Всероссийская олимпиада по экономике
Содержание:
Тестовые задания (1-5)
Выберите один правильный ответ.
Задание 1
Кто из нижеперечисленных агентов выигрывает от неожиданной инфляции?
- а) заёмщик, взявший ипотеку
- б) фирма, выдавшая микрокредит гражданину
- в) государственные служащие, у которых доход фиксирован на несколько лет вперед
- г) банк, выдавший кредит на автомобиль
Задание 2
На рынке цена персиков в результате рекордного урожая снизилась на 40 %. Спустя два месяца цена увеличилась на 65 %. В результате этого:
- а) цена на персики оказалась выше первоначальной
- б) цена на персики оказалась ниже первоначальной
- в) цена на персики не изменилась
- г) недостаточно данных, чтобы сделать выводы
Задание 3
Какая черта НЕ свойственна рынку с совершенной конкуренцией?
- а) дифференцированный (качественно разный) товар на рынке
- б) наличие большого числа продавцов на рынке
- в) свободный вход на рынок
- г) отсутствие ценовой власти у каждого отдельного продавца
Задание 4
Имея информацию о кривой производственных возможностей только одной из существующих стран, которая производит два товара, можно определить:
- а) обладает ли страна абсолютным преимуществом в производстве одного из товаров
- б) обладает ли страна сравнительным преимуществом в производстве одного из товаров
- в) какой из товаров выгоднее производить стране
- г) альтернативные издержки производства каждого из товаров
Задание 5
Петя получает доход от продажи яблок и апельсинов, других источников дохода у него нет. В 2015 году яблоки принесли суммарно в 4 раза больше дохода, чем апельсины. В 2016 году яблоки стали приносить на 25 % меньше дохода по сравнению с прошлым годом, а апельсины – вдвое больше. Выберите верное утверждение.
- а) Доход Пети вырос.
- б) Доход Пети уменьшился.
- в) Доход Пети не изменился.
- г) Нельзя установить, в какую сторону изменился доход Пети.
Решение:
Пусть в 2015 году апельсины приносили х , тогда яблоки приносили 4х .
Общий доход был равен x +4 x = 5х . В 2016 году апельсины стали приносить 2х , а яблоки стали приносить 0,75 · 4х = 3х . 2x + 3x = 5х, доход не изменился.
Внимание! От участника не требуется приводить решение. Проверяется только ответ
Книги
10 лайфхаков по экономике от победителя Всероссийской олимпиады →
Матвеева Т. Ю., Никулина И. Н. Основы экономической
теории.
Акимов Д. В., Дичева О. В., Щукина Л. Б. Задания по
экономике: От простых до олимпиадных. Задачник содержит тесты и упражнения
разной степени сложности по всем темам школьной экономики. Сборник идеален для
того, чтобы «набить руку» в решении задач и натренировать теоретическую базу,
необходимую для участия в олимпиадах. Он незаменим при подготовке к
муниципальному этапу Всероссийской олимпиады и полезен даже для тестовой части
регионального. Решения к сборнику можно приобрести отдельной книжкой.
Бойко, М. Азы экономики. Отличный учебник для
начинающих, написанный превосходным языком с большим количеством примеров,
помогает сформировать общие представления об экономической науке и понять,
будет ли интересно заниматься этим предметом дальше.
Олимпиада
Всероссийская олимпиада по экономике
Школьный этап пройдет в сентябре-октябре
Соревнование для 5-11 классов. Победители и призеры заключительного этапа получают льготы при поступлении в вузы
Мэнкью Н. Г. Принципы экономикс
Вэриан, Х. Р. Микроэкономика: Промежуточный уровень. Учебник
бакалаврского уровня позволяет укрепить олимпиадные знания и изучить некоторые
темы, выходящие за пределы олимпиадной программы. Текст написан лаконично и с
высокой степенью математизации, поэтому многие его разделы хорошо подходят для
подготовки к олимпиадам.
Пратусевич М. Я., Столбов К. М., Головин А. Н. Алгебра и
начала математического анализа. 10-11 класс
Ландсбург С. Экономист на диване. Эта научно-популярная
книга является замечательным экскурсом в то, как простейшие экономические
модели и интуиция служат ключом к пониманию различных явлений из повседневной
жизни. Сплетая между собой популярное изложение важных теоретических дебатов
экономистов XX века и искрометные шуточные рассуждения (в духе того, почему не
стоит подбирать упавший на землю доллар), книга является набором экономических
зарисовок, этюдов и арабесок, вместе соединяющихся в единый стройный гимн
экономическому мышлению. Книга развивает в читателе подобный взгляд на вещи, и
потому полезна для подготовки к качественным задачам на заключительном этапе
Всероссийской олимпиады.
Дабнер С. Д., Левитт С. Д. Фрикономика. Международный
бестселлер, породивший целую волну подражателей, эта книга показывает, как с
помощью экономической теории и интуиции можно изучать абсолютно все: от
заговоров на спортивных соревнованиях до последствия запретов на аборты.
Полезна для развития экономической интуиции.
Константин Сонин: «Олимпиады не только для того, чтобы поступать в вузы» →
Сонин, К. И. Sonin.ru: Уроки экономики
Тестовые задания
Выберите один правильный ответ.
Задание 1
Если спрос является абсолютно эластичным, снижение предложения приведёт к:
- а) росту цены при неизменном равновесном объёме
- б) снижению цены при неизменном равновесном объёме
- в) росту равновесного объёма при неизменной цене
- г) снижению равновесного объёма при неизменной цене.
Задание 2
- а) это товар первой необходимости
- б) это инфериорный товар
- в) это товар роскоши
- г) указанная классификация неприменима при имеющейся информации
Задание 3
Выберите верное утверждение.
- а) В условиях совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы всегда горизонтальна.
- б) В условиях совершенной конкуренции кривая предложения фирмы всегда вертикальна.
- в) В условиях монополии кривая предложения фирмы всегда горизонтальна.
- г) В условиях монополии кривая спроса на продукцию фирмы всегда вертикальна
Задание 4
В государстве Эребор работающие с постоянной производительностью гномы добывают только золотую руду. В прошлом году гномы Эребора добыли 1000 т золотой руды. В этом году в связи с нашествием орков 5 % гномов отправились на войну, при этом производительность труда в королевстве Эребор упала на 2 %. Сколько золота удалось добыть гномам в этом году?
- а) 969 т
- б) 969,4 т
- в) 931 т
- г) 931,4 т
Задание 5
Производитель газированного напитка «Мечта», перед тем как выйти на рынок, решил узнать функцию спроса на газированные напитки. Для этого он нанял экономиста Павла. Павел выяснил, что функция спроса на газированные напитки линейна, а максимальная выручка будет достигнута в случае, если цена за бутылку составит 1 у. е. Максимальная же величина спроса достигает четырёх тысяч бутылок. Восстановите функцию спроса на газированные напитки.
- а) QD = 4 – 2p
- б) QD = 4 – ½*p
- в) QD = 1 – 4p
- г) QD = 4 – p
Таблица ответов на тестовые задания
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ответ | г | г | а | в | а |
По 4 балла за каждый правильный ответ.
Максимум за тестовые задания – 20 баллов
Задания с кратким ответом (6-11)
Задание 6
Два мастера, работая вместе, выполнили заказ. При этом каждый из мастеров работал со своим инструментом, то есть они не делили общий ресурс. Производительность труда второго мастера на 20 % меньше, чем первого. Какую долю от общего объёма работ сделал первый мастер?
Решение:
Производительность первого мастера: р1 = р .
Производительность второго мастера: р2 = (1- 0,2) р1 = 0,8 р .
Работа сделана за одинаковое время: А = (р1 + р2) t .
Тогда вклад первого мастера:
Ответ: 5/9
Внимание! От участника не требуется приводить решение. Проверяется только ответ
Максимум за задание – 6 баллов.
Задание 7
Зависимость выручки фирмы «Нант», максимизирующей прибыль, от численности работников представлена в таблице:
Кол-во работников, чел. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Выручка фирмы, тыс. руб. | 30 | 64 | 93 | 116 | 135 | 150 |
Фирма может производить только целое число единиц продукции меньше либо равное 6. Если никаких других издержек, кроме заработной платы, фирма не несёт, то какой должна быть минимальная заработная плата одного работника, чтобы фирме было выгодно нанять четырёх работников?
Решение:
У фирмы убывающая отдача от масштаба, соответственно, для решения нужно сравнить прибыль при найме четырёх работников с прибылью при найме трёх и пяти работников.
Соответственно, минимальная заработная плата, подходящая под описанные условия, равна 19 единицам.
Ответ: 19 (6 баллов)
Внимание! От участника не требуется приводить решение. Проверяется только ответ
Максимум за задание – 6 баллов.
Задание 8
По окончании университета Василий устроился преподавателем экономики в школу на зарплату 40 тыс. у. е. в месяц. Известно, что если бы Василий пошёл работать в частный сектор на полную ставку, то мог бы получать зарплату 70 тыс. у. е. в месяц, а если бы он пошел работать в частный сектор на неполную ставку, то получал бы 30 тыс. у. е. в месяц, а оставшееся время тратил бы на подработку водителем такси, за которую он получал бы еще 30 тыс. у. е. в месяц. Чему равны альтернативные издержки решения Василия пойти работать в школу?
Решение
Альтернативные издержки измеряются по лучшей из упущенных альтернатив.В данном случае лучшей альтернативой для Василия было бы пойти в частный сектор на зарплату 70 тыс. у. е.
Внимание! От участника не требуется приводить решение. Проверяется только ответ
Максимум за задание – 6 баллов.
Ответ: 70 тысяч у. е. (6 баллов)
Задание 9
Для конференции фирме необходимо закупить 27 бутылок воды. Бутылки продаются в пачках по 1, 2 или 4 штуки. Одна бутылка стоит 100, однако, если покупать пачку с двумя бутылками, то каждая бутылка обойдётся на 10 % дешевле, а если пачку с четырьмя, то на 20 % дешевле. Каковы минимальные расходы фирмы, если известно, что нельзя покупать больше 27-и бутылок?
Ответ: 2200 (6 баллов).
Решение:
Наиболее дешёвой является бутылка в пачке из четырёх штук: 100 > 90 > 80.
Поэтому стоит сначала купить максимально возможное число пачек по 4 бутылки – 6 штук. Далее купить максимально возможное число пачек по 2 бутылки – 1 штуку. Итого, мы купили уже 26 бутылок и последнюю покупаем за 100 рублей. Суммарные расходы: 6 ×4× 80 + 2× 90 + 1×100 = 2200.
Внимание! От участника не требуется приводить решение. Проверяется только ответ
Максимум за задание – 6 баллов.
Задание 10
Дмитрий взял кредит в банке на 50 тыс. рублей и выплатил всю сумму единовременным платежом через два года, при этом проценты составили 10,5 тыс. рублей. Известно, что процент по кредиту начисляется один раз в год на сумму долга, которая образовалась к моменту начисления процентов. Какова была процентная ставка по кредиту в банке?
Ответ: 10 % (6 баллов).
Решение:
Дмитрий выплатил банку через два года 60,5 тыс. рублей, значит, 50× (1 + r)2 = 60,5, откуда 1+ r = 1,1, то есть r = 10 %.
Внимание! От участника не требуется приводить решение. Проверяется только ответ
Максимум за задание – 6 баллов.
Задание 11
Джон решает за час одну задачу по микроэкономике или две по макроэкономике, а Джек – четыре задачи по микроэкономике или две по макроэкономике. Какое максимальное число задач по микроэкономике смогут решить ребята за 3 часа, если необходимо решить еще минимум 2 задачи по макроэкономике?
Решение:
Так как у Джона сравнительное преимущество в решении задач по макроэкономике, а у Джека – в решении задач по микроэкономике, то именно Джон будет решать 2 необходимые задачи по макро – у него это займёт 1 час, за который Джек решит 4 задачи по микро. В оставшиеся 2 часа оба мальчика будут решать задачи по микро и успеют решить: Джон – 2 штуки, Джек – 8 штук. Итого максимально возможное число задач по микроэкономике при заданных условиях составит 14 штук.
Внимание! От участника не требуется приводить решение. Проверяется только ответ
Максимум за задание – 6 баллов.
По 6 баллов за каждое из заданий 6-11. Всего – 36 баллов
Полезные интернет-ресурсы
«Экономика
для школьников». Крупнейший ресурс по подготовке к олимпиадам по экономике.
На нем собраны условия и решения олимпиад последних лет, авторские задачи,
рекомендации по литературе и многое другое, что может упростить подготовку к
олимпиадам в разы.
The Question. Сайт, на котором любой может задать
вопрос и получить ответ. В секции сайта, посвященном экономике, на вопросы
часто отвечают профессиональные экономисты. Возможно, на вопрос, который
интересует именно вас, уже есть подробный ответ. Если нет, вы можете его
задать!
Problems.ru. Сайт
содержит огромную коллекцию олимпиадных заданий по математике. Необходимо для
развития математического мышления, которое полезно на олимпиадах по экономике.