Особенности составления методических рекомендаций
Содержание:
- Пример 2. В случае, когда в таблице Справочника базовых цен приведено только значение «а».
- ПРИМЕРНЫЕ ОБЪЕМЫ РАБОТ ПО РАЗРАБОТКЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ТИПОВЫХ И ПОВТОРНО ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРОЕКТОВ
- «ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ ВОПРОС»
- Последовательность действий
- Специфика защиты
- Современные подходы в преподавании физической культуры
- Подготовка к деятельности
- К доске вызываются 3 учащихся. На вопрос отвечает первый, второй добавляет или исправляет ответ, третий комментирует ответ.
- «СОЗДАЙ ПАСПОРТ»
- Похожие файлы
- Общие правила
- «ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА»
- Особенности работы с литературными источниками
- Разработка методических рекомендаций: как подготовиться?
- Планирование
- «ЖОКЕЙ И ЛОШАДЬ»
- Что можно включить в блок «приложение»?
Пример 2. В случае, когда в таблице Справочника базовых цен приведено только значение «а».
В Справочнике
базовых цен на проектные работы дана таблица:
№ п/п |
Наименование объекта проектирования |
Единица измерения основного показателя |
Постоянные величины базовой цены разработки |
|
а |
в |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Сооружения очистки промывной воды производительностью, м3/сут. |
||||
65 |
160 |
1 м3/сут. |
4,4 |
— |
66 |
500 |
— « — |
5,5 |
— |
… |
………………. |
………. |
………. |
… |
… |
………………. |
………. |
………. |
… |
72 |
40000 |
— « — |
219,4 |
— |
73 |
80000 |
— « — |
369,1 |
— |
2.1. Требуется определить базовую цену проектирования сооружения
очистки промывной воды производительностью 100 м3/сут.
Пример расчета:
2.2.
Требуется определить базовую цену проектирования сооружения очистки промывной
воды производительностью 300 м3/сут.
Пример расчета:
2.3. Требуется
определить базовую цену проектирования сооружения очистки промывной воды
производительностью 90000 м3/сут.
Пример расчета:
ПРИМЕРНЫЕ ОБЪЕМЫ РАБОТ ПО РАЗРАБОТКЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ЗДАНИЙ И
СООРУЖЕНИЙ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ТИПОВЫХ И ПОВТОРНО ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРОЕКТОВ
(в процентах от стоимости проектирования здания в целом)
п/п |
Наименование отдельных элементов зданий и сооружений |
|
1 |
2 |
3 |
I.Подземная |
||
1. |
Фундаменты, кроме свайных, с |
5 |
2. |
Фундаменты, кроме свайных, с |
10 |
3. |
Фундаменты свайные |
15 |
II. |
||
1. |
Фасады без переработки проекта |
12,5 |
2. |
Стены с изменением материала |
5,5 |
3. |
Перекрытия с изменением |
5 |
4. |
Перепланировка помещений |
10 |
5. |
Полы с изменением конструкции |
1,1 |
6. |
Внутренняя отделка помещений |
1,2 |
7. |
Лестнично-лифтовый узел с |
4,5 |
8. |
Окна |
1,0 |
9. |
Крыша с изменением конструкции |
5 |
10. |
Входы |
2 |
«ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ ВОПРОС»
Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
«КРУГЛЫЙ СТОЛ»
Письменный «Круглый стол» — это метод обучения сообща, при котором лист и ручка постоянно передаются по кругу среди небольшой группы участников игры. К примеру, один из партнеров записывает какую-то идею, затем передает лист соседу слева. Тот добавляет к этой идее какие-то свои соображения и передает лист дальше. В одном из вариантов этой процедуры каждый участник делает запись своим цветом. Это чисто зрительно усиливает ощущение равной лепты, которую вносит каждый в формирование общего мнения, и позволяет преподавателю разобраться и зафиксировать участие каждого.
Устный «Круглый стол» — метод обучения сообща, сходный с предыдущим, только проводится он в устной форме. Каждый участник, по очереди, подхватывает и развивает идею, высказанную предыдущим.
Последовательность действий
Итак, остановимся подробнее на основных моментах, которые связаны с выполнением курсовой работы. При подборе темы студент руководствуется теми методическими рекомендациями, которые разработаны в данном учебном заведении
Что важно учитывать при подборе тематики курсовой работы? Она должна быть связана со специализацией студента, совпадать с тем опытом, которым он уже успел овладеть на момент начала своей деятельности. Если на данном этапе возникают какие-либо сложности, можно обратиться за помощью и консультацией к руководителю или к преподавателю данной учебной дисциплины
Специфика защиты
В том случае, когда студент не в полной мере выполнил методические указания, это отмечается преподавателем, он возвращает студенту материал на доработку. Только после устранения всех указанных недостатков, автор получает допуск к защите готовой курсовой работы.
Процедура защиты предполагает публичное представление материала. В аудитории присутствует группа студентов. Автор за 5-7 минут кратко информирует собравшихся однокурсников и преподавателя о проделанной им работе, полученных результатах, перспективах практического применения материала.
На защите присутствует заведующий кафедрой, его первый заместитель. Докладчик обосновывает актуальность материала, выделяет объект анализа, задачи, поставленные в курсовой работе, делает выводы.
Рецензенты, которыми выступают преподаватели, выделяют преимущества и недостатки материала, задают студенту дополнительные вопросы. При ответах на вопросы автор материала должен продемонстрировать всем присутствующим свою осведомленность по теме, доказать отличные знания по проделанной работе, проанализированной литературе.
В заключительном слове докладчик отвечает на замечания, сделанные преподавателями, пытается корректными способами доказать правильность своей точки зрения, изложенной в курсовой работе.
Современные подходы в преподавании физической культуры
Опубликовано 21.08.2020 — 13:13 — Манин Николай Иванович
В соответствии с ФГОС общего образования цель школьного образования по
физической культуре — формирование разносторонне физически развитой
личности, способной активно использовать ценности физической культуры
для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с
детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно
наверстать. Поэтому важным направлением в школьном воспитании, сегодня
является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков
Подготовка к деятельности
Это важное звено в образовательной цепочке получения полного представления об изучаемой дисциплине будущего бакалавра или специалиста. При выполнении курсового проекта студенту необходимо:
доказать актуальность и важность выбранной темы в теории, показать возможность ее внедрения в практику; осуществить обзор литературных источников по проблеме, провести системный обзор выбранного материала; дать детальную экономическую и техническую характеристику объекта работы, отразить управленческий аспект; проанализировать специфику функционирования; провести расчеты предполагаемой экономической эффективности от практического внедрения данной работы; логично и последовательно изложить результаты собственных исследований по тематике; подтвердить свои рассуждения и умозаключения дополнительными пояснительными и иллюстративными материалами. Для того чтобы успешно решить все эти вопросы, помогут методические указания
Расчет осуществляется студентом с учетом возможных рисков, которые зависят от специфики выбранной темы. Допускается упущение какого-либо элемента «Указаний», но это может негативно отразиться на оценке выполненной курсовой работы либо на качестве ее защиты
Для того чтобы успешно решить все эти вопросы, помогут методические указания. Расчет осуществляется студентом с учетом возможных рисков, которые зависят от специфики выбранной темы. Допускается упущение какого-либо элемента «Указаний», но это может негативно отразиться на оценке выполненной курсовой работы либо на качестве ее защиты.
К доске вызываются 3 учащихся. На вопрос отвечает первый, второй добавляет или исправляет ответ, третий комментирует ответ.
РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ВЫБЕРИ ВЕРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ»
Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение
1) Я сам не смог справиться с затруднением;
2) У меня не было затруднений;
3) Я только слушал предложения других;
4) Я выдвигал идеи….
«МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЛИ СХЕМАТИЗАЦИЯ»
Учащиеся моделируют или представляют свое понимание, действия в виде рисунка или схемы.
«ТАБЛИЧКА»
Фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально.
Знал |
Узнал |
«ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ»
Обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:
«+» — знал, «!» — новый материал (узнал), «?» — хочу узнать
«СТРЕЛКИ ИЛИ ГРАФИКИ»
Стрелки или графики, на которых учащиеся изображают результат рефлексии по различным критериям: понимание, участие в обсуждении, генерирование (выдвижение) идей, групповое взаимодействие, настроение, интерес к выполнению задания, лёгкость выполнения …- т.е. различные виды рефлексии.
Я П
ЛИ
МЫ ДЕЛ
Ак.
«ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ»
Карточка с заданием «Продолжить фразу»:
- Мне было интересно…
- Мы сегодня разобрались….
- Я сегодня понял, что…
- Мне было трудно…
- Завтра я хочу на уроке…
«ЛЕСЕНКА «МОЁ СОСТОЯНИЕ»»
Учащийся отмечает соответствующую ступеньку лесенки.
Комфортно
Уверен в своих силах
Хорошо
Плохо
Крайне скверно
«ВОПРОСЫ ИТОГОВОЙ РЕФЛЕКСИИ, КОТОРЫЕ ЗАДАЮТСЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ В КОНЦЕ УРОКА»
- Как бы вы назвали урок?
- Что было самым важным на уроке?
- Зачем мы сегодня на уроке…?
- Какова тема сегодняшнего урока?
- Какова цель урока?
- Чему посвятим следующий урок?
- Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
- Что для тебя было легко (трудно)?
- Доволен ли ты своей работой?
- За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одногруппников?
«ХОЧУ СПРОСИТЬ»
Рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уроке. Учащийся задает вопрос, начиная со слов «Хочу спросить…». На полученный ответ сообщает свое эмоциональное отношение: «Я удовлетворен….» или «Я неудовлетворен, потому что …»
«ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ, ВЫБЕРИ ПОНРАВИВШУЮСЯ, ОТВЕТЬ НА ВОПРОС»
«СОЗДАЙ ПАСПОРТ»
Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану.
«ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА»
Прием, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока. Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.
Пример:
Вопросительные слова |
Основные понятия темы |
Как? Что? Где? Почему? Сколько? Откуда? Какой? Зачем? Каким образом? Какая взаимосвязь? Из чего состоит? Каково назначение? |
Информация Преступления Закон Статья Безопасность Категории |
«ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ
Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева — тема, ветви — предположения, которые ведутся по двум основным направлениям — «возможно» и «вероятно» ( количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» — обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иногомнения. «
ОБОБЩЕНИЕ УСВОЕННОГО И ВКЛЮЧЕНИЕ ЕГО В СИСТЕМУ РАНЕЕ УСВОЕННЫХ ЗУН И УУД
«ТЕСТ»
Учащиеся получают задание выбрать из предложенных вариантов правильный ответ.
«СВОЯ ОПОРА»
Ученик составляет авторский опорный конспект изученной темы. Это имеет смысл делать на листе большого формата. Не обязательно всем повторять одну тему. Пусть, например, половина учащихся повторяет одну тему, а половина – другую, после чего они попарно раскрывают друг другу свои опоры.
Или такая форма работы: несколько учащихся развешивают свои авторские опоры — плакаты на стене, остальные собираются в малые группы и обсуждают их.
«КЛАСТЕР»
Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями в виде:
«ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ»
Интеллект-карты отражают процесс ассоциативного мышления. Они отражают связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и др.) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области которую мы рассматриваем. Интеллект карты эффективны при развитии памяти, генерировании ассоциаций, мозговом штурме, при сотворении общей картины, указании взаимосвязей, планирования. Интеллект-карты позволяют легко понять, запомнить и работать со сложной по структуре и объему информацией. Правила создания интеллект-карт следующие:
- Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т.д.
- Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
- Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.
- Каждая ветвь имеет свой цвет.
- Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
- Ветки должны быть изогнутыми.
- Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
- Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
- Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Специальные информационные технологии позволяют составлять интеллект-карты при помощи специальных программ. Интеллект-карту удобно сочетать с таблицей ЗХУ (Знал, узнал, хочу знать). При составлении интеллект-карты учащимися самостоятельно должно соблюдаться условие: текст с которым работают учащиеся, должен быть небольшим, т.к. данная работа занимает много времени.
«ПОВТОРЯЕМ С КОНТРОЛЕМ»
Учащиеся разрабатывают списки контрольных вопросов ко всей ранее изученной теме. Возможен конкурс списков. Можно провести контрольный опрос по одному из списков и т.п.
«ПОВТОРЯЕМ С РАСШИРЕНИЕМ»
Учащиеся разрабатывают списки вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания по всей ранее изученной теме. На некоторые из этих вопросов уместно дать ответ. Но совсем не обязательно на все.
«ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ТЕМ»
Учащиеся подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной преподавателем.
«СИЛОВОЙ АНАЛИЗ»
Прием, который может быть использован для проведения анализа конкретной ситуации, проблемы, произошедшего события. Удобнее всего при проведении анализа заполнять таблицу:
Сегодняшняя ситуация |
Желательная ситуация |
Противодействующие факторы |
Действия по уничтожению или ослаблению |
Поддерживающие силы и факторы (на что можно опереться) |
Действия по усилению |
Похожие файлы
object(ArrayObject)#864 (1) { => array(6) { => string(157) "Общие методические рекомендации по развитию связной устной речи на уроках географии." => string(102) "obshchiie_mietodichieskiie_riekomiendatsii_po_razvitiiu_sviaznoi_ustnoi_riechi_na_urokakh_ghieoghrafii" => string(6) "348305" => string(10) "geografiya" => string(7) "prochee" => string(10) "1476191793" } }
Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся начальных классов
object(ArrayObject)#886 (1) { => array(6) { => string(158) "Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся начальных классов" => string(102) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-oformlieniiu-pis-miennykh-rabot-uchashchikhsia-nachal-nykh-klassov" => string(6) "272301" => string(4) "obzh" => string(7) "prochee" => string(10) "1451931020" } }
Методические рекомендации «Организация домашней работы в начальной школе »
object(ArrayObject)#864 (1) { => array(6) { => string(138) "Методические рекомендации "Организация домашней работы в начальной школе "" => string(78) "mietodichieskiieriekomiendatsiiorghanizatsiiadomashnieirabotyvnachalnoishkolie" => string(6) "304979" => string(16) "nachalniyeKlassi" => string(7) "prochee" => string(10) "1457857488" } }
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
object(ArrayObject)#886 (1) { => array(6) { => string(236) "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ " => string(148) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-sostavlieniiu-rabochiei-programmy-k-dopolnitiel-noi-obshchieobrazovatiel-noi-obshchierazvivaiushchiei-programmie" => string(6) "238779" => string(10) "vneurochka" => string(7) "prochee" => string(10) "1444653524" } }
Методическая разработка «Организация и проведение интеллектуальной олимпиады для детей дошкольного возраста «УМКА»
object(ArrayObject)#864 (1) { => array(6) { => string(217) "Методическая разработка "Организация и проведение интеллектуальной олимпиады для детей дошкольного возраста «УМКА» " => string(128) "mietodichieskaia-razrabotka-orghanizatsiia-i-proviedieniie-intielliektual-noi-olimpiady-dlia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-umka" => string(6) "101926" => string(21) "doshkolnoeObrazovanie" => string(12) "meropriyatia" => string(10) "1402467453" } }
Общие правила
Выполнение методических указаний позволяет студенту рассчитывать на высокую оценку его деятельности. Курсовая работа имеет особое значение при подготовке специалистов высокого класса, ведь при ее написании студент глубоко прорабатывается материал, получает дополнительные сведения по предмету.
Методические указания и задания помогают максимально полно раскрывать выбранную тему, исследовать отдельные вопросы и проблемы, касающиеся экономического анализа, системного подхода к достижению и разработке целей и задач. Особое место в процессе работы студент данной специальности должен уделить вопросам психолого-социального плана, так как без них менеджер не способен принимать эффективные действия и решения.
Перечень тем, а также особенности их написания содержат «Методические указания». Это существенно упрощает задачу студентов, им не нужно самостоятельно придумывать направление деятельности, достаточно изучить перечень, выбрать понравившуюся тему для курсовой работы.
«ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА»
Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.
Формирует: умение анализировать и сопоставлять факты; умение определять противоречие; умение находить решение имеющимися ресурсами.
1 вариант приема. В начале урока преподаватель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
2 вариант приема Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
«ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ»
К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов — суждений:
— Почему?
— Как доказать?
— Чем объяснить?
— Вследствие чего?
— В каком случае?
— Каким образом?
Схема с перечнем вопросов-суждений вывешивается на доске и оговаривается что, кто составил 7 вопросов за 7 минут, получает отметку “5”; 6 вопросов – “4”.
Прочитав абзац, учащиеся выстраивают суждения, составляют вопрос и записывают его в тетрадь. Этот прием развивает познавательную деятельность учащихся, их письменную речь.
«РАБОТА С ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАМИ»
Для учащихся работа с Интернет-ресурсами – это доступ к огромному количеству необходимого иллюстративно-информационного материала, которого катастрофически не хватает в библиотеках. Это, прежде всего, толчок к самообразованию и активизации познавательной деятельность учащихся, а также и выбор, которого ребята не имеют, работая только с учебником.
Особенности работы с литературными источниками
Данный этап работы также предполагает применение методических рекомендаций. Существуют определенные требования к оформлению библиографических источников, цитированию их внутри работы. Во многих учебных заведениях преподаватели рекомендуют своим подопечным составлять краткую аннотацию тех литературных источников, которые были выбраны для последующего применения.
Составляется библиография на базе рекомендованной литературы с обязательным конспектированием материала, целью которого является детальное «погружение» в предмет анализа.
В составляемую библиографию необходимо включать только ту литературу, которая была издана в последнем десятилетии. В противном случае курсовая будет считаться устаревшей и неактуальной, она не получит высокой оценки от преподавателя.
Указывается автор материала, наименование литературного источника, издательство, год выпуска, количество страниц в сборнике.
Далее идет уточнение плана создаваемой курсовой работы. По мере знакомства с литературными источниками у студента могут возникнуть дополнительные идеи, новые мысли, которые повлияют на первоначальный план.
Разработка методических рекомендаций: как подготовиться?
Чтобы работа по составлению методических рекомендаций шла продуктивно, необходимо провести подготовительный этап, в который входят:
- выбор актуальной и интересной для составителя пособия темы;
- знакомство с литературными источниками, научными статьями и специализированными сайтами, посвященными выбранному вопросу;
- составление рабочего плана;
- отбор наиболее подходящего для пособия материала;
- поиск интересных фактов, рекомендаций, фотографий, таблиц, которые помогут раскрыть тему;
- составление содержания работы.
Вводная часть, в которую входят: аннотация, пояснительная записка, информация об авторах, не должна занимать больше 15% от всего объема работы. 75% пособия — основное содержание. Оставшиеся 10% приходятся на приложение, список литературы и заключение.
Список литературы нужно составлять в алфавитном порядке, опираясь на современные правила оформления научных работ.
Вы получили ответ на вопрос: «Что такое методические рекомендации?». Узнали, из каких частей состоит пособие. И как оформлять каждую из них.
Следуя рекомендация по проведению подготовительного этапа и основного блока работы, вы с легкостью создадите методическое пособие, которое будет превосходить свои аналоги.
Планирование
На втором этапе предполагается составление примерного плана будущей работы. Это ответственный и важный элемент деятельности. Именно от него напрямую зависит качество и целостность создаваемого материала. Методические рекомендации, разрабатываемые специалистами кафедр для каждой учебной дисциплины, помогут студенту справиться с возникающими сложностями.
Необходимо помнить о том, что логичный и последовательный план является половиной успеха в работе
В нем важно отразить основные проблемы темы, выделив 3-5 вопросов, которые будут рассматриваться в ходе курсовой работы
Чтобы упростить задачу, можно выделить несколько подразделов. План, который будет составлен студентом, предоставляется преподавателю для окончательной проработки.
«ЖОКЕЙ И ЛОШАДЬ»
Группа делится на две части: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по аудитории, это требует определённой сформированности культуры поведения.
«ВОПРС К ТЕКСТУ»
Перед изучением учебного текста ставится задача: составить к тексту список вопросов. Список можно ограничить. Например, 3 репродуктивных вопроса и 3 расширяющих или развивающих.
Совет:
Пусть на уроках найдется место открытым вопросам: вот это мы изучили; вот это осталось за пределами программы; вот это я не знаю сам; вот это пока не знает никто…
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
«СВОЯ ОПОРА»
Учащийся составляет собственный опорный конспект по новому материалу.
Этот приём уместен в тех случаях, когда преподаватель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими ребят. Как ослабленный вариант приёма можно рекомендовать составление развёрнутого плана ответа (как на экзамене).
Замечательно, если учащиеся успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично.
«ДА-НЕТКА»
Преподаватель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы педагог отвечает только словами: «да», «нет», «и да и нет».
«Да-нетка» учит:
- связывать разрозненные факты в единую картину;
- систематизировать уже имеющуюся информацию;
- слушать и слышать товарищей.
Что можно включить в блок «приложение»?
В приложение вносят материалы, которые по каким-либо причинам не вошли в блок основного содержания. К ним можно отнести:
- вспомогательные таблицы, иллюстрирующие теоретический материал;
- пошаговые планы проведения праздников, классных часов, занятий;
- тестовые задания по темам, описанным в основном содержании;
- любой фотоматериал, если он поможет в раскрытии главной темы пособия;
- советы по анализу результатов тестов, контрольных работ, классных часов.
Если по ходу основного содержание есть упоминание о материалах из приложения, в круглых скобках рядом с предложением или в виде сноски внизу страницы рекомендуется указать, где искать нужную таблицу, фотографию или тест.