалы налогообложения.
Ключевые слова: государственный бюджет, виды бюджета, государственный долг, доходы и расходы бюджета, дефицит и профицит бюджета, межбюджетные отношения.
Ключевые слова: мировая экономика, мировой рынок, международное разделение труда, экспорт, импорт, сальдо торгового баланса, фритредерство, протекционизм.
Ключевые слова: потребитель, суверенитет потребителя, номинальный доход, реальный доход, уровень жизни.
Подготовка к заданиям разных видов
18 заданий первой части экзаменационного теста требуют краткого ответа в виде последовательности цифр, отвечая еще на два (1-й и 2-й вопросы) надо вписать в поле бланка слово или словосочетание. Все задания направлены на проверку знания теории по обществознанию.
Подготовиться к ним довольно просто даже с нуля: для начала надо скопировать из кодификатора таблицу с перечнем тем, по методическим рекомендациям для учителей с сайта ФИПИ отметить в ней самые трудные (то есть те, в которых выпускники допускают больше всего ошибок) – и регулярно и последовательно штудировать теорию.
Быстро набить руку на выполнении стандартных заданий помогут онлайновые тренажеры, например, «Яндекс.Репетитор». В сервисе вопросы распределены по разделам и сформулированы так же, как на настоящем экзамене по обществознанию, составляют их эксперты ЕГЭ, в том числе авторы закрытой базы «СтатГрада».
Вторая часть
Намного сложнее подготовка ко второй части, куда входят 8 заданий с развернутым ответом и мини-сочинение. Четыре из них – с 21 по 24 – построены на анализе предложенного текста.
- 21: нужно просто извлечь информацию;
- 22: надо дополнить ответ собственными пояснениями;
- 23: необходимо привести свои примеры, подтверждающие мнение автора;
- 24: требуется написать связное высказывание, аргументировав личное мнение.
Для выполнения этих заданий понадобится одно из так называемых метапредметных умений – функциональное чтение. Поэтому, готовясь к ЕГЭ по обществознанию, следует приучиться читать тексты общественно-политической и экономической тематики в СМИ, желательно в печатном виде и с карандашом.
Задания с 25 по 28 предполагают, что у выпускника есть не только глубокие знания теории, но и достаточный социальный опыт, чтобы:
- в задании 25 в трех предложениях объяснить указанное обществоведческое понятие (например, «юридическая ответственность») и составить два предложения, которые раскроют разные аспекты этого понятия;
- в задании 26 показать понимание сути и функций различных общественных институтов;
- в 27 решить предложенную задачу, установив связи социальных процессов и показав их на примерах.
Выполнить на отлично эти задания можно лишь в том случае, если знания выходят за рамки школьных учебников: нужно следить за дискуссиями в обществе на актуальные темы. Тут не надо изобретать велосипед – достаточно грамотно использовать соцсети, подписавшись на несколько тематических групп. Этим, кстати, можно убить двух зайцев сразу, ведь формат комментария позволяет отточить умение кратко формулировать свое мнение и доказывать его.
Задание 28 на первый взгляд кажется очень легким: вызубри готовые планы – и всё. На самом деле сложный план удастся только при отличном владении темой. Поэтому стоит подготовку к первой части КИМ ЕГЭ проводить, составляя планы по каждому пункту из таблицы кодификатора.
Мини-сочинение (задание 29)
Эссе по обществознанию пишется на основе одной из четырех цитат. Ее надо понять в соответствии с позицией автора, проанализировать проблему и убедительно объяснить собственную точку зрения. Требования к аргументам приведены в инструкции к заданию 29.
Очевидно: чтобы запастись аргументам для сочинения ЕГЭ, надо читать книжки, смотреть фильмы, не прогуливать уроки истории и литературы, интересоваться жизнью общества и тем, что пишут и говорят в СМИ. Высказывая свое мнение, надо придерживаться композиции сочинения-рассуждения: тезис и вывод должны быть сформулированы четко. Сделано только одно послабление: не учитываются ошибки по русскому языку.
Законы
Особое внимание надо уделить изучению нормативно-правовых актов. Их список содержится в приложении № 2 спецификации КИМов ЕГЭ по обществознанию
Чтобы правильно ответить на вопросы из всех пяти разделов, от выпускника требуется знать:
- Конституцию РФ.
- Гражданский, трудовой, уголовный, налоговый, семейный кодексы.
- Кодекс об административных правонарушениях.
- Кодекс административного судопроизводства.
- ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
- Уголовно-процессуальный кодекс.
- Гражданский процессуальный кодекс.
- ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».
Конечно, все эти законы не надо выучить не от корки до корки: в спецификации указано, с какими именно статьями, главами и параграфами надо ознакомиться особенно внимательно – остальное можно почитать для общего развития.
Созданные варианты теста
Для 11 класса:
- Тест по разделу «Культура»
- Тест по разделу «Общество»
- Тест по разделу «Общество» (II вар.)
- Тест по разделу «Человек»
- Человек и общество
- Тест по разделу «Человек и Общество»: 80 вопросов
- Тест по разделу «Человек и Общество»: 41 вопрос
- Тест по разделу «Человек и Обществл»: 41 вопрос. II вар.
- Тест по разделу «Человек и Обществ»: 23 вопроса
- Тест по разделу «Человек и Обществ»: 23 вопроса. II вар.
- Тест по разделу «Человек и Общество»: 23 вопроса. III вар.
- Экспресс-тест по разделу «Человек и Общество»: 12 вопросов
- Экспресс-тест по разделу «Человек и Общество»: 12 вопросов. II вар.
- Экспресс-тест по разделу «Человек и Общество»: 12 вопросов. III вар.
- Экспресс-тест по разделу «Человек и Общество»: 12 вопросов. IV вар.
- Тест по разделу «Политика»
- Тест по разделу «Политика» (II вар.)
- Тест по разделу «Политика» (III вар.)
- Тест по разделу «Политика»: 41 вопрос
- Тест по разделу «Политика»: 41 вопрос. II вар.
- Тест по разделу «Политика»: 23 вопроса
- Тест по разделу «Политика»: 23 вопроса. II вар.
- Тест по разделу «Политика»: 23 вопроса. III вар.
- Экспресс-тест по разделу «Политика»: 12 вопросов
- Экспресс-тест по разделу «Политика»: 12 вопросов. II вар.
- Экспресс-тест по разделу «Политика»: 12 вопросов. III вар.
- Экспресс-тест по разделу «Политика»: 12 вопросов. IV вар.
- Экспресс-тест по разделу «Политика»: 12 вопросов. V вар.
- Экспресс-тест по разделу «Политика»: 12 вопросов. VI вар.
- Тест по разделу «Право»
- Тест по разделу «Право»: 59 вопросов
- Тест по разделу «Право»: 41 вопрос
- Тест по разделу «Право»: 23 вопроса
- Тест по разделу «Право»: 23 вопроса. II вар.
- Тест по разделу «Право»: 23 вопроса. III вар.
- Экспресс-тест по разделу «Право»: 12 вопросов
- Экспресс-тест по разделу «Право»: 12 вопросов. II вар.
- Экспресс-тест по разделу «Право»: 12 вопросов. III вар.
- Экспресс-тест по разделу «Право»: 12 вопросов. IV вар.
- Экспресс-тест по разделу «Право»: 12 вопросов. V вар.
- Тест по разделу «Экономика»
- Тест по разделу «Экономика»: 80 вопросов
- Тест по разделу «Экономика»: 41 вопрос
- Тест по разделу «Экономика»: 41 вопрос. II вар.
- Тест по разделу «Экономика»: 23 вопроса
- Экспресс-тест по разделу «Экономика»: 12 вопросов
- Экспресс-тест по разделу «Экономика»: 12 вопросов. III вар.
- Экспресс-тест по разделу «Экономика»: 12 вопросов. IV вар.
- Тест по разделу «Социальные отношения»
- Тест по разделу «Социальные отношения» (II вар.)
- Тест по разделу «Социальные отношения»: 60 вопросов
- Тест по разделу «Социальные отношения»: 23 вопроса
- Тест по разделу «Социальные отношения»: 23 вопроса. II вар.
- Экспресс-тест по разделу «Социальные отношения»: 12 вопросов
- Экспресс-тест по разделу «Социальные отношения»: 12 вопросов. II вар.
- Экспресс-тест по разделу «Социальные отношения»: 12 вопросов. III вар.
- Экспресс-тест по разделу «Социальные отношения»: 12 вопросов. IV вар.
Тема: «Анализ схем и таблиц»
За это задание вы можете получить 1 балл на ЕГЭ в 2021 году
Задача 1
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Организационно-правовые формы коммерческих организаций | ||
хозяйственное партнёрство | производственный . . . | государственное и муниципальное … |
Задача 2
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФУНКЦИИ РЫНКА | |
Посредническая | Соединение интересов производителей товаров и их потребителей |
. . . | Избавление рынка от неэффе… |
Задача 3
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ВЕТВИ ВЛАСТИ | ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ |
Законодательная | . . . |
Исполнительная | Правительство |
Судебная | Конституционный суд, Верхо… |
Задача 4
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА | ПРИМЕРЫ |
Внутренние | Регулирование экономики, кредитно-денежная, антимонопольная политика |
. . . | Развитие сотрудничес… |
Задача 5
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Тенденции развития современного образования
НАЗВАНИЕ | |
Гуманитаризация | Усиление в содержании обучения блока обществоведческих н… |
Задача 6
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Области (сферы) духовной культуры
ОБЛАСТИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Наука | Область человеческой деятельности, направленная на выра… |
Задача 7
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
. . . | Происходит в условной ситуации, важен процесс, а не результат |
Труд | Деятельность, направленная на… |
Задача 8
Запишите слово, пропущенное в таблице.
. . . | ПРОИЗВОДСТВА |
Постоянные | Не меняются при изменении объёмов производства |
Переменные | Меняются в зависимости от объёма производимой … |
Задача 9
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Экономический рост
ТИП РОСТА | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Экстенсивный | Достигается за счёт увеличения количества ресурсов |
. . . | Достигается за счёт … |
Задача 10
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ПОНЯТИЕ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Акцизный сбор (акциз) | Косвенный налог, налагаемый в момент производства на товары массового потребления высокой р… |
Задача 11
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Земля | Естественные (природные) ресурсы, необходимые для существования человеческого общества и исполь… |
Задача 12
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Свойства ценных бумаг
СВОЙСТВО | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Обращаемость | Способность выступать в качестве платёжного инструмента |
. . . | Способность б… |
Задача 13
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Признаки государства
Признак | Сущность |
Монополия на правотворчество | Исключительное право государства издавать законы и иные нормативно-пр… |
Задача 14
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Структура труда | ||||
. . . . . . . | предметы (объекты) | цель | средства | результат |
Задача 15
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Структура духовной сферы
ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ | |
Религия | Форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественное |
Искусство | Отражение об… |
Задача 16
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ПОНЯТИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
. . . | Человек как сочетание неповторимых индивидных и личностных свойств, его уникальность |
Личность | Человек ка… |
Задача 17
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Политика государства в мировой торговле
КАТЕГОРИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Протекционизм | Защита интересов отечественного товаропроизводителя от ин… |
Задача 18
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Отрасли права
ОТРАСЛЬ | СОДЕРЖАНИЕ РЕГУЛИРУЕМЫХ ОТНОШЕНИЙ |
Гражданское право | Имущественные и связанные с ними неимущественные отношения |
Т… |
Задача 19
Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы «Принципы государственного устройства РФ».
Принципы государственного устройства РФ
ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА | СОДЕРЖАН… |
Задача 20
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ГРУППА ОТРАСЛЕЙ ПРАВА | ОТРАСЛИ ПРАВА |
. . . право | Конституционное право, гражданское право, трудовое право, административное право, эколог… |
1
…
Типы заданий
Первая часть, задания 1–20
В первой части работы предлагаются задания с кратким ответом. Например, нужно вставить пропущенное слово в схему или таблицу.
В заданиях второго типа требуется выбрать обобщающее слово и записать его. К третьему типу можно отнести задания, где нужно выбрать несколько верных вариантов из списка, например, терминов или суждений.
В традиционном задании четвёртого типа ученикам предстоит установить соответствие между перечнями признаков, характеристик или терминов. Нужно найти, что к чему относится.
Пример задания на установление соответствия из демоварианта 2020 года
Экзамен включает задание по экономике, в котором нужно проанализировать график и, отвечая на вопрос, выбрать верные ответы из списка. Задание может быть на одну из трёх тем: закон спроса и предложения, издержки производства или экономические циклы.
Другое графическое задание строится на основе таблицы со статистическими данными или, например, столбчатой диаграммы. Школьникам нужно изучить информацию и выбрать верные ответы.
Тема заданий № 14 и 16 известна заранее. В № 14 проверяют знание органов государственной власти или федеративного устройства РФ, вопрос № 16 посвящён Конституции РФ и правам человека.
В последнем задании первой части необходимо вставить в текст пропущенные термины из предложенного списка.
Вторая часть, задания 21–29
Блок заданий с № 21 по 24 — это текст, посвящённый одному из пяти разделов обществознания, и четыре вопроса к нему. Чтобы ответить на часть из них, достаточно внимательно прочитать текст. В ответах на другие нужно продемонстрировать знания по курсу обществознания.
В задании № 25 требуется дать определение предложенному термину и составить с ним два предложения. В этом году требования к ответу повысили: предложения должны раскрывать указанные в задании аспекты, быть распространёнными (со второстепенными членами) и содержать достоверную информацию. Раньше за это задание давали максимум три балла, а теперь за верный ответ присуждают четыре.
В задании № 26 нужно назвать три функции, вида, классификации или критерия чего-либо (это будет указано в варианте задания) и привести примеры. Задание № 27 похоже: даётся теория и вопрос, ответ на который нужно сформулировать самостоятельно.
В задании № 28 ученикам предстоит составить сложный по структуре план из трёх и более пунктов по заданной теме, например, «Политические партии» или «Налоги и их воздействие на экономику страны». Тезисы плана должны раскрывать тему и не должны содержать фактических ошибок. В 2020 году формулировку расширили: теперь требуют, чтобы количество подпунктов каждого пункта было не менее трёх. Исключение составляют только те случаи, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.
Пример ответа на задание № 28 — сложный план темы «Политические партии»
Последнее задание № 29 — эссе по одному из пяти разделов курса на выбор школьника.