Подростковая культура
Содержание:
- Зачем это нужно?
- Жизнь подростков и актуальные субкультуры
- 1.doc
- Какие характеристики нужно рассмотреть, чтобы составить психологический портрет?
- Особенности
- Общая характеристика подростковой субкультуры
- Стратегии в отношении молодежных видов деятельности
- Положительные и отрицательные стороны влияния субкультур
- Взаимоотношения между разными субкультурами
- 2.1 Основные черты и функции субкультуры
- Психологический портрет субкультуры «геймеры»
Зачем это нужно?
Итак, почему же существует подростковая культура? Ведь просто так возникнуть она не могла, для этого должны быть определенные предпосылки. И вот тут все просто: являясь полноправным членом такого вот огромного общества, ребенку гораздо легче общаться со сверстниками и, как говорится, «быть в теме». Какие важные моменты можно выделить?
В первую очередь, подростковая культура дает возможность практически всем членам данного сообщества общаться на равных.
Второй важный момент – это мера самоопределения личности. Данный период важен тем, что в это время ребенок активно пытается найти себя
Кто Я? Зачем Я в этом мире? Эти и подобные вопросы тревожат молодых людей, и они всеми силами стараются отыскать на них ответ.
Ну и, конечно же, немаловажно то, что подростковая культура – это огромный мир, где нет места взрослым. Там никто не командует, не дает указаний и не учит жизни
Только в таком сообществе подросток может почувствовать себя взрослым человеком.
Жизнь подростков и актуальные субкультуры
Странная одежда, необычный внешний вид, непонятная музыка — все это вызывает у родителей и педагогов недоумение. Даже если взрослые сами принадлежали к какой-либо субкультуре в юности, новые молодежные течения остаются для них странными и непонятными. Жизнь подростков, принадлежащих к определенным субкультурам, становится предметом шуток и интернет-мемов. Именно поэтому в сознании многих закрепляется стереотип о специфических манерах панков или «металлистов» или вечной грусти эмо.
В 2010-х годах в жизни подростков пользуются популярностью следующие субкультуры:
- «ванильные девушки», «ванильки». В основном к течению принадлежат девушки с определенной душевной организацией — меланхоличные и утонченные. Они любят читать современную серьезную литературу и склонны считать себя несколько умнее окружающих. В одежде представительницы «ванильной» субкультуры предпочитают майки с надписями, солнечные очки и растрепанные волосы;
- девушки-«винишко». Вопреки названию, эти девушки необязательно любят пить вино. Их внешний вид легко узнаваем: стрижка «каре», волосы, окрашенные в розовый, голубой или другой цвет, очки. Девушки-«винишко» любят интеллектуальное кино, серьезную современную литературу, рисуют, пишут стихи;
- Хелс-готы (от английского Health goths). В отличие от «просто готов» 2000-х годов, хелс-готы предпочитают более футуристичный стиль в одежде и пытаются подражать роботам. Для хелс-готов характерна бесстрастность и стремление к отсутствию эмоций, поскольку для них это признак совершенства. Любимый цвет хелс-готов — черный, также на их лицах много пирсинга;
- диггеры. Это течение возникло сравнительно давно. Первые упоминания о диггерах в российской прессе относятся к середине 90-х. Своим названием они обязаны английскому глаголу “dig” (копать) и любят исследовать подземелья, а также делать необычные находки в этих подземельях. Большинство в субкультуре диггеров составляют юноши, но девушкам также может нравиться романтика подземелий;
- компьютерные «гики». Своим названием «гики» обязаны английскому слову «geek” (странный). Представители этой субкультуры следят за технологичными новинками и всерьез увлечены программированием. Общаются «гики» преимущественно в интернете, и со временем многие становятся высококлассными IT-специалистами.
Многие родители относятся к новым субкультурам настороженно
Особенно их пугает повышенное внимание к теме смерти, депрессии, психических расстройств, распространенное во многих субкультурах
Поэтому важно сохранять контакт и с пониманием относиться к увлечениям сына или дочери
1.doc
Учреждение образования КУРСОВАЯ РАБОТАМОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКАмолодежной субкультурыВВЕДЕНИЕАктуальность исследованияЦель Задачи^ Объект исследованияПредмет исследованияБаза исследованияМетоды исследования:^ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА 1.1 Психолого-физиологические и личностные предпосылки образования подростковых субкультур^ Подростковый возраст физиологическаяэмоциональнымпсихологические^ 1.2 Сущность понятия «молодежная субкультура» и ее психологические особенностиСубкультура^ 1.3 Проблема наркомании молодежных субкультур^ ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ^ ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДРОСТКОВОЙ СУБКУЛЬТУРЫ, КАК ФАКТОРА НАРКОТИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ2.1 Методика процедуры исследованияЦелью Задачи критерии, оказывающие влияние на формирование антинаркотической культуры ^ 2.2 Анализ и интерпретация результатов исследованияТаблица 2.1
№ класса | ^ Критерии сформированности антинаркотической культуры | Средняя оценка в баллах | Общий уровень | |||||||
Саногенный | Когнитивный | Мотивационный | Средовой | |||||||
Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | |||
8а | 10,9 | С | 11,6 | С | 9,1 | С | 9,5 | С | 11,6 | С |
8б | 9,5 | С | 13 | С | 10 | С | 10,3 | С | 10,7 | С |
общий рез. | 10,2 | 12,3 | 9,5 | 9,9 |
Рисунок 2.1результаты анкетирования Таблица 2.2
Класс | Кружки, секции, центры, курсы и т.д. | Мне это неинтересно, у меня нет свободного времени или денег | Ничем особенным | |||
м | ж | м | ж | м | ж | |
8а | 50% | 60% | 40% | 20% | 10% | 20% |
8б | 60% | 70% | 20% | 30% | 10% | 10% |
Таблица 2.3.
класс | Да | Нет | Пока не знаю |
8а | 30% | 48% | 22% |
8б | 21% | 54% | 25% |
Рисунок2.2. Общие выводы по результатам анкетированиянизкий уровеньСредний уровеньВысокий уровень^ ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- 14. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии, 1985, №4 – 32с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1АНКЕТА
Критерий антинаркотической культуры | № вопроса |
саногенный | 6, 8, 9,10,12,16,18, 21 |
когнитивный | 4, 5,7, 11, 23, 26 |
мотивационный | 3, 17, 19, 20, 22, 25, 24 |
средовой | 1,2, 13, 14, 15 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2^ РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТАТаблица. П.2.1
№ ученика | ^ Критерии сформированности антинаркотической культуры | Общий уровень | |||||||
Саногенный | Когнитивный | Мотивационный | Средовой | ||||||
Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | ||
1 | 9 | С | 10 | С | 9 | С | 7 | С | С |
2 | 8 | Н | 6 | Н | 7 | Н | 5 | Н | Н |
3 | 13 | С | 18 | В | 15 | С | 8 | С | С |
4 | 7 | Н | 6 | Н | 6 | Н | 6 | С | Н |
5 | 14 | С | 22 | В | 12 | С | 11 | С | С |
6 | 8 | Н | 14 | С | 7 | Н | 5 | Н | Н |
7 | 12 | С | 8 | С | 9 | С | 13 | В | С |
8 | 7 | Н | 6 | Н | 7 | Н | 5 | Н | Н |
9 | 15 | С | 8 | С | 9 | С | 8 | С | С |
10 | 8 | Н | 9 | С | 6 | Н | 5 | Н | Н |
11 | 13 | С | 9 | С | 8 | С | 10 | С | С |
12 | 5 | Н | 6 | Н | 9 | С | 5 | Н | Н |
13 | 9 | Н | 11 | Н | 6 | Н | 12 | С | Н |
14 | 13 | С | 11 | С | 8 | С | 11 | С | С |
15 | 12 | С | 19 | В | 12 | С | 12 | С | С |
16 | 14 | С | 18 | В | 15 | В | 14 | В | В |
17 | 14 | С | 12 | С | 9 | С | 11 | С | С |
18 | 11 | С | 13 | С | 9 | С | 13 | В | С |
19 | 8 | Н | 9 | С | 8 | Н | 5 | Н | Н |
20 | 17 | С | 18 | В | 11 | С | 14 | В | В |
Итог по классу | 10,9 | С | 11,6 | С | 9,1 | С | 9,5 | С |
Таблица. П.2.3
№ ученика | ^ Критерии сформированности антинаркотической культуры | Общий уровень | |||||||
Саногенный | Когнитивный | Мотивационный | Средовой | ||||||
Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | ||
1 | 8 | Н | 13 | С | 11 | С | 9 | С | С |
2 | 8 | Н | 18 | В | 15 | С | 12 | С | С |
3 | 7 | Н | 12 | С | 11 | С | 11 | С | С |
4 | 7 | Н | 12 | С | 7 | Н | 5 | Н | Н |
5 | 8 | Н | 16 | С | 7 | Н | 6 | С | Н |
6 | 15 | С | 17 | С | 11 | С | 15 | В | С |
7 | 9 | С | 10 | С | 12 | С | 13 | В | С |
8 | 8 | Н | 6 | Н | 7 | Н | 12 | С | Н |
9 | 11 | С | 15 | С | 18 | В | 10 | С | С |
10 | 8 | Н | 6 | Н | 7 | Н | 11 | С | Н |
11 | 8 | Н | 13 | С | 7 | Н | 5 | Н | Н |
12 | 14 | С | 12 | С | 9 | С | 13 | В | С |
13 | 8 | Н | 12 | С | 6 | Н | 5 | Н | Н |
14 | 15 | С | 16 | С | 12 | С | 14 | В | С |
15 | 8 | Н | 6 | Н | 7 | Н | 12 | С | Н |
16 | 8 | Н | 8 | С | 7 | Н | 5 | С | Н |
17 | 11 | С | 16 | С | 12 | С | 12 | В | С |
18 | 13 | С | 20 | В | 11 | С | 10 | С | С |
19 | 9 | С | 18 | С | 12 | С | 15 | В | С |
20 | 8 | Н | 14 | С | 11 | С | 11 | С | С |
Итог по классу | 9,5 | С | 13 | С | 10 | С | 10,3 | С |
Поиск по сайту:
Какие характеристики нужно рассмотреть, чтобы составить психологический портрет?
В настоящее время существует достаточно большое количество субкультур и еще большее количество психодиагностических методик по изучению личности.
Но в этот раз подробно мы остановимся на описании таких субкультур как: байкеры, геймеры, гламур, экстремалы и футбольные фанаты. Для глубокого изучения вопроса мы использовали 16-факторный опросник британского и американского психолога Р.Б. Кеттелла. Опросник позволяет выявить особенности характера, склонностей и интересов личности. Это одна из наиболее известных многофакторных методик, созданная в рамках объективного экспериментального подхода к исследованию личности.
Согласно теории личностных черт Кеттелла, личность описывается как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, черт), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. В исследовании принимали участие 75 человек, из них 15 человек представляли субкультуру байкеров, 15 — геймеры, 15 — гламур, 15 — экстремалы и 15 —футбольные фанаты. Им предложили ответить на вопросы, каждый из которых имел три варианта ответа, на выбор. У вопроса нет «правильного», или «ошибочного» ответа, так как люди различны, и главное — выразить свое честное мнение по той или иной ситуации. При интерпретации результатов обычно видно, какой фактор выражен больше, а какой меньше.
Усредненные результаты представлены в таблице.
Фактор |
Бытовое обозначение |
Байкеры |
Геймеры |
Гламур |
Экстремалы |
Футбольные фанаты |
А |
Замкнутость |
— |
+ |
— |
— |
— |
Общительность |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
|
В |
Конкретное мышление |
— |
— |
— |
— |
— |
Абстрактное мышление |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
С |
Эмоциональная нестабильность |
— |
— |
+ |
— |
+ |
Эмоциональная стабильность |
+ |
+ |
— |
+ |
— |
|
Е |
Покорность |
— |
+ |
+ |
— |
— |
Доминантность |
+ |
— |
— |
+ |
+ |
|
F |
Сдержанность |
— |
+ |
— |
— |
— |
Экспрессивность |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
|
G |
Низкая нормативность поведения |
— |
+ |
— |
— |
+ |
Высокая нормативность поведения |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
|
Н |
Робость |
— |
+ |
+ |
— |
— |
Смелось |
+ |
— |
— |
+ |
+ |
|
J |
Реализм |
+ |
— |
— |
+ |
+ |
Чувствительность |
— |
+ |
+ |
— |
— |
|
L |
Подозрительность |
— |
+ |
— |
— |
— |
Доверчивость |
+ |
— |
+ |
+ |
+ |
|
М |
Практичность |
+ |
— |
— |
+ |
— |
Мечтательность |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
|
N |
Прямолинейность |
+ |
— |
— |
+ |
+ |
Дипломатичность |
— |
+ |
+ |
— |
— |
|
О |
Спокойствие |
+ |
— |
— |
+ |
— |
Тревожность |
— |
+ |
+ |
— |
+ |
|
Q 1 |
Консерватизм |
+ |
— |
+ |
— |
+ |
Радикализм |
— |
+ |
— |
+ |
— |
|
Q 2 |
Зависимость от группы |
— |
— |
+ |
— |
+ |
Самодостаточность |
+ |
+ |
— |
+ |
— |
|
Q 3 |
Низкое самомнение |
— |
+ |
— |
— |
+ |
Высокое самомнение |
+ |
— |
+ |
+ |
— |
|
Q 4 |
Эмоциональная расслабленность |
— |
+ |
+ |
— |
— |
Эмоциональная напряженность |
+ |
— |
— |
+ |
+ |
Анализируя эту таблицу, мы видим несколько интересных моментов. Удалось выявить, что у всех изученных субкультур абстрактное мышление преобладает над конкретным. Это говорит о высоком уровне общих интеллектуальных способностей.
Большинство представителей молодежных субкультур являются общительными людьми. Мы можем сделать вывод, что представители 75% из опрошенных групп — экстраверты (байкеры, гламур, экстремалы, футбольные фанаты), а 15% — интроверты (геймеры). Эта информация подкрепляется тем фактом, что у большинства из них доверчивость и открытость миру преобладает над подозрительностью, а экспрессивность преобладает над сдержанностью.
Особенности
Следующий вопрос, на котором стоит заострить внимание, — особенности подростковой культуры. Что же здесь можно выделить?
- Внешний вид – вот основа основ каждой отдельно взятой подростковой или молодежной группы. Уже только благодаря этому нюансу человек может себя считать представителем особого сообщества. Отметим, что часто модные тенденции подобных групп бывают непонятны взрослым (например, панки), могут быть пугающими (яркий пример — готы). Однако все это — элементы самовыражения ребенка как личности, не стоит об этом забывать.
- Второй важный момент – музыка в подростковой культуре. Так, представители различных субкультур предпочитают не только разных исполнителей, но также и различный музыкальный стиль. Казалось бы, что в этом плохого? А то, что музыка музыке — рознь. Родители не должны забывать о том, что некоторые музыкальные направления могут быть вредными для психики или даже опасными для здоровья (учеными доказано, что тяжелый рок оказывает негативное влияние на несформировавшуюся психику ребенка и на работу его главных органов).
- Еще одной отличительной особенностью каждой молодежной группы выступает особый стиль общения. И не только внутри своего сообщества, но и с окружающими людьми. Взрослые это должны понимать и принимать, но только в том случае, если такое поведение не граничит с невоспитанностью и хамством.
- Взгляды и мировоззрение. Стоит сказать и о том, что часто определенная субкультура формирует определенные взгляды на жизнь у молодого человека. Однако в этом нет ничего страшного, ведь все со временем может измениться. Но опять же, родители должны быть всегда начеку и помнить, что некоторые течения приемлют, например, самоубийство.
Общая характеристика подростковой субкультуры
В общем смысле под субкультурой понимают систему ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры. Субкультура возникает как позитивная или негативная реакция на господствующую в обществе культуру и социальную структуру среди различных социальных слоев и возрастных групп.
В узком смысле, субкультура – это один из компонентов культуры как системы выражения ее социокультурной самоорганизации на разных уровнях. Субкультура – форма жизнедеятельности групп и общностей, являющихся носителями собственных специфических ценностей, норм, интересов, отношений, поведенческих традиций, артефактов (в виде элементов моды, дизайна среды).
Одним из самых распространенных принципов образования субкультуры является возрастной принцип, поэтому можно говорить о подростковой культуре в общей системе культуры. Подростковая субкультура – это своеобразная попытка построить сообщество сверстников-единомышленников и утвердить свой собственный образ жизни, отличающийся как от детского, так и взрослого.
Для подростков (социальная группа от 12 до 16 лет) субкультура выполняет функции выбора и нахождения собственных норм поведения и общения в ситуациях освоения новых социально-культурных ролей.
Подростковый возраст отличается большей самостоятельностью, рассудительностью, ответственностью, но возникают и негативные изменения в поведении: дерзость, нетерпимость, обидчивость, неадекватная самооценка. На этом пути возможна дезорганизация поведения индивида, начиная от незначительных форм до совершения преступлений, чему соответствуют типы поведения: отклоняющиеся (неадекватное поведение, нарушение некоторых норм), девиантное (нарушение порядка) и делинкветное (совершение правонарушений). Такое отчуждение возникает тогда, когда подросток не видит возможности реализовать свои интересы и ожидания.
Подростковый возраст является особенным и отличным от других возрастов. Так Э.Эриксон особенно выделяет этот возраст, который характеризуется появлением чувства неповторимости, индивидуальности, непохожести на других («идентичности»). Корень «рост» особым образом подчеркивает эту уникальность. Чтобы выйти в состояние ростка, семенному зародышу необходимо освоить и преодолеть в первую очередь пределы семени. Прорываясь в состояние ростка к свету, растения начинает строить себя в пределах природных условий. Иными словами, ребенку предстоит освоить и преодолеть свою телесную ограниченность, толщу житейских, культурных, социальных наносов, чтобы «подростком» прорваться в мир и к самому себе.
Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два периода: подростковый возраст (отрочество) и юность. Хронологические границы этого периода разными исследователями воспринимаются не одинаково. Например, в отечественной социологии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым, в психологии 16-18-летних считают юношами.
Возрастная терминология никогда не была однозначной. В Толковом словаре В.Даля «подросток» определяется как «дитя на подросте», около 14-15 лет, а «юноша» — как молодой, малый, парень от 15 до 20 лет и более. Между тем герою романа Ф.М. Достоевского «Подросток» уже исполнилось 20 лет. В древнерусском языке слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. Таким образом, границы между отрочеством и юностью довольно-таки размыты.
Отрочество как отдельная особая возрастная категория выявилась не сразу. Так социолог Филипп Ариес в своем труде по истории ребенка и семейной жизни во Франции, пишет о том, что в доиндустриальной Европе не существовало различия между детством и отрочеством. Ариес считает, «датой рождения» отрочества период 1900-х гг., тогда когда отрочество в Европе стало общим явлением только в конце первой мировой войны, когда солдаты противопоставляли себя прежним поколениям. С этого момента отрочество распространилось, растянулось во времени, оттесняя детство вверх по течению жизни, а зрелость – вниз. Таким образом, совершился переход от эпохи без отрочества к эпохе ХХ в., когда отрочество становится любимым возрастом.
Перейти на страницу: 1
Стратегии в отношении молодежных видов деятельности
Если рассматривать молодежные виды деятельности с позиции социального воспитания, то можно выделить три основные педагогические стратегии. Не обращать внимания, не исключать стихийного проникновения в социальную жизнь и только после этого работать или анализировать потенциал молодежных субкультур с точки зрения дополнительных воспитательных методов и использовать их в интересах личностного развития подростков и детей.
Потенциал субкультур молодежи с точки зрения воспитания состоит в том, что виды и формы деятельности подростков и молодых людей, которые возникли независимо от педагогической сферы, в среде свободного общения молодежи, имеют социально-позитивный характер. Но при этом необходимо применить соответствующую педагогическую инструментовку.
В действительности современные воспитательные методы практически не соприкасаются с такими молодежными и подростковыми общностями. К тому же преимущественно это соприкосновение наблюдается в летних лагерях, в детских общественных объединениях и крайне редко в общеобразовательных школьных учреждениях.
Как правило, стиль жизни, поведение и внешние признаки субкультур подростков и молодежи освещаются в негативном ключе, что способствовало активному подражанию представителям этих общин определенной неохваченной частью молодежи. Это, в свою очередь, послужило толчком для распространения этих субкультур за пределы одной страны. Тем не менее на вариативность и прочие характеристики субкультур большое влияние оказали этнические и социальные условия. К примеру, советские хиппи мало чем походили на представителей этой субкультуры западных стран. А скинхеды современной России сильно отличаются от первых скинхедов Великобритании.
Бурные протесты молодежи в западных странах в 60-70-е годы и на советском и постсоветском пространстве во второй половине 90-х стали причиной не только снижения общественной активности среди молодых людей, но послужили развитию определенных тенденций к эскапизму. Отличительной характеристикой современного мира является увеличение количества протестных молодежных субкультур, а также многообразие форм. Таким образом, можно сказать, что появляются все новые субкультуры, список которых растет.
Положительные и отрицательные стороны влияния субкультур
Проведенные в последнее время социологические исследования показали, что многие подростки идентифицируют себя как представителя той или иной субкультуры. При этом часть молодежи подвержена сильному влиянию субкультур, которое может быть и положительным, и отрицательным. В первом случае подростки получают необходимые для жизни в социальном обществе навыки, а во втором – приобретают качества, с которыми общество всеми доступными способами старается бороться.
Подростковые субкультуры помогают молодым людям реализовать свои желания и адаптироваться к взрослой и самостоятельной жизни. Но есть и негативные стороны, такие как жестокость к определенным группам людей. К примеру, скинхеды отличаются расизмом и могут, согласно своей идеологии, совершать преступные действия в отношении лиц других национальностей. Для них в таком поведении нет ничего противоправного, и поэтому они не понимают, что несут ответственность за содеянные ими поступки. В этом случае субкультуры подростков негативно влияют на их мировоззрение, настраивая молодое поколение против других членов общества.
Взаимоотношения между разными субкультурами
Субкультура – это весьма распространенное явление, делится на виды, каждый из которых имеет свои особенности и отличия. Как и прочие культурные явления, субкультуры образовались в культурно-насыщенной среде. Случилось это в начале ХХ столетия, в период перенасыщения обществом различными идеями и философскими течениями. В современном мире нельзя заявить, что субкультуры автономны и никак не связаны с прочими. Им приходится взаимодействовать, и в их отношениях нередко появляются конфликты.
Некоторые субкультуры откровенно заявляют о неприязни к мировоззрению друг друга. Это называют субкультурным антагонизмом. Речь может идти о музыкальных субкультурах и, соответственно, конфликты возникают в результате разности предпочтений. Ситуация стала особо заметной, когда в обществе начали пользоваться популярностью многие музыкальные направления, существенно отличающиеся по звучанию и стилю. Каждая из субкультур полагает, что их жанр лучше и имеет глубину, в отличие от прочих.
Напряжение, возникающее между сторонами может привести к противостоянию участников. Каждая субкультура старается честь свои негласные правила. Зачастую они даже не предписаны, а проявляются интуитивно. В схожих ситуациях представители разных субкультур могут действовать совершенно противоположно, в зависимости от своего мировоззрения, мотивации. Любое объединение придерживается собственной системы ценностей, и, естественно, считает мнения прочих неформальных групп не совсем правильным или вовсе абсурдным. В случае стычки в подобной ситуации сложно договориться. Например, скинхеды не считают зазорным добиваться собственной правоты, идя путем физического насилия. В то же время эмо совсем не склонны к насилию и могут даже пожертвовать жизнью, чтобы доказать истинность собственных убеждений.
Основная задача общества заключается в признании того, что субкультура – часть общей культуры. Вовсе не обязательно применять привычные радикальные меры, пытаясь доказать значимость своего мнения и собственную правоту. Многие родители беспокоятся, узнав, что их дети становятся частью какой-либо субкультуры, но если речь идет о безобидных видах, вроде тех, которые проявляются в том или ином стиле одежды, позвольте подростку проявить свою индивидуальность. Многие молодые люди пытаются выразить протест, примкнув к той или иной группе – покажите им, что вы на одной стороне с ними и противостоять друг другу нет нужды.
2.1 Основные черты и функции субкультуры
«Для любой субкультуры существует обязательный набор характерных черт, отсутствие какой-либо из них ставит под вопрос возможность отнесения того или иного социокультурного образования к субкультуре. Среди них:
• специфический стиль жизни и поведения;
• свойственные данной социальной группе своеобразные нормы, ценности, мировосприятия, что часто приводит представителей данной субкультуры к нонконформизму;
• наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи».
Существенное влияние на подрастающее поколение молодежные субкультуры оказывают только в крупных мегаполисах. С уменьшением численности городов подобное влияние очень резко падает. А в маленьких населенных пунктах неформалы становятся экзотикой. При этом меняется и содержание субкультуры. До малых городов доходит только внешняя составляющая (атрибутика), очень редко молодежь старается вникнуть в историю и причины возникновения данной субкультуры, и таким образом значение и составляющие субкультуры существенно искажаются.
«Средний срок нахождения подростков в субкультурном неформальном молодежном движении составляет 3+/-1 год. За период пребывания подростка в неформальном сообществе, подросток принимает нормы поведения взрослых, после чего происходит либо постепенный, либо взрывной отход от подростково-молодежной субкультуры». На данный период времени исключение составляют только ролевое сообщество и байкеры, выход из данных субкультур происходит крайне редко
Основные функции субкультур:
1. Эмансипация – повышение статуса и уход от контроля родителей. Обычно сопровождается конфликтами с родителями и проходит через фазу гипертрофированного неприятия, как детских, так и взрослых норм поведения. Так создаются условия для возникновения собственных субкультур тинэйджеров.
2. Социализация – принятие подростком норм, правил и социальных ролей, овладение коммуникативными навыками, необходимыми для успешного функционирования в данном обществе. Конечным итогом пребывания подростка в большинстве молодежных субкультур является его возвращение во взрослое общество. Обычно средний срок пребывания подростков в неформальном движении – 3 года. В субкультурах 4 уровня, (интеллектуальных субкультурах, перешедших в категорию альтернативной культуры), срок пребывания не ограничивается.
3. Структурирование времени – организация собственного досуга.
Психологический портрет субкультуры «геймеры»
И здесь, при сравнении байкеров и геймеров, мы сразу сталкиваемся с контрастом. Прежде всего, вторые весьма скрытны и обособлены. Не уделяют большого внимания внешнему виду. Способны ограничиваться небольшим пространством. Во время беседы некоторые представители данной субкультуры подтверждали это и говорили, что им достаточно небольшой комнаты с наличием компьютера. При этом наблюдается высокая требовательность к качеству гаджетов, которыми они пользуются. Геймеры способны отстаивает свои идеи, но чаще безучастны, им не интересен процесс борьбы вне игровой деятельности.
Они сообразительны и наблюдательны, могут долго заниматься одним делом (но, как правило, это — компьютерная игра). Имеют склонность уступать, отказываться от работы, не вступать в споры в проблематичных ситуациях, выбирая скорее реакцию избегания. Характеризуются наличием интеллектуальных интересов, подозрительно относятся к новым людям, не любят шумные компании.
Весьма мечтательны, многие имеют богатое воображение и творческий потенциал. Как мы видим на графике, мечтательность значительно преобладает над практичностью.
Проявляя сосредоточенность в игре, геймеры могут быть достаточно рассеяны в бытовой сфере. Часто поглощены своими идеями, при этом интересуются искусством и религиями, расположены к самопознанию. Многие из них предпочитают книги из жанра фантастики
Осторожны в своих поступках — зачастую из-за того, что склонны фокусировать внимание на прошлых неудачах и избегают новых. Часто геймеры могут проявлять медлительность, нерешительность и долго обдумывать детали
Как мы можем увидеть на графике, у геймеров хорошо выражена именно сдержанность, а не экспрессивность.
При этом они быстро реагирует на опасность, сохраняя невозмутимость. Такая тактика помогает постепенно, шаг за шагом, достигать новых уровней в игре, плавно приближаясь к победе.