Научные труды а. я. гуревича
Содержание:
Биография
- В 1950—1966 гг. преподавал в Калининском государственном педагогическом институте (ныне — Тверской государственный университет): ассистент (1950—1956), к.и.н, доцент (1956—1963), профессор (1963—1966).
- В 1966—1969 гг. — старший научный сотрудник сектора истории культуры Института философии АН СССР.
- С 1969 г. работал в Институте всеобщей истории АН СССР, с 1987 г. возглавлял центр исторической и культурной антропологии ИВИ РАН, С 1989 г. — главный редактор издаваемого центром ежегодника «Одиссей. Человек в истории».
- С 1989 г. — профессор кафедры истории и теории культуры философского факультета МГУ (также преподавал в МГУ на филологическом факультете в 1975—1977).
- С 1992 г. — главный научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований им. Е. М. Мелетинского РГГУ. Один из авторов курса «История мировой культуры (средневековье)», автор курса «История Средних веков», спецкурса «Средневековая картина мира».
- С 1992 г. — заведующий отделом культуры и науки средневековой и современной Европы Института мировой культуры МГУ.
Читал лекции в университетах Италии, США, Германии, Дании (1989—1991), Норвегии, Швеции, Англии, Франции (1991—1992).
Действительный член Академии гуманитарных исследований (1995). Иностранный член Американской академии медиевистов (Medievel Academy of America), Renaissance Academy of America, Société Jean Bodin (Бельгия), Королевского Норвежского общества ученых, Королевского общества историков Великобритании, Королевской Академии наук Нидерландов. Доктор философии honoris causa Университета города Лунд (Швеция).
Член бюро Научного совета по истории мировой культуры РАН, член редколлегии журналов «Arbor Mundi» («Мировое древо»), «Journal of Historical Society», «Osterreichische Zeitschrift fur Geschichtswissenschaft», член редколлегии серии «Памятники исторической мысли».
Автор ряда глав и редактор учебника по истории средних веков для пединститутов (1964), изданного также на французском (1976) и португальском (1978) языках, и автор главы о Северной Европе в учебнике исторического факультета МГУ (1968, 1977, 1990, 1997, 2000, 2003 и 2005), а также ряда статей в коллективном труде «История крестьянства в Европе» (М., 1985—1986. Т. 1 — 3).
Автор мемуаров «История историка».
[править] Карьера
До 1944 года трудился на оборонном предприятии, параллельно получал заочное образование на истфаке МГУ, а на III курсе перешёл в стационар, в 1946 году окончил кафедру истории средних веков.
В 1950 году — к.и.н.
Затем сам читал средневековую историю заочникам Калужпединститута.
Позже трудился в Калининского пединститут на истфаке: ассистент (1950—1953), старший преподаватель (1953—1957), доцент (1957—1963), профессор (1963—1966), отв.р. «Учёных записок Калининского педагогического института» (1962—1964).
В 1962 году — д.и.н.
В 1966—1969 годах — с.н.с. сектора истории культуры Института философии АН СССР.
С 1969 года трудился в ИВИ, с 1987 года — руководитель центра исторической и культурной антропологии ИВИ, с 1989 года — главред издаваемого центром ежегодника «Одиссей. Человек в истории».
В 1975—1977 годах осуществлял педагогическую деятельность на филфаке МГУ.
С 1989 года — профессор кафедры истории и теории мировой культуры ф.ф. МГУ.
С 1992 года — г.н.с. Института высших гуманитарных исследований РГГУ.
С 1992 года — завотделом культуры и науки средневековой и современной Европы ИМК МГУ.
Был избран членом ряда академий, кроме почему-то отечественной:
Написал свыше пятисот трудов.
Википедия следующим образом резюмирует его научное наследие:
1992–1993 гг.
- De middeleeuwen als laboratorium. // Spiegel historiae, 1, 1992, 1, S. 3–12.
- Kultura-elitarna i kultura ludowa w średniowiecznej Europie // Pauvres et riches. Société et culture du Moyen-Age aux Temps moderne. Warszawa, 1992, S. 207–212.
- Человек средневековья. // В кн.: История Европы. Т. М., «Наука», 1992, С. 470–501.
- Возвращение из «светлого будущего». // Megapolis-Express 1992. 1 апр. С. 8.
- Жак Ле Гофф и «Новая историческая наука» во Франции. // Жак Ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада. М. 1992, С. 352–373.
- Why Am I Not a Byzantinist? // Homo Byzantinus. Papers in Honor of Alexander Kazhdan. Ed. A. Cutler, S. Franklin. Dumbarton Oaks Papers, 46, 1992, p. 89–96.
- Der «Pattr Porsteins skelks», das Jenseits und der islandische Humor. — In: L. Popowa, hrsg. Sowjetische Skandinavistik. Peter Lang, Frankfurt am Main, 1992, S. 45–52. 35
- Saga und Wahrheit. // Sowjetische Skandinavistik. 1992, S. 31–44.
- Approaches of the «Annales School». From the History of Mentalities to Historical Synthesis. // Scandia, 58, N 2, 1992, S. 141–150.
- «Annales» School Enigma. // Rivista di Storia della Storiografia Moderna. Anno XIII, N 1–2, 1992, p. 14–29.
- From saga to personality: Sverris saga // From Sagas to Society. Comparative Approaches to Early Iceland. Ed. Gisli Palsson. Hisarlik Press, Enfield Lock, 1992, p. 77–87.
- Категории средневековой культуры (пер. на японский язык) Iwanami Shoten Publ. Tokyo, 1992, 477 с.
- Keskaja inimese maailmapilt. Tallinn, 1992, 270 с
- Middeleewse volkskultuur: een herwaadering. // Millennium, 1992, S. 6–19.
- Филипп Арьес: Смерть как проблема исторической антропологии (предисловие). // Филипп Арьес. Человек перед лицом смерти. М., 1992, с. 5–32.
- Категории средневековой культуры (пер. на иврит). Jerusalem, 1993, 265 с.
- Fragebogen // Frankfurter Allgemeine Magazin. April, 1993, S. 32.
- От истории ментальности к историческому синтезу. // Споры о главном. М., 1993, с. 16–29.
- Ментальность как пласт социальной целостности. // Споры о главном, с. 49–50.
- Логика политики или логика познания? // Споры о главном, с. 198–199.
- Интервью с Жаком Ле Гоффом. // Arbor mundi, 2, 1993, с. 160–167.
- Загадка Школы «Анналов». // Arbor mundi, 2, 1993, с. 168–178.
- Hyndluljóð. // Medieval Scandinavia. An Encyclopedia. Garland Pub., New York; London, 1993, p. 309.
- Land Tenure and Inheritance. // In: Medieval Scandinavia. An Encyclopedia, p. 372–373.
- «Изобретение Средневековья» или медиевистика XX в. в изображении американского историка (рец. на книгу Н. Кантора). // Новая и новейшая история. 1993. N 5.
- Stimmen des Mittelalters. Fragen von Heute. Mentalitäten im Dialog. Edition Pandora. Campus Verlag, Frankfurt/Main, 1993. 122 S.
- Средневековье с точки зрения историка конца XX века. Тезисы доклада. // «Scribantur haec…». Проблема автора и авторства в истории культуры. М., РГГУ, 1993, с. 92.
- L’individualité аu Moyen Age. Le cas d’Opicinus de Canistris. // Annales, É. S. C. Année 48e, No. 5, 1993, p. 1263–1280.
- L’Individu // Dictionnaire du Moyen Age (в печати). 36
Некоторые сочинения[править]
- Аврех А. Я. Столыпинский бонапартизм и вопросы военной политики в III Думе // Вопросы истории. — 1956. — № 11. — С. 17‒33.
- Аврех А. Я. Ленский расстрел и кризис третьеиюньской системы // Вопросы истории. — 1962. — № 4. — С. 58‒79.
- Аврех А. Я. Третьеиюньская монархия и рабочий вопрос // История СССР. — 1966. — № 1. — С. 42‒69.
- Аврех А. Я. Царизм и третьеиюньская система / Отв. ред. А. Л. Сидоров. — М.: Наука, 1966. — 181 с.
- Аврех А. Я. Столыпин и Третья Дума / Отв. ред. П. В. Волобуев. — М.: Наука, 1968. — 520 с.
- Аврех А. Я. Русский абсолютизм и его роль в утверждении капитализма в России // История СССР. — 1968. — № 2. — С. 82‒104.
- Аврех А. Я. Раскол фракции октябристов в IV Думе // История СССР. — 1978. — № 4. — С. 115‒127.
- Аврех А. Я. Прогрессизм и проблема создания партии «настоящей» буржуазии // Вопросы истории. — 1980. — № 9. — С. 45‒61.
- Аврех А. Я. Царизм и IV Дума. 1912‒1914 гг. / Отв. ред. К. Ф. Шацилло. — М.: Наука, 1981. — 293 с.
- Аврех А. Я. Распад третьеиюньской системы / Отв. ред. И. И. Минц. — М.: Наука, 1985. — 260 с.
- Аврех А. Я. Документы Департамента полиции как источник по изучению либерально-оппозиционного движения в годы первой мировой войны // История СССР. — 1987. — № 6. — С. 32‒49.
- Аврех А. Я. Царизм накануне свержения / Отв. ред. А. М. Анфимов. — М.: Наука, 1989. — 256 с. ISBN 5-02-009443-9
- Аврех А. Я. Русский буржуазный либерализм: особенности исторического развития // Вопросы истории. — 1989. — № 2. — С. 17‒31.
- Аврех А. Я. Масоны и революция / Предисл. П. В. Волобуева. — М.: Политиздат, 1990. — 350 с. ISBN 5-250-00806-2
- Аврех А. Я. Чрезвычайная следственная комиссия Временного правительства: замысел и исполнение // Исторические записки. — Т. 118. — М., 1990. — С. 72‒101.
- Аврех А. Я. П. А. Столыпин и судьбы реформ в России. — М.: Политиздат, 1991. — 286 с. ISBN 5-250-01703-7
Начало карьеры
В этом же году Арон Яковлевич Гуревич защитил кандидатскую диссертацию, а всего через несколько лет и докторскую. После этого историк начал читать лекции в Калужском институте. В 1951 году был назначен ассистентом на историческом факультете Тверского государственного университета. С этого момента карьера деятеля стремительно пошла вверх. В один год он был старшим преподавателем и доцентом, после чего получил должность профессора.
Деятельность Гуревича была чрезвычайно обширной. На протяжении нескольких лет Арон Яковлевич работал над тремя томами «Ученых записок КПИ». Через 2 года после этого перевелся в Институт Философии, где был старшим научным сотрудником. В 1969 году трудился в советском университете всеобщей истории. Здесь он работал до конца своих дней, параллельно занимаясь издательской деятельностью. В 1987 году Арон Яковлевич Гуревич стал руководителем центра культурной и исторической антропологии ИВИ. Вскоре также занял пост главного редактора ежегодника «Одиссей», который издавался от имени центра.
Биография
Арик Крупп родился 30 октября г в латвийском городе Даугавпилсе в семье адвоката Якова Самойловича и учительницы Мины Ароновны. Во время войны семья Круппов жила в эвакуации в Алма-Ате, после войны вернулась в Даугавпилс, откуда переехала сначала в Резекне, потом в Лиепаю (Латвия). В поступил на механический факультет Ленинградского института киноинженеров. С третьего курса был отчислен за неуспеваемость. С по август служил в армии под Киевом. В 1961 восстановился в ЛИКИ, окончил его в декабре , получив квалификацию инженера-механика, по распределению уехал в Минск, работал инженером-оптиком на Минском механическом заводе имени С. И. Вавилова. Имел два свидетельства об изобретениях.
С г. Крупп начал писать песни на свои стихи. Был лауреатом конкурсов туристской песни I и II Всесоюзных походов молодёжи в Бресте () и в Москве (), участвовал в Новосибирском фестивале в Академгородке (). Крупп был председателем первого минского КСП «Свіцязь». Увлекался горным туризмом и альпинизмом, участвовал в сложных походах по Саянам, Кольскому полуострову, Приполярному и Полярному Уралу.
25 марта г. Арик Крупп вместе с восемью товарищами погиб под лавиной во время похода в Восточном Саяне на подступах к перевалу Пихтовый (Нижнеудинский район Иркутской области). Похоронен на Чижовском кладбище в Минске.
Творчество
Песни
Автор примерно 80 песен. Многие из них стали классикой туристской песни. Наиболее известные:
- «А всё-таки, всё-таки хочется жить»… — «Хочется жить»
- «А люди не стареют, не стареют»… — «Зрелость»
- «А Москва-то полна населением»… — «Демография»
- «А ты уходишь, уезжаешь, улетаешь — дела, дела»… — «Жене»
- «А я по вас соскучился, ребята»… — «Дальние страны»
- «В небе крик журавлей — это песня осенняя»… — «Осенняя песня о зиме»
- «Апатит твою, Хибины, мать»… — «На плато Расвумчорр»
- «В тучи над чёрными крышами»… — «Колыбельная»
- «Ветер бьётся спиной о скалы»… — «Пурга»
- «Всё леса, леса, леса Белорусии»… — «Леса Белорусии»
- «Города, города крепко держат всегда»… — «Города»
- «Давай поговорим о городах»… — «Давай поговорим»
- «Давай решимся без пари»…»
- «Два дня гудим в полярных кабаках»… — «Северная-2»
- «Если женщины и нету»… — «Сигарета»
- «Есть десяток звёзд над головой»… — «Десять звёзд»
- «За растром дождей косых, затяжных»… — «Осенние разъезды»
- «За снегами в горах Хадата приютилась»… — «Метеостанция Хадата»
- «Зови — я ещё не устал»… — «Зови»
- «Когда исчезнут в мире песни»…
- «Листья в реке — жёлтые паруса»… — «Заморозки»
- «Лишь вчера была метель, а теперь оттепель»… — «Апрель»
- «На Запад ночь, а мы навстречу — Сибирь все ближе»… — «Бортпроводница»
- «Над головой небосвод голубой»… — «Три шлюпки»
- «Наш институт хоть и невелик»… — «Гимн Механического факультета ЛИКИ (СПбГУКиТ)»
- «Наши лыжи у печки стоят»… — «Песня о песне»
- «Не от веселья песни были веселы»… — «Проводы»
- «Небо забыло и небо забыто»… — «Дождь»
- «Опять над головой костёр качает дым»… — «Следы ровесников»
- «Поговорили, махнули рукой»… — «Тундра»
- «Пристроились морщиночки промежду глаз»… — «Акселерация»
- «Прошу Вас, не будьте ко мне слишком строги»… — «Письма»
- «С дождями снег — ещё не первый снег»… — «Песня о границе осени и зимы»
- «Сначала год, как год, и месяц — это месяц»… — «Сначала и потом»
- «Тропы раскисли — дождь да распутица»… — «Чёрные совы»
- «Улеглись на просеки, как в ножны»… — «Лыжные следы»
- «Что нам знакомые дома»… — «Сто дорог»
- «Что случилось со мной? Будто всё стороной»… — «Новый год в Крыжовке»
- «Что я натворил, как я разорил и себя, и песни»… — «Что я натворил (Антикавказская)»
Книги
- Крупп А. «Сначала и потом. Песни и стихи». (Составление Н. Н. Крупп, Л. А. Сахнин, В. И. Подгорный) — М.: 1993. — 60 с.
- Крупп А. Я. «И женщины красивы, и мужчины»… / Сост. Н. Н. Крупп. — 2001. — 352 с.
Биография
Родился в семье служащего, рано потерял отца, мать умерла в 1943 году.
В 1942 году с отличием окончил школу-десятилетку. Член ВЛКСМ с 1940 года, в школе и на заводе был комсоргом.
Будучи признанным негодным к строевой военной службе, был мобилизован на военный завод, где работал до 1944 года. Одновременно учился на заочном отделении исторического факультета МГУ, а на 3-м курсе поступил на стационар, выпускник кафедры истории средних веков (1946). Окончил аспирантуру Института истории АН СССР, где учился в 1947—1950 годах под руководством академика Е. А. Косминского. Также является учеником известного медиевиста профессора А. И. Неусыхина.
Летом 1950 года читал лекции по истории средних веков на заочном отделении Калужского педагогического института. В том же году получил назначение в Калининский пединститут (ныне Тверской государственный университет) на истфак: ассистент (1950—1953), старший преподаватель (1953—1957), доцент (1957—1963), профессор (1963—1966). В 1962—1964 годах — ответственный редактор трёх томов «Учёных записок Калининского педагогического института».
- В 1966—1969 годах старший научный сотрудник сектора истории культуры Института философии АН СССР.
- С 1969 года работал в Институте всеобщей истории АН СССР, с 1987 года возглавлял центр исторической и культурной антропологии ИВИ РАН, c 1989 года — главный редактор издаваемого центром ежегодника «Одиссей. Человек в истории».
- С 1989 года — профессор кафедры истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ (также преподавал в МГУ на филологическом факультете в —1977 годах).
- С 1992 года — главный научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований им. Е. М. Мелетинского РГГУ. Один из авторов курса «История мировой культуры (средневековье)», автор курса «История Средних веков», спецкурса «Средневековая картина мира».
- С 1992 года — заведующий отделом культуры и науки средневековой и современной Европы Института мировой культуры МГУ.
Читал лекции в университетах Италии, США, Германии, Дании (1989—1991), Норвегии, Швеции, Англии, Франции (1991—1992).
Действительный член Академии гуманитарных исследований (1995). Член-корреспондент Американской академии медиевистики (1989), иностранный член Renaissance Academy of America, Société Jean Bodin (Бельгия), Королевского Норвежского общества ученых, Королевского общества историков Великобритании, Королевской Академии наук Нидерландов. Доктор философии honoris causa университета Лунда (Швеция).
Член бюро Научного совета по истории мировой культуры РАН, член редколлегии журналов «Arbor Mundi» («Мировое древо»), «Journal of Historical Society», «Osterreichische Zeitschrift fur Geschichtswissenschaft», член редколлегии серии «Памятники исторической мысли».
Кандидат исторических наук (1950), диссертация «Крестьянство юго-западной Англии в донормандский период». Доктор исторических наук (1962), диссертация «Очерки социальной истории Норвегии в IX—XII вв.».
Автор ряда глав и редактор учебника по истории средних веков для пединститутов (1964), изданного также на французском (1976) и португальском (1978) языках. Автор главы о Северной Европе в учебнике исторического факультета МГУ (1968, 1977, 1990, 1997, 2000, 2003 и 2005), а также ряда статей в коллективном труде «История крестьянства в Европе» (М., 1985—1986. Т. 1—3). В 1990-е годы — соавтор школьного учебника по истории Средних веков.
Опубликовал мемуары «История историка» (М., 2004).
Последние тринадцать лет жизни был слеп, но продолжал работать: коллеги и ученики читали ему, а он думал и диктовал. В последние годы поток его научных публикаций не иссякал.
Женат с 1945 года. Дочь Елена Ароновна Гуревич (05.01.1957—18.01.2018) — известный филолог-скандинавист.
Похоронен на Востряковском еврейском кладбище.
Лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники (1993, «за цикл исследований по истории западноевропейской средневековой культуры, опубликованный в 1981—1990 годах») и премии им. Н. И. Кареева РАН (1997, «за монографию «Исторический синтез и Школа „Анналов“»»).
Вклад в науку
Направления научных исследований — история средневековой европейской культуры; современная историография; теория культуры и методологии истории; история Скандинавии в Средние века; история скандинавской культуры, в том числе соотношение официальной (церковной) и народной культуры; проблемы методологии исторического исследования; культурная антропология; школа «Анналов» и её исторические методы.
Его статьи, составившие книгу «Проблемы генезиса феодализма», подверглись в 1969 году резкой критике со стороны министра просвещения РСФСР А. И. Данилова, после чего Гуревич был уволен из Института философии. Критика была связана с тем, что автор поставил под сомнение некоторые положения теорий Маркса и Энгельса — о том, что феодализм складывался в результате закабаления свободных крестьян магнатами, которые предварительно присваивали себе крестьянскую землю. По мнению Гуревича, в условиях слабости верховной власти свободные земледельцы в поисках защиты вместе со своей землей добровольно принимали патронат магнатов, меняли свободу на безопасность. С точки зрения Энгельса, в варварскую эпоху существовал «первобытный коммунизм», выражавшийся в коллективной собственности на землю. С точки зрения Гуревича, древние германцы были крестьянами, веками жившими на одном месте, не было никакой коллективной собственности на землю, а велось семейное хуторское хозяйство.
Дал следующую характеристику генезису феодализма:
В последующих трудах рассматривал, в частности, культ святых в его простонародном понимании, образ потустороннего мира, как он виделся средневековым визионерам, и две противоречивших одна другой версии Страшного суда, популярное богословие. Полемизируя с тезисом М. М. Бахтина о карнавально-смеховой природе средневековой народной культуры, подчёркивал теснейшую связь в ней смеха и страха.
По сути дела, А. Я. Гуревич явился создателем историко-антропологического направления в российской науке. Значение его трудов выходит за рамки медиевистики. Он оказал большое влияние на всю современную историческую науку, а также другие гуманитарные дисциплины: антропологию, культурологию, философию.