Русский фольклор
Содержание:
- Литературный фольклор — от летописей до современности
- Сказка в развитии речи
- Особенности фольклорного театра
- Современный городской фольклор
- Сказочная фольклорная проза
- Подборки
- Песни
- Детский фольклор
- Российский обрядовый фольклор
- Педагогические подходы использования фольклора
- Примеры фольклора
- Русские народные былины
- Примечания
- Предмет изучения
- Правильное произношение и использование слова «фольклор»
- Игры и потешки в развитии речи
- Фольклор, литература, наука.
- Особенности
- Русский фольклор
- Фольклорные жанры
- Что мы узнали?
- Прибаутки
- Заключение
Литературный фольклор — от летописей до современности
Российская литература, изобилующая фольклорными элементами, делится на два пласта: дошедшая до нас с периода 12-16 веков, являющаяся опорой для построения каких-то поздних символических образов; сделанная с 17 по 19 вв., использующая эти образы в собственных сюжетах. Соответственно, примеры фольклора в литературе обнаруживаются в произведениях обоих периодов. Разглядим более известные из их ниже.
Примеры фольклора в «Слове о полку Игореве» заключаются в главном в метафорических сопоставлениях основных героев с языческими богами, к примеру, Боян кличётся внуком Велеса, князья называются внуками Даждьбога, а ветры — Стрибожьими внуками. Также зафиксировано воззвание создателя к Величавому Хорсу.
В современной литературе фольклорные элементы употребляются главными героями в процессе их ежедневной жизни.
Примеры фольклора в поэме «Кому на Руси жить отлично» исходят из области малого и лирического фольклорных родов, включающих присказки, частушки, поговорки («хвали травку в стогу, а барина — в гробу»), воззвание к народным приметам (глава «Крестьянка», где односельчане Матрёны лицезреют причину неурожая в том, что она «…Рубашку чистую Надела в Рождество…»), также вставки в текст народных российских песен («Барщинная», «Голодная») и внедрение сакральных цифровых знаков (семь мужчин, семь филинов).
Сказка в развитии речи
Главный инструмент развития познавательных способностей для меня – это работа со сказками. Так как лишь сказку или игры в сказки могут быть противопоставлены игровой деятельности, как ведущей для дошкольного периода детства. Еще К.Д. Ушинский писал о том, насколько значима детская сказка при воздействии на ребенка. Он писал, что это блестящая народная педагогика, и ничто и никто не сможет полноценно состязаться с этим продуктом педагогического гения. Дети любят сказочных персонажей. Так они сами того не осознавая, решают различные задачи, с увлечением преодолевают сложности, когда приобретают новые знания. Сказка с большой щедростью может подарить ребенку счастье, веселье и радость.
При общении с героями сказки дети лучше воспринимают взаимоотношения, поведенческие нормы, начинают осознавать базовые причинно-следственные связи, переносят события из сказки в обычную повседневную жизнь. К примеру, сказки про колобка, про семерых козлят и другие учат детишек безопасности. Из сказки про заюшкину избу ребята знакомятся с тем, какими свойствами обладают дерево и лед. Из сказок про репку и теремок дети учатся вести себя в окружении других людей.
Чтобы расширить познавательные интересы детей, я провожу работу с их семьями. Для этого используются разные формы работы: организуются выставки и праздники, провожу конкурсы, вожу детей на экскурсии в мини-музей.
Также с родителями мы проводили разъяснительные беседы о том, что им нужно вместе с ребятами дома разглядывать картинки, читать книги и работать с фольклорными произведениями. Помогала родителям подбирать картинки и произведения специально для их детей. Большую помощь предоставили и сами родители. Они собрали познавательный и наглядный материал, который помог создать уголок народного творчества.
Детский фольклор, по моему мнению, это очень важный воспитательный инструмент, который обязательно нужно использовать при работе с подрастающим поколением. В нем удивительным образом сочетаются физическое развитие, моральные принципы и духовное богатство. Наблюдая за детьми в процессе деятельности по использованию фольклора, я увидела, что он на самом деле положительно воздействует на познавательные способности воспитанников.
Особенности фольклорного театра
Примеры российского фольклора можно привести и в области театра. Исследователи делят драматическое народное творчество по его временным эволюционным шагам на дотеатральное и театральное.
Калоритные примеры российского фольклора можно узреть в календарных ритуалах и игрищах, к примеру, в процессах ряжения, производства кукол Масленицы, Ярилы, Купалы, и отыгрывания действий с ними. Эти элементы дотеатральных действий также находятся в семейных свадебных ритуалах, к примеру, в выкупе жены либо отыгрывании подругами её роли.
Театральные формы народного искусства развились в Рф только к середине 17 века. Это, фактически, драматическое театральное творчество в его современном осознании.
К отдельной группе представителей народного творчества, являющейся частью дотеатрального игрового фольклора, следует отнести скоморохов — комедиантов, дрессировщиков, плясунов и музыкантов.
Современный городской фольклор
Он выступает как эгрегор собирательных образов страхов и убеждений людей, живущих в городках, ведёт своё начало с периода индустриализации, когда жёсткие актуальные условия и технический прогресс оказались наложенными на старый пласт старенькых российских верований.
Примеры фольклора, отражающего современные русские реалии, по большей собственной части нацелены на несколько типов человечьих страхов. В большинстве случаев это песни, ритуалы и жестикуляции, созданные для вызова потусторонних сил («Пиковой Дамы» гномов и т.п.): призраков, духов разных исторических личностей, также для явления Божественного провидения и разных сущностей.
Отдельные элементы фольклорного творчества входят в научно-ориентированные теории промышленного нрава.
Примеры городского фольклора, использующиеся в современных легендах, наводнили Веб — это рассказы о закрытых для посещения станциях и ветках метро, о заброшенных бункерах и различного рода недостроях с провождающими их историями о загадочных помещениях, аппаратах и живых созданиях.
Сказочная фольклорная проза
Данный жанр является письменной и устной формой прозы, выделившейся из мифа и рассказывающей о измышленных событиях, происходивших с реальными героями. Фольклорные сказки имеются у всех народов мира. Они представляют несколько типовых линий — сказки о животных, о предметах и неживой природе, об одурачивании нечистой силы, о волшебстве. К этому фольклорному жанру также относятся небывальщины, смешные рассказы и кумулятивные цепочные сказки. Стоит сказать, что сказочный жанр может как вытекать из жанра мифологической поэзии, так и трансформироваться в него назад.
Примеры сказочного фольклора в устной речи более вариативны, чем в письменной, в силу личного восприятия рассказчика. Это варианты кумулятивной цепочной сказки «Колобок» и «Репка», «Лиса и Журавль», «Кот, петушок и лиса», «Лиса и волк». Посреди сказок о нечистой силе можно вспомнить «Гуси-лебеди», «Кощей Бессмертный».
Сказки, где главный герой — волшебник, с ролью магических животных либо предметов, — это, к примеру, «Финист Ясен Сокол», «Иван Принц и Сероватый Волк», «По щучьему веленью». Растения и явления природы, владеющие своей мистикой, встречаются фактически в каждой притче — говорящие яблони, реки и ветер, стремящиеся укрыть головного героя от погони, спасти от погибели.
Подборки
Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»
Песни
Песня — это особый словесно-музыкальный жанр. Она представляет собой небольшое по объему лирико-повествовательное или лирическое произведение, которое было создано специально для пения. Виды их следующие: лирические, плясовые, обрядовые, исторические. Выражаются в народных песнях чувства одного человека, но вместе с тем множества людей. В них нашли отражение любовные переживания, события общественной и семейной жизни, размышления о тяжелой судьбе. В народных песнях часто используется так называемый прием параллелизма, когда переносятся на природу настроения данного лирического героя.
Исторические песни посвящены различным известным личностям и событиям: завоеванию Сибири Ермаком, восстанию Степана Разина, крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева, битве под Полтавой со шведами и др. Повествование в исторических народных песнях о некоторых событиях сочетается с эмоциональным звучанием этих произведений.
Детский фольклор
Детский фольклор – это яркий мир, который наполнен красотой и силой жизни. Он сосуществует с миром взрослых, но не может ему подчиниться. Он существуют по своим законам и в согласии со своим видением отношений между людьми и природой.
Дети с большим любопытством изучают жизнь окружающих их взрослых людей. Они легко перенимают опыт, но изменяют его и приспосабливают под свои возможности. Детские мысли связаны с определенными образами. Это и есть ключ к тайнам творческих способностей ребенка.
Детская психика обладает такими особенностями, которые нужно учитывать, выбирая произведения для работы с ними.
Произведения фольклора учат воспитанников отличать зло от добра, учит их бороться с плохим, защищать слабых, быть заботливым и великодушным по отношению к природе.
Благодаря песенкам и потешкам дети приобретают более сильные впечатления о положительном влиянии труда на человека. Небольшие фольклорные произведения, созданные специально для детей – это кладезь народной мудрости.
Дети любят слушать колыбельные, читать сказки, повторять потешки. Это один из хороших инструментов воспитания детской личности. Согласно Г.С. Виноградову народ обладал естественными представлениями и взглядами на общество, которые до сих пор обладают большой ценностью для выполнения задач обучения и воспитания. Эти инструменты передавались веками из поколения в поколение. Поэтому фольклор можно по праву назвать народной педагогикой.
Детский фольклор – это самостоятельный раздел фольклористики, предназначенный для детей раннего возраста. Специфика этого явления в том, что он объединяет в себе стихи, игровые приемы и песни, а также танцы и игры. Дети обязательно должны играть! И вот здесь нам приходит на подмогу фольклор.
Детские фольклорные произведения позволяют легко устанавливать эмоциональные контакты и общаться. У детей яркая фантазия, их привлекает богатое содержание и сильные художественные образы. Это позволяет им радоваться жизни и формироваться, как личности.
Простые и незатейливые, детские фольклорные произведения содержат в себе большие богатства.
Современные малыши нуждаются в подобных отношениях с окружающим миром, что и те, что жили в далекие годы. Они нуждаются в купании, в убаюкивании, в играх и т.п.
На протяжении веков с помощью фольклора взрослые учили детей, развивали в них высокую моральную культуру.
Благодаря тому, что дети знакомятся с фольклором, это формирует у них внимание и интерес к окружающей действительности, к народным обычаям, помогает приобретать художественный вкус. Это может многому научить
Детская речь развивается, формируются привычки нравственности, приобретаются знания о мире природы.
Заклички обычно имеют доступную для детского восприятия форму, дразнилки легко запоминать и можно активно использовать в играх. Детское фольклорное творчество – это особая область народного искусства, которая объединяет детский мир с миром взрослых, создает систему жанров.
Фольклор содержит в себе произведения творчества, знания и мудрости народа, собранных за многие века. В нем выражаются интересы, наклонности и вкусы народа. Он играет большую роль в жизни детей, пробуждает в них позитивные эмоции, развивают интерес. Согласно О.И. Каницы у детского фольклора интересная особенность – хоть предназначен он для детей, но носителями его часто являются взрослые люди.
С помощью него можно оказывать очень мощное воспитательное воздействие на детей, так как они черпают из фольклора много знаний. Также и знакомство с поэзией для ребенка начинается именно с малого фольклора. Всего нескольких простых фольклорных строк содержат в себе огромные запасы жанрового богатства.
Российский обрядовый фольклор
Он делится на календарный и домашний. Календарный тип представляет собой большой пласт обычных практических ритуалов и верований, призванных посодействовать человеку, обеспечить выживаемость рода и селения, повысить урожайность в животноводстве и сельском хозяйстве. Календарный фольклор формировался и воспроизводился круглый год. Примером является Масленица, следование правилам которой занимало у российского человека неделю.
Примеры фольклора, нацеленного на домашний обрядовый тип, — причитания, заговорные песни, гадания, также волшебные ритуальные деяния, направленные на вербование будущих супругов и любви. Хоть какое действие, касавшееся женитьбы и венчания, также сопровождалось целым набором ритуальных фольклорных частей — рукобитьем, сговором, сватовством и иными.
Педагогические подходы использования фольклора
Чтобы достичь успеха в использовании фольклора, согласно методики Малиновой О.В., педагог должен:
- знать, каков сейчас уровень сформированности речи у воспитанников;
- уметь использовать средства художественной выразительности;
- понимать смысл содержания используемых произведений;
- уметь танцевать и петь;
- применять инструменты артистичности;
- использовать наглядные образы;
- чаще пользоваться наглядными, игровыми и речевыми методами;
- применять в своей работе разные методики.
Согласно Т. Пескишевой, фольклор можно внедрять в следующие виды деятельности;
- организованные занятия;
- дидактические и подвижные игры;
- продуктивная деятельность
- организация досугов;
- проведение праздников.
Малые произведения фольклора пробуждают в детях высокие нравственные чувства – они наполняют их симпатией к животным и людям, развивают у них желание трудиться.
Чтобы постепенно и поэтапно усваивать малые фольклорные формы, необходимо выполнять следующие задачи:
- Ребенок должен иметь базовое понимание представленного материала.
- Он должен уметь выполнять синтетические и аналитические упражнения.
- Должен уметь повторять и заучивать тексты.
- Необходимо повторно использовать разученный фольклорный материал в речевой и игровой активности.
Примеры фольклора
Золушка
«Золушка» — одна из самых знаменитых сказок, которая считается западноевропейской, но похожая история встречается буквально у всех народов мира, таким образом, отследить её происхождение уже кажется невозможным.
Кадр из фильма «Золушка», 1947, Ленфильм
Кровавая Мэри
Легенда о «Кровавой Мэри» (англ. Bloody Mary) — городская легенда англоязычных стран, согласно которой можно вызвать её призрак, если три раза произнести имя («Кровавая Мэри») перед зеркалом в тёмной комнате при свете свечи.
Некоторые говорят, что она появляется с мёртвым ребёнком, другие говорят, что она обещает вернуться за тем, кто её вызвал.
Эта легенда может выглядеть как обычная страшилка, но за ней стоит реальная историческая персона — королева Англии Мария I Тюдор. Её трагическая судьба о неудавшейся личной жизни и беременностях положила начало целому множеству историй про Кровавую Мэри.
Королева Англии Мария I Тюдор (1516–1558)
Русские народные былины
Расцвет этого жанра приходится на XI— XVI века. Основным мотивом для творчества стала борьба русского народа с монголо-татарскими набегами. Русские воины всегда отличались храбростью и бесстрашием, справедливостью к врагам, любовью к Родине. Их воинская доблесть запечатлена в былинах. Это поучительные песни, в которых отображена жизнь того периода на Руси.
Герои и персонажи русских былин:
- Илья Муромец (русский богатырь)
- Добрыня Никитич (русский богатырь)
- Алёша Попович (русский богатырь)
- Садко (новгородский богатырь)
- Святогор (богатырь-великан)
- Микула Селянинович (пахарь-богатырь)
- Вольга Святославич (русский богатырь)
- Никита Кожемяка (киевский богатырь)
- Ставр Годинович (черниговский боярин)
Главные злодеи русских былин:
- Соловей разбойник (антигерой)
- Змей Горыныч (змей-дракон)
- Идолище Поганое (злодей)
Жизнь русских богатырей окутана подвигами и благородством, которые для нас служат примером для подражания.
Примечания
- Фольклористика — статья из Большой советской энциклопедии.
- ↑ Фольклористика. — Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. Под редакцией проф. Горкина А.П. — М.: Росмэн.
- . science-expert.ru.
- ↑ (недоступная ссылка). Web-энциклопедия «Археология и этнография Приобья». Дата обращения 28 декабря 2010.
- . Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002..
- Иванова, Т. Г. История русской фольклористики XX века : 1900 — первая половина 1941 гг. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2009. — 799 с. — ISBN 978-5-86007-609-9.
- Козловский, С. В. . litru.ru.
- . science-expert.ru.
Предмет изучения
Этнограф Фрэнсис Дансмур в 1916 году производит фонографическую запись вождя черноногих
Основная статья: Фольклор
Отрасли фольклористики
Внутри фольклористики существуют направления, уделяющие основное внимание отдельным видам или сторонам народного творчества. В частности, музыкальной составляющей фольклора занимается этномузыковедение; изучением народных танцев — этнохореология; изучением эпических произведений — эпосоведение, более узко, изучением русского былинного эпоса — былиноведение; изучением сказок — сказковедение; паремиология изучает пословицы, поговорки и присловия; этнолингвистика изучает язык в его взаимодействии с народной культурой
В последнее время возникают новые отрасли фольклористики, например, «Фольклор в этнокультурном ландшафте», «Фольклор и православная традиция», Фольклор и славянская мифология.
Правильное произношение и использование слова «фольклор»
Произношение слова фольклор иногда вызывает споры. Но всё же различные составители словарей в основном сходятся во мнении, что оба варианта произношения («фольклёр» и «фольклор») допустимы, с ударением в обоих случаях на последний слог.
В обиходе широко используется словосочетание «народный фольклор». Однако это использование термина не совсем правильное, ведь «фольк» из слова фольклор уже означает «народное», таким образом, если говорить «народный фольклор», то мы повторяем «народный» дважды, получается речевая избыточность.
Наилучшими сочетаниями будут: народное творчество, танцевальный фольклор и т. д.
Игры и потешки в развитии речи
Одно из условий эффективности – это стремиться к соответствию развивающей среды в группе определенным требованиям. Необходимо подобрать подходящие печатные и настольные игры, наглядные материалы, книги, которые бы позволяли ребята закреплять простые навыки речи и знания жанров народной литературы. Также это помогает детям самостоятельно пользоваться этими знаниями.
В книжных уголках размещаются книжки-игрушки, в которых красочные иллюстрации к потешкам. Много красивых книжек-малышек на тему разных сказок, потешек, колыбельных и других малых форм фольклора.
Важно при этом регулярно обновлять содержание книжного уголка, учитывая тему текущей недели и интересы самих ребят. Здесь же можно разместить маски разных животных: собачек, курочек, петушков
Дидактические игры проводятся на тему фольклорных произведений, активно используется фланелеграф с картинками для потешек. Это вызывает у детей желание играть, внимательно слушать и участвовать в инсценировках. Большую роль фольклор играет на первых годах жизни детей, учащихся в дошкольном учреждении.
Ведь во время адаптации к новым условиям они очень скучают по родным и близким, по своему дому. Им не хочется общаться с малознакомыми взрослыми и детьми. Для решения этой проблемы мы подбирали игры и потешки, которые бы помогали устанавливать контакт с малышами, вызывали у них позитивные эмоции, симпатии к воспитателям. Ведь во многих потешках есть возможность подставлять разные имена, не меняя их содержание.
Большую роль играют музыкальные потешки-игры. Используются специальные аудиодиски с игровыми песенками, которые радуют детей и оказывают позитивное воздействие на их эмоциональное и сенсорное развитие. Выполняя разные действия подражательного характера под музыкальные произведения, дошкольники лучше осознают разные роли и ситуации, формируют моторику. А музыкальное сопровождение формирует у них память и слух.
Динамичные игры с песнями учат детей быстро ориентироваться во время принятия решений, добиваться успехов и сотрудничать с разными людьми. Позитивные эмоции можно вызывать у дошкольников с помощью пальчиковых игр. Также для формирования речевого общения используются логоритмические упражнения.
С помощью движений рук дети могут убирать напряжение и испытывать эмоциональный подъем. Например, игры с пальчиками и упражнения на логоритмику помогают детям приобретать простые, но очень важные в процессе жизнедеятельности навыки – дети учатся держать в руках столовые предметы, пить из чашки, умываться.
На третьем году жизни детям становится понятен юмор. Обычно смешным для ребенка кажется то, что выходит за рамки его повседневной жизни. Но для этого нужно, чтобы взрослый правильно объяснял им то, что дети видят, но не понимают.
Фольклор, литература, наука.
Литература появилась значительно позже, чем фольклор, и всегда, в той или иной степени, использовала его опыт: темы, жанры, приемы – отличные в разные эпохи. Так, сюжеты античной литературы опираются на мифы. В европейской и русской литературах появляются авторские сказки и песни, баллады. За счет фольклора постоянно обогащается литературный язык. Ведь в произведениях устного народного творчества много старинных и диалектных слов. С помощью ласкательных суффиксов и свободно используемых приставок создаются новые выразительные слова. Девушка грустит: Вы родители, губители, зарезники мои…. Парень жалуется: Уж ты, милочка-крутилочка, крутое колесо, закрутила мне головушку. Постепенно какие-то слова входят в разговорную, а затем в литературную речь. Не случайно Пушкин призывал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтобы видеть свойства русского языка».
Фольклорные приемы особенно широко применялись в произведениях о народе и для народа. Например, в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо? – многочисленные и разнообразные повторы (ситуаций, фраз, слов); уменьшительно-ласкательные суффиксы.
В то же время литературные произведения проникали в фольклор и оказывали воздействие на его развитие. Как произведения устного народного творчества (без имени автора и в различных вариантах) распространялись рубаи Хафиза и Омара Хайяма, некоторые русские повести 17 в., Узник и Черная шаль Пушкина, начало Коробейников Некрасова (Ой, полна, полна коробушка, // Есть и ситцы и парча.// Пожалей, моя зазнобушка, // Молодецкого плеча…) и многое другое. В том числе начало сказки Ершова Конек-горбунок, которое стало зачином многих народных сказок:
За горами, за лесами,
За широким морями,
Против неба на земле
Жил старик в одном селе.
Поэт М.Исаковский и композитор М.Блантер написали песню Катюша (Расцветали яблони и груши…). Ее запел народ, и появилось около ста разных Катюш. Так, во время Великой Отечественной войны пели: Не цветут здесь яблони и груши…, Жгли фашисты яблони и груши…. Девушка Катюша в одной песне стала медсестрой, в другой – партизанкой, в третьей – связисткой.
В конце 1940-х три студента – А.Охрименко, С.Кристи и В.Шрейберг – сочинили шуточную песню:
В старинном и знатном семействе
Жил Лев Николаевич Толстой,
Ни рыбы, ни мяса не ел он,
Ходил по аллеям босой.
Напечатать такие стихи в то время было нельзя, и они распространялись изустно. Стали создаваться все новые и новые варианты этой песни:
Великий советский писатель
Лев Николаевич Толстой,
Он рыбы и мяса не кушал
Ходил по аллеям босой.
Под влиянием литературы в фольклоре появилась рифма, (все частушки рифмованные, есть рифма и в поздних народных песнях), деление на строфы. Под прямым воздействием романтической поэзии (см. также РОМАНТИЗМ), в частности баллады, возник новый жанр городского романса.
Изучают устное народное поэтическое творчество не только литературоведы, но и историки, этнографы, культурологи. Для древнейших, дописьменных времен фольклор часто оказывается единственным источником, донесшим до наших дней (в завуалированной форме) те или иные сведения. Так, в сказке жених получает жену за какие-то заслуги и подвиги, и чаще всего он женится не в том царстве, где родился, а в том, откуда родом его будущая супруга. Эта деталь волшебной сказки, родившейся в глубокой древности, говорит о том, что в те времена жену брали (или похищали) из другого рода. Есть в волшебной сказке и отзвуки древнего обряда инициации – посвящения мальчиков в мужчины. Обряд этот проходил обычно в лесу, в «мужском» доме. В сказках часто упоминается стоящий в лесу дом, населенный мужчинами.
Фольклор позднего времени – важнейший источник изучения психологии, мировоззрения, эстетики того или иного народа.
В России в конце 20 – начале 21 вв. возрос интерес к фольклору 20 в., тем его аспектам, которые еще не так давно оставались за пределами официальной науки (политический анекдот, некоторые частушки, фольклор ГУЛАГа). Без изучения этого фольклора представление о жизни народа в эпоху тоталитаризма неизбежно будет неполным, искаженным.
Людмила Поликовская
Особенности
Бова Королевич. Роспись на крышке сундука. Великий Устюг, XVII век.
Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, способ выражения народного самосознания.
Существует подход, согласно которому единицами фольклора, как комплексной системы, являются не песни, мифы, танцы сами по себе, не отдельные «произведения» народного искусства, а целостные фольклорные акты, фольклорные действа (ритуалы, обряды в широком смысле слова). Например, любая песня рассматривается не как сама по себе «просто» песня, а в рамках своего предназначения — как к чему-то привязанная, с чем-то структурно и функционально связанная. Аналогично с танцем, музыкой, одеждой, народным театром.
Фольклор первобытного бесписьменного общества основывается на мифологии и религиозной системе, в нём особо важную роль имеют обрядовые формы. Древнейшие жанры письменности продолжают фольклорные традиции заклинаний, ритуальной поэзии (календарной и свадебной), мифа, исторических преданий; литература при этом сохраняет близкие к фольклорным стилевые средства: схожие системы повторов, параллелизмы, метафоры, словесную игру и т. д. Вместе с тем уже древнейшие надписи — таковы, что их функция не может быть адекватно осуществлена с помощью устного фольклорного слова (например, древнеегипетские «автобиографические» надписи вельмож и всякого рода заупокойные тексты). После появления письменности и литературы, в условиях зарождения государственности и развития более сложных религиозно-мифологических систем, фольклор продолжает функционировать, но такой традиционный, или «классический», фольклор развивается в нечто отличное от фольклора строго архаического.
Древнейший сюжетный фонд подвергается десакрализации, устная традиция испытывает многоплановое влияние книжной словесности: так, устное слово может воспроизводить нормы письменного языка (особенно характерно для торжественной ритмизованной речи), одновременно происходит фольклоризация и архаизация книжных источников. Помимо влияния литературы, сходный эффект может иметь влияние более развитого фольклора соседних народов (например, влияние русского фольклора на устные литературы некоторых других народов СССР).
Эволюция в подходе к фольклору привела к тому, что функционирование фольклора в обществе рассматривается не только с точки зрения литературоведения, но и с точек зрения антропологии и социологии.
Многие неофициальные, неканонические, жанры и виды фольклора не сразу попадают в поле зрения специалистов
Например, любовные девичьи рассказы, обратили на себя внимание собирателей лишь в 1980-е годы, тогда как бытование их имеет несравненно более долгую историю.
Русский фольклор
«Богатыри», Виктор Михайлович Васнецов, 1898 г., Богатыри (слева направо): Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович.
Мы знакомимся с произведениями русского фольклора ещё в самом раннем детстве. Это — русские народные сказки, загадки, пословицы, поговорки и др.
Например, такие незабываемые сказки, как: «Петушок — золотой гребешок», «Курочка Ряба» или «Колобок».
Родители, бабушки и дедушки читают нам книжки народного творчества, прививая любовь к героям нашей культуры. А им их читали или же рассказывали по памяти ещё их родители или же их бабушки и дедушки, а до них были предыдущие поколения.
Дети постарше уже в школе знакомятся с приключениями великих русских богатырей и других героев, авторы которых неизвестны.
Эпические произведения
В отличие от литературных произведений эпические ещё делятся на стихотворную и прозаическую форму. Это:
- былины (исторические древнерусские эпические пecни-сказания, воспевающие богатырские подвиги);
- бывальщины (краткий вербальный рассказ о как будто реальных событиях, схож с «городской легендой»);
- былички (рассказ «очевидца» о якобы реальной встрече с нечистой силой);
- небылицы;
- поговорки;
- сказки;
- исторические песни;
- предания;
- легенды;
- сказы;
- пословицы.
Драматические произведения
Это: народные драмы.
В разных жанрах существует свой тип персонажа: в былинах герои — богатыри, а в сказках — например, Иван-дурак и Баба Яга.
Для композиции фольклорных произведений типично присутствие: присказки, запева, замедления действия, троичности событий и тавтологии, эпитетов, гипербол и др.
Фольклор разных стран отличается, но при этом имеет много общего. Это связывают с географической близостью, экономическими взаимоотношениями или другими связями, что повлекло за собой межкультурный обмен.
Узнайте также, что такое Эпитет.
Фольклорные жанры
К эпическим жанрам фольклора относятся былины, историческая песня, сказка, предание, сказ:
- Былина – песня-сказание героического или исторического содержания. Главными героями здесь являются богатыри, которые отображали нравственные идеалы народа, а повествование ведется о жизни Древней Руси.
- Историческая песня -рассказывает о событиях, произошедших в древние времена. Она похожа содержанием на былину, но является более достоверной, а объем ее, наоборот, меньше.
- Сказка – повествование, в основе которого лежит фантастический вымысел. Это могут быть сказки о животных, бытовые или волшебные сказки.
- Предание – рассказ о каких-либо событиях, произошедших в прошлом. Предание может быть и вымышленным, и достоверным.
К лирическим жанрам фольклора относятся пословицы, поговорки, колыбельные, песни, причитания, частушки:
- Поговорка – краткое, но емкое высказывание, являющееся законченным суждением.
- Пословица – краткое суждение, содержащее народную мудрость, например, чем богаты, тем и рады.
- Частушка – жанр фольклора, чаще всего является четверостишием юмористического или сатирического содержания.
- Колыбельная – песнь для убаюкивания младенца. Колыбельная является очень древним жанром фольклора. Это можно доказать по наличию в них заговоров-оберегов, так как древние люди верили, что таком образом они защитят свое дитя от темных сил.
- Потешка – песенка-приговорка, где помимо стихотворные рифмы есть взаимодействие с ребенком. Например, “сорока-ворона Кашу варила, Деток кормила: Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала”.
- Пестушка -небольшой стишок, которым няни, мамы и бабушки сопровождали действия ребенка. Название произошло от слова “пестовать”, что означает “нянчить”.
Большое значение в лирическом роде имеет форма текста. Ведь все поэтические произведения написаны особым образом. Их отличает от прозы наличие особого стихотворного размера, ритма, рифмы, деления на строфы.
К драматическим жанрам фольклора относится народная драма.
Народная драма – произведение со сценическими элементами. Примером может служить произведение “Царь Максимильян”, “Театр Петрушки”.
Рис. 1. Список жанры фольклора.
Что мы узнали?
Данная статья поможет школьникам узнать, что такое фольклор, его определение, и какие жанры фольклора существуют. Фольклорными могут быть все виды жанров: эпические, драматические, лирические.
Прибаутки
В первые годы жизни детей няньки и матери пели им песенки уже более сложного содержания, не связанные с игрой. Всех их можно обозначить единым термином «прибаутки». Содержанием они напоминают небольшие сказки в стихах. Например, о петушке — золотом гребешке, летавшем на Куликово поле за овсом; о курочке рябе, которая «горох веяла» и «просо сеяла».
В прибаутке, как правило, дана картина некоторого яркого события, либо в ней изображается некоторое стремительное действие, отвечающее активной натуре малыша
Им свойствен сюжет, но ребенок на длительное внимание не способен, поэтому они ограничиваются лишь одним эпизодом
Заключение
Несомненно, классика теряет свою роль в качестве культурообразующей силы. Однако её место не пустует. Её эффективно заменяют СМИ и, при некоторых допущениях, современная литература при должной форме осмысления. Сложно сказать, хорошо ли это или плохо, однако воспитание происходит.
С одной стороны, оно авангардно в плане применения новейших технологий, с другой стороны, оно крайне архаично и благодаря современным адаптациям фольклора в виде городских легенд, в чём виден даже некоторый магизм. Это крайне необычное почти диалектическое единство несёт современное человечество в следующий день. Вопрос лишь в том, каким будет итоговый продукт такой эпохи.