«лучшие люди
Содержание:
Всероссийский конкурс «Учитель»
Конкурс «Учитель» организован благотворительным фондом в 2015 году, он стал ежегодным. Учредители:
- благотворительный фонд семьи Рыбаковых;
- ассоциация «Национальное общество технологий в образовании» (НОТО).
Партнеры:
- академический партнер Московский городской университет;
- образовательный – корпорация «Российский учебник» (Дрофа, Вентана Граф);
- информационные: World Schools Show 2018, Кодвардс, Newtonew, Atlas communications, Edexpert, Вестник образования России, Знаника, ГлобалЛаб, Снейл, Талент.
Целью проведения является обнаружение педагогов, использующих лучшие инновационные технологии и социальные практики в обучении школьников и поддержка таких учителей. В рамках конкурса объявлено 5 направлений:
- «Лидер изменений».
- «Учитель цифрового мира».
- «Педагогический дизайнер».
- «STREAM -учитель».
- «Учитель-мейкер».
При подаче заявок нет ограничений по минимальному педагогическому опыту, заявки принимаются и от молодых неопытных специалистов, самих готовых обучаться, но владеющих современными методиками.
В процессе подготовки к конкурсу организаторы проводят:
- обучающие вебинары;
- общественное обсужденные выдвинутых проектов;
- обмен профессиональным опытом и идеями с получением экспертного заключения.
Начало конкурса с 01.10.2018 г., финал 01.07.2019 г. Проведение состоит из трех этапов:
- 10.2018 – 20.12.2018 г. – прием заявок педагогов-участников;
- 12.2018 – 27.01.2019 г. – анализ подданных заявок;
- 02.2019 г. – отбор и утверждение победителей конкурса «#iУчитель».
По результатам отбора 50 победителей посетят Хельсинки (Финляндию) в марте 2019 года, на сертификационную академию iУчителей Ното.
«Лучшие люди — это дети»
Как утверждает Лариса, в школе может быть что угодно, но никогда не бывает скучно.
«Я работаю с самыми лучшими людьми — это дети. Они лучше, чем взрослые, — они чище, они забавнее, они веселее. Уверена, что детям не противно идти ко мне на урок, у нас происходит живое общение. Но уроки я всегда веду на высоких каблуках, это меня как-то собирает, дисциплинирует. И еще — я не добренький учитель: я ставлю двойки, и немало. Но они понимают, за что получают эти двойки. При этом я и пятерок не жалею. Наказываю? Да нет, не наказываю
Хотя… могу наказать своим невниманием. Я не урокодатель, я учитель
Если они очень сильно шумят, а делаю раз, два замечания. Если это не срабатывает, я превращаюсь в урокодателя. То есть распрямляю плечи, голос становится холодным, бесстрастным, и на детей это производит самое большое впечатление — вы так на нас сильно обиделись? У них сразу такой ужас», — рассказывает Лариса Георгиевна.
«Маяк образования»
С целью постоянного развития и совершенствования педагогами собственного мастерства и апробации новых методик преподавания учрежден всероссийский бессрочный конкурс «Маяк образования». Педагог в конкурсной работе описывает собственные достижения, определяет вектор будущего направления и презентует апробированные методики и результаты своего мастерства.
Заявки на участие в конкурсе принимаются в электронном виде, куда отправляется работа в текстовом формате с необходимыми приложениями. При создании коллективных методик подается общая заявка с перечислением авторов.
Номинации:
- разработка урока;
- ИКТ в образовании;
- авторские методики;
- мастер-классы;
- педпроект;
- эссе педагога;
- презентация;
- педагогический опыт;
- опыт внедрения ФГОС;
- разработка мероприятий посвященных «Году волонтера»;
- акции волонтерской помощи в рамках «Года добровольца (волонтера)».
Определяются победители трех ступеней, и лауреаты, чьи труды заслуживают поощрения, награждаются дипломами.
Условия участия
Участвовать в конкурсах на получение денежного вознаграждение имеют право учителя со стажем работы в педагогическом заведении свыше трех лет, работающие в сфере начального уровня, основного или среднего звена общего образования. Тем, кто получил денежное поощрение в текущем учебном году, нельзя принимать участие в конкурсах подобного уровня в течение 5 лет. Утверждение правил проведения конкурсов возлагается на Правительство РФ.
Порядок и выплата вознаграждения регламентируется Правительством, также ежегодно меняется количество денежных призов для различных субъектов России, что определяет Министерство образования и науки РФ.
Во всех субъектах РФ на новый учебный год создается новая комиссия, оценивающая конкурсантов, при содействии органов исполнительной власти, которая состоит из:
- руководителей учреждений образования – 25%;
- представителей профсоюзов – 25%;
- общественных объединений, работающих в образовательной сфере – 25 %;
- родителей или опекунов учеников выбранных педагогических учреждений – 25%.
Для участия в конкурсе коллегиальный орган школы, где работает учитель, подает заявку. Отбор победителей происходит на основе наличия следующих критериев:
- Апробированной собственной методики, по преподаваемому предмету: наличие публикаций в официальных СМИ и отзыва с рецензией на методику.
- Позитивной трехгодичной динамики обучающихся по уникальной методике.
- Высоких результатов учеников на внеурочных занятиях по указанному предмету: успешное участие учеников во Всероссийских и Международных олимпиадах, наличие обучающихся с призовыми местами на состязаниях школьного или республиканского, краевого уровня, наличие победителей Всероссийских конкурсов.
- Создания педагогом условий для учеников для приобретения опыта социализации и общественной позиции.
- Работы учителя с детьми различных социальных групп и уровней развития (дети-инвалиды; одаренные; ученики с дивиантным, социально-опасным поведением; из неполных семей, социально-неустойчивых слоев; мигранты; дети-сироты).
- Использования различных техник и технологий, с помощью дистанционных и электронных программ.
- Непрерывность самообучения педагога-участника: участие в НПК, семинарах, наличие ученой степени или обучение в аспирантуре, участие в профессиональных состязаниях.
Все документы, предоставленные на конкурс, заверяются подписью и печатью руководителя учреждения, в котором осуществляет свою деятельность педагог. Конкурсная комиссия напротив каждого пункта выставляет число баллов, которые суммируются, и таким образом определяет рейтинг участников на каждом из уровней. На основании систематизированных данных и предоставленных рейтингов Минобразования определяет победителей, которых награждают.
Этапы конкурса
Участникам мероприятия «Педагог года» предстоит пройти несколько испытаний: заочный этап и очный, включающий в себя три тура. Отборочные туры чаще всего проводятся в Москве, а финал и награждение – в субъекте победителя предыдущего года. В 2019 году он пройдет в Чеченской республике.
Заочный
- Методическое портфолио участника «Интернет-ресурс». Размещенные материалы оцениваются по критериям информативности, безопасности, использованию обратной связи, оформлению.
- Эссе «Я – учитель» на тему, которая объявляется на семинаре перед испытанием. На написание дается 5 часов, объем – 4000 знаков. Оценивается профессиональная грамотность, актуальность, аргументы, самоанализ, пути решения выявленных проблем.
Очный
Этот этап проводится в школах, выбранных оргкомитетом в качестве площадок конкурса.
Первый тур включает:
- Методический семинар. 20-минутное выступление перед жюри, где конкурсант транслирует свои педагогические методы и наработки. Критерии оценки: навыки коммуникаций, оригинальность и творчество, практическая обоснованность, корректность, методическая грамотность.
- Урок. Занятие со школьниками, проводимое на тему, соответствующую плану обучения данного класса. Если предмет конкурсанта не изучается, урок дается на вводную тему. Оценивается по критериям языковой грамотности, взаимодействия с аудиторией, эффективности, анализа, организации, межпредметных связей, творческому подходу.
Второй тур включает испытания:
- Мастер-класс. Выступление перед жюри и остальными участниками с целью демонстрации индивидуальных профессиональных приемов и достижений, инновационных методов обучения (20 минут, 5 минут – ответы на вопросы). Критерии: обоснованность, актуальность, ценностная культура, творческий и исследовательский подход, языковая и предметная грамотность, результативность.
- Классный час. Демонстрация навыков воспитательной работы в формате 20-минутной беседы с учениками. Список тем готовит жюри, выбирают тему обсуждения школьники. В этом испытании оцениваются личностные качества выступающего, речевое взаимодействие, компетентность, аргументированность позиции, вовлеченность учеников.
- Образовательный проект. Участники объединяются в группы по 5 человек согласно жребию, выбирают тему проекта, распределяют задания и готовятся в течение 7 часов. Представление проекта проходит в формате выступления (20 минут). Критерии: культура взаимодействия и коммуникаций, результативность, аргументированность, применимость разработок, творчество и оригинальность.
Третий тур состоит из одного испытания – разговор с Министром образования. Формат – диалог в течение 60 минут на тематику, определенную оргкомитетом. Оцениваются такие качества, как коммуникативная культура, масштабность и нестандартность мышления, аргументированная личная позиция, понимание тенденций образовательной политики.
Этапы проведения конкурса
«Учитель года» проводится в сентябре-октябре. Конкур проходит в 3 этапа. На первом этапе учителя-участники должны разместить на вебсайте либо в блоге учебных методических либо других авторских разработок, отражающих новаторский опыт работы, а также демонстрирующих способности к представлению образовательной информации в Интернете.
При методическом объединении участники устно представляют свой профессиональный опыт в качестве продукта взаимодействия с коллегами, родителями учеников, общественными организациями и работниками других сфер хозяйства и культуры.
Участникам конкурса необходимо провести учебное занятие, а также обсудить между собой актуальный для учащихся вопрос на протяжении 20 минут в режиме импровизации. Часть конкурса посвящена беседе с родителями: несколько минут обсуждается с родителями учеников педагогическая ситуация, требующая решения. При этом конечное решение формируется в конце обсуждения.
На втором этапе турнира проводится мастер-класс с открытой дискуссией по общественно значимой проблеме с участием общественности. На заключительном этапе «круглый стол» обсуждается актуальный вопрос с участием Министра образования и науки РФ.
После первого этапа определяют 15 лауреатов конкурса, после второго тура – 5 победителей и по сумме баллов, набранных во 2 и 3 туре – абсолютный победитель конкурса. Ему присваивается «звание» «учитель года» и предлагается на год должность общественного советника Министра образования и науки РФ.
Финалисты проведенных конкурсов
• 1992 — Заруба, Артур Викторович, учитель музыки, Детгородковская средняя школа Волоколамского района Московской области• 1993 — Парамонов, Олег Геннадьевич, учитель русского языка и литературы, Гимназия № 1 (Брянск)• 1994 — Нянковский, Михаил Александрович, учитель литературы, Провинциальный колледж (Ярославль)• 1995 — Климентовская, Зинаида Викторовна, учитель начальных классов, Школа-лицей № 4 (Рязань)• 1996 — Филиппова, Екатерина Алексеевна, учитель французского языка, Школа № 34 (Рязань)• 1997 — Глозман, Александр Евгеньевич, учитель технологии, Школа № 293 (Москва)• 1998 — Ильин, Владимир Леонидович, учитель математики, Гимназия № 30 (Санкт-Петербург)• 1999 — Шилов, Виктор Васильевич, учитель музыки, Школа № 138 (Челябинск)• 2000 — Морар, Владимир Алексеевич, учитель русского языка и литературы, Гимназия № 1 (Калининград)• 2001 — Крылов, Алексей Валентинович, учитель технологии, Школа № 67 (Екатеринбург)• 2002 — Смирнов, Игорь Борисович, учитель немецкого языка, Школа № 9 (Гатчина)• 2003 — Карачевцев, Игорь Альбертович, учитель истории и обществознания, Гимназия № 166 (Санкт-Петербург)• 2004 — Славгородский, Евгений Игоревич, учитель русского языка и литературы, Средняя школа (Крылово) Правдинского района Калининградской области• 2005 — Иоголевич, Иван Александрович, учитель физики, Лицей № 31 (Челябинск)• 2006 — Успенский, Андрей Геннадьевич, учитель русского языка и литературы, Школа № 37 (Череповец)• 2007 —• Гущин, Дмитрий Дмитриевич, учитель математики, Петергофская гимназия имени императора Александра II• Мехед, Анна Григорьевна, учитель математики, Школа № 2030 (Москва)• 2008 — Стародубцев, Михаил Леонидович, учитель музыки, Школа № 1060 (Москва)• 2009 — Никифорова, Наталья Сергеевна, учитель математики, Школа № 5 (Магнитогорск)• 2010 —• Гарифзянов, Андрей Рузильевич, учитель биологии и химии, Волхонщинская средняя школа Плавского района Тульской области• Случ, Михаил Ильич, учитель математики, Школа № 1060 (Москва)• 2011 — Овчинников, Алексей Васильевич, учитель биологии, средняя школа села Баловнево Данковского муниципального района Липецкой области• 2012 —• Демахин, Александр Александрович, учитель мировой художественной культуры, Сергиево-Посадская гимназия имени И. Б. Ольбинского Московской области• Кириченко, Вита Викторовна, учитель русского языка и литературы, Центр образования № 1479 (Москва)• 2013 — Сиденко, Андрей Григорьевич, учитель информатики, Школа № 29 деревни Беляниново Московской области• 2014 — Головенькина, Алла Николаевна, учитель биологии, школа № 1 (Нурлат, Татарстан)• 2015 — Кочережко, Сергей Сергеевич, учитель истории и обществознания, гимназия № 1 (Самара)• 2016 — Шагалов, Александр Михайлович, учитель русского языка и литературы, школа № 7 им. Г. К. Жукова (Армавир)
Как принять участие
Порядок, в соответствии с которым проводится испытание, был утвержден Оргкомитетом в 2018 году. В соответствии с документом, срок проведения – сентябрь-октябрь 2019 года. На официальном сайте конкурса teacher-of-russia.ru можно ознакомиться с положением о мероприятии «Учитель года» и другими актуальными документами. Финалисты регионального отбора должны зарегистрироваться на этом ресурсе до 1 августа 2019 года. В электронной анкете указываются сведения:
- личные данные, в том числе паспортные;
- не менее 3 фотографий;
- адрес личного сайта или блога, где педагог публикует тематические материалы;
- место работы, послужной список;
- сведения об образовании и квалификационной категории;
- данные об общественной деятельности и семейном положении;
- девиз, профессиональное кредо, интересные сведения о конкурсанте.
Кроме того, оргкомитет региона почтой направляет пакет документов, куда входит заявление конкурсанта, представление, согласие на обработку личных данных, информационную карту и справки о победе в региональном отборе.
Скачать положение о конкурсе “Учитель года”:
«Ты негуманный педагог»
Когда в «Разговоре с министром» Лариса сказала, что ставит двойки за списанные работы или несделанную домашнюю работу, Амонашвили отвел ее в сторонку и сказал, что она все-таки негуманный учитель. На вопрос «почему» легендарный педагог ответил, что двойки ставить не надо.
Однако Арачашвили в своей «Публичной лекции» не согласилась с мэтром педагогики. Она считает, что когда ученик пошел гулять, не сделав домашнее задание, это его осознанный поступок, за который он должен отвечать, и именно за это она и ставит двойки.
Но вот позади победа в конкурсе, многочисленные поздравления и очень теплая встреча в волгоградском аэропорту после возвращения из Москвы. После всего этого Лариса вернулась в свою школу №55 «Долина знаний», отказавшись от предложения о работе в столичных школах и даже вузах.
«С планетой вместе!»
В рамках бессрочного конкурса «С планетой вместе!» выделены номинации:
- экологический урок;
- урок-экскурсия;
- экологический проект;
- экологическая презентация;
- экологическая игра;
- экологическая беседа;
- экологическая викторина;
- экологическая тропа.
Критериями оценки послужат умелое включение современных технологий, использование авторских методик, креативных техник воспитания и образования, сегментированный анализ и коррекция устоявшихся экологических ценностей. Целенаправленное формирование у учеников творческого мышления и умения формировать правильные причинно-следственные взаимосвязи природного характера.
Региональные конкурсы
Для учителей России проводится целый ряд конкурсов федерального уровня, по таким номинациям:
- Методическая разработка.
- Рабочая программа педагога в соответствии с ФГОС.
- Педагог – творческая профессия.
- Педагогические инновации.
- Современный урок по ФГОС.
- Педагогический опыт.
- Конспект урока.
- Урок с использованием ИКТ.
- Внеклассное мероприятие.
- Лучший сайт (блог).
- Интегрированный урок.
- Здоровьесберегающие технологии на уроке.
- Мой кабинет.
- Лучшая презентация к уроку.
- Мой педагогический опыт.
Учредителями этих проектов являются:
- педагогическая академия современного образования;
- ФКУ «Московский гуманитарный педуниверситет»;
- департамент госполитики в сфере защиты прав детей;
- Министерство науки и образования РФ;
- центр науки, образования и воспитания.
Работы предоставляются в электронном виде в форме текстовых материалов, дополненных фото-, видео-, аудио информацией, презентациями и демо-роликами проектов.
- Новые правила сдачи ЕГЭ в 2019 году
- Каникулы на 2018-2019 год для школьников в Татарстане
- Перевод первичных баллов ЕГЭ в 2019 году
Задания для конкурсантов в 2019 году
Основные этапы конкурса – два тура. На заочном этапе создается интернет-ресурс с написанием эссе на тему «Я — учитель». Участник конкурса должен продемонстрировать свои способности в использовании информационных технологий в своей профессиональной деятельности.
Интернет-ресурс должен быть информативным, удобным и современным. Также жюри учитывает наличие и эффективность обратной связи. Что касается эссе, в нем раскрывается свое понимание профессии «учитель», где указывают актуальные проблемы в образовании и пути их решения.
Комиссия будет оценивать грамотность, актуальность и оригинальность изложенного материала. Из очных туров выделяют 3:
- Первый тур – проводится методический семинар и урок: для семинара участник готовит презентацию, в которой рассказывает о своем опыте в данной деятельности, своих подходах в обучении. Затем 20 минут жюри беседует и задает вопросы конкурсантам. На открытом уроке жюри также задает вопросы в течение 10 минут. Тема открытого урока становится известной за 2 дня до начала тура.
- Второй тур – «учитель мастер» включает не только мастер-класс, который длится 20 минут, но и общение с жюри. На педагогическом совете принимают участие по 5 конкурсантов, отобранных путем жеребьевки. У каждого совета есть своя тема. Сам совет длится 45 минут. Цель такого проекта – умение конкурсантов работать в команде. Для этого у конкурсантов есть время на подготовку – 6 часов.
- Третий этап – «учитель-лидер». Этот этап считается самым сложным. Его проводят в Совете Федерации либо Думе.
Участники конкурса считают, что он проводится в напряженном графике – 10 дней. К концу конкурса сложно учителям поддерживать заданный темп. В конце конкурса все уроки и мастер-классы размещают на официальном сайте.
Награждение победителя 2019
Победа в этом конкурсе значимое событие не только для участника, но и его школы и региона, где он проживает. В следующем году принимать конкурсантов будет именно город победителя. Все участники получают грамоту либо ценный подарок с учетом занятого места. Победителя первого этапа поощряются грамотой, а 2 и 3 – призами.
Награждение финалистов и вручение хрустальных пеликанов будет проводиться под руководством Садовничего Виктора Антоновичка, который является ректором МГУ. Лучший участник будет приглашен на работу в МГУ и в Кремль.
Отбор кандидатов
Конкурс проводится ежегодно и имеет большой резонанс в профессиональной среде, его организатором является Министерство образования. Федеральному состязанию предшествуют отборочные этапы, проводимые на локальных уровнях:
- муниципальный – среди района (города, поселения),
- региональный – по субъекту России.
Порядок проведения отборочных туров в 2019 году не имеет общего регламента и определяется Департаментом образования региона самостоятельно. Лауреаты регионального уровня становятся участниками финального, федерального этапа. Если занявший первое место на уровне региона по каким-либо причинам не может участвовать, вместо него отправляется педагог, занявший второе место. К общим требованиям для номинантов на звание «Учитель года» относятся:
- Стаж педагогической деятельности не менее 3 лет.
- Высшее образование.
- Аттестационная либо квалификационная категория «учитель».
- Работа в настоящее время на должности, по которой участник номинируется на конкурс.
Категории номинаций также определяются региональными властями самостоятельно. Основная номинация – Педагог года – учитель-предметник, который будет представлять регион на федеральном уровне. Другие категории номинаций представляют дополнительное образование, начальную школу, преподавание национального языка, обучение детей с особенностями развития и т.д.
Время проведения регионального этапа в 2019 году определяется регламентом региона, но обычно испытания длятся с января по апрель, в мае уже определен финалист, который примет участие во всероссийском конкурсе.
В Москве
- Первый этап с 14 по 31 января 2019 года: выступление «Я – московский учитель», авторская статья по заданной теме, дистанционное решение ситуационной задачи.
- Второй этап с 23 по 30 марта: пресс-конференция, разработка коллективного проекта, проведение мастер-класса с фокус-группой, разговор со школьниками, разговор с министром.
Помимо основной номинации, московский конкурс включает номинации «Учитель-дефектолог года», «Педагог-психолог года», «Воспитатель года», «Педагог дополнительного образования».