Универсальные компетенции будущего: кто будет востребован завтра?
Содержание:
- В каких городах мы будем жить через 15 лет? Какие сервисы и бизнесы в них будут процветать?
- Управление жизненным циклом: как «Ростех» соревновался с «Росатомом» в разработке беспилотного авиатакси
- Беспилотный трактор, космический спутник, цифровой манекен и объемное проектирование дома
- Исключение доли выпускников, не сдавших ЕГЭ, из показателей оценки губернаторов назрело давно
- Какие навыки развивать, чтобы не остаться без работы
- Что такое атлас профессий будущего
- Какие навыки будут востребованы в вашей сфере через три-пять лет?
- Какие технологии сильнее всего изменят общество в перспективе пяти лет?
- Как строить планы в эпоху волатильности и неопределенности?
- Геймификация
- Бесшовные ящерицы из 3D-принтера, приборы для определения подлинности алмазов и два «Ансата»
- Видеорепортажи
- Учить китайский
- Какие навыки развивать, чтобы не остаться без работы
- Какой будет работа будущего
- Как мы будем обмениваться информацией через десять лет?
- Стиль менеджмента
- Видео
- Как рождаются компетенции
В каких городах мы будем жить через 15 лет? Какие сервисы и бизнесы в них будут процветать?
Будущее городов — это, по сути, выбор модели цивилизации. Сейчас человечество стоит перед развилкой: учиться ли нам жить более осознанно, или отдавать свою жизнь в руки больших цифровых систем, которые будут нами управлять. Сохранять модель индустриально-потребительской экономики, губительную для планеты — или учиться быть более экологичными. Я верю в оживление городов, в то, что за следующие 15 лет начнется переход к более человечной и более экологичной модели. Поэтому будет процветать, например, городское фермерство, ремесла, фестивали и праздники, новые более человечные модели городского образования, здоровый образ жизни, и многое другое. Города, о которых мы мечтали в детстве.
Управление жизненным циклом: как «Ростех» соревновался с «Росатомом» в разработке беспилотного авиатакси
Компетенция «Управление жизненным циклом» — новинка для мирового этапа чемпионата. В ней в демонстрационном режиме соревновались команды из 8 человек. Они разрабатывали инновационный проект и организовывали полный цикл его внедрения. Конкурсанты должны были грамотно распределить выполнение задачи между собой, организовать реализацию проекта, а потом презентовать его. Задачи могут быть самые разные: например, на прошлых российских чемпионатах WorldSkills Hi-Tech ребятам предлагалось разрабатывать систему отслеживания состояния вулкана и автономный обогрев дома в течение 250 суток без использования горения и электричества.
На WorldSkills Kazan 2019 участникам дали задачу разработать беспилотное авиатакси, которое может перевозить 5 человек в условиях города. В этой компетенции соревновались три команды: госкорпорации «Ростех» (ее представляла группа молодых инженеров Казанского вертолетного завода), «Росатома» и Московского колледжа управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно». Победили «Росатом» и «Ростех».
Георгий Пискунов, инженер КВЗ, который защищал проект «Ростеха», участвует в чемпионатах WorldSkills с 2016 года: сначала в отраслевых, которые проводили «Вертолеты России» и «Ростех», потом в специализированном чемпионате WorldSkills Hi-Tech, где его команда завоевала золото в категории «Управление жизненным циклом»
Он говорит, что участие в мировом чемпионате для него очень важно: это яркая финальная точка, ведь скоро ему исполнится 28 лет, а это верхний возрастной предел для этой компетенции. Он рассказал «Реальному времени»:
— Мы разрабатывали проект беспилотного летательного такси. Вопрос этот не надуманный, он остро стоит в условиях растущего городского трафика, и над ним уже работают хедлайнеры авиационной отрасли: Airbus, Embraer. Если в большинстве других компетенций на выполнение задания дается строго несколько часов, то здесь работа по проекту не регламентирована условиями площадки. У нас есть несколько суток до дедлайна. Методика WorldSkills практически везде одинакова: задание заведомо невыполнимо в установленное время. Поэтому работали мы очень напряженно: спали часа по три-четыре последние несколько суток, а сегодня, перед защитой, не ложились вообще.
Задание для всех конкурсантов было одно. При этом все три команды представили принципиально очень разные проекты.
Беспилотный трактор, космический спутник, цифровой манекен и объемное проектирование дома
В павильоне Future Skills творились странные, на первый взгляд, вещи: вот через светящиеся кольца пролетают дроны, а вот биотехнологи развернули целую галерею растений на гидропонике. Казалось бы, зачем здесь зеленый трактор? Но соревнующимся в компетенции «Цифровое земледелие» он очень нужен. В числе прочего (обработка трехмерных цифровых карт полей, установка датчиков в нужных местах и налаживание полного цикла агрокультуры с использованием максимума электронных ресурсов и минимума человеческих) ребята должны были суметь организовать дистанционное управление агротехникой на полях. Элементы цифрового земледелия используются в России уже сейчас, но связать их в рабочую систему и распространить ее на всю страну еще только предстоит.
В числе прочего (обработка трехмерных цифровых карт полей, установка датчиков в нужных местах и налаживание полного цикла агрокультуры с использованием максимума электронных ресурсов и минимума человеческих), ребята должны были суметь организовать дистанционное управление агротехникой на полях
В компетенции «Инженерия космических систем» участникам предлагалось с нуля разработать и собрать прототип космического спутника Земли, который фотографирует поверхность планеты. Им выдали стандартный набор компонентов, и из этого «конструктора» они собирали полностью работающий спутник, который должен был сфотографировать определенную часть земной поверхности (по заданным координатам) и передать данные в ЦУП (конечно же, не настоящий).
«Технология информационного моделирования зданий» — пожалуй, третья компетенция по зрелищности на этой площадке, после биотехнологии и беспилотников. На зрительскую галерею выводились экраны, на которых в реальном времени было видно, как конкурсанты строят трехмерную модель дома. Информационное моделирование зданий (BIM) — технология не самая новая: например, ее использовали, когда строили Сколково и Лахта-центр. Поэтому участников в этой компетенции было довольно много, по меркам Future Skills: целых девять. В задании есть хитрость — им выдали заведомо «дефектный» проект: здание не сможет нормально функционировать, если ошибку не исправить. Но ребят об этом не предупредили, изъян они должны были найти и устранить сами.
В компетенции «Цифровой модельер» соревновались в создании электронной выкройки: нужно было скроить женское платье, ни разу не прикоснувшись к живой модели. Участникам предоставлялась электронная трехмерная модель женщины с заданными параметрами. Современный портной уже не держит в зубах булавки, а в руках — сантиметровую ленту: он сидит за компьютером и деталь за деталью собирает платье на экране компьютера. Прямо на площадке сидела швея за машинкой: она сшивала раскроенные детали, которые готовили конкурсанты.
Современный портной уже не держит в зубах булавки, а в руках — сантиметровую ленту: он сидит за компьютером и деталь за деталью собирает платье на экране компьютера
Исключение доли выпускников, не сдавших ЕГЭ, из показателей оценки губернаторов назрело давно
Как сообщили вчера «Известия» со ссылкой на председателя думского комитета по образованию Вячеслава Никонова, в ближайшее время будет изменен критерий эффективности работы губернаторов в сфере образования. Сейчас оценка губернатора зависит от того, какая доля детей в регионе получила двойки на ЕГЭ по русскому и математике, а будет зависеть от доли школ, работающих во вторую и третью смену. Чем новый показатель лучшего старого, разъясняет научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов.
Обществовзгляд ученогогубернаторыЕдиный государственный экзамен (ЕГЭ)критерий эффективностиобразование в России
Какие навыки развивать, чтобы не остаться без работы
Рынок труда меняется с каждым годом. В том числе, и в своих требованиях к соискателям. Какие навыки необходимо в себе развивать, чтобы в 2020 году быть востребованным? Что работодатели будут ценить больше всего? Ответы мы найдем в прогнозах аналитиков Всемирного экономического форума (World Economic Forum). По их предположению, в ближайшие годы изменится 35% ключевых востребованных компетенций. Так какими же навыками должен обладать идеальный сотрудник будущего?1. Умение решать сложные задачи (Complex Problem Solving). Потребность в обладателях такой компетенции возрастет на 52%.
2. Критическое мышление. Эта компетенция входит в число ключевых и в прогнозах на 10-15 лет. Практически любую информацию можно найти в свободном доступе. Более того, информация самого разного содержания и качества на нас «вываливается» в СМИ, соцсетях и т.д. Чтобы понять, что в этом потоке является действительно ценным и внушающим доверия, необходимы навыки отбора.3. Креативность. Способность найти нестандартный подход и сейчас ценится во многих . Но в уже недалеком будущем это умение станет необходимым из-за усложнение процессов в целом. Как решить стандартную задачу, можно найти в интернете, стоит только правильно сформулировать запрос для поисковика. Цениться будут люди, способные «выдать» то, чего не знает поисковик. Татьяна Черниговская, известный ученый в области нейронауки и психолингвистики:»Так ли мы учим детей? Например, детям зачем учить бином Ньютона? Я за всю свою жизнь с биномом Ньютона никогда не повстречалась. Если встречусь, то пальцем ткну и скажу: «ОК, Гугл»… Раньше интернета не было, но книжки были. Зачем его учить? Если мне бы на это сказали — чтобы тренировать память, ок, все, я согласна. Но может быть лучше Шекспира или греческую поэзию? Зачем бессмысленные вещи учить? Мы детей ими накачиваем
Мне важно знать, в каком году Наполеон женился на Жозефине? Нет, неважно. Мне важно, чтобы человек понимал, что происходит на этой планете
Все остальное — гугл уже знает. Мне люди, которые знают то, что знает гугл, не нужны профессионально, потому что Гугл уже есть. Мне нужен тот, кому придет в голову необычная вещь. Знаете, открытия — это ошибки. Если мы предложим сдать ЕГЭ следующим людям: Моцарту, Бетховену, бездельнику двоечнику Пушкину, а также возьмем химика Менделеева (двойка по химии, помните?), Эйнштейна, Дирака, Шредингера и т.д. Вот они все завалят. Мы скажем: «Двойка тебе, Нильс Бор». Он скажет: «Двойка-то двойка, но Нобелевская премия меня ждет». И именно за этот «неправильный» ответ! Так мы чего хотим? Открытий или армию дурачков, которые выучили бином Ньютона? Конечно, здесь есть крупная опасность. Я ее знаю. Если все будут знать обо всем по чуть-чуть, то возникает риск, что мы начнем выпускать дилетантов. Что с этим делать, надо подумать».
Если вы хотите получать свежие статьи по вопросам карьеры, информацию о бесплатных событиях и акциях Центра, подпишитесь на нашу рассылку.
Что такое атлас профессий будущего
«Атлас» — это альманах профессий, необходимость которых будет расти в ближайшие 15–20 лет. О некоторых их них мы даже не слышали, а авторы Атласа уже о них подумали.
Этот проект родился в инновационном центре «Сколково» и получил развитие благодаря исследованиям многих экспертов. Если точнее, экспертов было 2500. В их числе: специалисты из Intel и IBM, Росатома, Газпрома, Роснефти, Роснано и других компаний, названия которых неизменно ассоциируются с прогрессом, инновациями и высоким доходом.
Разрабатывая Атлас профессий, в «Сколково» всерьез рассуждают о будущем. О специальностях, которые получат развитие в скором и отдаленном будущем. В этом альманахе профессий все серьезно: мнение экспертов, описания, анализ, перечень навыков и знаний, которые понадобятся. Фантастика, скажете вы? Никто не может предсказать будущее? Возможно. Но когда-то покорение космоса и создание искусственного интеллекта тоже было фантастикой. Слово «робот», кстати, — тоже изобретение фантаста. А теперь это часть нашей жизни. Так что стоит прислушаться.
Почему Атлас и есть ли там карты?
В привычном смысле карт нет — ни игральных, ни географических. Но есть анализ изменений в отраслях и аргументированные предположения о том, как изменятся потребности общества и работодателей под влиянием прогресса. То есть, это, своего рода «дорожные карты профессий».
А еще это можно сравнить с атласом контурных карт — вы сами решаете, какую из них «закрасить» для самореализации.
Зачем составляют «Атлас новых профессий»
Хотя над Атласом трудились сотни исследователей, цель проекта — не академические изыскания, а практическая помощь будущим специалистам. То есть вам.
Создатели альманаха решили показать горизонты — возможные варианты развития технологий и рынка труда. Это не предсказание и даже не прогнозирование. Это, скорее моделирование будущего и повышение интереса к профессиям, которые помогут в него прийти. Как сказал Дмитрий Песков, это самосбывающееся пророчество.
Цитата
Если Атлас убедит вас, что ваше будущее, ваша карьера могут оказаться гораздо интереснее тех, которые вы себе представляли ранее, и, самое главное, зависят исключительно от вас, то труд исследователей был не напрасен», — Андрей Шаронов, ректор Московской школы управления «Сколково».
«Атлас новых профессий» состоит из двух частей:
Первая — о профессиях будущего. Это специальности, которые могут возникнуть в наиболее перспективных высокотехнологичных отраслях экономики. Цель этой части — помочь проложить «профессиональный маршрут»: описать перспективы рынка труда; показать вузы, где можно получить необходимое образование; познакомить с крупными работодателями.
Цитата
«Это уникальный проект, который поможет понять, в каких отраслях экономики будут появляться новые технологии, и какие новые специалисты потребуются для работы с этими технологиями», — Глеб Никитин, первый заместитель министра промышленности и торговли РФ.
Вторая — о профессиях-пенсионерах. Это занятия, которые, скорее всего, утратят актуальность к 2030 году. Устаревание профессий было всегда, оно неизбежно сопровождает прогресс. Когда-то извозчиков сменили таксисты, а скоро, возможно, и вовсе наступит эра беспилотников. Нюанс в том, что раньше профстарение могло занимать десятилетия, а сейчас все происходит за 10–15 лет. Если какая-то профессия попадает в категорию «пенсионеров», лучше узнать об этом сейчас, а не после получения диплома. Цель этой части — отшлифовать профориентацию, уберечь от неудачного выбора.
Какие навыки будут востребованы в вашей сфере через три-пять лет?
Моя сфера — образование для управленцев. Нельзя учить других, если сам не находишься на переднем крае, не моделируешь то поведение и те принципы управления, которые хочешь передавать. Поэтому будут востребованы гибкие экосистемно-ориентированные организации. Образование стремительно становится цифровым, «смешанным» (комбинация онлайн и офлайн обучения), будут выигрывать те, кто умеет его хорошо делать. Все более важны уникальный опыт, переживание — и все больше нужны те, кто умеет его создавать, например, через игропрактику. Кризис ускоряет трансформацию образования, особенно в нашей сфере.
Какие технологии сильнее всего изменят общество в перспективе пяти лет?
Правительства всего мира смотрят на опыт Китая по контролю над своим населением с помощью цифровых технологий, в т.ч. рейтингов. Если китайский опыт сочтут успешным, то разные модели рейтингования ползучим образом начнут распространяться по миру. Цифровая психология + такие рейтинги — взрывная смесь для всех моделей управления и политики прошлых веков.
Второй важный вопрос — кончилась ли эпоха нефти навсегда. Это будет зависеть от появления дешевых мощных батарей — Tesla обещает на днях представить новую разработку, и, если они действительно ее сумели создать, нас ждет переход к новому наземному транспорту, для которого не нужно топливо. Если давно ожидаемый переход к новой парадигме действительно случится, то не весь мир, но конкретно российское общество ждут большие потрясения.
Как строить планы в эпоху волатильности и неопределенности?
Волатильность и неопределенность по своей природе противоречат идее «плана». Появляется другая логика. Например, когда растение прорастает из семечка и становится большим деревом, у него в каждой клетке есть «план», генетическая программа. Но эта программа очень гибкая, она подстраивается под то, сколько солнца, воды, ветра у растения в этом месте, какие у него соседи, едят ли его насекомые, и так далее. У растения есть некий образ себя в будущем, целевое состояние — но нет однозначного пути, этот путь подбирается каждую минуту. Нам нужно научиться вести себя так же — иметь в себе образ цели, идеального результата, к которому мы стремимся — но одновременно быть гибкими, все время менять свой план с учетом обстоятельств. Стратегическая гибкость для стратегической неопределенности.
— технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.
Геймификация
По прогнозам экспертов, через 15–20 лет главными формами обучения будут игра и командная работа.
Геймификация изменит отношение к ошибкам — они станут частью процесса, а не провалом. Возможность пройти миссию заново — важный принцип в компьютерной игре. Можно сколько угодно искать решение и каждый раз находить новые варианты.
Игра в онлайн-образовании будущего позволит решить проблему мотивации ученика. В «Домашней школе Фоксфорда» уже сейчас за выполнение заданий дают очки опыта — XP (experience points). Каждое задание имеет уровень сложности: от вводного до олимпиадного. Чем труднее и чем меньше подсказок истратил при решении, тем больше XP получишь. Очки опыта суммируются и позволяют «игрокам» переходить от уровня к уровню. Сначала это довольно легко, но постепенно продвигаться вперёд становится всё труднее, а значит, и интереснее.
Бесшовные ящерицы из 3D-принтера, приборы для определения подлинности алмазов и два «Ансата»
На WorldSkills, кроме огромного количества профессионалов, можно было полюбоваться еще и на самую современную технику. Свое оборудование для соревнований предоставили ведущие мировые корпорации. За демонстрационной работой их техники наблюдать было не менее интересно, чем за тем, как соревнуются участники.
Например, в компетенции «Быстрое прототипирование» ребята работали на суперсовременных принтерах DMG Mori. Им предоставили деталь, которую они должны изучить, составить ее 3D-модель и напечатать на принтере. И в этом задании был подвох: в составе детали не хватало определенных компонентов, а каких — участники должны были догадаться сами и дополнить итоговую модель. На демонстрационном стенде DMG Mori показывали несколько напечатанных моделей, самая интересная из которых — ящерица. Ее хвост состоит из десятка сегментов, скрепленных по принципу цепочки: сначала думаешь, что каждый сегмент печатался отдельно. Но оказывается, что вся игрушка напечатана целиком, в ней нет ни единого шва. Сложная 3D-модель считывается принтером и с легкостью воспроизводится.
Уникальное оборудование привезли на конкурс специалисты группы АЛРОСА: они подготовили конкурсантов, соревнующихся в компетенции «Синтез и обработка минералов». Участники должны были подготовить все для выращивания искусственного алмаза, а на демонстрационном стенде АЛРОСА эксперты показали спектроскопическое устройство, которое определяет подлинность бриллианта.
На демонстрационном стенде DMG Mori показывали несколько напечатанных моделей, самая интересная из которых — ящерица. Ее хвост состоит из десятка сегментов, скрепленных по принципу цепочки
А на площадке компетенции «Обслуживание авиационной техники» посетители любовались на два красавца-«Ансата» — их предоставил для конкурса Казанский вертолетный завод.
Марина Марюшина рассказала нам:
— Это давно нами любимая компетенция. Она — одна из самых востребованных в авиастроении в целом и в вертолетостроении в частности, потому что покрывает сразу несколько наших заводских профессий. Завод предоставил для этой компетенции не только сами вертолеты (они абсолютно идентичны друг другу, только цвета у них разные), но и техническую оснастку для соревнований. На этой площадке работали и два наших технических эксперта: если что-то в ходе конкурса пойдет не так, они должны были быстро устранить проблему.
Видеорепортажи
11.05.2015
Основатели. Выпуск 32. Атлас новых профессий
11.05.2015
Презентация «Атласа новых профессий»
09.07.2015
Репортаж на канале «Россия 1»
09.07.2015
Репортаж на канале «Вести Карелия»
27.04.2016
Выступление Дмитрия Судакова
27.04.2016
Лекция Елены Федоровской ч.1
27.04.2016
Лекция Елены Федоровской ч.2
14.05.2016
Давай заглянем в будущее!
Основатели. Выпуск 32. Атлас новых профессий
Проектировщик домашних роботов, виртуальный адвокат, эковожатый — за ними будущее. На пенсию отправляются — лифтер, почтальон, турагент.
В свет вышел атлас новых профессий, уникальное пособие о том, какие специальности станут востребованы в ближайшие годы. Куда пойти учиться, чтобы быть востребованным?
А также — почему машиниста скоро заменит диспетчер, когда появятся летающие машины и в каких именно профессиях человек скоро уступит место роботу? Об этом и не только в новом выпуске программы «Основатели». Ведущая программы — Ксения Присекина.
Презентация «Атласа новых профессий»
«Атлас новых профессий» создан в результате уникального для России масштабного исследования «Форсайт компетенций 2030», проведенного Агентством стратегических инициатив и Московской школой управления «СКОЛКОВО». В работе над проектированием будущего 19 отраслей экономики приняли участие свыше 2500 российских и иностранных экспертов. Участники исследования анализировали технологические, социальные и экономические изменения, планы развития ведущих компаний, чтобы сформировать отраслевые «карты будущего», где ключевая роль отводится специалистам, способным успешно эти планы воплощать и развивать.
Репортаж на канале «Россия 1»
Атлас профессий будущего: почтальонов, швей, бухгалтеров и инспекторов ДПС скоро не будет
Репортаж на канале «Вести Карелия»
Архитектор виртуальности, биотрансдуктор или экоаналитик. Вот такие специальности в ближайшие годы могут появиться в мире. Кое-что, напротив, исчезнет из нашей жизни — и виной тому новые технологии, которые изменят мир. Специалисты Сколково создали Атлас профессий, как говорится, в помощь выпускникам. Его страницы перелистала Влада Данилова.
Выступление Дмитрия Судакова
Лекция Дмитрия Судакова, руководителя проектов Агентства стратегических инициатив (АСИ) , на тему: «Атлас новых профессий». Выступление в рамках педагогического форума «Образование взгляд в будущее 2015 г.». Форум организован Малой Академией Наук «Интеллект будущего».
Лекция Елены Федоровской ч.1
Выступление Елены Федоровской в рамках Всероссийского турнира «Познание и творчество». Федоровская Елена Олеговна, кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии СУГТИ, зам. председателя МАН «Интеллект будущего» по научно-методической работе, Лауреат премии Правительства РФ в области образования. Турнир организован Малой Академией Наук «Интеллект будущего»
Лекция Елены Федоровской ч.2
Выступление Елены Федоровской в рамках Всероссийского турнира «Познание и творчество». Федоровская Елена Олеговна, кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии СУГТИ, зам. председателя МАН «Интеллект будущего» по научно-методической работе, Лауреат премии Правительства РФ в области образования. Турнир организован Малой Академией Наук «Интеллект будущего»
Давай заглянем в будущее!
Как выбрать профессию для будущего, а не для настоящего и прошлого?
Обучающая сессия профориентационного проекта «Дело будущего».
Учить китайский
Для многих российских бизнесов будет еще более актуальным выход на международные рынки, значит, руководитель должен уметь формировать кросс–культурные команды и управлять процессами с учетом национальной спецификации. Если 5 лет назад крайне желательным было знание английского языка, то в текущих реалиях формируется обязательное требование к владению английским и китайским», — говорит Александра Лузина.
Через 3–5 лет руководителям придется заниматься тем, что сейчас не входит в сферу их деятельности. Так, менеджменту будет необходимо налаживать «диалог» между человеком и машиной, считает Роман Коновалов.
«Сегодня многие боятся, что машина может отобрать человеческие рабочие места. Одна из задач руководителей — снизить градус негатива в коллективе и настроить сотрудников на то, что в случае совершенствования их навыков они не только не будут заменены, но, возможно, даже ускорят свой карьерный рост», — говорит он.
В ближайшее время мы будем наблюдать за интеграцией HR–инструментов в повседневную деятельность топ–менеджеров, говорит Алена Григорьева, HR–директор SPN Communications. Это произойдет потому, что умение управлять талантами будет все более ценным.
Изменятся и помощники руководителей. Уже появились программы на основе искусственного интеллекта, которые справляются с работой секретаря не хуже человека. Поэтому в конкурентной борьбе с программами выиграют люди–помощники, которые смогут брать на себя решение креативных задач, которые еще долго будут не под силу машинам.
«Появятся ассистентские роли, связанные с планированием обучения и профессионального развития руководителя, — уверен Егор Марковский. — Больший приоритет получат задачи мониторинга репутации компании в социальных медиа и личных отзывах пользователей».
«Эффективный руководитель и сегодня, и тем более завтра — это тот, кто постоянно находится на пути к собственному развитию, к изменениям, шаг за шагом постигая профессиональное мастерство и мудрость», — напоминает Татьяна Козлова, директор по персоналу «Байкал–Сервис ТК». Теперь этот путь отчетливо виден.
Какие навыки развивать, чтобы не остаться без работы
Рынок труда меняется с каждым годом. В том числе, и в своих требованиях к соискателям. Какие навыки необходимо в себе развивать, чтобы в 2020 году быть востребованным? Что работодатели будут ценить больше всего? Ответы мы найдем в прогнозах аналитиков Всемирного экономического форума (World Economic Forum). По их предположению, в ближайшие годы изменится 35% ключевых востребованных компетенций. Так какими же навыками должен обладать идеальный сотрудник будущего?1. Умение решать сложные задачи (Complex Problem Solving). Потребность в обладателях такой компетенции возрастет на 52%.
2. Критическое мышление. Эта компетенция входит в число ключевых и в прогнозах на 10-15 лет. Практически любую информацию можно найти в свободном доступе. Более того, информация самого разного содержания и качества на нас «вываливается» в СМИ, соцсетях и т.д. Чтобы понять, что в этом потоке является действительно ценным и внушающим доверия, необходимы навыки отбора.3. Креативность. Способность найти нестандартный подход и сейчас ценится во многих . Но в уже недалеком будущем это умение станет необходимым из-за усложнение процессов в целом. Как решить стандартную задачу, можно найти в интернете, стоит только правильно сформулировать запрос для поисковика. Цениться будут люди, способные «выдать» то, чего не знает поисковик. Татьяна Черниговская, известный ученый в области нейронауки и психолингвистики:»Так ли мы учим детей? Например, детям зачем учить бином Ньютона? Я за всю свою жизнь с биномом Ньютона никогда не повстречалась. Если встречусь, то пальцем ткну и скажу: «ОК, Гугл»… Раньше интернета не было, но книжки были. Зачем его учить? Если мне бы на это сказали — чтобы тренировать память, ок, все, я согласна. Но может быть лучше Шекспира или греческую поэзию? Зачем бессмысленные вещи учить? Мы детей ими накачиваем
Мне важно знать, в каком году Наполеон женился на Жозефине? Нет, неважно. Мне важно, чтобы человек понимал, что происходит на этой планете
Все остальное — гугл уже знает. Мне люди, которые знают то, что знает гугл, не нужны профессионально, потому что Гугл уже есть. Мне нужен тот, кому придет в голову необычная вещь. Знаете, открытия — это ошибки. Если мы предложим сдать ЕГЭ следующим людям: Моцарту, Бетховену, бездельнику двоечнику Пушкину, а также возьмем химика Менделеева (двойка по химии, помните?), Эйнштейна, Дирака, Шредингера и т.д. Вот они все завалят. Мы скажем: «Двойка тебе, Нильс Бор». Он скажет: «Двойка-то двойка, но Нобелевская премия меня ждет». И именно за этот «неправильный» ответ! Так мы чего хотим? Открытий или армию дурачков, которые выучили бином Ньютона? Конечно, здесь есть крупная опасность. Я ее знаю. Если все будут знать обо всем по чуть-чуть, то возникает риск, что мы начнем выпускать дилетантов. Что с этим делать, надо подумать».
Если вы хотите получать свежие статьи по вопросам карьеры, информацию о бесплатных событиях и акциях Центра, подпишитесь на нашу рассылку.
Какой будет работа будущего
Точного ответа вы не найдете даже в таком инновационном издании, как «Атлас профессий будущего». Но там есть анализ тенденций, которые помогают говорить о возможных изменениях рынка труда с большой вероятностью. Вот некоторые из них:
Глобализация. Мы уже сейчас видим, как экономика делает мир «меньше». В Японии собирают компьютеры из деталей, сделанных в Тайване. Головной центр компании находится в Европе, а продажи идут в самых разных странах. Это означает, что работникам будущего нужно будет уметь адаптироваться к мультикультурным командам, знать несколько языков.
Частая смена рабочих задач. Скорость изменений в экономике со временем увеличивается: вряд ли получится всю жизнь работать на одной и той же должности с одними и теми же функциями. Вывод — надо быть готовыми к труду в условиях неопределенности, учиться гибко реагировать на перемены и быстро принимать решения.
Повышение требований по экологичности. Человечество наконец задумалось о влиянии на экологию и в ближайшее будущее эта тенденция станет определяющей в выборе технологий. Это значит, что работникам понадобятся навыки экологичного поведения. Они, скорее всего, войдут в новые стандарты воспитания и образования.
Чтобы узнать больше подробностей, скачайте с сайта «Сколково» Атлас профессий будущего.
Фото Pixabay
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала wowprofi.ru обязательна
Как мы будем обмениваться информацией через десять лет?
Я — один из инициаторов появления в нашей стране целого ряда инициатив, связанных с интерфейсом мозг-компьютер. Прорывы в нейронауках будут менять способы коммуникации, прямая коммуникация мозг-мозг — будущее человечества. Но ничего подобного в ближайшие десять лет не произойдет, мы еще слишком мало знаем о работе мозга. Основные тренды коммуникации на ближайшие годы уже проявились: станет больше видео, станет больше коротких сообщений, будет все больше VR фото и видео. Но лучшим способом обмена информацией будет оставаться старый добрый «разговор по душам», который любят в России.
Стиль менеджмента
В будущем должен поменяться и стиль руководства. Роман Коновалов предупреждает, что прежде всего топ–менеджменту придется научиться гибкости управления
«Для менеджера будущего важно умение выстраивать работу с удаленным персоналом и проектными командами, — подтверждает Кирилл Фомичев. — Если раньше этим пользовались в малом бизнесе, то теперь подход работает и в очень больших компаниях: вспомните «Билайн», который уже перевел почти половину сотрудников на работу из дома»
Контроль и управление станет оперативнее, а решения жестче: у топов будет все меньше времени на раскачку и промахи, подчеркивает Наталья Куртова, директор по работе с клиентами агентства «Идеи&Решения». Для этого как раз менеджерам и понадобятся навыки работы с большими данными, ведь человечество каждый день производит 2,5 эксабайта информации, удваивая объем бизнес–данных каждые 14 месяцев. «Топ, который не будет ничего смыслить в диджитализации бизнеса, получит закрытый от него черный ящик, который он никогда не сможет контролировать, оптимизировать и прогнозировать», — говорит Наталья Куртова.
Топам нужно будет работать в условиях горизонтального лидерства, выстраивать «бирюзовые организации», рассуждает Александра Лузина. Так называют компании, в которых вместо менеджеров–вожаков — коучинг и самоуправление, вместо KPI — цели и ценности.
Видео
Видеокурс по применению Атласа новых профессий
Презентационный ролик (Новосибирская гимназия)
Видеокурс по применению Атласа новых профессий
Видеокурс «Атлас новых профессий как инструмент мышления о будущем» состоит из 7 лекций, раскрывающих как логику, стоящую за Атласом, его содержание, а также описание отдельных практик применения Атласа новых профессий в профориентационной практике.Лекция 1. История проекта и устройство книги
Лекция 2. Работа будущего — какой она будет?
Лекция 3. Надпрофессиональные навыки
Лекция 4. Профессии-пенсионеры
Лекция 5. Использование Атласа новых профессий в профориентационной практике
Лекция 6. Алгоритм использования Атласа при выборе профессии
Лекция 7. Примеры использования Атласа новых профессий в профориентационной практике
Презентационный ролик (Новосибирская гимназия)
Во Второй Новосибирской гимназии на базе кафедры Медиаконвергенции работает видеостудия «Виват». Одна из задач учеников студии — создавать новостные сюжеты, фильмы и ролики, связанные с учебными буднями гимназии. Одной из основных тем для работы студии в этом году стала тема: «Атлас новых профессий». Видеопродукты студии транслировали по школьной телевизионной сети, показывали на классных часах, демонстрировали на дне открытых дверей, на родительской конференции, выкладывали в соцсетях (VK, FB). Кроме того, студия готовила материалы по этой тематике для таких мероприятий, как прием делегации из Университета Талантов республики Татарстан, для международной выставки УчСиб-2016. Целью создания видеоматериалов на данную тематику является популяризация Атласа новых профессий среди учеников, родителей, работников сферы образования из разных школ региона.
Как рождаются компетенции
Интересно, что компетенция «Управление жизненным циклом» выросла из локальной в глобальную. Марина Марюшина, директор по персоналу Казанского вертолетного завода, рассказывает о том, что в 2015 году на внутризаводском конкурсе профессионального мастерства три компетенции были «переформатированы» по WorldSkills, в том числе появилась совершенно новая для нас — «Технопрорыв». Ее внедрили на КВЗ при поддержке и помощи специалистов Объединенной двигателестроительной корпорации. Эта компетенция впоследствии трансформировалась в «Управление жизненным циклом» в отраслевых российских чемпионатах, а сейчас представлена в международном формате:
— Думаю, у компетенции большое будущее, потому что, помимо узких профессиональных навыков, она мощно прокачивает социальное взаимодействие, стрессоустойчивость, эмоциональный интеллект, умение создать что-то с чистого листа. В составе команды могут быть инженеры, программисты, специалисты по финансам, другие профессионалы — и все они должны эффективно объединить свои усилия. Таким образом можно формировать внутри предприятия инновационную среду, классную команду, готовую к любым вызовам. Тренируя ребят по этой категории, мы из зеленых новичков системно готовим специалистов с глобальным видением.
На площадке компетенции «Обслуживание авиационной техники» посетители любовались на два красавца-«Ансата» — их предоставил для конкурса Казанский вертолетный завод