Аттестация на семейном образовании: текущая, промежуточная, итоговая
Содержание:
- Виды аттестаций
- Как прикрепиться к школе
- Проектирование системы
- ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ:
- ОГЭ/ЕГЭ:
- Особенности в школе
- Процедура дистанционной аттестации
- ПИСЬМО Минобрнауки России (Министерства образования и науки РФ) от 15 сентября 2015 г. №АК-2655/05
- Как получить аттестат государственного образца
- Что такое аттестация
- Требования к промежуточной аттестации
Виды аттестаций
- Текущая. Это регулярные оценки за домашнюю и классную работу, ответ у доски и прочую учебную деятельность. На семейном образовании, как правило, отсутствует.
- Промежуточная. Проверяются знания за определённый период, чаще всего четверть, триместр, полугодие или класс.
- Итоговая. Проводится в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) в 9 классе и единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 11 классе.
Формы проведения промежуточной аттестации в школе
Промежуточная аттестация учащихся школы может проводиться следующими способами.
- Устная: доклады, сообщения, собеседование, защита проекта и другие.
- Письменная: тесты, контрольные работы, диктанты, изложения, сочинения, рефераты и прочие.
- Комбинированная: сочетание устных и письменных форм.
Итоги промежуточной аттестации
По итогам промежуточной аттестации выставляются оценки или «зачёты». Результаты можно посмотреть в электронном дневнике или запросив в школе выписку из журнала. Если аттестация не сдана, у экстерна образуется академическая задолженность.
Есть две попытки на пересдачу: первый раз — как обычно, второй — перед специальной комиссией. Сроки и порядок пересдачи устанавливает школа прикрепления. Главное — уложиться в год с момента образования «хвоста».
Если задолженность не ликвидировать, ребёнка могут обязать вернуться в школу и остаться «на второй год». Но не стоит паниковать — без согласия родителей школа не вправе направить учащегося на повторное обучение.
Особенно важно сдать промежуточную аттестацию в 9 и 11 классах, так как она является допуском к ОГЭ и ЕГЭ соответственно. Результаты такой аттестации обязательно должны быть выражены в положительных оценках — с «двойками» к ГИА не допустят.
Основные требования к проведению аттестаций
Порядок проведения промежуточной аттестации в школе устанавливается её локальными нормативными актами. На официальном сайте образовательной организации можно найти:
- положение о семейном обучении,
- положение или приказ школы о порядке проведения промежуточной аттестации,
- учебный план,
- план проведения промежуточной аттестации обучающихся.
Предлагаемый график или формат аттестаций может оказаться неудобным. Так случилось в семье Егозиных: в школе, куда раньше был прикреплён ученик, требовали писать контрольные ежемесячно и от руки.
Существует два способа отстоять права, если школа выдвигает нерациональные требования к прохождению промежуточных аттестаций.
- Заключение договора об аттестациях
В законе не говорится, что родители хоумскулеров по умолчанию должны подписывать со школой какие-либо соглашения. Но с образовательными организациями действительно можно заключать договоры гражданско-правового характера, и это выгодно обеим сторонам.
Обычно такое соглашение называется договором о прохождении промежуточной и итоговой аттестации. Повторимся, его заключение необязательный, но рекомендуемый шаг. Такой договор — гарант вашего спокойствия и залог, что аттестация будет проходить гладко и без бюрократических преград.
В договоре об аттестациях определяются права и обязанности сторон, указываются сроки и порядок сдачи экзаменов. При этом вы не обязаны подписывать типовой договор школы, если он вас не устраивает. Договорные отношения базируются на равенстве сторон. Если график аттестаций, предлагаемый школой, вам не нравится, предлагайте свои условия.
Если администрация продолжает настаивать на своём варианте организации промежуточной аттестации в школе, а он, на ваш взгляд, не соответствует законодательству и нарушает права ребёнка, предложите составить протокол разногласий. Тогда будет ясно, что вы подкованы юридически, и повысится вероятность прийти к соглашению.
- Обращение в другую школу
Если администрация школы упорно не признаёт законы и отказывается идти навстречу, легче закрепить ребёнка за другим учебным заведением. Чтобы быть уверенными в успехе, выбирайте школу, которая поддерживает хоумскулеров. Так, домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» сотрудничает с аккредитованными школами-партнёрами. Школа-партнёр — это аккредитованная образовательная организация, к которой вы можете прикрепиться для прохождения промежуточных аттестаций, сдачи ОГЭ и ЕГЭ, участия в олимпиадах.
Аттестация в школах-партнёрах чаще всего проходит дистанционно, это экономит время и силы. Большинство учеников «Домашней школы Фоксфорда» успешно сдают промежуточные аттестации не выходя из дома.
Как прикрепиться к школе
Промежуточные аттестации не являются обязательными, но большинство семей проходят их регулярно. Детям это придаёт уверенность в своих силах, а родителям — в правильности выбора формы обучения.
Промежуточная аттестация за 9 и 11 классы является допуском к ОГЭ и ЕГЭ соответственно. Результаты такой аттестации обязательно должны быть выражены в оценках — с «двойками» к ГИА не допустят.
Для прохождения промежуточных и итоговых аттестаций необходимо зачислить ребёнка в контингент аккредитованного учебного заведения — прикрепиться к школе.
Процедура прикрепления
- Шаг 1. Найти подходящую школу. Во-первых, аккредитованную на проведение аттестаций, а во-вторых, работающую с хоумскулерами. Если школа не признаёт семейное образование, необходимо получить от неё письменный отказ в переводе ребёнка на эту форму обучения и пожаловаться в региональный отдел или департамент образования.
- Шаг 2. Подать заявление о зачислении. Это можно делать непосредственно перед каждой процедурой проверки знаний или единожды в начале учебного сезона, а в случае анскулинга вообще только перед ГИА.
- Шаг 3. Заключить договор об аттестациях. Необязательный, но желательный пункт.
Когда ребёнок зачислен в школу, он может, как все ученики, бесплатно получать учебники, ходить на практические занятия и участвовать во внеурочной жизни своего класса.
Проектирование системы
Для того чтобы обеспечить диагностику различных элементов современного образовательного содержания, необходимо обратиться к специализированным формам промежуточной аттестации. Необходимо обеспечить создание прозрачной процедуры проверки по уровню полученных знаний, навыков и умений.
Школьные педагоги имеют обязательство по доведению до сведения родителей и учеников несколько основных пунктов. Они заключаются в предоставлении информации о материалах, способах оценки результатов по определенной дисциплине. Данные программы предполагается проводить до того момента, пока не произойдет преподавание курса или модуля.
Следует отметить, что за преподавателем сохраняется право выбора оптимальных форм проведения данного вида контроля. Например, школьникам могут быть даны тестовые работы, или предложены полноценные самостоятельные и контрольные занятия, срезы на весь урок.
В любом случае, все эти мероприятия нацелены на проведение проверки конкретных результатов обучения, а самостоятельная работа выступает в качестве одной из разновидностей подготовки к аттестации.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ:
Итоговая оценка за класс определяется как среднее арифметическое за все аттестационные периоды текущего учебного года (применяется правило математического округления).
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Школа проводит очные интенсивы-консультации по ряду предметов для обучающихся на заочной форме. Информацию и расписание занятий школа отправляет напрямую учащимся.
Учащиеся 9 и 11 классов по окончании 1 триместра пишут очные срезовые контрольные работы (внутренний допуск к ГИА) по русскому языку и математике (алгебре и геометрии). Формат работы приближен к ГИА (тестовая часть). Оба предмета сдаются в один день (1,5 часа на каждую с перерывом между ними). Явка обязательна. Даты написания работ:
9 класс — 30 ноября
11 класс — 7 декабря
Результаты за эти работы не выставляются в ЭлЖур и не влияют на триместровые. Однако если хотя бы за один из предметов будет получена неудовлетворительная оценка, обучающийся будет приглашен на срезовую контрольную работу также и по предметам по выбору.
2-й ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
Вопрос с аттестацией по второму иностранному языку в 5 и 9 классах будет окончательно решен в декабре 2019 после принятия новых ФГОС. Возможны 2 варианта:
- аттестации не будет
- аттестация будет построена на страноведении (для подготовки учащиеся и их родители будут обеспечены дополнительной информацией)
В остальных классах аттестации по второму иностранному языку отсутствует.
АТТЕСТАЦИЯ по дисциплинам, по которым нет курсов в “Фоксфорде”:
Школа может принимать в качестве аттестации документы (справки установленного образца) о посещении занятий в спортивных, музыкальных, творческих секциях, кружках, школах, студиях по соответствующим дисциплинам: «Физическая культура» (5-11 классы), «Музыка», «Технологии», «ИЗО» (5-7 классы). Для того, чтобы по предоставленным документам школа приняла положительное решение о зачете, необходимо:
1. До 1 ноября проинформировать ЭДШ “Фоксфорд” (заполнить Анкету) о занятиях в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность (занятия должны проходить не менее 2-х раз в неделю в течение всего аттестационного периода). Если ребенок занимается в образовательных учреждениях по нескольким предметам, то на каждый заполняется отдельная анкета.
2. Для зачета выслать Справку установленного образца на электронный адрес ucheba@foxford.ru в соответствии со сроками каждого аттестационного периода.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТ
- ИЗО. ТЕМЫ (5-7 класс)
- МУЗЫКА. ТЕМЫ (5-7 класс)
- ТЕХНОЛОГИЯ. ТЕМЫ (5-7 класс)
- ФИЗКУЛЬТУРА. ТЕМЫ (5-11 класс)
Аттестация по предмету “ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ” в 5-м классе сдается в форме письменного доклада или презентации.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ТЕМЫ (5 класс)
Аттестация по предмету “ЭКОЛОГИЯ” в 10-м классе сдается в форме рефератов по темам:
- “Экологические проблемы Москвы (1-е полугодие);
- “Культурное пространство Москвы” (2-е полугодие).
Ссылка для загрузки реферата.
Если предмет не изучался в 10-м классе, то в 11-м его сдавать не нужно.
ОГЭ/ЕГЭ:
9 класс
Итоговое собеседование: 12.02.2020 (вторая среда февраля)
для получивших «незачет» или не явившихся по уважительным причинам предусмотрены еще 2 дня — 11 марта и 18 мая.
Основная волна ОГЭ: 25 мая — 30 июня.
10 класс
могут сдать базовую математику и ЕГЭ по русскому языку в 10 классе. Сроки и условия подачи заявлений необходимо уточнять в школе. Однако в случае получения положительной оценки в 10-м классе пересдать данные предметы в 11 классе для получения более высокого балла будет невозможно. Это правило действует и в случае изменения математики с базового уровня на профильный.
11 класс
Итоговое сочинение: 04.12.2019 (первая среда декабря)
для получивших «незачет» или не явившихся по уважительным причинам предусмотрены еще 2 дня — 5 февраля и 6 мая.
Основная волна ЕГЭ: 25 мая — 30 июня.
МЕДАЛИСТЫ
Условия получения медали: средняя арифметическая “5” за каждый класс по всем предметам и не менее 220 баллов по 3-м предметам на ГИА (цифра 2019 года, может быть увеличена). Очные аттестационные работы писать не нужно (не относится к срезовым).
ВПР и МЦКО
- Приказ о проведении ВПР в 2019 году
- информация на сайте МЦКО
- оценки не выставляются в ЭлЖур (оцениваются результаты школы, а не детей)
- городские МЦКО (по жеребьевке от города за 3 дня). Если попал в класс, который выпал по жребию, то присутствовать обязательно (или только справка от врача)
- явка обязательна!
Особенности в школе
- Форма аттестации имеет зависимость от норм конкретного учебного плана. Также он определяется порядки, посредством которых осуществляется проведение данной процедуры.
- Если вдруг школьники демонстрируют неудовлетворительные результаты по определенным предметам и курсам, а также по модулям и дисциплинам, они превращаются в академическую задолженность.
- Ученики обязуются ликвидировать ее в обязательном порядке в оговоренные с преподавателем сроки.
- Родители и законные представители детей должны принять меры, чтобы ребенок получил условия, способствующие оказанию помощи в ликвидации этих долгов.
- Если сдача осуществляется в первый и второй раз, предполагается обязательное формирование специальной принимающей комиссии.
- Если у ученика успела сформироваться академическая задолженность, за ним закрепляется право прохождения последующей аттестации по той же дисциплине. Но на ликвидацию долга дается только промежуток времени в течение учебного года.
- Учащиеся не платят за проведение этого мероприятия, поскольку оно является полностью бесплатным.
Таким образом, если принимать во внимание важность данного мероприятия, то можно понять, что это один из ключевых способов оценки знаний учащихся
Процедура дистанционной аттестации
На федеральном уровне методы проведения промежуточной аттестации в дистанционной форме не определены, но школы могут самостоятельно установить их своими локальными актами.
Положения о промежуточных аттестациях размещаются на школьных сайтах. Родителям детей, получающим образование в семейной форме, обязательно стоит ознакомиться с этими документами. Вы узнаете, какова процедура прохождения промежуточной школьной аттестации, и возможна ли дистанционная форма онлайн сдачи аттестации.
Опишем популярные способы организации дистанционных аттестаций.
Тестирование
В большинстве случаев дистанционная аттестация школьников проходит на сайте или на специальной платформе в режиме онлайн. И это наиболее удобный способ дистанционной аттестации. Испытуемый вносит ответы в своём личном кабинете. На тест может отводиться определённое время. Для пробы сил обычно выкладываются демоверсии.
Электронная почта
Иногда задания присылают на электронную почту и требуют выполнить их письменно. Тогда нужно написать контрольную работу, отсканировать и отправить ответным письмом. Такая форма дистанционной аттестации школьников практикуется во многих экстернатах.
Skype
Некоторые школы проводят аттестации по «Скайпу»: ребёнок садится перед веб-камерой и выполняет задания, которые заранее получил от школы. По ту сторону экрана за процессом наблюдает преподаватель или методист. После выполнения работа тут же переправляется в школу. Данный вид дистанционной аттестации наиболее стрессовый для ребёнка.
ПИСЬМО Минобрнауки России (Министерства образования и науки РФ) от 15 сентября 2015 г. №АК-2655/05
22 сентября 2015
В связи с многочисленными обращениями по вопросу об отчислении обучающихся за академическую задолженность без предоставления им в надлежащем порядке права ликвидировать указанную задолженность Минобрнауки России разъясняет.
Отчисление обучающихся регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ). Согласно пункту 2 части 2 статьи 61 Федерального закона N 273-ФЗ образовательные отношения могут быть прекращены досрочно по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее — организация), в том числе, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана (далее — неуспеваемость).
Содержание понятия «обучающийся, не выполнивший обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана» раскрывается в статье 58 Федерального закона N 273-ФЗ, при этом не выполнившими обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана признаются обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности (часть 11 статьи 58).
Академической задолженностью признаются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин (часть 2 статьи 58 Федерального закона N 273-ФЗ).
Исходя из статьи 58 Федерального закона N 273-ФЗ, если обучающийся получил неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) или не прошел промежуточную аттестацию при отсутствии уважительных причин, то организация не вправе отчислить обучающегося за неуспеваемость сразу после указанной промежуточной аттестации.
Такому обучающемуся должна быть предоставлена возможность пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам. Сроки прохождения обучающимся промежуточной аттестации определяются организацией.
Возможность пройти промежуточную аттестацию не более двух раз предоставляется обучающемуся, который уже имеет академическую задолженность. Таким образом, указанные два раза представляют собой повторное проведение промежуточной аттестации или, иными словами, проведение промежуточной аттестации в целях ликвидации академической задолженности.
Если повторная промежуточная аттестация в целях ликвидации академической задолженности проводится во второй раз, то для ее проведения образовательная организация обязана создать комиссию.
Может сложиться ситуация, когда на момент окончания курса обучающийся не прошел промежуточную аттестацию по уважительным причинам, либо на этот момент обучающийся имеет неликвидированную академическую задолженность, и не истекли установленные организацией сроки повторной промежуточной аттестации в целях ликвидации академической задолженности. В этом случае обучающийся переводится на следующий курс условно.
Таким образом, обучающийся может быть отчислен за неуспеваемость только в следующем случае: обучающийся имеет неликвидированную академическую задолженность, организацией были дважды установлены сроки для прохождения повторной промежуточной аттестации в целях ликвидации академической задолженности, обучающийся не ликвидировал академическую задолженность в установленные сроки.
Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации (в том числе повторной промежуточной аттестации в целях ликвидации академической задолженности).
Минобрнауки России обращает внимание на необходимость неукоснительного соблюдения указанных выше норм Федерального закона N 273-ФЗ
|
А.А. Климов |
Как получить аттестат государственного образца
Аттестат — это документ, подтверждающий получение определенного уровня образования.
В России выпускникам 9 классов выдаются аттестаты об основном общем образовании, а выпускникам 11 классов — аттестаты о среднем (полном) общем образовании.
Хоумскулеры получают аттестат государственного образца независимо от того, по какой программе они учились и где проходили аттестации.
Учащиеся «Домашней школы Фоксфорда» получают аттестат гособразца от московской школы. Он ничем не отличается от аттестатов других школьников — форма обучения не указывается.
Всё, что нужно сделать, чтобы получить этот прекрасный документ, — это успешно сдать ГИА.
У домашней онлайн-школы «Фоксфорда» накоплен положительный опыт в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Большая часть наших выпускников сдают единый госэкзамен на 80 баллов и выше. По обязательным (математика, русский язык) и наиболее востребованным (физика, обществознание) предметам результаты учащихся «Домашней школы Фоксфорда» на 25 баллов выше средних по России.
Что такое аттестация
Это подтверждение знаний и умений ребёнка. С её помощью хоумскулеры демонстрируют, что их уровень образованности не ниже государственного стандарта. На время аттестации обучающиеся на семейном образовании и самообразовании становятся экстернами.
Проведение аттестаций регламентируется Федеральным законом «Об образовании» и рядом приказов Минобрнауки (ныне — Министерства просвещения).
Виды аттестаций
Аттестация бывает текущей, промежуточной и итоговой:
- Текущая — это ежедневные оценки школьников. На семейном образовании не предусмотрена.
- Промежуточная — это мониторинг знаний по всем предметам за учебный год. Проводится в школах, имеющих на это государственную аккредитацию, один или несколько раз в год (на усмотрение школы).
- Итоговая (государственная итоговая аттестация — ГИА) — это обязательная аттестация при любых формах получения образования и любых формах обучения. По окончании 9 класса проводится в форме ОГЭ (общего государственного экзамена), а по окончании 11 класса в форме ЕГЭ (единого государственного экзамена).
Промежуточные аттестации — право родителей и ребёнка на семейном образовании. Итоговые аттестации — обязательное условие для получения аттестата.
Порядок аттестаций
Процедура ГИА строго регламентирована. Организация промежуточных аттестаций лежит на школах.
Каждое образовательное учреждение самостоятельно решает, как часто и в каком формате мониторить знания учащихся. Порядок и формы аттестаций закрепляются в учебном плане и соответствующем локальном нормативном акте.
Как правило, промежуточные аттестации проводятся по триместрам (четвертям) или полугодиям. Если учащийся по уважительной причине не может прийти на аттестацию в установленные сроки, он имеет право на её перенос. Для этого родители должны написать заявление в школу, а та, опираясь на общий и индивидуальный учебный план, предложить новые даты.
Формы аттестаций
Популярные формы промежуточных аттестаций:
- Устная: ответы по билетам, собеседования и прочее.
- Письменная: тесты, контрольные работы, сочинения, рефераты, лабораторные, проектные работы и так далее.
- Комбинированная: сочетание устных и письменных форм.
Результаты аттестаций
По итогам промежуточной аттестации обучающимся могут по всем предметам проставить оценки, баллы или «зачеты».
Результат родители могут узнать через электронный дневник или запросив в школе выписку из журнала. Если отметки неудовлетворительные, у экстерна образуется академическая задолженность.
На пересдачу даётся две попытки: первый раз — как обычно, второй — перед специальной комиссией. Сроки и порядок пересдачи устанавливает школа прикрепления. Главное — уложиться в год с момента образования «хвоста».
Родители должны создать все условия для ликвидации академической задолженности. В противном случае ребёнку придётся вернуться в школу и остаться «на второй год».
Требования к промежуточной аттестации
Проведение промежуточной аттестации основывается на Федеральном законе об образовании, а также на Федеральных государственных стандартах второго поколения. В этих документах установлены формы промежуточной аттестации, стандарты, которые должны быть включены в задания. Модернизация школ предполагает четкое выполнение всех требований этих нормативных актов.
В статье 2 Закона об образовании говорится, что обязательным элементом любой школьной программы является промежуточная аттестация обучающихся. Она входит в те часы, которые указаны в учебном плане. Промежуточная аттестация учащихся не предполагает дополнительной нагрузки на ребят, она должна планироваться в соответствии с планом педагога на изучение учебной дисциплины.