Егэ по информатике и икт

Содержание:

Содержание ЕГЭ по информатике и ИКТ

Содержание экзаменационной работы охватывает основное содержание курса информатики и ИКТ, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал, однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых в школе вариантов курса информатики и ИКТ.

Содержание заданий разработано по основным темам курса информатики и информационных технологий, объединенным в следующие тематические блоки:

1. «Информация и её кодирование»,
2. «Алгоритмизация и программирование»,
3. «Основы логики», (логика в информатике)
4. «Моделирование и компьютерный эксперимент»,
5. «Программные средства информационных и коммуникационных технологий»,
6. «Технология обработки графической и звуковой информации»,
7. «Технология обработки информации в электронных таблицах»,
8. «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных»,
9. «Телекоммуникационные технологии»(Интернет-технологии).

Достоинства ЕГЭ

  1. Вступительные испытания в вузы РФ по информатике становятся входным билетом для поступления на профильные специальности на компьютерные и химические специальности.
  1. Повышение требований на Единых экзаменах ЕГЭ приведет к повышению качества образования при соответствующем повышении повышении квалификации учителей и качества учебной литературы.
  1. ЕГЭ позволяет выявлять достойных абитуриентов в провинции, которые ранее не имели возможности сдавать вступительные экзамены в крупных городах.

Недостатки ЕГЭ

  1. Основная масса действующей учебной литературы (по информатике) не соответствует требованиям и содержанию ЕГЭ (по информатике).
  2. В ЕГЭ по русскому языку, физике, информатике содержатся некорректно поставленные задания и спорные варианты ответов, структура экзамена не до конца проработана.
  3. Большинство учителей средних школ не могут обеспечить подготовку учащихся (90 %) к сдаче Единых экзаменов ЕГЭ (пример — Экзамены ЕГЭ по информатике).
  4. ЕГЭ приводят к новому виду репетиторства, связанного с повышением уровня знаний в спецификациях ЕГЭ (пример — спецификации и требования ЕГЭ по информатике).
  5. В содержании ЕГЭ по информатике отсутствуют Интернет, Интернет-технологии и самое главное — отсутствует поиск информации в Интернет.

Литература

  1. Каймин В.А. Информатика. Учебник для поступающих. М.:Проспект, 2009.
  2. Каймин В.А. Информатика. Пособие к экзаменам. М.: РИОР, 2008.
  3. Каймин В.А. Информатика. Учебник для студентов. М., ИНФРА-М, 1998-2008.
  4. Каймин В.А., Касаев Б.С. Информатика: Практикум на ЭВМ., М, ИНФРА-М, 2001-2003.
  5. Макарова Н.В. Информатика. Учебник для студентов.М., Финансы и Статистика, 1998.
  6. Макарова НВ. Информатика. Практикум по работе на компьютере. М., Финнансы и Статистика, 1998.
  7. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для школ. М.,Бином, 2006.
  8. Семакин, Хеннер Информатика и ИКТ. Учебник для школ. М.,Бином, 2007.

СРЕДСТВА ИКТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Грачев В. В.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ MATHCAD И MS EXCEL ДЛЯ РЕШЕНИЯ ОТДЕЛЬНОГО ТИПА ЗАДАЧ ПО ХИМИИ

В статье рассматривается возможность использования таких программных продуктов, как система компьютерной математики Mathcad и табличный процессор MS Excel, в области химии — для решения задачи подбора коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций после ее математической постановки. Подробно разобран пример решения конкретной задачи средствами Mathcad и MS Excel.

Ключевые слова: окислительно-восстановительные реакции, коэффициенты, система уравнений, Mathcad, MS Excel.

ЗАДАЧИ

Фалина И. Н., Булгакова Н. А., Фалин А. И.

КЛАССИФИКАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ ПО УРОВНЮ СЛОЖНОСТИ

В статье описывается способ классификации учебных задач по информатике. В основу классификации положена таксономия Д. Толлингеровой и системно-структурный анализ учебной задачи Л. М. Фридмана. Предлагаемая классификация учитывает как когнитивную сложность задачи, так и ее структурную сложность и описывает три уровня сложности учебных задач по информатике

Вводится понятие методически важной задачи, даны примеры классификации задач по теме «Введение в алгебру логики»

Ключевые слова: учебная задача, классификация учебных задач, когнитивная сложность задачи, структурная сложность задачи, методически важная задача, таксономия Толлингеровой, информатика, классификация логических задач, уровень сложности задачи.

Ошибки в алгоритмах и программах

Ошибки в алгоритмах программах — одна из самых серьезных проблем в информатике и профессиональном программировании.

Программа содержит ошибки, если при ее выполнении ЭВМ дает сбои, отказы или неправильные результаты.

Аксиомы программирования (Каймин-Дейкстра):

1) Число ошибок в программах — неизвестно.

2) Продолжительность отладки программ — неизвестна.

3) Отсутствие ошибок гарантируют доказательства правильности.

Отсутствие ошибок в программах проверяется их тестированием на ЭВМ. Тестирование может выявить ошибки, но не может гарантировать отсутствие ошибок в программах. (Дейкстра)

Отсутствие ошибок в алгоритмах означает, что алгоритм дает правильные результаты для любых допустимых данных.

Правильность результатов определяется постановками решаемых задач и техническими заданиями на разработку программ для ЭВМ.

Доказательства правильности — это доказательства правильности результатов решения поставленных задач — результатов работы алгоритмов и программ для любых допустимых исходных данных.

Примеры алгоритмов и программ с доказательствами правильности см. в учебниках информатики Каймина и в книгах Дейкстры.

Информатика и русский язык

Информатика в школах — мощнейший инструмент для углубления изучения русского, национальных и иностранных языков с помощью Интернет-технологий.

Интернет-технологии в вузах и школах — это прежде всего создание сайтов, блогов, электронных газет и журналов, а также электронных библиотек и энциклопедических материалов.

Публикации в Интернет — для студентов и школьников видны не только их авторам, но и их преподавателям, товарищам, родным и друзьям — всем заинтересованным лицам.

Все хотят, чтобы их публикации на сайтах, блогах, вызывали живое интерес и положительные рекации на их идеи, трубы и сочинения — все создается для людей.

Экзамены по информатике должны обязательно включать создание сайтов и блогов и публикации личных сочинений в сети Интернет.

Открытая энциклопедия инноваций в информатике и ИКТ — образец для освоения Интернет-технологий для подготовки научных публикаций в сети Интернет.

Вступительные экзамены в вузах

Для поступления в вуз абитуриенту необходимо сдать вступительные экзамены в форме ЕГЭ. Для поступления в вузы РФ обязательны сдача ЕГЭ по математике и русскому языку, а также по профильным школьным предметам по спискам Министерства Образования РФ. Список вступительных экзаменов утверждается Министерством образования и содержит, как правило, четыре экзамена для каждой специальности (в некоторых случаях — три). Для каждой специальности один из экзаменов является профильным.

Информатика как профильный вступительный экзамен указана в большом числе специальностей:

  1. ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ
    1. Математика. Компьютерные науки
    2. Прикладная математика и информатика
    3. Информационные технологии
    4. Математическое обеспечение и администрирование информационных систем
  1. ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
    1. Информатика и вычислительная техника
    2. Вычислительные машины, комплексы, системы и сети
    3. Автоматизированные системы обработки информации и управления
    4. Системы автоматизированного проектирования
    5. Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем
    6. Информационные системы
    7. Информационные системы и технологии
    8. Информационные технологии в образовании
    9. Информационные технологии в дизайне
    10. Информационные технологии в медиаиндустрии
    11. Моделирование и исследование операций в организационно-технических системах
    12. Прикладная математика

Вступительные экзамены в вузах

Для поступления в вуз абитуриенту необходимо сдать вступительные экзамены в форме ЕГЭ. Список вступительных экзаменов утверждается Министерством образования и содержит, как правило, четыре экзамена для каждой специальности (в некоторых случаях — три). Для каждой специальности один из экзаменов является профильным.

Информатика как профильный вступительный экзамен указана в большом числе специальностей:

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ

  1. Математика. Компьютерные науки
  2. Прикладная математика и информатика
  3. Информационные технологии
  4. Математическое обеспечение и администрирование информационных систем

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

  1. Криптография
  2. Компьютерная безопасность
  3. Организация и технология защиты информации
  4. Комплексная защита объектов информатизации
  5. Информационная безопасность телекоммуникационных систем
  6. Противодействие техническим разведкам

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ

  1. ГЕОДЕЗИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
  2. ГЕОЛОГИЯ, РАЗВЕДКА И РАЗРАБОТКА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
  3. ЭНЕРГЕТИКА, ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
  4. МЕТАЛЛУРГИЯ, МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАТЕРИАЛООБРАБОТКА
  5. АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
  6. ОРУЖИЕ И СИСТЕМЫ ВООРУЖЕНИЯ
  7. МОРСКАЯ ТЕХНИКА
  8. ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
  9. ПРИБОРОСТРОЕНИЕ И ОПТОТЕХНИКА
  10. ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕХНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СВЯЗЬ
  11. АВТОМАТИКА И УПРАВЛЕНИЕ

ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА

  1. Информатика и вычислительная техника
  2. Вычислительные машины, комплексы, системы и сети
  3. Автоматизированные системы обработки информации и управления
  4. Системы автоматизированного проектирования
  5. Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем
  6. Информационные системы
  7. Информационные системы и технологии
  8. Информационные технологии в образовании
  9. Информационные технологии в дизайне
  10. Информационные технологии в медиаиндустрии
  11. Моделирование и исследование операций в организационно-технических системах
  12. Прикладная математика

Стандартизация

2019: В ИРИ оценили государственный образовательный стандарт предмета «Информатика»

Председатель правления Института развития интернета Сергей Петров прокомментировал предложенный Министерством просвещения Российской Федерации обновленный федеральный государственный образовательный стандарт учебного предмета «Информатика». Об это ИРИ сообщил 29 ноября 2019 года.

По мнению Петрова, в вопросе развития цифровых навыков образовательный стандарт становится шагом вперёд в сравнении с ранее использующимися школьными программами. В сентябре 2019 года ИРИ провёл визионерское исследование «Российская школа 2030». В результате было представлено 9 дисциплин, среди которых есть как уже популярные у современных школьников робототехника и программирование, набирающий очки киберспорт, так и футуристичные предметы: VR-архитектура, квантовые технологии

Подготовленный перечень иллюстрирует важность развития цифровых компетенций, потребность в получении системных ИТ-навыков.

В ближайшие 10 лет в России должны появиться дополнительно два миллиона ИТ-специалистов, чтобы мы могли успешно участвовать в глобальной технологической гонке. Для решения данного кадрового вопроса необходима системная подготовка будущих профессионалов, начиная со школьной скамьи,
отмечает Петров

При общей положительной оценке предложений ФГОС Петров отметил, что многие предметы предлагается вводить только в последних классах школы, тогда как основы цифровых навыков закладываются намного раньше и самостоятельно использовать компьютер, знакомится с интернетом современные дети начинают с начальной школы, а к 10 – 12 годам зачастую имеют уровень знаний выше, чем у своих родителей.

Так, пользовательские навыки, составляющие основу цифровой культуры, такие как поиск информации в сети Интернет, работа с файловой системой, создание и оформление текстовых документов, создание презентаций начинают формироваться в 7 классе. Эти навыки востребованы существенно раньше и их отсутствие будет негативно сказываться на эффективности обучающего процесса. А кроме того, нести реальные риски, так как интернет предоставляет большие возможности – безграничный доступ информации, онлайн-обучение, общение и в то же время несёт определённые угрозы, становясь источником ложной информации, каналом вовлечения подростков в деструктивные группы и течения. Как можно раньше детям нужно давать инструменты для безопасного пребывания в цифровом мире, а кроме того, создать условия для их развития в соответствии с требованиями современности, где всё большую роль играют ИТ-технологии.

Вводимые ФГОС обучение алгоритмизации и программированию начинается в 8 классе и составляет всего два года. Теряется очень продуктивный возраст для формирования алгоритмического мышления – 5-6 классы. В выпускных классах школьники нагружены традиционными предметами, при этом навыки анализа и обработки данных в электронных таблицах предполагается формировать только с 9 класса. Одновременно с большой нагрузкой по алгоритмизации и программированию это перегружает 9 класс и не позволяет эффективно подготовить школьников к ИГА.

Говоря об общей оценке образовательного процесса, видится, что большой объём материала с точки зрения современных понятий и разнообразия формируемых навыков предложено школьникам 7, 8, 9 классов, при нагрузке в один час в неделю, не позволит усвоить материал. Видится целесообразным расширение возрастных групп, вовлечённых в процесс формирования цифровых навыков и компетенций.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Мокрова Н. В.

ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ИНЖЕНЕРНЫЙ КЛАСС В МОСКОВСКОЙ ШКОЛЕ»

Обсуждаются вопросы реализации проекта «Инженерный класс в московской школе». Приведены результаты предпрофессионального экзамена по трем направления подготовки, отмечен низкий уровень предпрофессиональных знаний. Исследовательский курс решения прикладных задач инженерной практики с использованием современного программного обеспечения остался неизученным. На основе анализа результатов предпрофессиональных экзаменов по направлениям исследовательской, технологической деятельности и программированию получены выводы о слабой информационной поддержке проекта и неготовности выпускников школ к расширению сфер подготовки.

Сколько же нужно времени, чтобы подготовиться к ЕГЭ по информатике с нуля?

Есть хорошая новость! Подготовиться к ЕГЭ по информатике с нуля можно за один год. Это не легко, но можно, и наши ученики каждый год это доказывают. Курс подготовки к ЕГЭ по информатике не очень большой. Заниматься на курсах можно 1 раз в неделю по 2 часа. Конечно, надо активно выполнять домашние задания.

Но есть одна поправка. Если ученик никогда до 11 класса не занимался программированием, за год вряд ли возможно освоить программирование в полной мере. Поэтому нерешенной останется задача №27 варианта ЕГЭ по информатике. Она самая сложная.

Особенно трудно готовиться к ЕГЭ по информатике с нуля  тем ученикам, кто вообще никогда не был знаком с программированием и не знает, что это такое. Это область достаточно специфичная, поэтому подготовке по программированию нужно уделять много времени и нарешивать огромное количество задач.

На наших курсах мы обязательно разбираем все типовые задания по программированию. И ни разу на экзамене задача по программированию не оказалась для наших учеников сюрпризом –все они были на курсах разобраны. И только задача 27 остается за бортом для тех, кто вообще до 11 класса программированием не занимался.

Приходя к нам на курсы по информатике, ученики и родители иногда удивляются, не видя в учебном классе компьютеров. Они думают, что раз пришли готовиться к ЕГЭ по информатике, то на столах должны быть компьютеры. Но их нет! Насколько необходимо при подготовке к ЕГЭ по информатики наличие ноутбуков и компьютеров?

Это особенность ЕГЭ по информатике. На экзамене компьютера не будет! И да, надо будет решать задания ручкой на листе бумаги, потому что именно в таком формате сейчас проходит ЕГЭ по информатике. Это реальная проблема для тех, кто его сдает.

Даже старшеклассники из специализированных лицеев, хорошо умеющие программировать, могут оказаться беспомощны на ЕГЭ по информатике. Они, разумеются, программируют на компьютерах, то есть в специальной среде. Но что будет, когда компьютера нет? И не только школьники – даже профессиональные программисты с очень большим трудом могут написать программу на бумаге. Поэтому мы готовимся к такому сложному формату сразу. Мы осознанно не используем при подготовке к ЕГЭ по информатике компьютеры и ноутбуки – согласно правилу «Тяжело в учении, легко в бою».

Уже несколько лет ходят слухи, что ЕГЭ по информатике переведут в компьютерную форму. Это обещали сделать в 2017 году, но не сделали. Сделают ли в 2018 году? Пока не знаем. Если введут такой формат экзамена – готовиться к ЕГЭ по информатике с нуля будет намного проще.

Итак, год активной подготовки к ЕГЭ по информатике с нуля,  и ваш результат — 26 задач из 27 возможных. А если вы хоть немного знакомы с программированием – то и все 27 из 27. Мы желаем вам достичь на экзамене такого результата!

И еще раз рекомендую для подготовки теоретический материал и свою книгу , где дается практика решения задач.

Наш юбилей

Дергачева Л. М.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЦЕЛЫХ ЧИСЕЛ В ПАМЯТИ КОМПЬЮТЕРА

В статье предложена система задач по теме «Представление целых чисел в памяти компьютера», а также даны рекомендации для учителей по организации решения данных задач.

Ключевые слова: информатика, методика обучения информатике, системы счисления, компьютерное представление чисел.

Босова Л. Л., Лягинова О. Ю., Смирнова Е. А.

В статье рассматривается формирование метапредметных результатов обучения в курсе информатики пятого класса на основе учебно-методического комплекта Босовой Л. Л. и Босовой А. Ю. с использованием представления учебного материала в виде схем и таблиц по каждой теме учебника. Предлагаемые схемы и таблицы содержат основные понятия темы и задания для организации работы с ними. В результате выполнения предлагаемых заданий осуществляется формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Ключевые слова: метапредметные результаты обучения, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Семакин И. Г., Бежина И. Н.

В статье описана методика критериального оценивания предметных и метапредметных результатов обучения информатике в старших классах на углубленном уровне. Методика применяется по отношению к задачам компьютерного моделирования, решаемым алгоритмическим методом с применением аппарата математического моделирования.

Ключевые слова: школьная информатика, углубленный уровень, компьютерное моделирование, программирование, предметные результаты, метапредметные результаты, критериальное оценивание.

Слинкина И. Н.

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАЧИ СО СКАЗОЧНЫМИ СЮЖЕТАМИ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ОСНОВАМ ИНФОРМАТИКИ

В статье приводятся олимпиадные задачи (с ответами) по теоретическим основам информатики, которые предлагались участникам Всероссийской олимпиады по теории и методике обучения информатике в задачном туре. Задачи могут быть использованы для проведения конкурсов и олимпиад как для школьников, так и для студентов педагогических вузов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование (профиль: «Информатика»)».

Ключевые слова: олимпиадная задача по теоретическим основам информатики, теория множеств, теория кодирования, логические задачи, круги Эйлера–Венна, задача линейного программирования, двойственная задача, транспортная задача, система счисления.

Долгих Е. А.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА, ИЛИ КАК ОБУЧАТЬ ВОСПИТЫВАЯ?

В статье представлены примеры занятий по информатике, на которых значительное внимание уделено гуманитарной составляющей. Ключевые слова: гуманизация, гуманитаризация, нравственность, гуманитарная составляющая урока информатики

Ключевые слова: гуманизация, гуманитаризация, нравственность, гуманитарная составляющая урока информатики.

Малясова С. В., Демьяненко С. В.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ИНФОРМАТИКЕ

В статье представлены задания для проведения практических работ по информатике и ИКТ. Задания можно использовать в качестве готовых практических работ в текстовом процессоре Word и табличном процессоре Excel, а также сочетать c другими заданиями при составлении практических работ учителем.

Ключевые слова: практическая работа, задание, модель, Word, Excel.

Шарыгина М. Н.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША

В статье представлен авторский комплект ЦОР для обучения дошкольников основам логического мышления.

Ключевые слова: ЦОР, дошкольник, логическое мышление, логические блоки Дьенеша.

Юнов С. В.

СТАРОЕ ЛЕКАРСТВО ОТ НОВЫХ БОЛЕЗНЕЙ, ИЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ

Воспитательные аспекты обучения информатике рассматриваются в статье в контексте решения проблем медиабезопасности учащихся. В качестве эффективного методологического средства для умственного и нравственного развития учащихся в процессе обучения информатике предлагается использовать информационное моделирование.

Ключевые слова: медиабезопасность, виртуальная реальность, воспитание в процессе обучения информатике, ролевое информационное моделирование.

Зубрилин А. А., Харитонова Е. А.

ОБУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСАХ ОТБОРУ ЭЛЕКТРОННОЙ РЕКЛАМЫ

В статье описываются разновидности электронной рекламы и показывается, как знакомить старшеклассников с этой рекламой на элективных курсах.

Ключевые слова: обучение, элективные курсы, электронная реклама, старшеклассники.

Баракина Т. В.

Опыт обучения информатике в школах и вузах

Эффективность процессов обучения определяется по конечным и промежуточным результатам — результатами зачетов, экзаменов, выполнением контрольных и домашних работ, курсовыми и дипломными проектами.

В информатике и программировании — результатами считаются зачеты и экзамены, а также решение задач на ЭВМ и выполнение курсовых проектов и работ.

Эффективное программирование — это эффективная разработка прикладных алгоритмов и программ на ЭВМ, полностью решающие поставленные прикладные задачи.

Значимые результаты в информатике — это курсовые работы и проекты, выполненные на ЭВМ мли в сети Интернет — сайты, блоги, программы, электронные таблицы, базы данных и т.д. и т.п.

Зачеты и экзамены в информатике состоят из трех частей:

  1. решение задач на ЭВМ,
  2. работы с офисными пакетами,
  3. курсовые проекты в Интернет (в сети ЭВМ).

Наиболее яркие результаты — курсовые Интернет-проекты, которые видны всем участникам — ученикам, родителям, преподавателям, администрации и общественности.

Наиболее простые результаты — подготовка текстов, сочинений, рисунков, иллюстраций, электронных таблиц, баз данных и презентаций в офисных пакетах.

Наиболее значимые результаты — разработка алгоритмов, программ и решение задач на ЭВМ с проверкой правильности результатов, алгоритмов и программ.

Разработка алгоритмов и программ требует знания алгоритмизации и умений проводить анализ правильности алгоритмов и проверки программ на ЭВМ.

Многолетний опыт обучения показывает, что всех студентов и школьников можно научить информатике и программированию при надлежащей практикумах на ЭВМ и организации учебного процесса.

Обучение информатике и программированию в МИЭМ, МАТИ и других московских вузах с 1985 года показывает, что при надлежащей практике на ЭВМ и использовании учебников Каймина, Нечаева, Питеркина почти все студенты получают на экзаменах оценки «отлично» и «хорошо», выполняя зачетные и курсовые работы на ЭВМ.

опыт обучения информатике школьников из 120 московских школ при МАТИ с 1983 по 1998гг. показал, что почти все школьники успешно сдавали вступительные экзамены по информатике, успешно решали на ЭВМ экзаменационные задачи по учебникам информатики Каймина, Питеркина, Титова.

Информатика и компьютерные науки в вузах

Информатика вузах РФ изучается с 1991 года на базе компьютерных классов и вычислительных центров, которыми оснащены все вузы России. Первые учебники информатики для студентов вузов у нас в стране появились в 1985 г. одновременно с появлением первых школьных учебников информатики.

Преподавание информатики в вузах России с самого начала проводится на базе компьютерных классов с компьютерными практикумами, зачетами и экзаменами по алгоритмизации и программированию, офисными пакетами программ, а также по Интернет-технологиям.

Экзамены и зачеты по информатике и программированию в вузах РФ ведутся с самого начала введения этих дисциплин на компьютерных, а затем технических, экономических и математических спецтальностях высшего образования.

В 1998 г. в РФ прошел конкурс вузовских учебников под Эгидой МниОбраза РФ. Лучшими учебниками информатики были объявлены учебник информатики Каймина В. А. и Учебник информатики Макаровой Н. В., к которым был присужден гриф «Рекомендован Министерством Образования РФ для студентов вызов».

Основным требованием к содержанию вузовских учебников информатики была рекомендация отражения в учебниках современного состояния информатики, а также информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

В вузовских учебниках информатики с 2000 годов в силу этих требований к содержания курса информатики появились разделы, связанные с Интернет и Интернет-технологиям, а также практикумы по созданию Интернет-сайтов и интерактивных программ для Интернет на базе языка Javascrit.

Во многих вузах России с середины 80-х годов во появились лаборатории, кафедры и факультеты информатики, на которых готовят специалистов в области информатики, вычислительной техники и информационных технологий.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Зенько С. И.

О ПРОБЛЕМЕ КЛАССИФИКАЦИИ ПОНЯТИЙ ИНФОРМАТИКИ, ИЗУЧАЕМЫХ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

В статье поднимается проблема классификации понятий информатики, изучаемых в средней школе. От ее решения зависит эффективность построения методик обучения учащихся данным понятиям. Автором предлагается рассматривать классификации понятий школьной информатики с четырех позиций: по межпредметному основанию, по содержательным линиям предмета «Информатика», по логико-структурным взаимосвязям и взаимодействиям изучаемых понятий, по этимологии иноязычных и переводных слов в определениях понятий информатики. В результате применения первой классификации выделяются общеучебные и специальные понятия; второй классификации — межсодержательные и внутрисодержательные понятия; третьей классификации — стабильные (устойчивые), расширяющиеся, ключевые и вспомогательные понятия; четвертой классификации — понятия-существительные, понятия-глаголы, понятия-прилагательные и понятия — комбинации частей речи.

Ключевые слова: методика обучения информатике, классификация понятий, понятия школьной информатики, общеучебные понятия, специальные понятия, межсодержательные понятия, внутрисодержательные понятия, стабильные понятия, устойчивые понятия, расширяющиеся понятия, ключевые понятия, вспомогательные понятия, понятия-существительные, понятия-глаголы, понятия-прилагательные, понятия — комбинации частей речи.

КОНКУРС ИНФО-2016

Итоги XIII Всероссийского конкурса научно-практических работ ИНФО-2016

Сорокина Т. Е.

СОЗДАНИЕ МИНИ-ПРОЕКТА «ЧАСЫ» В ПРОГРАММНОЙ СРЕДЕ SCRATCH

В статье представлена методическая разработка урока информатики для учащихся пятых классов. Показано создание модели часов с анимацией в периоды: утро, день, вечер и ночь. Часть действий исполнителей выполняется параллельно. Предлагаемый урок является частью авторского программного модуля «Пропедевтика программирования со Scratch».

Ключевые слова: проектная технология, исполнитель, параллельность действий, пропедевтика программирования, информатика, Scratch, дифференцированный подход.

Гусева Л. А., Пешкова Е. А.

Бинарный урок по физике и информатике позволяет учащимся на практике освоить моделирование как способ исследования характеристик различных видов кинематических передач. Для построения модели используются детали конструктора LEGO Mindstorms Ev3 45544. Завершается тема выполнением творческой работы.

Ключевые слова: кинематические передачи, передаточное число, передаточное отношение, моделирование, робототехника, бинарный урок.

Стёпкина И. Е.

ЧЕРЕЗ РОБОТОТЕХНИКУ — В АКТИВНУЮ ЖИЗНЬ

В статье рассказывается об опыте дистанционной работы в области робототехники с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья. Проект «IncluИнженеринг» был создан для обучения основам инженерного мышления детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, которые не позволяют им посещать учебные заведения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, робототехника, ограниченные возможности здоровья, навыки удаленной работы, подготовка к выбору профессии.

Лобанова Т. Ю., Лобанов А. А.

УРОК — СЧЕТНАЯ ПРАКТИКА ПО ТЕМЕ «СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ»

В статье представлен урок для восьмого класса в формате счетной практики. В ходе урока учащиеся обобщают свои предметные умения по теме «Системы счисления», а в рамках формирования личностных и метапредметных универсальных учебных действий содержание учебного материала носит экологическую направленность.

Ключевые слова: информатика, системы счисления, основания, арифметические операции, нормализованное число, естественная форма, экология, природа.

Чадина Е. Г.

Недостатки программированного обучения

Программированное обучение — это попытки обучения с использованием выборочных ответов, в которых содержится серия неправильных ответов. Наличие в вопросах ложной, недостоверной информации ставит людей в тупик и никак не помогает людям в обучении ни с психологической, ни с педагогической точек зрения.

За 60 лет применения программированного обучения нигде и никому не удалось получить значимых результатов с помощью выборочных вопросов с сериями ложных ответов. Самым большим провалом являются результаты ЕГЭ в школах РФ для организации единых экзаменов, где более 90% выпускников школ получают двойки или оказываются не аттестованными на выходе из школ.

Неудачными оказывались все попытки применения программированного обучения во всех проектах дистанционного и автоматизированного обучения во всех странах мира.

СРЕДСТВА ИКТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Дюличева Ю. Ю.

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ

Статья посвящена исследованию зарубежного и отечественного опыта по применению на занятиях по различным дисциплинам приложений дополненной реальности, в том числе инструментов, которые может использовать учитель в повседневной деятельности для повышения эффективности преподавания предметов школьной программы. Представлен обзор современных мобильных приложений с элементами дополненной реальности, пригодных для использования в учебном процессе. Так, в статье рассматриваются приложения Quiver и Animal AR 3D Safari для детей дошкольного возраста; приложения Surface math AR, Geometry — Augmented Reality, AR Geometry для изучения математики; AR Human Atlas, Anatomy AR Book для изучения медицины; Mondly AR для изучения иностранных языков. Демонстрируется новая технология Merge Cube (голограмма в руках учеников), которая используется в приложениях Mr. Body и AR Medical для изучения анатомии, Galaxy Explorer для изучения Солнечной системы, Museum Viewer для посещения виртуального музея и изучения истории. Доступность технологии дополненной реальности для использования в учебном процессе демонстрируется на основе таких конструкторов, как HP Reveal, CoSpaces Edu и EV Toolbox. Например, конструкторы HP Reveal и CoSpaces Edu используются для создания интерактивного контента, такого как видеоконтент и динамическая галерея животных для изучения окружающего мира. Предложено использование CoSpaces Edu для создания интерактивных диалогов на английском языке на основе элементов блочного визуального программирования. Конструктор EV Toolbox использован для создания простого приложения на примере проекта по изучению истории Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского на основе маркерной технологии.

Ключевые слова: дополненная реальность, образование, HP Reveal, CoSpaces Edu, EV Toolbox, маркерная технология.

Федосов А. Ю., Фотина Е. Н.

УРОКИ ИНФОРМАТИКИ

Босова Л. Л., Босова А. Ю.

В статье представлено содержание курса информатики для основной школы, структурированное по тематическим блокам. Предложены подходы к организации учебного процесса по информатике в условиях перехода к ФГОС ООО.

Ключевые слова: основная школа, информатика, информационные технологии, учебно-методический комплект, учебник, содержание, поурочное планирование, методика.

Шеронова А. В.

«СТРОИМ ДОМ!» — ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В V КЛАССЕ

В статье рассмотрена методическая разработка урока, на котором происходит систематизация и обобщение знаний об обработке текстовой и графической информации, о преобразовании и кодировании информации. Для развития самодеятельности учащихся средствами интегрированных учебных курсов в урок логично включены исторические, географические и литературные элементы. Также на уроке ученикам предлагается новый вид задания с электронными пазлами для редактирования рисунка с помощью инструментов графического редактора.

Ключевые слова: урок обобщения и систематизации знаний, текстовая информация, графическая информация, кодирование информации, интегрированное творческое задание, электронные пазлы, синквейн.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector