Три штурма и «атака мертвецов»: правда и мифы об обороне российской крепости осовец в первую мировую
Содержание:
Литература
- Лиддел Гарт, «Стратегия непрямых действий»
- Boyd, John. Patterns of Conflict. 1986.
- Simpkin, Richard E. Race to the Swift: Thoughts on Twenty-First Century Warfare. Brassey’s, 2000.
- Richard Simpkin in association with John Erickson Deep battle : the brainchild of Marshal Tukhachevskii, London, Brassey’s Defence, 1987. ISBN 0-08-031193-8
- William S. Lind|Lind, William S. Maneuver Warfare Handbook. 1985. Westview Special Studies in Military Affairs. Westview Press Inc. Boulder, CO.
- Leonhard, Robert. The Art of Maneuver: Maneuver-Warfare Theory and Air-Land Battle. 1991. Presidio Press. Novato, CA.
- Martin van Creveld: Kampfkraft. Militärische Organisation und Leistung 1939—1945. 4. Auflage. Ares-Verlag, Graz 2009, ISBN 978-3-902475-17-6, (Originalausgabe: Fighting power).
- Trevor N. Dupuy: Der Genius des Krieges. Das deutsche Heer und der Generalstab 1807—1945. Ares-Verlag, Graz 2009, ISBN 978-3-902475-51-0, (Originalausgabe: A genius for war. The German Army And General Staff 1807—1945).
Литература
- Лиддел Гарт, «Стратегия непрямых действий»
- Boyd, John. Patterns of Conflict. 1986.
- Simpkin, Richard E. Race to the Swift: Thoughts on Twenty-First Century Warfare. Brassey’s, 2000.
- Richard Simpkin in association with John Erickson Deep battle : the brainchild of Marshal Tukhachevskii, London, Brassey’s Defence, 1987. ISBN 0-08-031193-8
- William S. Lind|Lind, William S. Maneuver Warfare Handbook. 1985. Westview Special Studies in Military Affairs. Westview Press Inc. Boulder, CO.
- Leonhard, Robert. The Art of Maneuver: Maneuver-Warfare Theory and Air-Land Battle. 1991. Presidio Press. Novato, CA.
- Martin van Creveld: Kampfkraft. Militärische Organisation und Leistung 1939—1945. 4. Auflage. Ares-Verlag, Graz 2009, ISBN 978-3-902475-17-6, (Originalausgabe: Fighting power).
- Trevor N. Dupuy: Der Genius des Krieges. Das deutsche Heer und der Generalstab 1807—1945. Ares-Verlag, Graz 2009, ISBN 978-3-902475-51-0, (Originalausgabe: A genius for war. The German Army And General Staff 1807—1945).
Основные задачи
Основные задачи, решаемые гражданской обороной:
- защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т.д.);
- координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;
- создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;
- повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов;
- специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;
- обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;
- эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;
- организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;
- обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.
Теоретическая разработка вопроса[править | править код]
Впервые теоретическое основание манёвренной обороны было разработано советской военной наукой в конце 20-х годов XX века на базе систематизации обширного опыта Гражданской войны и военной интервенции. В период 20-30-х годов в уставах Красной Армии основные положения манёвренной обороны тактического уровня были размещены в разделах «Подвижная оборона»; в уставах времён Великой Отечественной (ПУ-41, ПУ-42, ПУ-43) они были перенесены в раздел «Манёвренная оборона».
Опыт боевых действий на фронтах Великой Отечественной войны показал, что абсолютное большинство оборонительных операций советских войск велось по принципам, изложенным в разделах военных уставов, которые посвящены манёвренной обороне с переходом к классической позиционной обороне только во время последовательных контактов с противником на оборонительных рубежах. Из-за этого, в послевоенных уставах доминировала концепция «единой обороны», в рамках которой оборона не делилась на позиционную и маневренную. Однако, многие положения по подготовке и ведению манёвренной обороны созданные до и в ходе Великой Отечественной войны не потеряли актуальности и в реалиях начала XXI века.
С появлением ядерного вооружения и дальнобойных средств его доставки произошёл новый виток в развитии тактического и оперативного искусства. Понятие манёвренной обороны было возрождено, но до конца 70-х годов основные её положения рассматривались как один из способов реализации отхода с последовательным развёртыванием сил для боёв на промежуточных рубежах. В конце 80-х годов XX века манёвренная оборона была официально признана как самостоятельный вид оборонительных действий, целью которых является сдерживание превосходящих сил неприятеля путём сопротивления на нескольких последовательно удерживаемых рубежах
Общие положения
Суть манёвренной обороны заключается во втягивание сил противника в ряд последовательных боёв на большом количестве (3—4 и более) заранее намеченных оборонительных рубежей. Последовательно обороняясь на каждом рубеже, войска сначала отбивают атаку передовых подразделений противника, заставляют его потратить время на организацию удара и ввод в бой главных сил, позволяют им под огнём преодолеть имеющиеся заграждения и, не доводя дела до перехода ударных группировок неприятеля в решающую атаку, оттягиваются в глубину своих позиций под прикрытием заранее назначенных подразделений с огневыми средствами усиления. Иногда перед отходом проводится короткая контратака наступающих порядков противника специально отведёнными для этого резервами. Для того, чтобы не допустить охвата флангов частей в обороне, манёвр отхода обязательно проводится при согласовании с соседями. На следующем удобном рубеже отошедшие войска аналогичным образом немедленно приступают к организации системы огня и подготовке к отражению последующей атаки противника.
Принципиальным отличием сдерживающих действий в рамках манёвренной обороны от обороны позиционной является отсутствие необходимости в длительном удержании войсками занимаемых ими рубежей при общем стремлении минимизировать собственные потери с сохранением сил и средств для следующего боя. Целью манёвренной обороны является нанесение противнику максимально возможного урона, пресечение успешного прорыва врагом своих позиций при атаке с ходу и принуждение его к развёртыванию для подготовки удара своими главными силами.
По современным представлениям зарубежных специалистов, наряду с позиционной обороной (обороной района) не исключается ведение так называемой мобильной обороны, которая тоже опирается на фактор манёвренности войск, но имеет целый ряд отличий от идеи манёвренной обороны.
Оборона государства — система мер по защите его целостности и неприкосновенности
Конституция Российской Федерации об организации обороны государства
Оборона государства — это система политических, экономических, социальных и правовых мер по подготовке к вооруженной видите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. Она организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом РФ «Об обороне», законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
В целях обороны устанавливается воинская обязанность граждан и создаются Вооруженные Силы Российской Федерации.
В Конституции Российской Федерации определены правовые основы и наиболее значимые нормы по организации обороны государства и руководству Вооруженными Силами.
В статье 59 Конституции РФ говорится: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».
В ней определены полномочия высших органов государства в области обороны.
Согласно Конституции РФ глава нашего государства — Президент Российской Федерации — принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной неприкосновенности.
Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. В случае агрессии, направленной против Российской Федерации, он вводит на территории России военное положение, формирует и возглавляет Совет Безопасности, утверждает военную доктрину, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, присваивает высшие воинские звания.
Определенные полномочия в области обороны закреплены за Советом Федерации и Государственной Думой.
Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, установленные бюджетом, и федеральные законы в области обороны; утверждает указы Президента РФ о введении военного положения на территории страны; решает вопросы о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории России.
Государственная Дума рассматривает расходы на оборону и принимает законы в области обороны.
Таким образом, Конституция РФ достаточно ясно и четко регламентирует организацию обороны Российской Федерации. На основе Конституции принимаются законодательные акты, обеспечивающие детальное и подробное регулирование отношений в области организации обороны нашего государства.
В государственном строительстве
Оборона от возможного нападения иностранной державы является одной из важнейших функций государства. В современных условиях, когда агрессия является в международном праве осуждаемым актом, повсеместно в мире служит обоснованием военно-государственного строительства. В современной военной теории может включать в себя «упреждение», «упреждающий удар», «обезоруживающий удар» и другие эвфемизмы неспровоцированных наступательных военных действий.
Оборона России организуется и осуществляется в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации;
- федеральными конституционными законами Российской Федерации;
- федеральными законами Российской Федерации;
- законами Российской Федерации
- и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Организация обороны
Состоит из:
- прогнозирования и оценки военной опасности и военной угрозы;
- разработки основных направлений военной политики и положений военной доктрины Российской Федерации;
- правового регулирования в области обороны;
- строительства, подготовки и поддержании в необходимой готовности Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения;
- разработки, производства и совершенствования систем управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, вооружения и военной техники, создание их запасов, а также планирования использования радиочастотного спектра;
- планирования перевода органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;
- мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;
- создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;
- планирования и осуществления мероприятий по гражданской и территориальной обороне;
- оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны;
- обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну, в области обороны;
- развития науки в интересах обороны;
- координации деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обороны;
- финансирования расходов на оборону, а также контроль над расходованием средств, выделенных на оборону, и деятельностью Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- международного сотрудничества в целях коллективной безопасности и совместной обороны;
- других мероприятий в области обороны.
Военные действия
Заключается в поражении противника огневыми (в ядерной войне и ядерными) ударами, отражении его огневых и ядерных ударов, наступательных действий, предпринимаемых на земле, в воздухе и на море, противодействии попыткам противника захватить удерживаемые рубежи, районы, объекты, разгроме его вторгнувшихся группировок войск (сил).
Оборона может иметь стратегическое, оперативное и тактическое значение. Оборона организуется заблаговременно или занимается в результате перехода войск (сил) противника в наступление. Обычно, наряду с отражением ударов противника оборона включает в себя и элементы наступательных действий (нанесение ответных, встречных и упреждающих огневых ударов, проведение контрударов и контратак, поражение атакующего противника в районах его базирования, развертывания и на исходных рубежах), удельный вес которых характеризует уровень её активности.
В Древнем мире и в Средние века для обороны использовали укреплённые города, крепости, замки. С оснащением армий (с XIV—XV вв.) огнестрельным оружием началось строительство полевых оборонительных укреплений, в основном, земляных, которые использовались для ведения огня по противнику и укрытия от его ядер и пуль. Появление в середине XIX века нарезного оружия, обладающего большей скорострельностью и дальностью стрельбы, вызвало необходимость совершенствования способов обороны. Для повышения её устойчивости боевые порядки войск (сил) стали эшелонировать в глубину.
Элементы сухопутной обороны
В зависимости от условий элементы сухопутной обороны включают в себя:
-
Оборонительный рубеж
- предполье или передовая полоса обороны;
- позиция боевого охранения;
- главная полоса обороны.
Разновидности обороны
- общевойсковая
- противовоздушная
- противоракетная
- противокосмическая
- противотанковая
- противоартиллерийская
- противолодочная
- активная
- пассивная
- позиционная
- манёвренная (подвижная)
- мобильная
- ярусная
- двухъярусная (ружейная)
- фланковая
- другие виды (см., напр., Стратегическая оборонная инициатива)
Требования, предъявляемые к обороне
К обороне предъявляются следующие требования. Она должна:
- быть устойчивой и активной, то есть способной сохранять свои качества при нанесении ударов противником различным вооружением;
- обладать способность противостоять ударам противника с применением всех типов вооружения и военной техники, отразить наступление его превосходящих войск (сил);
- иметь глубоко эшелонированное построения войск (сил);
- обладать способность уничтожать десант противника в случае его высадки;
- быть подготовленной к длительному ведению боевых действий в условиях применения противником оружия массового поражения, высокоточного оружия, радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и так далее.
Исторический очерк
Тактику манёвренной обороны задействуют с древнейших времён в разных масштабах и организационных формах в соответствии с развитием вооружения конкретного исторического этапа. До появления в конце XIX века эффективного и скорострельного огнестрельного вооружения она преобладала над позиционной формой обороны, однако на фрoнтах русско-японской войны 1904—1905 годов и Первой мировой последняя стала превалировать. Тем не менее, уже во время Гражданской войны и иностранной военной интервенции в России мобильные оборонительные действия использовались всеми воюющими сторонами почти повсеместно, в том числе — и в стратегических масштабах. Такой выбор был продиктован, прежде всего, пространственной протяжённостью театра военных действий, относительной малочисленностью противостоящих армий и отсутствием сплошной линии фронта. Помимо сухопутных действий манёвренные формы обороны нашли применение и на море в тех ситуациах, когда возникала необходимость отразить удары превосходящих сил противника; в этих случаях соединения военно-морских сил при манёврах опирались на оборонительные минные заграждения и минно-артиллерийские позиции.
С началом Великой Отечественной войны активность советских войск приобрела характер манёвренной обороны не только в тактическом, но и в оперативном масштабе; некоторые войсковые объединения вели оборонительные бои и сражения в стратегическом масштабе на заранее намеченных рубежах в сочетании с контрударами и контратаками. При этом, рубежи обороны эшелонировались, по возможности выбирались на местности, труднодоступной для вражеской бронетехники при условии наличия скрытых путей для осуществления манёвра в глубину. Если обстановка вынуждала отходить, то удерживали назначенный рубеж до последнего, а от противника стремились оторваться ночью, переходя на заранее подготовленную позицию в тылу и вступая там в новый бой по канонам позиционной обороны.