Модель нлп
Содержание:
- Ответы знатоков
- Тест
- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА СОЦИОЛОГА В УСЛОВИЯХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО РАЗВИТИЯ НАУК [Электронный ресурс] / Попов // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология .— 2016 .— №1 .— С. 6-24 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/477695
- Дизайн электронных учебных пособий: когнитивный подход [Электронный ресурс] / Коваленко // Прикладная информатика / Journal of Applied Informatics .— 2007 .— №4 .— С. 119-133 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/445963
- №1 [Вестник ПСТГУ. Серия I. Богословие. Философия. Религиоведение, 2014]
- Коррекция когнитивных искажений
- История изучения
- №2 [Умное производство, 2019]
- Как эту информацию можно использовать
- Виды ошибок
- №12-13 [Литературная газета, 2012]
- Правила коммуникации между людьми
- Предикаты
- Поведенческие характеристики
- Рекомендуется:
- Заключение
Ответы знатоков
Руслан Мицкевич:
не знаю
Hamburger:
Репрезентати́вность — соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом.
Кот Учёный:
Представительность
Алексей Олегович Павленко:
РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ (от французского representatif — представляющий) , в статистике методы определения параметров выборочной совокупности (частей объекта, множества) , изучение которой позволяет с достаточной обоснованностью представить состояние генеральной совокупности (объекта в целом) . Например, изучение определенного числа семейных бюджетов, опрос избирателей и т. п.
Простыми словами — represent это представлять. Т. е это представительность.
Денис Малахов:
произнесите быстро-Сиренивенькая с подвыподвертом глазовыкалупывательница-примерно тоже самое!
Светлана Ковальчук:
Презентативный — полностью отображающий суть дела и полноту запроса. Нерепрезентативен — неполный, не всё включено, не все отражает, не дает полного ответа на вопросы.
AnNa *******:
Репрезентативность — соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. Репрезентативность определяет, насколько возможно обобщать результаты исследования с привлечением определённой выборки на всю генеральную совокупность, из которой она была собрана.
Также, репрезентативность можно определить как свойство выборочной совокупности представлять параметры генеральной совокупности, значимые с точки зрения задач исследования.
Чингиз Мамедов:
Нерепрезентативность — необобщаесомть, невозможность сопоставления с чем либо или с кем либо!
Тест
Испытуемый. Возраст от шести лет; можно выбрать испытуемого любого возраста, но у детей шести — десяти лет ведущая репрезентативная система, как правило, определяется легче.
Процедура. Определение ведущей системы восприятия (визуальной, аудиальной, кинестетической, олфакторной, густаторной, дискретной) проводится на основе неформализованного наблюдения и беседы с испытуемым. Наиболее тщательно анализируются особенности речи и частота использования характерных для каждого типа восприятия слов, в частности:
Визуальная система. Картина, точка зрения, перспектива, видение, угол зрения, аспект, горизонт, иллюзия, экран.
Видеть, представлять, появляться, замечать, освещать, описывать, различать, иллюстрировать, прояснять, наблюдать, смотреть, показывать, затемнять.
Четкий, блестящий, ясный, цветной, размытый, светящийся, большой, маленький, открытый, закрытый, изолированный, удаленный, узкий, широкий.
Я вижу, о чем вы говорите. Видеть в розовом свете. Пролить свет. Быть на виду. Показать в истинном свете. На первый взгляд.
Аудиальная система. Тон, слово, крик, интонация, симфония, речь, шепот, голос, болтовня, монолог, диалог, музыка, ритм, мелодия, эхо, песня.
Слушать, усиливать, гармонировать, говорить, рычать, молчать, звать, напевать, объявлять, спрашивать, выражать, обсуждать, излагать, кричать, звонить.
Говорящий, шумный, молчаливый, глухой, немой, болтливый, мелодичный, неслыханный.
Говоря иными словами. Задавать тон. Напрячь слух.
Кинестетическая, олфакторная, густаторная системы. Тяжесть, дыхание, чувство, напряжение, нагрузка, вес, давление, удар, контакт, движение, температура, запах, вкус.
Касаться, трогать, поражать, ощупывать, стучать, мять, брать, смягчать, сжимать, держать, ощущать, стабилизировать, шевелиться.
Чувствительный, ощутимый, крепкий, парализованный, холодный, душевный, раздраженный, ледяной, твердый, вялый, закоренелый, невыносимый.
Чувствовать проблему. Камень с души свалился. Развязывать узел. Вбивать клин. Наложить лапу. Резать подметки на ходу. Крепко держаться.
Помимо особенностей речи, предметом наблюдения, анализа и беседы могут являться:
- Любимые занятия, хобби (для детей – уроки).
- Оптимальная форма отдыха (для детей – что ребенок предпочитает делать на переменах).
- Оптимальный способ получения информации, например, понимание нового материала, ориентация в незнакомом месте.
- Как описывает предметы или события.
- О чем любит вспоминать.
- Любимые предметы (для детей – игрушки); почему они любимые.
- Насколько разборчив и что больше всего ценит в одежде и прочее.
Комментарий. Определение репрезентативной системы по любимым предметам, занятиям, особенностям воспоминаний и тому подобное, как правило, не вызывает трудностей. Отметим лишь, что у аудиалов предмет может оказаться основой для рассказывания истории, события или случая; даже описание для них – часто лишь повод для разговора или рассказа. Предмет становится любимым для аудиала не в силу своих собственных свойств, а потому что связан с приятным событием или значимым человеком (например, платье, как у куклы Барби).
Определение ведущей репрезентативной системы нередко не удается, потому что она бывает различной для разных задач или ситуаций – например, для воспоминаний и для решения мыслительных проблем.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА СОЦИОЛОГА В УСЛОВИЯХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО РАЗВИТИЯ НАУК [Электронный ресурс] / Попов // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология .— 2016 .— №1 .— С. 6-24 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/477695
Статья акцентирует внимание на ответственности исследователя в научном труде. Со стороны философии и социологии науки часто обнаруживалось внимание к культуре исследования и общей культуре самого ученого
Вместе с тем предметом рассмотрения становилась та или иная конкретная область познания. В ней устанавливалась своя специфика исследовательской культуры. Эта специфика зависит от многих обстоятельств. К ним, например, относятся личность ученого, его принадлежность к научной школе или научному коллективу и т.д. Сама же культура исследования становилась неотъемлемой частью научной деятельности, и ее уровень влиял на эвристичность, научность результатов проведенного изыскания.
Дизайн электронных учебных пособий: когнитивный подход [Электронный ресурс] / Коваленко // Прикладная информатика / Journal of Applied Informatics .— 2007 .— №4 .— С. 119-133 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/445963
В течение нескольких веков основным средством обучения оставалось слово Развитие информационных технологий предоставляет реальную возможность изменить всю образовательную парадигму. Сможем ли мы правильно понять суть происходящего и воспользоваться открывшимися возможностями? Одним из условий положительного разрешения этого вопроса, на наш взгляд, является переосмысление отношений в системе «обучаемый — средства обучения» и таких понятий, как «мультимедиа», «наглядность», «дизайн учебных пособий». Необходимость применения, причины и условия эффективности мультимедиа, принципы дизайна электронных учебных пособий могут быть объяснены на основе идей когнитивной психологии.
№1 [Вестник ПСТГУ. Серия I. Богословие. Философия. Религиоведение, 2014]
«Вестник ПСТГУ. Серия I: богословие, философия» — периодическое издание, специализирующееся на публикации научных исследований по направлению Укрупненной группы специальностей 48.00.00 «Теология». Серия издается Богословским факультетом Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета с 2005 года. В журнале публикуются материалы по широкому кругу проблем в области богословия, истории христианской Церкви, истории философии и религиоведения. Одной из особенностей журнала является постоянная рубрика «Публикации», где помещаются научные издания источников на древних языках и памятников по истории русской религиозной философии и русскому богословию. В каждом выпуске публикуются рецензии на новейшую научную литературу, издаваемую в России и за рубежом.
С другой стороны, в презентативном символизме смысл возникает в результате эмпирического погружения в <…> Таким образом, репрезентативный и презентативный модусы существуют параллельно и в тесной связи друг <…> аспекта, в то время как презентативные состояния, хотя и не выразимы языком обычного дискурса, тем не <…> Применительно к тексту можно сказать, что презентативный модус сознания проявляется в его фасцинации, <…> Сознательное преобразование эроса, как и переход к презентативному модусу как субъективному состоянию
Предпросмотр: Вестник ПСТГУ. Серия I. Богословие. Философия. №1 2014.pdf (0,2 Мб)
Коррекция когнитивных искажений
В работах Гигеренцера (1996), Хезелтона и др. (2005) утверждается, что содержание и направление когнитивных искажений можно контролировать. Устранение когнитивных искажений — это методики, которые имеют целью сокращение искажений, стимулируя людей использовать контролируемые процедуры, сопоставимые с автоматизированными (Баумейстер & Бушман, 2010, р. 155). В экспериментах по снижению фундаментальной ошибки атрибуции, когда использовались денежные стимулы и участники были предупреждены, что они будут нести ответственность за свои атрибуции, было отмечено повышение точности атрибуции.
Понятие коррекции когнитивных искажений (англ.)русск. включает процедуры модификации когнитивных искажений у здоровых людей, а также относится к сфере психологических (немедикаментозных) терапий для снижения тревоги, депрессии и различных зависимостей, в англоязычной литературе называемой Cognitive Bias Modification Therapy (CBMT), встречается также термин Applied Cognitive Processing Therapies (ACPT). CBMT является динамично развивающимся направлением психотерапии, в котором модификация когнитивных процессов используется для снижения психологического напряжения, депрессии, тревожности и различных зависимостей. Методы CBMT — это психотерапевтические методы, которые применяются с помощью компьютера как при участии психотерапевта, так и без него. Коррекция когнитивных искажений, вызывающих проблемы эмоционального, личностного, социального характера, также является целью когнитивной психотерапии. Коррекция когнитивных искажений опирается на такие концепции, как когнитивная модель тревоги, когнитивная модель внимания и другие достижения когнитивной нейронауки.
История изучения
Даниэль Канеман
Понятие когнитивного искажения было введено Амосом Тверски и Даниэлем Канеманом в 1972 году на основе их исследований числовой грамотности людей. Тверски, Канеман и их коллеги продемонстрировали несколько воспроизводимых паттернов поведения, в которых принятие решений людьми отличалось от теории рационального выбора. Тверски и Канеман объяснили эти расхождения в суждениях и принятии решений в категориях эвристики. Эвристика проста в процедурах вычисления, но иногда приводит к «серьёзным и систематическим ошибкам» (Тверски и Канеман , 1974, с. 1125). Например, репрезентативность эвристических решений определяется как склонность к оценке частоты или вероятности события, если оно напоминает типичный случай (Baumeister & Bushman, 2010, с. 141).
Но проведённые эксперименты выявили так называемую «проблему Линды», которая иллюстрирует нерепрезентативность эвристических методов (Тверски и Канеман, 1983). «Проблема Линды» сводится к следующему. Участникам эксперимента дали описание женщины по имени Линда, упоминавшее, что Линда может быть феминисткой, поскольку интересуется вопросами дискриминации и социальной справедливости (см. Тверски и Канеман, 1983). После этого участников опросили, кем скорее они считают Линду — а) кассиром банка или б) кассиром банка и активисткой феминистского движения? Опрошенные чаще давали ответ б). Тверски и Канеман (1983) называют сделанный участниками эксперимента выбор «навязанным заблуждением». О влиянии стереотипов в принятии решений упоминают также Хезелтон и другие исследователи.
С другой стороны, критики работ Канемана и Тверски, в частности немецкий психолог Герд Гигеренцер, утверждают, что не следует считать человеческое мышление насквозь пронизанным иррациональными когнитивными искажениями, скорее следует рассматривать рациональность мышления как адаптивный инструмент, который не всегда подчиняется правилам формальной логики или теории вероятностей. Тем не менее эксперименты, подобные тем, которые выявили «проблему Линды», выросли в исследовательские программы, которые вышли далеко за пределы академической психологии в другие дисциплины, включая медицину и политологию.
№2 [Умное производство, 2019]
Журнал «Умное Производство» специализируется на инновационно-промышленных технологиях по теме современного и умного производства, которые являются основными драйверами Индустрии 4.0.
Среди них: промышленная политика, роботизация, искусственный интеллект, аддитивные технологии, инжиниринг, цифровизация.
Журнал ориентируется на собственников и топ-менеджеров высокотехнологичных компаний.
Стоимость витринного стекла сравнима с ценой 1 кв. метра стены, но оно имеет более эстетичный вид, повышает презентативность
Предпросмотр: Умное производство №2 2019.pdf (0,5 Мб)
Как эту информацию можно использовать
От ведущей модальности зависит тактика воздействия на человека. Чтобы создать раппорт (подсознательное доверие), подстройтесь к предикатам другого человека. Вы будете говорить на его языке, и представлять ему идеи именно тем способом, каким он думает о них.
В ходе общения с визуалом используйте обороты «видите ли», «это очевидно», «посмотрите» и т. д. Опирайтесь на образные сравнения, рассказывайте о «ярких перспективах», поддерживайте ожидания «блестящего будущего».
В общении с аудиалом необходимо максимальное внимание уделить интонациям речи, поскольку это будет основной инструмент воздействия. Используйте выделение скрытых внушений с помощью своего голоса (повышение или понижение тона, изменение тембра, повышение громкости, переход на шепот). Употребляйте выражения типа «послушайте», «не верю своим ушам», «как гром среди ясного неба», и т. д.
Употребляйте выражения типа «послушайте», «не верю своим ушам», «как гром среди ясного неба», и т. д.
При общении с кинестетиком внесите в речь больше описаний возможных ощущений, которые могут возникнуть у собеседника во время взаимодействия. Почаще произносите фразу «вы можете почувствовать, что …», дайте ему «чувство твердой уверенности», или «стержень, на который тот сможет опереться».
Например, если человек говорит вам «Посмотри» – отвечайте: «Вижу», или «Сейчас разгляжу получше». А если он скажет: «Хочу поговорить», ответьте «Слушаю», или: «Ты меня тоже выслушаешь?». В ответ же на слова «Я переживаю», можно сказать: «Я чувствую твое состояние», или «В чем причина твоего настроения?». Так вы сумеете избежать распространенной ошибки, когда один из собеседников говорит: «Вы чувствуете?», а другой отвечает «Не вижу».
Успех будет зависеть, во-первых, от вашей сенсорной остроты и способности увидеть, услышать или ухватить лингвистические паттерны других людей. И, во-вторых, от того, имеете ли вы достаточный запас слов в каждой репрезентативной системе для адекватной реакции. Конечно, не все разговоры будут происходить в одной системе, но подстройка к языку чрезвычайно важна для раппорта.
Обращаясь к группе людей, используйте разнообразные предикаты. Предоставьте возможность визуалам увидеть то, что вы говорите. Позвольте аудиально думающим людям услышать вас громко и отчетливо, постройте переправу к тем кинестетически думающим представителям аудитории, которые смогут ухватить смысл вашей речи. В противном случае, зачем им слушать вас? Если вы ограничите свое объяснение только одной репрезентативной системой, вы рискуете тем, что две трети аудитории не последует за вами.
Получить продвинутый курс скрытого гипноза Пройти обучение под руководством наставника
Виды ошибок
Различают некоторые ошибки, которые возникают при составлении репрезентативной выборки:
- Систематические.
- Случайные.
- Преднамеренные.
- Непреднамеренные.
- Стандартные.
- Предельные.
Основанием для появления случайных ошибок может быть несплошной характер исследования общей совокупности. Обычно случайная ошибка репрезентативности имеет незначительный размер и характер.
Систематические ошибки между тем возникают при нарушении правил отбора данных из общей совокупности.
Средняя ошибка – это разница между усредненными значениями выборки и основной совокупностью. Она не зависит от количества единиц в выборке. Она обратно пропорциональна объему выборки. Тогда чем больше объем, тем меньше значение средней ошибки.
Предельная ошибка – это наибольшая возможная разница между усредненными значениями сделанной выборки и общей совокупностью. Такая ошибка охарактеризовывается как максимум вероятных ошибок при заданных условиях их появления.
№12-13 [Литературная газета, 2012]
«Литературная газета» — старейшее российское периодическое издание. Первый номер газеты, основанный группой литераторов при ближайшем участии А.С. Пушкина вышел 1 января 1830 года. Сегодня «ЛГ» — прежде всего общественно-политический еженедельник для широкого круга интеллигенции, посвященный политике и экономике, обществу, литературе и искусству, человеку. Обязательные темы каждого выпуска: «События и мнения», «Политика», «Общество», «Литература», «Искусство», знаменитый «Клуб 12 стульев». Периодически выходят номера с обширными приложениями: «Действующие лица», «ЛАД — Российско-Белорусская газета», «Клуб 206». «Литературная газета» — неотъемлемая часть истории, культуры и духовной жизни России, ее национальное достояние.
К сожалению, снова вызывает сомнения презентативность российской делегации.
Предпросмотр: Литературная газета №12-13 2012.pdf (0,3 Мб)
Правила коммуникации между людьми
Важно понимать. что все мы разные, не лучше, и не хуже
Просто разные
Чтобы в коммуникации достигнуть важной для вас цели, научитесь присоединяться к репрезентативной системе партнера, говорите с ним на его языке. И доверие с его стороны вам обеспечено
Избегайте критики непохожего на вас человека, не берите на свой счет его «особенное» поведение
Мягко корректируйте привычки партнера, вызывающие у вас негативные реакции. Например, подавайте вкусный суп на красивой тарелке, утеплите, обустройте лоджию , поставьте там диван, чтобы ваш кинестетик курил в комфорте вдали от вас
Развивайте свои дополнительные сенсорные каналы, учась у своего партнера
И побольше юмора в вашу совместную жизнь, господа. Он продлевает года.
А какой психотип человека подходит именно Вам?
Предикаты
Мы используем слова, чтобы описать наши мысли: таким образом, наш выбор
слов будет показывать, какую репрезентативную систему мы используем.
Представьте себе трех человек, которые прочитали одну и ту же книгу.
Первый может отметить, как много он УВИДЕЛ в этой книге, как хорошо
подобраны примеры, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЕ предмет, и что она написана с БЛЕСКОМ.
Другому может не понравиться ТОН книги,ее РЕЗКИЙ стиль. Он, фактически,
не смог НАСТРОИТЬСЯ на идею автора и хотел бы ПОТОЛКОВАТЬ с ним об этом.
Третий почувствует, что предмет разбирается очень ВЗВЕШЕННО. Ему
импонирует манера, и он легко УХВАТИТ все новые идеи. Он ЧУВСТВУЕТ симпатию
по отношению к автору.
Они все читали одну и ту же книгу. Можно заметить, что каждый из них
выражает свое отношение к книге различными способами. Независимо от того,
что они думают о книге, их отличает то, как они думают о ней. Первый мыслит
картинками, второй — звуками, третий — ощущениями. Эти сенсорноопределенные
слова, прилагательные, наречия и глалолы — называются в литературе по НЛП
предикатами. Привычное использование одного вида предикатов будет указывать
на предпочитаемую репрезентативную систему человека.
Можно найти предпочитаемую ситему автора любой книги, обратив внимание на
тот язык, которым он пользуется. (Исключение составляют книги по НЛП, в
которых авторы могут предпринять более расчетливый подход к употребляемым
словам.) Классическая литература всегда содержит богатый и разнообразный
набор предикатов, используя все репрезентативные системы равным образом.
Такие слова, как “понимать”, “объяснять”, “думать”, “процесс”, не
являются сенсорноопределенными, и следовательно, оказываются нейтральными
по отношению к репрезентативным системам. В научных трудах авторы отдают
предпочтение именно нейтральным, а не сенсорноопределенным словам,
вероятно, неосознанно понимая, что сенсорноопределенные слова оказываются
более личностными по отношению к автору и читателю, и, следовательно, менее
“объективными”. Однако, нейтральные слова будут переводиться читателем
различными способами (кинестетичным, аудиальным, визуальным) и положат
начало множеству академических споров, зачастую по поводу этих слов. Каждый
будет уверен в том, что он прав.
Каждая репезентативная система имеет свой собственный “язык”. Если вы
способны понимать и говорить с человеком, используя “язык” предпочитаемой
им репрезентативной системы, то вы прокладываете путь к доверию, которое
очень важно для любых тесных взамоотношений. Дже когда человек демонстрирует предпочтение одной репрезентативной
Дже когда человек демонстрирует предпочтение одной репрезентативной
системы, это не означает, что он не использует и другие системы. Наоборот,
мы все используем все системы все время. Однако, вне зависимости от
привычек, в ответ на стрессовые ситуации, люди обычно зависят от свой
предпочитаемой системы, в которой они могут наилучшим образом различить
мир.
Поведенческие характеристики
Визуал: говорит быстрее, громче и более высоким тоном, т.к. образы возникают в голове быстро и человеку приходится говорить быстро, чтобы за ними поспевать. Дыхание верхнее и более поверхностное. Часто наблюдается повышенное напряжение мускулатуры, в частности, в плечах, голова поднята высоко, а лицо бледнее обычного. Жесты также «высокие», находятся на уровне лица
Важно видеть собеседника, поэтому важен контакт глаз. Может увеличивать дистанцию, чтобы «охватить» взглядом собеседника. В речи употребляют слова соответствующей модальности: «я вижу, что вы говорите», «у меня в голове прояснилось» и т.д
В речи употребляют слова соответствующей модальности: «я вижу, что вы говорите», «у меня в голове прояснилось» и т.д.
Аудиал: дышит всей грудью. Часто возникают мелкие ритмические движения тела, а тон голоса чистый, резонирующий и вибрирующий, мелодичный. Голова балансирует на плечах или слегка наклонена к одному из них, как бы прислушиваясь к чему-то. Люди, которые разговаривают сами с собой, будут часто склонять голову в одну сторону, подпирая ее рукой или кулаком (телефонная поза). Некоторые люди повторяют то, что они услышали в такт своему дыханию. Часто не смотрит в глаза, т.к. вслушивается в слова. Жесты в основном находятся на уровне груди, выше талии, движения средней широты. В лексике присутствуют такие слова как, «мне созвучно это», «пропустил мимо ушей» и т.п.
Кинестетик: характерно глубокое низкое дыхание животом, часто сопровождающееся мускульным расслаблением. С низким положением головы связан голос низкой тональности, богатый обертонами. Предпочитает говорить медленно, с длинными паузами. Жесты также «низкорасположенные», т.е. жестикуляция преимущественно происходит ниже уровня талии. Движения крупные, размашистые, свободные, тело расслаблено. Старается подойти ближе к собеседнику, прикоснуться к нему. Часто употребляет слова типа «я почувствовал», «ощутил», «руки чешутся» и т.д.
В последнее время стали выделять еще один тип людей.
Дигитал: для них характерно неглубокое, поверхностное дыхание, движения механические, заученные, голос также сухой, монотонный, лишенный эмоциональных оттенков. Такие люди предпочитают сенсорно-неопределенные слова и выражения, несущие только сухую информацию, лишенную субъективной эмоциональной окраски. В речи они используют слова, сигнализирующие о понимании, о принятии информации «понятно», «интересно», «знаю», «я подумаю» и т.п., часто оперируют цифрами. Для них самым важным является внутренний диалог.
Помимо вышеперечисленных телесных проявлений, существуют также ключи, которые позволяют прямо и четко определить, каков ход мыслей человека в данный момент времени. Эти ключи называются глазными сигналами доступа.
В зависимости от направления движений глаз, которые, как известно напрямую связаны с деятельностью мозга, можно определить, какой системой восприятия пользуется человек для обработки информации, а также то, он припоминает что-то или все же придумывает.
Ниже представлено краткое описание вариантов перемещения глаз человека, отвечающего на ваш вопрос, и их интерпретация.
Рекомендуется:
При выполнении работы на уроке или дома:
Визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.
Аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами – так ему легче справиться с заданием.
Кинестетика, олфактора, густатора не заставлять сидеть долгое время неподвижно, обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске и т.д.), запоминание материала у него лучше происходит в движении.
Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения
Заключение
Идеи репрезентативных систем — это очень полезный способ понимания того,
как различные люди думают, а чтение сигналов доступа является бесценным
искусством для тех, кто хочет улучшить свои коммуникации с другими людьми.
Это важно для терапевтов и преподавателей. Терапевт может начать понимать,. как его клиенты думают, и обнаружит, каким образом они могли бы это
как его клиенты думают, и обнаружит, каким образом они могли бы это
изменить. Преподаватель может определить, какие способы мышления работают
лучше всего в разных ситуациях, и учить именно этим успешным сособам.
Существует множество теорий о психологических типах, основанных на
физиологии и способах мышления. НЛП предлагает другую возможность.
привычные способы мышления оставляют свой отпечаток на теле. Эти
характерные позы, жесты и паттерны дыхания становятся привычными для
человека, который думает преимущественно одним способом. Другими словами,
человек, который говорит быстро, голосом высокой тональности, имеющий
довольно частое и верхнее дыхание и напряжение в области плечевого пояса,
вероятно, является человеком, который думает главным образом картинками.
Человек, который говорит медленно, низким голосом, сопровождая речь
глубоким дыханием, по-видимому, в значительной степени полагается на свои
чувства.
Разговор между человеком, думающим визуально, и человеком, мыслящим
ощущениями, может стать серьезным испытанием для обеих сторон. Визуально
мыслящий будет нетерпеливо перебирать ногами, в то время как кинестический
собеседник буквально “не сможет увидеть”, почему тот вынужден идти так
быстро. Тот, кто сможет приспособиться к способу мышления другого человека,
получит лучшие результаты.
Однако все эти обощения должны быть преверены в наблюдениях и на опыте.
НЛП не является еще одним способом развешивания ярлыков на людей и деления
их на типы. Сказать, что кто-то относится к визуальному типа, не более
полезно, чем заявить, что у него рыжие волосы.
Некоторые люди начинают категоризировать себя и людей в терминах
первичных репрезентативных систем. Сделать такую ошибку — значит, угодить в
ловушку традиционной психологии: выдумать набор категорий и затем впихивать
людей в эти категории независимо от того, подходят они или нет. Реальные
люди всегда богаче тех ощущений, которые сделаны относительно их поведения.
НЛП предлагает достаточно богатый набор моделей, чтобы составить описание
того, что люди делают на самом деле, а не подогнать их под стереотипы.