Рецензия на магистерскую диссертацию
Содержание:
Рекомендации по написанию кандидатской
Выбирая тему, проконсультируйтесь с научным руководителем. Во-первых, она должна соответствовать его научным интересам. Еще лучше, если у него есть научные публикации по этой теме. Тогда он действительно сможет вам помочь.
Если у вас есть диплом или магистерская диссертация по выбранной теме — считайте, вопрос со списком литературы и теоретической частью работы наполовину решен. Вам не нужно составлять список литературы с нуля, а достаточно дополнить его свежими исследования — опубликованными в последние два года.
Перед началом работы составьте план и согласуйте его с научником. Имея план и список источников, изучите теоретические аспекты вопроса.
На этом этапе вы можете начать писать научные статьи для публикации в журналах ВАК. Между написанием и публикацией статьи может пройти до полугода. Рекомендуется заранее узнать точно число публикаций для допуска к защите в вашем диссертационном совете.
Проанализировав состояние вопроса на текущий момент, выберете и обоснуйте методы исследования. Чтобы результаты исследования обладали научной новизной, методы исследования должны быть новыми.
Например, для расшифровки текста на шумерском языке вы предлагаете использовать новое ПО, представляющее собой самообучающийся искусственный интеллект. Ранее никто в научной среде подобный метод не использовал. В этом случае у вас появятся уникальные результаты исследования с высокой степенью научной новизны.
Подробно опишите проведение исследования: условия, процесс проведение, результаты.
Говоря о результатах, стоит делать акцент именно на новизну и практическую применимость.
Важно! Случается так, что полученные результаты исследования не соответствуют поставленной ранее цели. Например, введение вы писали в самом начале написания кандидатской, 3 года назад
В этом случае рекомендуется переписать введение под полученные результаты. Заявленные во введении цель и задачи должны совпадать с указанным в заключении результатам и выводам.
Подбор литературы
Естественно, литература не подбирается вся и сразу, часть ее появляется по
ходу написания диссертации. И тем не менее некоторый предварительный подбор
необходим.
Посоветуйтесь с преподавателем – основные книги он вам назовет даже без
подготовки.
В Сети есть сайты-библиотеки диссертаций (кандидатских и докторских). Самих
диссертаций в бесплатном доступе нет, однако на таких сайтах публикуются
авторефераты, введения и библиографические списки исследований. Если вы
встретите там диссертацию на тему, сходную с вашей, то найти литературу из ее
библиографического списка не составит труда.
Впрочем, нужно ли вообще давать какие-то советы по подбору литературы в век
интернета? Ведь сейчас любой первокурсник за пару часов может составить список
не хуже профессора (на самом деле это большое преувеличение)!
Однако некоторые советы уместны:
-
Научитесь не «тонуть» в литературе
. Ее так много, что
заниматься библиографией можно хоть целый семестр. А в итоге так ничего и не
написать своего. -
Нельзя выбирать книги из имеющихся списков наугад
. Любая
научная тема уже имеет определенную научную разработанность. Как правило, по
каждой теме существуют фундаментальные труды, обходить которые стороной
никак нельзя. Поэтому: -
Научитесь классифицировать литературу
. А для этого нужно:
больше читать, советоваться с преподавателем, изучать контекст, в котором
существует ваша тема.
И еще небольшое замечание про источники. Не во всех науках этот вопрос стоит
остро, но в гуманитарных он точно есть.
Научитесь различать источники и исследования
(то есть то, что
именуется «литературой»)!
Типичные ошибки рецензентов
Перечень этих ошибок станет важной подсказкой для рецензентов-новичков:
- Превращения анализа в простой пересказ содержания.
- Слишком длинное вступление (рассказ о теме работы), которое «отбирает» объем, предназначенный для анализа более важных моментов.
- Недостаточная аргументация своей точки зрения (особенно, что касается недочетов).
- Противоречия в анализе, например, в анализе говорится одно, а общая оценка совсем другая, или ключевой тезис один, а дальнейший разбор не соответствует ему.
- Нет оценки качества оформления работы, особенностей раскрытия темы с точки зрения стиля, структуры.
- Нет характеристики практической ценности, оригинальности или же она упомянута вскользь.
Рецензирование магистерской диссертации должно строиться на принципе объективности, а уже к нему прилагается все остальное – содержание, структура, техника выполнения рецензии.
В этом видео вы узнаете о типичных ошибках при подготовке и защите диссертации:
В каких случаях и на какие научные работы она пишется?
Главное отличие рецензии, ее официальный стиль и ее объективизм экспертной оценки, то есть она имеет важное значение и для автора, как оценка его труда и для коллег и читателей, как ориентир
Когда пишутся рецензии?
Рецензия пишется на:
Научную статью
Она оценивает актуальность и важность исследуемой темы. А также рассматривает достоверность методов и выводов
Также оценивается качество самого написания, соответствие стилю и научному уровню, и особенности подачи материала. Итогом становится рекомендация допускать или не допускать к печати. Автор может сам заказать независимую рецензию у лица, имеющего достаточный опыт и весомое положение в определенной сфере науки. Если же нет возможности заказать, то она пишется научным руководителем или научным советом учебного заведения.
Реферат. В ее содержании обязательно должно быть отмечено наличие актуальности, совпадение темы и содержания, уровня глубины раскрытия заявленной проблемы и достаточной логичности использованной аргументации. Также автор рецензии может предположить вероятность дальнейшего расширения заданной темы и ее значимость. Итогом становится общий вывод об уровне овладения автором понимания изучаемого вопроса, терминологией и материалом. Рецензию на реферат может писать сам автор, другие равные ему учащиеся или преподаватель того предмета, по которому он был написан.
Курсовую. При написании анализируется актуальность завяленной темы и полнота ее раскрытия. Затем делается анализ текста, краткий на выявление основной мысли и оценка выполнения поставленных задач. Отдельно оценивается уровень оформления – структурированность, грамотность, соответствие нормам. Также важен уровень уникальности и в то же время достаточное количество цитат и обращений к известным авторам. Итогом становится вывод о реальной научной и практической ценности работы и обоснование рекомендуемой оценки. пишется такая рецензия преподавателем по тому предмету, по которому пишется курсовая, но не тем, кто ее принимает.
Дипломную. Традиционно она подтверждает ее актуальность и полноту раскрытия материала, анализирует методы исследования, его адекватность и результаты. Обязательно должны быть описаны достоинства и недостатки работы. Доказывается его практическая или научная ценность для учебного заведения, предприятия, будущих специалистов или науки. Также в конце обосновывается рекомендуемая оценка. Пишется она чаще всего научным руководителем в соавторстве с несколькими преподавателями кафедры.
Кандидатскую диссертацию. В ней рассматривается актуальность темы, как причины выбора именно этого направления работы. Затем ставится главный вопрос и от него уже рассматривается достигнуты ли цели и насколько значимы результаты. Обязательно нужно составить общий обзор диссертации с выведением общей оценки. Необходимо найти и указать недостатки или недочеты. Итогом становится определение перспектив данного направления и рекомендация о присвоении научной степени. Ее пишет научный совет учебного заведения или сторонний ученый, преподаватель с более высокой научной степенью, чем у автора.
Выбор научного руководителя
Выбор научного руководителя может зависеть как от ваших личных предпочтений,
так и от темы вашей работы (если она заранее определена, хотя бы ее
направление). Лучше всего, если личные и научные предпочтения совпадут в одном
человеке.
Магистерская диссертация обычно не пишется с нуля. Чаще всего она есть одна из
ваших курсовых (или ваша бакалаврская диссертация), которую предстоит
«расширить и углубить». Поэтому проще работать не только с текстом курсовой,
но и с тем преподавателем, который этот текст читал. В таком случае вопрос
выбора научного руководителя фактически не стоит.
Если же вы по каким-то причинам начинаете писать магистерскую с нуля и
находитесь в поиске научного руководителя, то имейте в виду два момента:
-
Сфера его и ваших научных интересов должны быть близки
. В
противном случае вам придется выбирать тему из не интересных вам. -
Преподаватели по-разному относятся к обязанности быть научным руководителем.
Бывают и такие (слегка преувеличим для наглядности), которые читают работы
студентов буквально накануне защиты. Постарайтесь разузнать, кто из
преподавателей именноведет
своих магистрантов,
мотивирует и консультирует их
. И
выбирайте именно такого руководителя
. Поверьте, вам будет
значительно проще.
Изучение литературы по теме
Оно начинается параллельно с подбором литературы. В изучении любого научного
вопроса следует руководствоваться принципом
«от общего к частному»
. То есть
начинать с наиболее кратких и всеобъемлющих вещей: учебников, словарных
статей
. И только потом переходить к работам, в которых детально анализируются те
или иные аспекты интересующей вас темы, – монографиям, специальным статьям.
При изучении литературы не забывайте
реферировать
ее,
фиксировать (
делать выписки, закладки, отмечать графически
)
те места, которые вы, вероятно, будете цитировать. Свой «банк цитат»
значительно сократит впоследствии время работы.
Также рекомендуем:
Как искать информацию для научной статьи
Как рецензия влияет на оценку
Комиссия при вынесении вердикта обязательно обращает внимание на этот документ. Рецензия является отзывом независимого эксперта в определенной отрасли, поэтому считается объективной оценкой работы магистранта
Именно этот документ будет играть важную роль при выставлении комиссией итогового результата.
Если работа качественная, вопрос полностью раскрыт и методики правильно использованы, то бояться мнения рецензента не стоит. Запомните: рецензия пишется по представленной магистерской диссертации, поэтому если вы выполнили ее добросовестно, то в большинстве случаев эксперт оставит положительную оценку.
Не всегда автор диссертации согласен с экспертом. Иногда основные положения затрагиваются и критикуются рецензентом. У магистра есть отличная возможность высказать свое мнение при защите диссертации и отстоять положения, полученные в ходе исследования и написания работы. Это также комиссией не останется незамеченным.
Выбор темы
-
Лучше всего, если тема вам уже знакома
. Согласитесь, что на
знакомую тему писать гораздо проще – львиная доля работы уже проделана.
Остается только оформить эту работу на бумаге (вернее, сначала на
компьютере). Именно поэтому большинство магистерских – это «улучшенные»
курсовые работы или бакалаврские диссертации. -
Выбирайте интересную лично вам тему
. По одной простой
причине: если тема вас не интересует, то мотивировать себя просто сесть за
компьютер будет нелегко. Основная часть энергии уходит не на саму работу, а
на то, чтобы заставить себя работать. Поэтому лучше уж сложная, но
интересная тема, чем простая, но неинтересная.
Также рекомендуем:
Как студенту выбрать тему дипломной работы с пользой для себя
Как написать отзыв на автореферат
Структура отзыва на автореферат диссертации выглядит следующим образом.
Элемент | Описание | Пример |
---|---|---|
Шапка отзыва | Указывается, на какую работу написан отзыв (автореферат диссертации ФИО автора, название работы, представленной на соискание ученой степени …. по специальности — номер и название) | ОТЗЫВ
на автореферат диссертации Севастьянова Ивана Владимировича «Этнокультурная идентичность кряшен в сравнительном контексте: историко-этнографическое исследование молькеевской и заказанской этнографических групп», представленной на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.07 – Этнография, этнология и антропология |
Актуальность и научная новизна | Обосновываются актуальность и научная новизна. Или, наоборот, работа критикуется за недостаточную актуальность и научную новизну | Актуальность этой темы возрастает в связи с предстоящей в 2020 году Всероссийской Переписи населения и, естественно, ожидаемым обострением споров о том, кто же такие кряшены: субэтнос татар или же самостоятельный народ…..
Научная новизна и практическая значимость исследования не вызывают сомнения. В работе впервые проведено специальное сравнение двух локальных этнических групп кряшен компактно проживающих в Пестречинском и Кайбицком районах РТ |
Предмет и объект исследования | Описываются предмет и объект исследования по мнению автора автореферата |
Объектом диссертационного исследования, судя по автореферату, являются общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования и деятельности специализированных государственных органов по содействию правам человека и их защите в Российской Федерации и зарубежных странах |
Оценка достоверности | На основе указанные в автореферате источников анализируется достоверность информации |
Достоверность результатов исследования и обоснованность выводов подтверждается другими исследователями. В частности, результаты, полученные И.В.Севастьяновым в процессе этносоциологических опросов, подтверждаются результатами исследований, проведенных независимо от соискателя исследователями из КФУ Титовой Т.А., Хуснутдиновой К.Ю.*)**) |
Положительная оценка работы | Мнение автора отзыва о положительных сторонах автореферата |
На основе анализа понятий «хорошее управление», «злоупотребление правом», «охрана» и «защита» прав человека изложено авторское понимание правозащитной деятельности (функции) государства в широком и узком смыслах. Диссертантом сделан справедливый вывод о том, что правозащитная деятельность государства может выступать в широком и узком смыслах |
Анализ ошибок и предложение их корректировки | Анализ несерьезных ошибок может носить рекомендательный характер. Указываются конкретные главы и параграфы, где располагаются спорные моменты. Если в отзыве не указываются спорные моменты, его могут признать необъективным | Однако, несмотря на указанные достоинства, исследование П.В. Лапо, как и всякая научная работа творческого характера, не свободно от определенных аспектов, вызывающих дискуссионные замечания |
Выводы | Подводится общий итог и указывается рекомендуемое решение — заслуживает соискатель присвоения степени или нет |
Таким образом, судя по автореферату, диссертационное исследование Ивана Владимировича Севастьянова «Этнокультурная идентичность кряшен в сравнительном контексте: историко-этнографическое исследование молькеевской и заказанской этнографических групп» является самостоятельной и завершенной научно-исследовательской работой, соответствует требованиям «Положения ВАК РФ о порядке присуждения ученых степеней», предъявляемым к диссертациям, представленным на соискание ученой степени кандидата исторических наук, а ее автор Севастьянов Иван Владимирович заслуживает присвоения искомой степени кандидата исторических наук по специальности «07.00.07 — этнография, этнология и антропология» |
Информация об авторе отзыва | ФИО, место работы, должность, степень, звание, адрес, телефон, электронный адрес | Автор отзыва: Мамаков Николай Васильевич
Место работы: ФГБОУ ВО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет» Должность: профессор кафедры градостроительства и планировки сельских населенных мест Ученая степень, звание: кандидат архитектуры, профессор Почтовый адрес: 420043 г. Казань, ул. Зеленая, д. 1, ФГБОУ ВО КГАСУ, корп.4, к.405а Телефон: 8(843)510-47-04 |
Ошибки в отзывах могут повлиять на успешность защиты диссертации. Отзыв на автореферат докторской диссертации не отличается по своей структуре от отзыва на автореферат кандидатской.