Что такое семинар и зачем он нужен?

Содержание занятия

Для реализации задач, которые стоят перед дисциплиной, преподаватель обязан:

  • заблаговременно подготовить методическое сопровождение урока;
  • спланировать и организовать самостоятельную работу учащихся;
  • стимулировать развитие творческих способностей и инициативность студентов за счет индивидуализации учебной программы.

Любой из видов семинарского занятия должен соответствовать требованиям рабочей программы, утвержденной на заседании предметно-методической комиссии кафедры. Практическое задание учащихся является основным содержанием семинара. Оно формируется таким образом, чтобы в нем отсутствовали прямые повторы вопросов, озвученных на лекции. Кроме того, практическое задание должно способствовать поиску дополнительных источников литературы, развитию логического мышления и умению искать альтернативные варианты решения.

По отдельным темам дисциплины допускается подготовка сразу двух докладов по наиболее актуальным вопросам. Докладчики назначаются заранее. За каждым выступающим закрепляется конкретная тема. Принципы выстраивания практических занятий и семинаров:

  • актуальность;
  • аргументированность;
  • взаимосвязь с другими дисциплинами.

Материал, который студент выносит на семинар, должен включать в себя упоминание современных достижений науки или техники в изучаемой области. Содержание доклада должно быть максимально приближенным к фактической профессиональной деятельности по специальности и основываться на знаниях и умениях, сформированных в процессе обучения на предшествующих занятиях.

Семинар-диспут

В отличие от других форм проведения аудиторского занятия, эта считается наиболее удобной для выработки у студентов навыков приводить в качестве аргументов только подтвержденные официальные данные. Диспут может быть использован в качестве как самостоятельной семинарской формы, так и элемента других видов практических занятий.

Максимально интересны семинары-диспуты при объединении нескольких учебных групп. Учащиеся одной из них готовят доклады, а второй – готовятся выступить в роли оппонентов. О распределении ролей договариваются заранее

Важно, чтобы вопросы, выносимые на обсуждение, всегда имели значимость с теоретической и практической точки зрения. Диспут может быть организован преподавателем спонтанно или же запланирован предварительно

Полемика обычно разгорается быстро, стихийно. В ходе дискуссий студенты отрабатывают оперативность своих мыслительных реакций и учатся отстаивать в споре личное мировоззрение.

Организационные:

Круглый стол – это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить знания в определенной области для непосредственного обсуждения определённых проблем. Круглые столы могут проводиться в виде учебных семинаров: межпредметные, тематические; учебных дисскусий: по материалам лекции, по проблемам предложенным самими слушателями; и учебных встреч за «круглым столом» со специалистами – учеными, экономистами, деятелями искусства, представителями общественных организации, учебно-воспитательных и культурно-просветительных учреждений, государственных органов.

Викторины – вид игры, заключающийся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания. Игры в основном отличаются друг от друга правилами, определяющими очерёдность хода, тип и сложность вопроса, порядок определения победителей, а также вознаграждение за правильно данный ответ.

Конференция (ср.-век. лат. conferentia – от лат. confero – собираю в одно место) – собрание, совещание представителей групп, ученых для обсуждения определенных вопросов. Процесс подготовки мероприятия занимает определенное время. Структурно в нем можно выделить несколько ключевых этапов:

  1. Определение тематики конференции.
  2. Детальная разработка программы, приглашение спикеров.
  3. Организация (выбор площадки, обеспечение питанием, оборудование). 

Образовательные технологии при проведении семинаров

Чтобы достигнуть поставленных целей и решить требуемые задачи, практические работы в большинстве современных высших учебных заведений России проводятся с применением новых образовательных технологий. Не отказываются преподаватели и от использования традиционных методов семинарских занятий, которые позволяют найти последовательные ответы на интересующие вопросы и выполнить тренировочные упражнения с целью закрепления ранее изложенного теоретического курса.

В технологиях инновационного типа преобладает игровой принцип, используется схема моделирования с целью оттачивания навыков межличностного общения. Достаточно интересными и популярными методиками семинарского занятия, по мнению педагогов, являются те, в которых реализуются принципы партнерства.

Применение актуальных образовательных технологий предполагает организацию различных учебно-проверочных мероприятий:

  • деловых и ролевых игр;
  • викторин;
  • марафонов, подразумевающих выражение собственных идей, мировоззренческих позиций, размышлений;
  • дидактических игр;
  • обыгрывание конкретных ситуаций.

Во время семинарских занятий учащиеся имеют возможность выступить с докладом, рефератом, поучаствовать в их обсуждении. Помимо того, используются и другие образовательные технологии – интеллектуальные и коммуникативные тренинги; состязания на внимательность и смышленость. Семинары предназначены для того, чтобы помочь студентам плавно перейти от теоретического обучения к самостоятельной практической деятельности.

О чем говорит общая сумма

50 баллов или больше.

У вас обнаружилось несколько барьеров, препятствующих эффективному общению. Их следует устранить, прежде чем вы научитесь эффективному общению. Тем не менее, пройдя тренинг, вы обнаружите, что вам стало легче четко и убедительно излагать свои мысли — вне зависимости от ситуации, в которой вы оказались.

35—49 баллов.

Вы встречаетесь с определенными трудностями при попытке донести свои идеи до собеседника. Совершенствуя свои навыки, вы устраните эти препятствия и усилите позитивные стороны вашего стиля общения.

20—35 баллов.

Несмотря на определенные барьеры на пути к эффективному общению, эта сумма баллов свидетельствует о прочном фундаменте знаний и навыков, на который вы можете смело опираться.

12—20 баллов.

В вашем стиле общения больше позитивных, чем негативных моментов, и в любых ситуациях у вас возникает немного проблем при изложении своих мыслей. Используйте навыки для совершенствования своих и так превышающих средний уровень навыков.

КРИТЕРИЙ 12 Организация семинара

ОТ: Полное отсутствие озабоченности организаторов тем, чтобы участникам было удобно.

ДО: Семинар организован с заботой о комфорте участников (организация пространства, удобные стулья, бэджики, бумага для записей, договоренность о питании т.д. и т.п.)

Нужно понимать, что чем выше комфорт — тем дороже семинар. И этот критерий практически никак не указывает на качество обучения, ибо задается организаторами семинара, а не самим тренером.

Крайний вариант НЕСООТВЕТСТВИЯ УРОВНЕЙ: высочайший уровень комфорта и технической оснащенности семинара (кожаная мебель, кондиционеры, презентационное оборудование и пр.) и при этом уровень информационный и методический — ниже не бывает. В подобном семинаре у участников (да и у тренеров), как правило, другие цели, и определяются они словами: престижность, «крутизна», платежеспособность и т.п.

Но в любом случае, комфорт психологический и бытовой для кого-то может стать определяющим. Помню даму, которая, побыв на семинаре час, затребовала назад свои деньги, сказав буквально следующее: «при моем полном уважении к господам ведущим, я на ТАКОМ стуле три дня просто не высижу!»

И еще об атмосфере, комфорте и «безопасности». Хотя многие из критериев, названных здесь, приложимы и к тренингам, все-таки у тренингов своя специфика. Семинары и тренинги — это разные жанры. В отличие от семинаров (где главное — передача информации), на тренингах (где главное — постановка навыков) могут задаваться совершенно иные, жесткие правила игры, предполагающие прохождение участников через дискомфорт (и психологический, и физический). Если для того, чтобы участнику «поставить навык» необходимо, например, связать ему руки или заклеить скотчем рот, высказать ему всей группой негатив или спровоцировать конфликт, то вряд ли эти действия сами по себе могут вызвать чувство комфорта, а вне контекста тренинга могут показаться и вовсе дикими. Они становятся оправданными и эффективными:

если Вы действительно хотите получить результат (навык);

если Вы верите, что достичь этой цели можно именно такими средствами, другими словами — доверяете профессионализму и методике тренера;

если грамотно «заключен контракт» с участниками — они понимают, что это не унижение одного человека другим, а своеобразная «игра»;

и, наконец, если Вы принимаете правила ЭТОЙ ИГРЫ; в противном случае, Вы пойдете искать игру с другими правилами, ведь вариантов и стилей проведения тренингов — множество.

Людмила Астафьева, alv-consult@mail.ru

Структура семинарского занятия

Структура занятия зависит от изучаемой темы и системой поставленных задач. Перед проведением семинара преподаватель должен поинтересоваться темами, которые изучают студенты по дисциплине.

По своей структуре каждое семинарское занятие можно разделить на четыре части: вступительное слово преподавателя; обсуждение студентами вопросов темы семинарского занятия; заключительное слово преподавателя; задание слушателям на будущее занятие.

Вступительное слово преподавателя должно быть кратким. Во вступительном слове следует указать на научное и практическое значение обсуждаемой темы, выделить ведущую идею, которую должны обсудить, разработать и глубоко усвоить студенты, т.е. разъяснить слушателям дидактическую цель семинара.

Вводное слово должно отвечать определенным требованиям. По содержанию:

а) связь с предшествующей темой, целевая установка;

б) глубина и широта мысли, охватывающая основные, существенные стороны проблемы;

в) наличие « значимости» для данной аудитории выносимых на обсуждение вопросов. 

И так структура семинара:

  • организационная часть:
  • сообщение темы и плана;
  • цель занятия;
  • обсуждение вопросов темы семинара;
  • обобщение хода занятия, анализ выполнения плана семинара и качества подготовки студентов;
  • подведение итогов занятия.

Другие формы семинара

Чтение источников с комментариями – это вид организации работы на семинаре, который преследует цель осмысленного ознакомления учащихся с рекомендуемой литературой. Комментированное чтение первоисточников редко является единственным элементом занятия. Как правило, работа во многом напоминает развернутую беседу, ее длительность составляет не более 20 минут. Комментированное чтение – это отличный способ приучить студентов ориентироваться в информационных источниках.

Решение задач на самостоятельность мышления могут быть самостоятельным элементом как развернутой беседы, так и относиться к обсуждению докладов. Самая популярная тактика ведения занятия выглядит так: руководитель семинара предлагает несколько актуальных вопросов, касающихся конкретной тематики или моделирует сложные ситуации, требующие решения и последующего анализа. Такой вид практической работы содействует улучшению у обучающихся способностей глубоко вникать в суть теоретических проблем.

С целью выяснения или углубления уровня знаний некоторые преподаватели предпочитают проводить коллоквиумы-семинары. Их нередко организовывают в дополнительное время для тех студентов, которые не проявляют особой активности на семинарских занятиях.

Как готовиться

Вместе с темой преподаватели заранее информируют студентов, в каком формате будет проводиться занятие, и сообщают, каким именно образом ожидают получить ответы на поставленные вопросы: в виде реферата, презентации, рецензии, отчета, доклада и т. д. Соответственно, направление приготовлений должно вписываться в заданные рамки.

Порядок подготовки к семинару:

  • ознакомление с темой;
  • прочтение методических рекомендаций;
  • поиск информации (даже если заблаговременно были предоставлены тексты сообщений, которые будут обсуждаться, – на семинаре отмолчаться не получится: нужно аргументированно высказаться за или против предложенных идей, тезисов, теорий);
  • написание краткого конспекта или доклада, который займет примерно 5–7 минут;
  • формулирование вопросов, которые возникли в ходе изучения материала и требуют обсуждения с преподавателем.

Для подготовки можно использовать учебную литературу, лекции, научные статьи, материалы авторитетных интернет-источников.

Семинары – это не просто способ контроля успеваемости, такие занятия эффективно развивают творческую самостоятельность студентов вузов, формируют устойчивый интерес к исследовательской деятельности. Еще один большой плюс – на практике осваивается методика научной работы, приобретаются навыки ведения аргументированной дискуссии.

Найм дополнительных работников в помощь

При многочисленном составе участников трудно обойтись без дополнительных помощников:

  • Встречающих клиентов.
  • Отмечающих пришедших.
  • Организующих чаепитие в перерывах.
  • Оперативно реагирующих на форс-мажорные обстоятельства.

В качестве заключения. Возвращаясь к вопросу о прибыльности бизнеса по организации тренингов и семинаров. Как ее рассчитать?

Все расходы известны заранее:

  1. Вознаграждение тренера.
  2. Размер арендной платы.
  3. Стоимость распечатки раздаточного материала и брошюр.
  4. Расходы на кофе-брейк и канцтовары.
  5. Рекламные траты.

Остается лишь вычислить размер минимальной платы для одного человека с учетом указанных выше трат и собственной выгоды. Затем прибыль от каждого прошедшего обучения умножается на количество слушателей. В результате получается размер чистой прибыли.

Развернутая беседа

Данная форма лекционно-семинарского занятия является одной из наиболее распространенных. Она подразумевает подготовку всех студентов группы по плановым вопросам с единым перечнем рекомендуемых литературных источников. Развернутая беседа на семинаре может содержать не только выступления учащихся, но и вступительное и заключительное слово преподавателя. Ответы студентов заслушиваются по личной инициативе или вызову руководителя.

Эта форма семинарского занятия позволяет вовлечь в процесс обсуждения проблемных вопросов максимальное число студентов при грамотной, заранее продуманной постановке и использовании мотивационных, побуждающих к ответу средств в виде четко сформулированных дополнительных вопросов к докладчику и остальным студентам. Задача преподавателя заключается в поддержании высокой степени концентрации внимания путем акцентирования внимания на сильных и слабых сторонах выступлений одногруппников, новых, ранее не оговариваемых моментах, открывшихся в процессе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация работы ПМПк ДОУ. Функциональные обязанности социального педагога в ПМПк ДОУ»

Семинар-практикум для педагогов на тему:»Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости педагогов»

Семинар практикум для педагогов «Здоровье педагога- залог успеха в работе!»

Общение педагогов ДОУ с родителями. Семинар-практикум для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности»

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Какие у него задачи?

У урока-семинара  есть несколько задач, которые можно объединить в три группы:

  1. Образовательные:
  • увеличение познаний в науке;
  • погружение в отдельные, наиболее важные, темы курса;
  • формирование способности к исследованиям и анализу информации, выделению из большого потока первоисточников самого нужного.
  1. Развивающие:
  • развитие умения доказывать те или иные факты, отстаивать свою точку зрения;
  • развитие памяти;
  • развитие эмоций и чувств;
  • улучшение навыка устного и письменного изложения информации
  1. Воспитывающие:

пробуждение интереса к науке.

Несомненным плюсом урока-семинара является то, что он предоставляет намного больше педагогических возможностей, чем урок-лекция вне зависимости от его вида.

Нельзя не отметить и его особенность. Дело в том, что если урок-лекция не до конца проработан, т.е. его содержание, мягко говоря, оставляет желать лучшего, то урок-семинар становится невозможным.

Принципы проведения семинарских занятий

Выполнение амбициозных целей станет возможным лишь при соблюдении нескольких обязательных семинарских принципов:

  1. Доступность изложения, которая включает в себя адекватный язык без канцеляризмов и устаревшей лексики. Преподаватель должен обладать навыками ораторского мастерства, иначе ничего не получится.
  2. Продуманная архитектура обучения – это новый термин, обозначающий комфортность для слушателей во всем, начиная от внятного раздаточного материала, заканчивая адекватной температурой воздуха в аудитории.
  3. Пунктуальность и временная точность занятия с соблюдением перерывов и длительности всех компонентов семинара. О нарушениях регламента, например, монологов в сторону увеличения не может быть и речи.
  4. Последовательность и выверенная логика представления информации и обсуждений.
  5. Актуальность темы и связь с сегодняшним днем, даже если вы ведете семинарское занятие по праву в античной Греции.
  6. Использование всех возможных технических возможностей для наглядности занятий. Визуальное восприятие информации в несколько раз эффективнее слухового.

Шесть пунктов выше напоминают принципы эффективной презентации. Так и есть, если вы хотите, чтобы ваши практические семинарские занятия были по-настоящему результативными, вам без современных презентационных технологий и навыков риторики не обойтись.

Игровые

Деловая игра – форма и метод обучения, в которой моделируются предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности. Предназначена для отработки профессиональных умений и навыков. В деловой игре развертывается способность обучающихся на имитационноигровые модели.

Деловая игра способствует возникновению интереса, сосредоточению внимания слушателей на учебном материале. Она в единстве реализует образовательную, воспитательную, развивающую, коммуникативную, диагностическую, релаксационную функции. Игровая форма обучения в обычном своём проявлении является преимущественно групповой формой организации обучения. Деловая игры способствует порождению творческого мышления и развитию коммуникативных навыков разного рода. Деловые игры классифицируются по времени проведения, по оценке деятельности, по конечному результату,по конечной цели,по методологии проведения.

Ролевая игра – это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого “проживания” профессиональной ситуации. Целью которого является обучение специалистов межличностному общению и взаимодействию в условиях совместной профессиональной деятельности. Участвуя в игре, учащийся может поставить себя на место ответственного лица, участника политических и экономических дебатов, работодателя, работника, государственного служащего, и играя роль своего персонажа, понять, как непросто бывает принять те или иные решения, как сложно удовлетворить желания всех заинтересованных групп. Ролевая игра – это активная работа учеников в течение всего урока, заставляющая переосмысливать изучаемый материал, использовать его в аргументации своей позиции, представить связь изучаемого вопроса с реальностью.

Тренинг (англ. training от train – обучать, воспитывать) – метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат – это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике. На тренинге используются следующие методы: игровые (деловые, ролевые игры), кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм итд.

Блиц-опрос. Блиц» значит быстрый, поэтому не требует много времени на проведение. Обычно для его реализации используется небольшой тест, состоящий из 5 вопросов и содержащий варианты ответов. Вопросы для теста подбираются в соответствии с целью проводимой темой. На занятиях блиц используется для актуализации знаний, полученных ранее, для организации проблемной ситуации, для определения уровня понимания и усвоения. 

Основная часть и обучение вдогонку

Основная часть в режиме офлайн

Любое занятие (или его модули) должны состоять из классических эпизодов:

  • административная часть (длительность, перерывы, формат дискуссий и т. д.);
  • объявление темы, цели, плана и логики занятия (здесь великолепно работает инфографика);
  • основная часть (доклады, обсуждение, задания, игры и пр.);
  • заключение с выводами, опросами, анализом и тематическими планами на будущее;

Итоги и обучение вдогонку в режиме онлайн

Этот этап лучше провести через день или два после основного занятия. Здесь снова лучшим форматом будет режим онлайн. Письмо по электронной от преподавателя всем слушателям с выводами и разбором полетов может стать прекрасным семинарским финишем. Это можно устроить и в мессенджере. «Обучение вдогонку» — вот как можно назвать короткое повторение главных идей семинара в WhatsApp, например. Утрамбовать и зацементировать…

А когда его лучше отложить

Семинар предполагает участие в работе всех учеников класса. «Отсидеться» как на обычном уроке, тут не получится. И потому учителю лучше провести перед планированием семинара мониторинг познавательных и коммуникационных возможностей каждого школьника. И если обнаружатся, например, «гиперзастенчивые» дети, то семинар лучше отложить.

Также показанием к переносу семинара может стать нехватка времени для полноценной подготовки к нему. Опыт показывает, что меньше чем за две недели даже сильные ученики не успеют полностью подготовиться к тому разнообразию форм учебной деятельности, которое предлагает семинар.

Кстати, и частить с семинарами нежелательно. Опыт показывает, что больше двух раз за учебную четверть проводить его нецелесообразно, потому что количество здесь напрямую влияет на качество, причем негативно: ученики 9-х, 10-х, а уж тем более 11-х классов так нагружены множеством домашних заданий, что им просто тяжело будет полноценно, не наспех подготовиться к заданию творческому, требующему работы с дополнительными источниками.

Ситуация 3. Беседа с начальником

Вы ожидаете в приемной встречи с непосредственным начальником или кем-то из высшего руководства, чья поддержка необходима для внедрения ваших предложений.

В последние секунды перед разговором вы:

а. Повторяете свои аргументы, убеждаясь, что ключевые положения четко отпечатались в вашем сознании и что вы полностью понимаете подтверждающие вашу идею факты.

Ь. Чувствуете, что вам трудно сосредоточиться на содержании ваших предложений, потому что вы слишком беспокоитесь по поводу возможной реакции на них.

с. Убеждены, что вам не удастся достаточно ясно и убедительно изложить свои предложения, чтобы получить поддержку начальника?

Секретарь просит вас пройти в кабинет. Здороваясь с начальником, вы:

а. Оцениваете его настроение и при необходимости обдумываете способ изменения своей аргументации, чтобы подстроиться под него.

Ь. Наблюдаете за настроением начальника, чувствуя облегчение, если оно кажется вам благоприятным, и волнение, если начальник выглядит враждебно настроенным.

с. Почти или совсем не замечаете настроения начальника, потому что слишком заняты обдумыванием предстоящего разговора?

Представляя свои идеи, вы:

а. Смотрите в глаза начальнику и следите за языком его тела.

Ь. С трудом выдерживаете взгляд начальника, потому что от этого ваше волнение только усиливается.

с. Смотрите куда угодно, только не на начальника, потому что вы слишком смущены?

Суммируя аргументы в поддержку своего предложения, вы чувствуете:

а. Что эффективно изложили свои мысли и скорее всего добились поддержки начальника.

Ь. Беспокойство, сомневаясь, что были достаточно убедительны.

с. Что не можете определить, поддерживает начальник ваши предложения или нет.

Вспоминая свою беседу впоследствии, вы думаете:а. Что наилучшим образом изложили свои мысли и что нельзя было выразиться более ясно и убедительно

Ь. Что в вашей аргументации было одно или два слабых звена, но в целом изложение было достаточно убедительным;

с. Что это была пустая трата времени, поскольку вы не смогли эффективно выстроить свою аргументацию или донести свои мысли до слушателя?

Добавьте 1 балл за каждое отмеченное утверждение (а), 2 балла за (Ь) и 3 балла за (с ). Общая сумма баллов для ситуации 3 =

Когда стоит проводить урок-семинар?

 В современной педагогической науке описываются ситуации, когда проведение урока в форме семинарского занятия в общеобразовательной школе приносит максимум пользы:

  • Во-первых, это изучение неизвестного, нового материала, разумеется, в том случае, если он доступен для восприятия и самостоятельной проработки школьниками (таковым на уроке, например, истории может считаться работа В. Малинина «Тайны правителей России»).
  • Во-вторых, если перед семинаром практиковалась вводная, обзорная или какая-либо другая лекция (что часто практикуется, когда два года школьной программы в старших классов проходится за один год).
  • В-третьих, когда необходимо компактно, но, в то же время детально обобщить и систематизировать данную школьникам на предыдущих уроках информацию.
  • В-четвертых, когда урок посвящен альтернативным методам решения поставленных задач (так, на семинаре, посвященном урокам Великой Отечественной войны и ее итогам, помимо традиционного принципа историцизма, можно предложить учащимся 10-11 классов использовать герменевтический, кейсовый, «погружающий» методы исследования).

Конференция

Это еще одна модель организации семинарских занятий, которая имеет много общего с практической работой, выстроенной по докладной системе. По всем имеющимся пунктам плана занятия преподаватель поручает студентам подготовить краткие сообщения. В начале семинара руководитель берет вступительное слово, после чего передает эстафету первому докладчику. По завершении выступления каждый слушатель в аудитории должен задать как минимум один вопрос по рассмотренной теме. Соответственно, вопросы и ответы являются основной частью семинара.

Суть семинарской конференции заключается в необходимости углубленной подготовки студентов. Известно, что постановка вопроса требует детальной проработки той или иной темы. Чем основательнее была проведена подготовка, тем более сложный вопрос сможет задать учащийся. Если докладчик не знает ответа, на вопрос может ответить любой участник конференции, изъявивший желание высказать свою точку зрения.

Учебные семинары и их проведение

На семинарах студенты учатся высказывать свою точку зрения и выслушивать чужую

В каждом ВУЗе есть такая форма работы, как семинар. Она способствует лучшему усвоению материала, более глубокому изучению темы. Предполагает тщательную подготовку к дискуссии, анализ различных источников, обобщение полученного материала. Учит выступать перед аудиторией, делать короткие доклады, выделять проблемы, находить пути их решения и быстро анализировать полученную информацию.

Есть несколько схем проведения семинаров, но все можно свести к одной структуре:

Вступительное слово. Преподаватель ещё раз говорит о теме, даёт немного информации по ней и приглашает к обсуждению студентов.
Доклады студентов. Учащиеся выступают с короткими сообщениями по вопросам, которые были поставлены заранее.
Обсуждение и дополнения выступлений. Слушатели высказывают мнение относительно темы каждого из докладов, дают недостающую информацию.
Выявление и решение проблем, определение ценности информации. Преподаватель делает замечания к докладам, предлагает способы исправления погрешностей.
Подведение итогов, заключительное слово

Вся собранная информация обобщается, выделяется самое важное.

Вопросы к семинару раздаются за несколько дней, чтобы каждый успел подготовить доклады. Преподаватели рекомендуют составлять учащимся план занятия, чтобы проводить обсуждение по очереди и не теряться. Студенты должны уметь выражать свои мысли, доказывать их и делать короткие, не занимающие много времени сообщения.

КРИТЕРИЙ 6 Отношение к коллегам

ОТ: Основа отношения — апломб и чувство превосходства над коллегами по цеху. На вопрос «А как вы относитесь к…?» отвечают разное, но общий смысл: «Нет никого, есть только Я!»

ДО: Тренер грамотно отстраивается от конкурентов, показывает свои преимущества и ограничения коллег, сохраняя свое профессиональное и человеческое достоинство.

Отношение к коллегам, вынесенное в формулировку критерия — это, конечно, частный случай, речь здесь идет вообще о личности тренера. Слышу возражение: «А какое это имеет отношение к качеству семинара? Что, неприятная личность не может быть профессионалом?» Может. И если Вы заинтересованы (заинтригованы, впечатлены, потрясены…) информацией, методикой, которую предлагает тренер, то этот критерий для Вас вообще не будет иметь значения (признанный нами Мастер может быть и тираном).

Если же доверие к профессионализму тренера не сформировано, то процесс присматривания и оценивания продолжается. И тогда полезно помнить: что иногда отношение к коллегам и отношение к участникам (о котором ниже), и вообще ОТНОШЕНИЕ к людям — являясь показателем уровня культуры и психологического здоровья тренера — косвенно может указывать и на уровень его профессионализма. Так, отношение к коллегам по типу «ОТ» может указывать на некоторую неадекватность тренера. Люди, сами назначающие себя без тени иронии великими — настораживают. Когда мы видим «великого тренера», единственный аргумент которого — рассказы о своем величии, нас начинают «терзать смутные сомнения» в его мастерстве.

Еще один признак «величия»: «великие тренеры», как правило, могут и умеют ВСЁ — просто «нет такой крепости, которую не взяли бы большевики», они декларируют безграничность своих умений. Плохой знак. Ибо осознание границ своей профессиональной компетентности — верная примета профессионализма. Когда человек понимает — что он знает, но еще лучше понимает — чего он не знает.

Иногда тренер не справляется со своими проекциями, слишком явно обнаруживая СВОИ ПРОБЛЕМЫ, и подобная демонстрация начинает работать против него. Помню, как на бизнес-семинаре ведущий все примеры негативного свойства так или иначе увязывал с учителями, просто топтал их, не переставая: «учительского такого вида дамочка», «ну, это же пе-да-го-ги!», «что это у вас за подход такой непрофессиональный, какой-то учительский?» и пр. Нарвался. Участница (которая, как выяснилось, до бизнеса была директором школы, а с доверием к опыту тренера у нее на семинаре возникли большие проблемы) задала ему вопрос: «Скажите, а Вас что, в детстве учителя сильно обидели, что Вы их так ненавидите?».

С чего начать подготовку учителю?

Очевидно, что столь творческая форма проведения учебного занятия, как семинар, не позволит сильному ученику в классе «играть за себя и за того парня». В том смысле, что списать решенное задание, как это часто делают школьники, при проведении семинара невозможно. Потому что задание у каждого будет свое, и ответственность за его решение будет довольно большой. Хороший учитель разъяснит это «правило игры» еще до того, как ученики начнут подготовку к семинару.

Также необходимо разработать особые критерии оценивания ответов учащихся, например, ответ на «отлично» будет предполагать выступление со своей частью презентации, беглые ответы на вопросы учителя и одноклассников, свободное приведение примеров к теоретической части ответа. А «неудовлетворительная» оценка будет выставляться ученикам, которые не проявили никаких признаков самостоятельности при ответе и совершенно пассивны в такой обязательной части семинара, как дискуссия. Педагог должен помнить о том, что качественная подготовка к ответу на семинаре требует большего времени, чем к выступлению на обычном уроке, а потому и не считать фатальными ошибки школьников в датах, именах, последовательности событий.

Именно от учителя во многом зависит, насколько все ученики класса смогут проявить активность и, соответственно, заработать свои оценки. Он должен по меньшей мере за две недели до проведения семинара уведомить всех школьников о теме, цели и задачах семинара, распланировать его проведение так, чтобы время осталось и на индивидуальную, и на командную работу.

 Вкратце алгоритм подготовки наставника к семинару может выглядеть так:

  • Определение «проблемной темы», постановка цели, прикидка задач.
  • Формулирование основных и вспомогательных вопросов по теме.
  • Формирование команд школьников для подготовки коллективного ответа, распределение тем для выступления.
  • Подбор обязательной и дополнительной литературы.
  • Проведение индивидуальных консультаций по вопросам подготовки.
  • Проверка планов и конспектов выступлений на семинаре.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector