Физкультура в школах. нормативы в школе по физкультуре
Содержание:
- Упражнения для общей разминки
- Программные требования по легкой атлетике в школе
- Виды упражнений
- Педагогическая практика
- В здоровом теле здоровый дух
- Необходимость физических упражнений
- Для чего нужна зарядка для детей?
- Упражнения для новорожденных
- Влияние физических нагрузок на организм
- ЛФК для детей до года
- ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЯЧА
- Другие рекомендации для укрепления здоровья школьников
Упражнения для общей разминки
Конечно упражнений для разминки большое множество. И все перечислить, вряд ли получиться. Поэтому я приведу лишь самые популярные. Большинство из них, для вас знакомы с уроков физкультуры.
Шейные отделы позвоночника
Наклоны головы
Данное упражнение выполняется стоя. Спина должна быть прямой, плечи опущены вниз, мышцы шеи расслаблены. Опустите голову стараясь дотянуться подбородком до груди. При этом, подаем плечи вперед и округляем спину. Потом опрокидываем голову назад. А плечи разводим, выпятив грудь вперед. После, делаем наклон в одну из сторон, стараясь дотянуться ухом до плеча. Таких наклонов мы делаем 10-15 в каждую из сторон.
Круговые вращения головой
Позиция для упражнения такая же. Опустите плечи и расслабьте шею. Начинаем вращать голову по часовой стрелке и против нее. Делаем 10-15 повторений в каждую сторону. Стараемся выполнять круговые вращения, по полной амплитуде.
Мышцы плеч
Подъем плеч
Из вышеописанного исходного положения, начинаем поднимать плечи вверх. Основная задача стараться поднимать их как можно ближе к ушам. Данное упражнение является аналогом ШРАГОВ, только выполняется без веса. Количество повторений не менее 20.
Вращения плечами
Теперь немного усложняем упражнение, и начинаем вращать плечи по часовой стрелке и против. Не забываем прогибаться и выводить дельты вперед и назад. Это даст нам возможность работать в максимальной амплитуде. Так же, делаем не менее 20 повторений.
Круговые вращения руками
Снова немного усложняем упражнение, выпрямив полностью руки. Теперь мы максимально работаем над разогревом плечевых суставов. Вращать руки можно как по часовой стрелке, так и против.
Мышцы рук
Вращения предплечий
Расставьте руки в стороны и согните их. Из этого положения, начинаем вращать предплечья в разные стороны. Только не надо просто размахивать руками. Движения должны быть в среднем темпе и полностью под вашим контролем. Выполняем по 20-30 повторений в каждую сторону.
Вращения в кистях
Тут можно выполнять два варианта:
- Поднимаем руки в стороны и вращаем кисти, по и против часовой стрелки.
- Сомкните в замок ладони, положив друг на друга. И вращаем их в разные стороны.
Так же делаем по 20-30 повторений.
Разминка грудных мышц
Разведение рук в сторону с поворотом
Это отличное упражнение, которое разминает не только грудные, но и косые мышцы живота. Встаньте прямо. Ноги на ширине плеч. Согните руки в локтях и выставьте перед собой так, чтобы кончики пальцев двух рук соприкасались. Набираем воздух, наполняя им грудной отдел. Делаем поворот в любую сторону и расставляем руки в стороны. Делаем по 10-15 раз в каждую из сторон. В данном упражнении можно делать немного рывковые движения в момент разведения. Это даст больший эффект.
Разминка мышц спины и кора
Наклоны в четыре стороны
Данное упражнение позволит разогреть мышцы спины и пресса. Встаньте ровно. Ноги расставьте чуть уже ширины плеч. Руки упираем в бока. Из такого положения наклоняемся вперед. Потом разгибаемся максимально назад. Далее делаем наклон в правую, а потом в левую сторону. Количество повторений не менее 10 раз.
Круговые движения тазом
Становимся прямо. Руки ставим на пояс. Ноги на ширине плеч. Начинаем вращать тазом по часовой стрелке. Сделав полный круг, меняем направление движения. Стараемся работать в полную амплитуду. То есть, вырисовываем тазом максимально большой круг. Делаем не менее 20 раз в каждую из сторон.
Разминка ног
Вращение бедром
Стоим ровно. Облокачиваемся одной рукой за какой ни будь выступ, для большей устойчивости. Сгибаем противоположную ногу и поднимаем ее вверх. Из такого положения, начинаем вращать в любую из сторон. Потом меняем ногу. Делаем по 10-15 раз на каждую из ног.
Вращение коленей в наклоне
Ставим ноги на ширину плеч. Наклоняемся вперед и кладем ладони на колени. Из этого положения с помощью рук, начинаем вращать колени в оба направления. Делаем так по 10-15 раз в каждом направлении.
Приседания без веса
Ноги на ширине плеч. Руки ставим перед собой. Во время приседа, стараемся таз максимально отвести назад. Делаем не менее 20 раз.
Подъем на носки
Стоим ровно. Ноги на ширине таза. Руки на талии. Из этого положения, поднимаемся максимально на носки, сокращая икроножные мышцы. Возвращаемся в исходное положение медленно и подконтрольно. Делаем не менее 20 раз.
Данные упражнения являются простыми, но при этом очень эффективными. Если вы не знаете с чего начать разминку, то можете использовать вышеприведенный пример.
Для наглядности того как выполняется разминка предлагаю посмотреть видео:
Программные требования по легкой атлетике в школе
За годы учебы в общеобразовательной школе ребенок проходит все стадии формирования, взросления. Это самые важные и продуктивные для становления личности годы. На каждом возрастном этапе предусматривается особая программа физического развития. Распределение нагрузки предусмотрено следующим образом:
Легкая атлетика 1 класс – 14 часов
легкая атлетика 1 класс
Школьники в первом классе должны уметь:
- Бегать по ровной дорожке с наибольшей скоростью 60 метров,
- Бегать равномерно без остановки 10 минут
- В беге и прыжках проходить полосу с 3-5 препятствиями
- Прыгать в высоту с разбега по прямой линии и сбоку.
- Метать предметы в цель правой рукой
Легкая атлетика 2 класс – 16 часов
легкая атлетика 2 класс
Виды упражнений остаются прежними, отрабатывается техника их исполнения
Легкая атлетика 3 класс – 12 часов
легкая атлетика 3 класс
В третьем классе ученики вырабатывают выносливость, упражнения усложняются.
Бег с ускорением, бег на 100 метров, бег в среднем темпе на 500-1000 метров.
Метание (входит в урок з легкой атлетике) производится с обеих рук на дальность, в цель, на скорость попадания.
урок з легкой атлетике
4 класс урок легкая атлетика подытоживает полученные в начальных классах умения.
легкая атлетика 4 класс
Ходьба сопряжена с одновременным движением рук, предполагает достаточно развитую координацию движений при ходьбе по предметам, по узкой скамейке.
Бег предполагает чередование с ходьбой на дистанции до 3 км. Школьники должны уметь бегать с ускорением на 60 м с низкого старта. Для развития выносливости и силы применяется бег на 100 и 300 метров.
Программа «Легкая атлетика 4 класс» состоит из 10 часов занятий.
4 класс урок легкая атлетика
Отрабатывается точность приземления в прыжках на 50-100 см. Это упражнение делается по зрительным ориентирам. Например, прыжки в нарисованы круги или разложенные на определенном расстоянии обручи.
Метание и броски предметов предполагают скоростное выполнение упражнения из разных положений.
В подвижных играх программы «Легкая атлетика 4 класс» применяются предметы, которыми надо попасть в цель или точно передать партнеру. Это мячи, палочки, обручи.
5-9 класс – 11 часов
В 10 и 11 классе учитель самостоятельно регулирует нагрузки и виды спортивных занятий.
Виды упражнений
ЛФК преследует две цели – повысить общий тонус организма, его сопротивляемость болезням и выносливость (ту же цель преследует обычная физкультура) и исправить конкретные нарушения, которые выражены у маленького пациента. Комплекс всегда должен включать упражнения, направленные на обе эти цели.
По воздействию на организм упражнения бывают:
- дыхательные – развивают дыхательную систему и повышают общий тонус;
- рефлекторные – тренируют мышцы, повышают общий тонус;
- координационные – развивают взаимодействие различных групп мышц;
- растягивающие – равномерно распределяют мышечный тонус;
- расслабляющие – снимают напряжение после силовых упражнений;
- коррегирующие – направлены на проработку строго определённого движения.
Составляя комплекс упражнений, следует учитывать, что он должен включать разминку (упражнения на общий тонус, подготовка дыхательной и сердечно-сосудистой системы к активным движениям), упражнения на общий тонус, упражнения на проработку дефекта (коррегирующие, координационные), упражнения на растяжку и расслабление мышц.
Педагогическая практика
Будущие преподаватели и учителя физкультуры проходят в процессе обучения обязательную практику в школах по физкультуре. Во время прохождения практики студентам предлагается выполнить ряд задач:
- Ознакомление с инструкцией студента-практиканта и программой. Необходимые сведения представлены в дневнике практиканта. В программу входит посещение школы в оговоренное время для знакомства, проведения уроков физкультуры в младших, средних или старших классах. Каждый студент-практикант должен провести 6 уроков самостоятельно и 6 уроков в качестве помощника учителя. Общая нагрузка прохождения практики составляет двенадцать часов в неделю.
- Посетить 3 урока физкультуры у сокурсника. Цель таких посещений – проведение полного педагогического анализа уроков.
- Разработать самостоятельный план по обучению какому-нибудь двигательному действию на период практики.
- Написать сценарий праздника для учеников, разработать его и провести мероприятие.
В здоровом теле здоровый дух
Ямбург считает, что суть современных уроков физкультуры заключается в том, чтобы сделать из ученика не пассивный объект каких-то занятий, а субъект, который активно занимается выстраиванием своего здоровья. «В конце 80-х годов мы в рамках эксперимента по борьбе с близорукостью установили в некоторых школах специальные тренажеры, которые делали ученикам массаж глаз на переменах. Через десять лет я понял, что ошибался, так как обычные занятия пинг-понгом дают тот же результат, что и такое пассивное лечение, а значит, ребенок должен быть именно субъектом своего здоровья», — пояснил он.
«Здоровье — важнейшая составляющая любого нашего успеха», — добавил Дегтярев
По его словам, именно в детские и подростковые годы закладывается привычка к здоровому образу жизни, поэтому так важно уделять максимум внимания физическому развитию школьников
Необходимость физических упражнений
Для поддержания здоровья любой человек должен проявлять физическую активность каждый день. Во время упражнений укрепляется мускулатура, мышцы становятся более выносливыми, и человек может оптимально расходовать свою энергию. Выполняя нагрузку на отдельные группы мышц, можно увеличить их объем. Также гимнастика позволяет вести контроль своего веса: выполняя упражнения, можно избавиться от лишних килограммов за счёт траты дополнительных калорий, которые получает организм из-за неправильного питания.
Положительный эффект от общеразвивающих упражнений (ОРУ):
- Сердце — это тоже мышца, поэтому тренировка сердечно-сосудистой системы полезна для здоровья человека. Правильные и дозированные нагрузки делают сердце более здоровым и выносливым. При физической активности стенки сосудов становятся более эластичными.
- Происходит выработка двигательных навыков. Специальные упражнения помогают человеку развивать гибкость, чувство равновесия. В ходе упражнений лучше осваивается спортивное оборудование.
- Физические занятия помогают активно бороться со стрессом. Если человек страдает от депрессии или тревожности, то физкультура хорошо справляется с такими проблемами. Активные упражнения позволяют понизить количество гормонов кортизола и увеличить число гормонов удовольствия — эндорфинов.
Полезно выполнять гимнастику вместе с кем-то — это прекрасный способ общения.
Комплекс общеразвивающих упражнений_1
Watch this video on YouTube
В чем польза физкультуры
Комплекс развивающих упражнений по физкультуре улучшает работу сердца. У людей, которые активно занимаются спортом, понижается вероятность возникновения сердечно-сосудистых болезней. А также снижается вероятность возникновения инсульта и диабета. Эти болезни часто появляются из-за лишнего веса. Постоянный контроль над телом и мышцами позволяет регулировать лишние килограммы.
Физкультура по схеме, разработанной лечащим врачом, помогает немолодым людям. Если человек проявляет активную физическую активность всю жизнь, то в пожилом возрасте у него меньше заболеваний. Физкультура помогает сохранить ясность ума, потому что мозг лучше работает при двигательной активности.
Гимнастика помогает беременным женщинам подготовиться к родам. А после появления малыша мама быстрее придет в форму.
Совместное выполнение физических упражнений увеличивает доверие в семейной паре. Занятия улучшают настроение и самочувствие.
Не все люди могут контролировать количество съеденной пищи, ОРУ по физкультуре помогает бороться с этой проблемой. При выполнении простых упражнений, понижается число гормонов грелина, которые увеличивают аппетит.
Разминка ору без предметов
Watch this video on YouTube
Противопоказания для занятий
Упражнения практически не наносят вред человеку. Если придерживаться правил безопасности при выполнении сложных комплексов, то можно избежать травматизма. При выполнении начальных занятий не нужно гнаться за результатами. Интенсивность тренировок необходимо наращивать постепенно
Особенно это важно для новичков, которые из-за чрезмерного рвения могут получить травмы или растянуть мышцы. Нельзя совмещать активные тренировки с жесткими диетами, потому что организм быстро истощается, и на выполнение физических упражнений не останется сил
У гимнастики есть противопоказания:
- Неврологические заболевания.
- Травмы позвоночника.
- Любые раны на теле.
- Варикозное расширение вен.
- Болезни сердечно-сосудистой системы.
- Повышенное или пониженное давление.
Во время упражнений нужно контролировать пульс и дыхание. Если человек активно занимается физкультурой, то необходимо правильно составить распорядок дня, выделив время для полноценного сна и отдыха. Любое движение, выполненное неправильно, может привести к травматизму. При активной двигательной нагрузке необходимо правильно и равномерно питаться. Только в этом случае занятия принесут пользу и не нанесут вред организму.
Обычному человеку нужно от 9 до 20% жира для нормального функционирования организма. Если слишком понизить процент жира, то можно столкнуться с серьезными заболеваниями. При выполнении упражнений нужно помнить, что важна не длительность тренировки, а ее интенсивность. Если неправильно рассчитать время физкультуры, то можно причинить вред своему здоровью. Один комплекс должен выполняться не более 60 секунд, но при этом темп должен быть интенсивным. Для полноценного физического развития необходимо выполнять гимнастику для мышц всего тела.
Для чего нужна зарядка для детей?
Важно понимать значение утренней зарядки для школьников. У детей до 14 лет идет интенсивный рост костей, психического и физического развития
Поэтому очень важно школьникам уделять некоторое время в день физическим упражнениям. В 14 лет начинается половое созревание, мальчики наращивают мышечную массу и начинают развиваться быстрее девочек.
Но стоит учесть, что сердечно-сосудистая система у школьников, развита еще не окончательно. Часто возникают обмороки, скачки в артериальном давлении, слабость при физических нагрузках. Но, несмотря на это, не стоит отменять физические упражнения, можно сократить их интенсивность.
Гимнастические упражнения и зарядка наоборот помогают приспособиться организму ребенка к переменам и укрепить иммунную систему. В то время как у школьника преобладает умственная нагрузка, организм начинает уставать, страдает в первую очередь иммунитет.
Поэтому так важно делать зарядку в перерывах между учебой. К тому же постоянный сидячий образ жизни школьника может навредить его позвоночнику
Когда дети делают зарядку, укрепляются все мышцы тела ребенка.
Очень важно в первую очередь делать утреннюю гимнастику, а также нагружать ребенка физическим трудом в перерывах между занятиями
Упражнения для новорожденных
Назначение гимнастики для новорожденных – развитие мускулатуры малыша. Назвать её лечебной в полном смысле нельзя – скорее, это развивающая тренировка. Выполняется комплекс упражнений в хорошо проветренном чистом помещении на жёсткой поверхности (пеленальный столик подойдёт, а диван или кровать – вряд ли).
Малыша нужно раздеть, чтоб одежда не сковывала движения, начать занятие нужно с ласковых поглаживаний, чтобы упражнения ассоциировались с приятными эмоциями. Приступать к занятию нужно через 15 мин после кормления, за это время комната успеет проветриться и согреться.
Несколько упражнений, которые можно делать дома:
- переворачивания – мама кладёт малыша на спину, переворачивает на животик, чтобы он поднимал головку;
- подтягивания – мама даёт ребёнку указательные пальцы, чтобы он мог за них ухватиться, после этого подтягивает до сидячего положения;
- подготовка к ползанью – малыш ежит на животике, и мама даёт ему возможность упереться ножками в свою ладонь;
- сгибания-разгибания ручек и ножек.
Всё занятие не должно занимать больше 10 минут, иначе малыш устанет. Если ребёнок капризничает, не хочет заниматься, то лучше перенести упражнения на другое время
Важно обращать внимание на реакцию малыша на упражнения – он должен видеть, что родителям интересно его развитие
Влияние физических нагрузок на организм
Переоценить влияние физических нагрузок на организм человека очень трудно. Полезность физкультуры для растущего организма неоценима. Молодое тело нуждается не только в стимулировании тканей, которые формируются очень быстро. Физкультура нужна для того, чтобы ребёнок вырос психологически уравновешенной и цельной личностью.
Физические нагрузки комплексно воздействуют на весь организм. Рассмотрим подробнее, как реагирует тело человека на умеренные нагрузки:
- активизируются обменные процессы тканей, сухожилий и мышц, что является отличной профилактикой ревматизма, артрозов, артрита и других дегенеративных изменений двигательной функции организма;
- улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обеспечивая кислородом и полезными веществами весь организм;
- физические упражнения активизируют выработку гормонов, что ведёт к стабилизации работы обменных процессов;
- стимулируется нейрорегуляторная функция мозга.
Подводя итог, можно сказать о том, что физкультура и спорт должны быть неотъемлемой частью жизни любого взрослого и растущего человека. Занимайтесь спортом сами и прививайте это детям. Физкультура — это «вечный двигатель» жизни, который делает активными, жизнерадостными и полными энергии для новых свершений.
ЛФК для детей до года
Лечебная физкультура для детей младше года включает несколько комплексов – они меняются по мере роста малыша, который в первый год жизни происходит очень быстро. До 3 месяцев основной вид упражнений – рефлекторные. Мама или методист ЛФК воздействует на рефлексогенные зоны малыша, а его мышцы в ответ сокращаются.
Рефлексогенная зона | Нормальная реакция | Патологическая реакция |
Проведение пальцами с двух сторон от позвоночника снизу вверх | Разгибание позвоночника. Упражнение нужно выполнять на каждом боку | Отсутствие разгибания позвоночника, резкие движения конечностей |
Поднимание малыша, лежащего на животе, вверх в горизонтальном положении | Попытка поднять голову, позже – поднимание головы | Отсутствие попыток поднять голову |
Надавливание пальцами на стопу | Сгибание пальцев в сторону подошвы | Отсутствие сгибания, обратное сгибание |
Проведение рукой по наружному краю стопы | Тыльное сгибание большого пальца, расхождение остальных пальцев (рефлекс Бабинского) | Другая реакция |
Придерживание малыша подмышки над твёрдой поверхностью | Пританцовывание, имитация ходьбы | Отсутствие реакции |
В 3-6 месяцев упражнения нацелены на развитие умения сидеть и ползать. Упражнения напоминают присаживание, топание и пританцовывание. По-прежнему активно используются рефлекторные упражнения, задача которых – общая тренировка мускулатуры и раннее выявление неврологических патологий.
Некоторые специалисты считают этот рефлекс патологическим независимо от того, в каком возрасте он выявлен, даже у новорожденных детей. После полугода на первый план выходят пассивные упражнения для рук и ног, развитие тазобедренных суставов, появляются первое активное упражнение – ползанье.
https://www.youtube.com/watch?v=FWrVB_2U5bY
Со временем малыш начинает осваивать больший список активных упражнений – приседания, сгибание разгибание ног, вставание на ноги, попытки ходьбы. К году здоровый ребёнок умеет стоять, держась за опору, может ходить при помощи взрослых, а небольшие расстояния может пройти самостоятельно.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЯЧА
Опубликовано 20.08.2020 — 16:11 — Кобелева Татьяна Ивановна
История не знает ни точного места, ни времени возникновения мяча и игр с мячом, известно лишь одно, что мяч возник в глубокой древности и за свою историю существования претерпел много изменений.
Мяч – это не только удивительная, самая древняя и любимая игрушка народов мира, но и замечательное средство для развития физических качеств у детей
Игры и упражнения с мячом способствуют развитию двигательной активности, развивают координацию, глазомер, ориентировку в пространстве, ловкость, быстроту реакции, что особенно важно для дошкольников
Другие рекомендации для укрепления здоровья школьников
Другими рекомендациями могут стать общее закаливание организма. Неплохо если ребенок будет получать помимо зарядки курсы массажа. Закаляться нужно начинать летом с обливания прохладной водой. Чаще гуляйте с ребенком.
Если вы живете в городе, постарайтесь хотя бы раз в год выезжать на море или в горы. У школьника должен быть полноценный сон и отдых. Не нагружайте чрезмерно ребенка учебой, он должен еще много отдыхать. Часто младшие дети ориентируются на взрослых, в особенности на родителей, поэтому займитесь сами спортом и здоровым образом жизни.
Еще одной проблемой может стать сидячий образ жизни ребенка и как следствие искривление осанки. Чтобы этого не допустить следите за положением тела детей.
Посмотрите следующее видео, в котором школьник под руководством взрослого выполняет комплекс упражнений для профилактики нарушения осанки в результате малоподвижного образа жизни.