4к: компетенции будущего

Об Интернет-педсовете

Как только вы принимаете решение, мирозданиеначинает трудиться, чтобы претворить его в жизнь.

Ральф Уолдо Эмерсон

Интернет-педсовет «Компетенции 21 века: будущее начинается сегодня» #ВИП2017 объединит лучших педагогов и экспертов в области образования.

Целевая аудитория:

  • учителя,
  • работники ДОО,
  • методисты,
  • педагогические коллективы,
  • педагогические работники,
  • руководители образовательных организаций.

Результаты педсовета:

  • Создание коллекции приемов и практик формирования у детей Поколения Z компетенций 21 века и новой грамотности.
  • Использование материалов коллективной деятельности для проектирования эффективных образовательных практик.

Формы участия в Интернет-педсовете:

  • интеллектуальный флэшмоб;
  • участие в питч- и проектировочной сессиях;
  • участие в вебинарах партнерских организаций;
  • участие в дистанционном мастер-классе;
  • знакомство с проектами партнеров на 2017-2018 учебный год.

Тренды будущего

Эксперты выделили ключевые тренды, которые определят рабочие места и профессии в будущем:

Цифровизация всех сфер жизни

Мы переходим из аналоговой в цифровую реальность. Нас ожидает интернет вещей и интернет всего: от умных часов и домов до транспортных дронов и промышленных станков, способных принимать самостоятельные решения.

Мы живем во время больших данных, которые открыли возможности для обучения искусственного интеллекта. Он способен выполнять сложные интеллектуальные задачи, самостоятельно обучаться и принимать решения. Это уже настоящее, такие системы сегодня используются в финансах, медицине и образовании.

Сейчас быстро развиваются биоинтерфейсы. Например, простейшие из них — умные часы и спортивные браслеты. Биоинтерфейсы будут совершенствоваться. Следующий шаг – развитие нейроинтерфейсов, которые смогут считывать и реагировать на сигналы головного мозга.

Автоматизация и роботизация

Машины и искусственный интеллект будут выполнять большую часть физической и умственной работы, что приведет к изменению роли труда человека. Нас ждет распространение беспилотных самоуправляемых машин, автоматизация логистики и всех сфер рутинного умственного труда, например, всевозможных посредников, ассистентов, бухгалтерии.

Глобализация

Экономическая, технологическая и культурная. Мы хорошо знакомы с глобальными цепочками производства. Глобализация распространяется на науку и культуру. Этот тренд будет только усиливаться.

Экологизация

И потребители, и производители начинают уделять все больше внимания экологии. Альтернативная энергетика, электромобили. Само понятие меняется и распространяется на все стороны жизни, происходит «озеленение мышления» (экологичность отношений и бизнеса).

Демографические изменения

Продолжительность жизни будет расти, роль женщин в экономике усиливаться. Меняется модель детства. Оно становиться значимым, а не подготовительным периодом жизни. Дети становятся потребителями и участниками цифровой экономики.

Становление сетевого общества

Больше фрилансеров и интернет-предпринимателей. Осмысленное производство и потребление. Геймификация. Будут распространяться более гибкие способы управления компаниями и сообществами. Agile подход, холократия и бирюзовые организации  заменят неэффективные иерархические системы управления.

Инструмент

Каждое задание самостоятельное, то есть его решение не связано с решением остальных заданий. Это позволяет снизить нагрузку для ребенка, процесс оценки может происходить с перерывами на физическую активность, чтение и прочие виды деятельности не за компьютером. 

Так как создаваемый инструмент направлен на измерение навыков XXI века, разработчики составляют задания, не основанные на конкретных знаниях ребенка. Такой уход от предметных знаний позволяет оценить, например, насколько критично ребенок относится к поступающей информации, а не измерить степень усвоения материала, полученного на уроке. 

Эпоха взлома людей

Большинство из них хотят добра, но они просто не понимают современный мир. В прошлом было относительно безопасно следовать за взрослыми, потому что они хорошо знали мир, и мир медленно менялся. Но 21 век будет другим. Из-за растущего темпа изменений вы никогда не сможете быть уверены, является ли то, что говорят вам взрослые, вневременной мудростью или устаревшими предрассудками.

Темная сторона технологий и искусственного интеллекта

Так на что же вы можете положиться? Технологии? Это еще более рискованная авантюра. Технология может вам во многом помочь, но если она получит слишком большую власть над вашей жизнью, вы можете стать заложником ее целей. Тысячи лет назад люди изобрели сельское хозяйство, но эта технология обогатила лишь крошечную элиту, поработив при этом большинство людей. Большинство людей работали от восхода до заката, выщипывая сорняки, неся ведра с водой и собирая кукурузу под палящим солнцем. Это может случиться и с вами.

Технологии – это неплохо. Если вы знаете, чего хотите в жизни, технологии могут помочь вам в этом. В противном случае технологии будут слишком легко формировать ваши цели и контролировать вашу жизнь. По мере того, как технологии станут лучше понимать желания и мотивы людей, скорее вы станете служить им, чем они вам. Вы видели тех зомби, которые бродят по улицам с лицами, приклеенными к смартфонам? Как вы думаете, это они контролируют технологии, или технологии контролируют их?

Маркетинговая манипуляция корпораций

В таком случае может стоит полагаться на себя? Звучит здорово на Улице Сезам или в старинном диснеевском фильме, но в реальной жизни работает не так хорошо. Даже Дисней начинает это понимать. Как и Райли из «Головоломки» (анимационный фильм), большинство людей едва ли знают себя, и когда они пытаются «слушать себя», они легко становятся жертвами внешних манипуляций. Голос, который мы слышим в наших головах, никогда не был надежным, потому что он всегда отражал государственную пропаганду, идеологическую промывку мозгов и коммерческую рекламу, не говоря уже о биохимических «багах».

По мере совершенствования биотехнологий и машинного обучения будет легче манипулировать глубочайшими эмоциями и желаниями людей, и просто следовать своему сердцу станет опаснее, чем когда-либо. Когда Coca-Cola, Amazon, Baidu или правительство знают, как дергать за ниточки вашего сердца и нажимать на кнопки вашего мозга, сможете ли вы по-прежнему отличать себя от их экспертов по маркетингу?

Чтобы преуспеть в такой сложной задаче, вам нужно будет очень много работать над тем, чтобы лучше узнать свою операционную систему. Узнать, кто ты и чего хочешь от жизни. На протяжении тысячелетий философы и пророки призывали людей познать самих себя. Но этот совет никогда не был более актуальным, чем в 21-м веке, потому что в отличие от времен Лао-Цзы и Сократа, теперь у вас есть серьезная конкуренция. Coca-Cola, Amazon, Baidu и правительство спешат взломать вас. Не ваш смартфон, не ваш компьютер, и не ваш банковский счет – они в гонке, чтобы взломать вас, и вашу органическую операционную систему. Вы, наверное, слышали, что мы живем в эпоху взлома компьютеров, но это лишь половина правды. На самом деле, мы живем в эпоху взлома людей.

Матрица

И как только эти алгоритмы узнают вас лучше, чем вы знаете себя сами, они смогут контролировать и манипулировать вами, и вы не сможете ничего с этим поделать. Вы будете жить в матрице, или в «Шоу Трумана». Если алгоритмы действительно будут лучше вас понимать то, что с вами происходит, то власть над вами перейдет к ним.

Конечно, вы можете быть совершенно счастливы, уступив все полномочия алгоритмам и доверив им решать все за вас. Если это так, просто расслабьтесь и наслаждайтесь поездкой. Вам не нужно ничего с этим делать. Алгоритмы обо всем позаботятся.

Однако, если вы хотите сохранить контроль над своим настоящим и будущим, вы должны бежать быстрее, чем алгоритмы, быстрее, чем Amazon и правительство, для того, чтобы узнать себя раньше них. Чтобы быстро бежать, не берите с собой много багажа. Оставьте все свои иллюзии. Они слишком тяжелые.

Эту статью отлично дополняют:

Дмитрий Сениченков

Основатель проекта Art Of Balance, майндфулнесс коуч, психолог, популяризатор созерцательной науки
«То, что ты практикуешь, становится сильнее».

ЧТО ТАКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В XXI ВЕКЕ?

Как образовательная программа ECLAB помогает развивать «навыки XXI века»?

Наша образовательная программа построена на сбалансированном сочетании традиционных и новых подходов и образовательных технологий. У тех, кто выбрал курсы и концентрации ECLAB, есть прекрасная возможность в течение года развить в себе необходимые навыки и компетенции. Как это будет происходить?

Начнем с простых, но, одновременно, сложных вещей: навыков качественного устного и письменного общения и презентации своих идей. Занятия в колледже проходят в небольших группах, где каждый может высказать свою точку зрения и обсудить ее с преподавателями и участниками группы. В качестве итоговых заданий по курсам – эссе, подготовка презентаций, индивидуальные и групповые проекты, при этом все получают рецензию преподавателя на свою работу. Кроме того, мы предлагаем мастер-классы по академическому письму, организации и модерированию публичных дискуссий. А навыки самопрезентации можно будет развить на театральном мастер-классе.

Программы курсов, материалы и задания к ним, методические разработки подобраны таким образом, чтобы развивать критическое мышление, навыки рассуждения, анализа, интерпретации и обобщения информации. Благодаря работе на занятиях, участию в «Студенческой мастерской» и проектах исследовательских Центров ECLAB у наших студентов есть также возможность осваивать и развивать исследовательские навыки и методы.

Курсы всех концентраций построены таким образом, чтобы студенты могли развивать свою гражданскую, этическую и социальную грамотность – мы предлагаем множество case-studies для анализа и понимания того, что происходит вокруг нас и с нами: анализ разных продуктов массовой культуры, социальных и политических феноменов, критику текстов и визуальных материалов, использующих историческую информацию, анализ гендерных ролей, нашего права на Интернет и т.д.

Все перечисленные выше case-studies мы разбираем не только на примере беларусского материала, но и в более широком контексте, развивая тем самым глобальное сознание и мультикультурную грамотность.

Концентрации «Интернет и общество» и «Массовая культура и медиа» полностью ориентированы на развитие медиа- и интернет-грамотности и получение знаний об информационных и коммуникационных технологиях, при этом и другие концентрации уделяют этому внимание. Навыки лидерства, работы в команде и сотрудничества появляются в ходе занятий, а также при необходимости выполнять групповую работу, участвовать в организации внеучебных мероприятий и издании студенческого журнала

Кроме того, мы практикуем виртуальный коворкинг, так как часть вопросов решаем при помощи электронной почты и специальных приложений

Навыки лидерства, работы в команде и сотрудничества появляются в ходе занятий, а также при необходимости выполнять групповую работу, участвовать в организации внеучебных мероприятий и издании студенческого журнала. Кроме того, мы практикуем виртуальный коворкинг, так как часть вопросов решаем при помощи электронной почты и специальных приложений.

Наши студенты могут влиять на процесс своего обучения, развивая те способности, которые задействуют творчество, артистизм, любопытство, воображение, инновации, самовыражение.

И, конечно, обучение в ECLAB требует от вас настойчивости, самостоятельной работы, планирования, ответственности, самодисциплины, способности к адаптации и инициативы.

Новый сложный мир

В нашем новом сложном мире:

  • не будет профессий, которым обучаются в юности раз и навсегда;
  • будут постоянно появляться новые профессии, которых еще нет, в том числе работа в виртуальной реальности;
  • не будет простой рутинной работы за компьютером и работы на конвейере; появятся задачи принципиально другого уровня сложности;
  • не будет иерархии, где сотрудник не принимает самостоятельных решений и не несет ответственности;
  • исчезнут четкие границы между личным и рабочим временем.

Добро пожаловать в новый сложный мир!

Все эти изменения и тренды повлияют на рабочие места во всех сферах экономики. Новые рабочие задачи создадут новые профессии и потребуют от людей новых навыков. Эксперты прогнозируют большие проблемы перехода в новую цифровую экономику, глобальную безработицу и появление лишних людей, так как их навыки больше не будут востребованы.

Как можно развивать эмоциональную грамотность?

  •  самопознание;
  • духовные практики;
  • понимание своих эмоций и потребностей, а также эмоций и потребностей других;
  • отслеживание критических мыслей и понимание, какая в этом затронута потребность;
  •  обучения и тренинги по этой теме;
  •  работа с психотерапевтом;
  •  разговоры с детьми о чувствах и потребностях;
  • практика рефлексии (обсуждение каждый день, того что произошло хорошего и не очень, кому и за что благодарны сегодня).

В DEClifeschool мы действительно много уделяем развитию EQвзрослых и детей. Мы проходим много часов обучение и практики. Работаем с тренерами и систематично в практической группе. Под все это выделено время и место. Что именно мы делаем:

  • взрослые и дети изучают и практикую ненасильственную коммуникацию (Маршалла Розенберга);
  •  проводим медиацию конфликтов при помощи ННК;
  •  проводим занятия по социально-эмоциональному и этическому обучению;
  •  тьюториалы – личные еженедельные индивидуальные встречи тьютора и ученика с целью обсуждения целей, результатов, кейсов, ощущений и др.
  •  у нас проходят ресурсные часы с психологом для учителей, чтобы восстановить энергию и ресурс.

Важно, чтобы взрослые были примером для детей, ведь они учат не то, что мы им говорим, а то, как мы что-то делаем

Актуальность

Глобализационные процессы, стремительное развитие технологий и компьютеризация жизни задают новые рамки для развития современного человека (Aedo, Hentschel, Moreno, Luque,2013; Levy, Murnane,2007). Как указывают  Levy и Murnane (2004), «снижается доля рабочей силы, занятой на позициях, связанных с рутинной когнитивной работой и ручным трудом – такими задачами, которые легко могут быть выполнены с помощью программирования. Возрастающая доля рабочей силы занята в экспертом оценивании или комплексной коммуникации, т.е. в тех задачах, которые невыполнимы с помощью компьютера». Новый формирующийся рынок труда будет требовать от специалистов умения решать неструктурированные проблемы, работать с новой информацией и выполнять нерутинные задания с помощью ручного труда. Эти изменения структуры рынка труда формируют новый вызов образованию.

Для того, чтобы нынешние ученики были успешны во взрослой жизни, в рамках школьного обучения необходимо формировать у них компетенции XXI века (критическое мышление, креативность, коммуникацию и кооперацию), которые помогут ориентироваться в постоянно меняющемся мире, больших потоках информации и обеспечат учеников умением учиться на протяжении всей жизни.

Что мы делаем в нашей школе:

  • работаем по индивидуальному образовательному плану каждого ученика,
  • даем детям возможности для выбора деятельности и занятий по интересам;
  •  поддерживаем учеников в реализации личных и коллективных идей и проектов;
  • даем возможность сменить интерес и деятельность после достижения результата или осознания, что интереса нет;
  • отказываемся от компенсаторного принципа (учить только то, что плохо получается), а основываем учебную деятельность на сильных сторонах ребенка;
  • дети могут влиять на то, что происходит в школе (установление и изменение законов, правил и др.);
  • проводим встречи с людьми разных профессий и бэкграундов;
  • учимся не только в стенах школы.

Цифровые навыки

Разделены на две группы: создание систем и управление информацией.

В «Создание систем» входят навыки программирования, разработки приложений, проектирования производственных систем.  Нужны ли будут эти навыки всем сотрудникам категории «Знание» пока не очевидно, но на базовом уровне – вероятно. По крайней мере один из директоров учебного центра крупной компании признался, что осваивает программирование, чтобы самому дорабатывать IT-систему компании под свои нужды и не ждать, пока у штатных программистов дойдут до этого руки. А ряд знакомых HR-директоров активно осваивают создание чат-ботов своими руками.

В «Управление информацией» включен навык обработки и анализа данных. Смею предположить, что в данном случае речь идет об использовании разных систем для работы с данными (в частности об умении сформировать запросы под обработку больших данных с пониманием специфики и особенности тех систем, в которых это происходит). Данные называют «нефтью 21 века» и умение работать с ними точно будет ценным. 

Транскрипт

1 Компетенции 21 века и способы их развития

2

3 Профессии-пенсионеры Бухгалтер Корректор Стенографист Монтировщик декораций в кино Лектор Тур-агент Библиотекарь Дублер Юрисконсульт Банковский специалист Журналист Экскурсовод Риэлтор Переводчик Логист Системный администратор Секретарь-референт Билетер Курьер Оператор CALL-центра Носильщик

4 Надпрофессиональные навыки Изменения в экономике, которые будут одновременно происходить во множестве производственных и обслуживающих секторов, потребуют новых надпрофессиональных навыков, которые важны для специалистов самых разных отраслей. Овладение такими навыками позволяет работнику повысить эффективность профессиональной деятельности в своей отрасли, а также дает возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность.

5 Надпрофессиональные навыки Экологическое мышление Управление проектами Системное мышление Работа с людьми Работа в условиях неопределенности Программирование/робототехника Межотраслевая коммуникация Клиентоориентированность Бережливое производство

6 Профессии в области образования КООРДИНАТОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОНЛАЙН- ПЛАТФОРМЫ профессия появится до 2020 г. Специалист внутри образовательного учреждения или независимом образовательном проекте, который имеет компетенции в онлайнпедагогике и сопровождает подготовку онлайнкурсов по конкретным предметам / дисциплинам, организует и продвигает конкретные курсы или типовые образовательные траектории, модерирует общение преподавателей и студентов в рамках курсов или платформ, задает требования к доработке функционала платформы.

7 Ментор стартапов Это профессионал с опытом реализации собственных стартап-проектов, курирующий команды новых стартапов, обучающий их на практике собственных проектов ведению предпринимательской деятельности.

8 Организатор проектного обучения Специалист по формированию и организации образовательных программ, в центре которых стоит подготовка и реализация проектов из реального сектора экономики или социальной сферы, а изучение теоретического материала является необходимой поддерживающей деятельностью.

9 Игромастер Специалист по разработке и организации обучающих игр (деловых, исторических, фантастических и пр.), сопровождению игр с использование симуляторов.

10 Разработчик инструментов обучения состоянием сознания Cоздает программы и оборудование (например, устройства биологически обратной связи) для обучения пользователей продуктивным состояниям сознания (высокая концентрация, расслабление, повышенные творческие способности и др.).

11 Тренер по майнд-фитнессу Cпециалист, который разрабатывает программы развития индивидуальных когнитивных навыков (например, память, концентрация внимания, скорость чтения, устный счет и др.) с помощью специальных программ и устройств с учетом особенностей психотипа и задач пользователя.

12 Экопроповедник Специалист, который разрабатывает и проводит образовательные и просветительские программы для детей и взрослых по образу жизни, связанному со снижением нагрузки на окружающую среду (отказ от избыточного потребления, раздельный сбор мусора, экологическиосознанный образ жизни и др.), а также программы для производственных предприятий по более экологичным практикам производства.

13 Методы создания продуктов дополнительного образования Дизайн-мышление это метод создания продуктов и услуг, ориентированных на человека. Отличительными особенностями метода являются глубокое проникновение в опыт пользователя, фокусировка на индивидуальных сценариях поведения и действия, а также экономичныи и итерационныи подход к разработке проектов.

14 Форматы Онлайн-курсы Симуляторы Тренажеры Игровые онлайн-миры.

Формат

Курс предполагает 5 разделов, в каждом из которых будет от 3 до 5 тем. Каждая тема состоит из видеолекции, текстовой лекции, материалов для самостоятельного изучения, учебного задания, нацеленного на применение полученных теоретических знаний в практическом применении, в том числе — подразумевающем использование цифровых инструментов. .
После каждого изученного раздела запланирован промежуточный контроль, в виде заданий позволяющих, с одной стороны, оценить степень освоения материалов, а с другой – применить знания и умения, связанные с использованием soft skills.

По завершении курса предусмотрены итоговые контрольные мероприятия, которые могут быть пройдены слушателем в виде теста либо в виде выполнения практического задания, связанного с приобретенными знаниями в области soft skills с применением цифровых инструментов.

Когнитивные навыки

Это самая большая группа, разделенная на 6 блоков.

Саморазвитие:

  • Самосознание
  • Обучаемость
  • Восприятие критики и обратная связь
  • Любознательность

Видимо тема критики так наболела у экспертов, что была упомянута дважды. Но вообще умение давать и принимать обратную связь (любую) – это основа для развития, обучаемости. А вот самосознание – один из важных факторов осознанности и тесно с ней связан.

Организованность:

  • Организация своей деятельности
  • Управление ресурсами

Без этих навыков сложно достигать продуктивности в работе, а это один из наиболее важных факторов успеха (и сейчас и в будущем, когда нам придется соревноваться не только с людьми, но и с роботами за рабочие места)

Управленческие навыки:

  • Приоритезация
  • Постановка задач
  • Формирование команд
  • Развитие других
  • Мотивирование других
  • Делегирование

Эта группа нужна будет тем, кто стоит управленческую карьеру. Но поскольку мир идет в agile и проектную деятельность, то практически любой сотрудник должен будет их иметь, если хочет решать интересные задачи. Развитие через проекты – это уже настоящее, а в будущем этот подход может усилиться.

Достижение результатов:

  • Ответственность, принятие риска
  • Настойчивость в достижении цели
  • Инициативность

Здесь тоже все довольно очевидно. Сотрудники без таких качеств будут в первую очередь заменяться на роботов и искусственный интеллект, если содержание работы будет это позволять.

Решение нестандартных задач

  • Креативность, в том числе умение видеть возможности
  • Критическое мышление

Это как раз то, что поможет нам победить в борьбе за место робота. Это ценные навыки и над их развитием точно стоит поработать.

И, наконец, адаптивность, куда авторы доклада отнесли умение работать в условиях неопределенности.  На этих навыках основана скорость принятия решений, без которой действительно сложно выжить в мире будущего.

В заключение хочу добавить, что многие из вышеперечисленных компетенций будущего сегодня востребованы во многих компаниях (за исключением, пожалуй, цифровых навыков). Главное же, на мой взгляд, заключается в способности развивать то, что присуще человеку, отличает его от робота, дает ему преимущества по сравнению с алгоритмами и искусственным интеллектом и позволяет при этом жить полноценной жизнью.

Цели проекта

Опирающийся на эту рамку проект ОЭСР направлен на разработку педагогических  инструментов, позволяющих формировать и оценивать компетенции основного инновационного блока или 4 К: креативность, критическое мышление, коммуникация и коллаборация (взаимодействие и сотрудничество). В основе этих компетенций лежат способности и умения учащихся, которые проявляются как воображение, генерирование идей, построение аргументации, выделение дефицита информации и поиск, формулирование собственных идей и развитие чужих, оценка собственных предположений и суждений, принятие целей группы и оценка общего результата.

Подход Йенса Расмуссена к классификации задач

Для сравнительного анализа структуры рынков труда разных стран всех занятых в экономике можно условно разделить на три категории – «Умение», «Правило» и «Знание» согласно подходу Й. Расмуссена к классификации задач:

  • Категория «Умение»: более 50% задач – это повторяющиеся типовые задачи, преимущественно физический труд. Подготовка не требуется или осуществляется в рамках короткого цикла обучения. Например: уборщики, продавцы, водители, грузчики, охранники.
  • Категория «Правило»: более 50% задач – это техническая, рутинная работа. Принятие решений происходит в рамках предписанных правил и инструкций. Требуется специализированная, прикладная подготовка. Например: слесари, бухгалтеры, медсестры, офисные администраторы.
  • Категория «Знание»: более 50% задач подразумевают аналитическую работу, импровизацию, творчество, работу в условиях неопределенности. Имеется высокая автономность при принятии решений. Требуются высокий уровень образования, длительный цикл подготовки, широкий кругозор. Например: преподаватели, врачи, ученые, высококвалифицированные инженеры, руководители.

Один из важных выводов этого анализа в том, что богатство страны напрямую зависит от структуры занятости. Чем больше людей интеллектуального труда, создающие прибавочную стоимость не руками, а мозгами, тем выше уровень жизни в стране и лучше ее перспективы. А чтобы быть в числе этих самых сотрудников категории «Знание», необходимо обладать не только определенными знаниями, но и компетенциями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector