Методы борьбы с коррупцией в образовательных учреждениях
Содержание:
Введение
Коррупция в сфере образования — беда общемировая, и, к сожалению, -явление не новое. Она существовала и раньше, правда, не в таких масштабах и не так открыто. В переводе с латинского термин «corruptio» означает «подкуп», поэтому чаще всего под коррупцией понимается «подкупаемость и продажность государственных должностных лиц»
и общественно-политических деятелей. Международное право относит к субъектам коррупционных правонарушений лиц, занимающих общественные должности и оказывающие социальные услуги населению и в государственном, и в частном секторах — это должностные лица так называемой публичной службы (public service), куда включаются и работники сферы образования.
Определение коррупции
Наверняка вы прекрасно знаете, что представляет собой данное понятие. В основном под коррупцией понимают использование служебного положения с целью получения личной выгоды. Как правило, данное понятие отождествляют с понятием «взяточничество». Однако стоит заметить, что значение слова «коррупция» этим не ограничивается. Слово corruptio в перевде с латыни означает «разложение, порча». Коррупция имеет множество проявлений: продажность; незаконное присвоение товаров, услуг и активов (в том числе и денежных средств); непотизм и т.д. Более того, коррупция существует не только в системе государственной службы, но и в частном секторе тоже.
Ключевой особенностью данного феномена является именно конфликт интересов должностного лица и его работодателя, то есть предприятия, социума, государства и т.д. Основным фактором, определяющим существование коррупции, является именно возможность получить какую-либо выгоду (не обязательно материальную), а ключевым сдерживающим фактором в данном случае выступает возможность понести наказание за содеянное. Другими факторами, которые определяют возможность существования коррупции являются правовой скепсис, правовая неграмотность граждан и низкий уровень гражданского самосознания.
Коррупция – социальное явление, а это подразумевает вовлеченность двух сторон в данный процесс. Одна сторона предоставляет второй какую-либо выгоду в обмен на удовлетворение своих интересов, а также возможность злоупотребить служебным положением второй стороны. А вторая сторона, в свою очередь, выступает получателем этой выгоды и выполняет требования первой стороны. Это может включать себя выполнение/ невыполнение своих служебных обязанностей, предоставление какой-либо информации и т.д.
Статистика в СНГ и мире
Организация Transparency International ежегодно проводит статистические исследования с целью определения уровня коррупции в различных странах мира, на основе полученных данных рассчитывается Индекс восприятия коррупции и составляется рейтинг стран мира.
Страна | 2017 год | 2016 год | 2015 год |
---|---|---|---|
Дания | 2 место | 1 место | 1 место |
Сингапур | 6 место | 7 место | 8 место |
Германия | 12 место | 10 место | 10 место |
США | 16 место | 18 место | 16 место |
Азербайджан | 122 место | 123 место | 119 место |
Казахстан | 122 место | 131 место | 123 место |
Украина | 130 место | 131 место | 130 место |
Россия | 135 место | 131 место | 119 место |
Согласно информации, представленной в последнем отчёте «Барометр мировой коррупции», большинство жителей стран СНГ (56%) не верит, что от них зависит результативность борьбы с коррупцией. В среднем по СНГ 30% граждан были вынуждены давать взятки. Стоит заметить, что аналогичный показатель для стран Европейского союза составляет всего 9%.
Кроме того, согласно данным, полученным в ходе исследования аудиторской компании PwC, практически 30% менеджеров высшего звена крупных компаний в странах СНГ имели дело со взяточничеством и другими проявлениями коррупции.
Стоит обратить внимание, что за последние несколько лет ущерб от коррупции вырос в пять раз. Также, результаты исследования сообщают, что 57% опрошенных недовольны тем, как их правительства борются с коррупцией (в Украине данный показатель зашкаливает – 87%)
Примеры
Случаи взяточничества в настоящее время, мягко говоря, нередкие. Новостная лента часто пестрит сообщениями о разоблачении очередной масштабной коррупционной схемы. Все мы слышали о деле Онищенко, газовых схемах Курченко, операции «Янтарь», деле Алексея Улюкаева, деле «Оборонсервиса» и многих других.
Коррупция в сфере государственных закупок вообще тема отдельная. Сама система государственных и муниципальных закупок является одной из самых «благоприятных» для осуществления коррупционных схем. Согласно некоторым статистическим данным, от 60 до 90% всех госзакупок проводятся с нарушениями. В целом, вся экономическая сфера благоволит процветанию коррупции.
Однако мало кто осознает, что мы имеем дело с коррупционерами буквально каждый день в нашей повседневной жизни. Наиболее часто с ними мы сталкиваемся в сфере образования. Так, например, в школе директор часто собирает деньги на ремонт или на новые шторы, в ВУЗах студенты покупают бумагу для нужд кафедры и т.д. Коррупция в медицине также уже воспринимается как должное. Благотворительные взносы в больнице явление частое, что уж говорить о «подарках» докторам и медсёстрам. Коррупция в армии – дело привычное. Так, например, нередко платятся «отступные» в военкоматах. Коррупция в следственном комитете, в прокуратуре и в суде большинство граждан не касается, однако случаи взяточничества в данной сфере невероятно частые. В новостях мы часто слышим о том, что бизнесмена, сбившего людей, оправдали, или что слушание какого-либо дела затягивается на неопределённый срок.
Виды и формы коррупции
Понятие коррупции невероятно многогранное, соответственно, в зависимости от определённых параметров можно выделить несколько основных видов:
В зависимости от сферы проявления:
- административная коррупция и как её разновидность бытовая;
- деловая коррупция;
- политическая коррупция.
В зависимости от формы преследуемой выгоды:
- взятка;
- взаимовыгодный обмен любезностями (патронаж, непотизм).
В зависимости от уровня распространения:
- низовая (индивидуальная);
- вершинная (институциональная);
- международная.
В зависимости от проявления выделяют следующие основные формы коррупции:
- взяточничество;
- злоупотребление своим положением и властью;
- торговля внутренней информацией;
- непотизм/покровительство/фаворитизм;
- лоббизм;
- растрата;
- нецелевое использование средств.
Слово автору
Мы спросили у Елены Денисовой-Шмидт, какие меры, по её мнению, помогут бороться с коррупцией в системе образования. Из уже имеющихся инициатив Минобрнауки она отметила Единый государственный экзамен, формат которого пытается усовершенствовать и нынешняя глава ведомства Ольга Васильева.
Ещё по этой теме
Экзамен экзаменов: единому госэкзамену 10 лет
«Да, над содержательным компонентом экзамена еще можно работать и все еще есть некоторые нарушения при проведении ЕГЭ. Но тем не менее я считаю, что ЕГЭ — это достаточно эффективный инструмент противодействия коррупции на уровне поступления в вузы. Более того, ЕГЭ дает возможность подавать документы в пять вузов одновременно — то, чего не было раньше и в большей степени способствует честному конкурсу среди абитуриентов», — отмечает автор доклада.
Что касается других мер, то, по словам эксперта, одним из методов могут быть антикоррупционные просветительские кампании.
«Правда, здесь возникает вопрос эффективности таких мероприятий. Например, многолетняя образовательная кампания против наркотиков, проводимая в СМИ США в период с 1998 до 2004 год, послужила своего рода «рекламой» марихуаны среди некоторых респондентов. Или несколько последних реалити-шоу MTV, ставившие цель показать негативные последствия подростковой беременности и раннего материнства, дали обратный эффект: у зрителей сложилось впечатление, что это нормально», — рассказала Денисова-Шмидт.
По ее словам, как раз сейчас с коллегами она проводит серию экспериментов, чтобы оценить эффекты от некоторых антикоррупционных кампаний среди студенческой молодежи в российских вузах.
«Думаю, что здесь очень важно разобраться в причинах сложившейся ситуации. Одна из них — это значение высшего образования в обществе»
Молодым людям без высшего образования очень сложно ориентироваться на рынке труда, двигаться по карьерной лестнице.
Так, квалифицированному рабочему, даже имеющему опыт руководителя, без высшего образования вряд ли удастся стать начальником цеха на производстве.
«Может быть, в данном случае необязательно получение высшего образования в классическом смысле этого слова, а достаточно будет, например, участия в тренингах, развивающих лидерские качества и иные компетенции, необходимые управленцу», — считает автор доклада.
Она рассказала о других исследованиях, касающихся формирования коррупционного поведения у студентов.
«Некоторые из моих исследований показывают, что студенты из семей с высоким достатком значительно реже списывают, чем их однокурсники из семей со сложной финансовой ситуацией. Тот же тренд я наблюдаю среди студентов, живущих в общежитиях по сравнению со студентами, живущими с родителями или снимающими жилье (студенты, живущие в общежитиях, списывают чаще)».
О чём это может говорить?
«Возможно, студенты, живущие в общежитиях, как никто другой осведомлены, о том, как еще можно «учиться». Возможно, у них не у всех комфортабельные условия жизни и есть возможность, чтобы уединиться и спокойно готовиться к занятиям. Также студенты, живущие в общежитиях — это студенты, приехавшие из других городов, где, возможно, недостаточно сильная подготовка в школах».
Когда же речь идёт о толерантности к коррупционному поведению среди преподавателей, то во многом она оказывается вынужденной.
«Преподаватель, особенно в массовом вузе, находится в очень жестких рамках. С одной стороны, он должен сохранять контингент студентов, с другой стороны студенческая аудитория не всегда однородна. Не все студенты готовы к учебе в вузе».
Но педагог, продолжает Денисова-Шмидт, работает с теми, с кем ему приходится работать, адаптируя свои запросы и ожидания.
Очень сложно бороться с коррупцией в системе высшего образования тогда, когда коррупция во всей стране носит системный характер.
Вместе с тем, добавила она, речь идёт не о чисто российской, а о глобальной тенденции в образовании.
Методы борьбы с коррупцией
Антикоррупция — это комплекс мер, направленных на своевременное предупреждение, обнаружение, пресечение и расследование коррупционных правонарушений, а также на минимизацию и (или) устранение последствий подобных преступлений.
В настоящее время активную борьбу с коррупцией ведут практически все страны мира, а те, кому удалось совладать с ней, держат ситуацию на контроле и проводят регулярную профилактику. Более того, войну продажности сегодня объявили уже и международные организации, пример тому – ООН и Transparency International. Наибольших успехов в борьбе с коррупцией добились такие страны, как Сингапур, Гонконг, Дания, Швеция.
Единого подхода к искоренению данной общественной проблемы не существует, однако основная идея у всех подходов одна — чтобы свести уровень коррупции к минимальному, нужно устранить все факторы, которые делают ее существование возможным.
Вероятно самым радикальным методом борьбы с коррупцией является абсолютное обновление всей системы – распустить власть, провести реформы в судебной системе, переписать основы государственного управления.
Кроме того, выделяют еще 3 действенных метода борьбы с коррупцией:
- ужесточение наказаний за подобные преступления, а также создание условий для своевременного обнаружения и пресечения факта коррупции;
- создание экономических механизмов, которые позволят лицам, наделенным особыми полномочиями и властью, зарабатывать больше, не нарушая при этом закон, а также предоставить им возможность для личностного и карьерного роста;
- усиление влияния рыночной экономики, что способствует уменьшению размера потенциальной выгоды от коррупции.
Из инновационных методов борьбы с коррупцией необходимо выделить возможность внедрения технологии блокчейн для хранения публичных данных. В 2017 году технологию начали тестировать в правительствах отдельных стран. Эксперты уверены, что внедрение блокчейна может предельно снизить возможность осуществления нелегальных коппупциооных схем благодаря хранению информации в открытом реестре.
Более того, свою эффективность в борьбе с коррупцией доказала работа с обществом. В данном контексте речь идёт о повышении уровня правовой и политической грамотности населения, информационное обеспечение граждан, повышение уровня гражданской ответственности и самосознания и т.д.
Чем опасна коррупция?
Если вам кажется, что коррупция — явление безобидное, то вы глубоко заблуждаетесь. Её егативное влияние на государство, общество и каждого гражданина в частности трудно переоценить. Продажность подрывает моральные устои общества, препятствует экономическому росту и развитию государства, портит его имидж на международной арене, а также приводит к ряду следующих проблем:
- неадекватное распределение и использование государственного бюджета и ресурсов или же нерациональное управление доходами и расходами компании;
- недополучение налогов (прибыли);
- снижение эффективности функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
- ухудшение условий функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
- снижение инвестиционной привлекательности экономики в целом и ее субъектов в частности;
- снижение качества предоставляемых услуг (речь идёт как об общественном сервисе, так и об услугах, предоставляемых коммерческим сектором);
- нецелевое использование международной помощи развивающимся странам, что приводит к увеличению долгового бремени государства; нецелевое использование кредитных средств, что нередко приводит к банкротству предприятий;
- увеличение социального неравенства;
- рост организованной преступности;
- рост социального недовольства и т.д.
Причины коррупции
Причин существования такого явления как коррупция несчётное множество. Конечно же, мы не будем перечислять их все, сосредоточимся на лишь на основных.
Наверное основным мотивом, который заставляет людей идти на подобное преступление, является простая человеческая жадность. Именно жадность толкает людей на подобные поступки, заставляя забыть о моральных устоях. Другими первоочерёдными мотивами выступают:
- низкий уровень образования, воспитания, социальной ответственности, самосознания, отсутствие чувства долга и другие личные характеристики участников акта коррупции;
- низкий уровень доходов, отсутствие возможностей роста и самореализации;
- дисфункция правовой и судебной системы, отсутствие адекватного наказания за подобное правонарушение, двойственность законов (одна и та же статья может трактоваться по-разному);
- отсутствие единства исполнительной власти, профессиональная некомпетентность, бюрократизм;
- низкий уровень правовой грамотности населения;
- заинтересованность обеих сторон-участников акта коррупции.
ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ:
- Приказ №0009/о от 14.01.2015 «О назначении ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений»
- Приказ №1049/о от 12.05.2015 «Об утверждении состава финансово-бюджетной комиссии Финансового университета»
- Приказ №1627/о от 20.07.2015 «Об утверждении Порядка уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения работника Финансового университета к совершению коррупционных правонарушений»
- Приказ №1628/о от 20.07.2015 «Об утверждении Положения о порядке сообщения работниками Финансового университета о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачисления средств, вырученных от его реализации»
- Приказ №1629/о от 21.07.2015 «Об утверждении перечня должностей работников Финансового университета, обязанных предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей и порядка предоставления таких сведений»
- Приказ №0463/о от 14.03.2017 «Об утверждении состава финансово-бюджетной комиссии Финансового университета»
- Приказ №0712/о от 29.03.2018 «О назначении ответственного за включение и исключение сведений из реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия»
- Приказ №0012-1/о от 06.08.2018 «Об утверждении Плана мероприятий Финансового университета по противодействию коррупции на 2018-2020 годы»
- Приказ №2161/о от 16.11.2018 «Об утверждении Положения о конфликте интересов»
- Приказ №2214/о от 23.11.2018 «Об утверждении Правил, регламентирующих вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства»
- Приказ №2274/о от 29.11.2018 «Об утверждении Антикоррупционной политики Финансового университета»
- Приказ №1593/о от 12.07.2019 «Об утверждении Кодекса этики Финансового университета»
Педсовет под стражу
Преступная группа коррупционеров орудовала в филиале Краснодарского университета МВД России.
«По данным следствия, в период с января 2019 по июль 2020 года фигуранты из числа участников преступного сообщества получали взятки в особо крупном размере за допуск слушателей факультета к экзаменационным сессиям и успешную сдачу зачетов и экзаменов без проведения фактического контроля их знаний. Общая сумма незаконных вознаграждений составила более 2 млн рублей», — говорится в сообщении СКР.
Замначальника факультета заочного обучения, переподготовки и повышения квалификации филиала Сергей Крапивин
Занимались поборами замначальника факультета заочного обучения, переподготовки и повышения квалификации филиала Сергей Крапивин, начальники четырех кафедр и семеро слушателей указанного факультета из различных подразделений МВД и Росгвардии, считает следствие. По другим данным, фигурантов, которых проверяют на причастность к преступлениям, гораздо больше. Это начальник кафедры административного права и административной деятельности Виктор Евдошенко, начальник кафедры криминалистики Людмила Медведицкова, начальник кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Данил Гуров, начальник кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин Андрей Власов, начальник кафедры уголовного процесса Алим Отаров. Также задержан начальник курса факультета заочного обучения, переподготовки и повышения квалификации Константин Липский.
«Двум сотрудникам университета судом избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, трем — в виде заключения под стражу. 14 августа планируется рассмотрение Ессентукским городским судом ходатайств следователей ГСУ СК РФ по СКФО об избрании меры пресечения еще шести сотрудникам факультета заочного обучения, переподготовки и повышения квалификации Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России», — сообщили в управлении Генпрокуратуры по СКФО и ЮАО.
Было проведено 70 обысков, в том числе в жилище руководителя филиала (его фамилии нет в списке фигурантов). У высокопоставленного офицера нашли 3,5 млн рублей, устройства для подавления радиосигнала, а также пофамильный список слушателей и курсантов с суммами напротив. Имена были подчеркнуты разными цветами. По данным официального сайта ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет МВД России», с 2016 года ставропольским филиалом руководит полковник Дмитрий Краснокутский. По данным местных СМИ, он проходит по делу свидетелем.
Начальник кафедры уголовного процесса Алим Отаров и начальник кафедры криминалистики Людмила Медведицкова
— Человек вообще находился в отпуске. И в это время нагрянули правоохранители с проверкой. Сегодня Краснокутский встречает комиссию из Краснодара, а это значит, что он не задержан, — пояснил «Блокноту Ставрополья» адвокат офицера Сергей Котов.
В жилище его заместителя оперативники изъяли бриллианты и ювелирные изделия.
В МВД создана комиссия для проведения служебной проверки в филиале — специалисты проверят, как был организован учебный процесс в учреждении, и постараются выявить другие нарушения фигурантов расследования.
По данным источника «Известий», слушатели, которые фигурируют в деле, — ответственные от групп, которые могли собирать деньги со своих однокашников и передавать их педагогам.
«Все врут»
Денисова-Шмидт приводит данные соцопросов российский студентов, которые проводила она сама и её коллеги. Результаты впечатляющие. Например, о взяточничестве в вузе известно большинству студентов. Причём число выпускников, которые знают о случаях взяточничества, на 52% выше числа осведомлённых студентов младших курсов.
Однако наиболее широко, согласно исследованиям Денисовой-Шмидт, распространена неденежная (или немонетарная) коррупция. Если сравнивать первокурсников и выпускников, то среди последних на 25% больше тех, кто считает нормой списывание на экзамене; на 15% больше тех, кто готов скачивать работы из сети; на 12,5% тех, кто согласен готовые работы покупать.
Самый свежий из приведённых соцопросов среди студентов показывает, что более 90% признавались в списывании на экзамене; 57,9% скачивали работы из интернета полностью и 92,8% вставляли крупные скопированные куски в свой текст; 42,5% обманывали преподавателей, когда им приходилось объяснять, с чем связаны их проблемы с учёбой.
Отношение студентов к собственному коррупционному поведению неоднозначно: кто-то признаёт неправильность подобных действий; кто-то оправдывается необходимостью тратить время на работу и необязательностью многих вузовских дисциплин («ненужные предметы», как их называют сами студенты); многие и вовсе не видят в списывании или плагиате ничего плохого. «Так же все делают», — могут сказать эти люди.
Как отмечает Денисова-Шмидт, склонность к коррупционному поведению наиболее высока как раз у людей, которые лично сталкивались с коррупцией или считают, что она распространена повсеместно.
Автор доклада также приводит результаты трех международных исследований уровня коррупции. Результаты всех трёх примерно одинаковы: общая ситуация с коррупцией в России в период с 2011 по 2015 год улучшилась лишь незначительно и остаётся примерно на уровне Конго.