Морально-психологическое обеспечение
Содержание:
- Источники
- Карьера после окончания вуза по профилю «Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях», код специальности 37.05.02
- О профессии Специалиста по психологическому обеспечению в чрезвычайной ситуации
- Литература
- Составляющие морально-психологического обеспечения
- Составляющие морально-психологического состояния
- Зависимость технологий психического вспомоществования от стереотипа специалиста
Источники
- Іллюк О. О. Методика оцінювання морально-психологічного стану особового складу / О. О. Іллюк // Людський фактор військових формувань: зміст оцінювання та прогнозування : монографія / О. О. Іллюк. — Х.: Акад. ВВ МВС України, 2012. — 251 с.
- Криворучко, П. П. Морально-психологічний стан військового підрозділу: оцінка та прогнозування : навч. посіб. / П. П. Криворучко, О. Ф. Хміляр, Р. А. Шпак, С. В. Василенко. — К.: Молода нація, 2005. — 63 с.
- Іллюк О. О. Теоретико-методологічні засади людського фактора (людського потенціалу) військових формувань та його складників – морального духу і морально-психологічного стану особового складу / О. О. Іллюк // Людський фактор військових формувань: зміст оцінювання та прогнозування : монографія / О. О. Іллюк. — Х., 2012. — 251 с.
- Іллюк О. О. Методика оцінювання та прогнозування психологічних втрат і психологічної безпеки особового складу / О. О. Іллюк // Людський фактор військових формувань: зміст оцінювання та прогнозування : монографія / О. О. Іллюк. — Х.: Акад. ВВ МВС України, 2012. — 251 с.
Карьера после окончания вуза по профилю «Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях», код специальности 37.05.02
Специалисты в области психологии служебной деятельности широко востребованы во многих силовых структурах, органах власти разного уровня, государственных и коммерческих организациях.
В сфере правоохранительной и правоприменительной деятельности они могут быть трудоустроены в психологических службах окружных и региональных структур Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службе безопасности РФ, Федеральной службе исполнения наказаний,
Специалисты в области психологии служебной деятельности широко востребованы во многих силовых структурах, органах власти разного уровня, государственных и коммерческих организациях.
В сфере правоохранительной и правоприменительной деятельности они могут быть трудоустроены в психологических службах окружных и региональных структур Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службе безопасности РФ, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной службе судебных приставов, Федеральной налоговой службе, Федеральной таможенной службе, Прокуратуре РФ и Следственного комитета РФ.
Выпускники занимают должности психологов в судах различных инстанций, а также должности психологов в ведомственных учреждениях образования, переподготовки, психологической поддержки и реабилитации сотрудников вышеуказанных окружных и региональных правоохранительных и правоприменительных структур.
В сфере обороны выпускники востребованы в:
- психологических службах в соединениях и частях войск и флотов, а также отдельных подразделениях Министерства обороны РФ;
- психологических службах в частях и подразделениях войск МВД РФ;
- психологических службах в войсках Пограничной службы ФСБ;
- психологических службах в соединениях и частях войск и отдельных подразделениях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Выпускники занимают должности психологов в ведомственных учреждениях образования, переподготовки, психологической поддержки и реабилитации сотрудников вышеуказанных окружных и региональных силовых структур.
Кроме того, выпускники работают в:
- государственных и муниципальных учреждениях (специалистами по кадровой работе, психологами);
- в организациях и предприятиях разной формы собственности и профиля деятельности (психологами, менеджерами по работе с персоналом);
- в консалтинговых фирмах, кадровых агентствах и тренинговых центрах (бизнес-тренерами, HR-специалистами, психологами-консультантами).
РазвернутьСвернуть
О профессии Специалиста по психологическому обеспечению в чрезвычайной ситуации
Бакалавриат и специалитет5
Магистратура6
Вузы24
Специалист по психологическому обеспечению в чрезвычайной ситуации – это эксперт, организующий и осуществляющий комплекс мероприятий по психологическому сопровождению деятельности личного состава подразделений, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также оказывающий экстренную психологическую помощь пострадавшим при катастрофах и бедствиях.
Ключевые функции данного специалиста:
Психологическое сопровождение процедуры опознания погибших в чрезвычайной ситуации
Специалист по психологическому обеспечению в чрезвычайной ситуации – это эксперт, организующий и осуществляющий комплекс мероприятий по психологическому сопровождению деятельности личного состава подразделений, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также оказывающий экстренную психологическую помощь пострадавшим при катастрофах и бедствиях.
Ключевые функции данного специалиста:
- Психологическое сопровождение процедуры опознания погибших в чрезвычайной ситуации – ряд мероприятий, осуществляемый специалистами в целях оптимизации психического состояния родственников погибших в ЧС, а также специалистов, проводящих опознание;
- Информационно-психологическое сопровождение пострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС – комплекс действий психологов, направленный на своевременное, достоверное, регулярное и доступное информирование пострадавших о мероприятиях, проводимых с целью ликвидации последствий ЧС и по другим вопросам, связанным с оказанием помощи пострадавшим;
- Обеспечение минимальных условий жизнедеятельности пострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС – целостная система мероприятий, осуществляемая специалистами психологической службы во взаимодействии со службами, обеспечивающими питание, размещение, проживание, транспортировку пострадавших в ЧС, а также родственников пострадавших и погибших в ЧС;
- Экстренная психологическая помощь – комплекс действий психологов, направленный на оптимизацию актуального психического состояния пострадавших в условиях ЧС и профилактику отдаленных негативных психических последствий.
Действия специалистов по психологическому обеспечению в чрезвычайной ситуации включают в себя как отдельные специальные методы психологического воздействия, так и организацию особой среды, окружающей пострадавших, родственников пострадавших и погибших в ЧС, а также участников ликвидации последствий ЧС.
Специалисты по психологическому обеспечению в чрезвычайной ситуации, как правило, являются представителями психологических служб силовых ведомств (Министерство обороны, МВД, МЧС и другие), консультативных и конфликтологических центров, телефонов доверия, кризисных психологических служб; медицинских учреждений.
РазвернутьСвернуть
Литература
- Белых-Силаев Д.В. Психологическая составляющая профессиональной деятельности следователя в ситуации работы с потерпевшими при возникновении острой реакции на стресс // Юридическая психология. 2012. N 3. С. 38 — 40.
- Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса // Психологический журнал. 2006. Т. 27. N 2. С. 113 — 122.
- Военная психология: теория, методология, практика. М.: ВУ, 1998.
- Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л., Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Военно-психологический словарь-справочник. М., 2010.
- Калашникова С.А. Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности // Молодой ученый. 2011. N 8. Т. 2. С. 84 — 87.
- Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах: Монография. М., 1998.
- Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах: Дис. … докт. психол. наук. М., 1998.
- Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий войск как технология управления целевым психологическим ресурсом // Материалы 3 съезда РПО. СПб., 2003.
- Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология. СПб.: Питер, 2006.
- Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Введение в профессию военного психолога. М.: Академия, 2007.
- Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. СПб.: Питер, 2003.
- Леонтьев Д.А. Психологические ресурсы преодоления стрессовых ситуаций: к уточнению базовых конструктов // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе: Материалы II Международной научно-практической конференции. Кострома, 2010. Т. 2. С. 40 — 42.
- Кожевникова Е.Ю. Личностные ресурсы преодоления ситуации социально-экономической депривации: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Краснодар, 2006.
- Практикум по психологии здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер, 2005.
Составляющие морально-психологического обеспечения
Морально-психологическое обеспечение в Вооружённых силах Российской Федерации осуществляется во всех видах боевой и повседневной деятельности войск и мало чем отличается от аналогичного комплекса мероприятий в вооружённых силах других государствах. В военных (боевых) действиях оно планируется и проводится на основе решения командующего по следующим направлениям:
- информационно-воспитательная работа;
- социально-психологическая работа;
- социально-правовая работа;
- культурно-досуговая работа;
- противодействие информационно-психологическому воздействию противника.
Средствами морально-психологического обеспечения являются:
- технические средства обучения и воспитания;
- культурно-досуговые учреждения;
- военные печатные издания;
- военное телерадиовещание.
В интересах морально-психологического обеспечения действий войск также привлекаются средства государственных учреждений, обществ, объединений, религиозных организаций и творческих коллективов.
Важным компонентом полноценного морально-психологического обеспечения считается проведение военных учений в условиях, максимально приближенных к боевым. Главным условием в таких учениях является психологическая модель современного боя, полностью имитирующая боестолкновение, которое может произойти в реальности. Для проведения военного учения, максимально приближенного к боевым условиям, используются:
различные средств имитации боя:
-
- учебные взрывчатые вещества;
- имитаторы ядерного взрыва;
- учебные рецептуры отравляющих веществ;
- имитационные гранаты и фугасы;
- взрывные пакеты, дымовые шашки, ракеты (сигнальные), огнесмеси, холостые патроны и т. д.
- трансляции записей шумовых эффектов боя (выстрелы танков, орудий, разрывы снарядов, мин, звуковых низколетящих самолетов и т. д.;
- создание пожаров;
- расстановка макетов повреждённой техники;
- установка всевозможных инженерных заграждений и препятствий, включая применяемые внезапно (имитационные минные поля, проволочные и малозаметные ограждения, рвы, ловушки, завалы, баррикады, разрушенные участки дорог и мостов).
В подобных учениях требуется организация реального противодействия в виде условного противника (подготовленная группа личного состава, двухсторонняя игра силами двух взводов и т. д.).
Составляющие морально-психологического состояния
Составляющие морально-психологического состояния – это основные взаимосвязанные факторы чувственных (эмоциональных) качеств военнослужащих, определенные в соответствии с эффективностью влияния на формирование их личностного механизма психологической защиты, функционального назначения, продолжительности действия и ценностного значения для жизнедеятельности личного состава .
Составляющими морально-психологического состояния являются:
- демографический – включает факторы: возрастной – жизненный опыт (количество прожитых лет), образовательный – наличие образования, семейное – семейное положение, календарной военной выслуги, опыта действий в экстремальных условиях;
- личностный – включает факторы, определяющие удовлетворение военнослужащего своими личностными качествами: памятью, характером, темпераментом, способностями, физическим здоровьем;
- служебный – включает факторы, определяющие удовлетворение военнослужащих: службой в военной структуре, должностью, надёжностью оружия и боевой техники, состоянием дисциплины, личной профессиональной подготовкой;
- моральный – включает факторы, определяющие удовлетворение личного состава морально-этическими факторами: отношениями между военнослужащими, справедливостью командиров (начальников), отношением личного состава к местному населению; поведением военнослужащих в общественных местах, личным внешним видом;
- природно-климатический – включает факторы, определяющие удовлетворение личного состава природными и климатическими условиями службы и условиям выполнения служебно-боевых и учебных задач: природа, климат, экология, погода, время года .
Факторы составляющих морально-психологического состояния – это структурные компоненты основных детерминантов чувственных (эмоциональных) качеств личного состава, которые выражают существенные признаки этих факторов, обеспечивающих оптимальную эффективность формирующего воздействия и нейтрализации внутренних и внешних угроз .
К содержанию приведенных составляющих морально-психологического состояния личного состава можно добавить и другие факторы, но к критериальной базе взяты лишь те, которые выражают основные, существенные признаки, характерные для всех категорий военнослужащих, а их исследование не требует специальных условий, длительных и сложных вычислений. В случае углубленного исследования морально-психологического состояния личного состава небольших подразделений и расчетов можно учитывать и второстепенные факторы .
Зависимость технологий психического вспомоществования от стереотипа специалиста
Нравственныйстатус специалиста |
Реализуемые психотехнологии |
||
Психологи- ческая подготовка |
Психологическая поддержка и реабилитация |
Социально- психологическая реадаптация |
Психологическое обеспечение боевых действий |
Из таблицы 1 видно, что в том случае, когда деятелю отводится роль «расходного материала», считается достаточным подготовить его профессионально и психологически и ввести в деятельность. Когда деятель — «средство», кроме его предварительной подготовки к деятельности, возникает необходимость в контроле, мониторинге, «регламенте» (поддержке, помощи), восстановлении (реабилитации). Когда же деятель рассматривается в качестве социальной ценности, кроме его психологической подготовки, поддержки и реабилитации в ходе выполнения служебной деятельности, появляется необходимость в бесконфликтном, нетравмирующем возвращении его в систему социальных связей и отношений обычной, повседневной жизни, т.е. в социально-психологической реадаптации. Таким образом, лишь тогда, когда общество «дорастает» до принятия специалиста, осуществляющего служебную деятельность, как ценности, появляется основа для создания целостной системы психологического обеспечения служебной деятельности.
Центральным пунктом в обосновании системы психологического обеспечения служебной деятельности является понимание психологического ресурса. Понятие психологического ресурса все активнее закрепляется в терминологическом аппарате психологии. Чаще всего под психологическим ресурсом понимаются: 1) количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; 2) психологические условия, позволяющие с помощью определенных преобразований получить желаемый результат; 3) психологическое средство, к которому обращаются в нужном случае; 4) запас психической энергии; 5) ресурсное состояние человека, позволяющее ему эффективно разрешать трудные ситуации; 6) индивидуальные особенности, обусловливающие характер мобилизации, адаптации к стрессовой ситуации, ее преодоления и предотвращения неблагоприятных последствий .
В последнее время в психологии сложилось понимание того, что различаются специфические, узконаправленные ресурсы, имеющие значение лишь для определенного класса стрессовых ситуаций, и универсальные метаресурсы, обладание которыми дает выигрыш в самых разнообразных стрессовых ситуациях . Таким образом, не существует абсолютного психологического ресурса, достаточного для осуществления любых видов служебной деятельности. Более того, разные задачи служебной деятельности нуждаются в различных видах психологического ресурса.
Анализ качественной определенности психологических ресурсов показывает, что чаще всего к ресурсам относят: материальные объекты (доход, дом, транспорт, одежда, объектные фетиши) и нематериальные (желания, цели); внешние (социальная поддержка, семья, друзья, работа, социальный статус) и внутренние интраперсональные переменные (самоуважение, профессиональные умения, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований и др.); психические и физические состояния; волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, которые необходимы (прямо или косвенно) для выживания или сохранения здоровья в трудных жизненных ситуациях либо служат средствами достижения лично значимых целей. Человек имеет возможность получать, сохранять, восстанавливать, приумножать и перераспределять ресурсы в соответствии с собственными ценностями. Благодаря такому распределению ресурсов человек имеет возможность адаптироваться к изменяющимся условиям деятельности. В случае утраты ресурсов другие ресурсы выполняют функцию ограничения инструментального, психологического и социального воздействия ситуации. Утрата внутренних и внешних ресурсов влечет за собой потерю субъективного благополучия, переживается как состояние психологического стресса, негативно сказывается на состоянии здоровья личности .
Системное понимание субъекта служебной деятельности («человек — деятельность — среда») обусловливает системную трактовку психологических детерминант его активности, его психологического ресурса, позволяющего выполнять служебные задачи. Для определения таких детерминант и источников психологического ресурса мы использовали известную квазиформулу поведения, предложенную К. Левиным: