Взаимодействие культур в современном мире. диалог культур
Содержание:
- Искусство.
- Особенности искусства.
- Функции искусства:
- Виды искусства
- РЕЛИГИЯ.
- Природа — мать культуры
- Национальный уровень взаимовлияния культур
- Культура и общество
- Из Конституции РФ
- Интеграция
- Изоляция и диалог
- Откуда пришел термин «культура»?
- Геноцид
- Влияние СМИ на общество.
- Цивилизация как универсальная форма взаимодействия
- Что такое культура?
- Диалог культур
- Роль религии в современной России.
- СМИ.
- Функции СМИ.
- Направления в искусстве.
- Государство и религия
Искусство.
Искусство – это особый способ познания действительности, осмысления, восприятия мира через систему образов, то есть через субъективное восприятие мира автора произведения.
Искусство в широком смысле – художественное творчество в целом
Искусство в узком смысле – изобразительное искусство (живопись, скульптура, графика), высокая степень умения, мастерства
Искусство – специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художественно-образных средствах.
Предмет искусства – человек , его отношение к окружающему миру, жизнь людей в определённых исторических условиях.
Особенности искусства.
- Образность, наглядность. Мир, жизнь людей отражаются в искусстве при помощи образов — а это результат вымысла или личного восприятия окружающего мира.
- Специфические способы и средства воспроизведения окружающей действительности. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объёмно-пространственные формы.
- Большую роль в искусстве играет воображение и фантазия автора. Это совершенно недопустимо в процессе научного познания.
Эстетика – наука о красоте.
Функции искусства:
- Гедонистическая – доставление человеку радости, удовольствия.
- Компенсаторная – восполнение неудовлетворённости реальной жизнью.
- Коммуникативная – средство общения в мире искусства
- Эстетическая – преобразование мира на основе красоты
- Воспитательная – влияние через примеры, идеалы на человека, обучение его жизни.
- Познавательная – получение знаний через образное восприятие мира.
- Прогностическая – приобщение общества к идеальному, находить путей к его достижению или стремление к лучшему .
- Ценностно-ориентирующая – формирование нравственных ценностей, идеалов.
Виды искусства
По свойствам:
- Изобразительное (живопись, скульптура)
- Неизобразительное (архитектура , музыка).
По родам:
- Пластические виды (пантомима, балет). Основаны на пластике человеческого тела.
- Пространственные виды (архитектура, скульптура, живопись, графика). В них художественный образ статичен, не изменяется во времени и пространстве.
- Временные виды искусства (музыка, поэзия, драма, эстрада) Художественный образ изменчив, развивается в пространстве и времени.
- Технические или синтетические виды (телевидение, кино, дизайн, компьютерная графика, художественная фотография). Образ создаётся при помощи технических средств.
РЕЛИГИЯ.
Религия (от латинского religio — святыня, набожность, предмет культа) – вера
в сверхъестественные силы, в Бога или Богов и поклонение им.
Признаки религии.
- Вера в сверхъестесвенное.
- Организованное поклонение высшим силам – культ.
- Стремление согласовать жизнь с требованиями Бога (или богов).
Вера выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств. Она является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий.
Вера имеет внешнюю форму проявления — культ.
Культ (от латинского cultus — возделывание, уход, почитание, поклонение) –
система утвердившихся религиозных действий, связанных с отношением к сверхъестественному. Например, поклоны, обряды, крестное знамение, хадж.
Природа — мать культуры
Человек вышел из природы и своими действиями изменил ее, подстроил под свои нужды, создав культуру. Однако их связь не утратилась окончательно, они продолжают влиять друг на друга.
Взаимодействие природы и культуры, по мнению социобиологов, является лишь частью общих эволюционных процессов, а не отдельно взятым феноменом. Культура, с этой точки зрения, — лишь ступень развития природы.
Так, животные, эволюционируя, изменяют свою морфологию для приспособления к окружающей среде и передают это при помощи инстинктов. Человек избрал другой механизм, создав искусственную среду обитания, он передает весь накопленный опыт будущим поколениям через культуру.
Однако природа была и есть фактором, определяющим формирование культуры, так как жизнь человека неотделима от нее и протекает в тесном взаимодействии. Так, природа своими образами вдохновляет человека на создание литературных и художественных шедевров, являющихся культурным наследием.
Окружающая среда влияет на условия труда и отдыха, ментальность и восприятие народов, что, в свою очередь, напрямую связано с их культурой. Постоянное изменение мира вокруг нас стимулирует человека искать новые способы удовлетворения своих потребностей. Одновременно все материалы, необходимые для этого, он находит в природе.
Национальный уровень взаимовлияния культур
Второй ступенью после этнического взаимодействия является национальный контакт. Он появляется на основе уже сформировавшихся этнических взаимоотношений.
Национальное единство возникает там, где различные этносы оказываются объединены в одно государство. Через ведение общего хозяйства, государственную политику, единый государственный язык, нормы и обычаи достигается некий уровень общности и схожести интересов. Однако в реальных государствах подобные идеальные отношения возникают не всегда — часто в ответ на государственные меры интеграции или ассимиляции народ отвечает вспышками национализма и геноцида.
Культура и общество
Человек живет в искусственно созданной на базе природы среде, получившей название «общество». Общество и культура — достаточно близкие, но не идентичные понятия. Они развиваются параллельно.
Среди ученых нет однозначного мнения насчет формы взаимодействия общества и культуры. Одни исследователи утверждают, что общество есть особая форма существования людей, заполненная культурой. Другие считают, что общество является социальной структурой, выросшей из культурного взаимодействия индивидов и этносов.
В процессе исторического развития формировались различные типы обществ и культур:
- Первобытное общество. Для него характерен синкретизм — неотделимость человека от социальной среды. В первобытном мире культура сохранялась и передавалась посредством мифов и легенд, которые не только объясняли все физические явления, но и регулировали жизнь людей.
- Восточные деспотии, тирании и монархии. С развитием общества и сопутствующим ему социальным расслоением в мире сформировался новый тип общества, сильно отличающийся по своей структуре от первобытного. Во главе нового мира больше не стояла община — ее место занял единый правитель — монарх, деспот или тиран, власть которого распространялась на все слои населения.
- Демократия. Третий тип общества формировался в Древней Греции и Риме. Он основывался на равенстве и свободе всех граждан и подразумевал их одинаковое участие в формировании культурной и социальной среды.
Именно третий тип общества и стал фундаментом для формирования нового, современного общества и культуры. Но и на сегодняшний день границы между природой, культурой и обществом размыты, их взаимовлияние велико, а существование неотделимо друг от друга.
Из Конституции РФ
Статья 14
1.Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной.
2.Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Статья 28
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Пояснения:
- Свобода совести – это свобода морально этических воззрений, право иметь любые убеждения, в том числе верить в Бога или быть атеистом.
- Свобода вероисповедания – это свобода в выборе религии.
- Религия не передаётся по наследству. В семье могут быть люди разных религиозных взглядов.
Религиозные взгляды можно менять в течение жизни.
Интеграция
Интеграция — это пример взаимодействия культур, существенно отличающихся по языку и традициям, но вынужденных существовать на одной территории. Как правило, в результате длительного контакта у двух этносов формируются общие черты и культурные принципы. При этом каждый народ сохраняет свою самобытность и оригинальность.
Интеграция может быть:
- Тематическая. Когда народы объединяются по принципу сходства взглядов. Примером такого взаимодействия является объединение Европы на основе единых христианских ценностей.
- Стилистическая. Проживание в одном месте, в одно время и в одних условиях рано или поздно формируют единые культурные взгляды для всех этносов.
- Регулятивная. Такая интеграция является искусственной и используется для предотвращения или уменьшения социальной напряженности и культурно-политических конфликтов.
- Логическая. В основе ее лежит согласование и регулировка научных и философских взглядов различных культур.
- Адаптивная. Эта современная модель взаимодействия нужна для повышения эффективности каждой культуры и отдельно взятых людей в рамках существования в мировом сообществе.
Изоляция и диалог
Любая культура, прежде чем вступить в одну из форм взаимодействия, на самых начальных этапах своего развития находилась в изоляции. Чем дольше длилась подобная обособленность, тем более характерные национальные черты приобретала отдельно взятая культура. Ярким примером такого общества служит Япония, которая длительное время развивалась достаточно обособленно.
Логично предположить, что чем раньше происходит диалог культур, и чем теснее он проходит, тем сильнее стираются национальные черты, и культуры приходят к общему знаменателю — некоему усредненному культурному типу. Характерным примером такого явления служит Европа, где культурные границы между представителями различных обществ достаточно размыты.
Однако любая изоляция в конечном счете является тупиковым путем, так как существование и развитие невозможно без взаимодействия культур. Только так, общаясь, делясь опытом и традициями, принимая и отдавая, общество может достигнуть невероятных высот развития.
Существуют различные модели взаимодействия культур — контакт может происходить на этническом, национальном и цивилизационном уровне. Этот диалог может приводить к различным результатам — от полной ассимиляции до геноцида.
Откуда пришел термин «культура»?
С тех пор как в I веке до нашей эры Цицерон применил данное понятие по отношению к человеку, термин «культура» разрастается, приобретает новые смысловые оттенки и захватывает новые понятия.
Изначально латинский термин colere означал почву. Позже он распространился на все, что было связано с земледелием. В Древней Греции существовало особое понятие — «пайдейя», значение которого в общем смысле можно передать как «культура души». Первым пайдейю и культуру объединил в своем трактате De Agri Culrura Марк Порций Катон Старший.
Он писал не только о правилах возделывания земли, растениях и уходе за ними, но и о том, что к земледелию нужно подходить с душой. Земледелие же, построенное на бездушном подходе, никогда не будет успешным.
В Древнем Риме данный термин употребляли уже не только по отношению к сельскохозяйственным работам, но и к другим понятиям — культура языка или культура поведения за столом.
В «Тускуланских беседах» Цицерон впервые в истории употребил данный термин по отношению к отдельно взятому индивиду, объединив в понятии «культура души» все свойства, характеризующие человека воспитанного, имеющего представление о науках и философии.
Геноцид
Опыт взаимодействия различных культур не всегда может быть позитивным. Враждебно настроенные этносы, не склонные к диалогу, часто в результате пропаганды могут устраивать геноцид.
Геноцид — это разрушительный вид взаимодействия культур, умышленное полное или частичное уничтожение членов одной этнической, религиозной, национальной или расовой группы людей. Для достижения этой цели могут использоваться совершенно различные методы — от преднамеренного убийства членов сообщества до создания невыносимых условий жизни.
Нации, устраивающие геноцид, могут изымать детей из семей с целью интеграции в свою культурную общность, уничтожать их или же препятствовать деторождению в гонимом культурно-этническом сообществе.
На сегодняшний день геноцид является международным преступлением.
Влияние СМИ на общество.
Позитивное влияние.
- Возможность мобилизации общества на решение важных проблем (мер, оказание гуманитарной помощи определённой стране).
- Большое воспитательное значение, формирование нравственности людей (например, оказание помощи больным детям, инвалидам, домам престарелых).
- Удовлетворение вкусов различной аудитории (например, телепередачи для детей для людей, увлекающихся спортом, музыкой и т.д.).
Негативное влияние:
- Искажение информации, политическая направленность её в интересах определённых кругов общества. Власть фильтрует информацию, подавая в нужном для себя ключе.
- Сталкивание различных интересов (например, перед выборами- выступление представителей различных партий). Появилось даже понятие « посредническая среда», то есть СМИ используются для поддержки определённого кандидата, его программы.
- Отвлечение общества от насущных проблем путём выпуска передач, программ развлекательного характера, различных шоу
В современной России существуют как государственные, так и коммерческие, частные СМИ, независимые СМИ.
Наличие государственных СМИ – обязательно, без этого государство не сможет конструктивно выполнять такую свою функцию, как своевременное оповещение общества о принятии новых законодательных актов (Федеральный Закон РФ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 15 декабря 1994 г., ст. 3). Все ветви государственной власти должны иметь равные возможности доступа к средствам массовой информации.
Основные законы РФ, регулирующие деятельность СМИ:
- Конституция РФ (ст. 29 и др.).
- «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г .
- «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г.
- «О рекламе» от 14 июня 1995 г.;
- «О связи» от 16 февраля 1995 г.;
- Указы Президента РФ «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» от 31 декабря 1993 г.
- «О Судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской Федерации» от 31 декабря 1993 г. и др.
Взаимодействие СМИ и государства в РФ:
- государство создает нормативно-правовую базу деятельности СМИ, определяет правовое положение каждой из их разновидностей;
- государство может иметь свои собственные, государственные СМИ, которые в обществе, основанном на принципе политического плюрализма, функционируют наряду с другими, негосударственными СМИ;
- государство не вмешивается в конкретную деятельность независимых СМИ;
- государство в целях защиты информационных прав граждан, интересов государства и разрешения конфликтов между различными СМИ может создавать специальные органы. В Российской Федерации таким органом является Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации, которая в системе государственных органов занимает особое место и не входит в систему федеральных судов РФ.
Таким образом, в постиндустриальном обществе, которое ещё называют информационным, роль СМИ огромна. И по тому, насколько они свободны, честны, правдивы, можно судить и об уровне демократии в стране. Не случайно СМИ часто называют «четвёртой властью» в обществе.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Цивилизация как универсальная форма взаимодействия
Высшей ступенью межкультурного взаимодействия является цивилизационный уровень, на котором многие цивилизации объединяются в сообщества, позволяющие регулировать отношения как внутри сообщества, так и на межгосударственной арене.
Подобный вид взаимодействия характерен для современности, где в основу существования ставится мир, переговоры и поиски общих, наиболее эффективных форм взаимодействия.
Одним из примеров межцивилизационного взаимодействия является Европейский Союз и его Европарламент, призванный решать проблемы взаимодействия культур между собой и с внешним миром.
Цивилизационные конфликты могут происходить на разных ступенях: от микроуровня с его борьбой за власть и территорию, до макроуровня — в виде противостояния держав за право владения современным оружием или за господство и монополию на мировом рынке.
Что такое культура?
В современной культурологии для термина «культура» есть множество различных определений, число которых еще в 90-х годах прошлого века превысило 500. В рамках одной статьи невозможно рассмотреть все значения, поэтому остановимся на самых важных.
В первую очередь этот термин все еще тесно связан с земледелием и сельским хозяйством, что получило свое отражение в таких понятиях, как «агрокультура», «садовая культура», «окультуренные поля» и многие другие.
С другой стороны, определением «культура» часто обозначаются духовные, моральные качества отдельно взятого человека.
В бытовом смысле термин часто относят к произведениям литературы, музыки, скульптуры и остальному наследию человечества, призванному воспитывать и развивать личность в рамках отдельно взятого общества.
Одним из важнейших определений является понимание «культуры» как некой общности людей — «культура Индии», «культура Древней Руси». Именно это, третье понятие, мы сегодня и рассмотрим.
Диалог культур
Диалог культур является формой существования культуры. Как известно, культура внутренне неоднородна — она распадается на множество несхожих культур, объединенных в основном национальными традициями. Поэтому часто, говоря о культуре, мы уточняем: русская, французская, американская, грузинская и т.д. Национальные культуры могут взаимодействовать по различным сценариям. Одна культура может исчезнуть под давлением другой, более сильной культуры. Культура может уступить нарастающему давлению глобализации, которая насаждает усредненную интернациональную культуру, основанную на потребительских ценностях.
Проблема взаимодействия культур
Изоляция культуры — это один из вариантов противостояния национальной культуры давлению других культур и интернациональной культуры. Изоляция культуры сводится к запрету любых изменений в ней, насильственному пресечению всех чуждых влияний. Такая культура консервируется, перестает развиваться и в итоге умирает, превращаясь в набор банальностей, прописных истин, музейных экспонатов и подделок под предметы народных промыслов.
Для существования и развития любой культуре, как и любому человеку, необходимы общение, диалог, взаимодействие. Идея диалога культур подразумевает открытость культур друг другу. Но это возможно при выполнении ряда условий: равенства всех культур, признания права каждой культуры на отличия от других, уважения к чужой культуре.
Русский философ Михаил Михайлович Бахтин (1895- 1975) считал, что только в диалоге культура приближается к пониманию себя самой, глядя на себя глазами иной культуры и преодолевая тем самым свою односторонность и ограниченность. Не существует изолированных культур — все они живут и развиваются только в диалоге с другими культурами:
Культурное многообразие — важное условие для самопознания человека: чем больше культур он узнает, чем больше стран посетит, чем больше языков выучит, тем лучше он поймет себя и тем богаче будет его духовный мир. Диалог культур — основа и важная предпосылка для формирования и укрепления таких ценностей, как толерантность, уважение, взаимопомощь, милосердие
Роль религии в современной России.
В РФ на законодательном уровне созданы все условия для развития религий, роль религии в современном мире, в России в том числе, велика.
- Влияет на сознание людей, религиозность усиливает общественную мораль, нравственность.
- Религиозные организации реагируют на проблемы общества, консолидируют его для их решения.
- Созидательные, миротворческие действия религиозных лидеров о время конфликтов, выступления их в защиту нравственности, против коррупции, наркомании, терроризма и др.
- Осуждение политического насилия, призыв лидеров к мирным способам решения проблем.
Общественно-политическая деятельность представителей традиционных религий (православия, ислама, буддизма, иудаизма и др.) связана с сохранением этнического самосознания, традиций и ценностей народов, защитой национальной культуры.
СМИ.
В обществе важную роль играет массовая коммуникация.
Коммуникация – информационный обмен. Это социально обусловленное явление, главная функция которого — воздействие на аудиторию посредством передаваемой информации.
Основе средство массовой коммуникации – СМИ , средства массовой коммуникации, система органов публичной передачи информации с помощью технических средств.
Особенности СМИ.
- Обращённость к массовой аудитории.
- Общедоступность.
- Корпоративный характер производства и распространения информации.
- Информация не изнашивается, а наоборот, в процессе использования обогащается, дополняется.
- Быстрый обмен информацией.
Средства массовой информации призваны осуществлять: а) поиск; б) получение; в) передачу; г) производство; д) распространение информации. При этом они могут решать пропагандистские, идеологические, агитационные, воспитательные задачи.
К СМИ относятся:
- пресса
- радио
- телевидение
- интернет
- кинематограф
- видеозаписи
Функции СМИ.
- Информационная – предоставление массовому читателю, зрителю, слушателю актуальной информации.
- Регулирующая – воздействие на массовую аудиторию (установление контактов, достижение контроля над массовым сознанием).
- Культурологическая – ознакомление с достижениями культуры и искусства.
- Транслирующая – передача культурных ценностей из поколения в поколение.
- Мобилизационная – воздействие на общество с целью совместного решения важных проблем.
- Образовательная – создание условий для образования и самообразования людей.
- Воспитательная – воспитание нравственности.
- Социализирующая – формирование нравственных основ личности.
Направления в искусстве.
Направление – определённые принципы в творчестве деятелей искусства.
Основные направления в искусстве 20 века.
Реализм – правдивое изображение действительности через восприятие её автором.
Сюрреализм – изображение человека в таинственном и непознанном мире.
Экспрессионизм – изображение отчуждённого человека во враждебном ему мире.
Экзистенциализм – изображение одинокого человека в мире абсурда.
Абстракционизм – бегство личности от банальной и иллюзорной действительности.
Поп-арт – изображение деидеологизированной личности общества «массового потребления»
Гиперреализм – обезличенная живая система в жёстком и грубом мире.
Государство и религия
Государство и религия- это два социальных института.
Два вида правового положения религии в обществе:
- статус государственной религии,
- статус отделения государства от религии.
Статус государственной религии – это правовое закрепление господствующего положения какой-либо религии и её последователей в сравнении с положением других религий ( таким было христианство в России до 1917 года). Государственные конфессии принимают активное участие в решении важнейших проблем, пользуются определёнными льготами и привилегиями.
В Российской Федерации существует конституционный статус отделения государства от религии.
- Государство не вмешивается в определение гражданином его религиозной принадлежности, в воспитание детей в соответствии с религиозными взглядами родителей, но с учётом права ребёнка на свободу совести и вероисповедания.
- Государство не возлагает на религиозные организации функции органов государственной власти и органов местного самоуправления.
- Государство не вмешивается в деятельности религиозных организаций, если они не нарушают закон.
- Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных учреждениях.
Со своей стороны, религиозные объединения не вмешиваются в дела государства.