Презентация «индивидуальный образовательный маршрут дошкольника с овз»
Содержание:
- 3.3. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП
- 3.2.2а. Образовательная область: Речевое развитие
- Модуль 2.1. Создание «безбарьерной» среды: специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ (описание преемственно с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и дополнено рекомендациями Г.В. Яковлевой)
- 3.4. Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения (программа коррекционной работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка)
- IV. Программа сотрудничества с семьей
- Основные цели создания ИОМ?
- Основные составляющие индивидуального образовательного маршрута
- Для чего нужен маршрут ребенку и как его составляют?
- Структура маршрута: что он в себя включает
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Примерный алгоритм введения ИОМ
- Почему в последние годы индивидуальные маршруты так актуальны
- Что такое индивидуальный маршрутный лист, зачем он нужен
3.3. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП
Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится |
Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка |
Задачи |
Методические приемы и используемые технологии |
Нарушения мелкой моторики |
ОО «Физическое развитие» ОО «Речевое развитие» |
|
|
Быстрая истощаемость |
Все образовательные области |
|
|
Нарушения внимания |
ОО «Познавательное развитие» ОО «Физическое развитие» |
|
|
Нарушения памяти |
ОО «Речевое развитие» ОО «Социально-коммуникативное развитие» |
|
|
Трудности в организации познавательной деятельности, развитии мышления |
ОО «Познавательное развитие» |
|
|
Нарушения восприятия и несформированность навыков конструирования |
ОО «Художественно-эстетическое развитие» |
|
|
3.2.2а. Образовательная область: Речевое развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития |
Мониторинг детского развития |
||
Начало года |
Середина года |
Конец года |
|
1 этап организации образовательной деятельности |
|||
Различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и детей по голосу, дифференцирует шумы. |
3 |
3 |
4 |
Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов. |
3 |
4 |
4 |
Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке. |
3 |
3 |
4 |
Проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы. |
4 |
4 |
4 |
Называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок. |
3 |
4 |
4 |
2 этап организации образовательной деятельности |
|||
Понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы). |
2 |
3 |
3 |
Понимает и выполняет словесную инструкцию взрослого из нескольких звеньев. Умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением, объяснять образные выражения. |
2 |
2 |
3 |
Речевое сопровождение включается в предметно-практическую деятельность. Отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта». |
3 |
3 |
3 |
Повторяет двустишья и простые потешки. |
3 |
3 |
3 |
3 этап организации образовательной деятельности |
|||
Отвечает на вопросы с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами. |
3 |
3 |
3 |
Выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры. |
2 |
2 |
3 |
Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах. Пересказывает, составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания. |
2 |
2 |
3 |
Осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем признакам. Демонстрирует навыки фонематического восприятия. |
2 |
2 |
3 |
Владеет простыми формами фонематического анализа, осуществляет операции фонематического синтеза. Осуществляет слоговой анализ и синтез слов. Владеет языковыми операции, обеспечивающими овладение грамотой. |
2 |
3 |
3 |
Модуль 2.1. Создание «безбарьерной» среды: специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ (описание преемственно с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и дополнено рекомендациями Г.В. Яковлевой)
Материально-технические условия:
- В групповых и других помещениях должно быть достаточно пространства для свободного передвижения детей, а также выделены помещения или зоны для разных видов двигательной активности детей – бега, прыжков, лазания, метания и др. В группе должно быть оборудование, инвентарь и материалы для развития общей моторики и содействия двигательной активности, материалы и пособия для развития тонкой моторики.
- Для обеспечения образовательной деятельности необходимо в групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (музыкальном, спортивном залах, зимнем саду, изостудии, театре и др.), создавать условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. Дети должны иметь возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами.
Архитектурная среда и учебное пространство
- музыкальный центр и набор СD дисков с аудиоматериалом;
- телевизор и набор видеоматериалов;
- реквизит для танцев и двигательных упражнений (флажки, мячи разных размеров, ленточки, платочки, обручи, скакалки, гимнастические палки).
- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, картинок и т. д.;
Специальное оборудование
Для ребенка с нарушениями речи необходим уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков, индивидуальные зеркала для обучающихся.
- Комплекс интерактивных компьютерных игр и упражнений по развитию и коррекции внимания, восприятия, памяти, мышления (с электронной подпиской на портале Мерсибо)
- Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и индивидуальной работы.
- Для художественно-эстетического развития детей с ТНР и коррекции нарушений развития фонематического слуха и ритмической структуры подбираются музыкально-дидактические игры: на обогащение слухового опыта; на определение характера музыки; на развитие звуковысотного слуха; на развитие музыко-слуховой памяти; на развитие тембрового слуха; на развитие чувства ритма.
3.4. Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения (программа коррекционной работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка)
Направление работы |
Кол-во занятий в неделю |
Количество занятий (часов) в год |
Форма проведения |
Ф.И.О. специалиста |
Педагогическая помощь |
|
Воспитатели: Ашурок Анастасия Владимировна Шушкович Юлия Владимировна |
||
Психологическая помощь |
|
Психолог: Павлюченко Татьяна Сергеевна |
||
Логопедическая помощь |
|
Логопед: Середина Тамара Борисовна |
||
Музыкальные занятия |
|
Музыкальный руководитель: Казакова Светлана Станиславовна |
||
Физкультурные занятия |
|
Воспитатель по физической культуре, инструктор ЛФК: Ашурок Анастасия Владимировна Шушкович Юлия Владимировна |
IV. Программа сотрудничества с семьей
Задачи |
Мероприятия |
Срок проведения и ответственный |
Ознакомление родителей с результатами первичной, промежуточной и итоговой диагностики |
|
Сентябрь, февраль, май Воспитатели, специалисты |
Проведение консультаций по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми |
|
В течение года Воспитатели, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, старший воспитатель |
Создание условий для социализации детей в обществе, инклюзия в среду нормально развивающихся сверстников |
|
В течение года Педагог-психолог, старший воспитатель |
Проведение консультаций по освоению адаптированной ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми |
|
В течение года Специалисты коррекционного профиля, педагог-психолог, старший воспитатель, специалисты медицинского профиля |
Основные цели создания ИОМ?
Основная цель проектирования – подбор личной системы развития. Главные задачи:
- разработка личной программы развития;
- создание учебного плана в соответствии с проблемами здоровья;
- подготовка учащегося к внедрению в социальную среду.
Никто не заставляет родителей переходить на индивидуальный маршрут. Чем более дифференцирована будет программа, с учетом абсолютно всех особенностей развития и окружения, тем больше вероятность, что в дальнейшем он сможет стать полноправным членом общества. Потеря зависимости от семьи и родителей, еще одна из задач которую преследует государство, пытаясь помочь семьям, воспитывающим детей с особыми потребностями.
Статья в тему: Работа с родителями детей с ОВЗ
Основные составляющие индивидуального образовательного маршрута
В основе плана индивидуального маршрута лежит типовой документ, состоящий из нескольких разделов:
Составляющие ИОМ
Раздел | Что указывается в разделе |
титульный лист | название образовательного учреждения, полное имя ребенка, родителей, диагноз и т.д. |
пояснительная записка | анамнез, дополнительные сведения и причины по которым разрабатывается инструкция |
характеристика | описание уровня развития и психологического состояния ребенка |
сведения социального характера | отношения с окружающими, контактность и самостоятельность |
медицинские данные | диагноз и прогнозы врачей |
информационный раздел | полноценный план действий на ближайшее время. |
Маршруты направлены на индивидуализацию работы с каждым ребенком для того, чтобы их можно было учить в обычной школе. Он учитывает не только умственные и физические способности, но даже и количество детей в семье, взаимоотношения с родителями и прочие факторы, которые могут повлиять на психическое состояние.
Структура индивидуального образовательного маршрута развития
Проектирование индивидуального образовательного маршрута. Задача специальной комиссии, в состав которой входят медики, психологи и педагоги. Они разрабатывают индивидуальный план. Его структура будет отличаться в зависимости от нескольких факторов:
- диагноз;
- уровень развития;
- возраст;
- цели.
Маршрут дошкольника обычно может иметь две основные цели – попадание в группу детского сада или подготовка к инклюзивному образованию в общеобразовательной школе. Для этого разрабатывается комплекс мероприятий по повышению умственных, коммуникативных и социальных навыков.
После составления маршрута и утверждения его с руководством сада или школы, сопровождением его исполнения занимается специальная служба, предусмотренная в команде управления образовательным учреждением.
В большей степени маршрут касается воспитателя или педагога и родителей. Так, как только их совместная работа поможет добиться результатов. Он влияет на расписание занятий, сложность заданий и даже прогулки или посещение общественных мест. Тем более в нем указывается уровень нагрузки на учебе, возможная сложность и задачи с которыми ребенок точно должен справиться. При смене учебного заведения документ остается действительным, как и при замене педагога.
Статья в тему:Программа по математике для детей с ОВЗ
Для чего нужен маршрут ребенку и как его составляют?
Маленькие дети, с психическими или физическими недостатками развития нуждаются в дополнительной помощи, особенно это касается социализации и образования. Они могут получить статус ОВЗ, еще даже не поступив в детский сад. Как только врачи смогут оценивать интеллектуальный уровень и физическое развитие, они определят наличие отклонений.
Иногда диагноз уже стоит с рождения, но некоторые заболевания можно увидеть только после того, как малыш подрастет достаточно, чтобы можно было увидеть несоответствие его развития возрасту. Например, аутизм или олигофрения. Как только будет определено отклонение от нормы, если оно подпадает под категории ОВЗ, специальная комиссия предложит оформить этот статус. Он используется в большей мере именно для определения методик и системы образования.
Индивидуальный маршрут учитывает абсолютно все особенности ребенка:
- болезнь;
- уровень развития;
- влияние окружающих факторов;
- психическое состояние;
- возможные цели;
- стремление к обучению;
- влияние семьи на развитие ребенка;
- контактность и социальность;
- наличие генетических заболеваний.
Абсолютно каждый человек из окружения ребенка, а также обстановка, отношения семьи, все это влияет на психику и восприятие окружающего мира. Поэтому при составлении программы, педагоги ставят цели и стараются с ребенком их достичь. В нем максимально подробно расписан каждый шаг в течение определенного срока
При этом это не только учебные задания, для повышения интеллектуального уровня, уделяется внимание и умению общаться, дружить, строить отношения
Структура маршрута: что он в себя включает
Любой ИОМ будет включать такие компоненты:
- Целеполагание. Формируются цели и мотивация ученика, описываются его потребности.
- Содержательная часть. Подбираются учебные предметы, группируются и систематизируются, устанавливаются межпредметные связи.
- Технологическая часть. Определяются необходимые педагогические технологии, методики, системы.
- Диагностическая компонента. Описывается, как ИОМ будет диагностически сопровождаться.
- Организационно-педагогический этап. Определяется, как будут достигаться педагогические цели.
Стандартизированного шаблона для составления индивидуального маршрута нет. Он может выглядеть по-разному, иметь различную структуру. Пример индивидуального плана деятельности в виде таблиц, а также таблицу результатов можно подсмотреть в этом исследовании. Текст сложный, рекомендую посмотреть именно таблицы и чуть ниже – примеры маршрутов.
Часто предполагается, что учащийся посещает общеобразовательные занятия, а по ИОМ работает дополнительно. Иногда проводится только дистанционное обучение по маршруту
При этом важно, чтобы соблюдались такие принципы:
- интерактивность (постоянная доступность педагога для ученика посредством скайпа, конференций);
- адаптивность (возможность задействовать новые технологии – интерактивные тесты, лабораторные в интернете, прочее);
- гибкость (ученик может работать в удобное время, брать подходящий объем заданий);
- оперативность оценивания достижений.
Чтобы использовать современные информационно-коммуникативные технологии, преподаватель должен хорошо в них разбираться. То есть уметь пользоваться средствами связи типа Skype и Zoom, давать ссылки на электронные энциклопедии, учебники, обучающие ролики и порталы. Мне кажется, дистанционное обучение, связанное с карантином весной-2020, очень разовьет эти навыки у педагогов.
Если ученик посещает дополнительные занятия для реализации ИОМ, их распивание вносится в маршрут. При проектировании индивидуального маршрута надо учитывать:
- предельно допустимые нормы учебной нагрузки;
- возраст и способности ребенка, пожелания родителей;
- возможность вносить правки, дополнения и изменения;
- окончательный вариант надо оформить до 15 мая текущего учебного года.
Не получится дать однозначные советы, как составить индивидуальный маршрутный лист технически. Во-первых, потому, что он будет именно индивидуальным. Во-вторых, надо понять принцип, как это делается. Советую посмотреть готовые примеры в педагогической литературе и пособиях. Первый раз будет сложновато, но пугаться не нужно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровый ребёнок — счастливый ребёнок!
Здоровый ребёнок — счастливый ребёнок!
Физическое развитие ребёнка с Синдромом Дауна в условиях Дома ребёнка специализированного.
Консультации для родителей: «Какую музыку стоит слушать ребёнку»; «Влияние классической и народной музыки на здоровье ребёнка»; «Музыка как ключ к общению и взаимопониманию с ребёнком»
родительское собрание «Здоровый ребёнок-счастливый ребёнок»
Доклад для воспитателей Дома ребёнка «Куклотерапия как эффективный метод развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребёнка»
Консультация для родителей » Если ребёнок балуется» , «Если ребёнок плохо ест», «Если ребёнок дерётся» , «Если ребёнок закатывает истерики»
Примерный алгоритм введения ИОМ
Универсального способа создания индивидуальных маршрутов на сегодня не существует. Есть лишь общие рекомендации, которые могут помочь сориентироваться. Вот приблизительные этапы при построении ИОМ:
1. Информационный этап
Учитель организует беседу с детьми и родителями, в ходе которой объясняет суть, цели и возможности индивидуальных маршрутов. На данном этапе ученик фиксирует, что он должен знать и уметь к концу прохождения маршрута.
2. Диагностика и выбор методов
Учитель (совместно с психологом и классным руководителем) проводит ряд тестов с целью определить личностные качества каждого ученика
Здесь важно выявить особенности нервной системы, определить, какой вид деятельности будет более результативным для ребенка, выяснить, что именно мешает заниматься успешно (невозможность работать в коллективе, недостаточное количество индивидуального внимания, невозможность сосредоточиться в классе, пробелы по прошлым темам)
То есть, на данном этапе фиксируется, что ученик может и хочет узнать в рамках данного предмета и что ему может помочь/помешать в этом.
3. Определение целей и задач ИОМ
Для учащихся начальных классов цели и задачи определяет учитель
Это может быть кратковременная цель (например, «Ликвидация пробелов по теме «Сложение столбиком»), так и долгосрочная (например, ребенок пишет стихи, и для его ИОМ важно определить те задачи, которые помогут ему развить свой литературный талант). . Учащиеся старших классов должны принимать самое активное участие в определении целей и задач своего ИОМ, в идеале — сами определять, чего они хотят достичь, и что для этого нужно сделать
Роль учителя в этом случае — только в качестве консультанта
Учащиеся старших классов должны принимать самое активное участие в определении целей и задач своего ИОМ, в идеале — сами определять, чего они хотят достичь, и что для этого нужно сделать. Роль учителя в этом случае — только в качестве консультанта.
4. Составление ИОМ. Теперь важен вопрос: «Как я буду двигаться к выполнению цели?».
В маршруте указываются цели, которые нужно достичь, способы реализации, источники получения знаний, сроки для каждой задачи в отдельности, способ контроля и итоговые результаты.
5. Итоговый этап. После завершения прохождения учеником ИОМ обязательно проводится итоговая аттестация (тестирование, контрольная, устный опрос, доклад и т.д.)
Здесь важно не только оценить знания ребенка и уровень его умений и навыков, но и определить, насколько успешным было прохождение ИОМ, уложился ли он в срок, с какими трудностями ребенок столкнулся, что ему необходимо доработать
Почему в последние годы индивидуальные маршруты так актуальны
Методику ИОМ применяют для разных целей. Ее прописывают отстающим и талантливым ученикам. А также тем, кто на время выпал из учебного процесса, желает вернуться в нормальное русло. Задача ИОМ – привести фактический уровень ученика к необходимому. Разрабатывают индивидуальный маршрутный лист, если:
- учащийся имеет пробелы в знаниях по предмету (определенной теме);
- нужна помощь детям с ослабленным здоровьем или плохой работоспособностью;
- дети слабо успевают, не имеют тяги, интереса, мотивации к учебе;
- ученик одарен, но испытывает некоторые трудности с эмоциями, концентрацией внимания, общением;
- учащийся опережает развитие и стремится быстрее преодолеть школьную программу;школьника готовят к олимпиаде по определенному предмету или к ГИА (последний пункт особенно важен).
Сейчас очень актуален социальный запрос общества на развитие одаренности. Но нет единого принципа работы с одаренными. Модели образования, которые способствовали бы всестороннему развитию личности, только разрабатываются. Современные методы обучения требуют от ребенка, в основном, усидчивости. Но мало толкают к активности, развитию своих интересов и самореализации. Поэтому ИОМ-ы, индивидуализирующие образование, так востребованы.
В ДОУ ИОМ-ы часто разрабатываются для деток с ОВЗ, отставаниями, сложностями усвоения программы. В школе каждый маршрут должен включать 6 обязательных предметов (русская речь и литература, математика, иностранный, история, ОБЖ, физкультура). Их учат все школьники. Остальные можно выбрать в зависимости от предполагаемой профориентации. Последняя может быть:
- технологическая;
- естественнонаучная;
- гуманитарная;
- социально-экономическая;
- универсальная.
Создавая индивидуальный маршрутный лист, разработчики (педагоги) учитывают базу – то, чем обладает ребенок до начала пути. А именно:
- имеющиеся знания;
- особенности психофизического состояния;
- личностные характеристики, черты характера (социализированность и активность в социуме,
- мотивированность и стремление к новому, желание работать в группе или индивидуально);
- возраст;
- пожелания родителей.
Что такое индивидуальный маршрутный лист, зачем он нужен
Один из принципов современной образовательной системы – индивидуализированный подход к ребенку. Он проявляется так: в любом учебном заведении учащийся может проходить не только общеобразовательную программу. Он может обучаться по индивидуально разработанному графику, если есть необходимость. Это касается детсада, школы, колледжа, вуза и предусмотрено ФГОС.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ, маршрутный лист) – документ, созданный под конкретного учащегося. Это личная программа ученика, в которой прописаны цели, срок их реализации и принцип оценивания. Если говорить менее формальным языком, ИОМ – индивидуальный способ развития способностей ребенка, его личностного потенциала.
Маршруты бывают по общей программе и конкретному предмету, для улучшения успеваемости и шлифовки уровня знаний. Я расскажу об их составлении только в двух словах. А в магазинах учебной литературы масса изданий по этой теме. Например, для детсада:
«Журнал индивидуального образовательного маршрута дошкольника. Маршрут развития ребенка от 2 до 3 лет»
Обратите внимание, самое бюджетное издание.
Для старших дошколят – «Журнал индивидуального образовательного маршрута дошкольника. Маршрут развития ребёнка от 6 до 7 лет».
Книжка с диском «Индивидуальный методический маршрут педагога-психолога ДОО»
Поможет выбрать эффективные технологии ИОМ. Расскажет, как составить маршрут, диагностическую карту (о ней ниже), предоставит примеры.
Специализированное пособие «Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет».
Есть много пособий и методичек для школы. Например:
- «Проектирование индивидуального образовательного маршрута ученика». Тут – теоретический материал по составлению ИОМ-ов, много практических наработок.
- «Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели. Анализ». Поможет спроектировать ИОМ, сделать диагностику (о ней напишу ниже).
Очень рекомендую: не ленитесь, а вбейте в поисковой строке магазина учебной литературы слова «индивидуальный маршрутный лист». Если не находит, то «индивидуальный маршрут». И подберите нужное издание по возрасту и предмету. Среди магазинов рекомендую Озон, Лабиринт, Учмаг. Больше скажу: есть ИОМ-ы не только для развития деток, а и для совершенствования педагогов в школах и ДОО.