Тагильская культурная аномалия

Абстракционисты на одиннадцатом этаже

Школа – это преемственность, тем она и отличается от течения или направления. Ученики Наседкина и Баданиной, увлёкшись новыми идеями, стали искать свои неторные пути в искусстве. Многие преуспели, один из них – Сергей Брюханов. «Принадлежит к числу художников, чьё творчество определило художественно-эстетические искания второй половины ХХ века в России, его работы хранятся в ведущих музеях страны и частных коллекциях США, Европы, биография включена в издание “2000 выдающихся художников и дизайнеров XX столетия”», – написано о нём в искусствоведческой литературе. Ярким представителем нижнетагильской художественной аномалии называет его Владимир Назанский, арт-директор галереи Эрарта в Санкт-Петербурге.

– Помню беседы с одним художником-реалистом в Ханты-Мансийске, а он уже в годах был, такой, знаете, колоритный дед, любитель выпить, очень хороший, крепкий художник, – рассказывает Сергей. – Так вот он, когда поддаст, любил порассуждать об абстракционизме. Даже выстроил свою иерархию ценности жанров. Говорил, что реализм и он вместе с ним находятся на четвёртом этаже здания искусства, а абстракционисты – на одиннадцатом. Почему такое большое расстояние, почему абстракционизм выше, чем реализм, что между и сколько в здании этажей, он не уточнял.

Сергей БрюхановФото: из личного архива Сергея Брюханова

Принято считать современное искусство вещью элитарной, а людей из этой сферы – замкнутыми внутри своей корпорации, отчасти снобами. Сергей опровергает этот стереотип. Он открыт общению со всеми, совмещает творчество и просветительскую деятельность, преподавание.

– Бывает, перед очередной тематической лекцией или творческой встречей смотрю на аудиторию и думаю: какие все разные. Студенты, пожилые люди, интеллектуальные дамы, дети, тётя Мотя с накрашенными ресницами. И все пришли сюда, а значит, им интересно. При этом я не ухожу в примитивизм, не упрощаю.

Сквозная тема в живописи Брюханова – изучение земли, неба и их отношений. У него есть целые серии работ, посвящённые этой истории. Недавно открыл выставку в Иркутске «Земля и краска». Другая тема – свет, передача света посредством цвета. И попытка осмыслить сам этот феномен.

– Вот представь, все источники света, которые мы можем видеть, материальны – солнце, луна, звёзды, электричество, огонь. Но почему тогда мы угадываем, что есть ещё какой-то свет, который трудно понять. Есть странное, неизъяснимое ощущение существования этого света. Я пытаюсь выразить это в живописи, и порою мне кажется, что все мои работы не закончены. Каждая следующая в чём-то продолжает предыдущие.

Контакты

Научно-образовательный центр «Психология искусства в образовательной среде» организован для объединения и координации усилий по проведению научных исследований и образовательной работы в области психологии искусства, ее традиционного и инновационного преломления в широком социально-образовательном и психолого-реабилитационном аспектах.

Целями НОЦявляются: научное обоснование и обеспечение качества образования, научно-исследовательской деятельности и разработки инновационных проектов по внедрению образовательных технологий сферы искусства в широкий социальный контекст, психологическое сопровождение музыкального образования на всех уровнях.

Деятельность НОЦ направлена на:

  • подготовку высококвалифицированных кадров в системе высшего музыкально-педагогического образования;
  • участие в российских и международных научно-исследовательских и экспериментально-образовательных проектах, конкурсах на получение грантов;
  • организацию деятельности психологической службы Центра «ПсИ-О» для оказания психологической помощи и консультирования учащихся, родителей, профессиональных музыкантов и педагогов по проблемам обучения и укрепления личностных ресурсов.

«Кремация живописи»

Другой представитель «узбекского лобби» в Тагиле, Рефат Мамутов, начинал как живописец и график, его работы вызывали большой интерес, но сегодня основные свои творческие усилия он сосредоточил на фотографии.

– Когда занимался только живописью, то в каждой из своих работ пытался изобразить некий знак – натюрморта, пейзажа, натуры, интерьера. Но не какой-то универсальный знак, который бы повторялся из работы в работу, а для каждой ситуации – свой. Мой «знак» включает в себя не только силуэт-рисунок, но и цвет-символ. Серьёзно отношусь к форме и композиции в целом, – говорит Рефат.

Рефат Мамутов на занятиях со студентамиФото: из архива худграфа

В 1999 году в рамках культурного форума, проходившего в Нижнем Тагиле (участвовали искусствоведы Иосиф Бакштейн – директор Института проблем современного искусства, Леонид Бажанов – членкор Российской академии художеств, художники из Москвы и Санкт-Петербурга), Рефат провёл акцию, которая называлась «Кремация живописи». Он сжёг две свои работы, собрал пепел и передал его на хранение в Нижнетагильский музей изобразительных искусств. В числе вопросов, обсуждаемых на форуме, были такие, как утрата картиной своих функций, уход искусства в пространство и акционизм. Перформанс Рефата стал яркой иллюстрацией к заявленным темам.

– Когда делал этот перформанс, не думал всерьёз, что со временем отойду от занятий живописью. Это произошло постепенно. По мере развития цифровых технологий в фотографии и интернета я увидел новые возможности для осуществления своих замыслов.

В актуальных художественных практиках (инсталляция, видеоарт), к слову, весьма преуспели представители тагильской арт-генерации следующего поколения. Выпускник худграфа, ученик Ларисы Грачиковой Владимир Селезнёв сегодня, по общему мнению критиков и экспертов, является звездой отечественного современного искусства. В этом году он получил престижную российскую премию «Инновация» в номинации «Художник года» за выставку-ретроспективу «Иногда кратчайший путь – самый длинный», которая проходила в Ельцин Центре, и премию имени Сергея Курёхина в номинации «Лучший кураторский проект».

Так о чём это они?

Недавно факультет отметил свой 60-летний юбилей. По мнению некоторых выпускников, волна повышенной активности, которая породила «тагильскую школу», постепенно уходит, новое поколение выбирает другие сферы – рекламу, дизайн, фотографию, и некому будет продолжить славные традиции. Но не все столь пессимистичны. В разговоре с одним знакомым журналистом, который пишет на темы искусства в Тагиле, мы попытались сформулировать основную идею «тагильской школы»:

– Посмотри на их картины

Обрати внимание, как богаты они цветом и фактурой, какие удивительные сочетания красок. И каждая – высказывание

Они контрастны хмурым будням, в них чувствуется радость воплощённого замысла, и трудно представить, что творческий заряд такой мощности может исчезнуть просто так, не имея продолжения в будущих талантах.

Обыватели идут на…

Это было то время, лихие девяностые, когда концентрация свободы на худграфе и вообще в художественной среде Тагила достигала наивысшей точки. И эта среда активно коммуницировала с обществом, заявляла о своём существовании выставками, акциями, перформансами и даже самиздатовскими проектами.

Фотогалерея 6

Звёзды «тагильской школы» сияют не только в Нижнем Тагиле и столичных городах, куда их притянула гравитация успеха, но и в других, менее многолюдных местах. Наталья Петренко живёт в Каменске-Уральском, где, как выясняется, тоже можно широко развернуться, если есть талант и желание. Её направления – экспрессивная живопись акриловыми красками, мозаика и декорирование малых форм. Творчество сочетает с преподаванием, соучредитель студии интерьера «Индиго дом», где ведёт мастер-классы, пользующиеся большой популярностью.

В мастерской Фото: Фёдор Телков

.

Фотографировать художника надо незаметно, из укрытия. И хорошо, когда есть подходящая позиция для наблюдения.

Открыть альбом… Фото: Фёдор Телков

.

В творческой и дружеской атмосфере нижнетагильского худграфа формируется вкус, приобретаются друзья и мастерство. Друзья могут уехать, мастерство остаётся навсегда.

Наталья Петренко Фото: Фёдор Телков

.

Красивая вещь. И удобная Фото: Фёдор Телков

.

Мы не знаем, какие приёмы использует художник для создания интерьера в мастерской. Плещет ли краской прямо из банки на поверхность стены, может, брызгает кистью, а может, ладонями растирает.

Силуэт Фото: Фёдор Телков

.

Зачем художнику закрывать жалюзи в мастерской среди бела дня, ведь ему для работы нужен свет? Только для того, чтобы в просвете окна мы могли увидеть красоту.

«Утро на озере». Картон, 51х75,5 см. 2007 год Фото: Фёдор Телков

.

Тогда, в девяностые, появилось нечто панковское, агрессивное, чего не было прежде, в миролюбивых и эстетизирующих восьмидесятых, увлечённых чистым искусством. На худграфе показали немой фильм, снятый одним из студентов, смысл которого был понятен и без слов: обыватели идут на…, а нам всё по… Панковский заряд просуществовал где-то до начала двухтысячных.

Сегодня в клубе – обнажённая натура

– Замечательные наши старшие друзья Юра Платонов, Лёня Ваврженчик внесли большой вклад в искусство, мы учились у них, – рассказывает Владимир Наседкин. – Но они – представители старой школы, а нас накрыла волна нового искусства, мы постоянно ездили, смотрели лучшие выставки, бывали на творческих дачах. И мы, как это ни странно, не были андеграундом и жили в достаточно комфортных условиях. Может, официальная власть нас не очень принимала, но всё-таки к нам проявляли интерес музеи, искусствоведы, нас ценили. Абстрактная живопись в то время, когда формально вроде бы ещё доминировал соцреализм, уже превращалась в такой неофициальный мейнстрим, который со временем вытеснил соцреализм из актуальной повестки.

– Мы организовали такой как бы клуб – собирались у кого-нибудь в мастерской, рисовали обнажённую натуру. Для нас это стало формой профессиональной и человеческой коммуникации – работали, обсуждали фильмы, книги, события в мире искусства, – говорит Татьяна Баданина. – В то время на худграфе сформировалась очень хорошая в творческом плане атмосфера, было много интересных людей и среди преподавателей, и среди студентов. Как педагоги мы старались увидеть, что есть хорошего в человеке, не пропустить, заметить вовремя талант, одарённость, помочь советом.

Николай Грачиков (в нижнем ряду крайний слева) и преподаватели худграфаФото: из личного архива Николая Грачикова

–Тогда, в конце 1970-х годов, в нашей среде началось движение в сторону свободы, ассоциативного мышления, разработки вопросов собственной художественной формы, не связанной с идеологией, – вспоминает искусствовед Галина Курманаевская. – Мы начали понимать традицию не только как традицию реалистической школы передвижников второй половины XIX века, но шире, так, как это, скажем, характерно для постмодернизма, хотя тогда мы ещё не мыслили в постмодернистских категориях. Пытались черпать вдохновение в разных эпохах. Наседкин стал лидером этого движения, но истоки его, по крайней мере, в части поиска новых форм, надо искать в творчестве Алексея Константинова.

Валера-вихрь

Валера Хасанов вплетает восточные мотивы в живописный тагильский ковёр. И не только восточные: в последнее время увлекается культурой народов Севера, много путешествует в те края, где сотовой связи нет, а до ближайшего селения неделя пути. У него в мастерской уютно: керамика на полках, узбекский бубен на стене, кусок сандалового дерева и засушенный лаваш на маленьком столике.

Фотогалерея 6

Тагильская школа живописи – явление мультикультурное и интернациональное, как, собственно, и сам город, где, как в домне, в течение почти трёх веков из смешения культурной руды разного сорта выплавляется тагильский характер. Валера Хасанов своим творчеством вносит в него восточный темперамент, а в живописный тагильский ковёр вплетает яркие нити узбекского орнамента.

Размышления возле мольберта Фото: Фёдор Телков

.

Завершена работа или ещё нет? Только автор знает, когда можно ставить точку.

На пленэре Фото: Фёдор Телков

.

Один из мощных источников вдохновения – православная архитектура и живопись.

Валерий Хасанов Фото: Фёдор Телков

.

Натюрморт в натуре Фото: Фёдор Телков

.

Лимоны – вечная тема. И функциональная натура, учитывая любовь мастера к чаю.

Инструменты Фото: Фёдор Телков

.

В мастерской художника важно не только то, какими инструментами он пользуется, но и фон, на котором они размещаются. «Сокровища Валькирии»

Холст, масло, 60х80 см. 2012 год Фото: Фёдор Телков

«Сокровища Валькирии». Холст, масло, 60х80 см. 2012 год Фото: Фёдор Телков

.

– Я думаю, что в современном мире остро не хватает любви, – рассказывает Валера. – Поэтому задача художника – нести любовь, свет, гармонию. У меня нет какой-то одной темы, которую бы разрабатывал постоянно. Увлекает тема отношений Востока и Запада. Я воспитан в традициях станковой живописи, и мне чрезвычайно интересен сам процесс создания работы. Это ведь как чудо – появление новой картины.

Валера – как вихрь: движения стремительны, мысли тоже. Он освоил новый жанр – перформанс-мастер-класс. В начале акции мы видим подрамник и холст, в конце – готовую работу. На всё про всё полчаса рок-н-ролльного драйва, когда на глазах у зрителей появляется произведение искусства. Но такие скорости только в этом формате, над некоторыми своими картинами он трудится по несколько месяцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector