Электронная книга уральские сказы

Произведения Бажова для детей

Смысл некоторых сказов очень глубок и не лежит на поверхности. Нужно сказать, что не все произведения Бажова будут понятны детям. К сказам, адресованным непосредственно младшему поколению, традиционно относят «Серебряное копытце», «Огневушку-Поскакушку» и «Голубую змейку». Произведения Бажова для детей написаны очень кратким и доступным языком.

Здесь не уделяется много внимания переживаниям героев, но делается акцент на описании чудес и волшебных персонажей. Вот здесь озорничает Огневушка-Поскакушка в огненном сарафанчике, в другой сказке неожиданно появляется Серебряное копытце и выбивает драгоценные камешки для девочки-сиротки и доброго охотника Коковани. И, конечно же, кому не хочется встретиться с Голубой змейкой, которая крутится колесиком и показывает, где лежит золото?

20 интересных фактов из жизни Бажова Павла

Знаменитый российский, а позднее и советский фольклорист, и писатель Павел Бажов прожил весьма интересную жизнь. Будучи и мастером пера, и настоящим революционером, он преуспел во всех делах, за которые брался, и оставил потомкам значительное литературное наследие. Вбиографии Бажова отражены любопытные факты о том, как он, например, содействовал установлению советской власти в своём городе, организуя подпольное сопротивление и рискуя при этом жизнью. В общем, это был действительно незаурядный человек.

Факты из биографии Павла Бажова

  • Его отец был по фамилии Бажев, а не Бажов, и ударение ставилось на первый слог.
  • Уличным прозвищем Павла Бажова было «Колдунков», а одним из его многих литературных псевдонимов — Колдунков Егорша. Дело в том, что фамилия «Бажов» происходит от уральского диалектного слова «бажить», что значит ворожить, предвещать.
  • Закончив училище, Бажов поступил в возрасте 14 лет в Пермскую духовную семинарию и проучился там шесть лет.
  • Бажов всегда тяготел к литературе, и на протяжении жизни собирал услышанные им в деревнях сказки. Сам же он создал литературный жанр, получивший название «советский литературный сказ».
  • В годы гражданской войны Бажов являлся членом отряда «Красных орлов», преследовавших священнослужителей и гражданских лиц, не скрывавших своей религиозности.
  • В воспоминаниях о своём любимом отце дочь писателя Ариадна Бажова-Гайдар пишет о том, что Павел Бажов очень любил детей, и они отвечали ему такой же преданной любовью. Писатель разговаривал с детьми безо всякого сюсюканья, как с взрослыми людьми, так как был опытным и наблюдательным педагогом.
  • Литературой Павел Бажов увлёкся в качестве писателя лишь в возрасте 57 лет.
  • Советский народ дважды избирал Бажова депутатом Верховного Совета в 1946 и 1950 годах.
  • За всю свою жизнь Бажов написал около 50 сказов.
  • Образы из сказов Бажова — Каменный цветок и Хозяйка медной горы — изображены на гербе города Полевской, с окрестностями которого связаны многие сказы.
  • Павел Бажов в течение жизни дважды был исключен из коммунистической партии, но оба раза его спустя какое-то время восстанавливали в её рядах.
  • После войны у Павла Бажова стало резко слабеть зрение, но он все же продолжал и редакторскую работу, и собирание сказок, и творческое использование фольклора.
  • К 120-летию писателя в 1999 году была учреждена литературная Премия имени П. П. Бажова. Ее ежегодно вручают писателям в Екатеринбурге.
  • Бажов был убеждённым большевиком и все его произведения, так или иначе, носили политическую подоплёку.
  • У самой известной книги Бажова была нелегкая и героическая судьба. Во время Великой Отечественной войны солдаты попросили Павла Бажова прислать им на фронт “Малахитовую шкатулку”. Конечно, писатель им не отказал, и книга стала спутником наших танкистов. Во время боя под Варшавой в книгу попал осколок вражеского снаряда. Но несмотря на это её повреждение, солдаты ее сохранили, и она прошла с ними весь трудный боевой путь, побывав даже в Рейхстаге.
  • Народ бережно хранит память о талантливом писателе. В Свердловске, Копейске, а также в других городах Урала есть памятники, установленные в честь Павла Бажова. Его именем названы улицы не только в уральских городах, но и в Москве. Причём рядом с улицей имени Бажова расположена улица Малахитовая, названная так в честь сказа Малахитовая шкатулка, а на территории ВДНХ находится установленный в 1954 году фонтан, который выполнен в виде каменного цветка.
  • Демьян Бедный долгое время полагал, что сказы Бажова представляют собой обычный фольклор.
  • Некоторые персонажи сказов Павла Бажова были использованы зарубежными авторами в их фантастических произведениях.
  • Героями сказов Павла Петровича становились не только горные духи и каменных дел мастера, но и вполне реальные люди, отлично известные в ХХ веке. Например, в сказах «Орлиное перо» и «Солнечный камень» ”засветился” сам вождь мирового пролетариата – Владимир Ильич Ленин.
  • В честь писателя был назвал курсирующий во реке Волга теплоход «Павел Бажов».

Родители Павла Петровича

Годы жизни и смерти Павла Петровича 1879 – 1950 гг. Родился писатель 27 января в семье рабочих в городе Сысеть. Принадлежало местечко Екатеринбургскому уезду и имело статус промышленного центра.

Отцом писателя был Бажёв Пётр Васильевич (фамилия родителя изначально прописывалась через букву «ё»). Работал этот человек, если переводить на современный язык, мастером цеха. Его склонность к алкоголю возбуждала в Петре Васильевиче «злой язык».

Он критиковал собственное начальство, именно из-за этого часто увольнялся с места службы. Однако был знающим и незаменимым работником, поэтому однажды его восстановили в прежней должности. Следующее возлияние снова оставило его без места работы, которое сменилось долгими уговорами вернуть его на службу.

Матерью была Августина Стефановна (в девичестве Осинцева). Родом она происходила из семьи польских крестьян. Постоянного места работы женщина не имела, как сейчас принято считать, относилась она к домохозяйкам. Целыми днями занималась домашним хозяйством, а вечерами сидела с рукоделием.

К слову сказать, она была мастерицей, делала вязаные кружевные чулки на продажу. Эти уникальные изделия имели большую популярность у жён местного начальства. Именно это не давало семье пропасть во время частых увольнений Петра Васильевича с должности. С годами кропотливая работа при недостаточном освещении пагубно сказалась на зрении матери писателя.

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мудрец и сказочник Павел Петрович Бажов (1879-1950 г.г.) Работу выполнил ученик 4 класса МОУ ООШ с. Поповка Колесников Дмитрий

Слайд 3

Детство Павла Бажова прошло в городке Сысерти и на Полевском заводе, недалеко от Екатеринбурга

Слайд 4

Родители писателя: Августа Стефановна и Петр Васильевич

Слайд 5

Павел Бажов любил слушать старых бывалых людей, знатоков прошлого. Хорошими рассказчиками были сысертские старики Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб. Но лучшим из всех, кого довелось узнать Бажову, оказался старый полевской горняк Василий Алексеевич , дед Слышко . Он работал сторожем дровяных складов при заводе. У его сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории о сказочном змее Полозе и его дочерях, о Хозяйке Медной горы, о бабке Синюшке . Надолго запомнил Паша Бажов рассказы этого старика.

Слайд 6

П.П.Бажов на горе Думной Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах.

Слайд 7

Семья Бажовых Павел был в семье единственным сыном.

Слайд 8

Павел Петрович в годы учебы в Пермской духовной семинарии

Слайд 9

Павел Петрович Бажов 1911 год Валентина Александровна и Павел Петрович вскоре после свадьбы

Слайд 10

Семья писателя. Слева-направо : Ольга, старшая дочь. Павел Бажов. Елена, средняя. Алексей. Валентина Александровна. У неё на руках — Ариадна. Младшая дочь жива — она написала книгу воспоминаний о своём отце. Фото архив дома-музея П.П.Бажова.

Слайд 11

С экземпляром книги «Малахитовая шкатулка» 1939 год Долгие годы Бажов собирал Сказы, как камни в Малахитовую шкатулку, и поэтому самый полный сборник Сказов носит название «Малахитовая шкатулка», который увидел свет в 60– й день рождения Павла Петровича, 28 января 1939 года в Свердловске.

Слайд 12

Дом-музей П.П. Бажова в Екатеринбурге Павел Петрович Бажов строил по собственному проекту с 1911 по 1914 год. Дом-музей П.П.Бажова сохранен в первозданном виде: с подлинной и полной обстановкой кабинета, столовой и кухни.

Слайд 13

В доме всегда было много народа, детей. Здесь любили принимать гостей, а любимым блюдом в те времена были пельмени с редькой.

Слайд 14

Г.К. Жуков и П.П.Бажов были избраны в Верховный Совет СССР от Свердловской области. 12 марта 1950 г. Одним из самых дорогих гостей дома был маршал Советского Союза, командующий Уральским военным округом Георгий Жуков. Вечером он заходил на огонек к писателю. «Добрые мысли нахожу в ваших сказах», — признавался Георгий Константинович.

Слайд 15

Вот как о нём вспоминает писатель Лев Кассиль: « Небольшой и, несмотря на преклонный уже возраст, прямой. Несколько приземистый, прочно стоящий на своей уральской, воспетой им земле и даже, как мне всегда казалось, словно бы глубоко вросший в неё, бородатый, с ясно и глубоко светившимся взором из-под дремучих бровей. Он сам будто вышел из своей знаменитой книги, из недр легендарной горы».

Слайд 16

Павел Петрович с дочерью Ариадной

Слайд 17

Павел Петрович Бажов с внуками Аликом и Володей, 1946

Слайд 18

Памятная монета Банка России, посвящённая 115-летию со дня рождения П. П. Бажова. 2 рубля, серебро, 1994 год

Слайд 19

Памятник на могиле Павла Петровича Бажова в Екатеринбурге

Сказ «Каменный цветок»

Сказ «Каменный цветок» Бажовым был написан в 1937 году. Он вошел в известный сборник «Малахитовая шкатулка». По сюжету старик Прокопьич был лучшим резчиком по малахиту, но вот учеников он всегда учил плохо, так как не видел в них способности к своему делу. А вскоре и вовсе отправлял их обратно. Однажды Прокопьичу отдали сироту Данилку Недокормыша, которому было двенадцать лет. В господском доме Данилка так ничего и не научился делать, лишь рассматривал картины, а когда коров пас, то они у него разбегались в разные стороны.

Прокопьич не только пожалел парнишку, но вскоре привязался к нему всей душой. Быстро тот стал учиться и всем премудростям малахитного дела. А когда он вырос, то настоящим красавцем стал. Прокопьич с ним о невесте стал разговаривать, а тот пока лишь о своем деле говорил, мечтая стать настоящим мастером. Барин однажды, чтобы проверить умения Данилки, заказал ему малахитовую чашу на ножке. И остался доволен результатом работы.

Решил барин женить Данилку на Кате Летеминой. Но вот только не нравилась самому юноше чаша, которую он изготовил: парень считал, что в ней нет жизни, что камень он не прочувствовал. И тут от старого мастера он услышал легенду о каменном цветке, который дает понять силу камня. Захотел Данилка увидеть этот цветок. И перед самой свадьбой молодой резчик по малахиту отправился на Змеиную гору за малахитом, где и повстречался с Хозяйкой Змеиной горы.

Долго он уговаривал ее показать каменный цветок, но она предупредила резчика, что прежней жизни у него после этого не будет. А затем отвела в свой сад, где и был этот прекрасный каменный цветок. Вернулся Данилка домой, весь вечер грустил, а ночью убежал куда-то и больше никто его не видел. Но ходили слухи о том, что его взяла к себе в мастера Хозяйка Змеиной горы.

Обучение в духовном училище

По протекции Смородинцева Бажов продолжил обучение в духовном училище Екатеринбурга. Родителям не хотелось отпускать от себя ребёнка, но всё-таки они желали для него лучшего будущего, чем заводской рабочий или смотритель. Поэтому рискнули, и десятилетний Паша уехал в Екатеринбург.

Оплата за обучение в этом заведении была самой низкой в городе, тем не менее денег, чтобы снять для Павла жильё, у родителей не оказалось. На первое время его приютил у себя в доме Николай Семёнович Смородинцев. Мужчина не только предоставил мальчишке кров, но и стал в его жизни лучшим товарищем. Причём впоследствии их дружественные отношения были испытаны временем и сохранились надолго.

В Екатеринбурге Павла удивила железная дорога, которая в то время звалась «чугункой», культурная бурная жизнь, каменные дома в несколько этажей. Земский преподаватель хорошо позанимался со своим лучшим учеником. Бажов легко сдал экзамены и поступил в духовное училище.

Немного проучившись, Павел перебрался от Николая Семёновича на съёмное общежитское жильё. От училища для студентов снимали несколько комнат в квартире у одного хозяина, там за ребятами следил специально приставленный инспектор. Этого человека писатель впоследствии вспоминал с добротой, хотя поначалу за его постоянные нотации, строгость и замечания ребята инспектора не слишком любили. Уже будучи взрослыми, мальчишки поняли, как ответственно он выполнял свою работу – следил, чтобы хозяева не обижали студентов по вопросу обслуживания и питания, чтобы старшие студенты не издевались над младшими. Именно благодаря усилиям инспектора в общежитском жилье никогда не процветала дедовщина.

А ещё инспектор устраивал с мальчиками чтения, прививая тем самым любовь и вкус к хорошей литературе. Часто он читал им классические произведения сам:

  • «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя;
  • рассказы А. И. Куприна;
  • «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого.

Четырёхлетнее обучение давалось Павлу без проблем, из одного класса в другой он переходил с первым разрядом. Летом ездил на каникулы домой, где по вечерам с ребятами убегал на дровяные склады. Там они слушали байки о «старинном жилье», которые очень интересно рассказывал сторож – Василий Алексеевич Хмелинин. Мальчишки прозвали старичка «дедушка Слышко», именно его занятные полубытовые-полумистические рассказы сильно интересовали Пашу. Впоследствии это стало главным увлечением Бажова, всю жизнь он собирал фольклор – мифы, словесные обороты, легенды, сказы, пословицы.

Биография Бажова Павла по годам

1879 г., 15 (27) января — родился на Сысертском заводе близ Екатеринбурга в семье потомственных горнозаводских мастеров.

1889—1893 гг. — учится в Екатеринбургском духовном училище

1893—1899 гг. — учится в Пермской духовной семинарии.

1899—1917 гг. — работает учителем русского языка в Екатеринбурге и Камышлове.

1918 г., сентябрь — принят в ряды ВКП(б)». Работал журналистом в дивизионной газете «Окопная правда», в камышловской газете «Красный путь».

1920 г. — возглавил продотряд на должности особоуполномоченного уездного продовольственного комитета по продразвёрстке; член Семипалатинского губкома партии.

1923 г. — переезжает из Камышлова в Екатеринбург. С этого времени П. П. Бажов становится постоянным жителем Екатеринбурга (с 1924 года — Свердловска).

1923—1931 гг. — работает в Уральской областной «Крестьянской газете», переименованной впоследствии в «Колхозный путь», секретарем редакции, а затем заведующим отделом крестьянских писем.

1924 г. — издана первая книга собственного сочинения «Уральские были» в издательстве «Уралкнига» (отрывки печатались в свердловском журнале «Товарищ Терентий» (№№ 17—19 за 1924 год), а позднее — в журнале «Уральский следопыт» (1935 год, № 2).

1926 г. — в Свердловском издательстве «Уралкнига» выходят две книги П. П. Бажова. Книга «За советскую правду» была посвящена описанию боевых действий и жизни сибирских партизанских отрядов, участником которых был сам автор. Вторая книга «К расчету!» — это яркий рассказ о забастовках рабочих Сысертского завода в 1905 году.

1930 г. — выходит из печати книга очерков «Пять ступеней коллективизации».

1936 г. — в 11 номере журнала «Красная новь» был опубликован первый из уральских сказов «Девка Азовка».

1939 г. — объединил ранее напечатанные сказы в книгу “Малахитовая шкатулка” (в 1‑м издании «Малахитовая шкатулка» содержит 14 сказов, в последних — около 40). Напечатана автобиографическая повесть «Зеленая кобылка».

1940 г. — возглавил Свердловскую писательскую организацию.

1943 г. — за книгу “Малахитовая шкатулка” награжден Государственной премией СССР.

1944 г. — в связи с 65-летием и за заслуги в области советской литературы награжден орденом Ленина.

1946 г. — избран депутатом Верховного Совета.

1949 г. — изданы мемуары «Дальнее — близкое» (прошлое Екатеринбурга). Прижизненное юбилейное издание “Малахитовой шкатулки”, включающее сорок три сказа.

1950 г., 3 декабря — умер в Москве. Похоронен в Свердловске на Ивановском кладбище.

Из фонда РГДБ

  • Бажов, П. П. Сочинения : в 3 т. / П. П. Бажов ; вступ. ст. Л. Скорино ; худож. П. Я. Караченцов, И. И. Пчелко. — Москва : Правда, 1986. — (Библиотека «Огонек»).
  • Бажов, П. П. Голубая змейка : сказ из книги «Малахитовая шкатулка» / П. П. Бажов ; худож. С. Бордюг. — Москва : Малыш, 1989. — 32 с.: ил.
  • Бажов, П. П. Живинка в деле / П. П. Бажов ; худож. М. Успенская. — Москва : Детгиз, 1959. — 144 с. : ил., 6 л. ил.
  • Бажов, П. П. Каменный цветок / П. П. Бажов ; худож. Г. К. Буреев, А. В. Ковалев. — Ленинград : Художник РСФСР, 1972. — 47 с. : ил., 13 цв. вкл.
  • Бажов, П. П. Малахитовая шкатулка : рассказы / П. П. Бажов.— Москва : Советский писатель, 1947. — 411 с.
  • Бажов, П. П. Малахитовая шкатулка : уральские сказы / П. П. Бажов ; худож. Якобсон. — Ленинград : Газетно-журнальное и книжное издательство, 1950. — 388 с. : ил.
  • Бажов, П. П. Малахитовая шкатулка : сказы / П. П. Бажов ; предисл. и примеч. Л. Скорино ; худож. Б. Диодоров. — Москва : Правда, 1980. — 639 с.: ил., 8 л. ил.
  • Бажов, П. П. Малахитовая шкатулка : сказы / П. П. Бажов ; худож. Г. С. Мосин. — Свердловск : Средне-Уральское книжное издательство, 1983. — 503 с. : ил.
  • Бажов, П. П. Малахитовая шкатулка : сказы / П. П. Бажов ; сост. и предисл. Н. И. Савушкиной ; худож. Р. Ж. Авотин. — Москва : Просвещение, 1985. — 303 с. : ил. — (Школьная библиотека).
  • Бажов, П. П. Малахитовая шкатулка / П. П. Бажов ; предисл. и примеч. Л. Скорино ; худож. А. Белюкин, А. Ременник. — Москва : Художественная литература, 1992. — 303 с. : ил.
  • Бажов, П. П. Малахитовая шкатулка : уральские сказы / П. П. Бажов ; ил. Николая Кочергина. — Москва : Нигма, 2012. — 253, с. : ил, л. цв. ил. — (Наследие Н. Кочергина).
  • Бажов, П. П. Медной горы Хозяйка : уральские сказы / П. П. Бажов ; худож. В. Васильев. — Свердловск : Средне-Уральское книжное издательство, 1977. — 16 с. : ил.
  • Бажов, П. П. Медной горы Хозяйка / П. П. Бажов ; худож. Н. А. Аземша. — Москва : Советская Россия, 1985. — 32 с. : ил.
  • Бажов, П. П. Медной горы хозяйка : уральские сказы / Павел Бажов ; художник Вячеслав Назарук. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2017. — 144 с. : ил. — (Образ Речи).
  • Бажов, П. П. Медной горы хозяйка : уральские сказы / П. П. Бажов ; худож. В. Панов. — Москва : Детская литература, 2018. — 221 с. : ил. — (Школьная библиотека).
  • Бажов, П. П. Орлиное перо : из уральских сказов о В. И. Ленине / П. П. Бажов ; худож. В. Бритвин. — Москва : Детская литература, 1990. — 25 с. : ил.
  • Бажов, П. П. Серебряное копытце / П. Бажов ; рис. Н. Кузьмина. — Москва : Детгиз, 1955. — 80 с. : ил. — (Школьная библиотека).
  • Бажов, П. П. Серебряное копытце : сказка / П. П. Бажов ; худож. А. Коковкин. — Москва : Советская Россия, 1980. — 16 с. : ил.
  • Бажов, П. П. Серебряное копытце : уральские сказы / П. П. Бажов ; худож. И. Петелина. — Москва : Стрекоза-Пресс, 2004. — 63 с.: ил. — (Библиотека школьника).
  • Бажов, П. П. Серебряное копытце / написал Павел Бажов ; нарисовал Михаил Бычков. — Санкт-Петербург : Акварель, 2013. — с. : ил.
  • Бажов, П. П. Серебряное копытце / Павел Бажов ; рисунки Марии Успенской. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. — 24 с. : цв. — (Любимая мамина книжка).
  • Бажов, П. П. Уральские сказы / П. П.Бажов ; рис. В. Милашевского. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1953. — 79 с. : ил.
  • Бажов, П. П. Уральские сказы / П. П. Бажов ; рисунки В. Панова. — Москва : Детгиз, 1957. — 415 с. : ил.
  • Бажов, П. П. Уральские сказы / П. П. Бажов ; худож. А. Кошкин. — Москва : Эгмонт Россия Лтд., 2004. — 168 с. : ил.
  • Бажов, П. П. Уральские сказы / П. Бажов ; худож. О. Ионайтис. — Москва : Росмэн : Росмэн-Пресс, 2011. — 140, с. : ил. — (В гостях у сказки).
  • Бажов, П. П. Уральские сказы / П. Бажов ; иллюстрации В. Милашевского. — Москва : ИД Мещерякова, 2019. — 120 с. : ил. — (Малая книга с историей).
  • Бажов, П. П. Хрупкая веточка : сказы / П. П. Бажов ; вступ. ст. Л. Скорино ; худож. О. Коровин. — Переизд. — Москва : Детская литература, 1990. — 112 с. : ил.
  • Седой Урал : / сост., предисл. и коммент. А. С. Орлова, Р. Г. Пихои ; худож. Б. Алимов. — Москва : Молодая гвардия, 1983. — 446 с. : ил. — (История Отечества в романах, повестях, документах. Век XVIII).

Содерж. : Медной горы Хозяйка : сказ / П. Бажов ; Рудознатцы : повесть / А. Бармин ; Бунт : повесть / В. Туболев ; Город Екатеринбург : исторический очерк / Д. Н. Мамин-Сибиряк ; Берг-привилегия, 1719 г. ; Описание уральских и сибирских заводов, 1735 г. / В. И. Геннин ; Выписка о горных делах, 1777 г. / В. И. Крамаренков.

Сказы Бажова и их использование в сказкотерапии

Произведения Бажова очень удобно применять в сказкотерапии, основной задачей которой является формирование у детей положительных ценностей и мотиваций, прочных моральных устоев, развитие у них творческого восприятия мира и хороших интеллектуальных способностей. Яркие образы сказов, простые, душевные, трудолюбивые люди из народа, фантастические персонажи сделают мир ребенка красивым, добрым, необычным и завораживающим.

Самое важное в сказах Бажова – это мораль. Ее ребенок обязательно должен усвоить и запомнить, и помощь взрослого в этом очень необходима

После того как сказка рассказана, с детьми в той же дружелюбной манере нужно провести беседу о главных героях, об их поведении и судьбе. Малыши с удовольствием расскажут о тех персонажах и их поступках, которые им понравились, выскажут свое мнение по поводу отрицательных героев и их поведения. Таким образом, беседа поможет закрепить положительный эффект сказкотерапии, способствуя прочному укоренению полученных знаний и образов в сознании ребенка.

Список произведений Бажова:

  • «Алмазная спичка»;
  • «Аметистовое дело»;
  • «Богатырева рукавица»;
  • «Васина гора»;
  • «Веселухин ложок»;
  • «Голубая змейка»;
  • «Горный мастер»;
  • «Далевое глядельце»;
  • «Две ящерки»;
  • «Демидовские кафтаны»;
  • «Дорогое имячко»;
  • «Дорогой земли виток»;
  • «Ермаковы лебеди»;
  • «Жабреев ходок»;
  • «Железковы покрышки»;
  • «Живинка в деле»;
  • «Живой огонек»;
  • «Змеиный след»;
  • «Золотой волос»;
  • «Золотоцветень горы»;
  • «Золотые дайки»;
  • «Иванко-крылатко»;
  • «Каменный цветок»;
  • «Ключ земли»;
  • «Коренная тайность»;
  • «Кошачьи уши»;
  • «Круговой фонарь»;
  • «Малахитовая шкатулка»;
  • «Марков камень»;
  • «Медная доля»;
  • «Медной горы хозяйка»;
  • «На том же месте»;
  • «Надпись на камне»;
  • «Не та цапля»;
  • «Огневушка-поскакушка»;
  • «Орлиное перо»;
  • «Приказчиковы подошвы»;
  • «Про Великого полоза»;
  • «Про водолазов»;
  • «Про главного вора»;
  • «Рудяной перевал»;
  • «Серебряное копытце»;
  • «Синюшкин колодец»;
  • «Солнечный камень»;
  • «Сочневые камешки»;
  • «Старых гор подаренье»;
  • «Тараканье мыло»;
  • «Таюткино зеркальце»;
  • «Травяная западенка»;
  • «Тяжелая витушка»;
  • «У старого рудника»;
  • «Хрупкая веточка»;
  • «Хрустальный лак»;
  • «Чугунная бабушка»;
  • «Шелковая горка»;
  • «Широкое плечо».

Произведения Бажова, список которых родителям желательно изучить заранее, помогут сформировать у детей чувство симпатии к добрым персонажам, таким как старик Кокованя, Даренка, и негативное отношение, порицание к другим (приказчик из сказки «Медной горы Хозяйка»). Они привьют ребенку чувство доброты, справедливости и красоты и научат его сочувствовать, помогать другим и действовать решительно. Произведения Бажова разовьют творческий потенциал детей и будут способствовать появлению у них ценностей и качеств, необходимых для успешной и счастливой жизни.

Духовная «полоса»

Действительно, почти не исследованной остается «духовная полоса» жизни знаменитого сказителя. Объяснение можно найти простое: в зрелые годы его пугала семинария…

Уже в юности наш бурсак тянулся к литературному труду. Чем он занимался в те годы? Как он сам позже вспоминал, — «мелким репортажем в пермских газетах, корректурой». Жилось семинаристу непросто, он вынужден был прирабатывать.

— Я начинала исследовать работу юного Бажова в пермских газетах, — сказала мне Нина Викторовна. — У него было несколько псевдонимов, всего мне известно около двадцати. «Ритор», например, — это прозвище его. Позднее появится «Чипонев», что означало: «читатель поневоле», так он подписывался чаще всего под библиографическими заметками…

Н. В. Кузнецова справедливо ожидала от  пермских краеведов продолжения исследования. Мне также было известно несколько бажовских псевдонимов: П. Деревенский, П.Осинцев (по девичьей фамилии своей матери), Днев, Огнев. Иногда он подписывался инициалами: П.Б. Егор Колдунков — с таким псевдонимом-синонимом вышла его ранняя повесть «Зеленая кобылка». Конечно, это еще не все, изучение газетных публикаций Бажова нужно продолжить.

Что касается неиспользованности темы религии, то в этом моя собеседница и права, и нет. Мало кто знает, что Бажовым был, например, записана полубыль-полулегенда про «водолазов». Очень страшная «сказочка»… (Прочитать ее можно на сайте «Ураловед»).

Водолазами называли священников, которых взбунтовавшиеся уральские крестьяне (например, в ходе «картофельных бунтов») протаскивали за волосы подо льдом замерзшей реки, или окунали в колодец, добиваясь от них правды. А правда нужна была такая: где та царская бумага с «золотыми строчками», по которой мужикам послабление будет (причем есть разные варианты требований крестьян)…

Примечание. Картофельные бунты начались в 1841 году в ряде волостей Осинского уезда. Крестьяне отказывались проводить общественные посадки картофеля, видя в них форму барщины на помещика, которому их, якобы, продали. Губернатор И. И. Огарев выезжал с воинской командой на место беспорядков, как пишет историк В. В. Мухин, губернатору удалось путем личного убеждения прекратить волнения, однако 20 наиболее упорных крестьян были подвергнуты «полицейскому исправлению, то есть, порке. Порядок был восстановлен, беспорядки прекратились, чтобы… через год повториться вновь в других уездах, Камышловском, Ирбитском и Шадринском.

И ведь дело-то происходило не в годы гражданской войны, когда священство избивали, уничтожали, топили в Каме десятками, — а в середине «спокойного» XIX века. Первый раз история о «водолазах» была опубликована В. Бирюковым (со ссылкой на Бажова) в сборнике дореволюционного фольклора Урала в 1936 г. От составителя есть там любопытное примечание про то, что тов. Бажову во фронтовой обстановке 1918 г. удалось услышать историю обоснования такого «необычного употребления слова» (!)

Но проверить, было ли это «творимой легендой», личным художественным вымыслом рассказчика, красного партизана, или имело широкое распространение на деле, — краеведу не удалось… Страшная история была переработана Бажовым в сказ «Про водолазов»; опубликована в журнале «Огонек» в 1951 году, в 16-м номере, вошла она и в собрание сочинений П.П. Бажова.

Примечание. Еще одно размышление Бажова на ту же тему народной религиозности: «Был у меня один знакомый — бывший комиссар финансов… в районном масштабе. Казалось бы, интеллигентный человек. Так он в 1918-м приехал в свое село, пошел в церковь, надел на себя ризу и сплясал в алтаре. Вот ведь какая психология. И люди-то ведь были неплохие…»

Шесть лет, проведенные Павлом Бажовым в Пермской семинарии (1893-1899), плюс восемнадцать лет учительства в духовных учебных заведениях епархии дали ему очень многое. Такая школа не могла пройти бесследно. И в советские годы духовный опыт нередко «пробивался» в его произведениях, подспудно определял поведенческую модель, сам образ жизни. При том, что ему, как журналисту партийной печати — в 1920-е годы он работал в «Уральской областной крестьянской газете» — приходилось писать и публиковать атеистические заметки.

Биография Павла Бажова

Биография Бажова говорит, что он русский писатель, журналист, фольклорист и общественный деятель.

Литература заинтересовала Павла Бажова только в возрасте 57 лет.

Первый псевдоним Бажова звучал как Бахеев.

В период гражданской войны этот писатель был членом отряда «Красных орлов», который преследовал священнослужителей и гражданских лиц, которые не скрывали свою религиозность.

После того как война завершилась, у Павла Бажова резко ослабло зрение, но он все же не прекратил писать для детей и взрослых, а также не забросил свою редакторскую работу.

Практически 20 лет своей жизни Бажов преподавал русский язык. Павел Петрович души не чаял в детях, а они отвечали ему взаимностью и уважали его. На собственном уроке этот мужчина мог заинтересовать даже закоренелого двоечника.

Детство и юность

Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года в селе Сысерть в Пермской губернии в обыкновенной крестьянской семье.

В земской школе будущий писатель находился в числе самых лучших учеников. При этом он приводил в восторг своих преподавателей, потому как он обладал пытливым умом, замечательной памятью и стремлением учиться.

Когда учеба Бажова завершилась в 1899 году, 20-летний будущий писатель получил место в духовной семинарии, что базировалась в Перми. Молодой человек тогда должен был расстаться с родителями, решившись на дальний переезд и прекрасные перспективы для будущей карьеры.

Любимец детворы

Павел Петрович Бажов сильно любил детей, а они отвечали ему такой же преданной любовью. Этот писатель говорил с детишками безо всякого сюсюканья, как со взрослыми людьми, потому что он был опытный и наблюдательный педагог. Этот мужчина всегда с должным пониманием относился к детским проблемам и ему хотелось увидеть в глазах своих подопечных настоящее счастье.

В знак особенного детского доверия на столе Бажова всегда находился пионерский галстук, который ему был вручен пионерами первой железнодорожной школы. 

Депутатская деятельность

Два раза Павел Петрович Бажов был избран народом в качестве депутата Верховного Совета. Это произошло в 1946 и 1950 годах. В момент собственной депутатской деятельности Бажов обстоятельно разбирался в каждом вопросе, быстро реагировал на появляющиеся проблемы, а главной чертой его депутатства была настойчивость. Этот мужчина нес собственное высокое звание депутата с достоинством и честью.

Исключение из партии

Впервые Павла Бажова исключили из партии в 1933 году. Через несколько месяцев данное исключение было заменено строгим выговором, который сняли с уже известного на то время писателя только в 1940 году. Причиной тому была несвоевременная выдача Бажову партийного билета в революционные времена.

Второе исключение Павла Петровича Бажова из партии приходилось на 1937 год, это произошло из-за доноса М. Кашеварова. Причиной в этот раз стала документальная книга «Формирование на ходу», написанная этим писателем. 

Последние годы жизни

В 1949 году писатель Бажов праздновал своё 70-летие. В этот торжественный день собралось очень много людей. Там присутствовали не только родственники и близкие друзья писателя, но и совсем незнакомые люди, которые высоко оценили литературное творчество Павла Петровича Бажова.

Юбилейный вечер этого писателя проходил в Свердловской государственной филармонии. Бажов тогда сильно удивился и растрогался таким почтением людей к его творчеству. Он искренне был рад принять поздравления и подарки от всех, кто пришёл его поздравить в этот праздничный день.

К большому сожалению, в следующем году писатель умер.

Учреждение премии имени Павла Бажова

В 1999 году впервые была учреждена премия имени Павла Бажова, которую вручали авторам, писавшим произведения на уральскую тематику.

Среди получивших данную премию был и писатель Алексей Иванов с его шокирующей публику и нашумевшей книгой «Ебург».

Семья

После того как Павел Петрович приобрел работу учителя русского языка в духовном училище, он также параллельно работал в Екатеринбургском епархиальном училище для девушек. Там-то он и повстречался со своей первой и единственной любовью всей жизни. Этот писатель увлекался своей ученицей с последнего класса В. Иваницкой. По завершению ею учёбы Бажов принял решение о женитьбе.

В скором времени после свадьбы в семье начали рождаться дети Бажова. Сначала у писателя появилось 2 прелестных девочки. Немного позже в семье появился ещё один ребёнок, а в тяжёлые времена Первой мировой войны писатель с собственной женой переехали к её родителям — в небольшой городок с названием Камышлов. Там супруга родила Бажову четвёртого ребёнка.

Краткая библиография

Сочинения Павла Бажова (1976)

  • Сочинения в 3-х томах. — М.: Гослитиздат, 1952.
  • Сочинения в 3-х томах. — М.: Правда, 1976.
  • Сочинения в 3-х томах. — М.: Правда, 1986.
  • Избранные произведения в 2-х томах. — М.: Художественная литература, 1964.
  • «Уральские были». — Свердловск, 1924 — книга очерков
  • «К расчету». — Свердловск, 1926
  • «Пять ступеней коллективизации». — Свердловск, 1930
  • «Бойцы первого призыва». — Свердловск, 1934
  • «Формирование на ходу». — Свердловск, 1936 — книга, за которую Бажов был исключён из членов ВКП(б)
  • «Зелёная кобылка». — Свердловск,1940 — автобиографическая повесть
  • «Малахитовая шкатулка». — Свердловск, 1939 — сборник сказов
  • «Ключ-камень». — Свердловск, 1943 — сборник сказов
  • «Сказы о немцах». — Свердловск, 1943 — сборник
  • «Ермаковы лебеди». — Молотов, 1944
  • «Живинка в деле». — Молотов, 1944
  • «Голубая змейка». — Свердловск, 1945
  • «Богатырева рукавица». — М.: Правда, 1946
  • «Богатырева рукавица». — Свердловск, 1946
  • «Орлиное перо». — Свердловск, 1946
  • «Русские мастера». — М.-Л.: Детгиз, 1946
  • «Каменный цветок». — Челябинск, 1948
  • «Дальнее — близкое». — Свердловск, 1949
  • «Дальнее — близкое». — М.: Правда, 1949 — мемуары
  • «За советскую правду». — Свердловск, 1926
  • «Через межу»
  • «Отслоения дней» — дневниковые записи, письма

Семинария

Окончив училище на «отлично», Павел получил возможность дальнейшего обучения в духовной семинарии. Огорчало лишь то, что надо было уезжать ещё дальше от родного дома – в Пермь. Выпускникам Пермской духовной семинарии предоставлялось очень качественное и многостороннее образование. Кроме Бажова в этом заведении учились также писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк и известный русский изобретатель Александр Попов.

Павел окончил учёбу в 1899 году. Он попал в тройку лучших выпускников, и ему предоставили место в духовной академии. Но двадцатилетний молодой человек посчитал нечестно пользоваться таким шансом, потому что не был религиозным человеком, более того, считал себя настроенным революционно. Ещё в студенчестве читал философские и революционные запрещённые книжки, также изучал научные работы Дарвина. Ему были близки идеи народников, Павел страстно мечтал, чтобы простой люд избавился от самодержавия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector