Наука и образование против террора

Урок 25Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность

Телефонные террористы

Телефонные террористы

Работники органов правопорядка и МЧС постоянно имеют дело с одной серьёзной проблемой — телефонными звонками и анонимными письмами о якобы заминированных вокзалах, жилых и административных зданиях. Подавляющее число таких сообщений ложное. Но значительны их последствия, так как на поиск взрывных устройств и эвакуацию людей отвлекаются значительные силы и средства отделов внутренних дел, пожарных, медицинских работников, дискредитируются усилия органов власти и правоохранительных органов по противодействию терроризму.

Так, недавно в Саратове за одну неделю поступили анонимные сообщения о бомбах на двух рынках и в четырёх школах. Сапёры, кинологи с собаками, сотрудники внутренних органов и МЧС осмотрели все здания и убедились: тревога ложная. Однако в каждом случае пришлось проводить эвакуацию тысяч людей.

Из материала учебника для 5 класса вы знаете, что такие сообщения являются преступлениями, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность. Статья 207 Уголовного кодекса Российской Федерации определяет, что заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трёх лет.

Национальный антитеррористический комитет провёл анализ и установил, что подавляющее большинство т. н. телефонных террористов — это подростки в возрасте 11 —17 лет. Они «минируют» свои учебные заведения для того, чтобы продлить каникулы, сорвать экзамен, контрольную. Мотивами их действий также являются хулиганские побуждения, месть, желание завоевать псевдоавторитет у товарищей. Некоторые подростки, когда их задерживают за ложные сообщения, говорят, что хотели просто пошутить, не понимая или не желая понять, что совершили преступление.

Несмотря на наметившуюся тенденцию к снижению, общее количество данных преступлений всё ещё велико.

Обвинение по таким уголовным делам в обязательном порядке сопровождается гражданским иском по возмещению затрат, понесённых различными службами на выезд, по ложному сообщению, и его проверке, а также ущерба собственнику помещения (учреждения или предприятия), причинённого нарушением нормального режима работы. Сумма по таким искам может составить десятки тысяч рублей. При этом, если правонарушитель — несовершеннолетний гражданин, указанные затраты плюс штраф возмещают его родители. Кроме того, несовершеннолетних «шутников» ставят на учёт в отделе внутренних дел, что само по себе является серьёзным наказанием.

Следует помнить, что наказание за ложные сообщения неминуемо.

Современные технические средства, имеющиеся в распоряжении у органов правопорядка, позволяют установить личность телефонного террориста за короткое время.

Следующая страница Контрольные вопросы. Задания. Практикум

Урок 25Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность

Содержание урока

Терроризм

Терроризм

Терроризм — это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения различными органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и иными формами противоправных насильственных действий.

Терроризм является крайней формой проявления экстремизма. Это одно из наиболее тяжких преступлений, совершаемое с прямым умыслом насильственными общеопасными способами (поджог, взрыв, распыление отравляющих веществ, похищение людей, покушение на жизнь и убийство отдельных граждан, захват транспортных средств и зданий, вооружённое нападение, нападение на компьютерные сети и др.).

Запомните!

Терроризм влечёт за собой гибель ни в чём не повинных людей, нарушает нормальные условия жизнедеятельности, сеет страх и панику среди населения. Таким образом террористы стремятся добиться своих преступных политических целей.

Террористы в нашей стране никогда не остаются безнаказанными. Они либо бывают ликвидированы во время контртеррористических операций, либо наказываются в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации. (О том, какие наказания за террористическую деятельность предусмотрены в российском законодательстве, мы подробно рассматривали в 5 классе.)

Так, ликвидирован руководитель теракта в Будённовске в 1995 г. Руководитель рейда боевиков на Кизляр (Дагестан) в 1995 г., арестован спустя пять лет и приговорён к пожизненному заключению. До сих пор органы правопорядка находят участников захвата больницы в Будённовске и исполнителей других террористических актов и осуждают их на различные сроки. Ликвидированы в ходе боевых действий или осуждены на длительные сроки заключения исполнители взрывов двух жилых домов в Москве в 1999 г. Уничтожены почти все исполнители захвата школы в Беслане в 2004 г. и один приговорён к пожизненному заключению.

Неоднократно для тех боевиков, кто добровольно сложит оружие, объявлялась амнистия. Те из них, кто отказались это сделать, будут и дальше разыскиваться спецслужбами и органами правопорядка, чтобы никто из террористов не ушёл от ответственности перед законом.

Терроризм как способ достижения политических целей насильственными средствами имеет исторические корни. Слово «терроризм» произошло от латинского terror — «страх», «ужас» и стало употребляться в современном значении в конце XVIII века.

В России о терроризме начали говорить, начиная со второй половины XIX в., когда некоторые политические организации пытались использовать его как средство борьбы с властью.

Главная цель современного терроризма: захват власти.

Современный терроризм возник в начале 60-х гг. прошлого столетия после распада ведущих колониальных империй. Борьба за национальное освобождение нередко велась военными средствами, и террористические акции являлись одной из форм партизанских действий. Однако по мере изменения обстановки в мире терроризм стал претерпевать коренные изменения и в политическом, и в военном отношении. К концу XX в. террористические акты, имеющие целью регулярное, по возможности массовое уничтожение людей, превратились в распространённое средство достижения политических целей.

Следующая страница Характер и тактика террористической деятельности

Урок 14§ 14. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния

Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность

Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность

Терроризм является сложным социально-политическим и криминальным явлением, которое представляет собой многоплановую угрозу для жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Терроризм включает в себя несколько взаимосвязанных элементов: идеологию насилия, террористические структуры (группы), в том числе структуры организованной преступности, и собственно террористическую практику (террористическую деятельность).

Необходимо отметить, что вовлечение в террористическую деятельность в определённой степени по механизмам воздействия на человеческую личность имеет сходство с наркоманией.

Наркомания-это физиологическая зависимость (пристрастие) к употреблению наркотиков, а одним из главных мотивов террористической деятельности является психологическая зависимость от идеологии насилия. Наркомания развивается в процессе употребления наркотиков, идеология насилия внедряется в сознание человека под влиянием экстремистских взглядов и теорий, идейно-политических установок идеологов терроризма.

Отметим некоторые индивидуальные качества, которые формируются у человека в процессе его жизнедеятельности и которые могут способствовать вовлечению его в террористическую деятельность:

• отсутствие чётко сформулированной цели в жизни;
• стремление к праздному времяпрепровождению;
• положительное отношение к употреблению алкоголя и наркотиков;
• наличие противоречивых жизненных ценностей, взглядов и установок;
• агрессивное поведение для удовлетворения своего желания влиять на поведение других людей;
• стремление поддерживать свою власть над другими людьми посредством их унижения;
• получение удовольствия от последствий террористических актов, совершённых террористами.

Все эти качества являются благоприятной средой для формирования экстремистских взглядов и оправдания идеологии насилия.

Обратим внимание на ряд внешних факторов, которые способствуют формированию указанных качеств. Это могут быть:
• родовые и национальные традиции насильственных протестов, вхождение в различные группы, где придерживаются экстремистских взглядов;
• социальное неравенство, дискриминация, бедность, чувство несправедливости, чувство безнадёжности.

Это могут быть:
• родовые и национальные традиции насильственных протестов, вхождение в различные группы, где придерживаются экстремистских взглядов;
• социальное неравенство, дискриминация, бедность, чувство несправедливости, чувство безнадёжности.

Для того чтобы надёжно защитить себя от влияния пропаганды идеологов терроризма и вовлечения в террористическую деятельность, каждый человек должен представлять себе опасности этого сложного социального явления.

К вовлечению в террористическую деятельность часто приводит пропаганда мнимой привлекательности этого шага, которая основана на формировании некоторых ложных представлений о терроризме.

Среди них возможны следующие:
• «сила и мощь» террористов, широкая известность их деяний;
• чувство товарищества и надёжной самодостаточности в группе террористов;
• полное доверие старших товарищей, которые как бы дают понять подростку, что видят в нём равного, взрослого человека.

На самом деле силы террористов направлены на гибель совершенно невиновных людей и разрушение жизни общества, а на их деятельности лежит клеймо преступления. Главари террористических групп и формирований делают из подростков смертников, одурманивая их наркотиками, посылают их на смертельно опасные операции, в которых жизнь может оборваться в любую минуту.

Настоящее взросление приходит к человеку постепенно, в процессе появления у него жизненного опыта, на основе определённых нравственных позиций, качеств и убеждений, в числе которых:
• стремление к познанию окружающего мира и себя в нём;
• любовь к своему Отечеству;
• уважительное отношение к истории, культуре, традициям всех народов твоей страны;
• формирование способностей к труду и самодисциплине;
• стремление быть честным, справедливым и отзывчивым, терпимо относящимся к мнению и образу жизни окружающих;
• умение жить в согласии с собой и окружающими;
• формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности.

Осознание и усвоение всего этого как жизненной позиции позволит вам не стать исполнителем чужой злой воли, поможет защитить вашу жизнь и будущее.

Следующая страница Выводы. Вопросы. Задания

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector