Профессионально-педагогическая компетентность педагога. что это такое, , модель, схема, требования

Содержание термина «компетенция»

В переводе с латинского языка данный термин означает перечень вопросов, ответы на которые хорошо знакомы человеку. Компетентность человека в какой-то сфере подразумевает обладание соответствующими способностями и знаниями, благодаря которым он может высказывать свою позицию по обсуждаемому вопросу. Данное понятие довольно давно используется в отечественной педагогике.

К примеру, лингвистические компетенции хорошо изучены, применяются преподавателями иностранных языков. Введены и общекультурные компетенции бакалавра по каждой предметной области и ступени высшего образования.

В последнее время такое понятие, как «компетенция», уже не связывается с общепедагогическими, дидактическими, методологическими понятиями. Причина — в системно-практических функциях и развитии метапредметных связей между разными направлениями современной жизни.

Этапы и система формирования профессиональной компетентности

Формирование профессиональной компетенции педагога происходит на протяжении всей педагогической деятельности.

В системе становления профессиональной компетентности педагога выделяются 3 этапа: 

  1. Первоначальный этап соответствует времени обучения профессии. На этом этапе приобретаются основы теории и практики профессии педагога.
  2. Базовый этап начинается с момента начала работы в качестве преподавателя, педагога. Начинается активное изучение и овладение традиционными методиками преподавания, анализ и обобщение передового педагогического опыта.
  3. Послебазовый этап характеризуется повышением квалификации педагога. Это уровни учителя – мастера, учителя – исследователя и учителя – профессионала. На первой ступени этапа происходит обобщение своего опыта и опыта коллег, применение новых технологий обучения. На 2 ступени разрабатываются авторские учебные программы, учебно-методическая литература. На 3 ступени достигается высший уровень профессионализма: разрабатываются учебно-методические комплексы, новые методики и технологии обучения и воспитания, пишутся научные статьи.

Компетенции российского образования

В последнее время в российском образовании усиливается роль компетенций. В качестве одной из них можно упомянуть компетенцию в общекультурной деятельности. Она предполагает освоение и использование традиций своего народа, формирование патриотизма, духовности. Для отечественного образования наличие либо отсутствие общекультурной компетенции особенно актуально.

Под компетенцией подразумевается сумма умений, навыков, знаний, которые помогают человеку решать определенные задачи.

Компетентность предполагает обладание определенной компетенцией, которая включает личностное отношение к предмету деятельности.

Под компетенцией подразумевается образовательная подготовка ученика, а компетентностью является личностное качество либо сумма качеств, а также минимальный опыт в определенной сфере. В «Стратегии модернизации образования» определены все компетентности школьников с учетом личностных качеств. По отношению к разным аспектам современного образования выделяют несколько функций компетентностей и компетенций. Относительно личности ребенка они должны отражать и развивать его желание изучать и анализировать реальные объекты. Они многомерны, включают все группы качеств, которые должны быть развиты у ребенка. Образовательные компетенции помогают школьнику усваивать определённые учебные предметы, использовать полученные знания в будущей профессиональной деятельности. Например, усвоив во время учебы в школе компетенцию гражданина, использовать ее молодой человек сможет после окончания ОУ. Что входит в структуру данного педагогического термина? В первую очередь название, вариант иерархии (предметная, общепредметная, ключевая). Далее указываются те объекты, для которых будет вводиться компетенция. Учитывается социально-практическая направленность, значение компетенции для социума. В качестве индикаторов будут выступать варианты контрольно-оценочных работ, направленных на выявление степени компетентности ребенка. Данный набор характеристик указывается во всех нормативных документах, методической и учебной литературе, а также в контрольно-измерительных материалах.

Список литературы

  1. Баскаев Р.М. О тенденциях изменений в образовании и переходе к компетентностному подходу/ Р.М. Баскаев//Инновации в образовании.- 2007.-№1.-С.10-15.
  2. Гериш Т.В. Компетентностный подход как основа модернизации профессионального образования/ Т.В. Гериш, П.И. Самойленко //Стандарты и мониторинг в образовании.-2006.-№2.-С.11-15.
  3. Голуб Г.Б. Оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетентностей выпускников УНПО: подходы и процедуры / Г.Б Голуб, Е.Я. Коган, И.С. Фишман //Вопросы образования.-2008.-№2.-С.161-185.
  4. Дьячкова Л.Г. Вуз и работодатель: практика компетентностного подхода становлению молодого специалиста/ Л.Г. Дьячкова //Стандарты и мониторинг в образовании.-2006.-№5.-С.46-50.
  5. Иванов Д.И. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании/ Д.И. Иванов //Завуч.-2008.-№1.-С.4-24.
  6. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студентов высш. И сред. пед. учеб. заведений/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — М.:Изд. центр «Академия»,2000.-176с.
  7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  8. Осмоловская И. Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования/ И. Осмоловская //Директор школы.- 2006.-№8.-С.64-69.
  9. Чуб, Е.В. Компетентностный подход в образовании/ Е.В. Чуб // Инновации в образовании.-2008.-№3.-C.21-26.

Виды компетенций

Ключевыми компетенциями являются:

  • ценностно-смысловые;
  • общекультурные;
  • учебно-познавательные;
  • информационные;
  • коммуникативные;
  • социально-трудовые;
  • компетенция личностного самосовершенствования.

Ценностно-смысловые компетенции

Ценностно-смысловые компетенции – система ценностей, отражающие нравственные понятия человека. Помогают пониманию окружающей действительности, осознанию своего предназначения в мире.  Это способность человека воспринимать жизнь как высшую ценность.

Общекультурные

Набор общекультурных компетенций помогает в решении профессиональных задач с использованием личных качеств.  Воспитывая личность, педагог является образцом культуры. Внешний вид, общение, умение заинтересовать являются составляющими частями общекультурной компетенции.

Учебно-познавательные

Учебно-познавательные компетенции – это базовые компетенции педагога. К ним относятся:

  • педагогическое целеполагание. Учитель формирует образ будущего результата и планирует работу по его достижению;
  • анализ профессиональной деятельности и умение делать правильные выводы, исправлять недочёты в работе;
  • создание условий, обеспечивающих позитивную мотивацию у учащихся;
  • владение в совершенстве методами преподавания и знание предмета;
  • постоянное развитие и совершенствование профессиональных знаний.

Информационные

Информационная компетенция означает умение ориентироваться в информационном пространстве и использовать информацию для достижения педагогических целей.
Владеющий информационной компетенцией педагог легко считывает и понимает информацию в разнообразных формах: в виде презентации, графиков, таблиц. Поиск информации осуществляется с использованием средств информационно-коммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет.

Коммуникативные

Коммуникативная компетентность выражается в умении педагога сотрудничать с обучающимися, родителями, коллегами для достижения положительного итога работы. Коммуникативно компетентный преподаватель владеет грамотной речью и насыщает общение позитивными эмоциями.

Социально-трудовые

Социально-трудовые компетенции выражаются в гражданской позиции педагога, общественной работе. Подразумевают знания и опыт в роли клиента, покупателя, родителя.

Компетенция личностного самосовершенствования

Компетенция нацелена на изучение и применение способов самосовершенствования в духовном плане, интеллектуального и физического развития. Человек заботится о своём здоровье, соблюдает правила безопасного поведения, ищет информацию, способы для интеллектуального роста.

Узкопрофессиональная и личностная человеческая компетентность педагога

Узкопрофессиональная и личностная или личностно-профессиональная компетенция совмещает в себе профессиональные знания, умения и навыки педагога с личными качествами.


Личностно-профессиональная компетентность проявляется в готовности человека к социальному взаимодействию в разных ситуациях, интеграции с социумом. Эта компетентность складывается из 3-х составляющих: профессиональной продуктивности, эмоционального интеллекта и социального взаимодействия.

Составляющие части личностно-профессиональной компетентности Содержание компонентов
Профессиональная продуктивность
  • Уровень достижений обучающихся, профессиональных достижений педагога;
  • участие в образовательных семинарах,
  • уровень реализации образовательной программы и её качество;
  • повышение квалификации педагога;
  • использование передовых технологий;
  • распространение педагогического опыта.
Эмоциональный интеллект Способность воспринимать свои и чужие эмоции и направлять их в помощь интеллекту.
Социальное взаимодействие Культура поведения и речи, коммуникативная толерантность.

Развитие одного компонента личностно-профессиональной компетентности вызывает развитие и других частей, происходит общий рост компетентности педагога.

Роль учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций

Профессиональная компетентность педагога – это владение определенным набором компетенций необходимых для педагогической деятельности, личное отношение педагога к работе, умение активно использовать профессиональные знания на практике.

Начальные общие и профессиональные компетенции – совокупность знаний, умений, навыков, формирует у будущих педагогов учебная практика. Она погружает студентов в реальную профессиональную среду и даёт первоначальный опыт.

Педагогические компетенции условно делят на виды – общие и профессиональные, чёткой границы между ними нет:

Общие компетенции Профессиональные компетенции
  • Поликультурная (толерантность).
  • Коммуникативная.
  • Аналитико-прогностическая (умение анализировать собственную деятельность).
  • Информационно-коммуникационная.
  • Правовая.
  • Профессионально значимые личностные качества (самоорганизованность, позитивная направленность, эмоциональная устойчивость).
  • Компетенция в целеполагании педагогической работы.
  • Компетенция в мотивировании, умение создать «ситуацию успеха» для учеников.
  • Компетенция, выражающаяся в знании предмета и методах преподавания.
  • Компетенция в умении организовать учебный процесс.
  • Компетенция в умении разработки программ, методических и дидактических материалов.

Учебная педагогическая практика решает 3 задачи – контролирующую, образовательную и воспитательную. Во время прохождения практики определяется уровень профессиональной готовности студентов к проведению учебно-воспитательных мероприятий, умение оценить свой опыт и опыт коллег.

Обучающая роль практики предусматривает развитие и совершенствование общих и профессиональных компетенций: толерантности, умения работать в команде, умений развивать творческие способности обучающихся.

Воспитательным моментом учебной практики является формирование у студентов готовности сотрудничать с коллегами, совершенствовать навыки педагогического общения, ответственно относиться к работе.

В условиях учебной практики, в школах, в детских оздоровительных лагерях, будущие педагоги ежедневно сталкиваются с разными педагогическими проблемами. Постепенно вырабатываются способность анализа, нахождения верных путей решения задач.

Результаты исследований в современной педагогике

Общекультурная компетенция упоминается в работах многих современных педагогов и психологов. Они убеждены в том, что при поиске смысла получения знаний и подборе методов обучения важны определенные этапы:

  • Личностное творчество ребенка по отношению к изучаемым природным или социальным объектам, которые распределены в соответствии с разными образовательными сферами.
  • Осознание школьником своего опыта, знаний, которые были приобретены во время изучения общекультурных объектов и ценностей.
  • Позиция, а также личное отношение к социальному опыту и общекультурным знаниям.

Формирование общекультурных и профессиональных компетенций помогает ребенку осознать его собственное место в обществе, стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию. У ребенка появляется возможность выделить в базовом содержании образования ту часть, которая необходима ему для будущей жизни. После введения в образование такого элемента, как компетенции, были разработаны образовательные стандарты второго поколения. Ученик по ФГОС должен овладеть знаниями в разных сферах, только в таком случае возможно полноценное развитие.

Уровни профессионально-педагогической деятельности

Уровни профессионально-педагогической деятельности характеризуют продуктивность работы педагога:

  • Репродуктивный уровень. Передача известной учителю информации по предмету обучающимся, пересказ. Часто это уровень начинающих педагогов.
  • Адаптивный уровень. Адаптирование передаваемой информации к контингенту обучающихся. Начинается активное освоение профессиональных компетенций.
  • Локально-моделирующий (ситуативный) уровень. Умение ставить цель деятельности, но нет чёткого планирования работы. Видение отдельных педагогических явлений, ситуаций, без прослеживания связи между ними.
  • Предмоделирующий уровень. Владение и понимание ситуации, постоянное развитие. Присутствует целеполагание и четкое планирование работы для достижения лучшего результата обучения и воспитания. Нет ясного представления о функциях совместной деятельности обучающихся.
  • Моделирующий уровень. Достижение педагогического мастерства, умение устанавливать причинно-следственные связи. В обучении используются проектные методики, творческие задания. Учащиеся проявляют активность в учебной и внеурочной деятельности. Сформирован коллектив обучающихся.

Минимум образовательных программ

В новых стандартах образования прописан минимум для каждой учебной дисциплины, а также требования к выпускникам 4, 9 и 11 классов. Речь идет о конкретных навыках и умениях, с которыми ребенок должен переходить с одной ступени обучения на другую либо покидать стены родного учебного заведения. В связи с введением выпускных экзаменов в основной и средней школе в тестовом режиме, учителям некогда заниматься личностной ориентацией, развивать общекультурные компетенции учащихся, для них гораздо важнее подготовить ребят к ОГЭ и ЕГЭ. Не всегда учитель располагает механизмами личностного планирования процесса обучения, подачи одного и того же материала по-разному для каждого ребенка. К тому же в современной школе существует и проблема субъективности оценивания личных образовательных достижений.

Личностно-ориентированная парадигма современного образования есть, но о полной ее реализации в школьной практике говорить не приходится.

Заключение

Существует определенная иерархия образовательных компетенций. Содержание образования делят на метапредметное, межпредметное, предметное. Метапредметное характерно для любых предметных областей, а вот предметная компетенция выделяется для учебной дисциплины. На каждой ступени обучения выделяются свои варианты требований, учитывающие психологические и возрастные особенности учеников. Общекультурная компетенция связана с национальными особенностями и общечеловеческой культурой, духовными и нравственными основами жизни человечества. Она рассматривает основы семейных, социальных, общественных традиций и обычаев как отдельного народа, так и всего человечества. Именно данная компетенция связана с пояснением влияния религии на развитие общества, формирование у населения духовности. Овладение данной компетенцией предполагает рациональное использование человеком своего свободного времени, уделение внимания изучению культурного наследия своего края, региона. Для того чтобы в полной мере у подрастающего поколения формировалась общекультурная компетенция, на начальной ступени обучения были введены специальные курсы по регионоведению. В их программное содержание включены вопросы, касающиеся семейных традиций, основ религии. Для того чтобы выпускнику школы, техникума, университета, было комфортно в социальной среде, нужно формировать именно общекультурную компетенцию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector