Прикладная лингвистика

Математическая лингвистика

Математическая лингвистика — математическая дисциплина, предметом которой является
разработка формального аппарата для описания строения естественных и некоторых искусственных языков.
Основным направлением является Теория формальных языков (Formal Language Theory),
которая часто изучается в рамках вычислительных наук (Computer Science).

Возникла в 50 годы 20 века. Одним из главных стимулов появления математической лингвистики
послужила назревшая потребность уточнения основных лингвистических понятий.

Методы МЛ имеют много общего с методами математической логики — математической дисциплины,
занимающейся изучением строения математических рассуждений, —
и, в особенности, таких ее разделов, как теория алгоритмов и теория автоматов.

Математическая лингвистика использует для изучения языков два основных типа моделей: аналитические и порождающие.
Несколько упрощая ситуацию, можно сказать, что для порождающих моделей исходным пунктом
является некоторая формальная грамматика, а исследуемым объектом — язык, порождаемый этой грамматикой.
В аналитических моделях — наоборот: здесь исходным материалом служит язык как совокупность предложений,
а цель исследования заключается в том, чтобы выявить структуру этих предложений, их составные элементы,
а также отношения между этими элементами.

Формальные модели в лингвистике (ФМЛ)

Основной корпус фундаментальных исследований прикладной лингвистики представляет описание и моделирование
фонетической, грамматической, семантической структуры текста документов,
в частности построение формальных моделей текстовых данных.

На пересечении методов классификации языкознания, семиотики,
логики
и математики
выросла современная структурная лингвистика
(Фердинанда де Соссюр, «Курс общей лингвистики», 1916).
Это целостная наука о методах моделирования в языкознании.

На границе между лингвистикой и математикой проявилась математическая лингвистика.
Появление данной науки было связано с появлением структурных формализованных знаний о языке,
подхода к языку как системе,
осознание языковой системы как сложной структуры, выявление разных типов отношений между лингвистическими объектами и их атрибутами.

Основной предмет этих двух дисциплин (структурного и математического языковедения) —
разработка и совершенствование структурных и формальных методов анализа описания языка.

Структурный подход к описанию уровней языкового строя оказался весьма плодотворным в фонологии
и с успехом применялся в морфологии.
На более высоких уровнях языка, однако, исследователи столкнулись с серьезными трудностями,
связанными с необходимостью учитывать смысловую сторону языка в ситуации,
когда опыт систематических исследований значения еще не был накоплен.
В результате Блумфилд («Язык», 1933) полностью исключил значение из научного анализа,
хотя у Соссюра оно является неотъемлемой частью (иллюстрируется «семантическим треугольником»).
Временно отложив семантику, структурализм достиг впечатляющего развития в генеративной грамматике Хомского («Синтаксические структуры», 1957).

Формальные теории языка наследуют трансформационной порождающей грамматике по линии формализации, а вот родившаяся вскоре
когнитивная лингвистика связана с ней через менталистские устремления Хомского —
его неприятие бихевиоризма Блумфилда, взгляд на язык как на явление психики, призыв к изучению «внутреннего» языка (I-language).

Таким образом, эволюция структурализма в лингвистике шла от семантики, и через ее отрицание вновь к ней возвращается:

  1. Историко-филологический подход (до структурализма)
  2. Семиология и структурализм Соссюра (1916)
  3. Радикальный структурализм Блумфилда с отстранением семантики (1933)
  4. Генеративная лингвистика Хомского и его стремление вернуть семантику (1957)
  5. Математическая лингвистика как способ описания формальных моделей в лингвистике, возникшие в структурализме
  6. Компьютерная лингвистика как алгоритмический способ реализации математической лингвистики и олписания формальных моделей
  7. Когнитивная лингвистика как попытка прорыва в исследовании «внутренних языковых структур» и процессов,
    привлекая к исследованиям другие науки, прежде всего, психологию.

Описание программы:

Программа «Фундаментальная и прикладная лингвистика» ориентирована на освоение теории языка, практическое овладение иностранными языками и их изучение в типологической перспективе, а также на овладение современными технологиями прикладной лингвистики.

Здесь учатся те, кто хочет в совершенстве знать иностранные языки и понимать, как они устроены. Если Вы мечтаете познакомиться с основными направлениями современной лингвистики, овладеть технологиями информационного поиска и навыками автоматической обработки текста, научиться создавать лингвистически ориентированные программные продукты –эта программа для Вас!

Есть вопросы? Задайте их в «Фейсбуке» и «» или по телефону горячей линии по приему-2020 8 905 800 35 95!

Для Вас доступна запись онлайн-встречи с представителем образовательной программы. Прямой эфир состоялся в рамках Дней открытых дверей УГИ УрФУ в мае 2020 года. 

Преимущества программы

  • Сильный преподавательский состав, в который входят ведущие специалисты в области теоретической и прикладной лингвистики, компьютерных наук, преподаватели-методисты, практики в сфере лингвистической экспертизы, перевода, методики преподавания иностранных языков и русского языка как иностранного.
  • Возможность заниматься научной деятельностью, участвовать в научных проектах кафедры, конкурсах на получение стипендий и грантов, научно-практических конференциях обеспечивается серьезной теоретической подготовкой студентов.
  • Возможность выбора образовательной траектории заложена в вариативной части учебного плана: студент может выбрать те дисциплины, которые связаны с его будущей профессиональной деятельностью, и в соответствии с этим выбрать профессиональную специализацию.
  • Возможность получения дополнительного педагогического образования обеспечивается модулем, который включает педагогику и методики преподавания лингвистических дисциплин.
  • Возможность принимать участие в конкурсах на получение стипендий и грантов: уровень владения языками позволяет выдерживать высокую конкуренцию как на вузовском, так и на всероссийском уровнях.

Чему я буду учиться?

Образовательная программа «Фундаментальная и прикладная лингвистика» включает в себя гуманитарные и точные науки, что делает ее по-настоящему междисциплинарной. В современном мире математика и лингвистика не противоречат друг другу, а взаимодействуют, совместно используются при создании новых информационных ресурсов.

Где работают выпускники?

Выпускники образовательной программы могут заниматься научной деятельностью в области теоретической и прикладной лингвистики, разрабатывать новые методики освоения иностранного языка, преподавать русский язык, иностранный язык и русский язык как иностранный, редактировать тексты на русском и иностранном языках, создавать электронные словари и системы электронного документооборота; разрабатывать компьютерные программы, базы данных, проводить лингвистическую экспертизу текста. Им доступны такие актуальные профессии, как переводчик, Web-разработчик, администратор сайта, контент-менеджер, лексикограф, компьютерный лингвист, копирайтер, лингвист-эксперт и др.

Есть вопросы? Задайте их в «Фейсбуке» и «» или по телефону горячей линии по приему-2020 8 905 800 35 95!

Уважаемые абитуриенты, доступна запись онлайн-встречи с представителем образовательной программы. Прямой эфир состоялся в рамках Дней открытых дверей УГИ УрФУ в мае 2020 года. 

Где я буду работать?

Выпускники программы становятся специалистами по автоматической обработке естественного языка, востребованными в области компьютерных технологий, или теоретиками, исследующими все разнообразие естественных и искусственных языков. Такие специалисты находят работу в прикладной и академической сфере:

  • в IT-компаниях в сфере обработки естественного языка («Яндекс», Mail.Ru, Abbyy и др.);
  • в области теоретической русистики (науки о том, как на самом деле устроен русский язык), лексикографии (составления современных словарей), типологии (сравнения языковых структур);
  • в образовании и науке (выпускники могут преподавать и разрабатывать инновационные методики обучения в России или за рубежом).

Предмет лингвистики

Лингвистика изучает не только существующие (существовавшие или возможные в будущем) языки, но и человеческий язык вообще. Язык не дан лингвисту в прямом наблюдении; непосредственно наблюдаемы лишь факты речи, или языковые явления, то есть речевые акты носителей живого языка вместе с их результатами (текстами) или языковой материал (ограниченное число письменных текстов на мёртвом языке, которым уже никто не пользуется в качестве основного средства общения).

Лингвистика в гносеологическом аспекте

Лингвистика включает наблюдение; регистрацию и описание фактов речи; выдвижение гипотез для объяснения этих фактов; формулировку гипотез в виде теорий и моделей, описывающих язык; их экспериментальную проверку и опровержение; прогнозирование речевого поведения. Объяснение фактов бывает внутренним (через языковые же факты) либо внешним (через факты физиологические, психологические, логические или социальные).

Кибернетические модели языка проверяются тем, насколько похоже они имитируют человеческую речь; адекватность описаний мёртвых языков проверяется в ходе раскопок, когда археологи обнаруживают новые тексты на древних языках.

Субъект и объект лингвистики

Как дисциплина, имеющая ряд принципиальных черт гуманитарных наук, лингвистика не всегда отделяет субъект познания (то есть психику лингвиста) от объекта познания (то есть от изучаемого языка), особенно если лингвист изучает свой родной язык. Лингвистами часто становятся люди, совмещающие тонкую языковую интуицию (чутьё языка) с обострённой языковой рефлексией (способностью задумываться над своим языковым чутьём). Опора на рефлексию для получения языковых данных называется интроспекцией.

Что сдавать абитуриентам

Будущие выпускники еще в начале 11 класса задумываются о том, какие предметы необходимо будет сдавать для поступления на лингвистический факультет.

Требования к желающим получить профессию лингвиста меняются в зависимости от ВУЗа. Но все же можно выделить некоторые общие тенденции. Обычно при поступлении требуют предоставить результаты экзаменов по русскому и иностранному языкам, а также по литературе. Некоторые высшие учебные заведения включают в список предметов историю, географию и математику.

Точный список предметов лучше уточнить в том заведении, в которое вы планируете поступать. Сделать это лучше заранее, чтобы у вас было время подготовиться. Некоторые заведения принимают на основе тестов.

В любом случае, придется спросить себя, сможете ли вы сдать русский язык. Если вы знаете этот предмет на отлично и не имеете ярко выраженных речевых дефектов — можете попробовать себя в лингвистике.

Первая занимается теорией. Прикладная лингвистика тоже является наукой, изучающей языки. Она решает практические задачи, которые помогают хорошо изучить язык и использовать лингвистическую теорию на практике в самых разных отраслях. Лингвист должен обладать и знаниями из фундаментальной лингвистике, и уметь применять их на практике.

Теоретическая лингвистика занимается изучением правил и языковых законов и собиранием их в отдельные теории. Различают также нормативную и общую лингвистику. Первая формулирует четкие правила как надо писать. Вторая занимается изучением общих черт каждого из языков. При этом она разрабатывает методы анализа и предоставляет определение различных понятий.

Комбинаторная и квантитативная лингвистики

Комбинаторная лингвистика — раздел прикладной лингвистики, изучающий язык как комбинаторную знаковую систему
с применением методов теории множеств (из дискретной математики)
и смежных математических дисциплин. [Поэтому ее можно назвать дискретным языковедением.]

Рассматривая язык как неколичественную систему, комбинаторная лингвистика пытается описать механизм перехода от языка к речи
с помощью тех же приемов «неколичественной» математики.

Квантитативная (количественная) лингвистика — междисциплинарное направление в прикладных исследованиях,
в котором в качестве основного инструмента изучения языка и речи используются количественные или статистические методы анализа.
[Таким образом, она основывается на структурно-вероятностных моделях языка.]

Иногда квантитативная (или количественная) лингвистика противопоставляется комбинаторной лингвистике.
В последней доминирующую роль занимает «неколичественный» математический аппарат:
теория множеств, математическая логика, теория алгоритмов и т.д.

Пожалуй, Комбинаторная («перестановочная») и квантитативная («числовая») лингвистики — два раздела математического языкознания.

Главная >
Лингвистика:

Основное:
Дисциплины |
Сигнальные системы |

Языки |
Графика |
Интерлингвистика |

Фонетика |
Лексикология |
Грамматика |
Типология |
Компаративистика |
Компьютерная лингвистика |
Экстралингвистика |

Семиотика |
Зоосемиотика |

Дополнительное:
Лингвисты |
Исследования автора |
Лингво-центры |
Лингво-порталы |

Лингво-архивы |
Лингво-оборудование |

Лингво-термины | —>
Словари |
Лингво-книга

Родственные ссылки:
Общественные науки |
Происхождение человека |
Страны |
Карты

На правах рекламы (см.
условия):

Алфавитный перечень страниц:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е (Ё) |
Ж |
З |
И |
Й |
К |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
С |
Т |
У |
Ф |
Х |
Ц |
Ч |
Ш |
Щ |
Э |
Ю |
Я |
0-9 |
A-Z (англ.)

Ключевые слова для поиска сведений о прикладной лингвистике:

На русском языке: прикладная лингвистика, прикладные аспекты науки о языке,
формальные модели в лингвистике, математическое языковедение, квантитативная лингвистика,
вычислительное языкознание, автоматизация лингвистических расчетов, методы моделирования в языкознании;

На английском языке: algorythms, computional linguistics.

«Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005.

Пишите письма
().

Страница обновлена 11.04.2020

Карьера

«Выпускники будут готовы работать в образовательной, научно-методической и научной среде, проводить независимые научные исследования, в частности:
• разработка инновационных методов и создание системной методологии языкознания;
• формирование стратегий и программ самостоятельной образовательной и исследовательской научной и деятельности;
• создание междисциплинарных сравнительных описаний языков.
Это дает возможность работать в вузах, научно-исследовательских центрах, заниматься переводами и редакторской работой, развиваться в области ИТ-технологий.Высокий уровень владения английским языком позволяет развивать карьеру в зарубежных вузах и компаниях.»

Чем занимается лингвист

Обязанности лингвиста заключают в себе самые различные функции в зависимости от того, кем именно он работает и где:

  • в научно-исследовательских институтах лингвисты составляют справочники, словари, занимаются разработкой специальной терминологии,
  • лингвисты-преподаватели обучают языкам студентов,
  • переводчики осуществляют переводы текстов с одного языка на другой, переводы бывают письменными, синхронными либо устными.

Не каждый человек может заниматься подобной работой. Для этого требуется определенная квалификация. Лингвист обязательно должен иметь соответствующее высшее образование, отлично разбираться в сферах морфологии, синтаксиса, семантики того языка, по которому он специализируется. Также от специалистов в этой области требуют умение анализировать тексты и хорошие навыки работы на ПК.

Ожидается, что к 2020 году появится новая профессия цифровой лингвист это разработчик систем семантического перевода, который уделяет пристальное внимание смыслу и контексту выражений. Этот специалист должен будет обрабатывать тексты, осуществлять в сети семантический поиск и разрабатывать новые возможные способы коммуникации между компьютером и человеком

Наука не стоит на месте, и, скорее всего, профессия лингвист останется не менее востребованной в ближайшем будущем.

Лингвист-преподаватель обучает языкам студентов

Карьера после окончания Юго-Западного государственного университета по программе «Фундаментальная и прикладная лингвистика (Профессиональные рабочие языки)»

Могут работать в переводческих бюро, в различных компаниях за рубежом, находят себе применение в туристических и рекламных агентствах, в пресс-службах и редакциях, в международных отделах совместных предприятий и организаций, где требуется профессиональное знание иностранных языков и культуры зарубежных стран.

Специалисты смогут:

  • знать основные понятия и категории современной лингвистики;
  • знать основы математических дисциплин, которые

Могут работать в переводческих бюро, в различных компаниях за рубежом, находят себе применение в туристических и рекламных агентствах, в пресс-службах и редакциях, в международных отделах совместных предприятий и организаций, где требуется профессиональное знание иностранных языков и культуры зарубежных стран.

Специалисты смогут:

  • знать основные понятия и категории современной лингвистики;
  • знать основы математических дисциплин, которые используются при формализации лингвистических знаний и процедур анализа и синтеза лингвистических структур: теории множеств, математического анализа, теории вероятностей и математической статистики, теории информации и кодирования, математической логики, математической теории грамматик;
  • знать основы грамматики латинского языка и умение читать со словарем латинские тексты;
  • владеть кодифицированным русским литературным языком и его научным стилем;
  • создавать и редактировать тексты профессионального назначения;
  • свободно говорить и понимать речь на первом изучаемом иностранном языке в его литературной форме, включая профессиональное письменное и устное общение, владеть вторым иностранным языком в объеме, достаточном для профессионального общения и чтения научной литературы;
  • владеть основными методами фонологического, морфологического, синтаксического, дискурсивного и семантического анализа с учетом языковых и экстралингвистических факторов;
  • владеть основными методами инструментального анализа звучащей речи;
  • владеть методами сбора и документации лингвистических данных;
  • спланировать и провести лингвистический эксперимент, описать его результаты и сформулировать выводы;
  • владеть основными способами описания и формальной репрезентации денотативной, концептуальной, коммуникативной и прагматической информации, содержащейся в тексте на естественном языке;
  • определять макроструктуру и микроструктуру дискурса с учетом специфики его жанров и функционально-стилевых разновидностей;
  • знать о параметрах разнообразия естественных языков и их ареальной, типологической и генетической классификации;
  • владеть навыками оформления и представления результатов научного исследования.
  • владеть принципами создания представительных текстовых массивов, корпусов текстов, корпусов звучащей речи, мультимодальных корпусов, электронных словарей разных типов, лингвистических баз данных и уметь пользоваться этими ресурсами;
  • пользоваться лингвистически ориентированными программными продуктами;
  • использовать лингвистические технологии для проектирования систем анализа и синтеза естественного языка, в том числе лингвистических компонентов интеллектуальных и информационных электронных систем;
  • провести квалифицированное тестирование эффективности лингвистически ориентированного программного продукта;
  • владеть методами проведения лингвистических экспертиз;
  • оценить соответствие лингвистического объекта кодифицированным нормам современного русского языка;
  • владеть методами фоносемантического и ассоциативного анализа лингвистических объектов;
  • организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации труда малых коллективов;
  • подготовить текстовые документы, необходимые для управленческой деятельности;
  • определять финансовые результаты деятельности предприятия или коллектива, составлять бизнес-план проектов профессиональной деятельности.

РазвернутьСвернуть

Где работают лингвисты

Специалисты по лингвистике могут реализовать себя в разных сферах. Это очень востребованная сегодня на рынке труда профессия. Специалисты с прекрасным знанием языков могут работать в туристических компаниях, гостиницах, музеях, заниматься переводом текстов.

Они занимаются исследованиями и наукой в компаниях, которые анализируют и обрабатывают тексты, занимаются распознаванием машинного перевода, разработками в сфере искусственного интеллекта и поисковыми технологиями.

Многие интересуются, сколько же зарабатывают лингвисты. Это довольно высокооплачиваемая профессия. Переводчик за свою работу получает примерно 30-50 тысяч рублей в месяц. А в сфере информационных технологий можно заработать больше — 60-100 тысяч.

Компоненты и направления

Основные направления прикладной лингвистики, связанные с изучением языка:

  • лексикография — теория и практика составления словарей;
  • лингводидактика — наука о разработках методик обучения иностранному языку;
  • усвоение второго языка — наука о процессе усвоения языка (в отличие от лингводидактики — с точки зрения обучаемого);
  • терминоведение — наука об упорядочении и стандартизации научно-технической терминологии;
  • переводоведение — теория перевода.

Основные направления прикладной лингвистики (англ. applied linguistics), связанные с практическими приложениями:

  • Компьютерная лингвистика (англ. computational linguistics):

    • Машинный перевод
    • Автоматическое распознавание символов (англ. OCR)
    • Автоматическое распознавание речи (англ. ASR)
    • Автоматическое извлечение данных (англ. Data Mining)
    • Информационный поиск

      Извлечение информации

    • Автоматическое реферирование текстов
    • Построение систем управления знаниями
    • Создание электронных словарей, тезаурусов, онтологий
    • Корпусная лингвистика, создание и использование электронных корпусов текстов
  • Лингвистическая экспертиза (например, в судебной практике)

Крупнейшей в России конференцией по прикладной лингвистике является Диалог.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector