Сайт томского государственного университета

Что представляют собой департаменты

Это подразделения, объединяющие более крупные академические сообщества, чем существующие в рамках кафедр, и предоставляющие преподавателям больше академической свободы. Однако переход к департаментам вовсе не означает, что все кафедры должны быть упразднены — окончательные решения принимаются на местах. И если на факультете экономики в структуру департаментов кафедры все же были оставлены, то на новом факультете коммуникаций, медиа и дизайна их не будет. Кафедры целесообразно сохранять, например, если они отвечают за преподавание крупных курсов на нескольких факультетах.

Принципиальное отличие департамента от кафедры в том, что он объединяет значительно более широкий круг ученых, а значит — стимулирует выход каждого за рамки узкой традиции. В то же время носителям таких традиций никто не мешает объединяться — создавать исследовательские группы, советы, научные семинары. Просто они уже не связаны административной рамкой, а значит, объединения будут существовать лишь в тех пределах, где люди интересны друг другу, где им есть чего нового сказать. Другими словами, это преодоление формальных перегородок в науке и преподавании — когда ты являешься доцентом общей социологии, а исследовательские интересы увели тебя, скажем, в философию. Но на кафедре философии нет мест… Департаментская структура снимает такие ограничения, именно поэтому она победила практически во всем мире.

И еще один фактор. У департаментов, строго говоря, собственных образовательных программ нет. Образовательная программа имеет отдельное управление (хотя декан и может назначить ее руководителем профессора определенного департамента). Если в прежней структуре ВШЭ каждый факультет, каждая кафедра по определению были заинтересованы в том, чтобы открывать все новые образовательные программы, увеличивая нагрузку, а значит и штат своих сотрудников, то у департаментов просто нет таких полномочий. Их дело – научное и кадровое развитие. У департаментов будет два основных показателя деятельности: научная репутация (публикации и индексы цитирования — главные, но не единственные показатели) и востребованность членов департамента как преподавателей. Вполне можно представить, что ведущие ученые департамента могут иметь небольшую педагогическую нагрузку (как их коллеги на Западе), а те, кто не может похвастаться хорошими публикациями, — большую. Но создавать нагрузку под себя департаменты не смогут.

По мнению Ярослава Кузьминова, университету больше не нужно «раздувать» образовательную нагрузку и увеличивать текущие образовательные обязательства. Переход к «дуальному» управлению — департаменты и образовательные программы — позволит уйти от «затратной экономики» вышкинских факультетов. Пока мы воспроизводили, по существу, советскую модель хозяйствования, когда кафедры и факультеты получали подавляющую часть своих ресурсов с университетского уровня и не были заинтересованы в экономии ресурсов. Руководители образовательных программ получат возможность приглашать внешних преподавателей, если они не удовлетворены качеством коллег по университету.

Впрочем, будут и исключения из правил — некоторые департаменты получат полномочия непосредственного управления своей образовательной программой. Такие департаменты будут называться школами. Например, в структуре факультета коммуникаций, медиа и дизайна создается Школа дизайна. Причина — в особенностях образовательной и производственной деятельности дизайнеров, предполагающих непосредственное соединение в одном коллективе проектной и образовательной компоненты, а следовательно и более высокую степень автономии.

Должностные обязанности ректора кратко

Обязанности ректора вуза перечислены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС).

Чтобы обеспечить качественным образованием студентов вуза, ректору требуется решать множество задач. Кратко в должностные обязанности ректора входит:

  • организация финансово-хозяйственной и производственной деятельности вуза (установка оклада сотрудников, размера стипендии учащихся и пр.);

  • руководство образовательной деятельностью;

  • выработка стратегии развития вуза;

  • руководство работой всех подразделений вуза, включая учебную и научно-исследовательскую часть;

  • издание приказов, утверждение правил приема абитуриентов в вуз;

  • прием и увольнение сотрудников, определение их должностных обязанностей;

  • утверждение расписания, структуры вуза;

  • обеспечение охраны труда и пожарной безопасности;

  • подготовка финансовых и иных отчетов о работе вуза и пр.

Деятельность ректора контролируется законом и не должна перечить Законодательству РФ, уставу вуза и должностной инструкции. Ректор несет ответственность за невыполнение или некачественное выполнение своих должностных функций и полномочий.

Структура университета

УЧЕБНО-НАУЧНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ 

Факультеты и учебные институты 

  • Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт) (веб-сайт)
  • Геолого-географический факультет (веб-сайт)
  • Факультет исторических и политических наук (веб-сайт)Отделение международных отношений ТГУ
  • Механико-математический факультет (веб-сайт)
  • Физический факультет (веб-сайт)
  • Юридический институт (веб-сайт)
  • Радиофизический факультет (веб-сайт)
  • Химический факультет (веб-сайт)
  • Институт экономики и менеджмента (веб-сайт)
  • Физико-технический факультет (веб-сайт)
  • Институт прикладной математики и компьютерных наук (веб-сайт)

                    Высшая IT-школа (веб-сайт)

Факультет журналистики (веб-сайт)

Философский факультет (веб-сайт)

Филологический факультет (веб-сайт )

Институт искусств и культуры (веб-сайт)

Факультет иностранных языков (веб-сайт)

Факультет психологии (веб-сайт)

Институт военного образования (веб-сайт)Военный учебный центр(веб-сайт)

Факультет физической культуры (веб-сайт)

Факультет инновационных технологий (веб-сайт)

Филиалы 

Новосибирский юридический институт (филиал) ТГУ (веб-сайт)

Научно-исследовательские структурные подразделения 

  • Сибирский физико-технический институт
  • НИИ прикладной математики и механики
  • НИИ биологии и биофизики
  • Научная библиотека
  • Сибирский ботанический сад

ОБЩЕУНИВЕРСИТЕТСКИЕ СЛУЖБЫ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ 

Управление бухгалтерского учета и контроля
Планово-финансовое управление
Управление делами
Правовое управление
Управление организации выполнения Программы развития ТГУ Офис стратегического управления
Информационно-аналитический центр        Центр менеджмента качества ТГУ

Управление персоналаУправление информационной политики

  • Мультимедийный центр
  • Газета Alma Mater

Центр координации работы с выпускникамиОтдел охраны трудаЦентр внутреннего контроляУправление безопасности

  • Отдел ГО, ЧС и пожарной безопасности ТГУ
  • Отдел охраны

Система управления образовательной деятельностью

Учебное управление

  • Методический совет
  • Отдел практик и трудоустройства
  • Психологическая служба

Управление нового набора

  • Приемная комиссия
  • Отдел организации приема студентов
  • Отдел профориентации и работы с регионами

Научное управление 

  • Отдел научно-технической информации
  • Отдел стандартизации, метрологии и контроля качества НИОКР
  • Отдел организации и сопровождения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
  • Центр международного научного сотрудничества
  • Молодежный центр

Управление инновациями в сфере науки, техники и технологий

  • Отдел коммерциализации результатов НИОКР
  • Отдел интеллектуальной собственности

Инновационно-технологический бизнес-инкубаторНаучный фонд им. Д.И. МенделееваИздательский дом ТГУ Журнал «Вестник ТГУ»

IT-блок

Управление международных связей 

  • Отдел по рекрутингу и документационному сопровождению иностранных обучающихся
  • Отдел по социальной адаптации и сопровождению иностранных студентов
  • Центр языковых компетенций

Институт Конфуция на базе ТГУ

Объединенная международная информационно-консалтинговая служба (ОМИКС)

  • Служба главного хранителя
  • Экскурсионно-просветительский центр

Социальная сфера

Центр организационного обеспечения и сопровождения мероприятий

Управление имущественного комплекса
Хозяйственное управление
Инженерно-техническое управление кампуса
Управление материально-технического снабжения
Ремонтно-строительное управление

Назначение на должность ректора

Таким образом, ректор вуза – это не профессия, а должность. Руководитель образовательной организации выполняет множество задач по обеспечению студентов качественным образованием. Сюда входит создание необходимых условий для преподавания, поиск и привлечение инвестиций, курирование научных разработок и в целом научно-исследовательской работы в вузе и т.д. Заниматься этим должен только очень опытный и грамотный человек с большим стажем работы в вузе. 

И по этой причине назначение на должность ректора проводится несколькими способами. Порядок прописан в п. 1 ст. 51 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ:

  1. избрание собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;

  2. назначение на должность учредителем образовательной организации;

  3. назначение на должность Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами;

  4. назначение на должность Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов).

Кто кем в ВУЗе управляет

Современный ВУЗ представляет на сегодняшний день своего рода образовательное государство, с особой системой ветвей власти.

Структура университета довольно сложна, и поначалу в ней легко запутаться

Главой данного государства является ректор, именно он является главным юридическим и физическим лицом, обеспечивающим качественную образовательную деятельность и создаёт оптимальные для этого условия.

Непосредственными помощниками ректора являются его замы — проректоры, как правило количество их варьируется от трех до пяти (в зависимости от учебного заведения).

Одними из основных являются помощник по учебной работе, по воспитательной и по научной деятельности.

Сейчас в большинстве ВУЗов нашей страны данные должности упразднены, и ректор стал директором, а проректор — начальником отдела по чему-либо.

Кстати, все выше перечисленные персоны могут также являться членами кафедр и преподавательского состава, а значит, кроме непосредственной административной работы, как и остальные педагоги, они ведут лекции, готовят дипломников и аспирантов.

Весь институт состоит из факультетов, подразделений, которые объединяют группы родственных по своей специфической деятельности кафедр.

Факультеты находятся в непосредственной власти ректората.

Управленческая деятельность на факультете принадлежит декану, который также является и председателем ученого совета факультета.

Кафедра входит в состав факультета и отвечает за подготовку выпускников узкого профиля деятельности.

У каждого факультета имеется своя символика, особая форма документов и отличительная печать.

Воспитательную и учебную работу на факультете помогают осуществлять заместители декана по учебной и воспитательной работе.

В составе каждого факультета представлено определенное число кафедр — подразделений, которые занимаются подготовкой выпускников узкого профиля деятельности.

Для простоты понимания факультет можно грубо сравнить с общим понятием «мебель», а кафедры в данном случае будут отдельными её представителями: мебель для спальни, для кухни, для гостиной и т.д..

У каждой кафедры есть свой руководитель, который непосредственно и занимается организацией всех рабочих вопросов между преподавательским составом и студентами.

Кроме того, в каждом ВУЗе существуют:

  • библиотека;
  • лаборатории;
  • отдельный отдел, занимающийся хозяйственной деятельностью;
  • издательский отдел;
  • научно-методический отдел;
  • бухгалтерия

Большинство должностей в ВУЗе являются выборными, их избрание осуществляется путем тайного голосования, как правило, сроком на пять лет (декан, начальник кафедры, заместитель декана, проректор).

Что касается ректора, это лицо, назначаемое на должность государственными структурами высшего уровня власти.

Диплом и армейская служба

Военная кафедра, которая сейчас ведет свою работу во многих ВУЗах страны, считается легальным способом «откосить» от армии.

В некоторых ВУЗах есть также военная кафедра

На практике все представлено следующим образом: при ВУЗе, не обязательно с привязкой к определенному факультету, функционирует подобная кафедра, осуществляющая подготовку бойцов запаса.

Поступить на военную кафедру на данный момент весьма проблематично — кроме обладания хорошим здоровьем, физической подготовкой у вас также должны быть и хорошие баллы по ЕГЭ.

Учебные занятия на данной кафедре проходят по тому же принципу, что и все ВУЗовские: вам читают лекции, организуют практические занятия, зачеты, экзамены.

Отличительной особенностью будет то, что вы изучите строевую подготовку, познакомитесь наглядно с разными видами боевого оружия.

Кроме того, после всего курса обучения вас отправят на полевые сборы (1 месяц), после которых вам предстоит сдать итоговые экзамены, получить диплом и военный билет, в котором будет прописано «лейтенант запаса» (спустя пять лет вам нужно будет вновь пройти военные сборы, и вам будет присвоено звание «старшего лейтенанта»).

Кроме того, что от обычной армейской службы вы себя обезопасите, в случае дальнейшей деятельности в военных кругах у вас тоже появится много дополнительных преимуществ.

Стоит помнить главное: на каком бы вы факультет не числились и к какой бы кафедре не принадлежали, не забывайте о том, что все сотрудники ВУЗа работают, как единый механизм.

Так что в случае трудностей или успехов вы будете в одинаковой мере замечены как членами кафедры, работниками деканата, так и ректоратом, поэтому необходимо иметь хорошие отношения и с теми и с другими.

В этом видео вы узнаете о структуре ВУЗа на примере медицинского университета:

Засько Вадим Николаевич

Декан факультета

Доктор экономических наук, профессор. Аттестованный налоговый консультант. Член редколлегии журналов, входящих в перечень ВАК: «Налоговая
политика и практика» (официальный печатный орган ФНС России),  «Экономика, налоги, право».

Трудовой путь:

1998 г. – закончил Ростовскую государственную
экономическую Академию (РИНХ), специальность – экономист

1999 г. – прошел обучение по программе
профессиональной переподготовки «Финансы и право» АНХ при Правительстве РФ

2000 г. – защитил кандидатскую диссертацию в АНХ при Правительстве РФ

2002 г. – ученый секретарь диссертационного совета
АНХ при Правительстве РФ

  • стажировка в
    Институте прикладных исследований (г. Билефельд, Германия) по проблемам
    налогового консультирования и финансового менеджмента
  • стажировка в
    Университете Отто-фон-Герике (г. Магдебург, Германия) по проблемам налогового
    консультирования и финансового менеджмента

2005 г. – защитил докторскую диссертацию в АНХ при
Правительстве РФ, назначен на
должность профессора кафедры проблем рынка и хозяйственного механизма АНХ при
Правительстве РФ

2006 г. – директор Центра налогового
администрирования и финансового управления Экономического факультета АНХ при
Правительстве РФ

2011 г. – директор Института налогового менеджмента
и экономики недвижимости Национального исследовательского университета «Высшая
школа экономики»

2012 г. – назначен Председателем Рабочей группы по
подготовке Закона о налоговом консультировании (Распоряжение Руководителя ФНС
России от 16 мая 2012 г. № 76@ «О создании рабочей группы по выработке единых
подходов к реализации механизмов саморегулирования в сфере налогового
консультирования»)

2012 г. – Помощник Депутата Государственной думы
РФ, Комитет по бюджету и налогам

25 января 2013 г. Приказом Ректора Финансового университета
назначен деканом факультета «Налоги и налогообложение»

Сфера ответственности:

  • руководит
    учебной, методической и воспитательной работой на факультете;
  • возглавляет
    работу по созданию и реализации на практике профессиональных образовательных
    программ, учебных планов, программ учебных курсов, обеспечивает выполнение
    федерального государственного образовательного стандарта;
  • руководит
    подготовкой заседаний ученого совета факультета;
  • организует
    и осуществляет контроль над научно-методическим сотрудничеством факультета с
    образовательными учреждениями, предприятиями и организациями
  • руководит
    работой по составлению расписания учебных занятий, приему экзаменов, зачетов, контролирует
    и обобщает их результаты;
  • контролирует
    и регулирует организацию образовательного процесса, учебных практикумов и иных
    видов практик;
  • осуществляет
    работу в составе комиссии по итоговой государственной аттестации выпускников
    факультета;
  • представляет
    к зачислению, отчислению и восстановлению студентов, слушателей, к назначению
    на стипендию студентов факультета в соответствии с положением о стипендиальном
    обеспечении студентов;
  • организует
    связь с выпускниками, изучение качества подготовки специалистов, выпускаемых
    факультетом, участвует в работе по трудоустройству выпускников факультета;
  • обеспечивает систематическое взаимодействие
    с работодателями, органами государственной и исполнительной власти, органами
    управления и др.

Тел.: (499) 277-39-05

Борисов Олег Игоревич

Заместитель декана по учебной и воспитательной работе

Кандидат экономических наук, доцент​

Сфера
ответственности

осуществляет руководство учебной,
методической и воспитательной работой на факультете;
участвует в разработке системы качества
подготовки специалистов, обеспечивает выполнение федерального государственного
стандарта;
отвечает за подготовку и реализацию учебных планов
бакалавриата;
разрабатывает план внеаудиторной,
воспитательной работы со студентами;
руководит в рамках факультета мероприятиями по
профилактике правонарушений;
содействует работе студенческого совета факультета;
контролирует организацию и развитие
кураторского движения на факультете;
ответственный за менеджмент качества на
факультете.

Тел.: (499) 277-39-07

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector