Преподаватель университета

В чем разница между должностью доцента/профессора и ученым званием доцента/профессора

Если с учеными степенями все более или менее понятно (защитил кандидатскую или докторскую диссертацию — получил соответствующую ученую степень, подтвержденную дипломом), то система научных званий гораздо менее понятна на первый, непосвященный взгляд. Чем отличается доцент по должности от доцента по званию, профессор по должности от профессора по званию?

Также рекомендуем:

Как молодому кандидату наук переехать в Канаду

Формально должность и ученое звание не имеют между собой прямой связи. Так, вполне можно занимать должность доцента или профессора, не имея аттестата, подтверждающего наличие такого же ученого звания. И наоборот — наличие нужного аттестата не является гарантией получения соответствующей должности.

Однако фактически подавляющее большинство занимающих должность доцента в вузах имеют звание доцента и ученую степень кандидата наук, а занимающие должность профессора обладают ученым званием профессора и ученой степенью доктора наук. Таким образом, путь преподавателя вуза, по которому идет это большинство, таков: защитил кандидатскую диссертацию → получил должность доцента → получил звание доцента → защитил докторскую диссертацию → получил должность профессора → получил звание профессора.

Поскольку звание профессора требует наличия обширного багажа знаний и научно-педагогического опыта, как правило, профессорами становятся после сорока лет. Однако истории известны и уникальные случаи. Например, математик Сергей Мергелян защитил докторскую диссертацию в 20 лет, в 22 года стал профессором, а в 25 — членкором Академии наук СССР.

Путаницу в восприятие должностей и званий добавляет еще и тот факт, что человек, занимающий должность, начинает безосновательно называть себя доцентом или профессором. Чтобы получить полное право именоваться доцентом или профессором, необходимо получить соответствующий аттестат, который дается за определенные заслуги в научно-педагогической деятельности.

Критерии присвоения ученых званий мы рассмотрим чуть позже. А пока разберемся, чем отличается должность от звания.

На должность доцента/профессора человека назначает ученый совет вуза или научного учреждения. Как правило, этому предшествует конкурс. Должность, в отличие от звания, дается на определенный период.

Также рекомендуем:

Как проходит избрание по конкурсу преподавателей в вузах

Список должностей профессорско-преподавательского состава вуза выглядит следующим образом:

  1. Ассистент
  2. Преподаватель
  3. Старший преподаватель
  4. Доцент
  5. Профессор

Ученое звание присваивается пожизненно, и наличие его подтверждается «корочками», или аттестатом доцента/профессора, выдаваемым Министерством образования и науки РФ.

В 2002 году в России утвержден единый реестр ученых степеней и званий. В нем перечислены следующие ученые звания:

  1. Доцент по специальности или доцент по кафедре.
  2. Профессор по специальности или профессор по кафедре.
  3. Член-корреспондент Академии наук.
  4. Действительный член Академии наук.

Причина первая: уволен работник, которого нельзя увольнять.

Решившим провести сокращение в организации рекомендуем первым делом проверить, есть ли в компании работники, которые не могут быть уволены по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ – в связи с сокращением численности или штата. Они названы в ст. 261 ТК РФ:

  • беременные;
  • женщины, имеющие ребенка в возрасте до 3 лет;
  • одинокие матери, воспитывающие ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;
  • одинокие матери, воспитывающие малолетнего ребенка – ребенка в возрасте до 14 лет;
  • другие лица, воспитывающие указанных детей без матери;
  • родители (иные законные представители ребенка), являющиеся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до 3 лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях.

К сведению

Официального определения понятия «одинокая мать», равно как и понятия «лицо, воспитывающее ребенка без матери», не содержится ни в Трудовом кодексе, ни в иных федеральных законах. Однако Пленум ВС РФ в Постановлении от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» к одиноким матерям отнес женщин, являющихся единственным лицом, фактически осуществляющим родительские обязанности по воспитанию и развитию своих детей (родных или усыновленных) в соответствии с семейным и иным законодательством, то есть воспитывающих их без отца, в частности, в случаях, когда отец ребенка умер, лишен родительских прав, ограничен в родительских правах, признан безвестно отсутствующим, недееспособным (ограниченно дееспособным), по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка, отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, уклоняется от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в иных ситуациях.

Отметим, что если работодатель проигнорирует правила ч. 4 ст. 261 ТК РФ и все-таки уволит названных выше лиц, в случае возникновения спора суд однозначно признает сокращение незаконным. И тому есть немало подтверждений. Например, Ш. обратился в суд с требованиями о восстановлении на работе, взыскании неполученного заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и судебных расходов. Суд, удовлетворяя требования, указал, что сокращение Ш. незаконно, так как он являлся единственным кормильцем ребенка в возрасте до 3 лет в семье, воспитывающей более трех малолетних детей, в связи с чем не мог быть уволен по инициативе работодателя (Определение Краснодарского краевого суда от 03.08.2016 по делу № 4Г-***/16).

Внимательно отнеситесь к «запретным» категориям работников. И если есть возможность получить об их семейном положении какие-то сведения – уточните этот момент до увольнения.

Одно дело, если работодатель не знал о том, что сотрудник относится к категории тех, кого нельзя сокращать, и другое – если знал и намеренно пытался уволить такого сотрудника. Например, у С. имелся несовершеннолетний ребенок-инвалид. Работодатель знал об этом, предоставлял ей дополнительные выходные дни по уходу за таким ребенком, но, посчитав, что при наличии мужа ее нельзя отнести к льготным категориям, произвел сокращение. Суд, рассматривая дело, установил, что С. не живет с мужем, и в воспитании и содержании ребенка не участвует. Поэтому суд признал увольнение С. незаконным (Апелляционное определение Московского городского суда от 18.04.2016 № 33-12918/2016).

Причины, по которым сокращение могут признать незаконным

В. П. Ющин

Журнал «Отдел кадров коммерческой организации» № 12/2016

Любого ли работника можно сократить? Стоит ли увольнение неугодного сотрудника «прикрывать» сокращением? Какими будут последствия для работодателя, если он не учел преимущественное право сотрудника на оставление на работе? В какие сроки уведомить о сокращении? Когда увольнение требуется согласовывать с профсоюзом? Какие должности нужно предлагать сокращаемым?

Сокращение работников – достаточно трудоемкая процедура: нужно соблюдать достаточно большое количество ограничений, а также правила увольнения, установленные Трудовым кодексом. На страницах журнала о порядке сокращения мы писали неоднократно. Сегодня расскажем о рисках работодателя, который решил проводить данную процедуру, и покажем те «узкие места», где чаще всего совершаются ошибки.

Трудовые споры из-за сокращения – не редкость. Малейший недочет при проведении увольнения может обернуться для работодателя не только восстановлением работника в прежней должности, но и существенными материальными затратами: придется выплатить средний заработок за время вынужденного прогула и, возможно, компенсацию морального вреда.

Итак, назовем шесть основных причин, почему при рассмотрении трудового спора судьи встают на сторону работников и признают сокращение незаконным.

Кто такой преподаватель?

Преподаватель – специалист, который ведет преподавательскую деятельность в средних и высших образовательных учреждениях. Он проводит семинары и практические задания, принимает экзамены и зачеты у студентов, а также занимается научной и исследовательской деятельностью.

Происхождение термина полностью передает суть деятельности данного специалиста. Так, «преподаватель» образовано от «преподать», оно же в свою очередь состоит из двух частей: преп + о + дать, где «преп» означает «подготовленное заранее», «о» — объединяющий звук, а глагол «дать» прямо указывает на то, что преподаватель дает студентам подготовленную заранее информацию.

Хотя образовательные системы существовали еще в древних государствах, история профессии преподавателя в современном понимании начинается в XII веке. В этот период в Европе были основаны первые высшие школы – университеты, в которых обучение студентов проводили преподаватели. Кстати, на заре своего становления эта профессия была крайне не престижной, поскольку ее представители не производили никаких материальных вещей, по которым люди могли бы оценить их труд.

В настоящее время должность преподавателя является промежуточной между старшим преподавателем и ассистентом. Стандартная должностная инструкция преподавателя включает следующие пункты:

  • организация и проведение учебных работ в ходе различных видов занятий (за исключением чтения лекций);
  • участие в научно-исследовательской деятельности ВУЗа;
  • разработка или участие в разработке методических материалов под руководством старшего преподавателя, доцента или профессора;
  • обеспечение занятий методическими и техническими материалами;
  • создание условий, способствующих формированию у студентов главных навыков компетентности;
  • участие в воспитательных работах со студентами, а также в профориентационных мероприятиях для школьников;
  • проверка выполнения домашних заданий;
  • ведение документации по учебной работе;участие в мероприятиях, которые организует учебное заведение (например, в семинарах, научных конференциях и совещаниях, в том числе зарубежных).

Отметим, что получить должность старшего преподавателя можно после того, как будет наработан 3-летний стаж научно-педагогической деятельности. Если у преподавателя есть ученая степень кандидата наук, для получения более высокой должности достаточно 1 года стажа. Старший преподаватель имеет право проводить все виды учебных занятий, а также консультировать простых преподавателей и ассистентов. Кроме того, он оказывает им методическую помощь и может контролировать качество занятий, которые они проводят.

Нагрузка и обязанности преподавателя

Функциональные обязанности и нагрузка преподавателя ВУЗа зависит, прежде всего, от должности и звания. От этих двух факторов зависит и размер материального вознаграждения.

Учебная нагрузка в зависимости от ВУЗа и профиля кафедры устанавливается самостоятельно самими учебеыми заведениями, но не должна превышать 900 часов в год. Преподаватель университета может сократить учебную нагрузку за счет увеличения часов на научную работу. Согласно Трудовому кодексу, продолжительность рабочей недели педагогических работников не должна превышать 36 часов, а продолжительность отпуска составляет 56 календарных дней. 

Научная работа

Первое что хочу сказать: не знаю ни одного преподавателя, который бы написал диссертацию, работая преподавателем одновременно. Или по другому: знаю несколько преподавателей, которые не учились в очной аспирантуре, а сразу после окончания университета пошли работать преподавателем, и ни один из них не смог написать и защитить диссертацию! И это всё не бездарности какие, просто физически это невозможно. И это понятно из всего выше сказанного. Ведь для того, чтобы создавать что-то новое, мозг и тело должны быть отдохнувшими, но работа преподавателем это не предполагает.

Второе, в вузах практически отсутствуют условия для серьёзной научно-исследовательской работы. Зачатую нет оборудования, приборов, помещений, элементной и сырьевой базы. Всё что Вы будете делать, будет делаться за Ваш счёт и в Ваше личное время.

На что имеет право старший преподаватель?

Стаж и достаточный объем научно-педагогической работы позволяют преподавателю баллотироваться в Ученый совет вуза или отдельного факультета.

Также он может предлагать заведующему кафедрой поправки плана работы кафедры, изменение учебной документации и пособий.

Совершенствование всех видов работ кафедры (от учебной до исследовательской) также находится среди прав этого специалиста.

При возникновении конфликтных ситуаций старший преподаватель, как и любой сотрудник, может запросить у руководителей или в иных инстанциях документы, регулирующие его права и обязанности. Защита своих идей и интересов — неотъемлемая черта работы в любом вузе.

Старший преподаватель волен выбирать оптимальные методики преподавания, учебные пособия и материалы, методы оценки знаний. Однако все это должно быть утверждено деканатом и ректоратом вуза.

Безусловно, использование всех библиотечных фондов, обслуживающих подразделений вуза также является правом любого преподавателя.

При веских причинах и способности подкрепить свою точку зрения фактами, старший преподаватель может оспорить приказ либо распоряжение заведующего кафедрой, декана либо ректора вуза.

Совместительство и подработки

Размер зарплаты преподавателя таков, что работать только на ставку он не может, иначе не выживет. Обычно преподаватели работают совместителями в том же самом вузе или ещё в одном или более (!). Основные проблемы с совместительством следующие. Внутреннее совместительство может быть в объёме полставки плюс 300 часов максимум. Внешнее совместительство не более 300 часов. Это немного. Но физически взять работы больше не представляется возможным.

Что касается работы на производстве, то брать на частичную занятость никто не хочет. А если бы и согласились, то Вы всё-равно не сможете предложить работодателю приемлемый график работы, ведь Вы зависите от расписания, которое составляете не Вы.

Как вариант можно было бы преподавать на полставки, а в остальное время работать в реальном секторе, но сегодня это нереалистичный вариант. Во-первых, вузы не берут на работу на полставки. Связано это с критериями эффективности работы вуза. Во-вторых, объём методической и бумажной работы в вузе останется примерно таким же огромным как и на ставку.

Наконец, подработки. Имеются ввиду репетиторство, помощь в написании выпускных и курсовых работ. Да, некоторым удаётся так немного подрабатывать. Но опять же всё упирается в наличие для этого времени, а также клиентов. Замечено, что пока Вы сам студент, Вам такие подработки регулярно попадаются, а как только Вы становитесь преподавателем, все куда-то постепенно исчезают. Хотя преподаватель вроде бы должен выполнить работу качественней… (Вообще говоря, студенты должны сами всё делать, поэтому этот пункт лучше рассматривать в том плане, что этой статьи дохода у вас больше не будет. 3 июля 2020.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector