Культура египта

↑ Книга Экклезиаста

Самая известная древнеегипетская поэма – это, конечно же, «Книга Экклезиаста», пересказанная древнееврейским автором и вошедшая впоследствии в библейский канон. Необычность этого произведения в сборнике библейских книг всегда была такой явной, что уже древнееврейские книжники сомневались в том, стоит ли её включать в состав «священного писания», многие уже тогда считали поэму еретической.

Некоторые современные богословы также высказывают подобные сомнения. Попытки истолковать «Экклезиаста» в рамках авраамических религий всегда были связаны с необходимостью вырывать из контекста отдельные стихи поэмы и придавать им новый смысл, нужный толкователю.

Объясняются нестыковки просто: «Экклезиаст» не относится к древнему иудейскому дискурсу и отображает совершенно иное мировоззрение.
В оригинале поэма называется «Беседа отчаявшегося со своим Ба»; Ба – это примерный аналог «души» в древнеегипетской религии. В поэме некий любитель крепких напитков предаётся совершенному отчаянию и рассуждает о том, что жизнь не имеет смысла: все постройки со временем разрушаются, здоровье иссякает, богатство кончается… Такой вот древнеегипетский декаданс.

↑ Живопись

Внешние и внутренние стены построек египтяне покрывали рисунками и росписями. Здесь уже тем для творчества было значительно больше: мы видим людей, занятых своими повседневными делами, богов, изображения предметов, животных и т. д. Однако и эти творения создавались не с целью простого украшательства, поэтому художники придерживались строгих канонов.

 

живопись Древнего Египта фото

Парадоксально, что при этих канонах изображения в целом выглядят очень реалистичными. 

  • Фараоны изображались большими по размеру, чем остальные люди; боги изображались ещё большими, чем фараоны. 
  • Кожа мужчин изображалась более смуглой, чем у женщин. 
  • При изображении человека плечи изображались в анфас, а руки и ноги в профиль; голова рисовалась в профиль, а глаза – в анфас. Обе ноги и обе руки изображались только с внутренней стороны, так что на всех конечностях были видны большие пальцы.

Последний канон объясняется тем, что древнеегипетские художники стремились изобразить в фигуре человека сразу всё, что они считали самым важным. Ради этого они готовы были пожертвовать и реалистичностью изображения, и пропорциями.

Живопись и рельеф

Культуру Древнего Египта нельзя представить без живописи. Краски наносились на гипс, известняк, минералы и камни. Состав красящего вещества был неоднородным из-за использования яичной темперы, разных вязких смол и веществ. Сверху красок наносился лак со смолой для сохранения изображения.

Красили изделия красным, синим, черным, коричневым, желтым, белым и зеленым цветом. Тема живописи – потусторонний мир, природа, боги.

Не характерно для египтян написание уродств и внешних дефектов. Если человек был уродлив, имел какие-то внешние отклонения, то на живописи это не отражалось. Мастера приукрашивали человека, вырисовывая ему идеальное тело и пропорции лица.

Как известно, живопись древних египтян фрагментарна, а поэтому имеет свой рельеф. Египтяне ограничивали себя в керамике, ткани или папирусе, а наносили краску на стену.

Вначале на стене изображения были схематичны, но к 3 веку нашей эры они стали филигранными. Рельеф имел большое значение при украшении храмов, гробниц, статуй и погребальных предметов, например, саркофагов.

Религия

Мировоззрение египтян определило их культуру. Они были язычниками и поклонялись природным божественным созданиям. Строили им священные храмы, делали пожертвования, выполняли особенные обряды и всячески почитали их.

Особенно был почитаем бог солнца — Ра. Ему были посвящены несколько крупных пирамид Египта. Не менее уважаемы были боги Пта, Сет и Осирис. О них были составлены целые сказания.

Египтяне особо чтили священных животных. Они считали, что если погибнет кошка по вине человека, то всю деревню ждет неминуемая гибель. Тот, кто намеренно убивал животное, сам подвергался казни.

В религии египтян была вера в загробную жизнь. Они, как и последующие христиане, мусульмане и буддисты, верили, что после смерти жизнь человека на этом не закончится, его будет судить Бог за зло и добро.

Однако, верили, что после этого он обретет либо новое тело, либо будет служить в обители Солнца, либо отправится во мрак как грешник.

Также египтяне верили в переселении душ. Они разделяли мнение индейцев на этот счет и то, что пока душа не очистится, она будет кочевать от одного тела в другое.

Кратко о Новом царстве

В этот период совершенствуется искусство рельефа. На стенах храмов при помощи этой техники изображается вся история Египта. До наших дней сохранился храм Хатшепсут, расположенный в Дейр-Эль-Бахри. Рельефные изображения, украшающие стены храма, настолько реалистичны, что невольно происходит погружение в прошлое. Наиценнейшими образцами скульптур данного периода, дошедшими до нас, считаются работы скульптора Тутмеса — портреты фараона Эхнатона и его легендарной жены Нефертити. Что же касается литературы, то в Новом царстве она становится многожанровой. «Книга мертвых», принадлежащая этому периоду, считается религиозной энциклопедией того времени. Среди «шедевров» светской литературы можно назвать сказку «О двух братьях», а также произведения, относящиеся к любовной лирике, – «песни для услады сердец».

Письменность

Письменность Древнего Египта была представлена иероглифами — резными изображениями людей, животных и символов.

Иероглифы запечатлели жизнь всего Египта и всей его многовековой истории. Появились они с 28 века до нашей эры и использовались вплоть до нашествия арабов, до 7 века нашей эры.

Сама система письма была:

  • иероглифической;
  • иератической;
  • демотической.

Первая использовалась для создания религиозных текстов. В ней присутствовали пиктограммы и картинки. Вторая представляла собой скоропись. Она была нужна для деловых и государственных целей.

Третья система — беглая скоропись или курсив. Ее применяли для частных писем, оформления имущественных сделок, отчетов, документов по праву.

Новое Царство, 1550-1069 до н.э.

Эпоха Нового Царства начинается примерно в то время, когда Ахмос I воссоединил Египет вокруг 17-й династии. Поскольку мы сосредоточены на искусстве в этой статье, а не на всей истории Египта, достаточно сказать, что это привело к третьей великой культурной эре Египта.

Эта эпоха отличается тем, что время, в которое королевские семьи были довольно экстравагантными. К счастью для мира искусства, когда у богатых есть фантазия, фантастические произведения искусства, как правило, создаются. Какой лучший способ показать богатство или почитать живых и мертвых, чем с картинами, скульптурами и т. д.?

Рельеф королевской пары в стиле Амарны.  Изображение Андреаса Прафека.

Период Амарны в конце восемнадцатой династии видел изменение общего художественного стиля. Фигуры были более андрогинными и выразительными, чем раньше.  Пальцы были длинными и стройными, лица были вытянуты, а желудки, бедра и груди были более толстыми, чем раньше.  Раньше фигуры показывали, что у них две правые ноги или две левые ноги, в то время как в стиле Амарны у них была каждая правая и левая нога.

Около 1200 г. до н. Э. Рамсес и последующие, сосредоточились на больших работах, в том числе рельефных, где рисунки были вырезаны на камне, а не на заднем фоне.  Поскольку эти куски были большими, они не так подробно описаны как более мелкие работы, которые им предшествовали.

На протяжении всего Нового Царства мертвые погребались с Книгой Мертвых. Коллекция текстов, состоящая из заклинаний, предназначенных для содействия путешествию человека в загробную жизнь, была написана на папирусе и похоронена с ними в гробу.  Эта традиция перешла из этой эпохи в следующую.

Часть Книги Мертвых. Изображение Wikimedia Commons.

Люди, которые заказывали эти тексты для себя или для близких, были богаты, так как папирус был дорогим, и создание такой «книги» могло бы занять полгода.  Интересно, что можно было приобрести предварительно изготовленные коллекции, позволяя покупателям добавить имя мертвого человека, помещенное в текст при покупке. Папирус Ани является примером одной из таких «книг».

Величайшие достижения древних египтян

Представители древних египтян, будучи постоянно развивающимся народом в свою эру, смогли подарить остальным государствам много умений и достижений, результатами которых мы пользуемся по сей день.

Ирригационная система

Строительство ирригационной системы считается великим изобретением Египта. Первый канал был построен в Абу-Симбел. Он позволял сохранить источник чистой воды для выращивания культур, сохранения урожая и защиты населения от жажды и смерти.

Так, жители города имели на своих столах плоды урожая круглый год и чистую воду и помогли другим цивилизациям сконструировать подобные системы у себя.

Керамические горшки

Египтяне — первые, кто научился создавать качественные керамические горшки. Они создавали их не только для себя, но и для других, продавая изделия на рынке.

С помощью них египтяне поддерживали свои обычаи и традиции в области языческого верования, складывая туда жертвы богам или останки человека для бальзамирования.

Математические знания

Египтяне, имея талант в математике, делили, перемножали, складывали и умело вычитали, рассчитывая площади с объемами у строения.

Своими знаниями они делились с другими странами и, тем самым, передали им бесценную информацию для их дальнейшего развития.

Календарь как египетское достижение

Египтяне были первыми, кто изобрел календарь. По нему они определяли количество суток, когда будет разливаться Нил, а также когда можно собирать урожай.

Это интересно: после того как Римская империя завоевала Египет, то присвоила себе это достижение. Поэтому когда Египет был захвачен, Цезарь назвал Июль в честь себя.

Медицинские достижения

Согласно находкам, жители Египта были профессиональными хирургами и хорошо делали расчленение черепного мозга, глазные операции, ампутацию ног и рук.

Лечили они с помощью масел и травяных сборов. Сложные заболевания египтяне не лечили, но могли предотвратить развитие заболеваний. Они создали антибиотики и дезинфекторы ран.

Папирус

Египтяне первые, кто придумал папирус — аналог бумаги, глиняных табличек, дерева и стен. Он получался высокопрочным, что помогало его сохранить на века.

Даже сегодня папирусные свитки хорошо сохранились и их можно прочитать.

Культура Древнего Египта — кратко о самом главном

Древний Египет возник порядка 4000 лет до нашей эры. Это одна из древнейших цивилизаций, которая, благодаря своим естественным условиям, стала развивать культуру и искусство в ранние годы.

В это время древние египтяне подарили миру свои первые великие достижения: письменность, научные изобретения, драгоценные изделия и многое другое.

Египет, в первую очередь, подарил миру пирамиды, на основе которых стали создаваться крупные храмовые и дворцовые комплексы, папирусные свитки, письменность в виде иероглифов, достижения в научной, медицинской и математической области.

Также из-за того, что в Египте была хорошо развита физическая и материальная культура, первые его жители дали миру сотни красивейших керамических горшков, рельефов и скульптур.

Древнеегипетская культура имеет свои основные черты и условно делится на культуру трех царств — Древнего, Среднего и Нового царства. Первая подарила нам письменность, особенности древнеегипетской скульптуры и архитектуры.

Центр культа богини Хатхор в городе Дендера

В эпоху Среднего царства начинают строить храмы для полубогов и божественных созданий; также наблюдается расцвет художественной литературы. В Новом царстве начинают появляться первые изобретения и философские трактаты.

Кратко о древнеегипетской культуре рассказано в таблице.

Культура Древнего Египта: кратко о Древнем царстве

Эта эпоха является для Египта периодом настоящего расцвета – золотым веком для развития культуры. Наибольшего развития достигает архитектура, которой свойственны черты монументализма. Большинство из построек связаны с заупокойным культом. Древние египтяне отрицали смерть. Они верили, что душа человека обязательно вернется к нему. Поэтому создавались гробницы, а усопших — мумифицировали. Вместе с архитектурой в Древнем царстве развивалась скульптура. Ей были присущи некоторые особые приемы “египетского стиля”, в которых и заключаются главные особенности культуры Древнего Египта. Так вот, отличительной чертой скульптур было то, что они создавались на плитках, которые покрывались с обеих сторон рельефными изображениями людей. При этом лицо и плечи изображались в фас, а ноги и голова в профиль. Знаменита плита фараона Нармера. Ее высота составляет 64 метра. На ней, помимо рельефных картинок, имеются иероглифические надписи, рассказывающие о личности того, чье изображение высечено на плите. Кстати, в эпоху Древнего царства окончательно сформировалась письменность, был изобретен лист папируса и была создана система счета. Письму в Египте были обучены в основном жрецы и писцы, которые вели счет в хозяйстве, и скульпторы. Другой особенностью является идеальная симметричность изображенных фигур.

Поздний период (664-332 года до н. Э.) и далее

Через какое-то время после Нового Царства приходит поздний период. Масштабы художественных работ уменьшились по сравнению с эпохами, которые были раньше.  Бронзовые фигуры стали более распространены в это время и были перенесены в последующий период Птолемеев. Животные, особенно такие фигуры, как Бастет и Апис, были показаны в бронзе в течение позднего периода.

Гайер-Андерсон кошка, считается перевоплощением Бастета. Изображение от Einsamer Schütze.

После позднего периода Египет был захвачен персами, греками и римлянами (в этом порядке). Александр Великий завоевал персов, чтобы создать Птолемеевское царство (332-30 г. до н. Э.), а позже Октавий победил Марка Антония, избавился от Клеопатры и присоединил Египет во имя Римской империи (30 г. до н.э. до 4-го века).

Наши следующие две статьи будут посвящены Древней Греции и Риму соответственно, поэтому понимание тех культурных и художественных влияний на регион лучше всего сохранить до самого конца.

Заключение

От рельефа и скульптур до картин и папирусных текстов древние египтяне внесли огромный вклад в мир искусства. Очень повезло, что многие из их династий были сосредоточены на загробной жизни, так как многие экстравагантные места захоронения дали нам множество произведений искусства и сохранили их для изучения в надежде понять их жизнь, культуру и историю.

Это всего лишь основные моменты художественного выражения и истории в течение нескольких тысяч лет. Древний Египет наполнен фантастическими произведениями искусства, которые могут многое сказать о его культурной истории.  Я умоляю вас прочитать о каждой эре в египетском искусстве и узнать цифры, содержащиеся в каждой эпохе, будь то исторические или мифологические фигуры.

Хотите узнать больше о египетском искусстве? Ознакомьтесь с этими книгами и ссылками ниже!

  • Египетское искусство 
  • Искусство Древнего Египта: пересмотренное издание
  • Египет: люди, боги, фараоны
  • Египетская Книга Мертвых: Книга Бытия Днем: Полный Папирус Ани
  • Искусство и архитектура Древнего Египта
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector