История становления психологии управления как науки

Содержание:

С. Рубинштейн

Сергей Леонидович Рубинштейн — это один из основателей новой школы в психологии. Работал в начале XX века в Московском государственном университете, был преподавателем и параллельно проводил исследования. Основной вклад Сергея Леонидовича Рубинштейна был сделан в педагогическую психологию, логику и историю. Он подробно изучал типы личностей, их темперамент и эмоции. Именно Рубинштейн создал всем известный принцип детерминизма, который обозначал, что все действия и поступки человека напрямую связаны с внешним (окружающим) миром. Благодаря своим исследованиям был награжден многочисленными медалями, орденами и премиями.

Сергей Леонидович подробно описал свои теории в книгах, которые впоследствии поступили в тираж. К ним относится и «Принцип творческой самодеятельности», и «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса». Во второй работе Рубинштейн рассмотрел общество как единое целое, которое следует по единому пути. Для этого ученому пришлось провести глубокий анализ советского народа и сравнить с зарубежной психологией.

Сергей Леонидович также стал основоположником исследования личностей, но, ко всеобщему сожалению, не смог закончить работу. Однако его вклад заметно продвинул развитие отечественной психологии и укрепил ее статус как науки.

Психологические аспекты конфуцианства и даосизма.

Даосизм: Вечная неизменная духовная сущность, которая переселяется в другое тело в момент смерти. Суть извечной естественной и всеобщий закон ………….всей Вселенной . Без действие, которое приводит к нашей свободе, счастью, успеху. Деятельность, противоречащая Даосизму означает гибель. Все вещи равны между собой, мудрый-свободен .Все вещи равны между собой, а мудрый свободен от пристрастия, соединяется с вечностью и Вселенной и не печалится ни о жизни, ни о смерти, понимая их естественность и неизбежность.

Конфуцианство: Истинная сущность человека -гуманность. Самосовершенствование, самовоспитание «гуманного» начала и подавление «дикого». Самообладание, справедливость, подчинение социуму. Принятие через усвоение норм поведения, контроль. Постоянный контроль над психической сферой деятельности и сохранение постоянного самообладания. Самообладание – выявление и искоренение «неправильного».

Психологическое знание в рамках других научных дисциплин (V—IV века до нашей эры — 60-е годы XIX века)

Как отмечают Д. Шульц и С. Шульц, психология является одновременно одной из самых древних и одной из самых молодых наук. Духовной предтечей психологии стали многие науки древности, однако исходная точка формирования современного научного подхода относится к 1879 году.

Учение о душе (V век до нашей эры — начало XVII века)

Учение о душе (др.-греч. ψυχή) складывалось в рамках древнегреческой философии и медицины. Новые представления о душе были не религиозными, а светскими, открытыми для всех, доступными для рациональной критики. Цель построения учения о душе состояла в выявлении свойств и закономерностей её существования.

Важнейшие направления развития представлений о душе связаны с учениями Платона (— года до нашей эры) и Аристотеля (— года до нашей эры). Платон провёл границу между материальным, вещественным, смертным телом и нематериальной, невещественной, бессмертной душой. Индивидуальные души — несовершенные образы единой универсальной мировой души — обладают частью универсального духовного опыта, припоминание которого составляет суть процесса индивидуального познания. Это учение заложило основы философской теории познания и определило ориентацию психологического знания на решение собственно философских, этических, педагогических и религиозных проблем.

Согласно Аристотелю, душа — форма живого органического тела, обеспечивающая его предназначение. Душа есть основа всех жизненных проявлений, она неотделима от тела. Это положение противоречит учению Платона о вселении душ при рождении и истечении их при смерти. Но оба учения едины в том, что душа определяет цель активности живого тела. Аристотель говорил о трёх типах души — растительной, животной и разумной (человеческой), которые представляют три ступени жизни, обладающие преемственностью. Человеческая душа позволяет строить умозаключения, лежащие в основе выше памяти, произвольного, свободного выбора.

Ученик Платона, последователь Аристотеля Теофраст (— года до нашей эры) дал описание 30 различных характеров, и положил начало отдельной линии в популярной психологии, представителем которой в наше время является Дейл Карнеги.

Гиппократ (примерно — года до нашей эры) сформулировал положение, что органом мышления и ощущений является мозг. Он разработал учение о темпераментах и первым предложил типологию темпераментов, основанную на особенностях смешения жидкостей в организме человека (крови, слизи, жёлтой и чёрной желчи).

В III—V века нашей эры в работах Плотина (— годы), Аврелия Августина (—430 годы) и раннехристианских философов и теологов в качестве предмета исследования выделяется внутренний мир человека, возможности самопознания, впервые появляются описания феноменов сознания.

Фрэнсис Бэкон (— годы) впервые отказался от умозрительных заключений о природе души и пришёл к выводу о необходимости эмпирических исследований. Бэкон отделил науку о теле от науки о душе, а в учении о душе выделил науку о рациональной божественной душе и душе нерациональной, чувствующей, телесной, общей для человека и животных. Важнейшие новые составляющие о душе, введённые Бэконом, — представление о роли общества и орудий в процессах познания.

Философская теория познания (середина XVII века — середина XIX века)

Новый период в развитии психологического знания наступил с учением Рене Декарта (— годы), в котором впервые был использован термин «сознание». Сознание рассматривалось как критерий, разделяющий тело и душу. Критерием существования была названа интроспекция. Согласно критерию интроспекции душой обладает только человек, а животные не имеют души и действуют подобно механическим устройствам. Для объяснения собственно телесных действий у животных и человека Декарт ввёл представление о рефлексе, в котором был реализован принцип механистического детерминизма. Суть рефлекса, по Декарту, состоит в том, что внешние воздействия посредством перемещения животных духов по нервам приводят к напряжению определенных мышц, которое и представляет собой действие организма. По Декарту, душа приводит тело в движение, а тело поставляет душе чувственные впечатления.

1.Предмет, цели и задачи курса история психологии

История психологии — одна из немногих комплексных дисциплин, синтезирующих знания по отдельным областям и проблемам психологии. С одной стороны, ее содержание основано на тех знаниях, которые получены из других курсов — общей, возрастной, социальной психологии и т.д. С другой стороны, история психологии позволяет привести эти знания в систему, понять логику становления психологии, причины изменения ее предмета, ведущей проблематики.

Предмет истории психологии – изучение становления представления о психической реальности на разных этапах развития научного знания. История психологии имеет свой, отличный от предмета психологии предмет изучения. История науки – особая область знания. Ее предмет существенно иной, чем предмет той науки, развитие которой она изучает.

Целью курса истории психологии является изучение процесса исторического развития психологических знаний в различных странах в их специфике и вместе с тем в единстве, в связи с общественно-историческими условиями и состоянием духовной жизни и культуры, ситуацией в философии, естествознании и других областях науки. Реальная включенность психологических знаний в широкий социокультурный контекст раскрывает действенную роль психологии в решении социально значимых проблем в различных областях общественной жизни (воспитании, обучении этики отношений между людьми и т.д.).

Тем самым освоение прошлого нацелено на воспитание у студентов ответственного отношения к будущей профессиональной деятельности.

Задачи истории психологии:

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических исследований

… знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии … ними; 2.История становления современной психологии. Существует 4 … Самообразование: понятие, цели, задачи Самообразование — образование, …

1.Достоверная реконструкция исторических событий и фактов.

2.Анализ фактов.

3.Объяснение фактов (какие условия влияли на научную мысль, а также механизмы и закономерности).

Основные представители и школы

Существуют разные школы, который образовались с течением времени:

Фрейдизм. Это школа, основанная Зигмундом Фрейдом в начале 20 века
Этот ученый обратил внимание на бессознательное (то что скрыто за рамками сознания), начал проводить исследования по его изучению. Фрейд утверждал, что далеко не всегда субъект может контролировать свои поступки, изменять поведение
Существуют действия, которые являются неосознанными. Их изучение выполняется трактовкой непроизвольных движений, расшифровкой сновидений.
Рефлексология. Основоположниками этой школы являются И.П. Павлов, В.М. Бехтерев. Оба ученых изучали процессы, происходящие в головном мозге, изменения состояния нервной системы при воздействии посторонних раздражителей.
Генетическая психология, разработанная психологом из Швейцарии Ж. Пиаже. Он создал собственную теорию развития интеллекта. Психолог утверждал, что только умственное развитие может дать человеку правильно представление об окружающем мире.
Классический бихевиоризм. Основоположником этой школы считается Дж. Уотсон. Он называл человеческое поведение комплексом врожденных, приобретенных реакций

При этом бихевиоризм не разделял людей, животных на отдельные группы, практически полностью отрицал важность сознания в жизни людей.
Когнитивная психология. Эта школа психологической науки появилась под влиянием быстрого развития компьютерных технологий

Когнитивная психология изучает зависимость поведенческих реакций людей, от имеющихся в их распоряжении когнитивных карт.
Гештальтпсихология — теория, которая пытается защитить целостность психики. Сторонники этой школы утверждали, что в мозгу постоянно возникают электромагнитные поля, которые взаимодействуют между собой.
Описательная психология. Основоположником этой школы считается В. Дильтей. Он утверждал, что жизнь — это совокупность творческих инстинктов, которые образуют единственную реальность.
Гуманистическая психология. Появилось это направление в 60-х годах 20 века. Оно строится на оптимистических мировоззрениях. Гуманисты верят в творческие возможности любого человека, его способность самостоятельно выбирать свою судьбу.

Наиболее выдающиеся представители психологии, которые внесли большой вклад в развитие науки:

  1. Пиаже Жан — годы жизни от 1896 до 1980. Является основоположником генетической эпистемологии. Длительное время изучал развитие, мышление детей. После этого начал изучать степени развития интеллекта.
  2. Айзенк Ганс Юрген — годы жизни от 1916 до 1997. Психолог из Англии, который основал клинико-психологическое направление исследований. Руководил собственной лабораторией в Лондоне.
  3. Вундт Вильгельм — годы жизни от 1832 до 1920. Известный ученый из Германии, который изучал психологию, философию, физиологию, различные языки. Первым объединил психологические знания в отдельную науку, создал лабораторию для практических занятий.
  4. Уотсон Джон Бродус — годы жизни от 1878 до 1958. Ученый из Америки, который стал основоположником бихевиоризма. Призывал других исследователей опираться на объективные методы исследований.
  5. Зигмунд Фрейд — годы жизни от 1856 до 1939. Психолог из Австрии, который создал психоанализ. Он длительное время занимался практической медициной, в результате чего сделал вывод, что многие боли зависят от психологического состояния человека.
  6. Юнг Карл Густав — годы жизни от 1875 до 1961. Ученый из Швейцарии, который изначально сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, но позже создал собственное направление — аналитическую психологию. Он определил, что на поведение, развитие людей влияют не только индивидуальные особенности, но и воздействие общества.
  7. Павлов Иван Петрович — годы жизни от 1849 до 1936. Изучал деятельность мозга, нервной системы. Впервые выделил условные рефлексы. Создал собственную международную научную школу.
  8. Рубинштейн Сергей Леонидович — годы жизни от 1889 до 1960. Известный философ, психолог, который был корреспондентом АН СССР. Разработал принципы личностного подхода, детерминизма. Обобщил некоторые достижения психологической науки.
  9. Выготский Лев Семенович — годы жизни от 1896 до 1934. Один из ученых, который начал распространять психологическое учение по СССР. Заложил главные основы отечественной психолингвистики.
  10. Бехтерев Владимир Михайлович — годы жизни от 1857 до 1927. Ученый, изучавший невропатологию, психологию, физиологию. В России открыл экспериментальную лабораторию, а после этого основал Психоневрологический институт, который существует по сей день.

Это далеко не все известнейшие ученые, которые внесли вклад в развитие психологической науки.

Методики, которые используются наукой

Все этапы становления психологии как науки связаны с великими умами, мыслителями и философами, которые и разработали абсолютно уникальную сферу, изучающую поведение, характер и умения людей. История подтверждает, что основоположниками учения стали Гиппократ, Платон и Аристотель — авторы и исследователи античности. Именно они и предположили (конечно, в разные отрезки времени), что существует несколько видов темперамента, которые отражаются на поведении и целях.

Психология, прежде чем стать полноценной наукой, прошла огромный путь и затронула практически каждого известного философа, врача и биолога. Одними из таких представителей являются Фома Аквинский и Авиценна. Позже, в конце XVI века, в развитии психологии участвовал Рене Декарт. По его мнению, душа — это субстанция внутри субстанции. Именно Декарт впервые внес в обиход слово «дуализм», что означает наличие духовной энергии внутри физического тела, которые очень плотно сотрудничают между собой. Разум, как установил философ, и есть проявления нашей души. Несмотря на то что многие теории ученого были высмеяны и опровергнуты спустя несколько веков, он стал главным основоположником психологии как науки.

Сразу после работ Рене Декарта стали появляться новые трактаты и учения, написанные Оттоном Касманом, Рудольфом Гоклениусом, Сергеем Рубиншейном, Уильямом Джеймсом. Они шагнули дальше и стали обнародовать новые теории. Так, например, У. Джеймс в конце XIX века доказал наличие потока сознания с помощью клинических исследований. Главная задача философа и психолога была обнаружить не только душу, но и ее структуру. Джеймс предположил, что мы — это двойственное существо, в котором «обитает» и субъект, и объект. Давайте рассмотрим вклады других, не менее значимых ученых, таких как Вильгельм Максимилиан Вундт и Карл Густав Юнг и др.

13.Общая характеристика психологических воззрений в Средние века. Вклад философов средневековья в развитие психологических идей.

В эпоху средневековья получили распространение новые идеи, связанные с опытным познанием проявлений души. Специфика личности индивида связана с его положением в феодальном обществе, Личность не является в это время носителем индивидуальных качеств:индивидуальное невыразимо. Человек становится личностью лишь в той мере, в какой играет сословно предписанную ему роль. Являясь членом определенной общности, он воплощает типическое для нее: рыцарь — мужество, верность, сила; ремесленник — добросовестность и пр. однако у отдельных мыслителей наблюдается интерес к самопознанию и самосознанию.

Д. Скотт (1270–1308) указывал, что истины веры связаны с поиском рая и аскетизмом, тогда как истины разума обращены к реальному миру и действительности. Материя – это не просто аморфная, инертная масса, она есть условие всяческого творения, как физического мира, так и психического. Форму нельзя признать началом всего сущего. Она дает материи действительность, но это не значит, что материя не может существовать независимо от формы, не исключена возможность, предполагал Скотт, что в фундаменте самой материи заложена способность мыслить.

Это значит, что психическое заложено в самой материи и нет необходимости прибегать к идее о существовании особой духовной субстанции, которую насаждали теологи и столпы церкви. Английский схоласт заставлял саму теологию проповедовать материализм.

Аквинский учил: душа одна, она обладает бытием, отдельным от тела, нематериальным и индивидуальным. Душа является источником движения тела; у души как таковой есть способности: разум (нус) воля, растительные (вегетативные) и животные функции. Тело необходимо растительной и животным функциям души для деятельности в земной жизни. Человеческая душа — низшая из чистых форм (существуют в бестелесном мире) и высшая из форм, существующих лишь в материи. Она как узловой пункт мироздания, а человек обладает почетным призванием соединить в себе оба эти круга бытия. Душа замкнута в себе, и разрушение тела ее не касается; она бессмертна, но природа ее не вполне божественна, о чем и свидетельствует процесс познания.

Предмет и методы истории психологии

Предметом истории психологии являются закономерности формирования и развития взглядов на психику, которые рассматриваются в разрезе различных подходов к пониманию психической реальности. Предмет истории психологии отличается от предмета психологии, поэтому их необходимо разграничивать. Предметом психологии как науки служат факты, механизмы и закономерности психической жизни. На протяжении многих столетий психология фактически являлась одним из разделов философии. После выделения психологии в качестве отдельной науки в конце XIX – начале XX вв. она сохранила связь с философией, временами ослабевавшую, временами усиливавшуюся. Кроме того, на психологию оказали влияние достижения естествознания, медицины, этнографии, социологии, теории культуры, искусствоведения, математики, логики, языкознания. По этой причине в истории психологии анализируется взаимодействие данной науки с другими науками, но приоритет имеет связь психологии с философией и естествознанием.

Методы, используемые в истории психологии, существенно отличаются от методов общей психологии. Если основными методами в психологии являются наблюдение, тестирование и эксперимент, то в истории психологии используются историко-генетический метод, историко-функциональный метод, биографический и автобиографический метод, метод систематизации психологических высказываний, метод интервьюирования и др. В последние десятилетия в истории психологии получают распространение методы категориального анализа. Основной метод истории психологии — теоретическая реконструкция, при использовании которой научные системы прошлого и программы получения, обоснования и систематизации психологических знаний описываются и критически анализируются в соотнесении с достижениями современной психологии . Значимость анализа научных ссылок в целях изучения состояния и развития психологических исследований ограничена, так как частота цитирования зависит не только от объективной ценности научной публикации, но и от ряда иных обстоятельств. Например, о российской психологии за рубежом мало что известно по причине языковых барьеров. Таким образом, анализ научных ссылок может применяться в истории психологии лишь в сочетании с другими методами.

Общая характеристика особенностей психологических знаний в античности. Представления и душе философов Милетской школы.

Формирование античной психологии проходило в XVI в. до н. э. – IV в. н. э. Это время становления, расцвета и упадка греко-римской цивилизации. Была опровергнута мифологическая природа мира, а на смену ей пришел научный рационалистический взгляд на окружающий мир. Но основным, отражающим психические явления понятием, остается «душа», хотя попытки объяснить не предпринимаются. Быстрыми темпами шло развитие более рациональных областей знаний – математической, медицинской, астрономической, географической. Укреплялся критический склад ума, а также стремление к самостоятельному и логическому обоснованию мнений.

4 стр., 1886 слов

Взгляды различных философов о душе

… процессом жизни. Душа человека, согласно атомистам, состоит из мельчайших, шаровидных, огнеподобных, постоянно мятущихся атомов; имея внутреннюю энергию, её можно считать причиной движения живых … реферат можно считать актуальным. 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ДУШЕ Душа от (лат. anima) – определение, выражавшее исторически меняющиеся взгляды на психику, внутренний мир человека и животных …

Влияние естественнонаучного направления на понимание души и ее функций в эпоху Возрождения

Леонардо да Винчи (1452 — 1519) — Сыграл важную роль в укреплении механистического подхода в интерпретации психики и поведения людей и животных.

Изменения в реальном бытии личности изменяли и ее самосознание. Субъект осознавал себя центром направленных вовне духовных сил, желал подражать природе, преобразуя ее своим творчеством и практическими деяниями.

Вопросы биомеханики (строения и работы двигательных систем организма) очень интересовали да Винчи, деятельность живых существ он стремился описывать в категориях механики. Ему удалось установить зависимость двигательных систем от деятельности нервов, спинного и головного мозга, установить связь разных отделов мозга с различными функциями и мышечными реакциями.

Глаз — властелин над всеми другими органами чувств, его работа — ответная реакция на световые воздействия, а не управляется душой. Леонардо да Винчи довольно близко подошел к рефлекторному принципу.

Немецкие мыслители М.Филипп и Р.Гоклениус отличаются по свои взглядам они в большей степени зависят от теологии и богословия. Меланхтон Филипп выделяет 3 вида способностей (как и Аристотель) — растительные, животные и разумные. Растительные и животные являются страдательными силами, т.е. зависят от строения и деятельности частей тела и организма в целом, от воздействия внешних физических факторов.

Телесная обусловленность низших способностей души трактовалась им в духе представлений Галена: носителями растительной способности являются печень и венозная кровь; кровь, прошедшая через сердце и направляющаяся в виде парообразований в желудочки головного мозга, называется «животными духами» и служит материальным носителем ощущений и восприятия.

Высшие процессы (осознание восприятий и установление в них сходств и различий) относились им к разумным способностям или разумной душе, которая временно связывается с животными способностями. Разумная душа часть божественной природы, а потому вечна и бессмертна.

Родольф Гоклениус {1547 — 1628) -представитель поздней протестанской неосхоластики; ему приписывают появление термина «психология», по имени его основной работы — «Психология». В своих психологических взглядах выделял внешнее причинение, которое испытывается субъектом в силу внешней причины, и внутреннее причинение, проистекающее из начал, лежащих в самой душе.

2.Основные подходы к изучению истории психологии

«Персоналистский» подход в противовес «контекстному». Персоналистуческий подход реализует идею, согласно которой прогресс и изменения в научной истории связаны с деятельностью выдающихся личностей. Платон, Дарвин, Фрейд явились созидателями великих научных идей. Персоналкстический подход предполагает, что соответствующие идеи не возникли бы без появления именно этих выдающихся личностей. Сторонники этого подхода утверждают, что человек «делает время». Излагая историк! психологии, они соотносят ключевые моменты созданного автором учения с его биографией и личными особенностями. Получается, что при другой биографии или другой индивидуальности автора история психологии пошла бы в другом русле. Контекстный подход основан на идее, согласно которой прогресс и изменения в научной истории зависят от «духа времени», который делает людей восприимчивым к одним идеям и невосприимчивым к другим Соответственно, если бы не родился Зигмунд Фрейд, теорию бессознательного создал бы другой автор приблизительно в эту же эпоху. Этих взглядов придерживался Лев Толстой, который в романе «Война и мир» назвал великих людей «рабами истории». Значит «контекст», «социокультурная атмосфера», «интеллектуальный климат», «дух времени», а не личность определяет движение научной мысли.

Диадный подход (диада==«контрастирующая пара») Предполагается, что научная мысль развивается. сдвигаясь с одного полюса к другому. Примеры: Г. Мёрфи описывает развитие психологии между 10-ми и 20-ми годами 20 века как переход от «структуры к функции», «части к целому», «количественного к качественному», «экспериментального к генетико-статистическому». Д. Брунер и Г. Олпорт, проанализировав развитие психологии за 50 лет, обобщили результат, используя диады. По их мнению, главная тенденция состоит в усилении второго компонента следующих диад’ «рациональное-эмпирическое», «телеологическое-механистическое», «качественное-количественное». Олпорт разделил вес теории на две группы по критерию «детерминанта — свобода воли» К первой группе он отнес бихевиоризм, кибернетику, учение об условных рефлексах, фрейдизм, а ко второй группе — персонализм, экзистенциализм, гуманистическую психологию и все концепции самоактуализации.

12 стр., 5595 слов

1 Роль науки в развитии общества.Научная деятельность, научные знания

… 3 Научное исследование Формой осуществления и развития науки является научное исследование, т. е. изучение с помощью научных методов … историю факторный анализ начинает в психометрике и в настоящее время широко используется не только в психологии … корреляционный, корреляционно-регрессионный, факторный В рамках вариационного подхода ставится задача классификационного анализа данных. Показывается, что …

Парадигмальный подход (Т. Кун: «парадигма — это общепринятый образец актуальной научной Практики»).

По Куну, наука переживает сначала разброд подходов, потом единение вокруг определенной научной модели, что означает появление парадигмы. Не совместимые с ней факты либо игнорируются, либо подстраиваются под её каноны. Однако эти факты в конце концов сё расшатывают и создают ситуацию кризиса. Возникает эпоха столкновения несовместимых теорий. Далее создается примиряющая все прочиворечия модель и воцаряется новая парадигма. Пример: в физике парадигма Ньютона сменилась на парадигму Эйнштейна. Историки психологии спорят о существовании парадигм в нашей науке. Высказывалось мнение, что исторический путь психологии определили две парадигмы: итроспекционистская и бихевиористская. Но в психологии нет модели, которую бы признали большинство авторов. Возникла версия, что в психологии действует несколько парадигм, но это не соответствует определению понятия «парадигма». Есть мнение считать психологию на современном этапе предпарадигмальной наукой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector