Является ли магистратура вторым высшим образованием

Стандартная структура программы магистратуры

Базовое содержание и продолжительность магистерских программ для вузов России определяет Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Документ утверждается приказами Минобрнауки для каждой специальности или укрупненной группы, что дает возможность ознакомиться со стратегией будущей учебы еще на этапе выбора конкретного направления профессиональной подготовки.

Любая программа магистратуры российского вуза состоит из двух частей:

  1. Обязательной – установленной ФГОС, это и есть «стратегия» подготовки.
  2. Вариативной – разработанной вузом самостоятельно, но на основе примерной основной образовательной программы, включенной в официальный перечень ПООП. Эту часть условно можно назвать тактикой подготовки, избранной учебным заведением для подготовки магистра по определенной специальности. Именно ее стоит внимательно изучить при выборе вуза для поступления в магистратуру.

В вариативной части обозначены:

  • конкретный профиль в рамках направления подготовки;
  • области и задачи профессиональной деятельности выпускников;
  • ориентация на сферу знаний;
  • предприятия и организации, в которых может работать выпускник программы магистратуры.

Любая программа магистратуры делится на три стандартных структурных блока:

  • Теоретические и практические занятия по профилю.
  • Научно-исследовательскую деятельность.
  • Государственная итоговая аттестация (присвоение квалификации).

Согласно международным и российским стандартам, чтобы получить диплом магистра, надо набрать 120 зачетных единиц (з. е.). 1 з. е – это унифицированный показатель трудоемкости учебы, отечественный эквивалент – это 36 академических часов.

Объем обязателен для всех форм обучения:

  • очной;
  • заочной;
  • очно-заочной;
  • индивидуальной, или дистанционной.

Поэтому на дневном отделении магистры учатся два года, а на остальных – по решению вузов прибавляется от 3 до 12 месяцев. Максимальная образовательная нагрузка – 75 з. е. в год.

Объем контактной работы студентов и преподавателей при проведении учебных занятий по программе магистратуры должен составлять:

  • при очной форме обучения не менее 50 %;
  • при вечерней – не менее 30 %;
  • при заочной – не менее 20 % общего объема времени, отводимого на реализацию дисциплин (модулей).

После того как вуз с учетом всех требований детально разработает учебную рабочую программу магистратуры, он направляет документы на ее аккредитацию, чтобы иметь право выдавать выпускникам дипломы государственного образца. Принимая решение о соответствии нового курса федеральным стандартам подготовки специалистов с высшим образованием, Минобрнауки также учитывает:

  • материально-техническую базу обучения;
  • уровень квалификации педагогического состава;
  • финансирование программы.

Особенности получения второго диплома магистра

Опуская сухую юридическую терминологию, но основываясь на статьях 273-ФЗ, регламентирующих работу магистрата в России, подытожим:

  • первая практика магистрата — первое высшее (после прохождения первой ступени подготовки, на текущий момент это бакалавриат);
  • освоение смежной профессии магистром на магистратуре — 2-е высшее;
  • специалитет работает по отдельным правилам: для носителей дипломов старого образца («дипломированный специалист», выдавались до 2013 г.) действуют те же правила, что для бакалавров (магистратура — часть программы непрерывного обучения, первая профессиональная подготовка). Специалисты «образца» после 2010−2013 гг. заканчивают магистрат по программе 2-го высшего.

Разница между магистратурой после бакалавриата и специалитета

На выходе все магистранты получают 2 диплома: магистр + магистр, специалист + магистр, бакалавр + магистр. Вторым образованием это будет только в первых двух случаях. В этом (опуская вторую магистратуру) и есть ключевая разница магистрата для бакалавров и специалистов.

Бакалариват пространства для сомнений не оставляет. Для него 2-я ступень — первое образование. Для специалистов только диплом определяет, магистратура после специалитета второе высшее или нет.

  1. Государство (ст. 108 закона) предоставляет возможность бесплатного (первого) получения магистерского диплома тем, кто имел на него право до перехода на «Болонью». В их документе значится квалификация «дипломированный специалист». Условие бесплатного обучения — выбор той же/смежной специальности.
  2. Специалитет, оконченный с дипломом «специалиста» за 5−5,5 лет предполагает подготовку магистранта, потому для него следующий этап магистрата — второе высшее.

Коррективы могут внести в приемной комиссии конкретного вуза.

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 08:30 — 22:10; Сб — Вс: 10:00 — 17:00;

Магистратура и рынок труда. Магистру проще устроиться на работу?

Если Вы далеко не самый амбициозный человек, то есть все шансы на то, что магистратура Вам никогда не пригодится. С другой стороны, она никогда не будет лишней. Сегодня я расцениваю магистратуру так, как возможность повысить свою конкурентоспособность на рынке трудовых ресурсов. Звучит немного грубо, но такова реальность. Мы – товар на рынке труда.

Существуют отдельные должности (чисто теоретически!) на которые разрешено принимать людей со специалитетом и магистратурой. Как правило, это высшее звено управления в государственных службах, ведущие специалисты и т.д. В такой момент я думаю о том, что людям, которые успели получить специалиста за 5 лет очень повезло. При таком раскладе бакалавриат подталкивает нас продолжать обучение.

Не смотря на это, есть и приятная новость. В России много чернухи (работы без оформления по ТК РФ). С одной стороны, там и оплата труда побольше будет, да и ответственности меньше. Для чернухи, как правило, наличие образования роли не играет. Там главное иметь необходимые навыки и умения. Но при этом у чернухи есть один большой минус – отсутствие официального стажа и отчислений в государственные фонды. Нормальную пенсию так не получить. Хотя, да кому нужна эта пенсия, да? До нее еще нужно дожить. Учитывая настрой наших политиков, как мне кажется, пенсионный возраст будут увеличивать. Я определенно не собираюсь жить вечно.

Магистратура необходима каждому бакалавру, который хочет поступать в аспирантуру. Хотя, раньше в аспирантуру можно было поступать непосредственно на базе специалитета.

По сути, рынок труда труда еще не успел перестроиться

Большинству работодателям важно лишь то, что у Вас есть вышка. Их не волнует бакалавр или магистр

Многие вообще не понимают то, чем бакалавр отличается от магистра и специалиста. Поэтому сегодня магистратуру воспринимают просто так, как второе высшее образование.

Нельзя не обратить внимание на то, что магистратура дает шанс на переобучение. Я могу получить высшее образование другого профиля в более коротки срок

Это довольно удобно. Поэтому, перед поступлением на магистратуру необходимо максимально продумать этот вопрос. Какая специальность позволит быть максимально мобильным на рынке труда сегодня, завтра и через пару лет?

К сожалению, я немного протупил, когда выбирал направление магистратуры. Зачем-то поступил на ГМУ (Государственное и муниципальное управление), при том, что мое первое образование “Экономика и управление на предприятиях машиностроительного комплекса”. По сути, не особо-то я повысил свою мобильность. При нашем уровне коррупции на государственную гражданскую службу не надеюсь, а мизерный уровень оплаты бюджетников так пугает, что туда и без профильного берут.

Найти “легальную” работу с достойной оплатой труда одинаково трудно найти с любым образованием.

«Методический инструментарий по установлению квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы и государственным гражданским служащим» (Министерство труда и социальной защиты РФ, 2015) показывает нам следующий расклад.

Категория и группа должностей гражданской службы* Уровень профессионального образования
• Категория «руководители» высшей, главной и ведущей групп должностей гражданской службы• Категория «помощники (советники)» высшей, главной и ведущей групп должностей гражданской службы• Категория «специалисты» высшей, главной и ведущей групп должностей Высшее образование — специалитет, магистратура
• Категория «специалисты» старшей групп должностей. Категория «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей Высшее образование — бакалавриат
• Категория «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей Среднее профессиональное образование

Магистратура может помешать вашему трудоустройству

Да, магистратура может стать непосильным грузом, если вам понадобится найти работу. Какому работодателю нужен студент? Дневник никого не заинтересует. Заочник тоже не всегда нужен. Это же отпускать его на сессию и т.д. А кто заменит его на рабочем месте?

Поэтому, настоятельно рекомендую всем изучить возможность получить магистратуру дистанционно. Сегодня дистанционное образование достаточно популярно, оно позволяет нам получить диплом государственного образца не отрываясь от работы.

Отличия

Информация о том, чем отличается бакалавриат от магистратуры, представлена в таблице.

Критерии Бакалавриат Магистратура
Продолжительность обучения 4 года 2 года
Базовое образование при поступлении Среднее общее (школа, 11 классов) или профессиональное (ссуз – колледж, техникум, училище) образование Высшее (бакалавриат, специалитет, магистратура)
Итоговая аттестация Государственные экзамены, бакалаврская выпускная квалификационная работа Магистерская диссертация, госэкзамены
Документ об образовании Диплом бакалавра Диплом магистра
Продолжение образования Магистратура Аспирантура
Возможность поступления в аспирантуру Нет Да
Признание диплома за рубежом Да Да
Где работают выпускники На линейных должностях с исполнительскими функциями На линейных и руководящих должностях

Программы бакалавриата представлены не на всех направлениях подготовки в высших учебных заведениях. Например, в медицинских вузах они есть по профилю «Сестринское дело» или «Менеджмент в здравоохранении». Врачей учат по более углубленным шестилетним программам специалитета. На сложных инженерно-технических направлениях тоже далеко не всегда ФГОС предусматривает уровень бакалавриата.

Тем не менее в вузах немало популярных и востребованных направлений, окончив которые с дипломом бакалавра можно смело начинать строить карьеру. Среди них: «Информатика и вычислительная техника», «Социология», «Журналистика», «Физкультура» и другие. Полный перечень профилей подготовки по программам бакалавриата и магистратуры представлен в .

Однако наличие степени магистра по узкому направлению открывает больше карьерных перспектив. Так, второй уровень образования по профилю «Медиакоммуникации» позволяет выпускнику бакалавриата в сфере «Реклама и связи с общественностью» стать специалистом в области медиасистем, овладеть творческими, техническими методами работы и навыками управления и претендовать на руководящие должности.

С чего начать собирать портфолио для магистратуры 2020?

Как собрать портфолио студента для поступления в магистратуру в 2020 году?​

Нередко в качестве вступительных испытаний в магистратуру организаторы заявляют «конкурс портфолио». Это значит, что за каждую «единицу» вашей «папки» вы получите какие-то баллы, которые суммируются и показывают, насколько вы круче остальных претендентов на место.

Вот пример с сайта Вышки

Ясно, что еще на 1-м курсе бакалавриата мало кто задумывается о том, чем он захочет заниматься через несколько лет и захочет ли продолжить свое обучение, но важно помнить о нескольких моментах:

  1. Портфолио в любом случае включает в себя оценки из аттестата, поэтому хорошо учиться нужно всегда. Кто знает, может быть, в будущем ваш красный диплом откроет новые возможности?
  2. Чем разнообразнее ваша деятельность будет в течение 4-х курсов, тем проще и интереснее будет потом. Ведь если вы уже успели съездить на конференции в другие города, побывали волонтером в больнице, поучаствовали в межвузовских соревнованиях по футболу и состояли в студенческой организации, то, когда вы будете заканчивать бакалавриат, с бОльшей вероятностью будете знать, чем точно не хотите заниматься, а к чему больше лежит душа. 

Так что стоит понимать, что в современных реалиях чем раньше вы начнете проявлять себя в разных сферах, тем более полным будет ваше портфолио для магистратуры.

Однако не стоит фанатично подходить к данной задаче. В любой магистратуре есть некоторые критерии, по которым отбираются те или иные достижения. Вряд ли при поступлении на физический факультет МГУ вам понадобится диплом за межвузовский конкурс талантов, если, конечно, они не связаны с физикой.

Лучше всего задуматься о будущем на 2-м курсе, так как именно тогда в основном начинаются более специализированные и узконаправленные предметы, шок от первого года «взрослой жизни» проходит, а студент может адекватно оценить свои силы, соотнеся их с темпом учебы.

Что делать:

  1. Посмотрите вокруг себя и подумайте, что бы вам было интересно в будущем, какие сферы;
  2. Оцените, насколько реально после вашей специальности продолжать обучение в той или иной магистратуре и имеет ли это смысл;
  3. Узнайте, какие магистратуры в выбранных сферах больше всего отвечают вашим запросам и уточните, нужно ли для поступления в них портфолио (дело в том, что портфолио требуется не всегда, иногда достаточно сдать вступительный экзамен). Помните, что «правила игры» могут поменяться, а вместо экзамена всегда могут поставить конкурс портфолио;
  4. Распределите нагрузку по сферам и годам обучения. Предположим, на 2-м курсе вы поучаствуете во внеучебной жизни университета, а ближе к 4-му начнете подавать на различные именные стипендии, гранты и участвовать в конференциях, так как к тому времени будет уже собран какой-то научный материал.  

История появления магистратуры

Появление степени магистра в России связано с Болонским процессом, который направлен на создание однотипных систем высшего образования в разных странах. В 1999-ом году была подписана Болонская декларация, к которой, по состоянию на сегодняшний день, присоединились 48 стран (Россия сделала это в 2003-ем году). Процесс обобщения образовательных систем разных государств направлен на то, чтобы ученые степени, полученные специалистами в различных точках земного шара, были сопоставимыми и открывали широкие возможности для трудоустройства, сотрудничества, ведения научной деятельности.

Магистр – ученая степень или нет в России?

Несмотря на то, что формально в нашей стране применяется болонская система высшего образования, некоторые отличительные особенности по сравнению с другими государствами в ней есть.

Так, во многих европейских странах и в США выделяют три основных уровня ученых степеней:

  1. Бакалавр (в России эту степень можно получить в рамках программы бакалавриата или специалитета, то есть получив степень бакалавра или специалиста).
  2. Магистр.
  3. Доктор философии (в некоторых странах эта степень присваивается вне зависимости от изучаемой науки, в других она конкретизируется, например, «доктор медицины»).

В нашей стране первые две степени похожи (то есть магистр – это тоже ученая степень), а третья включает в себя два подэтапа. Так, сначала магистр должен стать кандидатом наук, а потом – доктором наук. Это две степени в рамках послевузовской системы образования, и степень доктора наук считается высшей. Соискание степени кандидата наук предполагает окончание аспирантуры и написание кандидатской диссертации, а степени доктора наук – докторской диссертации.

Прохождение аспирантуры в нашей стране гораздо менее популярно, чем магистратуры. И даже выпускники, окончившие аспирантуру, далеко не всегда защищают кандидатские диссертации.

При этом не стоит путать понятие «ученая степень», рассмотренное только что, и понятие «ученое звание», хоть они и взаимосвязаны. Ученое звание описывает определенный этап академической карьеры специалиста в научной, научно-исследовательской организации, либо в высшем образовательном учреждении. Сейчас в России присваиваются два ученых звания: «доцент» и «профессор». Как правило, для получения звания доцента нужно быть кандидатом наук и иметь профильный стаж научной работы. Для получения звания профессора нужно быть доктором наук и иметь определенный стаж (в том числе, в звании доцента).

Также не стоит путать ученое звание «доцент» с одноименной преподавательской должностью в вузах.

Любые другие статусы («ассистент», «научный сотрудник» и тому подобные) не являются учеными званиями.

Другие виды

Магистры, сдающие все предметы на отлично, имеют право не только на ПГАС. Их поощряют Министерство образования, президент, местная власть и различные фонды. Есть немало университетов, учреждающих собственные стипендии для магистрантов.

Имея заметные результаты научной работы, можно обратить на себя внимание благотворительного фонда, поддерживающего исследования в какой-либо области. Например, исследователей проблем экологии готов спонсировать фонд Вернадского, тех, кто занимается энергетикой, финансами, теорией игр и макроэкономикой – «Би-пи», девушек-программисток привечает Гугл, химиков-нефтяников – «Лукойл»

Фонд Владимира Потанина поощряет стипендиями магистров 75 российских вузов, которые учатся на педагогических, социально-гуманитарных, медицинских, экономических, естественно-научных, технических и инженерных специальностях.

Чтобы участвовать в конкурсах на такие стипендии, надо собрать такие же документы, как и для назначения ПГАС. Дополнительно почти всегда нужны рекомендации научных руководителей и презентация научно-исследовательского проекта.

Сколько времени необходимо для обучения?

Все программы магистратуры длятся только два года. По общим меркам срок – небольшой, именно поэтому магистратура предполагает именно узконаправленное углубление в специальность. Так, в магистратуре студенты пишут не несколько курсовых работ, а одну общую за два года – магистерскую.

Второе высшее – подразумевает, что обучение будет длиться от 3-х до 4-х лет.

Второе высшее может быть получено как в очной, так и в заочной форме. От этого будет зависеть время, затраченное на освоение новой специальности

Важно, что здесь нет бюджетных мест, необходимо заключить договор

Уточнить все детали о поступлении на программы второго высшего образования, как правило, можно на сайте вузов. К примеру, на сайте МГУ в разделе информации для поступающих:

Очень часто обучение на втором высшем образовании на большинстве направлений происходит совместно со студентами бакалавриата. Однако возможны и специальные отделения как, например, в МГУ.

Преимущества в профессиональной деятельности

Магистерские программы в значительной степени составляются таким образом, чтобы удовлетворить потребности работодателей. Сравнивая их с иными формами высшего образования, можно увидеть отведение максимального количества часов специальным дисциплинам, изучению исследовательских проектов, посещению производственной практики.

Пройдя такой сложный путь полного курса высшего образования, выпускники станут:

  • компетентными работниками, умеющими сразу взять на себя сложные должностные функции разработчиков, координаторов, аналитиков, экспертов;
  • получить высокую стартовую зарплату, которая в среднем выше обычной на 30%;
  • беспрепятственно строить карьеру, рассматривая вакансии руководителей.

Каждый наниматель знает, что специфика подготовки магистров заключается в развитии интегрированных компетенций, поэтому новый сотрудник будет хорошим управленцем, способным принимать важные решения, осуществлять коммуникативные функции, нести ответственность и даже действовать в непредвиденных ситуациях.

Как увеличить стипендию

Во-первых, получить право на повышенную стипендию, для этого сдавать все экзамены без троек, а лучше – на одни пятерки. В дополнение к этому:

  1. Принимать активное участие в олимпиадах и конференциях, опубликовать собственные научные разработки.
  2. Стать обладателем золотого значка ГТО.
  3. Принимать активное участие во внутривузовских мероприятиях, или входить в число их организаторов.
  4. Накапливать документальные подтверждения собственной активности.

Во-вторых, будучи отличником или хорошистом, студент магистратуры может получать не одну, а несколько стипендий одновременно. Для этого надо:

  1. Выяснить, с какими компаниями и фондами, учредившими специальные стипендии, вуз заключил договоры, и постараться попасть в их программы.
  2. Постоянно отслеживать открытие новых общедоступных конкурсов на студенческие пособия и принимать в них участие.

В итоге стипендия студента в магистратуре может оказаться не такой уж маленькой. Надо лишь приложить определенные усилия.

Продолжение обучения по инициативе работодателя

Принимая на работу специалиста, который на практике сразу показывает свой большой потенциал, работодатель обязательно проявит желание удержать его. Однако бывают ситуации, когда перспективный работник имеет недостаточный уровень образования. Выход есть — предложить ему пройти дальнейшее обучение за свой счёт либо выделить бюджетные средства компании. Если первый вариант никого ни к чему не обязывает, то второй — подразумевает подписание двустороннего договора, где работник обязуется после окончания вуза несколько лет реализовывать новые знания на базе предприятия.

Принимая любое решение, важно помнить следующее. Нужно учесть интересы компании

Вам могут предоставить финансирование только в том учебном заведении, которое выберет сам работодатель. Согласившись на такие условия, следует учесть один аспект — нужно правильно оценить собственные силы. Только целеустремлённость и самодисциплина позволят сочетать учёбу и трудовую деятельность. Качество работы при этом не должно страдать

Нужно учесть интересы компании. Вам могут предоставить финансирование только в том учебном заведении, которое выберет сам работодатель. Согласившись на такие условия, следует учесть один аспект — нужно правильно оценить собственные силы. Только целеустремлённость и самодисциплина позволят сочетать учёбу и трудовую деятельность. Качество работы при этом не должно страдать.

Поступление в магистратуру через год после бакалавриата

Иногда учебный процесс приходится прерывать по разным обстоятельствам. Оказавшись с дипломом бакалавра, выпускники на год или более откладывают учёбу. Но всегда возникает вопрос, можно ли после такого перерыва идти учиться вновь, если предыдущая специальность получена несколько лет назад? Ограничения исключены. Любой желающий сможет подготовиться к вступительному экзамену, успешно сдать его, выбрать направление, предоставить приёмной комиссии необходимые документы, подтвердить наличие диплома о прошлом образовании.

Стоит ли учиться? Высокий уровень образования всегда остаётся престижным. А от шанса продлить весёлые студенческие годы никто не откажется.

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 08:30 — 22:10; Сб — Вс: 10:00 — 17:00;

Степень магистра в Российской империи

Магистр — учёная степень, введённая в Российской империи во второй половине XVIII века. Первое присвоение степени магистра в России состоялось в 1753 в Академии наук по инициативе М. В. Ломоносова, ученики которого А. А. Барсов, А. А. Константинов, Н. Н. Поповский и Ф. А. Яремский были наименованы «магистрами философии». В Императорском Московском университете первые магистры появились с 1758: по распоряжению куратора И. И. Шувалова звание «магистров Московского университета» получили лекторы иностранных языков Н. Папафило, В. Рауль, И. Г. Рейхель и преподаватель всеобщей истории Х. Г. Кёльнер.

В 1760—1780 гг. звание «магистров философии и свободных наук» в Московском университете присваивалось после экзамена его выпускникам, начинавшим самостоятельное преподавание на философском факультете (Дмитрий Аничков, Семен Лобанов, Иван Урбанский, Илья Климов, Андрей Рогов, Дмитрий Синьковский, Андрей Рогов).

Звание «магистр» было закреплено законодательно «Предварительными правилами народного просвещения» (24.1.1803), а указом императора Александра I было принято «Положение о производстве в учёные степени» (20.1.1819), унифицировавшее систему учёных степеней и требования к ним в заведениях, подведомственных Департаменту народного просвещения.

Степень магистра занимала среднее положение между учёной степенью кандидата и степенью доктора в триаде кандидат — магистр — доктор. Магистерская степень давала право на чин титулярного советника (9 класс согласно Табели о рангах). В 1884 году в большинстве высших учебных заведений России отменяется кандидатская степень и утверждается двухуровневая система магистр — доктор.

Процедура аттестации включала написание диссертации, диспут, испытания. По положению об учёных степенях (1819) степень магистра утверждалась по представлению университета Министерством духовных дел и народного просвещения.

Присуждение учёной степени магистра осуществлялось после сдачи магистерского экзамена (состоявшего из устной и письменной частей) и защиты диссертации на собрании университетского факультета; в некоторых случаях требовалась также публичная лекция. Подготовка к магистерскому экзамену занимала до 4 лет, известны лишь единичные случаи подготовки к такому экзамену за два года. Таким образом, степень магистра начала XIX века приблизительно могла соответствовать кандидату наук в Российской Федерации.

В первой половине XIX века претендент на звание магистра проходил «предварительный искус» — собеседование с целью выяснения общих познаний претендента, публичные словесные испытания, в ходе которых он отвечал на вопрос по своему усмотрению и по назначению, читал две публичные лекции. Позже процедура была упрощена, оставив лишь магистерские экзамены по предмету. Обязательным условием получения магистерской степени было представление диссертации. В первой половине XIX века она могла подаваться на факультет в виде рукописи. Во второй половине XIX века разрешалась защита лишь по опубликованному сочинению. На факультете диссертация получала экспертизу специалиста и выносилась на диспут, в котором принимали участие магистрант, его официальные и неофициальные оппоненты. По Уставу 1884 процедура присуждения степени магистра контролировалась министерством народного просвещения.

Требования к российской учёной степени магистра примерно соответствовали степени «доктор философии» в странах Европы того времени. Так, учёная степень доктора философии, полученная в университетах этих стран, приравнивалась к степени магистра, причём лишь после соответствующей аттестации в университете.

Общее число получивших учёную степень магистра (и не получавших докторскую степень) в университетах Российской империи (1803—1917) составило около 2 тыс. человек.

Распределение получивших магистерскую учёную степень (и не получавших докторскую степень) по университетам Российской империи (1803—1917):

Университет магистры
Московский университет 469
Дерптский(Юрьевский) университет 250
Виленский университет 34
Харьковский университет 157
Казанский университет 136
Санкт-Петербургский(Петроградский) университет 614
Александровский университет ?
Университет св. Владимира 188
Новороссийский университет 78
Варшавский университет 43
Томский университет 4
Николаевский университет

Магистерская учёная степень и связанные с нею права были отменены декретом СНК РСФСР от 1.10.1918. Система учёных степеней была восстановлена только в 1934 году — понятие «магистр» при этом уже не фигурировало (и во времена СССР не использовалось), однако введённая степень кандидата наук по рангу соответствовала дореволюционной магистерской.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector