Как победить в московской традиционной олимпиаде по лингвистике
Содержание:
Теоретические и практические туры
Олимпиады часто проходят в несколько туров, которые делятся на теоретические и практические. Первые обычно включают письменное выполнение заданий или написание развернутых текстов, поэтому их называют письменными.
Проверка таких работ обычно занимает от 3-4 часов до нескольких дней, а иногда и месяцев. Это зависит от количества участников и типов заданий. Творческие работы, например, эссе или анализ литературного текста проверяют дольше.
Варианты практических заданий разнообразны и ничем не ограничены. Например, на олимпиадах по физике или химии школьникам предлагают провести эксперимент в лаборатории. Участники состязаний по ОБЖ или физкультуре и вовсе преодолевают полосу препятствий и выполняют физические упражнения. На соревнованиях по робототехнике – собирают механизмы и целые робостанции, а на олимпиадах по иностранным языкам, истории, литературе практический тур проходит устно.
Кроме гуманитарных предметов, устные олимпиады бывают и по математике или информатике. Здесь участники не сдают листочки с решением, а рассказывают его членам жюри.
К практическим турам можно отнести и проекты, когда школьник заранее готовит исследование или выполняет практическое задание, а на олимпиаде выступает перед жюри с презентацией.
Вот примеры того, как проходит финал Всероссийской олимпиады школьников:
- математика, астрономия, экономика, МХК, русский — два письменных тура;
- физика, химия, биология — теоретический и экспериментальный туры;
- информатика — два практических тура;
- география — теоретический и полевой (практический) туры;
- все иностранные языки — письменный и устный туры;
- литература, история, обществознание, право — два письменных и устный туры;
- экология, технология — теоретический и проектный;
- физкультура, ОБЖ — теоретический, практический.
Этапы и примеры заданий
У каждой олимпиады своя структура, содержание заданий и требования к участникам. Вот примеры того, как проходят некоторые из них и какие знания на них проверяют.
Математическая олимпиада
Первенство проходит два дня, каждый день участники решают по 3 задачи. За одно задание можно получить максимум 7 баллов. Но задачи дают разной сложности: две простые, две средние и две сложные.
Пример задач первого дня первенства по математике
Физическая олимпиада
Олимпиада проходит в два дня. В первый участники решают 3 теоретические задачи, во второй выполняют лабораторные работы. Затем организаторы проверяют все задания и выбирают 3 лучшие работы.
Средний балл этих работ принимается за 100%. Участники, которые набрали больше 90%, получают золотые медали, 78–90% — серебряные, 65–78% — бронзовые.
Часть описания лабораторной работы с олимпиады по физике
Химическая олимпиада
Как и физическая, она проходит в два тура: теоретического и экспериментального. За теоретический можно получить максимум 60 баллов, за практический — 40.
Организаторы установили, что золотых медалистов должно быть 10–12% от общего количества участников, серебряных — 20–22%, бронзовых — 30–32%. Каждый год процент медалистов меняется в этих пределах.
Пример задачи из теоретического тура по химии
Биологическая олимпиада
Соревнования также проходят в два дня: в первый участники решают теоретические задания, во второй — практические. Все задания относятся к основным разделам биологии: клеточная биология, молекулярная биология, анатомия и физиология растений, анатомия и физиология животных и человека, этология, генетика и эволюция, экология и биосистематика.
Золотые медали получают 10% лучших участников, серебряные — 20%, а бронзовые — 30%.
Пример задания теоретического тура по биологии
Олимпиада по информатике
Участники в течение двух дней решают и программируют алгоритмы. Ответы необходимо писать на языке C, C++ или Pascal, результат проверяет специальная программа.
Медали распределяют пропорционально:
золото : серебро : бронза : без медалей → 1:2:3:6
Пример задания по информатике
Географическая олимпиада
Олимпиада проходит в три тура: теоретический тест, мультимедийный тест и полевой тур. Теоретический тест и полевой тур дают по 40% от общего количества баллов, оставшиеся 20% даёт мультимедийный тест.
Как и в олимпиаде по информатике, баллы распределяют в пропорции:
золото : серебро : бронза : без медалей → 1:2:3:6
Пример задания из мультимедийного тура по географии
Лингвистическая олимпиада
Соревнования разделены на два этапа — личный и командный. В личном каждый участник решает 5 задач, затем команда каждой страны решает вместе одну сложную лингвистическую задачу.
Медали распределяются аналогично олимпиадам по географии и информатике в пропорции:
золото : серебро : бронза : без медалей → 1:2:3:6
Пример задачи по лингвистике, которую организаторы называют простой
Международная естественно-научная олимпиада юниоров
В олимпиаде могут участвовать школьники не старше 15 лет. Участники проходят три тура: тестовый, теоретический и экспериментальный. Задачи и эксперименты нужно решать сразу по трём наукам: физике, химии и биологии.
Пример задания по физике
Олимпиада по астрономии и астрофизике
Олимпиада проходит в три этапа: теоретический, практический и наблюдательный. Медали распределяют как и на олимпиаде по физике. Сначала нормировка по трём лучшим участникам, затем распределение по проценту выполненных заданий: 90% — золото, 78% — серебро, 65% — бронза.
Пример задачи из теоретической части
Олимпиада по наукам о Земле
Олимпиада состоит из практического и теоретического туров. Участники показывают свои знания по геологии, метеорологии, океанографии и астрономии.
10% участников с лучшими результатами получают золотые медали, 20% — серебряные, 30% — бронзовые.
Пример задачи из теоретического тура по наукам о Земле
Что такое лингвистика
Многие по ошибке считают, что лингвистика — это изучение иностранных языков. На самом деле лингвист изучает язык как универсальный механизм, обеспечивающий общение между людьми. Знать язык в совершенстве ему не обязательно, но он должен иметь представление о том, как устроены разные языки. Иначе этой наукой невозможно заниматься. Обычно лингвисты знают от 3 до 10 языков — какими-то владеют свободно, на каких-то читают, какие-то понимают на слух. Есть и те, кто знает больше.
Для занятия лингвистикой также необходимо знание математики, потому что математика — это логика. Именно она помогает решать задачи по лингвистике и системно мыслить.
Чтобы понять, с чем работает лингвистика, я могу порекомендовать следующие материалы:
Книги
- В.М. Алпатов «Языкознание: От Аристотеля до компьютерной лингвистики»
- В.А. Плунгян «Почему языки такие разные»
Видео-выступления
- Бориса Иомдина
- Светланы Бурлак
- Александра Пиперски
- Максима Кронгауза
Я привела только некоторые примеры. Список литературы гораздо больше — подробнее с ним можно ознакомиться на сайте олимпиады.
Участие по странам
Год, в котором в данной стране проводилась олимпиада, выделен затемнением.
Страна | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Австралия |
— | — | — | — | — | — | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Бангладеш | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | + | + | — | — | + |
Болгария |
+ | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Бразилия |
— | — | — | — | — | — | — | — | — | + | + | + | — | + | + | + | + |
Великобритания |
— | — | — | — | — | — | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Венгрия |
— | — | — | — | — | — | — | — | — | + | + | + | + | + | + | + | + |
Вьетнам |
— | — | — | — | — | — | — | — | + | — | — | — | — | — | — | — | — |
Германия |
— | — | — | — | — | + | + | + | — | + | — | — | — | — | — | + | + |
Гонконг |
— | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | + |
Греция |
— | — | — | — | — | — | — | — | — | + | — | + | — | — | — | — | — |
Дания |
— | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | + | + |
Израиль |
— | — | — | — | — | — | — | — | — | + | — | — | — | — | — | — | — |
Индия |
— | — | — | — | — | — | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Ирландия |
— | — | — | — | — | — | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Испания |
— | — | — | — | + | — | — | — | — | — | — | + | + | + | + | — | — |
Казахстан | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | + | + | + | + | + |
Канада (с 2017 года — 2 команды, англо- и франкоязычная) |
— | — | — | — | — | — | — | — | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Китай |
— | — | — | — | — | — | — | — | — | + | + | + | + | + | + | + | + |
Колумбия |
— | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | + |
Латвия |
+ | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Литва |
— | — | — | + | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
Малайзия |
— | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | + | + |
Непал |
— | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | + |
Нидерланды |
+ | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Норвегия |
— | — | — | — | — | — | — | + | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
ОАЭ |
— | — | — | — | — | — | — | — | + | — | — | — | — | — | — | — | — |
Остров Мэн |
— | — | — | — | — | — | — | — | — | — | + | + | + | + | + | + | + |
Пакистан |
— | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | + | — | + | — | — | — |
Польша |
— | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Россия |
+ | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Румыния |
— | — | + | — | — | — | — | — | — | + | + | + | + | + | + | + | + |
Сербия |
— | + | + | + | — | — | + | + | — | + | + | — | — | — | — | — | — |
Сингапур |
— | — | — | — | — | — | — | + | + | + | + | + | + | — | — | — | — |
Словения |
— | — | — | — | — | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
США |
— | — | — | — | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Тайвань |
— | — | — | — | — | — | — | — | — | — | + | + | + | + | + | + | + |
Турция |
— | — | — | — | — | — | — | — | — | — | + | — | + | + | + | — | + |
Украина |
— | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | + | + | + | + | + | + |
Финляндия |
— | — | + | + | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | + | + | + |
Франция | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | + | — | — | — | — |
Чехия |
+ | — | — | — | — | — | + | — | — | + | + | + | + | + | + | + | + |
Швеция |
— | — | — | — | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Шри-Ланка |
— | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | + | — | — | — |
Эстония |
+ | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Южная Корея |
— | — | — | — | — | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Япония |
— | — | — | — | — | — | — | — | — | + | + | + | + | + | + | + | + |
От Польши, России, США, Великобритании, Словении, Южной Кореи и Болгарии заявляются по две команды (при этом от России одна из Москвы и одна из Санкт-Петербурга), но в год, когда олимпиада проводится в определённой стране, эта страна имеет право заявить дополнительную команду. Таким образом, в частности, в 2004 году, когда соревнования проводились в Москве, от России была заявлена ещё команда из Тулы; в , при проведении олимпиады в Санкт-Петербурге — две команды из этого города, а в 2003 году проводившая олимпиаду Болгария заявила третью мини-команду из одного человека (в то время как обычное количество участников команды — четыре человека).
Участники из Болгарии, Великобритании, Ирландии, Испании, Нидерландов, Польши, России, Сербии, США, Украины, Швеции, Эстонии отбираются по результатам проводящихся в этих странах олимпиад по лингвистике. Другие отбираются из учащихся каких-либо учебных заведений, либо по результатам нелингвистических олимпиад.
Интерес к математике и иностранным языкам
Я училась в специализированном физико-математическом классе Гимназии № 1 в Новосибирске. Из школьных предметов я больше всего любила математику и немецкий язык.
Немецкий — это второй иностранный язык, который начинается в нашей гимназии с пятого класса. Я начала учить его ещё летом: играла в детские компьютерные игры «Баба Яга учится» и «Болек и Лёлек» и проходила онлайн-курс для начинающих на сайте dw.com. Потом я учила немецкий на курсах DSD (Deutsches Sprachdiplom) и в 11 классе сдала их международный экзамен на знание немецкого языка DSD-II. Его результаты признают все учебные заведения Германии. На экзамене я подтвердила уровень С1 и получила соответствующий сертификат.
На уроках математики мне нравилось находить неожиданные решения в задачах по геометрии. А с десятого класса нам начали читать очень интересный курс по дискретной математике — до него я и не подозревала об этой области науки.