Государство и эволюция

Формы и методы осуществления функций государства

Государство должно выполнять ϲʙᴏи функции в присущих ему формах, применять в ϲʙᴏей деятельности различные методы.

Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении ϲʙᴏих функций на базе права и в рамках закона. Исключая выше сказанное, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства – правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную.

Правотворческая деятельность – ϶ᴛᴏ подготовка и издание нормативно-правовых актов, без кᴏᴛᴏᴩых реализация других функций государства практически невозможна. К примеру, как осуществлять социальную функцию без кодифицированного социального законодательства, социального права?

От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся исключительно благими пожеланиями законодателя. Стоит отметить, что основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения кᴏᴛᴏᴩой исполнительно-распорядительные органы издают ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

Правоохранительная деятельность, т.е. властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и ϲʙᴏбод граждан и т.д., содержит в себе принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.

В наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства. Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами.

Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Именно такая деятельность будет и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т.п.

Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. Так, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов – прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.

Цивилизационный подход

Цивилизационный подход, в отличие от универсализма, считает, что государства развиваются по-разному, а не идут по общему пути развития. В цивилизационном подходе основным критерием выступает культурный фактор (религия, миропонимание, мировоззрение, историческое развитие, особенности вмещающего ландшафта, своеобразие обычаев, и др.).
А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:

Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.
Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

Изначально Тойнби выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух
десятков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:

  • Первый — локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);
  • Второй — особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.
  • Третий этап — современная цивилизация с её государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

Сэмюэль Хантингтон выдвинул теорию «столкновения цивилизаций» в одноимённой книге. Согласно этой теории, существует 8 цивилизаций — культурных объединений, состоящих обычно более чем из одного государства и существующих на протяжении тысячелетий. Этими цивилизациями являются:

  • Западная цивилизация
  • Исламская цивилизация
  • Индуистская цивилизация
  • Синская (китайская) цивилизация
  • Японская цивилизация
  • Латиноамериканская цивилизация
  • Православная цивилизация
  • Африканская цивилизация

Согласно Хантингтону, по мере усиления контактов между этими цивилизациями будут нарастать культурные конфликты.

Формационный подход

Формационный подход к социально-политическому развитию исходит из предпосылки, что все государства, одни быстрее, а другие медленнее, развиваются по определённому сценарию, и все они рано или поздно должны прийти к одной форме общественно-политического устройства.
Одной из самых известных универсалистских теорий является формационная теория, предложенная Карлом Марксом, в которой основным критерием классификации являются экономические отношения, а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства.

Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Формационный подход выделяет следующие типы обществ:

  • Первобытно-общинное общество— отсутствуют классы в связи с отсутствием частной собственности на средства производства;
  • Рабовладельческое государство — появляются эксплуататоры, рабовладельцы, и эксплуатируемые, рабы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры;
  • Феодальное государство — в роли эксплуататора выступает феодал, обладающий собственностью на землю, а эксплуатируемым слоем являются зависимые крестьяне;
  • Буржуазное государство — эксплуататорским классом является буржуазия, а эксплуатируемым — пролетариат;
  • Последней пятой стадией развития Маркс считал коммунистическое общество — строй, при котором будет создано общество социальной справедливости, в котором неравенство будет уничтожено путём обобществления собственности.

Другая теория, подробно изложенная Фрэнсисом Фукуямой в книге Конец истории и последний человек, утверждает, что конечной точкой социального развития является либеральная демократия западного образца. Следует отметить, что в 2000-х годов Фукуяма пересмотрел свои взгляды, склоняясь в сторону цивилизационного подхода.

Трехэтапная схема эволюции государства

Данная концепция эволюции государственности разделяет развитие государственности на три главных этапа:

  1. Раннее государство — это понятие, с помощью которого описывается особая форма политической организации достаточно крупного и сложного аграрно-ремесленного общества (группы обществ, территорий), определяющая его внешнюю политику и частично социальный и общественный порядок; эта политическая форма в то же время есть отделенная от населения организация власти: а) обладающая верховностью и суверенностью (или хотя бы автономностью); б) способная принуждать к выполнению своих требований; менять важные отношения и вводить новые, перераспределять ресурсы; в) построенная (в основном или в большой части) не на принципе родства.
  2. Развитое государство — это понятие, с помощью которого описывается форма политической организации цивилизованного общества (группы обществ); отделенная от населения централизованная организация власти, управления, принуждения и обеспечения социального порядка в виде системы специальных институтов, должностей (званий), органов, законов (правил), обладающая: а) суверенностью (автономностью); б) верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц; в) возможностью изменять отношения и нормы.
  3. Зрелое государство — это понятие, с помощью которого описывается органическая форма политической организации экономически развитого и культурного общества в виде системы бюрократических и иных специальных институтов, органов и законов, обеспечивающая внешнюю и внутреннюю политическую жизнь; это отделенная от населения организация власти, управления, обеспечения порядка, социального или иного неравенства, обладающая: а) суверенностью; б) верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц; в) развитым аппаратом принуждения и контроля; г) систематическим изменением отношений и норм

Релевантная научная информация:

  1. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. — 4-е изд., переработанное и дополненное. — М.: Юрайт, 1998. — 416 с. — Теория государства и права
  2. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В. М. Корельского и В.Д. Перевалова — М.: Издательская группа ИНФРА • М—НОРМА, 1997 — Теория государства и права
  3. § 2. Классификация и эволюция функций государства — Теория государства и права
  4. § 2. Классификация и эволюция функций государства — Теория государства и права
  5. Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. — Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000. — 704 с. — Теория государства и права
  6. § 1. ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН — Финансовое право
  7. Гражданское право Украины: Учебник для вузов системы МВД Украины: В 2-х частях. Часть I/ А.А. Пушкин В.М.Самойленко, Р.Б.Шишка и др.; под ред. проф. А-А-Пушкина, доц. В.М.Самойленко. — X.:
    Ун-т внутр. дел; «Основа», 1996. — 440 с
    — Гражданское право
  8. С. Пепеляев. Основы налогового права: Учебно-методическое пособие/Под ред. С.Г. Пепеляева.—М.: Инвест Фонд, 2000.— 496с. — Налоговое право
  9. Конституционное право: Учебник Отв. ред. А. Е. Козлов — М.: Издательство БЕК, 1997. — 464 с. — Конституционное право
  10. Трудовое право. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное.Сост. — Н. А. Бриллиантова, И. Я. Киселев, В. Г. Малов, О. В. Смирнов, И. О. Снигирева.— М.: «ПРОСПЕКТ», 1998.—448 с. — Трудовое право
  11. Гражданское право. В 2-х томах. Том 1. Учебник / Под ред. Е.А. Суханова.—М.: Издательство БЕК, 1994. — 384 с. — Гражданское право
  12. Уголовный процесс. Учебник для вузов. А. С. Кобликова. — М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М, 1999. — 384 с. — Уголовный процесс
  13. Бахрах Демьян Николаевич. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2002. — Административное право
  14. Административное право Украины. — 2-е изд., перераб. и доп. Учебник для студентов высш. учеб, заведений юрид. спец./ Ю.П. Битяк, В.В. Богуцкий, В.Н. Гаращук и др.; Под ред. проф. Ю.П. Битяка. — Харьков: Право, 2003. — 576 с. — Административное право
  15. Ерышев А. А. и др. Логика: Курс лекций / А. А. Ерышев, Н. П. Лукашевич, Е. Ф. Сластенко. — 3-е изд., перераб. и доп. — К.: МАУП, 2000. — 184 с
    — Логика
  16. 2.3.1. Понятие и виды юридических лиц — Хозяйственное право
  17. § I. Понятие и классификация источников аграрного права — Аграрное право
  18. § 2. Вещи, деньге, ценные бумаге как объекты гражданских прав. Имущество — Гражданское право
  19. § 1. Понятие объекта преступления — Уголовное право
  20. § 1. Понятие и виды обстоятельств, исключающий преступность деяния — Уголовное право
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector