Золотые медалисты
Содержание:
- Иван Шершнёв, студент химического факультета СПбГУ, в олимпиаде получил золото по направлению «Физическая химия и катализ» и серебро по направлению «Химия»
- Финалисты
- Илья Фрадкин, студент факультета общей и прикладной физики МФТИ, получил золото по направлению «Арктические технологии», серебро за «Электронику и наноэлектронику» и бронзу за «Физику»
Иван Шершнёв, студент химического факультета СПбГУ, в олимпиаде получил золото по направлению «Физическая химия и катализ» и серебро по направлению «Химия»
— Моя история о том, как я начал участвовать в олимпиадах, несколько срамная, но какая есть. В 8 классе, когда химия только началась, я прочитал весь учебник за сентябрь-октябрь. Затем пошел на городскую олимпиаду и занял призовое место. Мне подарили книжечку с задачами и решениями. Я ее взял и забыл.
Потом в один из дней я пошел в туалет, а книжки никакой под рукой не оказалось. А я люблю с книжкой. Смотрю — валяется эта (уже месяца четыре прошло), думаю: «Порешаю-ка задачи по химии». Беру, а там вначале написано, что в Физико-математическом лицее 239 в Санкт-Петербурге есть бесплатный кружок, который готовит школьников к олимпиадам по химии. «Бесплатный?» — подумал я и записался. И последние три года в школе я ходил в этот кружок. Там есть замечательный преподаватель Борис Викторович Миссюль, я его обожаю и боготворю. Благодаря ему и другим преподавателям я вырос как химик и как олимпиадник.
Вскоре я начал побеждать на всероссийских и международных олимпиадах. Так что я натренировался достаточно и к «Я — профессионал» практически не готовился.
И правильно делал, потому что это было очень легко. Физическая химия просто элементарная. Мне кажется, победили те, кто сделали меньше ошибок по невнимательности. Я их почти не сделал — набрал 95 баллов из 100. На мой взгляд, если человек просто хорошо учится в вузе и он прошел курс физической химии, то у него есть все шансы получить медаль на «Я — профессионал».
Химия посложнее. Чтобы выиграть, нужно хорошо разбираться во всех областях химии. Теория на олимпиаде была зубодробительная.
Единственное, задачи были сделаны без души, в них не было никакой изюминки, они все скучные и серьезные. Когда решаешь школьную задачу, ты находишь суть и тебе хорошо — теперь ты знаешь что-то новое. А тут что-то посчитал, решил, записал. Мне кажется, это так, потому что олимпиада поставлена на конвейер: организаторы хотят собрать как можно больше направлений и как можно больше участников.
Но была довольно интересная задача по органической химии. И я ее не решил. Хотя я органик вообще-то. Задача была гибридная: она состояла из легкой и сложной. Загвоздка была в том, что крутая органическая химия начиналась с цепочки из биохимии, при этом не был указан реагент, просто вещество, рядом — другое неизвестное вещество и фермент, фермент был написан на английском, допустим, reductase. И ты такой: «М, это редуктаза, она что-то восстанавливает…» Это-то я знал, а другое не знал, поэтому не смог нормально расшифровать цепочку. Но у меня хотя бы что-то в решении двигалось. А если не знаешь английский — все, если не знаешь ферменты в биохимии — тоже все, до свидания.
Я пошел на олимпиаду, потому что у меня было две мотивации: получить деньги и потешить свое тщеславие. Последнего получил сполна: меня окружали министры, они говорили про нас, про Путина, как всегда. А вот деньги нам сразу не дали.
Зато нам дали семь часов непрерывного бизнес-тренинга. Приходили эффективные менеджеры и спрашивали, каким нужно быть, чтобы стать профессионалом, и все такие: трудолюби-и-вым, отве-е-тственным. Как будто толковый словарь открывали. Не знаю, зачем мы говорили об этом столько времени, но, видимо, здесь такая философия.
Тем, кто только собирается участвовать в этой олимпиаде, я советую вот что: записывайтесь на несколько направлений, смотрите демо-версии, прикидывайте, можете ли вы это решить. Это несложно. Я сначала хотел записаться только на химию, потом на все подряд, потом сократил до четырех направлений, но мог бы этого не делать. Однако многие просто боятся и сами себя зачем-то ограничивают. Но в мультидисциплинарности сила.
Я вот, к примеру, увлекаюсь максимально далекими от моей профессиональной области гуманитарными науками. Очень люблю в свободное время почитать что-то по литературоведению, лингвистике, истории, да и вообще по всему, чему угодно. Два года назад немного разобрался в латыни и записал друзьям-олимпиадникам перевод анекдота про корову и лошадь.
Я сначала даже записался на ряд гуманитарных направлений в олимпиаде, но потом как-то слился. Может, там бы тоже что-то занял, кто знает?
Финалисты
Московский городской педагогический университет
Вятский государственный университет
Воронежский государственный педагогический университет
Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) «РГЭУ (РИНХ)»
Новосибирский государственный педагогический университет
Оренбургский государственный педагогический университет
Оренбургский государственный педагогический университет
Государственный социально-гуманитарный университет
Курганский государственный университет
Московский педагогический государственный университет
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова
Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) «РГЭУ (РИНХ)»
Новосибирский государственный университет
Уральский государственный педагогический университет
Ставропольский государственный педагогический институт
Тюменский государственный университет
Московский городской педагогический университет
Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина
Московский государственный лингвистический университет
Илья Фрадкин, студент факультета общей и прикладной физики МФТИ, получил золото по направлению «Арктические технологии», серебро за «Электронику и наноэлектронику» и бронзу за «Физику»
— Я начал серьезно заниматься физикой еще в старшей школе, побеждал на всероссийской и международной олимпиадах школьников по физике. В бакалавриате МФТИ, а также совместной магистерской программе МФТИ и Сколтеха, которую я заканчиваю в этом году, я также занимался физикой. То, что все направления олимпиады, в которых я участвовал, очень тесно связаны с физикой позволило мне не тратить лишние силы на специальную подготовку. Мне просто потребовалось пройти два тура по каждому из направлений.
Олимпиада состояла из двух туров. Первый тур проходил заочно, нужно было выполнить задания на сайте олимпиады. По результатам выполнения этих заданий участники приглашались на очные туры в вузы-организаторы. По тем направлениям, в которых я участвовал, нужно было просто решить теоретические задачи за 3-4 часа.
Больше всего мне понравилась задача очного тура олимпиады по «Арктическим технологиям». В ней нужно было оценить скорость нарастания льда на лопастях ветряка, расположенного в Арктике, за счет замерзания влаги из воздуха. Задача позволила познакомиться с не очень известным физическим явлением, а само решение предполагало творческий подход.
Я считаю, что главное отличие студенческой олимпиады «Я — профессионал» от распространенных школьных олимпиад в том, что задания в ней могут охватывать очень большие области знаний. Из-за этого готовится к олимпиаде целенаправленно очень сложно. Мне кажется, что залог успеха в олимпиаде — это хорошая фундаментальная подготовка в старших классах и на первых курсах университета.
Мне кажется, для того, чтобы понять свой уровень, надо лишь порешать демонстрационные задания и сравнить результат с проходными баллами по конкретному направлению.
В этом году я поступаю в аспирантуру и планирую в дальнейшем заниматься наукой. Я изучаю физику, точнее фотонику. В научной группе теоретической нанофотоники под руководством Николая Гиппиуса мы занимаемся теоретическим исследованием свойств различных, прежде всего периодических, фотонных структур.