Ликвидация академической задолженности: что это, как влияет на учебу и стипендию?
Содержание:
Что такое академический отпуск?
Закон об образовательной деятельности в России не выделяет отдельного понятия «академического отпуска». В статье 34 закона 273-ФЗ от 2012 года он упоминается в перечне прав обучающегося. А в Приказе Минобрнауки №455 приводится список причин и порядок действий для получения академического отпуска в институте, техникуме, училище или другом учреждении среднего профессионального либо высшего образования.
Исходя из положений данного НПА, в период академа:
- обучающийся освобожден от обязанности посещать лекции и проходить аттестацию;
- плата за обучение не взимается;
- за студентом сохраняется место и курс;
- остаются актуальными оценки по уже сданным предметам, а пересдачу академической задолженности можно завершить после окончания академотпуска.
В отличие от процесса восстановления (ст. 62 закона №273-ФЗ) в порядке оформления академа, предложенном Минобрнауки, нет гарантии, что студенту будут предоставлены те же условия обучения (к примеру, бюджетное место).
Подача апелляции
Студент может подать апелляцию на результаты блокирующих элементов контроля и (или) экзаменов, при этом апелляция в связи с неудовлетворенностью оценкой не принимается.
Основаниями для подачи апелляции могут быть некорректность в постановке вопросов, ошибки в формулировках задач и тестовых заданий, нарушение процедуры проведения элемента контроля или методики выставления оценки за работу, а также обстоятельства, которые помешали преподавателю объективно оценить работу. Конкретные основания для апелляции должны быть обязательно отражены в заявлении.
Апелляция подаётся студентом в течение трех рабочих дней с момента объявления оценки на имя академического руководителя образовательной программы / проректора по учебной работе С.Ю.Рощина (если апелляция относится к результатам блокирующих Элементов контроля по общеуниверситетскому факультативу).
Апелляция рассматривается в течение 3 рабочих дней с момента подачи заявления специально созданной для этого комиссией. В состав комиссии входят не менее трех преподавателей. Преподаватель, принимавший блокирующий элемент контроля или его пересдачу, в состав апелляционной комиссии не входит.
Апелляционная комиссия проводит заседание в присутствии студента и преподавателя, принимавшего элемент контроля или его пересдачу. На заседании также может присутствовать один представитель Студенческого совета факультета, на котором обучается студент/Студенческого совета университета (при отсутствии Студенческого совета факультета)/Студенческого совета филиала (для студентов филиалов НИУ ВШЭ) по предварительному согласованию с председателем апелляционной комиссии.
Неявка студента и (или) преподавателя, принимавшего блокирующий Элемент контроля или его пересдачу, не препятствует рассмотрению апелляции.
Если апелляция удовлетворена, студенту предоставляется возможность повторной сдачи или пересдачи блокирующего элемента контроля. Если блокирующий элемент контроля проводился письменно и характер заданий и ответов в такой работе позволяет выставить новую оценку, то по результатам апелляции студенту выставляется обновленная оценка.
Личная профилактика «хвостов» у студентов
Хорошей профилактикой «хвостов» являются следующие меры:
- Даже если имеются прогулы по неуважительной причине, необходимо узнавать о состоянии дел в университете. Ведь какой-либо предмет можно сдать «под общий шум». Преподавателям тоже невыгодно себя загружать излишне, поэтому они предпочитают поставить «тройку» и отпустить студентов. Учащийся, который «засветился» на плохой учебной дисциплине, обычно попадает на прилюдную пересдачу на комиссии.
- Сдача промежуточной аттестации, которая означает, что студент справился с освоением учебного материала.
- Наличие собственного конспекта, по которому можно готовиться. Как известно, в сессию трудно раздобыть чью-то качественную тетрадь, чтобы переписать или отсканировать записи.
Важно также контролировать допуски к зачетам и экзаменам. Иногда, чтобы пройти на зачет, необходимо написать какую-либо письменную работу
Образцы заявлений на академический отпуск
Законодательно утвержденной формы заявления в России нет, поэтому ВУЗы либо разрабатывают ее сами, либо принимают обращения в свободной форме.
Обязательным условием рассмотрения заявления считается достаточность указанных персональных данных заявителя и раскрытие цели обращения. В связи с этим в документе должны содержаться:
- данные студента – ФИО, название факультета, группы, номер курса;
- информация о форме обучения – за счет бюджета или по контракту, направление и специализация обучения, степень подготовки (бакалавриат, магистратура, аспирантура);
- адрес проживания, телефон и другие контактные данные;
- суть обращения – основания для предоставления академотпуска, желаемая длительность освобождения, дата начала и окончания периода;
- перечень прилагаемых документов или указание количества прикрепленных листов;
- дата подачи заявления, личная подпись и виза деканата, если это оговорено внутренним порядком ВУЗа.
Положение о том, как оформить академический отпуск есть не в каждом университете Москвы. Но даже при его наличии, в тексте локального документа зачастую дублируются нормы Приказа №455. В частном порядке обычно добавляют только образцы заявлений и уточняют детали оснований.
Пример заявления №1
Пример №2
Промежуточная аттестация
Оценка по промежуточной аттестации рассчитывается с помощью формулы, которая в обязательном порядке фиксируется в программе Дисциплины и учитывает каждую из оценок по элементам текущего контроля знаний, перечень которых также фиксируется в программе дисциплины с указанием тех элементов, результаты которых не подлежат пересдаче. Если в качестве формулы расчета оценки промежуточной аттестации используется взвешенная сумма оценок по элементам текущего контроля с суммой весов, равной 1, то ни одна из оценок текущего контроля знаний не может весить в этой формуле более 70%.
Любой элемент контроля знаний, в том числе экзамен, может иметь блокирующий характер. Если по блокирующему элементу контроля получена неудовлетворительная оценка, то промежуточная оценка (либо ее часть) будет неудовлетворительной до тех пор, пока студент не получит по этому элементу контроля положительную оценку (сразу или на пересдаче), после чего промежуточная оценка (либо ее часть) рассчитывается с учетом полученной положительной оценки.
Неудовлетворительная оценка по элементу контроля по дисциплине не может быть причиной недопуска студента к следующим элементам контроля по этой Дисциплине (включая экзамены).
Официальная профилактика академзадолженности в вузах
Вузы обычно страхуют себя от нерадивых студентов. Деканат не дает разрешение на сдачу экзаменов, если не сдан хотя бы один зачет. Такие правила могут быть прописаны в Уставе университета. Способ помогает бороться с тотальной академической задолженностью здесь и сейчас.
В результате студенты начинают меньше «спать» на лекциях, учить материал, сдавать и переходить к экзаменационной сессии. Замечено, что вузы, практикующие такую политику, имеют меньше должников. Также замечено, чем дольше затягивать пересдачу, тем хуже она проходит.
Есть один официальный способ сдать все предметы сразу – дополнительная сессия. Туда попадают все «хвостатые» студенты в первые 2 недели нового учебного семестра.