Музыкальное образование: профиль бакалавриата в вузах россии
Содержание:
- Метод Павла Тюленева
- Перспективы профессии
- Самые популярные специальности (бакалавриат)
- Система Карла Орфа
- Перспективы профессионального совершенствования выпускников
- Сколько получают
- Вокальное искусство (по видам вокального искусства) в институтах Москвы:
- Прослушивания и туры
- Мнение экспертов
- Начальное музыкальное образование
- Список колледжей
- Музыкальные ВУЗы
- Плюсы и минусы профессии
Метод Павла Тюленева
У Судзуки и Никитиных есть последователи. В том числе, и в России. Они пытаются начинать учить ребёнка играть по нотам очень рано, в 2-3 года. «Знать ноты раньше, чем ходить». Так называется книга Павла Тюленева, автора «МИР» — методики интеллектуального развития, как бы продолжающая идею книги Масару Ибука, описывающего метод Судзуки «После трёх уже поздно».
К сожалению, мы не можем так явственно, как в случае с Судзуки, видеть результаты метода Тюленева, и поэтому не можем утверждать, что метод его проверен временем. Выделим основные принципы, на которых построен этот метод.
Начинать музыкальное воспитание с рождения. Тюленев основывается на исследованиях Глена Домана, директора института развития потенциальных возможностей человека (Филадельфия, США), других учёных физиологов. Доман считал, что «…в период от рождения до 3 лет мозг развивается очень быстро, и умственные возможности в этом возрасте уникальны». По мнению Домана и Тюленева, то, что дети осваивают до трёх лет играючи (изучение иностранных языков, чтение, игру на музыкальных инструментах), в дальнейшем они овладевают с трудом.
Рядом с кроваткой младенца должен стоять музыкальный инструмент. Лучше всего синтезатор, до которого маленький музыкант мог бы дотянуться ручками. По мнению Тюленева, такое раннее знакомство с музыкальными звуками окажет на малыша положительное влияние.
Карточки с нотами и клавиатурой. Такие карточки, на которых были бы изброжены не только ноты, но и части клавиатуры, показывающие, где эти ноты извлекаются, должны, по мнению автора методики, быть с семи-шести месяцев в поле зрения младенца. Таким образом, ранняя игра по нотам станет для него таким же обычным делом, как раннее чтение.
Время занятий и их продолжительность определяет сам ребёнок. Родители создают условия для развития ребёнка, подбирая ему нужные развивающие игры. А когда этими играми пользоваться и как долго, ребёнок решает самостоятельно. Вообще, непосредственное участие родителей в воспитательном процессе, по Тюленеву, менее значительно, чем в других педагогических системах.
Ничего лишнего. В окружении ребёнка надо тщательно избегать всего отвлекающего. Особенно П.Тюленев предостерегает от лишних игрушек и других вещей, не имеющих отношения к развитию малыша.
Подталкивать малыша к сочинению музыки. Всё, что ребёнок играет, придумывая музыку сам, надо внимательно выслушать и позитивно оценить. Это путь малыша к творчеству.
Перспективы профессии
Добиться громкого успеха в музыкальной профессии довольно сложно. Особенно это касается классической музыки и оперы, где нет хорошо отработанной системы гастролей. Выпускники консерваторий, не желающие преподавать в музыкальной школе, массово выезжают за рубеж, благо язык музыки универсален. Чтобы остановить этот процесс, сейчас вводится система государственных грантов для молодых исполнителей.
В эстраде и рок-музыке ситуация несколько лучше. Публика больше готова платить за билеты на концерт поп-звезды местного масштаба, а не столичного симфонического оркестра. Кроме того, сфера приложения своих талантов у «неклассиков» гораздо шире: можно выступать в кафе и ресторанах, на сборных концертах или организовывать свои гастроли.
Самые популярные специальности (бакалавриат)
По линии бакалаврата среди связанных с музыкой специальностей, имеющих наивысший спрос (и, как следствие, наиболее высоких конкурсов на место) лидируют:
- музыкальное искусство эстрады (специальность по ФГОС 071600);
- вокальное искусство (073400);
- музыкально-инструментальное искусство (073100);
- музыкально-прикладное искусство и музыкознание (073000);
- хореографическое искусство (071200).
Перспективы обучения
Основными перспективами для закончивших обучение в музыкальных вузах по-прежнему служат возможность заняться любимым и одновременно высокоприбыльным делом (особенно в сфере востребованности перечисленных выше специальностей). Поскольку спрос на хороших певцов, музыкантов, музыкальных критиков, режиссёров и менеджеров музыкального бизнеса не только остаётся стабильно высоким – но и при достижении специалистом соответствующего уровня позволяет не беспокоиться о завтрашнем дне. Не говоря уже об известности и славе для самых талантливых.
Система Карла Орфа
Немецкий композитор Карл Орф, современник Д.Кабалевского, придумал систему музыкального воспитания, которая, как и система русского композитора, рассчитана не на избранных, не на имеющих специальную музыкальную подготовку, а на всех детей. Её суть в развитии творческой фантазии, в элементарном музицировании. В игре на простейших, в основном, ударных, шумовых музыкальных инструментах. В движении под музыку. В инсценировании детских песенок и сказок. То есть в том, что дети особенно любят и делают с удовольствием. Тем более, что такие танцы и движение сопровождаются не только игрой на ударных музыкальных инструментах (барабанах, ложках, ксилофоне и т.п.), но и «звучащими жестами» — хлопками, шлепками по бёдрам, топаньем ногами, щелчками пальцами, цоканьем языком и проч.
Всё это не только превращает музицирование в радостное, увлекательное действие, но и формирует творческую фантазию, прививает любовь к пению, развивает чувство ритма. Чтобы понять, как конкретно можно использовать метод К.Орфа, приведём конкретный пример.
Песенка-игра «Добрый жук»
Все вы с детства знаете эту песенку на музыку Е.Шварца из кинофильма «Золушка», но на всякий случай напомним слова:
Встаньте дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг.
Жил на свете старый жук,
Старый, добрый друг!
Никогда он не ворчал, не кричал, не пищал.
Громко крыльями трещал,
Ссоры запрещал.
Встаньте дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг.
Ты мой друг и я твой друг,
Старый верный друг.
Полюбили мы жука,
Старика, добряка,
Очень уж душа легка
У того жука.
Встаньте дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг.
Ты мой друг и я твой друг
Старый, добрый друг!
Система Карла Орфа рассчитана на участие нескольких детей, но, проявив некоторую фантазию, мы вполне можем применить её элементы и в занятиях с одним ребёнком — вашими сыном или дочкой. Что для этого нужно?
- Придумать вместе (подчёркиваем — вместе) с вашим ребёнком танцевальные движения. Например: шаг в сторону — притоп. Шаг в другую сторону — притоп. На припеве хлопанье в ладоши. Движения, имитирующие жука. Например, вы прыгаете, сгорбившись, на согнутых ногах, с поднятыми как рога пальцами.
- Сопровождение танца и пения игрой на любых шумовых инструментах и (или) некоторыми «звучащими жестами», о которых мы уже говорили.
- Постарайтесь обыграть сюжет. Например, на слова «встаньте в круг» двигаться по кругу.
Папы и мамы (бабушки, дедушки) тоже «впадают в детство», что иногда бывает приятно, — танцуют и поют вместе с ребёнком. Подвигайтесь так, и в дом придёт настоящее веселье.
Перспективы профессионального совершенствования выпускников
Профессиональная деятельность будущих музыкантов, безусловно, увлекательна, но и достаточно сложная. Продолжение обучения по направлению в магистратуре, аспирантуре либо докторантуре способствует самосовершенствованию будущего артиста. Помимо углубления теоретических знаний, продолжение обучения позволит попробовать себя в научной деятельности и освоить педагогическое мастерство.
Кроме того, диплом магистра позволит продолжить свою профессиональную деятельность за пределами нашей страны без осуществления переаттестации и дополнительных процедур, что представляется актуальным для тех, кто планирует выйти на мировую сцену.
Сколько получают
Заработок людей из музыкальной сферы зависит от многих факторов. В государственных или муниципальных оркестрах, театрах, филармониях платят немного, но можно рассчитывать на стабильную выплату зарплаты и полноценный социальный пакет (отпуск, больничные). Доход зависит от должности, стажа работы, наличия звания, статуса и места расположения организации. И если простой звукооператор получает от 15 до 35 тысяч рублей, то ведущий исполнитель или дирижер могут рассчитывать на вдвое больший заработок.
Если говорить о музыкантах, находящихся «на вольных хлебах», то все зависит от таланта, умения подать себя, подстроиться под предпочтения публики и найти заказчиков. Можно гастролировать или обслуживать корпоративы, писать песни или вести дискотеки в ночных клубах, главное – делать это профессионально. Независимые музыканты могут зарабатывать гораздо больше «бюджетных», но и расходы у них выше (зарплата персоналу, обновление костюмов и репертуара, транспорт, реклама и др.).
Вокальное искусство (по видам вокального искусства) в институтах Москвы:
Российская академия музыки имени Гнесиных
Российская академия музыки имени Гнесиных отсчитывает свою историю с 15 февраля 1895 года, когда начало работу «Музыкальное училище Е. и М. Гнесиных».
Средний балл ЕГЭ: 72.59 Общежитие есть Бюджетные места есть Платные места есть
м. Арбатская | 698 м |
ул. Поварская, д. 30/36
Российская государственная специализированная академия искусств
Дата создания: 16 ноября 1991 г. Государственный специализированный институт искусств — уникальное в своем роде, единственное в мире учебное заведение, дающее возможность людям с ограниченными…
Средний балл ЕГЭ: 67.95 Общежитие есть Бюджетные места есть Платные места есть
м. Студенческая | 281 м |
Резервный проезд, д. 10/12
Академия хорового искусства имени В.С. Попова
Первое в истории высшее учебное заведение вокально-хорового искусства – Академия хорового искусства – создана в 1991 году на базе Московского хорового училища имени А.В. Свешникова. С сентября 2009…
Средний балл ЕГЭ: 68 Общежитие есть Бюджетные места есть Платные места есть
м. Речной Вокзал | 496 м |
ул. Фестивальная, д. 2
Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке
Московский государственный институт музыки имени А.Г.Шнитке имеет давнюю и славную историю. Основан в 1918 году. Сегодня есть все основания говорить, что учебно-образовательный комплекс, носящий имя…
Средний балл ЕГЭ: 66.9 Общежитие есть Бюджетные места есть
м. Октябрьское Поле | 461 м |
ул. Маршала Соколовского, д. 10
Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского
Московская консерватория — одно из старейших музыкальных заведений Москвы. Следуя заветам своего основателя Н. Г. Рубинштейна, Московская консерватория стремится готовить «музыкантов в обширнейшем…
Средний балл ЕГЭ: 76.06 Общежитие есть Бюджетные места есть Платные места есть
м. Арбатская | 445 м |
ул. Большая Никитская, д. 13
Международный славянский институт
Международный славянский институт сегодня это:
— Высшее и послевузовское профессиональное образование (аспирантура);
— Государственные документы об образовании;
— Европейское приложение к…
Платные места есть
м. Алексеевская | 763 м |
ул. Годовикова, д. 9, стр. 25
Институт славянской культуры
Институт славянской культуры занимает свое достойное место, о чем свидетельствует множество экспертных заключений Министерства образования Российской Федерации.
Хибинский проезд, дом 6
Государственная классическая академия имени Маймонида
Прослушивания и туры
Для поступления на специальности «Вокальное искусство», «Музыкальное искусство эстрады» и «Инструментальное исполнительство» необязательно (за исключением консерватории) предъявлять диплом об окончании музыкальной школы, но необходимо иметь подготовку на уровне ее выпускника: знать основы сольфеджио и музыкальной литературы, уметь подготовить программу для прослушивания. Гораздо строже требования к будущим композиторам и дирижерам – им необходимо предварительно окончить музыкальное училище.
Как правило, музыкальные специальности требуют индивидуальной формы обучения, поэтому группы набираются небольшие, а вступительный конкурс в государственные вузы очень высокий.
Вступительные экзамены различаются не только на разных специальностях, но и на каждой специализации. Однако есть так называемый «обязательный минимум»:
1. Сольная программа. Для вокалистов это арии, романсы и народные песни, для инструменталистов – музыкальные произведения разных форм, для композиторов – собственные сочинения, для дирижеров – владение и фортепьяно, и вокалом, и навыками управления хором.
2. Коллоквиум. Здесь предстоит продемонстрировать комиссии свой культурный уровень, музыкальную эрудицию, понимание содержания и формы исполняемых произведений, знание творчества их авторов.
3. Теория музыки и сольфеджио. Основные требования в вузах практически одинаковые, разница – в сложности заданий: написать музыкальный диктант, спеть или сыграть с листа мелодию, проанализировать несложное музыкальное произведение или его фрагмент (определить тональность, лад, аккорды, ритмику и т. д.).
Будущим военным дирижерам ко всему прочему предстоит экзамен по физической подготовке.
Мнение экспертов
Как выбратьНаталья Дмитриева, декан вокального факультета РАМ им. Гнесиных:
– Качество подготовки певца зависит не столько от вуза, сколько, прежде всего, от педагога. Именно он может выявить «голосовую природу» и помочь ей развиться. А может и наоборот. Даже в нашем вузе был случай, когда педагог попытался переделать юношу-баритона в тенора, и «сломал» его. Так что если у студента с педагогом работа не складывается, лучше сменить наставника. Перед поступлением можно поприсутствовать на экзаменах и примерно определиться, у какого педагога вы хотели бы учиться. Возможно (хотя и необязательно), ваше желание учтут, когда будут распределять первокурсников к мастерам.
Как поступить и учитьсяНаталья Морковина, выпускница вокального факультета РАМ им. Гнесиных:
– Я заканчивала музыкальную школу, потом училище, правда, не в Москве, а в Туле. Программу подготовила и отработала еще в училище, поэтому первый тур прошла без особых сложностей. Но потом были экзамены по теории музыки, где нас неожиданно стали спрашивать итальянские музыкальные термины, – выкручивалась, как могла. Первый курс оказался самым трудным – было много теоретических отвлеченных предметов: философия, история России и т. п. Плюс к этому музыкальная литература, анализ музыкальных произведений (аккордов, гармонии). Еще нам преподавали актерское мастерство – для студентов, которые закончили училище им. Гнесиных, это не в новинку, а я была не совсем готова изображать, например, сломанный зонтик.
Со второго курса мы начали изучать отрывки из опер: вокал, движение и т. д. На пятом курсе студенты исполняют в учебной студии целые оперные партии, а некоторые уже работают.
Начальное музыкальное образование
Традиционно базовым музыкальным образованием является обучение в музыкальной школе по установленной программе с основными обязательными учебными дисциплинами. Классические музыкальные школы максимально нацелены на дальнейшую профессиональную ориентацию своих учеников в музыкальной сфере. Поэтому здесь дети не только осваивают игру на конкретном выбранном инструменте, но и изучают нотную грамоту, теорию и историю музыки, сольфеджио и основы композиции, сольного и хорового пения, обучаются игре в ансамбле или оркестре. Срок обучения в этих школах строго определен, и выпускники получают свидетельство об окончании 7, 8 или 10 лет учебы. Базовое 7-8 летнее музыкальное образование дает право для поступления в средние специальные учебные заведения с музыкальным уклоном.
Еще больше преимуществ получают выпускники специализированных музыкальных школ. Особо талантливые, с высоким уровнем успеваемости, ученики таких школ могут даже претендовать после 10-летнего обучения на поступление сразу в музыкальные ВУЗы.
В отличие от классических музыкальных школ, музыкальные студии и кружки, а также частные школы неполного цикла образования, даже отдельные педагоги-музыканты, могут давать узкое музыкальное образование или факультативное, например, обучая только вокалу или только сугубо игре на определенном инструменте. В результате такого обучения дети не всегда получают весь объем необходимых музыкальных знаний и навыков, которые бы позволили им в дальнейшем пройти конкурс в средне-специальные музыкальные заведения. Однако положительным итогом подобного обучения становится эстетическое и культурное развитие ребенка, расширение его кругозора и объема знаний.
Список колледжей
ГАПОУ МО «1-й МОМК»
Государственный
1-й Московский областной музыкальный колледж
Специальности, бюджетные места, платное обучение, дни открытых дверей, контакты.
Форма обучения |
Бюджетные места
2020/2021 |
Платное обучение
2020/2021 |
---|---|---|
Очная | Да | Да |
КМТИ им. Г.П. Вишневской
Государственный
Колледж музыкально-театрального искусства имени Г.П. Вишневской
Специальности, бюджетные места, платное обучение, контакты.
Форма обучения |
Бюджетные места
2020/2021 |
Платное обучение
2020/2021 |
---|---|---|
Очная | Да | Да |
Колледж педагогики и искусства – филиал ГСГУ в Егорьевске
Государственный
Колледж педагогики и искусства – филиал Государственного социально-гуманитарного университета в Егорьевске
Специальности, бюджетные места, платное обучение, дни открытых дверей, контакты.
Форма обучения |
Бюджетные места
2020/2021 |
Платное обучение
2020/2021 |
---|---|---|
Очная | Да | Да |
КП № 11
Государственный
Колледж предпринимательства № 11
Специальности, бюджетные места, платное обучение, дни открытых дверей, приемная комиссия, контакты.
Форма обучения |
Бюджетные места
2020/2021 |
Платное обучение
2020/2021 |
---|---|---|
Очная | Да | Да |
Заочная | Да | |
Очно-заочная | Да |
МССМШ (колледж) им. Гнесиных
Государственный
Московская средняя специальная музыкальная школа (колледж) имени Гнесиных
Специальности, бюджетные места, платное обучение, дни открытых дверей, контакты.
Форма обучения |
Бюджетные места
2020/2021 |
Платное обучение
2020/2021 |
---|---|---|
Очная | Да | Да |
МГКМИ им. Ф.Шопена
Государственный
Московский государственный колледж музыкального исполнительства имени Ф. Шопена
Специальности, бюджетные места, платное обучение, дни открытых дверей, контакты.
Форма обучения |
Бюджетные места
2020/2021 |
Платное обучение
2020/2021 |
---|---|---|
Очная | Да | Да |
МГТК имени Л.А. Филатова
Государственный
Московский государственный театральный колледж (техникум) имени Л.А.Филатова
Специальности, бюджетные места, платное обучение, дни открытых дверей, приемная комиссия, контакты.
Форма обучения |
Бюджетные места
2020/2021 |
Платное обучение
2020/2021 |
---|---|---|
Очная | Да | Да |
МГКИ
Государственный
Московский Губернский колледж искусств
Специальности, бюджетные места, платное обучение, дни открытых дверей, контакты.
Форма обучения |
Бюджетные места
2020/2021 |
Платное обучение
2020/2021 |
---|---|---|
Очная | Да | Да |
Заочная | Да | Да |
ММПК
Государственный
Московский музыкально-педагогический колледж
Специальности, бюджетные места, дни открытых дверей, контакты.
Форма обучения |
Бюджетные места
2020/2021 |
Платное обучение |
---|---|---|
Очная | Да |
МОБМК им. А.Н. Скрябина
Государственный
Московский областной базовый музыкальный колледж имени А.Н. Скрябина
Специальности, дни открытых дверей, контакты.
Форма обучения |
---|
Очная |
1→
Музыкальные ВУЗы
Чтобы стать магистром в музыке, получить статус «маэстро», музыканты, прошедшие первые две ступени музыкально образования, поступают в высшие музыкальные заведения: консерватории, институты культуры, университеты с музыкальной специализацией, академии искусств и т. п. Что дает им такое образование? Музыкальные ВУЗы дают своим ученикам узкоспециальные знания академического уровня, совершенствуют и корректируют музыкальные умения своих студентов в игре на инструменте или в вокале, доводя их до самого высокой степени, какая доступна каждому отдельному студенту, с учетом величины его таланта и приложенных им усилий и старания. Целью обучения в ВУЗе является приобретение студентом высокого профессионализма.
В подтверждение этого можно упомянуть о том, что из консерваторий и музыкальных академий вышли виртуозные музыканты, известные композиторы, знаменитые певцы мирового уровня, талантливые признанные дирижеры и великолепные педагоги.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
- Музыковед проходит отличную подготовку в вузе, что позволяет ему найти работу в смежных сферах – от литераторства до педагогики.
- Активные музыковеды, ведущие деятельность в разных областях, быстро обретают популярность.
- Профессия связана с искусством, но не с тяжелым физическим трудом.
- Музыковеды постоянно развиваются, а также коммуницируют с интересными людьми.
- Невысокая конкуренция среди соискателей.
- Неплохие карьерные перспективы.
Минусы
- Работа требует концентрации внимания и полной эмоциональной самоотдачи.
- Большинство музыковедов получают не слишком высокий оклад, поэтому нередко вынуждены искать подработку.