Липецкий государственный педагогический университет

Заочное и очно-заочное обучение

Институт Наименование направления/профиля Срокобучения Бюджетныхмест
Экзамены: Математика (профильная), Обществознание, Русский язык
ИИПиОН
(Институт истории, права и общественных наук)
Государственное и муниципальное управление (3) 5 лет
ЗАОЧНО
Только платно
ИЕМиТН
(Институт естественных, математических и технических наук)
Математика и дополнительное образование (в области цифровой экономики) (2) 5,5 лет ЗАОЧНО 10
Экзамены: Русский язык, Обществознание, Профессиональное испытание (дистанционно, собеседование-тест)
ИПиО (Институт психологии и образования) Начальное и дошкольное образование (2) 5,5 лет ОЧНО-ЗАОЧНО

15

Экзамены: Биология, Обществознание, Русский язык
ИПиО Психолого-педагогическое образование «Специальная психология и педагогика) (2) 5 лет ЗАОЧНО

Только платно

Экзамены: Математика (профильная), Физика, Русский язык
ИЕМиТН
(Институт естественных, математических и технических наук)
Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере (компьютерная экспертиза при расследовании преступлений) (3) 5,5 лет
ОЧНО-ЗАОЧНО

Только платно

Условные обозначения: 2 – педагогическое образование, 3 – университетское направление (непедагогическое образование)

История

Урок гимнастики в Сиротском институте Ведомства учреждений императрицы Марии. Санкт-Петербург. 1900-е годы. Фотоателье К. К. Буллы

В 1797 году Петербургский Воспитательный дом по распоряжению императора Павла Первого был уравнен в правах с Московским отделением Воспитательного дома (учреждения существовали с 1764 года). В том же 1797 году он был взят под покровительство императрицы Марии Фёдоровны, которая придала делу попечения о сиротах значительный размах. РГПУ им. А. И. Герцена, считая себя преемником идей и ценностей Воспитательного дома, считает датой своего основания 1797 год.

Урок в школе нянь Императорского воспитательного дома. Санкт-Петербург, 1913 год. Фото К. К. Буллы

В Воспитательном доме сиротам давали не только пищу и кров, но и профессию. Здесь были заложены основы женского педагогического образования: созданы классы для подготовки гувернанток, наставниц, учительниц музыки, языков, каллистении (физической культуры). В 1837 году классы реорганизованы в Сиротский институт, получивший в 1855 году имя Императора Николая I. Для девочек из разночинных семей создан Александринский сиротский институт, который в 1905 году стал первым женским профессиональным училищем для подготовки нянь, модисток, учительниц для начальных разночинных школ.

В 1903 году на базе коммерческих педагогических курсов Воспитательного дома был учреждён высший Женский педагогический институт (с 1912 — Императорский). Он выпускал учительниц-предметниц для гимназий. Этот институт стал первым в стране государственным высшим учебным заведением для женщин.

В 1918 году на базе Воспитательного дома приказом Наркомпроса был основан Третий Петроградский педагогический институт, который стал ежегодно выпускать тысячи учителей для вновь создаваемых школ. В 1920 году институту присвоено имя А. И. Герцена. В 1922—1923 годах 1-й и 3-й педагогические институты были объединены в Петроградский государственный педагогический институт имени А. И. Герцена.

Научная и учебная работа института не прекращалась и в годы военных испытаний Великой Отечественной войны. В 1942 году к институту была присоединена Академия коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской. Он был эвакуирован на Урал в г. Кыштым. В послевоенные годы институт превратился в крупнейший в СССР центр подготовки педагогических кадров.

В 1957 году с Институтом имени А. И. Герцена был объединён Ленинградский педагогический институт имени М. Н. Покровского.

21 января 1991 года ЛГПИ им. А. И. Герцена был аттестован в качестве университета и получил наименование «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена».

В 1993 году университет стал одним из первых вузов России, начавших эксперимент по введению многоуровневой системы высшего образования.

Сегодня в составе университета более 20 факультетов и 100 кафедр, а также Институт довузовской подготовки, Институт повышения квалификации и переподготовки, НИИ непрерывного педагогического образования, Институт естествознания, Институт гуманитарного образования, Межвузовский центр международного сотрудничества, Международный центр образовательных инноваций, Центр дистанционного обучения и телекоммуникационной поддержки образования, Лингвистический центр, Центр технологий обучения, Центр международного образования «Российские Исследования».

Все образовательные структурные подразделения взаимодействуют с научными подразделениями университета: НИИ физики, НИИ непрерывного педагогического образования, НИИ общего образования, более чем 25 научными центрами и лабораториями.

Интеграция образовательной и научно-инновационной деятельности осуществляется в 9 научно-образовательных центрах, объединённом междисциплинарном центре коллективного пользования ««Современные физико-химические методы формирования и исследования материалов для нужд промышленности, науки и образования», малом инновационном предприятии «Органика РГПУ».

В настоящее время в РГПУ им. А. И. Герцена работает 31 совет по защите докторских и кандидатских диссертаций, в которых проходят защиты по 81 научной специальности.

В Герценовском университете более 30 научных школ, выполняющих фундаментальные и прикладные исследования и готовящих научные и научно-педагогические кадры высшей квалификации по различным отраслям науки.

Научные исследования в РГПУ им. А. И. Герцена координируются в рамках 37 основных научных направлений (по 21 отрасли науки из 25 существующих).

Храм свв. апостолов Петра и Павла

Храм на территории Герценовского университета

На территории РГПУ им. А. И. Герцена есть действующая церковь — храм святых апостолов Петра и Павла. Он располагается в 20 корпусе, в помещении бывшей домовой церкви при Императорском училище глухонемых. В течение 70 лет советской власти помещение использовалось по-разному, в основном — как студенческий театр. Помещение было передано под нужды РПЦ в 1999 году, хотя первая служба после 70-летнего перерыва была проведена ещё в 1997. Примечательно, что этот храм — одно из немногих мест в Санкт-Петербурге, где ведутся православные богослужения с сурдопереводом. Церковь располагается на 3 этаже учебного корпуса, однако, имеет особый вход и отдельную лестницу. В 2013 году в проёме заделанного окна, на стене за алтарём храма, силами общины церкви был установлен образ Спасителя. Он является копией фрески архимандрита Зенона (Теодора) из Феодоровского собора.

Состояние ЛГПУ на период до 2015 года

В состав университета входили: 13 факультетов, Институт культуры и искусства, 10 научных лабораторий. Среди них:

  • лаборатория информационно-компьютерных технологий (специализация: защита информации);
  • лаборатория нанотехнологий (специализация — физическая химия);
  • лаборатория экологического мониторинга;
  • лаборатория социального мониторинга;
  • центр теологических исследований (совместно с Липецкой и Елецкой Епархией);
  • центр переподготовки и повышения квалификации работников образования (совместно с Управлением образования и науки Липецкой области);
  • лаборатория культурологических исследований наследия Липецкого края (совместно с Управлением культуры и искусства Липецкой области);
  • лаборатория социологических исследований;
  • центр психологических исследований (специализация — клиническая психология) и др.

Кроме того в состав университета входили факультет повышения квалификации, аспирантура (27 специальностей на начало 2010 года), центр довузовского и дополнительного образования, информационно-аналитический центр, подготовительные курсы.

С 1 декабря 2009 года решением Учёного совета университета было принято решение о реорганизации центра довузовского и дополнительного образования в Центр постдипломного образования ЛГПУ. Это стало следствием заявления президента РФ Д. А. Медведева о необходимости преобразования педагогических ВУЗов России в мощные центры образования. По мнению делегации экспертов Рособрнадзора, присутствовавшей в университете 20-22 ноября 2009 года, Липецкий педагогический университет имел все шансы стать одним из 5 таких центров образования в Центральном федеральном округе.

На 15 октября 2011 года в университете работали 457 преподавателей. Среди них 79 докторов наук и профессоров, 359 кандидатов наук, были Заслуженные деятели науки и культуры, члены Международной академии педагогического образования, Нью-Йоркской, Таджикской, Славянской Академий наук, Международной академии наук педагогического образования.

В течение 2007—2009 года в университете, в связи с задачами модернизации системы высшего образования страны были проведены серьёзные мероприятия, в частности по предложению Учёного совета университета, начиная с 1 сентября 2007 года значительно сократилось число мест на педагогические специальности при одновременном увеличении бюджетных мест на непедагогические направления подготовки (защита информации, клиническая психология, экология, регионоведение, прикладная информатика, прикладная математика, гуманитарные университетские специальности — история, культурология, перевод, журналистика).

В 2016 году вузу было присвоено имя географа-путешественника Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского.

Возглавляет вуз с 2015 года кандидат педагогических наук, член Экспертного совета по дошкольному образованию при Комитете Государственной Думы по образованию и науке доцент Н. В. Федина.

Факультеты и институты (до 1 февраля 2016)

  • Филологический факультет (образован в 1954 году)
  • Факультет физико-математических и компьютерных наук (образован в 1954 году)
  • Исторический факультет (образован в 1962 году)
  • Факультет технологии и предпринимательства (образован в 1969 году)
  • Естественно-географический факультет (образован в 1970 году)
  • Факультет иностранных языков (образован в 1970 году)
  • Факультет физической культуры и спорта (образован в 1970 году)
  • Международный факультет (образован в 1975 году)
  • Художественно-графический факультет (образован в 1978 году)
  • Факультет повышения квалификации (образован в 1990 году)
  • Факультет лингвистики и межкультурной коммуникации (образован в 1994 году)
  • Факультет педагогики и психологии (образован в 1995 году)
  • Факультет информационных и социальных технологий (образован в 1994 году)
  • Институт культуры и искусства (образован в 2001 году)

Неучебные подразделения

Музей истории Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Музей истории основан в 1974 году А. А. Ахаяном (1908—1977), заслуженным работником культуры СССР. В нём собраны материалы, отражающие историю педагогических учреждений г. Санкт-Петербурга, начиная с 1770 года. Среди экспонатов имеются уникальные коллекции воспитанниц Воспитательного дома, Николаевского сиротского института (1887—1914 гг.), Императорского женского педагогического института (1903—1921 гг.), III Петроградского педагогического института, документы об основании и реорганизации педагогических институтов, факультетов и кафедр, афиши с объявлениями о приёме студентов, документы об учебно-педагогической, общественной деятельности, воспоминания преподавателей и воспитанников, личные вещи, предметы быта, интерьеров и т. д.

Уникальные материалы хранят личные фонды профессоров литературоведов Н. П. Гринковой (1895—1961), Ф. П. Филина, методистов по преподаванию естественно-научных дисциплин П. И. Боровицкого (1846—1966), С. А. Павловича (1884—1966), химии В. Н. Верховского (1873—1947), педагогов А. П. Пинкевича (1884—1939), В. Н. Сорока-Росинского и др.

Музей хранит письма, открытки, рисунки, фотографии с автографами известных ученых, писателей, артистов, композиторов, художников: В. М. Бехтерева, Л. Ф. Лесгафта, И. И. Толстого, В. А. Догеля, П. Ф. Каптерева, О. Ф. Берггольц, Л. Дудина, Е. А. Долматовского, Ю. В. Толубеева, Л. И. Егоровой и многих других.

В фонде музея более 16 500 фотографических материалов. Среди них — уникальные работы известных петербургских художников-мастеров фотодела К. К. Буллы, К. Штегемана, И. Оцупа и др. Несомненна ценность коллекции, отражающей подвиги герценовцев в тылу и на фронтах Великой Отечественной войны: вещи, фотоальбомы, дневники, боевые награды, книги с автографами и др. Профильные науки представлены в экспозициях зоологического и геологического отделов музея.

Фундаментальная библиотека имени императрицы Марии Фёдоровны

В читальне педагогических классов, конец XIX века.

Фундаментальная библиотека университета — старейшая и крупнейшая вузовская библиотека России[источник не указан 150 дней]. Библиотека за время своего существования внесла огромный вклад в научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность университета.

В 1873 году в Сиротском Николаевском институте была открыта читальня; в 1877 году появляются первые правила для работы в капитальной библиотеке, а в 1887 году она получает статус фундаментальной.

После революции в фонды библиотеки влились большие книжные фонды ряда закрытых учебных заведений, в том числе: Первого Женского педагогического института; Высших женских историко-литературных и юридических курсов Н. П. Раева; Высших женских естественно-научных курсов М. А. Лохвицкой-Скалон; бывшего Дошкольного института и Института педологии и дефектологии (Института Социального воспитания) и др. Среди влившихся в 20-е годы фондов библиотек также было много уникальнейших изданий, пользующихся спросом и у современных читателей; редчайших изданий эпохи царствования Анны Иоановны; изданий из библиотеки графа Аракчеева, имеющие экслибрис; книжных редкостей, относящихся к книгам, запрещенным к обращению и перепечатыванию в России; книг, написанных на кириллице. В 1920—21 гг. библиотеке были переданы книги по педагогике и педагогические журналы из бывшего Кадетского корпуса; часть библиотеки Бестужевских курсов; часть библиотеки Мраморного Дворца, в состав которой входило книжное собрание уникальнейших книг по всем отраслям знаний, собранных Павлом Егоровичем Кеппеном.

В 1941 году в фонд библиотеки были влиты библиотеки института журналистики им. В. В. Воровского, коммунистического педагогического института имени Н. К. Крупской, часть библиотеки Института народов Крайнего Севера, Второго педагогического института иностранных языков и библиотека Ленинградского педагогического института им. М. Н. Покровского.

Библиотека ЛГПИ не прекращала работы в условиях блокады. Героизм библиотекарей помог сохранить богатые фонды. В течение всей войны оставалась в институте Александра Ивановна Градусова (позднее — директор библиотеки), никогда не терявшая присутствия духа.

Решением Ученого совета университета № 7 от 25 апреля 2002 года фундаментальной библиотеке РГПУ им. А. И. Герцена присвоено имя императрицы Марии Фёдоровны.

Льготы и индивидуальные достижения

Университет предлагает следующий перечень льгот при поступлении:

Льгота Категория поступающих, имеющих право на льготу
право на приём без экзаменов победители заключительных этапов олимпиад школьников, чемпионы спортивных первенств
право на 100 баллов победители заключительных этапов олимпиад школьников, чемпионы спортивных первенств
преимущественное право зачисления дети-сироты, инвалиды (1 и 2 группа), дети-инвалиды, дети погибших военнослужащих, «чернобыльцы», участники боевых действий, военнослужащие по контракту и т.п.
право поступать в рамках особой квоты дети-сироты, инвалиды (1 и 2 группа), дети-инвалиды, участники боевых действий

Университет при поступлении начисляет до 10 баллов за следующие виды индивидуальных достижений:

Магистратура

Педагогические направления

Наименование направления/профиля Срок обучения Бюджетных мест
Химическое образование 2 года очно; 2,5 года заочно только платно
Физика и астрономия в системе среднего профессионального образования 2,5 заочно
Информатика и образовательная робототехника
Менеджмент в сфере музыкального образования
Теория, технология и менеджмент дошкольного образования
Специальное дефектологическое образование. Проектная деятельность в логопедии.
Психолого-педагогическое образование. Психолого-педагогическое сопровождение становления и развития личности.
Русский язык в современной коммуникативной среде
Языковое образование

Дизайн-образование в среде визуальных коммуникаций

Организация и управление инновационной деятельностью учащейся молодежи 2, 5 года
заочно
3
Правовое обеспечение управления персоналом в сфере науки и образования 3
Математическое образование 1
Литературное образование 1
История и охрана культурного наследия 2 года
очно
3
Дизайн-образование в среде визуальных коммуникаций 4
Теория, технология и менеджмент начального образования 3
Психолого-педагогическое сопровождение становления и развития личности 4
Языковое образование 3
Русская литература в современной образовательной и социокультурной среде 2,5 года
очно-заочно
1
Теория и технология иноязычного образования 3

Непедагогические направления

Наименование направления/профиля Срок обучения Бюджетных мест
Прикладная математика и информатика 2 года
очно
5
Информационные системы и технологии: Информационные и коммуникативные технологии 10
История: История Востока в системе международных отношений 20-21 веков 2,5 года
заочно
5
Физическая культура: Теория и технологии физической культуры 9
Адаптивная физическая культура: «физическая реабилитация на разных этапах онтогенеза» только платно
Социология: Социология регионального развития 2 года очно;
2,5 года заочно
2/3
Социальная работа: Социальная работа в различных сферах жизнедеятельности 3/4
Экология и природопользование 2,5 года
очно-заочно
5
Менеджмент: Управление программами и проектами только платно

Руководители

Должность ФИО Годы Всего лет руководства
Директор института Панфёров Борис Лаврентьевич 1949-1954 5
Директор института Поподько Трофим Ильич 1954-1958 4
Директор института Карасёв Василий Иванович 1958-1960 2
Директор института/Ректор (с апреля 1961 г.) Доманок Владимир Михайлович 1960-1961 1
Ректор Перелыгин Николай Семёнович 1961-1970 9
Ректор Бабин Борис Николаевич 1970-1983 13
Ректор Карташов Павел Ильич 1983-1986 3
Ректор Шахов Василий Васильевич 1986-1988 2
Ректор Чернова Вера Фёдоровна 1988-2000 12
Ректор Бугаков Павел Георгиевич 2001-2015 14
И.о. ректора Федина Нина Владимировна 2015-н.в. 2

Новейшая история университета

В 2015 году в вузе началась масштабная реорганизация практически всех сфер жизни, направленная не только на стабилизацию процессов, но на опережающее развитие, интенсификацию деятельности и выработку новых стратегических ориентиров.

Вуз возглавила и.о. ректора кандидат педагогических наук, доцент Нина Владимировна Федина. Первым проректором стал доцент, кандидат педагогических наук Владимир Сергеевич Зияутдинов, проректором по научной деятельности — профессор, доктор социологических наук Ирина Викторовна Бурмыкина, проректором по учебно-воспитательной и социальной работе — Денис Владимирович Кретов, проректором по довузовскому образованию, ответственным секретарем приемной комиссии — кандидат исторических наук, доцент Татьяна Марковна Микова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector