Внимание! акция до 20 августа!

Летят перелетные птицы

Ушедшее лето искать,

Летят они в жаркие страны,

А я не хочу улетать.                                                         (2 балла)

  1. Найдите «четвертое лишнее»:
  1. Подлежащее, глагол, дополнение, определение.
  2. Существительное, наречие, сказуемое, предлог.
  3. Обстоятельство, прилагательное, числительное, местоимение.

         (3 балла)

  1. Для чего понадобилось выучивать четверостишие?

Смотреть, все слышать, видеть.

Зависеть, ненавидеть,

Вертеть, держать, дышать,

Терпеть, обидеть, гнать.                                                (2 балла)

  1. На уроке ребята читали стихи. Один ученик прочитал — былого, а другой – былово. Кто прав?

Умолкнут все звуки былого,

Промчатся все признаки мимо.

Лишь вечно горящее слово

Навеки неиспепелимо!                                                        (2 балла)

  1. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова:
  1. На то и печь, чтобы в ней хлеб печь.
  2. Снежное покрывало все поле покрывало.
  3. Стою на нашем берегу, покой границы берегу.
  4. В углу раздался детский плач, и кто-то вдруг сказал: «Не плачь!».

 (4 балла)

Литература

Вопросы.

  1. Допишите пословицы, в которые входит цифра 7:
  1. У семи нянек …
  2. Семь бед…
  3. Семеро одного…
  4. Семь раз отмерь…

(4 балла)

  1. Назовите автора слов: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам                          урок».

(2 балла)

  1. Почему баба-яга прогнала Василису Прекрасную?

(2 балла)

  1. Сколько лет проспала царевна из сказки В.А. Жуковского?

(2 балла)

  1. С какой стороны лежал искусственный  соловей на шелковой подушке  возле императорской постели и почему?

(2 балла)

  1. В чем мораль басен «Лебедь,  Щука и Рак» и «Свинья под Дубом».

(2 балла)

Литература

Ответы.

  1. У семи нянек дитя без глаза.
  2. Семь бед — один ответ.
  3. Семеро одного не ждут.
  4. Семь раз отмерь — один раз отрежь.
  1. А.С. Пушкин.
  2. Василиса Прекрасная была «благословенной дочкой».
  3. 300 лет.

С левой стороны, так как «император считал более важною именно ту сторону, на которой находится сердце».  Мораль басни «Лебедь,  Щука и Рак» в том, что успех любого дела будет зависеть от согласованных действий всех его участников

В басне «Свинья под Дубом» обличается невежество, неблагодарность, недальновидность и эгоизм.

Русский язык

Ответы.

  1. Прилагательное.
  2. Это правило: «Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, где проверяемая гласная была бы под ударением».
  3. Суббота.
  1. Мальчик поласкал собаку.
  2. Огромные валы швыряли нашу лодку.
  3. Все спустились с горы, а Витя все слезал.
  4. Маша отворила дверь.        
  1. Склонение.
  2.  Не является однокоренным словом со значением «нестись, передвигаться по воздуху»: летят, перелетные, улетать – слово лето, потому что оно обозначает «самое теплое время года, следующее за весной».
  1. Глагол.
  2. Сказуемое.
  3. Обстоятельство.
  1.   Это четверостишие нужно выучить, чтобы запомнить 7 глаголов на      -еть и 4 на –ать, относящихся ко II спряжению.
  2.   Прав второй ученик: в литературном языке окончание –ого произносится –ово. Иначе разрушается рифма: былого –слово.
  3.     Выделенные слова- существительные и глаголы в неопределенной форме.

Тестовые задания

1. У какого из этих глаголов нет значения, связанного с высокой температурой?
А) нагреть
Б) огреть
В) подогреть
Г) прогреть
Д) разогреть

2. Какое слово образовано иначе, чем остальные?
А) подставка
Б) подборка
В) подножка
Г) подпорка
Д) подсечка

3. В какой из этих пар существительные надо поменять местами?
А) полынья – прорубь
Б) парк – лес
В) озеро – пруд
Г) река – канал
Д) такой пары нет

4. Выберите слово, которое относится только к одной части речи:
А) но
Б) уж
В) чай
Г) ведь
Д) мол

5. Какое существительное не может быть одушевлённым?
А) лицо
Б) субъект
В) тип
Г) сорт
Д) фрукт

6. Некоторые лингвисты считают, что русское слово «а-ля» (напр., «причёска а-ля Софи
Лорен») — это предлог. Каким падежом управляет этот предлог?
А) именительным
Б) родительным
В) дательным
Г) винительным
Д) творительным

7. В каком из данных ниже предложений допущена грамматическая ошибка?
А) В голосовании приняло участие значительно меньшее число избирателей, чем четыре
года назад.
Б) На утреннике были не только первоклассники, но и существенно более младшие дети.
В) В наши дни браки заключаются в значительно старшем возрасте, чем сто лет назад.
Г) Толстой был существенно старше Чехова, но умер на шесть лет позже.
Д) В предложениях 1)–4) грамматических ошибок нет.

8. В польском языке есть два слова, соответствующих русскому «что» — co (цо) и że
(же). Даны предложения, в которых слово «что» переведено на польский язык:
1. Мои друзья ещё не знают, что (co) случилось вчера.
2. Учительница думает, что (że) никто не списывает.
3. Я уже увидел, что (co) мне принёс Аркадиуш.

Даны ещё два предложения.
4. Я уверен, что здесь что-то не так.
5. Катажина догадывается, что ей напишет Войцех.
Как слово «что» в этих предложениях будет переведено на польский язык?
А) 4 — co, 5 — że
Б) 4 — że, 5 — co
В) 4 — co, 5 — co/że
Г) 4 — że, 5 — co/że
Д) 4 — co/że, 5 — że

9. В романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» председатель Старкомхоза Гаврилин на торжественном митинге по случаю открытия старгородского трамвая говорит: «И я так думаю, товарищи, что этот трамвай, который сейчас выйдет из депа, благодаря кого он выпущен? Конечно, товарищи, благодаря вот вам, благодаря всех рабочих, которые действительно поработали не за страх, а, товарищи, за совесть». Какие места требуют исправлений?
А) из депа;
Б) благодаря кого;
В) благодаря вот вам;
Г) благодаря всех рабочих;
Д) не за страх.

10. Какие из этих слов можно понять как форму родительного падежа?
А) ничего
Б) немного
В) отчего
Г) полого
Д) полвторого

Как готовиться

Прежде всего, составьте план подготовки.

  1. Можно готовиться самостоятельно по задачникам. В материалах тренеров сборной Москвы есть полезные списки книг, разборы заданий и методические указания. Но понадобится усидчивость и регулярность.
  2. Если не получается, можно пригласить репетитора. Педагог контролирует процесс и объясняет задания. Но не все преподаватели знают особенности подготовки к олимпиадам.
  3. Можно совмещать подходы: например, большую часть заданий решать самостоятельно, а сложные разбирать с педагогами. 
  4. Эффективно совмещать подготовку с обучением. Это позволяет одновременно получать знания и тренироваться. Такой подход практикуется в домашней онлайн-школе «Фоксфорда». Там разработан специальный гуманитарный образовательный маршрут: много русского языка и литературы, а занятия ведут преподаватели из МГУ, ВШЭ и других вузов, члены жюри олимпиад. 

Напоследок ещё несколько советов, которые пригодятся при любом способе подготовки. 

  • Всегда читайте правила проведения олимпиады. Это позволит понять, что от вас хотят.
  • Пробуйте силы в разных олимпиадах. Проходя через отборочные туры, вы привыкните к олимпиадному формату. 
  • Пробившись в основной этап, обязательно решайте задания прошлых лет. Их публикуют на сайтах олимпиад. Так вы поймёте, к чему готовиться и какие есть пробелы.

Желаем удачи!

Творческие задания

Задание 1
Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом?

Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец.

Задание 2
Кофий, кофь, кохей, кохвай. Это названия известного вам напитка.
Прочитайте приведённые в задании предложения и установите, почему это слово «выпало» из ряда имен существительных нарицательных, неодушевленных, относящихся к среднему роду:
— «Кто чорный кофь пьет – ков на Бога кует».
— «Ани ево за дубовый стол сажали, ани его чаем, кохваем поили»
— «Пойдут чаи, кофеи…»
— «Готов кофий?» («Вишневый сад»)
Определите род этого слова в современном русском языке. Приведите примеры.

Задание 3
В нашем языке много «парных слов»: сторож-страж, Млечный — молоко, дерево — древо. В корнях этих слов чередуются полногласные и неполногласные сочетания букв. Напишите, что вы знаете об этом фонетическом явлении в русском языке.
Это фонетическое явление лежит в основе названия реки Смородины, знакомой вам по сказкам и былинам. Как вы думаете, существовала ли такая река на самом деле? Что могло означать её название? Свой ответ аргументируйте

Задание 4
В современном русском языке известно слово «витать», то есть «двигаться, носиться в вышине».
Витать в облаках (также перен.: предаваться бесплодным мечтам, забывать о действительности).
Витать в мире мечтаний (перен.).
Но, как вы видите, все значения данного слова – переносные. Каково прямое значение слова «витать»

Задание 5
Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах.
А) Мать любила и гордилась своим сыном.
Б) Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 января.
В) Мемориальный памятник установлен на площади.
Г) С ним произошел неприятный инцидент.

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ Б В Б Г Г
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ А В Г А, Б, Г А, В, Г

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1:Это слова-цветообозначения.
Это несклоняемые (неизменяемые) прилагательные; в предложении являются определением.
Индиго – синий цвет. Маренго – черный с серым отливом или черный с светлыми вкраплениями. Прюн – темно-лиловый цвет. Хаки – коричнево-зеленый. Пансе – темно-фиолетовый. Беж – светло-коричневый с желтоватым или сероватым оттенком. Электрик – ярко-синий цвет с сероватым оттенком. Массака – темно-красный цвет с синеватым оттенком.Ответ на вопрос 2:Битый час – целый час.
Связано с боем часов, буквально «от одного боя часов до другого»Ответ на вопрос 3:БаловАть, газопровОд, жалюзИ, заржАветь, завсегдАтай, кашлянуть, красИвее, инАче, дремОта, квартАл.Ответ на вопрос 4:В двух словах пишется Е: опека, афера.Ответ на вопрос 5:Во всех словах.
ЖалюзИ, газопровОд, ворожеЯ, позвонИт, нефтепровОд, каталОг

Ответы на творческие задания

Пример ответа на творческое задание №1:Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его, скота, нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец.Пример ответа на творческое задание №2Слово кофе в современном русском языке мужского рода. Допускается — средний род.Пример ответа на творческое задание №3Слова с неполногласием пришли к нам в русский язык из старославянского. Наличие неполногласия – примета старославянизмов. Они считались словами торжественного высокого стиля.
Река Смородина – эпическая, зловещая река. Смородина – смрадная, пахнущая смрадом.Пример ответа на творческое задание №4Витать – жить, пребывать. ОБВитати – утрата корневого В – обитати. Витать – обитать – витальница (комната для жилья) – родственные словаПример ответа на творческое задание №5А) Мать любила и гордилась своим сыном. — Мать любила своего сына и гордилась им.
Б) Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 января.
Свидетель показал, что видел …
В) Мемориальный памятник установлен на площади. — Памятник установлен на площади.
Г) С ним произошел неприятный инцидент. — С ним произошел инцидент.

Другие классы

  • Олимпиада по русскому языку 11 класс
  • Олимпиада по русскому языку 10 класс
  • Олимпиада по русскому языку 8 класс
  • Олимпиада по русскому языку 7 класс
  • Олимпиада по русскому языку 6 класс
  • Олимпиада по русскому языку 9 класс
  • Олимпиада по русскому языку 5 класс
  • Олимпиада по русскому языку 2 класс
  • Олимпиада по русскому языку 1 класс
  • Олимпиада по русскому языку 3 класс
  • Олимпиада по русскому языку 4 класс

Задание 1. (11 баллов)

Фонетика разговорной речи существенно отличается от фонетики  кодифицированного  литературного  языка. В  частности,  для  разговорной  речи  характерно  явление  эллипсиса.  Рассмотрев  примеры,  дайте  определение  фонетического эллипсиса.

  • хоно
  • пожата
  • в сорокм году

В  результате  эллипсиса  появляются  сочетания,  как  будто  бы  нарушающие  фонетические  законы  языка.  Рассмотрите  с  этой  точки  зрения  возможное  произнесение слова логика.

Критерии и ответы

Согласно «Словарю  лингвистических  терминов»,  эллипсис (эллипс) (греч.  ellipsis –  выпадение,  опущение)  –  это  пропуск  элемента  высказывания,  легко  восстанавливаемого  в  данном  контексте  или  ситуации (1  балл).  В  качестве  первопричины  эллипсиса  признаётся  наличие  универсальной  тенденции  к упрощению речи (так называемый «принцип экономии усилий»).

В  данном  случае  речь  идёт  именно  о  фонетическом  эллипсисе,  то  есть  «выпадении» звуков (1 балл).

В  слове  логика  может  выпадать  гласный  между   и (1  балл).  Таким  образом, эти два звука оказываются рядом , что как будто нарушает законы  ассимиляции по глухости/звонкости (1 балл) и по твёрдости/мягкости (2 балла).  Можно  засчитывать  и  описательные  объяснения:  например, «звонкий  соглас- ный оказывается в позиции перед глухим, мягкий согласный – в позиции перед  твёрдым». Не происходит и диссимиляция по способу образования (1 балл), как  в  словах  вроде мягкий (1  балл). Кроме  того, может  становиться  слоговым  (3 балла), что для русских шумных согласных крайне нехарактерно.   Всего 11 баллов.

Открытые вопросы

Вопрос 1
Какой лексико-грамматической функцией объединены приведенные ниже слова? Дайте им грамматическую характеристику. Значения каких из слов вам известны?
Индиго, маренго, прюн, хаки, пансе, беж, электрик, массака.

Вопрос 2
Что означает выражение «битый час»? Каково его происхождение?

Вопрос 3
Поставьте ударения в следующих словах.
Баловать, газопровод, жалюзи, заржаветь, завсегдатай, кашлянуть, красивее, иначе, дремота, квартал.

Вопрос 4
Так уж повелось, что, к сожалению, букву ё постоянно в книгах и газетах заменяют буквой е.
Немудрено вообще забыть, где пишется Ё, где Е.
Укажите, в каких словах пишется и произносится только Е:
Опека, афера, челн, новорожденный.

Вопрос 5
В каких словах ударение падает на последний слог?
Жалюзи, газопровод, ворожея, позвонит, нефтепровод, каталог.

Задание 7 (8 баллов)

В поэме «Братья разбойники» А.С. Пушкина герой рассказывает свою историю, начиная её так:

Нас было двое: брат и я. Росли мы вместе; нашу младость Вскормила чуждая семья…

Характеризуя  язык  поэмы,  отечественный  учёный  Б.А.  Успенский  замечает следующее: «современная Пушкину критика упрекала поэта в том, что рассказывающий разбойник не везде говорит свойственным ему языком, употребляет слова, “разрушающие  правдоподобие”. Критики  не  понимали  стилистических принципов  Пушкина:  то,  что  они  воспринимали  как  отступление  от  правил, являлось  сознательным  литературным приемом:  так поэт передавал  уместную с его точки зрения окраску речи разбойника».

Какие  слова  из  представленного  отрывка,  по  мнению  критики, «нарушают правдоподобие»?

Почему, по мнению критики, они его нарушают?

Для какой  стилистической цели А.С. Пушкин намеренно употребил  эти  слова в речи разбойника?

Критерии и ответы

  1. Эти слова – славянизмы: «младость», «чуждая», «вскормила».
  2. Разбойник, по  мнению  критиков,  не  должен  употреблять  в  речи  средства «высокого штиля».
  3. Пушкин в тексте использует славянизмы не в соответствии с теорией трёх штилей, а как маркеры «романтического», взволнованного рассказа.
  • За верное указание славянизмов в отрывке – по 1 баллу за каждое слово.
  • За верное указание на позицию критиков по данному вопросу – 1 балл.
  • За указание на теорию «трёх штилей» – 2 балла.
  • За верное указание на особую стилистическую функцию славянизмов в отрывке – 2 балла.

Всего 8 баллов.

Задание 1 (9 баллов)

Даны фразы.

  • (1) Это не обезьяна, а человек.
  • (2) На лекции было всего человек пятнадцать.

В  этих  двух  примерах  слово  человек  чаще  всего  произносится  по-разному. Укажите  различия  между  ними (как  фонетические,  так  и  морфологические). Сделайте  транскрипцию  этого  слова для каждой фразы. Чем похоже произношение слова человек во 2-ом случае и слова значит ?

Критерии и ответы

Эти формы различаются морфологически: в случае (1) это именительный падеж ед. ч., а в случае (2) это родительный падеж мн.ч. (по 1 баллу).

Эти формы различаются и фонетически: в первом случае это будет \,  а  в  случае (2) ,  допустимо \ (по 1 баллу  за правильные  транскрипции).  Склонность  слова  человек  к  фонетическому стяжению (как и  значит  – ср. « так…» и « ли это, что…».) в разговорной  речи  обусловлена  его  высокой  частотностью (2  балла). В данном случае произношение зависит от фразовой позиции (1 балл), падает ли акцент (2 балла) на слово в данном контексте.

Всего 9 баллов.

Русский язык 10 класс

Лимит времени:

из 10 заданий окончено

Вопросы:

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10

Информация

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Правильных ответов: из 10

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали из баллов ()

  • Вы ответили правильно на все вопросы олимпиады и заняли 1 место! Вы можете заказать изготовление персонального диплома 1 степени по этой ссылке!

  • Вы ответили правильно на большую часть вопросов олимпиады и заняли 2 место! Вы можете заказать изготовление персонального диплома 2 степени по этой ссылке!

  • Вы ответили правильно на большую часть вопросов олимпиады и заняли 3 место! Вы можете заказать изготовление персонального диплома 3 степени по этой ссылке!

  • Вы ответили правильно на большую часть вопросов олимпиады! Вы можете заказать изготовление персонального диплома участника олимпиады по этой ссылке!

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10
  1. С ответом

  2. С отметкой о просмотре

  1. Задание 1 из 10

    1.

    У трех из данных «книжных» слов есть и значения, не связанные с книгами и текстами. У какого слова таких значений нет?

    • оглавление

    • глава

    • заключение

    Правильно

    оглавление

    Неправильно

    оглавление

  2. Задание 2 из 10

    Как выглядит слово сей в предложном падеже?

    • сём

    • сием

    • сим

    • сиём

    Правильно

    сём

    Неправильно

    сём

  3. Задание 3 из 10

    3.

    Какое из данных ниже слов склоняется не так, как остальные?

    • добродетель

    • благодетель

    • покровитель

    • вредитель

    Правильно

    добродетель

    Неправильно

    добродетель

  4. Задание 4 из 10

    4.

    О внимательном, любезном человеке, всегда готовом оказать услугу, могут сказать, что он:

    • предупредительный

    • предусмотрительный

    • осмотрительный

    • предприимчивый

    Правильно

    предупредительный

    Неправильно

    предупредительный

  5. Задание 5 из 10

    Какая фамилия по происхождению, скорее всего, не связана с металлом?

    • Хромов

    • Золотов

    • Медников

    • Оловянников

    Правильно

    Хромов

    Неправильно

    Хромов

  6. Задание 6 из 10

    6.

    В какой паре слова могут сильно различаться по смыслу?

    • печенье ― печение

    • ускоренье ― ускорение

    • развлеченье ― развлечение

    • мышленье ― мышление

    Правильно

    печенье ― печение

    Неправильно

    печенье ― печение

  7. Задание 7 из 10

    Житель гор — горец. А жительница?

    • горянка

    • горица

    • горка

    • горница

    Правильно

    горянка

    Неправильно

    горянка

  8. Задание 8 из 10

    8.

    В каком предложении слово “себе” можно понять в двух разных смыслах?

    • А посмотри на Хичкока: чинит себе мокасины, словно старуха, и на стену не лезет: знает, что надо потерпеть.

    • Выдать бы тебя за богатого человека, и я бы тогда была покойней, пошла бы себе в пустынь, потом в Киев…

    • Вот живёт она себе, поживает, ходит с Медведем по лесу, показывает ей Медведь разные диковины.

    • Коляску, которую припас себе для езды в Крым, я решился отправить вам в Полтаву с тем, чтобы её переслали матушке…

    Правильно

    А посмотри на Хичкока: чинит себе мокасины, словно старуха, и на стену не лезет: знает, что надо потерпеть.

    Неправильно

    А посмотри на Хичкока: чинит себе мокасины, словно старуха, и на стену не лезет: знает, что надо потерпеть.

  9. Задание 9 из 10

    9.

    Подбирая по заданию учителя примеры из Пушкина, один пример школьник, скорее всего, понял неправильно. Какой?

    • Давно, усталый раб, замыслил я побег.

    • Он был, о море, твой певец.

    • Оплачьте, милые, мой жребий в тишине.

    • А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы.

    Правильно

    Давно, усталый раб, замыслил я побег.

    Неправильно

    Давно, усталый раб, замыслил я побег.

  10. Задание 10 из 10

    10.

    Дано предложение: Десятое апреля ― день моего рождения. Какое из следующих утверждений верно?

    • В этом предложении два слова стоят в именительном падеже и три в родительном.

    • В этом предложении два слова стоят в именительном падеже, два в родительном и одно падежа не имеет.

    • В этом предложении одно слово стоит в именительном падеже, одно в винительном и три в родительном.

    • В этом предложении два слова стоят в именительном падеже и три в винительном.

    Правильно

    В этом предложении два слова стоят в именительном падеже и три в родительном.

    Неправильно

    В этом предложении два слова стоят в именительном падеже и три в родительном.

Тестовые задания

1. Мужем Катерины был
А) Дикой
Б) Тихон
В) Борис

2. «Гроза» — это
А) рассказ
Б) драма
В) повесть

3. Обломов – это
А) герой нашего времени
Б) тип «маленького» человека
В) тип «лишнего» человека

4. Кто противопоставлен Обломову
А) Штольц
Б) Базаров
В) Кирсанов

5. По данному фрагменту определите автора.

Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной –
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.
О смертной мысли водомёт,
О водомёт неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятёт?
Как жадно к небу рвёшься ты!..
Но длань незримо-роковая
Твой луч упорный, преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.

А) Ф. И. Тютчев
Б) Г. Р. Державин
В) А. С. Пушкин
Г) А. А. Фет
Д) А. А. Ахматова

6. Эпиграфом к какому произведению является данный фрагмент?
На зеркало неча пенять, коли рожа крива. Народная пословица

А) Мертвые души
Б) Обыкновенная история
В) Дворянское гнездо
Г) Ревизор
Д) Идиот

7. Прочитайте приведённое ниже стихотворение.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос –
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь.
И льётся чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

Ф. И. Тютчев

Какому жанру классической поэзии близко это стихотворение?

А) сонету
Б) балладе
В) посланию
Г) элегии

8. Кто из русских режиссёров снял фильм по произведению И.А. Гончарова «Обломов»?

А) В. Бортко
Б) И. Пырьев
В) Э. Рязанов
Г) С. Бондарчук
Д) Н.С. Михалков

9. Завершите фразу Л. Н. Толстого: «Нет и не может быть величия там, где нет…»:

А) самолюбия
Б) великих поступков
В) стремления к славе
Г) простоты, добра и правды

10. Назовите жанр произведения «Дикий помещик»

А) Ода
Б) Басня
В) Сказка
Г) Комедия
Д) Рассказ

Открытые вопросы

Вопрос 1
Одна из стилистических фигур русского языка называется хиазмом. Эта стилистическая фигура стала одним средств выразительности поэтического синтаксиса в следующем фрагменте стихотворения А. Блока:

Жду я холодного дня,
Сумерек серых я жду.
Замерло сердце звеня:
Ты говорила: «Приду…»

Дайте определение термину хиазм.

Вопрос 2
Укажите ударение в словах и словосочетаниях.
Мастерский, облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, сосредоточение, танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт, тигровая шкура, пломбированный зуб, языковая политика, языковой барьер, языковая колбаса.

Вопрос 3
Объясните фонетические различия в области согласных в словах, обозначающих фасоль: украинский – квасоля, сербохорватский – пасул, русский – фасоль.

Вопрос 4
Докажите, что указанные слова являются близкими «родственниками»:
дуть – надменный; горло – ожерелье

Вопрос 5
Какую художественную роль выполняет ТИРЕ в отрывке из стихотворения М. Цветаевой?
Площадка. – И шпалы. – И крайний куст
В руке. – Отпускаю. – Поздно
Держаться. – Шпалы. – От стольких уст
Устала. – Гляжу на звезды.

Задание 10 (12 баллов)

Прочитайте фрагменты текстов и переведите их на современный русский язык. Дайте  лексико-грамматический  комментарий  подчёркнутым словам (укажите  лексическое  значение  слова  в  данном  контексте;  укажите, какой частью речи является слово).

1. Приставися Иванко  Гюргевичь… приѣхаста  брата  два  Борисъ  и  Глѣбъ  и створиста плачь великъ, и тако съпрятавше тѣло его, идоша с нимъ Суждалю къ отьцю с ж а л о с т ь ю (Ипатьевская летопись).

2. В лѣто 6611: И поидоша полци Половецьстии аки борове, и не бѣ перезрити ихъ, и  Русь  поидоша  противу  имъ.  И  великии  Богъ  вложивъ  ж а л о с т ь  велику у Половцѣ, и страхъ нападе на ня и трепетъ от лица Русьскыхъ вои, и дрѣмаху самѣ, и конемъ ихъ не бяше спѣха у ногахъ. Русь же с весельемь на конихъ и пѣши потекоша к нимъ. Половци же, видивше устремленье руское на ся,  не  доступивше, побѣгоша передъ  рускыми  князи («Повесть  временных лет»).

3. Спала  князю  умь  похоти,  и  ж а л о с т ь   ему  знаменіе  заступи  искусити Дону  Великаго. «Хощу  бо,  рече,  копіе  приломити  конець  поля  Половецкаго, съ вами, Русици, хощу главу свою приложити, а любо испити шеломомь Дону».

Критерии и ответы

1)  Умер Иван Юрьевич (Иванко Гюргевич)… приехали два брата, Борис и Глеб, и стали горевать (формы «приехаста» и «створиста» однородные (формы двойственного  числа),  значит,  субъект  этих  действий  один  и  тот же –  братья Борис  и  Глеб,  поэтому  перевести  следует  как «приехали  два  брата,  Борис  и Глеб,  и  стали  горевать»),  спрятали (укрыли)  тело  его  и  пошли  с  ним,  горюя, к отцу  в  Суздаль – 2  балла.  За  каждую  ошибку,  существенно  искажающую смысл текста, снимается 1 балл.

С жалостью – начальная форма «жалость» – горе, печаль (1 балл). Имя существительное в форме ед. ч., твор. п. (1 балл).

2)  В год 1103. И пошли полки половецкие, словно лес, и не окинуть их было взором,  и  Русь  пошла  против  них.  И  великий  Бог  вложил  растерянность великую  в  половцев,  и  страх  напал  на  них  и  трепет  перед  лицом  русских воинов, и оцепенели сами, у коней их не было быстроты в ногах. Наши (лучше «русские») же  с  весельем  на  конях  и  пешие  двинулись  на  них. Половцы же, увидев,  как  устремились  на  них  русские,  не  дойдя  до  них,  побежали  перед русскими  князьями (2  балла).  За  каждую  ошибку,  существенно  искажающую смысл текста, снимается 1 балл.

Жалость –  смятение,  растерянность (1  балл).  Имя  существительное  в  форме ед. ч, вин. п. (1 балл)

3)  Страсть князю ум охватила, и желание изведать Дона великого заслонило ему  предзнаменование. «Хочу, –  сказал, –  копье  преломить  на  границе  поля Половецкого, с вами, русичи, хочу либо голову сложить, либо шлемом испить из Дона». (Перевод Д.С. Лихачёва) (2 балла). За каждую ошибку, существенно искажающую смысл текста, снимается 1 балл.

Жалость –  страстное желание. (1  балл). Имя  существительное  в форме  ед. ч., им. п. (1 балл).

Всего 12 баллов.

Максимальное количество баллов за все выполненные задания – 65.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector