Основоположники логопедии

«Введение в специальность» на тему

`Биография
Федора Андреевича Рау`

Выполнила:
группа 815

РАУ ФЕДОР АНДРЕЕВИЧ
(ФРИДРИХ-ВИЛЬГЕЛЬМ) 1868-1957 Родился в Ульме, Баден-Вюртенберг, Германия, умер
в Москве. С 1892 жил в России. В 1898 принял русское подданство, а затем и
православие. В 1899 директор Московского городского Арнольдо-Третьяковского
училища глухонемых. Жена ГОЛЯШКИНА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА 1870-1947
Дети: ЕЛЕНА1898-1969,ФЕДОР 1910-1977, ЗОЯ 1907-1976 Внуки НИНА
ЮРЬЕВНА по мужу ТУРКИНА, 1931 г.р.; МАРИНА ЮРЬЕВНА РАУ 1939; ШУМСКАЯ ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА, 1958, урожденная
КОРЯГИНА; ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА РАУ 1956

В середине XIX века в России
начали открываться школы для глухих. Появляются школы в Одессе, Харькове, в Казани
и в других городах. На стендах зала показаны фотографии классов, спален, прачечных,
мастерских училищ для глухих. Эти училища существовали на пожертвования частных
лиц, так как обучение глухонемых в Российской империи не было государственным.

Вследствие этого положение школ
и училищ зависело от размеров пожертвований благотворителей. Однако уже к концу
XIX в. многие из школ входили в систему учреждений Попечительства императрицы Марии
Феодоровны о глухонемых.
Для развития слуха и произношения применялись различные методы. На представленных
на стендах фотографиях видно, что уже тогда, например, занимались развитием слуха
в акустическом классе.
Стенды, представляющие дальнейшие поиски сурдопедагогов в конце XIX — начале XХ
века, содержат уникальные документы. Небезинтересно будет прочитать, например, обращение
сурдопедагогов России к Временному правительству.

 

Подробно представлены основные
этапы развития советской сурдопедагогики, начиная с 1921 года до восьмидесятых
годов. Это не просто фотографии и книги замечательных советских дефектологов,
это история поиска оптимальных путей обучения глухих во имя полной их социальной
реабилитации, это столкновение мнений, это смена одного метода другим, это открытие
все новых и новых возможностей людей с недостатками слуха.

Стенды зала № 1, посвященные развитию отечественной
сурдопедагогики в 20 — 80-е годы ХХ века

Особое место по праву здесь
отведено династии Рау. Основатель династии Федор Андреевич — создатель аналитико-синтетического
метода обучения глухих детей устной речи, его жена Наталья Александровна — основоположник дошкольного
обучения глухонемых. Их дело продолжили дети — Елена Федоровна работала с глухими
детьми преддошкольного возраста, кандидат пед. наук Зоя Федоровна также работала
в яслях для глухих. Федор Федорович, как и отец, занимался вопросами произношения,
разработал концентрический метод обучения глухих детей произношению и устной речи
в первоначальный период. Сейчас с глухими детьми работают уже внуки и правнуки
Федора Андреевича, а также многочисленные ученики и продолжатели дела этой династии.

Стенд, посвященный вкладу в сурдопедагогику семьи
Рау

Федор Андреевич Рау с сыном Федором Федоровичем

Наша наука — сурдопедагогика
— всегда была живой: шли поиски, случались ошибки, заходили в тупики. Наука была
то ближе к практике, то отходила от неё. Шли дискуссии, которые не прекращаются
по сей день. Но настоящие сурдопедагоги в спорах всегда руководствовались интересами
глухих, а не утверждением собственной значимости в науке. Об этом свидетельствуют
экспонаты музея.

Общественная деятельность

В общественной деятельности отстаивает позицию, что социальное кино и социальные коммуникации в целом способны стать мощным инструментом продвижения гуманистических ценностей, позитивных социальных изменений, развития гражданского общества. Помимо многочисленных фильмов, создал несколько инфраструктурных медиа-проектов, нацеленных на достижение этих целей.

Плат

Первая в России площадка для создания социальных импакт-проектов, которые реализуются на основе кросс-медиа подхода и используют различные каналы коммуникации с аудиторией. Она проходит 1 раз в год и позволяет авторам социальных кинопроектов, отобранных на основе конкурсного отбора, получить доступ к необходимым ресурсам для их реализации. Плат проходит в форме ежегодного питчинга проектов. В ней принимают участие 7 независимых авторских групп, которые презентуют проекты представителям медиаиндустрии, бизнеса, НКО и частных и благотворительных фондов. Проект реализуется при поддержке пула коммерческих и некоммерческих организаций-партнеров.

Услышь меня

Один из первых импакт-проектов, созданных в России, призванный изменить отношение общества с глухим и слабослышащим. Людей с проблемами слуха в России насчитывается около 13 миллионов, и к сожалению, не все из них успешно социализированы. Проект призван разрушить стереотипы, связанные с глухими и слабослышащими людьми, и помочь добиться изменений в сфере их образования и трудоустройства. Помимо этого, проект знакомит людей с современными техническими средствами, способными помочь при проблемах со слухом, и обосновывает необходимость регулярно проверять слух у специалиста.

Основой проекта является документальный фильм «Услышь меня», премьера которого состоялась в 2016 году. Для достижения большей степени вовлечения, он дополняется масштабной кросс-медиа кампанией, включающей в себя одновременную премьеру в более чем 60 городах в Международный День Глухих, региональный прокат, телевизионный эфир, SMM-продвижение, интернет-сайт и вирусные ролики.

Партнерами проекта стали Центр современного искусства MARS, Театр имени Пушкина, Мастерская Петра Фоменко, Город мастеров «Мастерславль», Сеть кофеен Дабл Би, Сеть салонов красоты «Конфетти-салон», Винный бар-бутик Why Not Wine, Театр Мимики и Жеста, Театр Недослов, Лаборатория творческих тренингов Artoplane, Коворкинг Impact Hub Moscow и другие организации. Проект поддержали много известных людей, в числе которых писатель Евгений Гришковец, актриса Ирина Горбачева, эстрадный исполнитель Сергей Лазарев и другие.

Примечательно, что проект связан с личной историей своего автора. Прадед Никиты Тихонова-Рау, Федор Рау, приехал из Германии и открыл первый в России и Европе детский садик для глухих детей, позже став одним из основателей Всероссийского Общества Глухих.

Дело Жизни

Импакт-проект, популяризирующий идею социального предпринимательства. В его основе лежит одноименный фильм, состоящий из 12 серий, снятых по всей стране. В каждой серии собраны истории социальных предпринимателей, проживающих в определенном регионе. Кроме этого, фильм включает в себя интервью с экспертами в сфере бизнеса и НКО. Планируется, что на конец 2017 года будет снято первые 4 серии проекта: в Архангельской области, ХМАО-Югре, Москве и Удмуртии.

Проект получил поддержку Министерства Культуры Российской Федерации, Министерства Экономического развития, Фонда развития социальных программ «Наше Будущее» и других партнеров.

Они это Мы

Еще один импакт-проект Лаборатории Социального Кино «Третий Сектор», получивший поддержку Фонда Тимченко. Он посвящен довольно редко обсуждаемому в наше время вопросу — формированию отношения к старости. Проект призван преодолеть проблему связи поколений, побороть так называемый «эйджизм» — дискриминацию человека на основании его возраста, — и призвать людей перестать относится к старости как к болезни. Кроме того, одной из целей проекта является борьба с психологическим старением и потерей чувства собственного достоинства у пожилых людей. «Они это мы» представляют собой серию роликов социальной рекламы, в которых пожилые люди делятся своим отношением к жизни и старости.

Фёдор Андреевич Рау как человек…

О Ф.A. Pay, как известном и всеми ценимом деятеле на поприще обучения и воспитания глухонемых, писали, говорили и будут писать и говорить много; – мне же хочется написать несколько строк о нем, как о человеке, и насколько возможно обрисовать эту выдающуюся личность.

Мне приходилось встречать многих и многих из его бывших учеников, питомцев и одного из них и ни от одного из них я не слыхал о нем неодобрительных слов, просто нелестных для него воспоминаний, как следствия неудовольствия им. Наоборот, все с теплым участием и с искренней симпатией к нему спрашивали, здоров ли он? что поделывает? все так же ли бодр и деятелен?

Это – немаловажный показатель тех отношений, которые существовали и существуют между Фёдором Андреевичем и глухонемыми. Ведь так трудно имеющему возможность влиять на судьбу других людей приобресть и сохранить их привязанность, не обидев кого-нибудь нечаянно, против воли, по долгу службы… А Фёдор Андреевич в прежнее время имел большие полномочия по учреждению; если же он все-таки сохранил добрую память среди глухонемых о себе, то ясно, что отношения между ним и глухонемыми были самые нормальные, самые человечные, благожелательные с его стороны и вызывающие любовь и благодарность в его бывших питомцах.

Всегда ровный, спокойный, со всеми неизменно приветливый, доступный всем и каждому, он готов всякому помочь советом, делом, указаниями многоопытного в своей специальности человека и всем, чем можно

И при всем том всегда полное внимание, доброжелательность и сердечное участие к человеку

Пишу это и дальнейшее не для того, чтобы хвалить его: в подобных похвалах его личных качеств, он, как общепризнанный и уважаемый деятель, не нуждается. Пишу же это для тех «дальних» – провинциальных деятелей по обучению глухонемых, самих глухонемых и их близких, которые его и в глаза не видали, а между тем интересуются личностью того, чей 40-летний юбилей так единодушна чествуют, и которые ценят в человеке «человека» наравне с достоинством его, как «работника». «Вот человек-то», говорят про того, кого ценят за его личные качества.

Работоспособность Ф.A. Рау прямо поразительна и без тени казенно-формального отношения к делу. Рано утром, когда все еще спят, поздно ночью и в дни отдыха нередко приходилось видеть его за делом, пишущим исправляющим, беседующим с посетителями, заседающим в комиссии и т. д. Многосторонняя и разнообразная его деятельность по учреждению, участие в комиссиях, съездах, подготовке сурдопедагогов, по чтению лекций и пр. и пр. известна всем близким к делу обучения глухонемых и будет очерчена в статьях, трактующих его деятельность. Просто удивительна, как при такой сложной и многогранной работе он находит время и силы писать и печатать многочисленные статьи по разным вопросам своей специальности.

При работе с глухонемым, необходимо иметь огромный запас терпения и выдержки. Этими необходимыми качествами Фёдор Андреевич в большой мере и обладает. Хочется думать, что природа нарочно создала для работы с глухонемыми такого энергичного, талантливого и преданного делу работника, обладающего всеми положительными личными качествами. Но, конечно, такая мысль неверна. С такими качествами, как терпение, выдержка и чуткая деликатность не рождаются, – они не от природы. Много нужно поработать над собой, чтобы развить и выковать в себе подобные качества. Тем и ценнее такие личные качества в выдающемся, деятеле – талантливом, высоко-ценном специалисте по обучению и воспитанию глухонемых.

Остается пожелать, чтобы Фёдор Андреевич еще на многие годы сохранил силы, здоровье, бодрость и энергию, для чего следует беречь его, так как есть предел всяким человеческим силам. Следует также беречь его от неприятностей, сокращающих жизнь и подрывающих бодрость и энергию.

Источники

  • Артем на Украине : Документы и материалы / Сост.: С. О. Розин, А. Ф. Сергеева. — Харьков: Харьковское кн. изд-во, 1961. — 326 с.
  • Артем (Сергеев Ф. А.). Статьи, речи, письма. — М.: Политиздат, 1983. — 351 с.
  • Аниканов П. Артем. — Харьков: Молодий більшовик, 1930.
  • Круть В. Большевик Артем. — М.: Политиздат, 1947.
  • Загорський П. С. Революційна діяльність Артема (Ф.Сергєєва). — К., 1949.
  • Наседкін В. М. Артём. — Харків: Обл. вид., 1958.
  • Могилевский Б. Л. Артём (Фёдор Сергеев). — М.: Молодая гвардия, 1960 (серия ЖЗЛ). — 367 с.: ил., портр.
  • Астахова В. И. Революционная деятельность Артёма в 1917—1918 гг. — Харьков, 1966.
  • Кузьмин Н. П. Рассвет: Повесть о Фёдоре Сергееве (Артёме). — М.: Политиздат, 1979. — (Пламенные революционеры). — 454 с., ил.
  • Могилевский Б. Л. Наш Артём. — Харьков, 1982.
  • Шикман А. П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. — М., 1997.
  • Tom Poole and Eric Fried Artem: A Bolshevik in Brisbane — Australian Journal of Politics & History, Vol. 31, Issue 2, pages 243—254, August 1985

В искусстве и филателии

Почтовая марка СССР, 1963 год

  • 1963 — выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Артёму.
  • 1970 — вышла пьеса А. Хазина «Артём». В том же году она поставлена на сцене Ленинградского Государственного Академического Театра Драмы им. А. С. Пушкина. Музыку написал Кара Караев.
  • 1978 — на Одесской киностудии выходит телевизионный художественный фильм «Артём» (в главной роли Иван Мацкевич). Образ революционера также присутствует в фильме «Штрихи к портрету В. И. Ленина» (в роли Пётр Щербаков).
  • 1981 — опубликована повесть Радия Полонского «Только бы хватило жизни…: Повесть об Артеме»
  • 2009 — вышел роман австралийского писателя Томаса Кенилли «Народный поезд» (The People’s Train), основанный на фактах из жизни Артёма.

Карьера

С 1999-го по 2008-й — главный редактор журнала «Молоток», ведущий популярной телепередачи «До 16 и старше…» на канале «ОРТ», колумнист ряда периодических изданий («Домовой», GQ и пр.). Основатель модельного агентства Face Fashion, которое позднее стало продюсерской компанией marka. Вёл ряд программ на телевидении. В 2002 году был ведущим дневного ток-шоу «Цена успеха» на телеканале «РТР» («Россия») в паре с сенатором Людмилой Нарусовой. В 2003 году вёл на том же телеканале дневное ток-шоу «Короткое замыкание» (позже ему на смену придёт Антон Комолов). Осенью 2004 года был ведущим романтического телешоу «Это любовь» на «СТС».

В 2002 году состоялся театральный дебют Павлова-Андреевича с постановкой «Бифем» по пьесе Людмилы Петрушевской. В 2003 году спектакль получил награду «Новое слово» на театральном фестивале «Новая драма».

Среди прочих театральных работ — «Старухы», тридцатиминутная экспериментальная опера по тексту Даниила Хармса, номинированная на две награды национального фестиваля «Золотая маска», в 2010 году и «Анданте» — спектакль по пьесе Людмилы Петрушевской, поставленный в 2016 году на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда, а также моноспектакль актрисы Мастерской Брусникина Алины Насибуллиной «Йéлэна» в театре «Практика».

С конца 2000-х Павлов-Андреевич занимается современным искусством. Сотрудничает с художницей Мариной Абрамович, которая однажды сказала о Павлове-Андреевиче: «Его искусство способно удивлять нас бесконечным количеством новых возможностей взгляда на мир, в котором мы живем». Также работает с директором лондонской галереи Serpentine Хансом-Ульрихом Обристом, директором Лос-Анджелеского музея MOCA Клаусом Бизенбахом и основательницей биеннале Performa RoseLee Goldberg . Перформансы и персональные выставки Павлова-Андреевича были показаны на Венецианской биеннале современного искусства, в музее «Гараж» (Москва), Künstlerhaus (Вена), Faena Arts Center (Буэнос-Айрес), культурном центре CCBB (Бразилиа), Deitch Projects (Нью-Йорк), ICA (Institute of Contemporary Arts, Лондон), Музее современного искусства Сан-Пауло и пр.

Международную известность заработал благодаря перформансу «Подкидыш»: не согласованному с организаторами вбросу обнажённого и закованного в стеклянный ящик Павлова-Андреевича на ряд светских мероприятий (открытие музея «Гараж» в Москве, вечеринка французского мецената Франсуа Пино на Венецианской биеннале, бал Met Gala в Нью-Йорке). В ходе перформанса на балу Met Gala 2 мая 2017 был задержан полицией Нью-Йорка за незаконное проникновение на частную территорию и обнажение в публичном месте и отправлен в тюрьму Central Booking, где провёл 24 часа.

Серию перформансов Temporary Monuments (2014—2017) и одноимённые персональные выставки в московской галерее Pechersky (2016) и в Музее современного искусства Сан-Паулу (2017) Павлов-Андреевич посвятил проблеме современного рабства в Бразилии и России. В каждом из семи перформансов серии художник на 7 часов погружает себя в условия, в которых приходилось или приходится существовать рабам. В ходе одного из них (Pão de arara) он подвергает себя средневековой пытке, которую в настоящее время использует бразильский отряд специального назначения, в ходе другого (O Tigre), повторяя один из ритуалов бразильских рабов, — пересекает Рио Де Жанейро, неся на голове корзину с нечистотами.

Ведущий британский исследователь искусства перформанса Adrian Heathfield пишет о Павлове-Андреевиче: «Фёдор создаёт выдающиеся по своему воздействию перформативные работы, исследующие тему силы, телесности и вовлечённости. А ещё Фёдор блистателен в своём партизанстве: его серия «Подкидыш» произвела настоящий переполох».

Названы в его честь

Города и посёлки

  • 1921 — Бобровская угольная копь названа именем Артёма, впоследствии шахтный посёлок имени Артёма (с 1938 — город Артёмовский).
  • 1921 — Екатерининский рудник переименован в Артёмовский рудник, впоследствии — город Артёмовск Перевальского района Луганской области. Одновременно с переименованием рудника шахта № 16 Екатериновского рудника переименована в шахту № 10 имени Артёма.
  • 1924 — город Бахмут переименован в Артёмовск (с 2016 переименован обратно в Бахмут согласно закону о декоммунизации).
  • 1924 — город Артём в Приморском крае назван в честь Артёма.
  • 1929 — прииск Феодосиевский Бодайбинского района Иркутской области одновременно с присвоением статуса поселка городского типа переименован в пгт Артёмовский.
  • 1936 — остров Пираллахи в Каспийском море возле Баку и расположенный на нём посёлок городского типа Пираллахи переименованы в Артём-Остров (в 1990 переименован в прежнее название).
  • 1938 — посёлок имени Артёма и село Егоршино в Свердловской области образовали город Артёмовский, который с 1965 года является административным центром Артёмовского района Свердловской области.
  • 1939 — город Ольховский Красноярского края переименован в Артёмовск.

Военная техника

  • Его имя носил получивший известность участием в обороне Харькова в Гражданской войне красноармейский броневик «Товарищ Артём».
  • 1928 — эсминец Балтийского Флота «Зиновьев» (бывший «Азард») переименован в «Артём».

Улицы и организации на Украине

С 2015 г. согласно закону о декоммунизации на Украине идёт переименование объектов, названных в честь Сергеева, в том числе улиц в Киеве, Днепре, Харькове, Запорожье и т.д.

  • Имя тов. Артёма носил Днепропетровский горный институт.
  • В Харькове в 1930-е был открыт Парк культуры и отдыха имени Артёма (сегодня Парк Машиностроителей).
  • Многие города Донецкой и Луганской области имеют улицы, районы и школы имени Артёма.
  • В Кривом Роге имеются: две шахты имени Артёма (Артём-1 и Артём-2), Парк культуры и отдыха имени Артёма, Дом культуры имени Артёма, площадь Артёма, станция метротрама «Пло́щадь Артёма» (с 23 апреля 2016 года именуется «Вечерним бульваром» согласно закону о декоммунизации).
  • Имя было присвоено Донецкому областному украинскому музыкально-драматическому театру.
  • Центральная улица г. Донецка носит название — ул. Артёма. В честь поставленного памятника Артёму.

Улицы и организации в других странах

  • В мкр. Фирсановка г. Химки имеется санаторий имени Артёма.
  • В Алма-Ате, Минске, Гомеле, Гродно, Ессентуках и других городах есть улицы Артёма, в Батайске — ул.Артёмовская.
  • В г. Пласт Челябинской области с 1912 г. работает ФЗЦО им. Артёма (ранее — Антоновский завод, переименован после Гражданской войны)
  • Его именем назван микрорайон в г. Шахты Ростовской области и спорткомплекс «Артёмовец». Также в городе была названа ТЭЦ им. Артёма.
  • Его имя носил бывший Парамоновский рудник, а в советское время угольная шахта им. Артёма-1 и Артём-2 Глубокая в г. Шахты Ростовской области.

Примечания

  1. Павлов-Андреевич Федор. . Эхо Москвы. Дата обращения 29 ноября 2017.
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения 29 ноября 2017.
  3. . Московские новости (2002).
  4. . Комсомольская правда (25 июля 2002).
  5. . Московский комсомолец (25 июля 2002).
  6. . Известия (9 августа 2002).
  7. . Эхо Москвы (5 апреля 2003).
  8. . Комсомольская правда (30 сентября 2004).
  9. . Московский комсомолец (13 января 2005).
  10. . Огонёк (12 сентября 2004).
  11. . ТВ Дайджест (26 августа 2004).
  12. . Kleo.ru (26 августа 2004).
  13. . Golden Mask. Дата обращения 29 ноября 2017.
  14.  (англ.). mif.co.uk. Дата обращения 29 ноября 2017.
  15. . archive.garageccc.com. Дата обращения 29 ноября 2017.

Биография

Фёдор Кошка был весьма близок к великому князю Дмитрию Донскому и его сыну Василию, которые даже пользовались его советами. Судя по сохранившимся источникам, Фёдор Кошка обладал большим умом, спокойствием и ласковостью обращения, был великолепным дипломатом.

По мнению В. К. Трутовского, Фёдор Кошка был одним из выдающихся и умнейших политических деятелей в Московском княжестве во время правления Дмитрия Донского и Василия I.

Известий о боярине Федоре Андреевиче сохранилось немало, однако с учётом того, что в это же время был другой боярин с таким именем — Фёдор Андреевич Свибло, определить, к кому именно относится данное известие, можно только по косвенным признаком.

В 1380 году упоминается боярин Фёдор Андреевич, которого великий князь Дмитрий Донской, отправившийся во главе армии против Мамая, оставил оборонять Москву. Не исключено, что имелся в виду Фёдор Кошка. Но, по мнению В. К. Трутновского, которое поддержал С. Б. Веселовский, данное известие относится к боярину Фёдору Андреевичу Свибло, который был воеводой уже в 1377 году, в то время как Фёдор Кошка воеводой не был. Также, вероятнее всего, именно к Фёдору Свибло относится известие подпись на первой духовной великого князя Дмитрия Донского, датированного 1371 годом.

Первое достоверное известие о Фёдоре Кошке относится к 1389 году, когда он в числе других бояр подписался на духовной великого князя Дмитрия Донского 1389 года, одновременно там стоит и подпись другого Фёдора Андреевича — Свибла.

В 1393 году в самый разгар распри великого князя с Новгородом по поводу сбора «чёрного бора», он вёл мирные переговоры с последним:

По отношению к татарам он советовал Василию сдержанную политику, как это видно, из письма Едигея к великому князю от 1409 года, где он противопоставляется своему сыну Ивану:

После 1393 года Фёдор Кошка не упоминается, а в 1409 году, как следует из письма Едигея, он был уже мёртв. По предположению Трутовского, Фёдор Кошка должен был действовать во время правления Едигея, который пришёл к власти в Орде в 1398 году. При этом в 1408 году отношения Москвы и Орды резко изменились. Трутовский связал эти изменения со смертью Фёдора Кошки и предположил, что он умер в 1407 году. Эта точка зрения была поддержана и Веселовским.

В конце жизни Фёдор Кошка принял постриг с именем Феодорит.

Семья

  • Жена: Елизавета Львовна Сергеева (в девичестве Репельская), (—). Окончила медицинский факультет Московского университета, была на партийной и военной работе. После смерти мужа работала главврачом созданного ею противотуберкулёзного санатория близ Нальчика, председателем облздрава Кабардино-Балкарской АССР, потом заместителем директора авиамоторного завода №24, директором текстильной фабрики, начальником медицинского управления госпиталей ВЦСПС.
  • Сын: Артём Фёдорович Сергеев (5 марта  — 15 января ), генерал-майор, приёмный сын Сталина, участник Великой Отечественной войны, был в плену, бежал, участвовал в партизанском движении отряда Флегонтова. После войны командовал . Написал книгу.

Избранные персональные выставки и перформансы

2019 — Decorative Sacredness, персональная выставка. Gazelli Art House, Лондон

2018 — O Batatodromo, перформанс, в составе выставки Do Disturb. Palais de Tokyo, Париж

2018 — Temporary Monument № 0, перформанс долготерпения, в составе выставки her shey qayidacaq. Gazelli Art House, Лондон

2017 — Fyodor’s Performance Carousel-3, сайт-специфик инсталляция, совместно с 7 художниками-перформансистами, куратор — Маргарита Осепян. Sesc Consolação, Сан-Паулу

2017 — Adventures of the Body, персональная выставка. Baró Galeria, Сан-Паулу

2017 — Temporary Monuments, персональная выставка. MAC-USP, Сан-Паулу

2016 — Temporary Monuments («Временные памятники»), персональная выставка. Pechersky Gallery, Москва

2016 — «Подкидыш-4», интервенция. Bienal de São Paulo, Сан-Паулу

2016 — Fyodor’s Performance Carousel-2, сайт-специфик инсталляция, совместно с 8 художниками-перформансистами, куратор — Фелиситас Тун-Хоэнштайн (Felicitas Thun-Hohenstein). Künstlerhaus, Вена

2016 — A Portrait with the Artist and Void, перформанс долготерпения. Museu de arte moderna (MAM-SP), Сан-Паулу

2015 — «Пётр и Фёдор», 24-часовая дискуссия-перформанс с художником Петром Быстровым, кураторы — Дарья Демёхина и Анна Шпилько. Государственная галерея на Солянке, Москва

2015 — O Batatodromo, персональная выставка, куратор — Марселло Дантас (Marcello Dantas). Centro Cultural Banco do Brasil, Бразилиа

2015 — «Подкидыш-3», интервенция. Christie’s Vanity Fair Party, Лондон

2015 — Os Caquis (The Persimmons), перформанс, куратор — Бернардо Москейра (Bernardo Mosqueira). EAV Parque Lage, Рио-де-Жанейро

2015 — «Подкидыш-2», интервенция. Музей современного искусства «Гараж», Москва

2015 — «Подкидыш-1», интервенция. Venice Biennale gala dinner, Fondation Pinault, Palazzo Cini, Венеция

2014 — Fyodor’s Performance Carousel-1, сайт-специфик инсталляция, совместно с 8 художниками-перформансистами. Faena Arts Center, Буэнос-Айрес

2013 — Laughterlife, сайт-специфик инсталляция, скульптуры и перформанс, куратор — Марсио Харум (Marcio Harum), по заказу Centro Cultural São Paulo. Casa Modernista, Сан-Паулу

2013 — Walk Away Until I Stay, перформанс долготерпения, часть серии The Two Rings. МКАД, Москва

2013 — Empty Bus, перформанс, часть серии The Two Rings. Садовое кольцо, Москва

2012 — Walk On My Shame, инсталляция и перформанс, совместно с Мэттью Стоуном (Matthew Stone), куратор — Кэти Грейсон (Kathy Grayson), в составе выставки New-Revisions, Frieze Week. NEO Bankside, Лондон

2011 — Photobody, персональная выставка, по заказу Galerie Non. Non-Stage, Istanbul Biennial, Стамбул

2010 — The Great Vodka River, инсталляция (смешанная техника) и перформанс, куратор — Катя Крылова. Представлено галереей Luciana Brito Galeria в программе Art Public (куратор — Патрик Шарпенель (Patrick Charpenel) ярмарки Art Basel Miami Beach, Майами

2010 — My Water Is Your Water, инсталляция (смешанная техника) и перформанс, куратор — Мария Монтеро (Maria Montero). Luciana Brito Galeria (в рамках параллельной программы Bienal de São Paulo), Сан-Паулу

2010 — Egobox, перформанс, со-кураторы — Клаус Бизенбах (Klaus Biesenbach) и Роузли Голдберг (Roselee Goldberg). Центр современной культуры «Гараж», Москва

2010 — Flick Me On My Memory, перформанс долготерпения. Galerie Volker Diehl, Берлин

2010 — Whose Smell Is This?, сайт-специфик инсталляция и перформанс. Ярмарки The Armory Show и Volta, Нью-Йорк

2009 — A Portrait with the Artist and Child, перформанс. Galerie Stanislas Bourgain, Париж

2009 — Hygiene, перформанс. Deitch Projects, Нью-Йорк

2009 — I Eat Me, персональная выставка. Paradise Row Gallery, Лондон

2008 — Hunger Meditation, инсталляция (смешанная техника), 3-канальное видео и перформанс. Galerie Stanislas Bourgain, Париж

Примечания

  1. Г.В. Папакин. . Библиотека Украины (7 июля 2018).
  2. «Артём ха́рьковский» (см. «Переписку Секретариата ЦК РСДРП(б) с местными партийными организациями», Т.1 С.146, и «Большевистские организации Украины в период подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции» С.399, «Большевистские организации Украины» С.225); «Том Сергеев» (Tom Sergeyev, Tom Sergeieff, Artymon) — произношение имени «Артём» на иностранный манер, закрепилось за ним в Австралии (Приваленко М. «Большевик Артем», Курское книжное изд-во, 1964 — С.142 — 224 с.); «Большой Том» — характеризовала его массивное телосложение; «Федя Громогласный» — получил в тюрьме, за тембр голоса и громкий заразительный смех (Захаров Б. «Федя Громогласный: (О Ф. А. Сергееве, в честь которого назван г. Артёмовск)» / Б. Захаров // Выбор (Артем). — 2001. — 19 окт. — С. 2.); «товарищ Артём» — последнее стало употребляться в литературе после его смерти; сам он обычно подписывался как «Артём (Сергеев)».
  3. Деятели революционного движения в России : от предшественников декабристов до падения царизма : биобиблиографический словарь / Всесоюзное о-во политических каторжан и ссыльно-поселенцев ; под ред. Феликса Кона . — Москва : Изд-во Всесоюзного о-ва политических каторжан и ссыльно-поселенцев, 1927-1933. — 25-27 см. Т. 5, вып. 1: Cоциал-демократы 1880-1904. вып. 1. А-Б / сост. Э. А. Корольчук и Ш. М. Левиным. — 1931. Стр 131
  4. ↑ , с. 273.
  5. , с. 19.
  6. .
  7. Статьи, речи, письма. С. 82, 84.
  8. . Дата обращения 10 апреля 2014.
  9. Tom Poole and Eric Fried «Artem: A Bolshevik in Brisbane» Australian Journal of Politics & History, Vol. 31, Issue 2, pages 243—254, August 1985
  10. Bertha Walker: Solidarity Forever!, 1972
  11. ↑ .
  12. .
  13. .
  14. .
  15. . yandex.ru. Дата обращения 4 ноября 2016.
  16. Наталья Голицына. . Радио Свобода (4 февраля 2010).
  17. .
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector