Правоведение
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена происходящими
демократическими преобразованиями в
социально-экономической и политико-правовой
сфере жизнедеятельности общества. В центре
социальных отношений встала личность
во всем многообразии проявлений ее индивидуальности.
Это привело к необходимости создания
условий, при которых любой человек может
свободно и творчески развиваться. Одним
из условий выступают знания права и умение
ими квалифицированно пользоваться; защита
прав и свобод человека. Соблюдение этих
условий ведет к становлению такого типа
общественного сознания, при котором выстраивается
новый характер взаимоотношений и взаимообязательств
между государством и личностью. Защита
государством основных прав и свобод человека
предполагает, в свою очередь, корректное
и мудрое отношение личности к праву и
правовым нормам, находящимся под защитой
государства. В этой системе право и правовые
нормы получают новое социальное признание.
В России в настоящее
время правовое образование находится
в центре внимания педагогической общественности.
Отличительной чертой российского
правового образования является
разнообразие подходов к его содержанию.
Суть его заключается в том, что
содержание всех школьных предметов формирует человека
— гражданина. Правовое образование в этом
смысле это – образование, направленное
на формирование человека — гражданина,
личности, которой присущи правовые качества.
В соответствии с первой моделью содержание
правового образования определяют не
основы общественных наук таких как: экономика,
социология, политология, этика, а проблемы
общественной жизни. Именно они являются
предметом содержания учебных дисциплин.
Курсы, в основу которых заложена данная
идея, носят четко выделенный воспитательный
характер.
Объектом исследования выступает система правового
образования(дошкольного, начальных классов,
старших классов).
Предметом исследования являются концептуальные
основы школьного правового образования
в Российской Федерации.
Целью работы является определение педагогических
условий правового образования.
В соответствии с поставленной
целью в работе формулируются
и решаются следующие задачи:
1) изучить и охарактеризовать
нормативную базу правового образования
в средней школе;
2) рассмотреть содержание
и структуру правового образования
в школе.
1.2 Содержание и структура правового образования в школе
Изменения, происходящие
в мире и в России, современная социокультурная
ситуация активно воздействуют на образование,
требуют от него мобильности и адекватного
ответа на современные требования общества,
ставят его перед необходимостью пересмотра
традиционных целей и ориентиров.
Приоритетной задачей образования становится
создание такой совокупности условий
развития обучающегося, которые обеспечат
в будущем его готовность жить и успешно
действовать в мире гуманитарных ценностей.
В педагогическом плане это означает,
что основным результатом образования
должна стать не система знаний, умений
и навыков сама по себе, а набор современных
ключевых компетенций в интеллектуальной,
социально-правовой, коммуни-кативной,
информационной сферах.
Выпускник современной школы должен
обладать не только определенной суммой
знаний, развитым формальным интеллектом
(формируемым, например, средствами математики),
но и иными способностями — «критическим»
мышлением, умением действовать в реальных
социальных условиях, строить собственную
жизненную траекторию, иметь опыт самостоятельной
деятельности и личной ответственности.
Развитие гуманитарных способностей
обеспечивается образованием в сфере
социально-гуманитарных наук, образованием,
организованным как единство теории
и практики. Именно гуманитарное образование
создает условия для самоопределения
личности, освоения общепринятых в обществе
ценностей, формирования собственной
позиции, умения жить и действовать в изменяющемся
мире.
Праву в рамках гуманитарного образования
принадлежит особое место. Будучи одновременно
и областью науки, и областью практической
деятельности, право предоставляет уникальные
возможности для решения современных
педагогических задач, позволяет не только
приобрести правовые знания, но и развить
особые способности и практические навыки
действия в социальной сфере. Уникальность
права как специфической формы общественного
сознания и общественной практики, обусловливает
также значительный воспитательный потенциал
правовых курсов.
Право на образование
Во второй главе нашей Конституции среди других важнейших прав человека и гражданина указано и право на образование.
ДОКУМЕНТ Из Конституции Российской Федерации: Статья 43 «1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования». |
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что право на образование в нашей стране гарантируется независимо от пола, расы, национальности, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Иными словами, не допускается какая-либо дискриминация в праве на получение образования.
Право каждого человека на образование сегодня законодательно закреплено во многих государствах мира. Однако, как вы знаете из курса истории, к этому завоеванию человечество шло долгой дорогой.
ФАКТЫ Веками существовали разные барьеры на пути получения образования. Дискриминировались различные группы населения: представители низших классов, женщины, национальные меньшинства. Даже в современном мире в некоторых странах (например, в Афганистане при правлении талибов) встречаются ограничения для женщин в получении образования. |
Важнейшими гарантиями права каждого на образование выступает его общедоступность и бесплатность.
В закон «Об образовании в Российской Федерации» внесены положения относительно уровней образования, применительно к которым гарантируется общедоступность и бесплатность. Имеется в виду дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование, среднее профессиональное образование. Гарантируется также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если человек его получает впервые. Во всех случаях речь идёт об образовании, осуществляемом в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Остановимся на некоторых моментах этой законодательной нормы. Начнём с дошкольного образования. Оно становится общедоступным, если каждый родитель имеет возможность поместить своего ребёнка в дошкольное образовательное учреждение. Сегодня в ряде регионов нашей страны сложился дефицит мест в детских садах. Многие родители вынуждены чуть не с рождения детей записывать их в своеобразный «лист ожидания». Чтобы реализовать норму закона на практике, государство направляет дополнительные средства на строительство детских образовательных учреждений. Бесплатность дошкольного образования относится именно к образовательной подготовке малышей в детских садах, но не к услугам по присмотру и уходу за ними.
ФАКТЫ В 2011 г. в нашей стране в рамках программы развития дошкольного образования было создано около 200 000 дополнительных мест в детских садах. |
Школьное образование всех уровней должно быть общедоступным и бесплатным. При этом в законе указывается, что речь идёт об общеобразовательной подготовке, осуществляемой в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). Недавно в нашей стране были приняты новые стандарты для начальной, основной и старшей школы. Всё, что изучается в школе в соответствии с ФГОС, гарантируется каждому обучающемуся на бесплатной основе.
Сохраняется и бесплатность высшего образования (так называемые бюджетные места в вузах), но на конкурсной основе. К примеру, вуз на одном из факультетов имеет сто бесплатных бюджетных мест, а желающих учиться на нём 350 человек. Возникает ситуация конкурса, отбора тех, кто подготовлен к продолжению образования наилучшим образом. Помочь выявить этих лучших призван Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Те из оставшихся (в нашем примере это 250 человек), кто твёрдо решил продолжить образование в высшей школе, могут сделать это только на платной основе. Однако и им придётся пройти через испытание Единым государственным экзаменом. Если поступающий не наберёт необходимого количества баллов, зачисление в вуз не состоится.