Об утверждении общего порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы российской федерации (утратил силу с 01.01.2014 на основании приказа казначейства россии от 30.08.2013 n 15н)
Содержание:
Доведение лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов распорядителям и получателям
Согласно разд. 3 Приказа N 50н распорядители и получатели бюджетных средств, находящиеся в ведении главного распорядителя, уведомляются расходными расписаниями о распределении им лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов.
Расходные расписания оформляются главным распорядителем по каждому из находящихся в его ведении распорядителю и получателю. На обеспечение своего содержания, включая осуществление централизованных мероприятий, главный распорядитель также оформляет расходное расписание.
Главными распорядителями расходные расписания представляются в ФК в двух экземплярах: на бумажном носителе и в электронном виде, для отражения на лицевом счете распорядителя средств, открытом главному распорядителю в ФК. При наличии электронного документооборота между главным распорядителем и территориальным ОФК порядок представления расходных расписаний определяется договором (соглашением) об обмене электронными документами.
Причем лимиты бюджетных обязательств на финансовый год и объемы финансирования расходов с начала финансового года, распределенные главным распорядителем по находящимся в его ведении распорядителям и получателям, а также на обеспечение содержания главного распорядителя, включая осуществляемые им централизованные мероприятия, не должны превышать лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов, доведенные ему казначейскими уведомлениями, по соответствующим кодам Бюджетной классификации РФ (далее — бюджетная классификация).
Показатели, отраженные в сформированных главным распорядителем расходных расписаниях, учитываются на лицевом счете распорядителя средств, открытом в ФК, с начала финансового года по каждому распорядителю и получателю, находящемуся в его ведении. Затем ФК направляет в электронном виде как отдельные расходные расписания главного распорядителя, так и расходные расписания, сформированные ФК на основании представленных главными распорядителями реестров расходных расписаний, по принадлежности в территориальные ОФК по месту открытия соответствующих лицевых счетов распорядителям или получателям.
Территориальный ОФК учитывает лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов, указанные в поступившем от главного распорядителя расходном расписании, на соответствующем лицевом счете распорядителя или получателя. Копия расходного расписания главного распорядителя, заверенная территориальным ОФК, прилагается к выписке из соответствующего лицевого счета, выдаваемой распорядителю или получателю не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления расходного расписания в территориальный ОФК.
Распределение лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов распорядителем оформляется расходным расписанием по каждому находящемуся в его ведении распорядителю и получателю, а также на содержание распорядителя, включая осуществляемые распорядителем централизованные мероприятия.
Лимиты бюджетных обязательств на финансовый год и объемы финансирования расходов с начала финансового года, отраженные распорядителем в расходных расписаниях по находящимся в его ведении распорядителям и получателям, а также на обеспечение содержания распорядителя, включая осуществляемые распорядителем централизованные мероприятия, не должны превышать лимиты бюджетных обязательств на финансовый год и объемы финансирования расходов с начала финансового года, доведенные ему расходным расписанием главного распорядителя (вышестоящего распорядителя).
Территориальный ОФК на основании реестра расходных расписаний распорядителя в электронном виде направляет расходные расписания распорядителя в территориальные ОФК по месту открытия соответствующих лицевых счетов находящимся в ведении распорядителя нижестоящим распорядителям и получателям.
В свою очередь, территориальный ОФК по месту нахождения соответствующего лицевого счета распорядителя или получателя, которому адресовано расходное расписание, осуществляет контроль поступившего расходного расписания главного распорядителя (распорядителя). При этом указанные в расходном расписании лимиты бюджетных обязательств на финансовый год не должны быть меньше кассовых расходов получателя с учетом принятых территориальными ОФК на учет бюджетных обязательств данного получателя. А объемы финансирования расходов с начала финансового года — соответственно, меньше объемов финансирования расходов, распределенных распорядителем, или произведенных получателем кассовых расходов с начала финансового года.
Федеральное казначейство
Основным направлением реформы бюджетного процесса РФ является широко применяемая в мире концепция (модель) «бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования». Ее суть заключается в распределении бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.
В рамках этой реформы разработана новая система бюджетного учета и отчетности, позволяющая контролировать не только правильность расходования бюджетных средств, но и результативность их использования по каждому бюджетному году, а также объективно оценивать активы и обязательства органов государственной власти страны.
Немаловажная роль в процессе реформирования бюджетного учета и отчетности отведена ФК. Так, согласно Положению о Федеральном казначействе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 (далее — Положение N 703), ФК является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Свою деятельность ФК осуществляет непосредственно через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, Центральным банком РФ, общественными объединениями и иными организациями.
Круг полномочий ФК обширен. Так, согласно п. 5 Положения N 703:
- доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;
- ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
- открывает в Центральном банке РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством РФ, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;
- открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
- ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
- ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;
- составляет и представляет в Министерство финансов РФ оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета РФ;
- осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
- обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы РФ от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в ФК, и другие.
Таким образом, органы Федерального казначейства (ОФК) являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств.
В целях реализации своих полномочий согласно п. 6 Положения N 703 ФК имеет право:
- запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам установленной сферы деятельности;
- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
- организовывать проведение необходимых экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;
- контролировать деятельность территориальных ОФК;
- создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные ОФК по согласованию с министром финансов РФ и другие (п. 6 Положения N 703).
Кассовое исполнение бюджетов бюджетной системы РФ ОФК направлено на осуществление и учет операций:
- по кассовым поступлениям в бюджет и распределению полученных доходов между бюджетами бюджетной системы РФ;
- по кассовым выплатам из бюджета.
О порядке уточнения платежей
В связи с поступающими от финансовых органов вопросами Письмом Федерального казначейства от 22.05.2006 N 42-7.1-15/5.1-215 был разъяснен порядок уточнения платежей.
В соответствии с указанным Письмом поступления по платежным документам на счет N 40201 (N 40204) суммы возврата дебиторской задолженности получателя средств, лицевой счет которого открыт в органе Федерального казначейства, относятся к невыясненным поступлениям в следующих случаях:
- в полях «ИНН» и «КПП» получателя не указан или неправильно указан ИНН (КПП) получателя средств;
- в поле «Получатель» в скобках не указаны или неправильно указаны сокращенное наименование получателя средств и (или) номер его лицевого счета, открытого в органе Федерального казначейства.
Для уточнения вышеуказанных поступлений финансовому органу необходимо представить в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа.
При уточнении суммы возврата дебиторской задолженности не требуется указывать платежный документ, на основании которого ранее была отражена на лицевом счете получателя средств кассовая выплата, подлежащая восстановлению.