Философия науки
Содержание:
- Таблица «Философия и наука»
- Интернет-ресурсы (ссылки)
- Список литературы
- Философия и наука
- Программа курса
- Некоторые концепции времени
- Единицы времени в науке
- Научные войны
- Похожие курсы
- ФИЛОСОФИЯ в ситуации постмодернизма[править | править код]
- Научное определение времени
- Программа курса
- Эзотерика — наука будущего
- Философия сегодня
- Наука — это…
Таблица «Философия и наука»
Философия опирается в основном на внутренние ощущения человека, его чувства и переживания. Наука признает конкретику и расчет. Сходства и различия науки и философии представлены в таблице.
Сходства |
Философия |
Наука |
И философия, и наука ищут ответы на поставленные вопросы, призваны решать проблемы |
Ищет ответы на вопросы о смысле жизни, собственном пути, разделении на духовное и материальное. |
Наука призвана решать вопросы, возникающие в обществе в настоящее время. |
Критическое осмысление прошлого, поиск новых решений, ведение мысленного диалога с предшественниками. |
Ученые не зацикливаются на открытиях прошлого. |
|
Философия использует в основном абстрактные понятия. |
Наука призвана решать проблемы путем лабораторных исследований, опыта, наблюдения. |
|
В философии могут вместе существовать несколько противоречивых подходов. |
Наука отвергает сосуществование нескольких взаимоисключающих подходов. |
|
Знание в философии многослойно. |
Понятия науки точны и конкретны. |
|
Философия призвана найти истину как способ согласовать мысли и существование человека. Ценности утверждает как форму согласования человеческого бытия с его мыслями. |
Абстрагируется от оценок и суждений, не делит на черное, белое, хорошее и плохое. Отвечает на конкретные вопросы: каким образом, для чего, почему и так далее. |
Интернет-ресурсы (ссылки)
1. http://www.philosophy.ru Библиотека Института философии
2. http://www.auditorium.ru/aud/index.php Библиотека гуманитарных текстов «AUDITORIUM»
3. http://www.emory.edu/INTELNET/virt_bibl.html «Интелнет» Михаила Эпштейна
4. http://www.arya.ru/biblio/biblio.htm Библиотека Арьядхарма — Арийская традиция
5. http://absolutology.zyq.ru/index.htm Библиотека Абсолютология
6. http://philos.msu.ru/library Библиотека философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
7. http://www.psylib.org.ua/books/dekar01/index.htm Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)
п. 6.1., п. 6.2. |
Список литературы
1. Бергсон А. Материя и память. Соч. в 4-х томах, Т. 1. — М., Московский клуб, 1992.
2. Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания. Сочинения. — М., 1978.
3. Вебер М. Наука как призвание и профессия. В кн. Самосознание европейской культуры ХХ века. М., Политическая литература, 1991.
4. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. — М., 1958.
5. Гуссерль Э. Картезианские размышления. — СПб., 1998.
6. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию // в кн. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.
7. Кант И. Критика чистого разума. Собрание сочинений в 8 томах. Том 3: Критика чистого разума. — М., 1994.
8. Кассирер Э. Сущность и действие символического понятия в кн. …. — М., 1998.
9. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
10. Ницше Ф. Человеческое слишком человеческое. Соч. 2-х томах, Т. 1. — М., Мысль, 1990.
11. Ортега-и-Гассет Х. Идеи и верования. В кн. Эстетика. Философия культуры. — М., Искусство, 1991.
12. Поппер К. Логика и рост научного знания. — М., 1980.
13. Хайдеггер М. Учение Платона об истине в кн. Время и бытие. — М., Республика, 1993.
14. Юм Д. Трактат о человеческой природе. Т.I-II. — М., «Канон», 1995.
Философия и наука
В чем выражается соотношение философии и науки друг с другом? Это две совершенно разных формы познания мира, самостоятельные, но дополняющие друг друга. Соотношение философии и науки выражается не только в поиске сходств и различий. Одно не может существовать без другого.
Так, философия — это утверждения, с которыми согласен отдельный человек, совокупность его общих взглядов на мир. Наука помогает совершенствовать философию через новые открытия и дополняет ее фактами для обоснования той или иной теории. История развития науки знает немало примеров этого факта. Так, например, раньше считали, что Земля плоская, а в результате сделанных наукой открытий удалось установить, что наша планета имеет форму шара. Это открытие опровергло одно философское мировоззрение на устройство мира и породило новые варианты. То же самое относится к природным явлениям, когда наводнение, землетрясение или гроза воспринимались исключительно как гнев богов. Со временем наука научилась не только предугадывать погодные условия, но и во многом контролировать их.
История развития науки была бы неполной без философии. Она выполняет следующие функции:
- формирует новые предметные области для открытий в науке;
- формирует и объясняет представления и принципы, устраняет возникающие противоречия;
- приводит к осмыслению полученного результата;
- систематизирует полученные научные знания, помогая дисциплинам определять свое место в познании картины мира в целом, устанавливает контакты и взаимодействие не только с науками, но и людьми.
Программа курса
Онлайн-курс состоит из десяти разделов:
Раздел 1. Предмет и основные концепции философии науки
1.1. Формирование философии науки и основные этапы ее развития (позитивизм и постпозитивизм)
1.2. Концептуальная модель современной философии науки
Раздел 2. Природа научного познания. Наука в системе культуры
2.1. Природа науки, три аспекта бытия науки
2.2. Образы науки и стандарты научности
2.3. Структура научного знания: эмпирический, теоретический уровни научного знания, уровень оснований науки
Раздел 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
3.1. Генезис науки: наука античности, наука средневековья
3.2. Становление классической науки в эпоху Нового времени (формирование объекта, субъекта, метода научного познания)
3.3. Динамика науки в культуре европейской цивилизации. Внутренние и внешние факторы развития науки
Раздел 4. Динамика науки. Типы научной рациональности
4.1. Рост и развитие научного знания
4.2. Философия науки о динамике научной рациональности
4.3. Концепция постнеклассической науки, ее признаки
Раздел 5. Актуальные проблемы современной философии науки
5.1. Проблема объективности научного знания. Истина и достоверное знание
5.2. Научный реализм и релятивизация в научном познании
5.3. Междисциплинарные и трансдисциплинарные исследования в современной науке
Раздел 6. Предмет, специфика и функции физико-математических наук
6.1. Различие аналитического и синтетического, априорного и апостериорного в системе точного знания
6.2. Различие методов математики и естествознания в связи со спецификой их предметов. Аналитический подход к определению основных понятий
6.3. Кризисы в основаниях математики и теоретико-множественные парадоксы
6.4. Основные школы в философии и основаниях математики
Раздел 7. Математика как формальная система и проблемы вычислимости
7.1. Формалистская программа Гилберта
7.2. Ограничительные теоремы Гёделя и их математическое и философское значение
7.3. Проблема разрешимости и возможности вычислительной машины
Раздел 8. Проблемы искусственного интеллекта
8.1. Понятие искусственного интеллекта. Предпосылки возникновения систем искусственного интеллекта
8.2. Парадигма «интеллект как исчисление понятий». Парадигма «интеллект как восприятие». Парадигма «интеллект как рефлексия». Парадигма «интеллект как самоидентичность»
8.3. Тест Тьюринга. Понятие интенциональности, парадигма «интеллект как интенциональность». Аргумент «Китайская комната». Синтаксис и семантика систем искусственного интеллекта
Раздел 9. Физическая картина мира и её эволюция
9.1. Эволюция физической картины мира и изменение онтологии физического знания
9.2. Механическая, электромагнитная и современная квантово-релятивистская картины мира как этапы развития физического познания
9.3. Философские и общенаучные основания единства физического знания
Перед итоговой аттестацией проводится вебинар.
Раздел 10. Итоговая аттестация
Некоторые концепции времени
- Классическая физика утверждает, что время является непрерывной величиной с точки зрения квантовой теории. Она первостепенная и неопределяемая. Время является обязательным параметром для протекания любых процессов. Оно одинаково для всего, что происходит в мире, в любой точке планеты. Несмотря на ускорение или замедление некоторых физических процессов, время течет равномерно, и ничто не может повлиять на его ход.
- Квантовая механика также признает необратимость хода времени, но утверждает, что оно течет неравномерно. Согласно ей, измерение даст информацию о том, в каком состоянии объект находился в прошлом, но в будущем появится другое, новое состояние.
- Эйнштейн выдвигал свою теорию, которая популярна и сегодня. Наибольший интерес представляет тот факт, что время и пространство не являются самостоятельными. Так вблизи, массивных объектов пространство способно искажаться, а время — замедлять ход.
Единицы времени в науке
- Единое на всю планету — система Гринвич.
- Поясное — включает 24 часа.
- Истинное время, измеряемое солнечными часами, установленными в разных точках Земли.
- Солнечное — усредненное на определенной территории.
- Звездное — его используют в астрономии.
- Летнее — часы переводят для экономии ресурсов энергии.
Человек разделяет время на интервалы для описания конкретных событий своей жизни, но это деление относительно. Настоящее — это временной момент, который сразу же становится прошлым.
Физика по-своему определила время, и это определение стало фундаментальным при создании часов: время — это обратимая величина движения объектов, которая измеряется последовательностью событий.
Научные войны
После публикации Томасом Куном книги «Структура научных революций» множество представителей академического сообщества подвергли науку критике с самых разных точек зрения. Защитники науки попытались доказать ограниченность этих взглядов, показывая, что специфический научный метод намного более силён, чем то полагают критики. Ожесточённые споры между ними, продолжавшиеся в течение многих лет без окончательного решения, получили название . Ряд авторов, выступавших в качестве защитников науки, счёл наиболее удобным инструментом для этих целей философию прагматизма и использовал для защиты науки некоторые идеи трёх крупнейших представителей прагматизма – Чарльза Пирса, Уильяма Джеймса и Джона Дьюи.
Похожие курсы
7 сентября 2020 — 1 февраля 2021 г.
Старт через 14 дней
10 февраля — 31 августа 2020 г.
Курс уже начался
9 сентября 2019 — 22 февраля 2020 г.
Завершён
11 февраля — 30 июня 2019 г.
Завершён
10 сентября 2018 — 3 февраля 2019 г.
Завершён
19 февраля — 2 июля 2018 г.
Завершён
30 октября 2017 — 15 февраля 2018 г.
Завершён
Аккумуляторы, топливные элементы и их роль в современном мире
УрФУ
7 сентября 2020 — 1 февраля 2021 г.
Старт через 14 дней
10 февраля — 1 июля 2020 г.
Завершён
9 сентября 2019 — 22 февраля 2020 г.
Завершён
11 февраля — 30 июня 2019 г.
Завершён
10 сентября 2018 — 3 февраля 2019 г.
Завершён
19 февраля — 2 июля 2018 г.
Завершён
11 сентября 2017 — 15 февраля 2018 г.
Завершён
15 февраля — 14 июня 2017 г.
Завершён
14 сентября — 21 декабря 2016 г.
Завершён
Системная динамика устойчивого развития (Системная экология)
УрФУ
ФИЛОСОФИЯ в ситуации постмодернизма[править | править код]
Ситуация постмодернизма в философии суть всего лишь “временная растерянность”, связанная с “болезнью роста”.
Читатель может быть спокоен: такого рода “ситуации” в философии были многократно и эта очередная «сумятица умов» очень скоро закончится — не может же вульгарное отрицание продолжаться бесконечно долго. Это просто период перехода в новое качество… Кстати, лет через сто возникнет с необходимостью очередная «ситуация ПОСТ-After-Постмодернизма в философии»…
В этой ситуации философы во всём мире разделились даже в вопросе о месте философии в процессе общечеловеческого познания.
Спектр взглядов на сущность философии необычайно широк:
а) метанаука;
б) наука;
в) ненаука;
г) софистическая риторика.
Кратко охарактеризуем их:
а) если считать философию метанаукой, которая занимается обобщением обобщённого в логике и науке и, в том числе, обоснованием «очевидно истинных» , то это для философа удел очень парадоксальный: «судить о мире и, одновременно, быть не от мира сего» – кто и как будет оплачивать «нетленку»? Философ в этом случае обречён иметь альтернативный источник заработка средств на существование. Но времени на философское освоение действительности, которое требует всего тебя, будет оставаться до обидного мало;
Смотрите, например, Апория.
б) если считать философию наукой (25 лет назад она так и определялась во всех учебниках и справочниках, изданных в соцлагере), то удел незавидный: коллеги по цеху будут смотреть на тебя с удивлением.
Как уже отмечалось, философия не имеет основных характеристик науки: относительно стабильного ядра общепризнано познанных философских регулярностей и общепринятых принципов научного обоснования и опровержения (то есть верификации) философских суждений;
в) если считать философию не наукой, а ненаукой, например, системой обобщённых взглядов на мир – мировоззрением, то возникает вопрос о научности такого ненаучного мировоззрения и критерии адекватности результатов обобщения взглядов;
г) если считать философию рафинированной , то после освоения её основ (истории философии, взглядов философов ХХ столетия) вам открывается прямая дорога в политику или в «пиар» (крупный бизнес, средства массовой информации). Эта стезя, в отличие от пункта а), сегодня очень неплохо оплачивается.
Так для чего же сегодня нужна философия любому человеку, который хотел бы считать себя мало-мальски образованным и культурным?
Как минимум для того, чтобы отличать ИСТИНУ от ЛЖИ, то есть иметь механизм выработки собственных взглядов на мир и, одновременно, иметь «систему сдержек и противовесов» от категорических суждений по какому бы то ни было достаточно сложному вопросу…
Из вышеизложенного следует, что данная статья вообще может иметь хоть какой-то смысл, если считать философию метанаукой. Во всех остальных случаях чтение её бессмысленно…
Научное определение времени
Время в науке и философии воспринимается по-разному. Начиная с древности, все великие умы задавались тем, что оно из себя представляет.
Наука выдвигает несколько определений понятия времени, основываясь на его характеристиках:
- Время — это величина, значения которой зависят от единиц измерения.
- С помощью временных отрезков люди устанавливают интервалы между событиями, которые произошли в жизни.
- Время — параметр, описывающий взаимосвязь нескольких процессов между собой.
- Шкала измерения времени может быть равномерной и неравномерной.
- Время всегда направляется в сторону будущего.
Программа курса
Онлайн-курс состоит из десяти разделов:
Раздел 1. Предмет и основные концепции философии науки
1.1. Формирование философии науки и основные этапы ее развития (позитивизм и постпозитивизм)
1.2. Концептуальная модель современной философии науки
Раздел 2. Природа научного познания. Наука в системе культуры
2.1. Природа науки, три аспекта бытия науки
2.2. Образы науки и стандарты научности
2.3. Структура научного знания: эмпирический, теоретический уровни научного знания, уровень оснований науки
Раздел 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
3.1. Генезис науки: наука античности, наука средневековья
3.2. Становление классической науки в эпоху Нового времени (формирование объекта, субъекта, метода научного познания)
3.3. Динамика науки в культуре европейской цивилизации. Внутренние и внешние факторы развития науки
Раздел 4. Динамика науки. Типы научной рациональности
4.1. Рост и развитие научного знания
4.2. Философия науки о динамике научной рациональности
4.3. Концепция постнеклассической науки, ее признаки
Раздел 5. Актуальные проблемы современной философии науки
5.1. Проблема объективности научного знания. Истина и достоверное знание
5.2. Научный реализм и релятивизация в научном познании
5.3. Междисциплинарные и трансдисциплинарные исследования в современной науке
Раздел 6. Предмет, специфика и функции социально-гуманитарных наук
6.1. Возникновение и основные вехи развития социально-гуманитарных наук
6.2. Предмет социально-гуманитарного знания в горизонте смены типов рациональности
6.3. Категориальная обеспеченность социально-гуманитарного знания: как мы можем осваивать социальный мир
6.4. Методология социально-гуманитарного знания: как мы можем осваивать социальный мир
6.5. Основные методологические стратегии
Раздел 7. Герменевтика: проблема понимания в дискурсе социально-гуманитарных наук
7.1. Что значит понимать
7.2. Введение в историю герменевтики
7.3. Становление герменевтики: от практики и методологии истолкования текстов к философии понимания
7.4. Герменевтический поворот М. Хайдеггера и Х.-Г. Гадамера: бытие человека изначально герменевтично
7.5. Современные перспективы герменевтики
Раздел 8. Современная социально-критическая теория: общество, его друзья и враги
8.1. Апология общества. Рождение критики
8.2. Основные идеи критической теории Франкфуртской школы
8.3. Основные идеи критической теории Франкфуртской школы. Одномерное общество
8.4. Общество как пространство социального конструирования
8.5. Власть как центральная проблема социально гуманитарных наук
Раздел 9. Структурализм и постмодернизм
9.1. Основные принципы структуралистского подхода
9.2. Расскажи мне историю. Ключевые идеи нарратологии
9.3. Постмодернизм: недоверие к великим рассказам
9.4. Что такое деконструкция
9.5. Концепция дискурса Мишеля Фуко
Раздел 10. Итоговая аттестация
Эзотерика — наука будущего
Эзотерика — наука, изучающая сверхъестественные явления, которые человек пока не в силах объяснить ни с точки зрения философии, ни с точки зрения официальной науки. Сюда можно отнести вещие сны, разговоры с умершими родственниками, ощущение дежавю и много других необъяснимых, но интересных для человечества явлений.
Эйнштейн утверждал, что изучение физики помогло ему понять и поверить в существование Бога. Это утверждение доказывает, что философия и другие науки тесно связаны между собой. Также знаменитый ученый считал, что человек может получить любую реальность, которую он захочет, настроившись на определенную частоту. Поскольку все в мире состоит из энергии, человеку достаточно просто начать излучать в пространство те ощущения, мысли и эмоции, которые он хочет получить.
Никола Тесла, выдающийся физик, утверждал, что высшая точка развития человеческого сознания является в воплощении той реальности, которую человек может вообразить мысленно.
Надеемся, что представленный материал помог более четко проследить, как взаимодействуют между собой философия и другие науки, а также помог расширить горизонты восприятия привычных на первый взгляд вещей.
Философия сегодня
Какие вопросы философия решает на сегодняшний день? В связи с развитием человека как личности, некоторые вопросы, которые были важны, скажем около 100 лет назад, на сегодняшний день ушли сами собой. Центральные вопросы философии сегодня:
- Является ли человек творцом своей жизни на самом глубоком уровне. Это не просто принятие решений, как было раньше, а вопрос формирования всех событий внутри индивидуального мира каждого человека.
- Взаимосвязь людей между собой как единого организма, даже тех, кто не подозревает о существовании друг друга. С этой точки зрения каждый человек воспринимается как клетка человеческого тела — нашей планеты. Каждая клетка выполняет свою работу, но она одновременно является маленькой частью большого целого организма.
- Есть ли существование разумной Вселенной или Бога-творца, и в каком направлении идет развитие.
- Вечные вопросы добра и зла. Некоторые философские произведения (такие как роман Булгакова «Мастер и Маргарита») затрагивают тему более глубоко, чем это принято в сказках и мифах. Герой произведения Иешуа перед своим распятьем утверждает, что не существует людей, которые были бы злы, потому что каждый выполняет свою задачу в этом мире.
- Поиск истины и личного пути каждого человека. Сегодня философия призывает человека не идти на поводу у маркетологов, психологов, магов и колдунов. Духовные лидеры, такие как Ошо, призывают человека доверять своей собственной жизни и всем происходящим в ней процессам, найти в себе мир. Современная философия говорит о том, что все ответы, которые человек пытается найти, все чувства, которые он хочет найти в других людях есть в нем самом. А его задача — раскрыть в себе источник силы и мудрости, который позволит быть счастливым, не привязываясь к людям, вещам, странам и обстоятельствам.
- Некоторые темы в философии и науке пересекаются, не смотря на различность методов: и философы и ученые пытаются сегодня разгадать тайну мозга и его взаимосвязь с организмом. Такая наука, как психосоматика, утверждает, что медицина сможет продвинуться далеко вперед, если вместо того, чтобы бороться с болезнью с помощью антибиотиков, вакцин и уколов, найдет первопричину ее возникновения внутри человеческого сознания. Известно, что острое нежелание человека жить приводит к таким заболеваниям как СПИД. Проблемы со спиной объясняют неуверенность человека в себе, собственной привлекательности и состоятельности.
Наука — это…
Несмотря на сходства и различия философии и науки, само определение того, чем является научная деятельность, сформировано на основе философского знания, которое гласит, что наука — одна из форм духовной деятельности человека, направленная на понимание законов мироздания, природы и общества. Никаких открытий не было бы совершено, если бы у человечества не возникали философские вопросы и желание найти на них ответы.
Кроме того, термин «наука» несет в себе несколько смыслов:
- Сообщество ученых и вся совокупность университетов и научных учреждений.
- Совокупность достоверных знаний о человеке и обществе в целом.
- Наука как процесс получения сведений и знаний.