Специалитет и бакалавриат

Конфликт перехода от специалитета к магистратуре и бакалавриату

Таким образом, однозначно определить, что лучше – специалитет или бакалавриат с магистратурой, невозможно. В России сегодня действует как первая, так и вторая система, однако поступающие в вуз не могут выбирать, на какой из этих форм учиться.

Изначально планировалось, что специалитет со временем уступит место двухуровневой системе, однако уже после введения принципов Болонской системы выяснилось, что по ряду специальностей (прежде всего, сюда относятся технические и медицинские специальности) подготовить полноценного выпускника за 4 года невозможно. Поэтому на многих технических специальностях до сих пор учатся по программе специалитета, в то время как большинство гуманитарных и естественно-научных специальностей перешли на «бакалавриат – магистратуру».

Такое положение вещей создает конфликтную ситуацию. Бакалавриат был призван полностью заменить специалитет, но сегодня получается, что они существуют параллельно, создавая неразбериху на образовательном рынке и рынке труда. Более того, бакалавриат в большинстве вузов так и не стал новой, более современной формой обучения (например, мало где введена 100-балльная система оценки успеваемости; за исключением нескольких ведущих вузов, на бакалавриате учатся по старинке – получая от 2 до 5 баллов). Таким образом, чаще всего бакалавриат – это тот же специалитет, но без одного года обучения.

Нормативные документы

  • Правила приема в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» на обучение по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на 2019-2020 учебный год
  • Положение о приемной комиссии по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
  • Контрольные цифры приема по специальностям и (или) укрупненным группам направлений подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования (программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2019-2020 учебный год в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
  • Положение об апелляционных комиссиях и правилах подачи и рассмотрения апелляции по результатам вступительных испытаний, проводимых федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
  • Положение о прикреплении к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» лиц для сдачи кандидатских экзаменов, сдаче кандидатских экзаменов и их перечень

Как выглядит учёба в магистратуре в 2020?

  • образовательные программы магистратуры содержат более продвинутый учебно-методический материал;
  • к педагогическому составу, задействованному на программах для магистров, предъявляются более высокие требования, там не встретишь преподавателя без учёной степени;
  • руководителями образовательных программ для магистров являются известные доктора наук, профессора;
  • в ходе учёбы на образовательных программах для магистров серьёзный упор делается на развитие навыков исследовательской деятельности по направлению образовательной программы;
  • с момента старта магистерской программы и до самой защиты ВКР за каждым магистром прикрепляется научный руководитель из состава штатных докторов или кандидатов наук, имеющих ученое звание профессора или доцента;
  • в ходе обучения у магистров имеется возможность получить опыт педагогического мастерства, под наблюдением наставника (научного руководителя). Выпускники магистратуры обладают правом преподавать дисциплины при реализации вузовских программ, что категорически запрещено бакалаврам.

Что такое магистратура

Образовательная сфера не стоит на месте и система образования постоянно развивается. В 2011 году Россия перешла на болонскую систему образования.

Теперь в российских вузах можно получить не только квалификацию специалиста (5 лет обучения), но еще бакалавра (4 года) и магистра (2 года). Магистратура – это второй этап в получении высшего образования, следующий после бакалавриата ( или специалитета).

Степень магистра получали еще в Российской империи при Александре I (с 17 века). В 1753 году магистерская квалификация впервые была присвоена ученикам М.В. Ломоносова в области философии. Она прочно заняла середину между кандидатом и доктором наук. Обладая званием магистра можно было быть титулярным советником.

Магистратура может быть использована в качестве:

  • повышения квалификации специалиста;
  • продолжения обучения бакалавра и углубления знаний по своей специальности;
  • освоения новой профессии.

В магистратуре можно обучаться как платно, так и за счет государственного бюджета и также получать стипендию, если учиться без троек

Важно знать, что только те, кто окончил специалитет до перехода России на двухуровневую систему образования, могут обучаться в магистратуре бесплатно

Учиться в магистратуре придется 2 года (дневная форма) и 2,5 года (вечерняя или заочная форма). Проводят занятия высококвалифицированные преподаватели: доценты, кандидаты и доктора наук, профессоры. В конце учебы студент пишет магистерскую диссертацию, защищает ее и получает заветный диплом.

Студенты магистратуры имеют те же привилегии, что и бакалавры:

  • стипендия;
  • всевозможные льготы по студенческому билету;
  • проживание в общежитии;
  • участие в жизни университета.

Разница между магистратурой и бакалавриатом/специалитетом — высокий уровень самостоятельности магистрантов: очень много информации предлагается для самообразования по специальности.

Магистрант учится самостоятельно больше, чем бакалавр

Процесс обучения максимально нацелен на практику. У студентов чаще проводят практические занятия и семинары люди, работающие в области той профессии, которую осваивают магистры.

Таким образом, можно выявить следующие преимущества магистратуры:

  • дает возможность занимать руководящие должности в различных компаниях;
  • позволяет продлить студенчество еще на 2 года;
  • интересная программа обучения;
  • позволяет углубить знания по своей специальности или освоить новую;
  • дает возможность проявить себя в качестве ученого;
  • после окончания магистратуры можно поступать в аспирантуру;
  • можно пройти практику в качестве преподавателя;
  • диплом магистра позволяет повысить уровень своей конкурентоспособности на рынке труда.

Принимая решение получать магистерскую степень, необходимо понимать, что магистранты не учат основы профессиональной деятельности, они:

  • ведут исследовательские проекты;
  • приобретают аналитические умения;
  • осваивают первичную базу навыков педагога (в рамках выбранного направления).

Степень магистра относится больше к научным кадрам и предполагает более широкое изучение области. Но не стоит забывать, что к поступлению в магистратуру нужно готовиться так же, как и к поступлению в бакалавриат или специалитет.

Если есть желание, время и возможность, можно поступать в магистратуру на другую специальность. Но для этого нужно посвятить много времени на освоение профессиональных дисциплин и вникание в специализацию.

Специалитет

Учебный процесс в рамках специалитета направлен на изучение узкопрофессиональных дисциплин. Во время первых нескольких лет обучения студенты получают общие знания, как и бакалавры, на последних курсах происходит усиленная подготовка по выбранному профилю. Выпускник может работать экспертом-криминалистом, живописцем, клиническим психологом, военным журналистом или музыковедом – он является специалистом в конкретной сфере. Если простыми словами рассказывать об отличиях бакалавриата от специалитета, то можно сказать, что бакалавриат – это общая подготовка, специалитет – образовательно-квалификационная программа.

Некоторые российские специальности не могут быть интегрированы в систему двухступенчатого образования. Дело в том, что невозможно стать хорошим врачом или актером, проучившись в вузе в течение 4 лет. Например, на данный момент для медиков открыта одна программа бакалавриата – это «Сестринское дело», в остальных случаях будущие врачи учатся в вузах в течение 6 лет, после чего продолжают подготовку в ординатуре.

Основные особенности специалитета

  1. Углубленное обучение, позволяющее занять узкую профессиональную нишу на кадровом рынке.
  2. Средний срок обучения составляет 5-6 лет, что зависит от выбранной программы.
  3. Диплом специалиста открывает широкие карьерные перспективы в России, при трудоустройстве за рубежом могут возникнуть проблемы.
  4. Можно сразу же поступать в аспирантуру.
  5. В некоторых сферах диплом специалиста имеет более высокую ценность, чем диплом бакалавра.

Подробнее о магистратуре

Как отличаются специалитет с магистратурой и что это бакалавру дает? Магистр — второй уровень профессиональной подготовки, предполагает теоретическую базу и научно-исследовательскую практику. Обучение:

  • длится от 2 лет;
  • заканчивается защитой магистерской диссертации;
  • степень магистра котируется, понятна работодателям РФ, Европы, США.

Часто магистрами становятся для получения более высокой должности или преодоления «карьерного потолка» — она дает право занимать руководящие должности.

Отличия между специалитет и бакалавриат плюс магистратура

Теперь вы знаете, что выше магистратура или специалитет. Другое дело, что студент бакалавриата остается свободным в выборе модели подготовки.

  • Классическая (привычная) тактика — окончание бакалавриата (4 года) плюс 1−1,5 года специалитета. Всего занимает 5−6 лет. Дает преимущества на отечественном трудовом рынке, но для зарубежного нанимателя имеет значение только диплом бакалавра.
  • Новая система — бакалавриат + магистратура — двухуровневая профильная подготовка, определяющая более высокое качество держателя диплома магистра. Длится 6−7 лет, дает преимущества при трудоустройстве.

Преимущества окончить специалитет

Ключевой плюс специалиста — «узость» квалификации: человек получает знания по максимуму по выбранной специальности. Он может продолжать обучение — поступить на аспирантуру, если ему интересна научная/педагогическая деятельность. Для некоторых отечественных работодателей (хотя болонская система действует 20 лет, стереотип полностью себя не изжил) степень специалиста более привлекательна и авторитетна.

Причины почему стоит остановить свой выбор на магистратуре

Если сравнивать уровень образования специалитета и магистратуры, выиграет второй вариант. Почему?

  • Магистр — специалист с опытом участия в конференциях, преподавания, навыками анализа, исследовательской деятельности.
  • Диплом магистра дает право занимать руководительские посты.
  • Международный рынок кадров признает магистров.
  • Поступать могут специалисты, бакалавры. Имеет место международная составляющая обучения.
  • Бакалавр, будучи более свободным в рамках своего профиля, может одновременно осваивать несколько смежных направлений.

Котировки у магистров значительно выше, о чем свидетельствует все больше вакансий с припиской MD (Magister Diploma). Она постепенно сменяет классическое BD (Bachelor Diploma) в объявлениях крупных международных организаций.

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 08:30 — 22:10; Сб — Вс: 10:00 — 17:00;

Информация о порядке учета индивидуальных достижений поступающих

В соответствии с п. 10.1 раздела X «Правил приема поступающих
на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров
в аспирантуре» при приеме на обучение учитываются следующие индивидуальные
достижения поступающих:

  • наличие публикаций по тематике диссертационного исследования, подтвержденное
    заверенным списком научных работ поступающего. Приоритетом пользуются научные статьи,
    опубликованные в журналах, входящих в перечень ведущих рецензируемых изданий,
    а также индексируемых в электронных базах данных Web of Science, Scopus,
    РИНЦ, а также зарегистрированные объекты результатов интеллектуальной собственности;
  • участие в научных конкурсах, выставках, конференциях, олимпиадах
    и в выполнении научных проектов и грантов, подтвержденное дипломами,
    сертификатами, распоряжениями о включении в научный коллектив, и другими
    документами;
  • наличие диплома с отличием о высшем образовании (специалитет или магистратура);
  • наличие именных стипендий при обучении в специалитете или магистратуре,
    подтвержденное соответствующими документами.

Преимущества и недостатки этой формы обучения

Работодатели ценят студентов, окончивших специалитет, благодаря чему дипломированным специалистам легче найти работу

Положительной чертой специалитета является привычность формы обучения. Полученная специальность дает право работать по профессии в любых эшелонах власти. У данного вида образования есть свои неоспоримые преимущества.

  1. После окончания курса студент имеет право стать аспирантом. Специалитет подойдет тем, кто желает продолжить карьеру в сфере научных изысканий.
  2. Работодатели высоко оценивают специалистов, прошедших пятилетнюю форму обучения. По мнению Министерства образования, разница между бакалавром и специалистом несущественная, но один год обучения играет важную роль в постижении профессии.
  3. Поступление в вуз для получения степени магистра приравнивается ко второму высшему образованию.

Помимо плюсов, у данного вида обучения существуют свои минусы.

  1. После завершения обучения специалисты не могут устроиться на работу за пределами страны. В европейских государствах нет понятия специалитета. Заграничным работодателям не нужны работники с усредненным дипломом. Проблему составляет и продолжение образования.
  2. После перехода на Болонскую систему в ВУЗах страны приравняли дипломы по курсу специалитета и бакалавриата.

Болонская система в ВУЗах страны дает возможность устроиться на работу за рубежом

Выбор курса зависит от приоритетов абитуриента. Если в его планы не входит выезд за границу и продолжение обучения, то специалитет станет прекрасной возможностью получить диплом и начать трудовую деятельность.

Специалитет или бакалавриат, что же лучше?

Мы рассмотрели ключевые отличия специалитета и бакалавриата, о которых должен знать каждый абитуриент. Обе формы высшего образования имеют сильные и слабые стороны, поэтому невозможно точно сказать о том, какая из лучше, а какая – хуже. Специалисты выходят из стен вуза с узкопрофессиональными знаниями, что облегчает процесс трудоустройства. Для бакалавров открыты дополнительные образовательные программы, их дипломы котируются за рубежом, да и обучение проходит по ускоренной форме. Перед выбором направления обязательно проанализируйте разницу и отличия между бакалавриатом и специалитетом, однако в первую очередь ориентируйтесь на свои возможности, склонности к изучению тех или иных предметов

Выбор будущей профессии – это очень важно, поэтому стоит прислушиваться к себе!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector