Обучение в докторантуре в россии

Ликвидация системы аккредитации

Предполагается отмена процедуры госаккредитации аспирантских образовательных программ. Но это вовсе не означает, что аспирантура теряет свой статус из-за того, что она не будет аккредитовываться отныне. Дело в том, что аннулируется процедура аккредитации применительно к программам аспирантуры, вместо этого программы аспирантуры будут реализовываться на основе соблюдения требований, установленных Государством.

Почему отменяется аккредитация программ аспирантуры?

Аккредитацию отменяют, чтобы нацелить аспирантуру на подготовку аспиранта к подготовке и защите кандидатской диссертации, а не как сейчас – защите выпускной работы с последующим вручением диплома преподавателя-исследователя, без привязки защищаемого доклада к защите кандидатской диссертации на диссертационном совете.

Минусы аспирантуры

Кроме плюсов имеются еще и минусы в том, чтобы быть аспирантом. Поэтому прежде, чем принять решение учиться дальше, следует учитывать не только положительные моменты:

  1. Это довольно длинный путь к достижению цели. Нужно быть готовым к тому, что придется так же учиться, как и раньше, посещать все занятия и готовиться к защите диссертации, что, несомненно, сложнее, чем курсовая работа.
  2. Проведение семинаров со студентами. Для некоторых это вовсе не является пределом мечтаний, ведь обычные студенты (не проходящие обучение в педагогических вузах) такого не практикуют, потому что их не готовят к дальнейшей преподавательской деятельности.

Аспиранты очной формы и работа на полной ставке

Сама рабочая ставка в контексте третьей ступени образования значения не имеет. Полный рабочий день, свободный график, полставки — аспирант вправе работать на любом основании. Исключение — совместительство.

Согласно ТК РФ, такой формат занятости доступен на условиях наличия основного места занятости, с которой совмещается дополнительная. Аспирантура работой не является. То есть совместительства (не путать с совмещением) здесь нет.

Студент вправе устроиться на полный рабочий день при соблюдении двух условий.

  • Он везде успевает.
  • Работодатель готов/согласен/заинтересован в заключении договора с аспирантом-очником.

Какими путями можно получить степень кандидата наук

Система российского образования учитывает этот фактор риска — он и заложен в формат соискательства. Де-факто, соискание — постоянное состояние молодого специалиста: он ищет профиль (бакалавриат), инструменты для развития (исследовательская деятельность на магистратуре), область приложения накопленных знаний (аспирантура).

Но в законодательно закрепленном понятии соискания научной степени предусмотрены только 2 пути:

  • претензия на научную сферу с освоением программы аспирантуры;
  • соискательство без прохождения подготовки аспиранта.

В первом случае студент заканчивает магистратуру, сдает вступительные экзамены, проходит 3−4 года подготовки с привлечением к непосредственной работе кафедры (педагогическая деятельность, разработка методической документации), защищает кандидатскую диссертацию и получает диплом.

Другой путь сложнее, но может быть более интересным для тех, кто пока не определился с конкретной сферой интересов. Соискательство — возможность получить кандидата наук без аспирантуры. Реализована ФЗ-273, закреплена Приказом Минобразования (Минобрнауки) № 248.

Руководители используют аспирантов как бесплатную рабочую силу

Ирина Кузнецова

Я окончила Орловский государственный университет и, поскольку мужа по службе перевели в Москву, решила пойти в аспирантуру там, а не в родном вузе. У знакомого моего отца дочка окончила МГУ и посоветовала мне тоже идти туда, сказала, что ничего страшного там нет.

В аспирантуре я хотела получить знания, которые помогут мне в моем будущем трудоустройстве (по специальности я преподаватель английского и немецкого), и, соответственно, получить какой-то опыт. Мне было очень интересно узнать, как обучают в этом вузе, какие преподаватели, отличается ли программа.

Когда я пришла в аспирантуру на филологический факультет МГУ, я поняла, что люди там получают знания исключительно теоретического характера. То есть они мне понадобятся только в случае, если я в дальнейшем планирую преподавать в специализированном вузе. В плане методики образования, в плане языка эти знания практически ничего не дают.

Следующий аспект — это отношение к студентам из других вузов. У нас на курсе из одиннадцати поступивших немосквичами были только я и девочка из Петербурга, и никого не волновало, защитимся мы или нет, к нам относились как к назойливым мухам. Тех, кто изначально учился в МГУ, все знали, а судьба приехавших из провинции особенно никого не заботила.

Также меня поразила бесплатная практика. Она начинается на втором курсе и выражается в том, что студент аспирантуры ведет пары за других преподавателей в то время, когда они находятся в командировке или уехали в отпуск. То есть деньги за это получают преподаватели, а студенты все делают бесплатно. Я вела практику полгода на факультете иностранных языков, и никого не интересовало, чем я вообще занимаюсь на этой практике: я могла плясать, петь, смотреть фильмы со студентами. Какого-то педагогического или методического толка от этого не было.

Еще меня напрягало то, что я фактически работала личным секретарем у своего руководителя: покупала билеты, приносила кофе, распечатывала квитанции, отвозила эти квитанции ее знакомым, писала за нее письма, редактировала статьи. Если я не брала трубку или не была на связи, то мне все это выговаривалось и следовали угрозы, что я не напишу диссертацию.

Тем не менее к концу третьего года моя диссертация была готова, у меня были статьи в ваковских и неваковских журналах, были выступления на конференциях. Я ушла на летние каникулы с твердой уверенностью, что, когда вернусь осенью, моя диссертация будет вычитана, нам останется только пройти предзащиту, поправить ее и выходить на защиту. Но в сентябре научный руководитель предложила мне изменить тему диссертации и, соответственно, переписать две главы и добавить еще одну, а также выступить на нескольких научных конференциях. Это предполагало еще около двух лет сотрудничества. Продержавшись еще два года, я все равно не увидела никакого итога работы: на каждой встрече руководитель говорила, что все еще не проверила мою диссертацию. Честно, я не знаю, чего она от меня хотела: то ли она не могла найти замену на пост личного секретаря, то ли ей нужно было какое-то материальное поощрение. Я не стала вдаваться в эти вопросы и решила, что лучше с этим пока завязать.

Какие документы нужны для поступления

Чтобы не терять зря время и потом в спешке не искать нужные документы, лучше их подготовить заранее. Как правило, список выглядит так:

  • заявление о приеме на обучение и приложение к нему;
  • рекомендации Ученого совета (если имеются);
  • ваши научные труды и статьи, которые были опубликованы, а если таких нет, нужно написать реферат по нужной специальности;
  • копия диплома о высшем образовании и вкладыша к нему;
  • если поступаете не сразу после вуза, а после работы на предприятии, то нужно будет представить личный лист из отдела кадров;
  • если вы работаете, нужна характеристика с места работы;
  • 3 фотографии — 3 х 4 и одна размером 4 х 5;
  • тема и обоснование диссертации.

Документы, необходимые для поступления

  1. документ (документы), удостоверяющий личность, гражданство;
  2. документ об образовании и о квалификации, удостоверяющий образование соответствующего уровня (далее — документ установленного образца); поступающий может при подаче заявления о приеме не представлять документ установленного образца; при этом поступающий указывает в заявлении о приеме обязательство представить указанный документ не позднее дня завершения приема документа установленного образца;
  3. при необходимости создания специальных условий при проведении вступительных испытаний — документ, подтверждающий инвалидность (указанный документ принимается Академией, если срок его действия истекает не ранее дня подачи заявления о приеме; если в документе не указан срок его действия, то документ действителен в течение года, начиная с даты его выдачи);
  4. документы, подтверждающие индивидуальные достижения поступающего, результаты которых учитываются при приеме на обучение в соответствии с Правилами (представляются по усмотрению поступающего);
  5. иные документы (представляются по усмотрению поступающего);
  6. 2 фотографии поступающего.

Насколько и в каких случаях срок обучения может быть продлен

Необходимость продления срока аспирантуры рассматривается ректорами ВУЗов и руководителями научных учреждений индивидуально. В большинстве случаев разрешается продлить срок очной аспирантуры только по медицинским показаниям:

  • необходимости отпуска по беременности;
  • при продолжительном заболевании, свыше одного месяца.

Другие варианты не предусмотрены. Если аспирант учится заочно или платно, то по усмотрению руководства учебного заведения он может продлить свое обучение. Но не стоит рассчитывать на отдых, ведь научные руководители не любят больших перерывов в работе над кандидатской диссертацией или в научных публикациях. Особенно аккуратно стоит вести себя тем, кто учится за счет бюджетных средств.

Ежегодно аспиранты могут претендовать на 2 месяца отпуска, но учащиеся очно чаще всего работают в это время в приемной комиссии. В течение учебного года аспирантам предстоит вести лекции и принимать зачеты у студентов. Дело в том, что проходящие очное обучение зачастую получают дополнительную квалификацию преподавателя высшей школы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector