Немного теории
Содержание:
- Размер имеет значение!
- Онлайн-тесты на основе кейсов
- Следующий пример показывает, как эта система работает на практике:
- Индивидуальные кейсы
- Брейнтизеры
- Красиво оформите презентацию
- Какие бывают кейсы
- Структура тестового примера
- План ассессмента — разработка
- Классификация
- Для чего фрилансеру кейсы и как их использовать?
- Использование кейс-метода в образовании на примере зарубежных школ
- Структура педагогического кейса
Размер имеет значение!
Включая школьников в работу с кейсами, важно сориентировать их на то, что задания могут быть абсолютно разными по объему: от ситуаций, описание которых занимает 1-2 страницы текста до т.н. «полных кейсов», объем которых нередко достигает 20 страниц!. Разумеется, дабы подготовить учащихся к новому для них виду деятельности, не «запугать» их, учителю стоит предложить для начала попробовать свои силы с мини-кейсами на 2-4 тысячи символов текста
Такой относительно небольшой материал можно разобрать в классе в качестве дополнения или иллюстрации к теоретическому материалу, разбираемому на уроке. Такой кейс часто снабжается вопросами, ответ на который нужно подготовить за 5-10 минут. Пример подобного кейса — на уроке истории учащимся 10-11 классов может быть дан раздаточный материал с сокращенным текстом песни Игоря Талькова «Стоп, думаю себе!», учащиеся должны дать ответ на вопрос, о каких исторических личностях говорится в следующих отрывках:
Разумеется, дабы подготовить учащихся к новому для них виду деятельности, не «запугать» их, учителю стоит предложить для начала попробовать свои силы с мини-кейсами на 2-4 тысячи символов текста. Такой относительно небольшой материал можно разобрать в классе в качестве дополнения или иллюстрации к теоретическому материалу, разбираемому на уроке. Такой кейс часто снабжается вопросами, ответ на который нужно подготовить за 5-10 минут. Пример подобного кейса — на уроке истории учащимся 10-11 классов может быть дан раздаточный материал с сокращенным текстом песни Игоря Талькова «Стоп, думаю себе!», учащиеся должны дать ответ на вопрос, о каких исторических личностях говорится в следующих отрывках:
«Вот и все, развенчан культ вождя-тирана!» (Сталин)
«А затем схватил штурвал кукурузный гений» (Хрущев)
«…Помахал и передал вскоре эстафету
Пятикратному Герою…» (Брежнев)
Основная задача учителя в данном случае — не подсказать обучающимся правильный ответ напрямую, а дать возможность вспомнить забытые факты, через которые возможен выход на правильное решение!
Постепенно, через урок-два после начала решения мини-кейсов, стоит переходить к сжатым кейсам объемом до 6 страниц, над решением которых на уроке трудится весь класс, поделенный на группы по 5-8 человек в каждой. Примером кейса среднего объема, который с успехом можно использовать на уроке литературы в 10-11 классе, может быть такой: «Михаил Булгаков говорил, что хочет быть похож на двух героев своего главного романа. {Далее идет небольшое «наводящее» описание романа} Задание 1. Определите, что это за герои? Задание 2. Поясните свою позицию. Задание 3. Почему Вы считаете, что этот роман является для писателя главным?».
Поясню, что речь идет об одной из поздних статей Булгакова, где он писал, что всегда хотел оказаться на месте Мастера и влюбиться в Маргариту. То есть решение данного кейса есть, и оно однозначно. Однако учитель должен выслушать точки зрения представителей всех команд, и даже если предлагается неправильное решение кейса (не такое, какое «дал» Михаил Афанасьевич), но приводится логическое объяснение, поощрить членов команды за логику рассуждения.
Наконец, вести работу с полными кейсами (до 30 страниц текста) целесообразно только с учениками 8-9 класса и старше, задавая эту работу на дом и отводя на ее выполнение примерно неделю. Итогом такого рода «заочно-командной» работы школьников должна стать информативная презентация с обстоятельным, на 15-20 минут выступлением по ней в классе. В качестве кейса здесь может выступать отрывок текста или статья целиком, из которой нужно вычленить проблемные моменты. Так, для урока литературы в 10 классе в качестве кейса можно представить письмо Раскольникова к Сонечке Мармеладовой, а как задание к кейсу — описание морального облика совершившего убийство, но вставшего на путь духовного возрождения человека.
Онлайн-тесты на основе кейсов
Problem Solving Test (PST) и его аналоги – это своего рода заочные кейс-интервью с вариантами ответов. PST позволяет рекрутеру заранее узнать, в какой мере кандидат готов работать с реальными бизнес-ситуациями, и одновременно позволяет увидеть, хорошо ли участник воспринимает информацию в письменном виде и в больших количествах. Такие тесты проводятся по-разному – например, при отборе в McKinsey нужно будет приехать в офис и ответить на вопросы теста именно там, а BCG иногда устраивает онлайн-тестирование для кандидатов прямо в вузах.
Как подготовиться? Соискатели с опытом прохождения советуют прежде всего потренировать свои навыки расчетов и обязательно пройти пару пробных тестов. Найти их можно на страницах самих компаний – например, с сайта McKinsey можно скачать документ с подробным описанием Problem Solving Test и пробными задачками (ссылка >>), пример BCG Potential Test также можно найти в свободном доступе (ссылка >>). Пробные варианты помогут разобраться в основных принципах этого этапа и не дадут растеряться во время самого тестирования. Других советов по подготовке вряд ли можно ожидать, так как все тесты – разные, и проверяют они в первую очередь общий бизнес-кругозор, умение считать и делать выводы из данных.
Следующий пример показывает, как эта система работает на практике:
1. Сбор информации.
Вы собираете информацию и делаете пометки ТОЛЬКО В НАЧАЛЕ решения кейса. Убедитесь, что вы не упустили детали, особенно если интервьюер предоставил вам численные данные.
2. Организуйте информацию и сделайте выводы.
Грамотно организовать исходную информацию и интерпретировать ее ― определяющий шаг в кейс-интервью. На этом шаге от вас требуется создать структурную основу для вашего решения и выдвинуть на ее основании гипотезы.
Начинайте проверять свои гипотезы, основываясь на вашей структуре. И, в соответствии с вашими результатами, определяйте верна гипотеза или не верна. Используйте свой лист с записями как конкретное руководство к действию, если вы столкнетесь с тупиковыми ситуациями в ходе решения кейса. Такой подход поможет вам прояснить свой ход рассуждений для интервьюера и самого себя на каждом шаге анализа, потому что он заставляет вас регулярно делать промежуточные выводы и резюмировать то, что уже проделано на пути к решению. Используйте альбомный формат расположения листов бумаги, а также как можно больше графики и визуальных схем. Таким образом, вы сможете продемонстрировать интервьюеру, что вы думаете как консультант.
3. Подтвердите свои выводы анализом данных.
Убедитесь, что вы сфокусирована на информации, которая важна для ответа на проблему кейса. Это продемонстрирует интервьюеру, что вы не слепо записываете все подряд. Таким образом, прежде чем записывать что нибудь, имеет смысл перефразировать это в вашей голове и написать только релевантную информацию. Убедитесь в том, что вы делаете заметки в структурированном виде. Это гарантирует, что вы будете иметь необходимую информацию по кейсу и быстрый доступ к ней даже в стрессовой ситуации. Подводя итог: прежде чем сделать запись и поделиться этой информацией с интервьюером, проанализируйте ее и определите ее релевантность поставленной задаче.
Наконец, у вас должен быть лист только для приближенных вычислений. После окончания расчетов убедитесь, что вы перенесли результаты в соответствующую часть вашей структуры решения.
Индивидуальные кейсы
Индивидуальные кейсы – это, пожалуй, самое сложное. Существует целое множество их разновидностей: Profitability Case, Growth Strategy, Market Sizing, Pricing, – и это далеко не полный список (смотри информацию по ссылке >>).
Условно все индивидуальные кейсы можно разделить на два подтипа. В первом случае все задание кейса и сопутствующая информация выдаются интервьюером сразу же, остается лишь все проанализировать и предложить свое обоснованное решение. Часто такие кейсы даются именно в письменном формате – так, например, делают в BCG. Вы получите пару листов A4, на которых будет собрана вся нужная информация о компании и отрасли. Если речь пойдет о повышении доходности розничного сегмента коммерческого банка, у вас на руках могут оказаться финансовые показатели за несколько прошедших лет, основная информация о продуктах, факты о количестве отделений и сотрудников в разных городах, и, конечно, сама задача кейса. Вам нужно будет лишь заняться ситуационным анализом.
Во втором случае приходится играть в вопросы и ответы: интервьюер дает только самую общую задачу, а выяснить все детали, важные для решения, нужно самому кандидату
Здесь важно задавать правильные вопросы – интервьюер будет оценивать, насколько хорошо у вас развиты research skills и коммуникативные навыки.
80% компаний, испытывающих претендентов с помощью кейсов, предлагают задания, связанные со сферой своей деятельности. Если вы собеседуетесь в FMCG, то речь будет идти о производстве и продажах товаров народного потребления, если вы хотите попасть в банк, думать нужно будет о реалиях банковского дела
Но есть и компании, которые любят давать кейсы на отвлечённую тему — во время отбора на стажировку одного инвестиционного банка часто дают кейсы, не связанные с банковской сферой вообще.
Как подготовиться? Изучите универсальные схемы, по которым рекомендуют решать кейсы консалтинговые компании. Например, на сайте McKinsey есть примеры кейсов с подробными разборами решений – http://www.mckinsey.com/careers/join_us/interview_prep. Начинать рекомендуется с выяснения нужных подробностей – именно на этом этапе вы и будете задавать интервьюеру вопросы об отрасли, самой компании, а также уточнять, правильно ли вы поняли поставленную задачу. Подготовиться к этому этапу лучше всего помогут тренировки с реальным партнером, в идеале – с тем, кто уже проходил кейс-интервью и все видел своими глазами
Очень важно также побыть в роли интервьюера и посмотреть, как сверстники будут справляться с той же задачей. Взгляд со стороны поможет понять, чего именно от вас будут ожидать.
После выяснения нужных для начала деталей следует озвучить план будущего решения и определить, будете ли вы пользоваться известным методом или пойдете по собственному пути
Для 80% кейсов можно применить распространенные консалтинговые фреймворки, которые помогут структурировать размышления и прийти к правильному решению. Однако никто не мешает вам найти собственный оригинальный метод – если все получится хорошо, ваша изобретательность произведет на интервьюера отличное впечатление. Почитайте книгу «Case Interview Secrets» Виктора Ченга – она научит думать вне шаблонных подходов (ссылка >>).
Озвучив план решения, нужно переходить к собственно анализу и оценке ситуации. Набить руку помогут пробные кейсы, которые можно найти в открытом доступе.
Наконец, вам останется лишь подвести итоги и сформулировать собственные рекомендации. Вы должны будете рассказать все о том, как вы поняли ситуацию, в чем видите проблему, предложить несколько путей ее решения и выделить самый эффективный. Важно не только не ошибиться, но и выступить убедительно и ясно – уверенно подойти к этому этапу помогут все те же тренировки с живым партнером. Лучше — с опытным интервьюером с Preplounge >>.
Брейнтизеры
Брейнтизеры – небольшие задачки, связанные с нестандартными расчетами. Например, в обычной жизни никому не придет в голову считать, сколько шариков для пинг-понга влезет в «Боинг 787» — то есть кандидат заведомо окажется перед незнакомой ему проблемой. Когда во время собеседования вам дадут брейнтизер, большая точность не будет иметь решающего значения. Главное – продемонстрировать несколько нетипичных подходов к решению задачи, безупречную логику рассуждений, умение мыслить в нестандартной ситуации и быстро считать в уме. Ту же задачу о «Боинге» и теннисных шариках можно решать, и не зная точных цифр о габаритах самолета и диаметре шаров — достаточно все хорошо прикинуть и сделать все необходимые расчеты, причем вслух, чтобы интервьюер услышал, как вы рассуждаете: «Ширина салона – скажем, метров 6, то есть радиус сечения – 3 метра, а площадь – 3*3*3,14 – примерно 28 метров. Длина салона – 60 метров, значит, объем его примерно равен 1 700 кубическим метрам, или 1 700 000 000 кубическим сантиметрам. Радиус теннисного шарика – сантиметра 2, значит, объем примерно равен 33 кубическим сантиметрам. Получается, что в салоне можно уместить около 50 000 000 шариков – и давайте уберем 15%, поскольку между ними будет оставаться пустое пространство. Думаю, ответ – 38 миллионов шариков».
Как подготовиться? Поискать брейнтизеры можно в интернете – подборки с некоторыми из них из года в год кочуют по социальным сетям, потому что кажутся непосвященным забавным абсурдом. Но к ним стоит отнестись серьезно, а еще нужно обязательно заняться тренировкой своего навыка устного счета. Как мы уже говорили выше, стоит тренироваться каждую свободную минуту — складывать и перемножать в уме номера домов и автомобилей, прикидывать количество прохожих на квадратный метр, пользоваться приложением Elevate (ссылка >>). Можно придумывать собственные брейнтизеры — например, рассчитывать, сколько листьев упадет осенью с деревьев в парке, оценивать, сколько автомобилей в день пересекает конкретный перекресток и так далее. Свежие задачки также можно искать в фейсбуке Preplounge (ссылка >>).
Красиво оформите презентацию
Постарайтесь сделать свои слайды привлекательными и аккуратными. Используйте единую цветовую схему, например, корпоративные цвета компании из вашего кейса. Существует правило: при дизайне чего угодно лучше ограничиться тремя цветами. Проверьте их сочетаемость по цветовому кругу и не забывайте, что слайды должны выглядеть стильно и контрастно.
Будьте аккуратны: если заголовки в презентации скачут то выше, то ниже, это будет раздражать зрителей. Создайте единый шаблонслайдов, проставьте направляющие и следите за тем, чтобы элементы верстки оставались на своих местах.
Добавьте качественные иллюстрации, украшающие работу, но не отвлекающие от ее смысла. Воспользуйтесь лаконичными одноцветными иконками. Постарайтесь, чтобы все схемы и диаграммы были ровными, четкими, заметными. Не делайте их в самом PowerPoint’е — воспользуйтесь специальными приложениями.
Включите в свою презентацию необычный элемент, например видеовступление. Так вы точно запомнитесь жюри. Но будьте осторожны: ваш креатив должен укладываться в рамки бизнес-презентации, быть действительно существенным для решения и выглядеть очень качественно.
Какие бывают кейсы
Хороший кейс состоит из двух компонентов: учебного и практического. Поэтому создание кейсов проходит в тесном сотрудничестве преподавателя и компании, которая является главным действующим лицом кейс-истории. Иногда проблематика кейса нарочно заостряется, в нее закладывают ряд вопросов, побуждающих дискуссию. Содержание кейса берут из открытых источников: статистических и консалтинговых данных, отчетов, специализированных СМИ, а также из интервью с управленцами и сотрудниками компании.
- Кейс не имеет единственного правильного ответа. Обычно, есть несколько корректных решений и одно оптимальное решение.
- Кейсы решаются в условиях ограниченного времени.
- Каждому кейсу присваивают уровень сложности. Есть структурированные (минимум дополнительной информации) и неструктурированные (большой объем «лишней» информации и слабо связанных данных) кейсы. Третий вариант — кейс с «маленькими набросками», когда основные данные представлены 3-4 предложениями, а всю дополнительную информацию необходимо найти самостоятельно.
Структура тестового примера
Целью документации тестового примера является определение и передача конкретных условий, которые необходимо проверить, чтобы дать возможность оценить систему.
Тестовые сценарии мотивируются многими вещами, но обычно включают в себя подмножество вариантов использования, характеристик производительности и рисков в проекте.
Хороший шаблон тестового набора поддерживает согласованность артефактов теста для группы тестирования и позволяет всем заинтересованным сторонам понять тестовые примеры. Написание тестовых примеров в стандартном формате сокращает усилия по тестированию и частоту появления ошибок. Формат тестовых случаев более желателен, если вы просматриваете тестовые примеры от экспертов.
Поле тестового примера
Описание
Идентификатор
теста
Каждый тестовый пример
должен иметь уникальный идентификатор.
Тест Приоритет
Это полезно при выполнении
теста.
Низкий
Средняя
Высоко
Тест
разработан
Имя тестера
Дата проведения теста разработана
Дата, когда был разработан тест
Тест
выполнен
Кто выполнил тест
(тестер)
Дата проведения теста
Дата, когда необходимо выполнить тест
Имя или
название теста
Заголовок должен
содержать краткое, раскрывающее описание контрольного примера, например
«Reset Pass».
Название важно, потому что это часто первое или
единственное, что вы видите при сканировании списка тестовых
случаев.
Четкие заголовки являются ключом, помогающим тестировщикам
быстро находить правильные тестовые примеры.
Описание / Краткое содержание теста
Подробное описание теста. В этом разделе вы также можете настроить
категории, чтобы организовать тестовые случаи в логические группы.
Предварительное
условие
Любое требование,
которое необходимо выполнить перед выполнением этого теста
Тестовые шаги
Раздел «Шаги тестирования» дает
тестировщику нумерованный список шагов, которые необходимо выполнить в
системе, что упрощает понимание тестового примера.
Рекомендуется иметь 3-8 этапов теста на
один тест
Слишком много шагов мешают разработчикам и тестировщикам
воспроизвести шаги, когда отчет об ошибке подан против контрольного
примера.
Тестовые
данные
Вы можете ввести
тестовые данные непосредственно в поле тестовых данных или обратиться к
отдельному файлу, который содержит тестовые данные для одного или
нескольких тестовых случаев. Используя файл тестовых данных, вы
избегаете жесткого кодирования тестовых данных в тестовом примере,
поэтому один тестовый пример можно использовать для тестирования
нескольких наборов тестовых данных.
Ожидаемые результаты
Укажите ожидаемый результат, включая ошибку или сообщение, которое
должно появиться на экране. Тестер должен знать ожидаемый результат,
чтобы оценить успешность теста. Оптимальный уровень детализации в этой
области варьируется от ситуации к ситуации.
Постусловие
Каково будет состояние
системы после выполнения контрольного примера?
Статус (Fail / Pass)
Пометить это поле как неуспешное, если фактический результат не
совпадает с ожидаемым
Примечания /
Комментарии / Вопросы:
Если есть какие-то
особые условия, которые оставлены в поле выше
Требования
Список требований для конкретного цикла испытаний.
Оснастка /
Ссылки
Файлы
и документы, прикрепленные к тестовому примеру, такие как снимки экрана
и другие вспомогательные материалы.
Автоматизация? (Да нет)
Заполните «ДА», когда контрольные примеры автоматизированы
План ассессмента — разработка
Определите функции будущих подчиненных. Руководство решает, по каким показателям будут отбирать сотрудников. Также выбираются подходящие методики оценки.
Для анализа участников разрабатываются способы проверки:
- Профессиональные и личностные тесты;
- Интервью с собственником и специалистом отдела кадров;
- Деловые игры;
- Кейсы;
- Самопрезентация.
Разрабатываются индивидуальные и групповые кейсы с примерами для ассессмент центра. Подойдут количественные и качественные методы оценки.
Ассесмент для руководителей, кейсы заданий — особенно сложная часть подготовки
Основное внимание уделяется способности управлять командой, лидерству, аналитическим способностям. Эти критерии не поддаются количественному измерению, поэтому кейсы выбирают очень тщательно.
Ассесмент примеры кейсов с решениями должны охватывать все оцениваемые умения. Это непросто сделать с учетом ограниченности времени.
Классификация
Существует довольно широкая классификация кейсов по нескольким критериям: по структуре, размеру, форме представления, объекту, объему, оформлению и т. д.
По структуре выделяют три вида: структурированные, неструктурированные и первооткрывательские кейсы. Это задачи с несколькими правильными решениями и определенным подбором данных. Отличительной чертой является их предназначение. Первые формируют умения последовательно применять теоретические знания, формулы на практике. Вторые и третьи способствуют поиску нестандартных решений.
По размеру различают полные, сжатые и мини-кейсы. Объем полных обычно составляет до 25 страниц. Они прекрасно подходят для коллективной работы. На анализ отпускается несколько дней, по истечении которых происходит выступление команды с презентацией решения.
Сжатые кейсы — это материалы максимум на пять страниц. Они предназначены для группового обсуждения на занятии.
Мини-кейсы – это своего рода информационные брошюры. Нередко их используют в качестве сопутствующих иллюстраций или примеров к теоретическому материалу с вопросами.
По способу оформления выделяют печатные и электронные материалы, аудио- и видеозаписи. В последнее время приобретает популярность флипчарт, или флип-кейс. Что это такое? Информация преподносится в виде рассказа, а главные элементы фиксируются на специальной магнитно-маркерной доске.
Также кейсы различают по уровню сложности и дисциплинам.
Для чего фрилансеру кейсы и как их использовать?
Кейс – это лучший способ оформить работу в своем портфолио. Представьте себя на месте заказчика. Вы заходите в портфолио фрилансера и видите кучу разных работ. Как разобраться, хорошо они сделаны или нет? Как понять, есть ли у специалиста опыт решения задач, аналогичных вашей? Ведь далеко не все клиенты хорошо ориентируются в той области, в которой заказывают услугу, и это абсолютно нормально.
Добавьте к этому дефицит времени, от которого страдают почти все предприниматели, и вы поймете, почему оформлению работ нужно уделять большое внимание. Кейсы позволяют потенциальному клиенту сразу понять, какую задачу вы решали, с каким заказчиком работали и каких результатов добились
Кроме того, клиент обязательно оценит ваш деловой подход, умение мыслить логично и структурировать информацию
Кейсы позволяют потенциальному клиенту сразу понять, какую задачу вы решали, с каким заказчиком работали и каких результатов добились. Кроме того, клиент обязательно оценит ваш деловой подход, умение мыслить логично и структурировать информацию.
Конечно, подготовка кейса требует времени. Намного проще «оптом» залить на биржу файлы из архива. Но подобных портфолио со складом из работ на биржах сотни. Оформив работы в виде кейсов, вы выделитесь на фоне других исполнителей и сможете привлечь больше клиентов.
Использование кейс-метода в образовании на примере зарубежных школ
Метод case-study впервые стали использоваться при обучении в Гарварде (США), и с тех пор Гарвард во многом определяет формат кейс-образования во всем мире. Обучение в Гарвардской школе бизнеса (Harvard Business School, HBS) практически полностью построено на анализе кейсов, а в библиотеке школы собрана самая большая коллекция кейсов в мире. Классический гарвардский кейс — это большой по объему кейс (20–25 страниц текста плюс 8–10 страниц иллюстраций и приложений), где есть главный герой и его история. Особенность применения кейс-метода в HBS — поиск единственно верного решения.
В Школе управления им. Дж. Кеннеди (John F. Kennedy School of Government, HKS) кейсы применяются для обучения государственных служащих, и их темы связаны с вопросами государственной политики и лидерства. Главный герой кейса, как правило, находится на государственной службе или является официальным лицом некоммерческой организации. Кейсы HKS могут затрагивать такие темы, как «Возрождение Руанды после геноцида», «Ураган Катрина» и т. п. Обсуждение кейсов в HKS носит скорее научный и концептуальный характер, в то время как в бизнес-школах кейс-метод — это решение конкретной проблемы с разработкой плана действий.
В медицинском образовании примером использования кейс-метода может служить обучение в Медицинской школе Гарварда (Harvard Medical School). Традиционно будущих врачей допускали до работы с пациентами с третьего курса, а первые два года им давалось исключительно теоретическое образование с огромным объемом материала для запоминания. Студенты изучали биологию, физиологию, анатомию, биохимию и другие дисциплины. В 1985 году декан школы Даниэль Тостезон (Daniel Tosteson) предложил использовать кейсы для того, чтобы снизить информационную нагрузку на студентов и ввести в программу элементы активного обучения.
Работа с медицинскими кейсами отличалась от решения бизнес-кейсов своим форматом. Студенты работали в небольших группах, по 6–8 человек, и получали материал непосредственно на занятии, а не знакомились с ним заранее. Кейс состоял из 5–6 частей, которые последовательно разбирались на нескольких занятиях. Как правило, в первой части описывалось начальное состояние пациента и симптомы болезни, вторая содержала в себе результаты первичного осмотра, последующие части были посвящены результатам анализов, диагнозу специалистов, назначенному лечению, реакции пациента на это лечение и дальнейшему прогрессу лечения.
В ходе обсуждения от студентов не требовалось предлагать готовые решения. Цель заключалась в том, чтобы поставить дальнейшие вопросы, выдвинуть гипотезы, выявить пробелы в знаниях и в итоге сформировать план для самостоятельного изучения материалов по теме, с которым студенты на несколько дней отправлялись работать в библиотеку. После этого преподаватель предлагал для обсуждения следующую часть кейса. Таким образом, с введением кейсов в обучение студенты уже на начальных курсах погружались в мир врачебной практики вместо чисто теоретической подготовки.
В европейской традиции бизнес-образования изначально утвердился немного иной формат обучения. Первые программы МВА во Франции, Швейцарии, Великобритании и других странах длились в среднем 12 месяцев (вместо двухгодичных программ, как это было принято в США) и были рассчитаны на студентов, уже обладавших практическим опытом в управлении бизнесом.
Эта прагматическая ориентация и приближенность к миру реального бизнеса нашла свое наиболее законченное выражение в Манчестерской школе бизнеса (Manchester Business School, MBS) и, соответственно, так называемой манчестерской школе кейсов. В отличие от гарвардских кейсов манчестерские кейсы в полтора-два раза короче и в них принципиально отсутствует правильное решение, которое вырабатывается в ходе открытых обсуждений. Кроме того, Манчестерская школа бизнеса пытается еще больше приблизить свои кейсы к реальности: она практикует краткосрочные стажировки студентов (проектный метод обучения), где перед ними ставится задача справиться с конкретной трудностью, которую компания испытывает в настоящий момент. За счет прохождения практики обучение в MBS длится чуть больше — 18 месяцев. В среднем на лекции приходится 30 % всего учебного времени, решение кейсов занимает 25 %, а участие в рабочих проектах — 45 %.
Структура педагогического кейса
- Описание ситуации, сложившейся к моменту возникновения проблемы, конфликта в данном учебном заведении. Характеристика участников проблемной ситуации, специфики образовательного учреждения, учебной группы, педагогического коллектива, сложившейся системы отношений, «психологической атмосферы».
- Подробное изложение сути проблемы с описанием действий участников ситуации. Общение участников можно представить в форме диалога. Оптимальный вариант представления кейса – изложение последовательности происшедших событий с позиции различных участников: учителей, учеников, их родителей, администрации школы. Здесь также следует указать вероятные причины возникновения проблемы. Изложение содержания данного пункта желательно завершить описанием кульминации проблемной ситуации.
- Рассматриваются решения, которые стремился реализовать учитель в процессе поиска выхода из сложившейся проблемной ситуации и предпринятые им для этого действия. Учитель оценивает эффективность принятых решений, сообщает о последствиях их реализации.
- Характеризуется дальнейшее развитие ситуации, представляются изменения, происшедшие во взглядах, в характере отношений ее участников, в организации образовательного процесса, мотивационной составляющей учебной и преподавательской деятельности и др.
- Делаются выводы о действенности принятых мер, степени разрешения проблемы или конфликта, необходимости осуществления дополнительных действий и коррекции принятого решения.
- Рассматриваются возможные альтернативные способы разрешения проблемной ситуации.
- Предлагается перечень вопросов, которые остались актуальными для педагога в данной ситуации.