Ценностные ориентации молодежи в современном обществе. — презентация

Воспитание

Вопрос формирования жизненных целей и приоритетов преимущественно актуален для новоиспеченных родителей и тех, чье воспитание по каким-то причинам находится только в собственных руках. Большинство людей хотят вырастить сына или дочь или быть самим счастливыми и правильно развитыми. Собственное понимание родителями правильности приоритетов – это ключевой фактор при выборе системы ценностей, которую хочется привить детям.

Если жизнь ребенка обойдется без травм и сильных потрясений, выработанные в детском возрасте представления (о любви, семье, материальном обогащении, образовании, саморазвитии и карьерном росте) закрепятся в подсознании на всю жизнь. Как правило, в семье трудоголиков и карьеристов вырастают трудящиеся и амбициозные личности, которые активно стремятся к определенному статусу. Когда в приоритете семьи любовь и близкие люди, то вырастает ребенок, который ценит чувства и взаимоотношения.

Ваши приоритеты во многом зависят от жизненного опыта, того, с чем приходится ежедневно сталкиваться

Бессмысленно убеждать подрастающее поколение в значимости семейных ценностей, если, например, отец не бывает дома из-за работы, а мать все внимание уделяет подругам. Родители должны показывать то, что считают правильным и уместным, на собственном примере

Как расставить жизненные приоритеты

На сегодняшний день психологи со всего мира разработали большое количество методик, которые способны помочь диагностировать индивидуальные жизненные ценности. Многие тесты можно бесплатно пройти в режиме онлайн. Как правило, это занимает не больше 15 минут. Формат классический: список вопросов с несколькими вариантами ответов или перечень утверждений, с которыми нужно согласиться или не согласиться. Результат в виде списка основных ценностей можно получить практически мгновенно

Важно помнить, что нет правильных или неправильных ответов. Равным образом не может быть хороших или плохих результатов

Эти методы способствуют получению индивидуальной картины приоритетов. Как показывает практика, результаты вызывают разнообразные чувства и нередко это замешательство. Тестируемому может показаться, что произошла ошибка, и полученный результат не соответствует реальным жизненным ценностям. В подобных случаях рекомендуется повторное прохождение других тестов. Это полезно не только выбором итогов, но и тем, что в процессе ответа на вопросы человек может самостоятельно определиться с второстепенными и главными вещами в жизни.

Существует еще один метод определения приоритетов жизненных ценностей – самоанализ. На листе бумаги или в текстовом документе пишутся все значимые вещи: то, что человек ценит, чем дорожит и что уважает. При этом не обязательно (и даже лучше наоборот) использовать подсмотренные критерии и термины. Лучше всего перечислять все словами, которые приходят на ум.

Дальше требуется небольшой перерыв и/или смена вида деятельности. После чего можно внимательно изучить список и выбрать из него 10 самых важных вещей. Затем список снова сокращается вдвое. Упростить работу возможно проигрыванием в голове всевозможных жизненных ситуаций.

В конце должно остаться 5 наиболее значимых ценностей

Их нужно расписать по степени важности (1, 2, 3, 4, 5). Часто люди испытывают трудности на этом этапе

Психологи советуют представить ситуацию, которая вынудила бы решить без чего существовать тяжелее. Это и есть главный приоритет. Важность других вещей не обесценивается, но они являются второстепенными.

Переосмысление

Формирование ценностей начинается практически с первых дней жизни ребенка и завершается примерно в возрасте 22 лет. Но на протяжении жизни различные ситуации могут стать причиной переосмысления приоритетов. Чаще всего речь идет о серьезных отрицательных и положительных эмоциональных потрясениях и депрессивных состояниях.

Смена жизненных приоритетов также может происходить из-за следующих событий:

  • бракосочетание;
  • старость (поскольку жизненный путь заканчивается);
  • собственное тяжелое заболевание или болезнь кого-то из близких;
  • потеря/смерть дорогого человека;
  • безответная влюбленность или чувства к человеку, который не соответствует идеалам;
  • жизненные кризисы (молодости, зрелости, экзистенциальный);
  • резкие изменения материального положения (как нищета, так и внезапное приобретение богатства);
  • рождение детей;
  • трагические события мирового масштаба, жертвами которых становится большое количество людей.

Бывает, что приоритеты меняются непроизвольно. Люди интуитивно выбирают наилучший путь для дальнейшей жизни. В случаях кризисов причиной переосмысления становятся продолжительные душевные страдания. Например, актуальной становится проблема жизненных ценностей для тех, кто болеет депрессией. Такие люди нуждаются в сознательном подходе, отчетливом желании перемен.

Переосмысление жизненных приоритетов (примером которых является карьера или отношения с людьми) – это глоток свежего воздуха, чистый лист. Это внутренние и внешние перемены человека и изменения жизни в целом. Часто они дарят людям гармонию и счастье.

Список литературы

  1. Смелзер Н. Социология. – М., 1997.
  2. Игебаева Ф.А. Жизненные приоритеты современной молодежи //В сборнике: Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2010. С. 94-96.
  3. Скутнева С. В. Стратегии жизненного самоопределения молодежи в трудовой сфере / С. В. Скутнева // Социологические исследования. — 2006. -№ 10. С. 88-94.
  4. Назаров Т.З. К вопросу о социальной идентичности молодёжной среды: проблемы поликультурного взаимодействия. В сборнике: Национальная политика и традиционная народная культура Материалы международной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: И. Г. Илишев, О. Н. Ижбульдина, Ю. Н. Дорожкин, И. В. Фролова. 2010. С. 368-373.
  5. Назаров Т.З. Социальная самоидентификация представителей малого бизнеса // Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Уфа, 2005.
  6. Игебаева Ф.А. Ценностные ориентации современной молодежи // В сборнике: Уральский регион Республики Башкортостан: человек, природа, общество материалы региональной научно-практической конференции. 2010. С. 80-83.
  7. Игебаева Ф.А. Современная молодежь в условиях трансформации российского общества // В сборнике: Инновационное образование, гуманизм и система ценностных ориентиров современного российского общества: проблемы и перспективы сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Центр прикладных научных исследований. 2010. С. 39-42.
  8. Игебаева Ф.А. Влияние семьи на ценностные ориентации молодежи В книге: Творчество и развитие образовательных систем. Тезисы докладов. 1997. С. 68-71.
  9. Игебаева Ф.А. Образование в иерархии ценностей современной студенческой семьи. В сборнике: Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве XI Международная научно-практическая конференция (зимняя сессия): сборник статей. 2008. С. 25-27.
  10. Игебаева Ф.А. Потенциал молодежи — важнейший ресурс устойчивого развития Башкортостана. В сборнике: Личность и общество: проблемы философии, психологии и социологии сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза. 2010. С. 164-166.
  11. Игебаева Ф.А. Ценностные ориентации молодежи в современном российском социуме // В сборнике: Социально-экономические аспекты развития современного государства. Материалы III международной научно-практической конференции. 2014. С. 47-48.
  12. Давлетгаряева Р.Г. Воспитание как определяющий фактор дальнейшего развития человечества. В сборнике: Современный мир: экономика, история, образование, культура сборник научных трудов. Уфа, 2005. С. 301-304.
  13. Давлетгаряева Р.Г., Николаев Р.В. Толерантность как фундаментальная ценность современного мира. В сборнике: Формирование этнокультурной и межконфессиональной толерантности в поликультурном образовательном пространстве. Материалы Международной научно-практической internet-конференции для преподавателей, научных работников и молодых ученых, докторантов, аспирантов. Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство сельского хозяйства РБ, Башкирский государственный аграрный университет, РКГИ «Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова» (Республика Казахстан). 2012. С. 19-20.

Определение жизненных приоритетов

Жизненные ценности – это ориентиры, на которые человек может полагаться, опереться в сложные моменты и темные времена. Это принципы, идеалы, убеждения, качества личности, а также ощущение истинности того, чему человек следует. Потеря приоритетов становится причиной экзистенциального кризиса (утраты смыслов) и отчаяния. Такое развитие событий – настоящее испытание для людей.

Ценности можно сравнить с компасом. По ним необходимо сверять шаги, которые делаются в жизни. Проблемы с финансами и взаимоотношениями, трудности с принятием решений указывают на несоответствие внутренних моделей мира с действительностью, о том, что человек сомневается в своих желаниях и значимых вещах. Определенные установки – это спутники полноценной и продуктивной жизни.

Подробный список

Разные приоритеты:

Дом, деньги, комфорт. Упорядоченный быт. Тесная взаимосвязь со сферой семьи и отдыха, а также работы, дела и бизнеса. Семья, дети, взаимопонимание. Все длительные взаимоотношения в паре, родственники и друзья

Здесь же присутствует и любовь (забота, уважение, внимание). Любовь, отдых, развлечения и азарт

Ценности радости и наслаждения: путешествия, романтика, игры и так далее. Образование и повышение профессиональной квалификации. Как правило, занятие любым делом не обходится без опыта и образования. Это одновременно касается сферы «дело» и «собственное развитие». Следующий пример жизненных приоритетов – карьера, статус, власть. Ценность социального развития, которая подразумевает получение новых возможностей делать и влиять и обретение более высокого социального статуса. Дело, проекты. Имеется в виду все, чем человек занимается по жизни: работа, планы, идеи и проекты. Здоровье, красота, гармоничное развитие. Это ценность тела: внешность, фигура, мускулатура, умение двигаться. Относится к собственному развитию и личной жизни. Личностный рост, психологические и социальные навыки. Все, что касается развития личности. Коротко это можно назвать мудростью: зрелость, внимание к другим людям, обдуманные выводы. К психологическим навыкам принадлежат владение эмоциями, преодоление страхов, ясность и чистота мышления. Социальные навыки – поведение в обществе. Духовный рост, познание жизни, реализация предназначения. О духовных устремлениях свидетельствует жизнь, предназначенная не только себе, высокие мотивы и желание оставить после себя что-то хорошее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector