Виды экскурсионного туризма

Сравнение вариантов

Резюмируя, я подготовил табличку, на которой видны основные критерии:

  в отеле местные фирмы через интернет самостоятельный маршрут
типы экскурсий только групповые групповые и индивидуальные групповые и индивидуальные индивидуальный
знание языка достаточно родного желательно знание английского, иногда достаточно родного достаточно русского рекомендуется знание местного/английского
время на планирование не нужно нужно нужно меньше нужно больше
сложность во время путешествия нет выбрать экскурсию на месте минимальная (поддерживать связь с гидом вначале) сам себе первооткрыватель
возможность изучить программу раздаточный материал от отельного гида стенды с описаниями, возможно есть сайт сайты, подробное описание с отзывами
знакомство с гидом в день экскурсии, после оплаты общение с представителями фирмы до оплаты письменное общение до оплаты
оплата полная предоплата полная предоплата предоплата ~20%

Типы экскурсий по месту проведения

Кроме достопримечательностей, расположенных в городской черте Санкт-Петербурга, существует немало интересных мест и в его ближайшей округе, включая территорию Ленинградской и соседних областей.

Городские экскурсии. Сюда попадают все виды экскурсий, проводимых в самом городе – на улицах, проспектах и площадях, в музеях и выставочных залах, на реках, каналах и мостах.

Пригородные экскурсии. Широко известные по всему миру пригороды Санкт-Петербурга – это, прежде всего, Петергоф, Царское Село, Павловск, Стрельна, Гатчина и Ораниенбаум. Кроме того, туристы могут посетить с экскурсией крепости Северо-Запада России: Кронштадт, Орешек, Ладогу, Выборг, Псковский и Новгородский Кремль.

Типы экскурсий по времени суток

Санкт-Петербург прекрасен не только ярким солнечным днем, немало интересного и захватывающего в нем можно увидеть и в ночное время.

Дневные экскурсии. Как и следует из названия, это самые популярные экскурсии, охватывающие весь спектр туристических предложений, когда знакомство с городскими достопримечательностями происходит в светлое время суток – днем или ранним вечером.

Ночные экскурсии. Под покровом ночи Петербург значительно преображается, яркие праздничные силуэты домов сменяются приглушенными романтическими линиями. Самое знаменитое ночное зрелище – это, конечно, развод мостов, кроме того, в это время суток летом наступает и такое известное явление как «петербургские белые ночи».

Уроки-экскурсии: универсальная форма для всех школьных предметов

Подобрать тему для урока-экскурсии можно практически по любому предмету. Исторические памятники, музеи, улицы, названные именами героев, можно посетить на уроках истории. Парки, зоосады, природные объекты ждут юных биологов.

На уроках географии можно совершить экскурсию на практически любую форму рельефа, гидрографический объект (реку, озеро). Ребята не только любуются красотой природы и слушают рассказ учителя, но проводят измерения (например, размеры озера, температуру воды в нем, скорость течения реки и т. п.), съемку участка местности, изучают почвенный профиль. География населения и хозяйства России уже подразумевает посещение предприятий.

Уроки русского языка и литературы можно проводить в виде экскурсии в библиотеку, в дома-музеи писателей и поэтов. Это же касается и преподавания родных языков.

Такие предметы как физика, химия, технология требуют хотя бы одной экскурсии в год на предприятия. Там ученики смогут воочию убедиться, как работают физические и химические законы при разных технологических процессах. Это способствует также и профессиональной ориентации учеников старших классов. Привлечение к проведению урока специалистов, которые могут досконально объяснить процесс и которым обычно дети задают вопросов больше, чем учителю, только повысит эффективность экскурсии.

И очень большие возможности для экскурсий открывает изобразительное искусство. Это и художественные музеи, и дома-музеи, и путешествия по местам, изображенным художниками-земляками, и объекты старинной и современной архитектуры.

В большинстве сельских школ есть маршрут для экскурсий, где можно расширить и углубить знания по естественным наукам. Это экологические тропы. На ней лучше проводить интегрированные уроки химии, биологии, географии.

Для учеников начальных классов найдется довольно много экскурсионных объектов и внутри школы. Им будет интересно посетить учебные кабинеты любых «взрослых» предметов, школьный музей, мастерские, компьютерные классы, посмотреть школьную столовую «изнутри». А для первоклассников после изучения букваря можно устроить очень полезную экскурсию в библиотеку. Здесь экскурсию по разделам библиотеки могут провести герои любимых книг, библиотекарь объяснит, как искать книгу по каталогу. А в конце ребят торжественно посвятят в читатели.

География экскурсий

По дальности поездок выделяют следующие виды экскурсионного туризма:

  • пригородные;
  • местные;
  • дальние;
  • международные.

Пригородные путешествия ограничены временем (1-2 суток) и расстоянием – до 100-150 км, включают в себя выезды на природу или на пикник, осмотр достопримечательностей, расположенных неподалеку от города.

Местные экскурсии сопряжены с поездками в радиусе 200-300 км. Они интересны своей кратковременностью – не более 1-2 дней и возможностью расширить зону путешествий.

Дальний туризм предусматривает перемещения отдыхающих на достаточно большие расстояния наземным, воздушным и морским транспортом. Данный вид туров относится к многодневным путешествиям. Поэтому туристические компании ориентируют свои продукты на туристов-отпускников, подготавливая наиболее выгодные предложения к сезонам.

Как подготовиться к автобусному экскурсионному туру

Международный экскурсионно-познавательный туризм связан не только с организацией длительного и дорогостоящего тура, но и с обеспечением доставки туристов к месту отдыха, размещением в отеле, получением виз.

Как определить, подходит ли вам гид?

Итак, предположим, что мы выбрали способ подбора экскурсии с гидом

Но на что стоит обращать внимание помимо описания самой экскурсии? Конечно, на личность гида

Кстати, возраст не всегда определяет стиль. Часто более возрастные экскурсоводы, набравшись колоссального опыта, могут найти общий язык с любым коллективом. А у молодых это получается плохо. Так что не стоит выбирать гида по принципу одного возраста с вами. Хотя молодежи все же привычнее общаться с ровесниками. То же касается и пола. Подумайте, с кем вам проще общаться… Идеально, если все равно 🙂

Обычно гид пишет несколько предложений о себе: кто-то историк, кто-то архитектор. Почитайте это описание. Вряд ли вам подойдет гид, увлеченный историей, если вам такие рассказы не по душе.

Идеально, если есть возможность поговорить с гидом заранее. Так вы сможете найти общий язык или понять, что с этим человеком трудно общаться. К сожалению, многие сервисы дают лишь возможность письменной переписки с гидом до оплаты. А контакты становятся доступными уже после оплаты.

Но и из письменной переписки можно многое понять. Если гид отвечает быстро, то и после оплаты он будет постоянно на связи. Каждый гид заинтересован, чтобы его клиенты остались довольны и советовали те же самые экскурсии своим друзьям. Поэтому гиды охотно консультируют человека, который является их потенциальным клиентом. Так что задавать вопросы до оплаты — это нормально.

Ошибки при проведении урока-экскурсии

Иногда проведенная экскурсия не достигает поставленной цели этому могут быть следующие причины:

  • Учитель увлекается рассказом в ущерб показу, что нарушает принцип наглядности. Если есть возможность, дети должны все посмотреть, понюхать, потрогать, пощупать, «попробовать на зуб». Они сами должны убедиться в свойствах предмета, лично ознакомиться с ним. Разумеется, речь не идет о музейных экспонатах под стеклом.
  • Не соблюдается логика показа объектов, нарушена хронология, перепутана последовательность. А это вносит сумятицу и затрудняет восприятие.
  • Объекты показываются каждый по отдельности, не связанно друг с другом. Получается своего рода калейдоскоп, в котором трудно найти общее для всех элементов.
  • Ученики — пассивные получатели знаний, не вовлечены в познавательную деятельность. Чтобы такого не было, учитель должен при подготовке к уроку-экскурсии грамотно подготовить вопросы и задания для учащихся, точно поставить перед ними четкую цель и объяснить задачи.

Урок-экскурсия — действенная форма занятия как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Она помогает связать теорию и практику, учебу с жизнью. И конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Виды культурно-познавательного туризма

Среди основных направлений культурно-познавательного туризма выделяют следующие:

  • 1. Туризм наследия
  • 2. Арт-туризм
  • 3. Туризм впечатлений
  • 4. Креативный туризм
  • 5. Эко-культурный туризм

Туризм наследия

Туризм наследия – наиболее популярный вид культурно-познавательного туризма во всем мире среди любителей истории. Одной из самых востребованных форм которого остаются обзорно-ознакомительные экскурсии. Задача такого вида туризма состоит в реализации интереса к памятникам истории.

Арт-туризм

Все большую популярность сегодня набирает арт-туризм, направленный на объекты современного искусства. Художественные галереи, выставки, спектакли, концерты, фестивали фольклора, креативные кварталы, места сьемок фильмов… Диапазон объектов арт-туризма также велик, как и вся современная культура.

Туризм впечатлений

Туризм впечатлений подойдет тем, кому мало просто «смотреть и слушать». Такой вид туризма нацелен на того, кто хочет всецело окунуться в событие и прочувствовать его непосредственно сам. Примером туризма впечатлений может послужить презентация «Советского бункера» в Вильнюсе. При помощи так называемой «машины времени» посетители могли отправиться назад в СССР. Погружению в то время способствовал не только интерьер бункера, но и радио, и телепередачи тех лет. У гостей даже была возможность приготовить обед из доступных в те времена продуктов.

Креативный туризм

Если Вы хотите не просто осмотреть достопримечательности, но и изучить местную культуру через обучение ремеслам или освоение навыков, типичных для интересующего Вас региона, Вам подойдет Креативный туризм.Главная задача которого состоит в полном изменении среды и погружении в неизвестный мир, который научит вас нескольким танцевальным па или поведает секреты приготовления итальянской пасты.

Эко-культурный туризм

Эко-культурный туризм позволяет путешественнику не только увидеть новую страну и ее достопримечательности глазами туриста, но и пожить вместе с местной семьей. Таким образом реализуется интерес к формированию культурного опыта в виде деятельного участия в реализации традиционного уклада жизни региона.

Каким бывает туризм?

Факторы развития туризма

Мировая практика показывает, что для развития туризма необходимы данные условия:

  1. В первую очередь это стабильная социальная и экономическая ситуация как во всем мире, так и отдельных странах и регионах;
  2. Отсутствие различных барьеров при перемещениях через границу;
  3. Присутствие культурно-исторических и природно-климатических ресурсов, которые могут заинтересовать туриста;
  4. Развитая инфраструктура туризма, высокий уровень сервиса, профессионализм персонала;
  5. Гостеприимство, комфортное проживание, безопасный транспорт;
  6. Обеспечение туристов безопасности;
  7. Ответственность туристических организаций за проведения туров.

То есть основная фигура в туризме это турист. Он является главным потребителем туристского продукта или услуг, поэтому для его качественного и безопасного пребывания и обслуживания формируется и работает такое направление как туризм.

Функции туризма

Помимо экономической функции, о которой было написано чуть выше, существуют еще и другие основные функции туризма:

1. Познавательно-образовательная. Это знакомство с культурой, историей, природой, как родных мест, так и зарубежных, познание чего-то нового.2. Оздоровительная, которая способствует благоприятному воздействию на организм человека.3. Культурная. Повышает культурный уровень человека.4. Воспитательная. Способствует к прививанию любви к окружающему миру.5. Спортивная, которая укрепляет физическую подготовку.

Классификация туризма

В данный момент существует основная классификация видов туризма. В первую очередь различают по направленности – выездной, въездной и внутренний.

Выездной туризм представляет собой выезд гражданина одной страны за ее пределы/границу.

Въездной туризм – это уже прибытие иностранца на территорию государства.

Внутренний – перемещение граждан внутри страны. Данный вид туризма очень популярен в США.

Основные формы и виды туризма

Далее уже от зависимости критериев и факторов, туризм можно разделить на следующие основные виды:

1. По продолжительности – может быть как краткосрочным(от одних суток), так и длительным(на несколько и более дней).

2. По целям туризм можно разделить на: медицинский—оздоровительный, спортивный, гастрономический, познавательный, культурный.

Медицинский и оздоровительный туризм представляет собой совмещение отдыха и лечения организма. Например, стоматологический туризм.

Спортивный туризм направлен на преодоления естественных препятствий(поднятие в горы, плаванье), а также связан с поездками на различные спортивные мероприятия.

Цель гастрономического туризма это знакомство со страной и регионом через местные обычаи, еду и напитки.

Познавательный или экскурсионный направлен на изучение и познания новых мест, которые расширяют кругозор человека.

Культурный туризм – это посещение памятников, культурно-исторический мест.

3. По характеру – организованный через туристическую фирму, либо самостоятельно поездка.

4. По дальности поездки можно различать ближний и дальний.

5. По количеству туристов – самостоятельный и групповой.

В последнее время набирают популярность такие виды туризма как деловой и экстремальный.

Деловой туризм представляет собой поездки связанные с профессиональной деятельностью, а именно участие в конференциях, ярмарках, симпозиумах.

Экстремальный или приключенческий туризм связан с рисковыми видами деятельности, физическим и эмоциональным напряжением.

Затраты на него достаточно большие, но при этом высокий спрос. Данный вид туризма популярен на Западе.

Типы экскурсий по количеству человек

Самая простая классификация экскурсий – это деление по количеству участвующих в них лиц. Все остальные типы экскурсий могут проводиться уже с учетом этого разделения.

Групповые экскурсии. В этом случае все выглядит с точностью до наоборот – формируется большая группа туристов и отравляется по заранее предложенному экскурсоводом маршруту. Довольно часто в процессе такой экскурсии гид не успевает ответить на все вопросы слушателей, чтобы не задерживать всю группу и не выбиться из плотного графика. Зато очевидным плюсом такого варианта является его стоимость – групповые туры одни из самых дешевых в расчете на одного туриста.

Компромиссным решением может стать экскурсия в составе мини-группы, когда экскурсовод обслуживает небольшую компанию туристов, часто общих знакомых или друзей. В таком варианте достигается более тесное общение с гидом, как во время индивидуального обслуживания, а цена, при этом, лишь незначительно повышается по сравнению с экскурсией в составе большой группы.

Виды тематических экскурсий

Тематические прогулки раскрывают одну определенную тему. Такие экскурсии бывают шести видов, каждый из которых имеет более узкие направления:

  1. Историческая посвящена одному или нескольким историческим событиям, и рассказ ограничивается временными рамками этих событий. Историко-краеведческое направление описывает историю местности, события, происходящие в данной местности в разные промежутки времени, дает представление о становлении объекта экскурсии. Археологическое направление в экскурсии – это посещение древних и средневековых памятников. Военно-историческое – рассказывает о военных действиях. Этнографическое – описание обычаев и традиций. Историко-биографическое направление повествует об исторически значимой личности. Отдельным направлением является посещение исторических музеев.
  2. Довольно часто проводятся производственные виды экскурсий в школе, в особенности в старших классах. Цель таких мероприятий – рассказ о работе предприятий. Данный вид имеет три направления. Историческое направление рассказывает об истории создания предприятия, экономическое – о специфике и организации экономических аспектов деятельности, техническое – включает в себя непосредственно демонстрацию рабочих мощностей.
  3. Природоведческая экскурсия дает представление о биосфере изучаемой местности и имеет следующие направления: биологическое, зоологическое, геологическое, экологическое.
  4. Искусствоведческие посвящены определенному виду искусства. Направление такой экскурсии напрямую связано с тем описываемым видом искусства. Это может быть театральное, музыкальное, кинематографическое направление. Также к подобным экскурсиям относится посещение мастерских художников и скульпторов, домов-музеев деятелей культуры и так далее.
  5. Литературная экскурсия имеет биографическое – о жизни и творчестве литератора, историческое – о развитии того или иного литературного жанра или об особенностях литературной деятельности в разные промежутки времени, художественное направление – прогулки по местам, описанным в литературных произведениях.
  6. Архитектурно-градостроительная экскурсия может быть направлена на описание жизни и деятельности архитектора, посещение архитектурных объектов и памятников зодчества.

История развития

Впервые экскурсии стали внедряться в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России, выступавшими против схоластики в преподавании, в конце XVIII — начале XIX веков. Постепенно они стали органической частью учебного процесса в школе. В 1910 году в Москве была создана Центральная экскурсионная комиссия, обслуживавшая школьников и педагогов.

Параллельно развивались экскурсии культурно-просветительского направления, проводимые экскурсионными организациями, например, «Экскурсии по России», основанная в 1907 году при Российском обществе туристов. Перед революцией издавалось несколько журналов, посвященных экскурсиям, таких как «Экскурсионный вестник» (Москва, 1914—1916), «Русский экскурсант» (Ярославль, 1914—1917).

Советская власть также рассматривала экскурсию как обязательный элемент учебного процесса. В 1918 году в Москве основано Центральное бюро школьных экскурсий. Экскурсии культурно-просветительского характера стали составной частью туризма в конце 1920 — начале 1930-х годов. В 1928 году создано акционерное общество «Советский турист», преобразованное в 1930 во Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий. Во многих городах были открыты экскурсионно-туристские станции Наркомпроса. С 1936 года руководство развитием туризма и экскурсий было возложено на ВЦСПС и его организации.

После Великой Отечественной войны деятельность туристско-экскурсионных учреждений и организаций ВЦСПС вновь активизировалась. Особенно широкий размах экскурсионное дело приобрело после постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране» (1969). Специализированное экскурсионное обслуживание школьников осуществляли детские экскурсионно-туристские станции Министерства просвещения СССР.

Цели классификации

Необходимость классифицирования экскурсионной деятельности возникла по многим причинам. Основная из них – упрощение в подготовке и разработке экскурсионных мероприятий

При составлении плана прогулки важно учитывать, что она должна не только иметь познавательный характер, но также приносить положительные эмоции. Поэтому для эффективной экскурсии недостаточно знать предмет показа

Экскурсоводу необходимо хорошо ориентироваться в месте проведения прогулки, выбирать точки наилучшего обзора. Экскурсия должна иметь некоторый сюжет, который, рассказывая непосредственно об объекте, будет дополнен интересными фактами и включением связей объекта с известными личностями или знаменательными событиями.

В случае длительной прогулки экскурсовод должен предусмотреть несколько перерывов в рассказе для отдыха группы. Для некоторых видов экскурсий (в начальной школе, для людей с ограниченными возможностями) следует учитывать особенности группы.

Продолжительность экскурсии

Однодневные туры ― наиболее простой, с точки зрения организации, вариант экскурсионных путешествий. Он удобен тем, что позволяет посетить все достопримечательности в течение суток, а значит, проблема размещения на ночлег отпадает сама собой. Этот фактор существенно удешевляет стоимость, что не может не привлекать туристов. Однодневные экскурсии пользуются большой популярностью у людей, отдыхающих на морских курортах. Краткая поездка позволяет скрасить монотонный досуг в отеле и расширить собственный кругозор.

Не менее востребованы так называемые «поездки выходного дня». Они рассчитываются на срок до 2-3 дней и подразумевают посещение сразу нескольких интересных мест в регионе. Основным плюсом таких поездок является их краткосрочность и возможность быстро собраться в дорогу. Потенциальным путешественникам нужно лишь ознакомиться с программой, взять самое необходимое и отправиться в путь. На маршруте предусмотрено несколько остановок с возможностью ночлега и питания.

Не пропустите: Какие существуют виды туризма

Многодневный тур предусматривает путешествие длиною более 3 суток. Они продаются, как правило, в сезонных пакетах и приурочены ко времени отпуска потенциальных клиентов. Операторы стараются включить в этот вид экскурсионно-познавательного туризма самые популярные и интересные программы. Оптимальный срок многодневных автобусных экскурсий — 7-15 дней, стационарного отдыха с посещением различных достопримечательностей — около 2-3 недель.

План урока-экскурсии

В целом структура урока-экскурсии похожа на структуру обычного урока.

  1. Организационно-мотивационная часть. Учитель сообщает учащимся тему, цель, задачи урока, знакомит с основными вопросами и объектами экскурсии, напоминает о технике безопасности. На этом этапе можно дать ребятам карточки, на вопросы которой они должны ответить в ходе показа или после него, заранее сообщить виды творческих работ.
  2. Актуализация опорных знаний. Нужно вспомнить основные моменты, связанные с темой экскурсии.
  3. Непосредственно экскурсионная часть, в которой ученики должны не просто оставаться зрителями и слушателями, а как можно активнее участвовать: задавать вопросы, делать записи, зарисовки, фотографировать, изучать (смотреть, трогать, наблюдать, измерять и др.).
  4. Обобщение и систематизация знаний, рефлексия. Происходит обобщение и систематизация полученных знаний, выделяется главное. Ученики делятся своим мнением, впечатлениями.
  5. Итоги. Учитель оценивает работу учащихся, дает творческие задания на дом: сделать фотоотчет, презентацию, выпустить стенгазету, оформить стенд, написать сочинение, составить отчет и др. Наиболее интересные работы можно разместить на сайте школы, чтобы с ними могли ознакомиться другие ученики и родители.

Подготовка к уроку-экскурсии

Подготовка интересного и эффективного урока всегда требует достаточно много времени. Учитель должен четко определить цель и задачи экскурсии и продумать ее содержание в соответствии с ними.

Объекты для экскурсии должны быть подобраны таким образом, чтобы до них можно было легко и быстро добраться. Они должны представлять познавательную ценность, быть интересными

Важно учитывать и требования безопасности, например, не стоит вести детей в ветхое здание, каким бы ценным в историческом отношении оно ни было

Педагог заранее продумывает, как будет проводить урок, какие методы применять, как вовлекать детей в познавательную деятельность, в активное восприятие. Он готовит материалы, пользуясь различными источниками, составляет маршрут, пишет краткий, но емкий и интересный текст об объектах экскурсии, готовит творческие задания для детей.

Кроме этого, учителю необходимо заранее пройти маршрутом планируемой экскурсии. Это нужно для того, чтобы:

  • легко ориентироваться на маршруте;
  • просмотреть хронометраж, ведь для младших школьников не рекомендуются экскурсии длительностью больше часа, а для старших — более двух уроков;
  • уточнить описания объектов, при необходимости внести изменения.

Даже если экскурсия будет проходить в музее, картинной галерее, театре и т. д., учителю нужно заранее посетить эти места

Если саму экскурсию будет проводить экскурсовод, стоит обговорить с ним, на какие вопросы следует обратить особое внимание

На помощь учителю могут прийти ученики, которые получили опережающее задание узнать что-то интересное о конкретных объектах и подготовить небольшой рассказ о них. А в школьных музеях часто именно учащиеся являются экскурсоводами по определенным темам.

Типы экскурсий по способу передвижения

Осмотр большого количества разнообразных достопримечательностей, к тому же расположенных в разных частях города, требует и выбора способа передвижения между ними.

Пешие экскурсии. Наверное, самый известный тип экскурсий, при которых гид ведет свое повествование для туристов во время обычной прогулки пешком. Такие экскурсии выгодно отличаются возможностью тщательно рассмотреть каждую встречную достопримечательность, однако, они не подходят для больших расстояний, если требуется увидеть сразу несколько объектов, значительно удаленных друг от друга.

В качестве оригинального варианта такой экскурсии можно рассматривать прогулку по крышам города. В исторической части Санкт-Петербурга дома расположены очень близко друг от друга, и любители острых ощущений могут перенести свою прогулку на верхотуру, взамен получая массу новых впечатлений от неожиданных ракурсов на привычные всем места.

Водные экскурсии. Петербург не случайно называют Северной Венецией, город расположен на более чем 30 островах и пронизан большим количеством рек и каналов – притоков Невы. Поэтому в период навигации прогулка на водном трамвайчике или специальном катере – одно из главных туристических развлечений.

Автобусные экскурсии. Самый удобный тип экскурсии для большого мегаполиса, когда надо за один день увидеть несколько интересных мест, расположенных в разных районах. Обычно подходит для обзорного знакомства с городом или при дефиците времени, поскольку осмотр достопримечательностей из окна автобуса по ходу движения не предполагает хорошего усвоения информации.

Очень часто на экскурсионном рынке встречаются смешанные предложения, которые объединяют сразу несколько способов передвижения туристов. Например, совмещенные автобусно-водные туры или автобусно-пешие. В этом случае экскурсовод получает возможность остановиться в самых интересных местах, сменить окружающую обстановку и тип подачи материала. Также, для индивидуальных экскурсий автобус может быть заменен на микроавтобус или легковой автомобиль.

Что такое экскурсия

Слово «экскурсия» появилось из латыни и означает оно прогулку или поездку. Данный термин означает индивидуальную прогулку или поездку по примечательным местам, представляющим интерес с научной, познавательной или увеселительной точки зрения. В экскурсии участвуют три элемента: экскурсовод, экскурсант и объект (или предмет) экскурсии.

Объектом экскурсии становится предмет или явление, представляющее историческую, культурную, эстетическую или научную ценность. Посещение места, представляющего интерес, курирует экскурсовод. Это квалифицированный специалист, способный дать подробную информацию об объекте экскурсанту. В осмотре объекта принимает участие один и более экскурсантов в зависимости от вида экскурсии.

Цель, с которой проводится экскурсия, определяет ее направление. Часто поездка имеет увеселительный характер. Такие поездки являются неотъемлемой частью туристической деятельности. В ином случае экскурсия становится образовательным мероприятием.

Важная отличительная особенность экскурсии – это возможность созерцать объект и получать информацию о нем. Без созерцания экскурсия становится лекцией, без информативного аспекта экскурсия станет осмотром.

Специализированные экскурсии

Кроме видов экскурсий, входящих в общепринятую классификацию, существует отдельная группа специализированных экскурсий. Как правило, они проводятся для обучения или проверки знаний учащихся или сотрудников компании, организующей подобные мероприятия.

Часто организации, занимающиеся проведением экскурсий, проводят специализированные курсы для своих потенциальных сотрудников. Экскурсии учебного характера являются одним из направлений подобных курсов. Они проводятся для обучающихся экскурсионной деятельности с целью наглядной демонстрации приемов и техники ведения прогулки.

Экскурсия пробного характера – это метод проверки квалификации сотрудников или оценка потенциальных сотрудников. Она может являться заключительным экзаменом для слушателей обучающих курсов. В качестве экскурсантов выступают квалифицированные специалисты, которые проводят оценку навыков экскурсовода.

Место проведения

Место проведения разделяет экскурсионную деятельность на пять основных видов. Экскурсия городского типа может быть как обзорной, так и тематической. Например, архитектурно-градостроительная экскурсия, рассказывающая об особенностях возведения зданий в определенную эпоху и демонстрирующая соответствующие объекты строительства, является городской.

К загородным прогулкам относится посещение уникальных природных объектов или же парковых ансамблей. Расстояние до конечной точки экскурсии редко больше ста километров. Выделяют несколько подтипов такой прогулки:

  • экскурсионные мероприятия проводятся в конечной точке путешествия;
  • кроме обзора конечной точки рассказ проводится на протяжении всего пути следования;
  • экскурсия проводится во время путешествия и сопровождается показом объектов.

Музейный вид экскурсии носит, как правило, искусствоведческий характер. Тематика музейной экскурсии зависит от посещаемой экспозиции. Комплексные экскурсии включают в себя сочетание нескольких мест проведения.

История

К первым экскурсиям, по мнению многих историков, можно отнести паломнические путешествия по святым местам. К экскурсиям спортивного характера причисляют Олимпиады в Древней Греции. Но только в начале двадцатого века экскурсионная деятельность стала самостоятельным направлением. Развитие транспортных путей, туризма во многом способствовало этому. Высшие сословия получили возможность свободно путешествовать по разным уголкам мира, а также отправлять своих детей на обучение в другие страны.

Одновременно с путешествиями стали проводить обучающие экскурсионные мероприятия с детьми. Основной их целью являлось знакомство учащихся с окружающей средой, то есть это были различные виды экскурсий в природу. В это же время зародилась профессия «экскурсовод». Активное развитие экскурсионной деятельности обусловило образование различных компаний, занимающихся организацией и проведением экскурсий.

Классификация

Борис Емельянов предложил следующую классификацию экскурсий:

  1. По содержанию: обзорные (многоплановые), тематические, учебные и рекламные. Обзорная экскурсия, как правило, многотемная, с использованием исторического и современного материала. Строится на показе различных объектов — памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д. В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это даёт общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии — время существования города с первого упоминания о нём до сегодняшнего дня и перспективы развития. Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, и процесс восприятия объектов экскурсантами подчинен задаче её раскрытия. Тематические экскурсии подразделяются на исторические (историко-краеведческие, археологические, этнографические, военно-исторические, историко-биографические, экскурсии в исторические музеи); производственные (производственно-исторические, производственно-экономические, производственно-технические, профессионально-ориентационные для учащихся); природоведческие или экологические; искусствоведческие (историко-театральные, историко-музыкальные, по народным художественным промыслам, по местам жизни и деятельности деятелей культуры, в картинные галереи и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов); литературные (литературно-биографические, историко-литературные, литературно-художественные); архитектурно-градостроительные (с показом архитектурных построек данного города, связанные с показом памятников архитектуры определенного исторического периода, дающие представление о творчестве одного архитектора, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам, с демонстрацией образцов современной архитектуры, экскурсии по новостройкам). Учебная экскурсия рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов (экскурсия-консультация, экскурсия-демонстрация, экскурсия-урок, учебная экскурсия для специальной аудитории)
  2. По составу и количеству участников подразделяются на индивидуальные, коллективные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т. д., с учётом особенностей восприятия.
  3. По месту проведения: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные.
  4. По способу передвижения: пешеходные и транспортные, состоящие из двух частей: анализа экскурсионных объектов на остановках и рассказа в пути материала, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.
  5. По продолжительности.
  6. По форме проведения: экскурсия-массовка, экскурсия-прогулка, экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом), экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений, экскурсия-спектакль на основе конкретных произведений художественной литературы и др.

На практике деление экскурсий на чётко определенные группы носит условный характер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector